Таким образом, и разрушение храма не составляет самостоятельного, не имеющего к парусии никакого отношения, события, и парусия остается главным, наиболее важным пунктом апостольского вопроса. Положение главного, центрального события сохраняет парусия и в ответной беседе Иисуса Христа. Все содержание этой беседы имеет прямое или косвенное отношение к паки-пришествию Христа, все, так сказать, проникнуто светом этого события. Если Иисус Христос говорит о явлении лжемессий и предостерегает учеников Своих от веры в них, то потому, очевидно, что за этими лжеявлениями последует истинное Его Самого явление. Если Он указывает на различные нестроения в жизни мира, то вместе с тем определяет и их отношение к приносимому парусией концу; говорит о суде над Иерусалимом и прозирает до суда над миром, имеющего наступить с Его парусией. Приточные увещания к бодрствованию имеют прямую цель – приготовить верующих к паки-пришествию Христа. Так, главной особенностью содержания эсхатологической беседы является парусия. Что же такое παρουσα? Παρουσα значит собственно нахождение, присутствие – ( 2Кор.10:10 ; Флп.2:12 ); также прибытие, пришествие, как начало присутствия – ( 1Кор.16:17 ; 2Кор.7:6–7 ). В последнем значении, т. е. в значении вообще пришествия употребляется это слово в св. Писании Нового Завета и по отношению к Иисусу Христу – ( Мф.24:27 , Мф.24:37 , Мф.24:39 ; ср. 1Кор.15:23 ; 1Сол.2:19 ; 1Сол.3:13 ; 1Сол.4:15 ; 1Сол.5:23 ; 2Сол.2:1 ; Иак.5:7 и др.). На основании тех мест св. Писания, в которых встречается данный термин, можно точнее охарактеризовать это пришествие. Прежде всего, оно есть еще событие будущего, предмет надежд и желаний ( 2Пет.3:12 ). Пришествие Господне еще только γγικε – приблизилось ( Иак.5:8 .), а не наступило. Особенно отчетливо выступает эта черта парусии в 1 посл. ап. Иоанна, где слова „в пришествие Его – ν τ παρουσ ατο“ составляют параллель словам „когда Он явится“ – δταν φανερωϑ ( 1Ин.2:28 ). Итак, в настоящее время еще нет парусии, а есть только „обетование – παγγελα“ её ( 2Пет.3:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

4) Лютеране отвергают предание Церковное, говоря, что «мы принимаем только писанное в Евангелии и Посланиях апостольских», чем явно сами себе противоречат, потому что в Посланиях есть прямое указание на приятие Церковного предания. Святой апостол Павел пишет к Коринфянам: «хвалю же вы, братие, яко вся моя помните, и якоже предах вам, предания держите» ( 1Кор.11:2 ). И еще: «Темже убо, братие, стойте и держите предания» ( 2Сол.2:15 ). И в Послании к Тимофею: «О Тимофее, предание сохрани, уклоняяся скверных суесловий и прекословии лжеименнаго разума» ( 1Тим.6:20 ). И святой апостол Иоанн Богослов пишет в Соборном послании: «Много имех писати вам, и не восхотех хартиею и чернилом, но надеюся приити к вам и усты ко устом глаголати, да радость ваша будет исполнена» ( 2Ин.1:12 ). Неужели эта устная беседа апостола Иоанна и беседы прочих апостолов произнесены были на воздух и оставлены без внимания учениками первенствующей Церкви? Нет; из таких устных бесед составлялись так называемые правила апостолов, существующие доселе в Православной Церкви. Скажем и более сего: ежели отвергнуть предание Церковное, то нельзя верить и Евангелию, потому что Господь Своей рукой Евангелия не писал, а устно передал учение благовестия апостолам; ученики же первенствующей Церкви написали слышанное от Господа учение. И в начале, в разных местах, написано было много евангелий; но Церковь , рассмотрев оные, признала достоверными и истинными только писания четырех известных евангелистов, прочих же отвергла. Итак, правильно ли поступают лютеране, отвергая авторитет Церкви в отношении предания оной? Господь наш Иисус Христос не только Сам устно проповедовал учение благовестия, но и ученикам не дал заповеди писать, а повелел проповедовать оное устно же, как читаем у евангелистов Марка и Матфея: «проповедите Евангелие всей твари» ( Мк.16:15 ); «шедше… научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам» ( Мф.28:19–20 ). А что апостолами написано, то написано после проповедания Евангелия, по требованию обстоятельств. И это устроилось промыслительно, чтобы после можно было по сим посланиям повторять переданное ими устно учение. Известно также, что многие апостолы ничего не писали, а другие если и писали, то писали, по их собственному свидетельству, уже об «извествованных в них вещех, по преданию, якоже предаша нам, иже исперва самовидцы и слуги бывшии Словесе» ( Лк.1:1–2 ), – притом писали не обо всех предметах, а только о некоторых, о других же вовсе умалчивали, как уже и без того известных по преданию. Посемуто Православно–Кафолическая Церковь за источник христианской религии, кроме Священного Писания , признает и священное предание.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

И все то, что признает св. православная церковь , например, о крестном знамении, о благословении священническом, об обрядах крещения и других таинствах, все это именно и было заповедано словесно свв. апостолами или позднее принято св. церковью, в согласии с духом Писания и св. веры Христовой. Посему то, св. апостол Павел писал христианам, чтобы они крепко держались апостольских преданий, заповеданных не только посланием, т. е. письменно, но и словом, т. е. устно. «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» ( 2Сол.2:15 ), пишет он. И об этих-то преданиях апостольских, завещанных их словом и записанных уже потом, надо рассуждать, не требуя буквенного свидетельства, но в согласии, как сказано, с духом веры Христовой. Будем же внимать букве Писания в тех вопросах, на которые Духу Святому угодно было ответить писанием, но не будем неверами и пустословами относительно тех истин, которые заповеданы словом предания и не противоречат духу Писания и веры Христовой. С молитвой Святому Духу, – Духу истины ( Ин.15:16 ), Который научит нас всему и напомнит все, что говорил нам чрез свв. апостолов Господь Иисус Христос ( Ин.14:26 ), с искренним желанием познать истину, для соединения со св. церковью, – приступим к решению вопросов. He каждый вопрос, из напечатанных в 40 «Церковного Вестника», касается особого предмета. Так, вопросы 3, 4, 5 и 8 касаются вопроса о почитании Пресвятой Богородицы, святых, их мощей и икон, вопросы 2 и 6 о благословении священниками, их долгих волосах и широких рясах. Поэтому, будем отвечать на них не в том порядке, как они напечатаны, но сначала на 4 вопрос, потом 3, 5, и 8, затем 2 и 6, наконец, 1 – о молитве рукой и крестном знамении и 7 – о восприемниках при крещении и отрицании сатаны при совершении этого таинства. 1). Где велено христианам, – «Богородицу почитать и на помощь призывать?» – Если бы вы хотели найти такое приказание в св. Писании: «почитайте Богородицу» или, –«призывайте Ее в своих молитвах», то таких слов вы в Писании не нашли бы; но это не значит, что и не надо почитать Пресвятую Богородицу.

http://azbyka.ru/otechnik/Filosof_Ornats...

Понимаемое в этом объективном смысле, Евангелие служит «силою Божией ко спасению всякому верующему, во-первых иудею, потом и эллину» ( Рим. 1:10 ) и всех одинаково поставляет в новое положение, давая им средства жить в отрадном мире внутренно и во взаимных отношениях. В параллель политическому строю, – тут оно оказывается теперь Евангелием царствия (τ εαγγλιον τς βασιλεας: Мф. 4:23; Мф. 9:35; Мф. 24:14), основанного Господом и потому не земного, носившегося перед омраченным раввинистическим взором, а Божия (τ εαγγλιον τς βασιλεας Θεο у Μк. 1:14 по t. rec.) и по своему происхождению от Бога и по назначению вести своих членов к Нему путем спасения (τ εαγγλιον τς σωτηρας μν Εф. 1:13). Это есть Евангелие всецелого умиротворения (τ εαγγλιον τς ερ νης: Εф. 6:15) по благодати Божьей (τ εαγγλιον τς χριτος το Θεο: Деян. 20:24 ), в полноте излившейся на людей через Единородного Сына. При подобных свойствах своих Евангелие открывает прямой и верный путь к совершенству и блаженству для всякого человека, если он смиренно и с душевною покорностью принимает его (πακοειν τ εαγγελ: Рим. 10:2 ; 2Сол. 1:8 ), с сокрушенным сознанием своей греховной немощности будет веровать ему (μετανοετε κα πιστεετε ν τ εαγγελ: Μк. 1:15), подвизаться за веру евангельскую (συναθλεν τ πστει το εαγγελου: Флп. 1:27 ), свидетельствовать Евангелие благодати Божией (διαμαρτρασθαι τ εαγγλιον τς χριτος το Θεο: Деян. 20:24 ) своею достойною его жизни (ξως το Εαγγελου το Χρστο πολιτεεθσαι: Флп. 1:27 ) и своим состраданием ему τ Εαγγελ 2Тим. 1:8 ). Делая все это, христианин становится и соучастником Евангелия, как говорит о себе Апостол Павел ( 1Кор. 9:23 ): πντα ποι δια τ Εαγγλιον, να συγκοινωνς ατο γνωμα. Но это Евангелие основано и утверждено на земле божественным Сыном, Иже сый сияние славы Отчей ( Евр. 1:3 ), и неизбежно отображает небесный блеск своего первоисточника: потому оно есть τ Εαγγλιον τς δξης το μακαρου Θεο ( 1Тим. 1:11 ) или το Χρστο ( 2Кор. 4:4 ) и от надежды благовестия (π τς ελπδος το εαγγελου; Кол. 1:23 ) дарует людям за это упование (δι τν λπδα) уготованное им на небесах ( Кол. 1:5 ) вечное царство. Отсюда оно уже по одному этому бывает Εαγγλιον ανιον ( Откр. 14:6 ) и нескончаемо по действию и существу, как и владыка его – Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Вразумление неведущаго есть духовная милостыня. Кто обратит грешника, заблуждающаго от пути истины, тот спасает душу от смерти и покроет множество грехов ( Иак.5:19:20 ). А кто совратит неведующаго неблагонамеренным и вредным словом, или худым примером, тот есть соблазнитель, которому Господь угрожает страшным наказанием ( Мф.17:6 ). Если не можете, или не хотите принять участие в научении неведущих, в исправлении заблуждающихся, то, по крайней мере, пощадите души простыя, не соблазняйте их своими действиями, не увлекайте их лжехитрыми, ядоносными внушениями, не колеблите в вере немощных братий ваших, за них же Христос умре ( 1Кор.8:11 ). Пастыри словесного стада Христова! Вам вверены души ваших пасомых, жизнь их, сердца и ума, их воспитание до гроба. Действительно не мало вам препятствий, чтобы успешно воспитывать и утверждать их в вере и благочестии. Но вам при рукоположении дана сила свыше; не нерадите же о даровании, живущем в вас ( 1Тим.4:14 ). Поэтому неослабно и неуклонно делайте то, что от вас требуется пастырским долгом. Ваши обязанности: учите люди, жити свято, тайнодействовати. Учите, руководствуясь писаниями святых Отцев, учите своим живым словом и, если не можете изустно, то по книгам и хартиям; учите в храме и в домах, вечер, заутра и полудне ( Пс.14:18 ). Добрыя наставления подтверждайте примером своей жизни, ибо пример худой отнимает плодотворную силу и у хорошего слова. Если для кого высока степень святости, держитесь в смирении на степени безукоризненности, чтобы никто не мог сказать о вас что-либо укорное ( Тит.2:8 ). При совершении тайнодействий помните, что вас окружают и с вами невидимо служат силы небесныя. Священнодействуя храните в себе дух искренняго умиления, чтобы оно переходило и в сердца предстоящих и молящихся. Речения богослужебныя произносите внимательно и точно, дорожа каждым словом, как бисером многоценным, возносите святыя молитвы благоговейно, ибо Христов их приемлет, как жертву приятную, как кадило благовонное. Да сподобится каждый из вас на всемирном суде Христовом непостыдно сказать: се аз и дети, яже ми дал есть Бог ( Еф.2:13 ); держите предания, коими научились словом и писаниями святых апостолов и преемников их, богоносных отец наших ( 2Сол.2:15 ); блюдитеся от творящих разделения и соблазны, вопреки учению, которое преподают вам поставленные Богом пастыри ваши ( Еф.4:11 ), и уклоняйтеся от самозванных учителей, ибо таковые служат не Господу нашему Иисусу Христу, но своему чреву. Бог же мира да сокрушит сатану под ноги ваши вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа буди с вами ( Рим.16:17– 20 ). Аминь. II. Пастырское послание епископов Православной Греко-Российской церкви, в Богоспасаемом граде Казани собравшимся, к православным их паствам

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

апостолов ( 2Ин. 12:3 ; Ин. 14 ; 2Кор. 3–6 ). Посему апостолы, благовестив верующим Евангелие ( 1Кор. 15:1 ; Гал. 1:11 ), убеждали их хранить «Слова Божии» в том виде, как они переданы им, то есть в писаниях и устном слове апостолов: «стойте братия, писал св. ап. Павел, и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» и «удаляйтесь от всякого брата, поступающего бесчинно, a не по преданию, которое вы приняли от нас» ( 2Солун. 2:15; 3:6 ). Отсюда ясно, что еще при св. апостолах важно было в церкви Христовой не только Св. Писание, но и Св. Предание, ибо только в этих двух источниках в совокупности хранится полностью и не поврежденным возвещённое миру Христом чрез св. апостолов евангелие Царствия Божия. По повелению апостолов их ученики и преемники их пастырского служения в церкви Христовой в свою очередь должны были передать то, что слышали от апостолов, своим преемникам, верным людям, которые также должны были других научить сему ( 2Тим. 2:2 ) и т. д. Значит, и для будущих времен церкви Христовой должно быть неизменно свято и к исполнению обязательно все слово апостольское, как хранящееся в Св. Предании, так равно и записанное в Св. Писании. И известно, что святая церковь времен послеапостольских принимала и хранила, как истинное Слово Божие, все то, что передали ей устно и письменно св. апостолы и их ученики. Насколько высоко она ценила хранящееся в Св. Предании устное слово апостолов, видно из того, что им она обличала всякие лжеучения. Так, например, один из учеников св. Поликарпа, ученика св. апостола Иоанна, – Ириней, епископ Лионский, обличая еретика, отвергавшего Св. Писание и искажавшего Св. Предание, в письме к последнему, между прочим, писал: «такого учения не предали нам предшествующие нам пресвитеры, которые обращались с самими апостолами. Я был еще отроком, когда видел тебя в Малой Азии у Поликарпа. Что было в то время, я помню живее, чем недавно случившееся. Что мы слышали в детстве, то укрепляется вместе с душою и укореняется в ней». Посему ныне св. церковь Христова хранит переданное ей апостолами благовестие Божие в двух равно важных источниках: Св. Писании и письменном Св. Предании, поучая верующих, что: «из сохраненных в церкви догматов и проповеданий некоторые мы имеем от письменного апостольского) наставления, а некоторые прияли от апостольского предания по преемству в тайне, и те, и другие имеют едину и ту же силу для благочестия. И сему не воспрекословит никто, хотя мало сведущий в установлениях церковных. «Ибо аще предприимем отвергати неписанные обычаи, аки не великую имеющие силу, то неприметно повредим евангелию в главных предметах, или паче сократим проповедь в единое имя без самыя вещи» (91 прав. св. Вас. Вел.); посему и апостол глаголет: «хвалю вас, братие, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» ( 1Кор. 11:2 ), то есть – «или словом или посланием " ( 2Сол. 2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/o...

Не об этом ли как раз и предрекал более 80-ти лет тому назад в своем толковательном труде на 2-е послание к Солунянам святитель Феофан Вышенский , говоря: «Хотя имя христианское будет слышаться повсюду, и повсюду будут видны храмы и чины церковные, но все это – только видимость, внутри же отступление истинное» (стр. 491 – 492). Ведь Сам Христос в Своей Нагорной проповеди ясно сказал, что «никто не может служить двум господам» ( Мф.6:24 ); невозможно служить одновременно Богу и «маммоне», то есть «миру сему, во зле лежащему», нельзя угождать в одно и то же время и Христу и велиару, то есть слугам грядущего антихриста, в лице явной или тайной богоборческой власти ( 2Кор.6:15 ). С падением Православной России действительно не стало больше «удерживающего» ( 2Сол.2:7 ), как неоднократно предрекал о том и святитель Феофан, и наш великий всероссийский праведник о. Иоанн Кронштадтский , и многие другие духоносные прозорливцы нашего времени, – и все в мире расшаталось, будучи потрясено в своих вековых устоях. Дух «Отступления» с необыкновенным цинизмом и бесстыдством стал проявлять себя повсюду в мире во всех областях личной, семейной, общественной и государственной жизни, как никогда прежде. Целые миллионы людей, бывших христиан по рождению, не стыдятся теперь открыто и во всеуслышание заявлять о своем неверии и безбожии, и государственная власть официально регистрирует их, как не принадлежащих ни к какому вероисповеданию. Безнравственность достигла ужасающих размеров, разврат и порнография, в большинстве случаев не только не преследуются, а даже культивируются власть имущими, вплоть до систематического развращения молодого поколения в школах; почти исчезли прежние понятия о долге, чести, благородстве и совести – на первое место ставится грубая корысть, чисто эгоистический расчет, материальные выгоды и плотские наслаждения. Особенно горько за современную молодежь, которая совсем почти лишена духовного горения и того высокого энтузиазма жертвенного служения ближним и увлечения высокими нравственными идеями, коими отличалась прежняя молодежь. Целью жизни для многих стали лишь карьерные стремления, хорошо обеспечивающая в материальном отношении служба, внешний комфорт и низменные плотские наслаждения. А невероятный рост детской преступности, о котором постоянно пишут газеты, внушает нам самые серьезные опасения за ближайшее будущее.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

После Св. Писания важным источником церковного права служить Св. Предание ( παρδοσις, traditio). Под именем предания разумеется не просто внешний образ сообщения известных правил от одного века другому или от одной церкви другой, но неизменное сохранение путем преемства в кафолической церкви основных принципов, как в учении веры, так и во всем церковном управлении, принципов, положенных Самим Основателем церкви, а после Него теми, которые первые учредили церковь и были ее пастырями 50 . В Св. Писании содержатся главные основы устройства церкви, ее управления и жизни, но не излагаются об этом подробности. Делали это уже сами апостолы, когда они, учреждая церковь , устно передавали известным лицам, как должно управлять ею. Апостол Павел пишет Тимофею, чтобы он имел в памяти слова, которые он говорил ему, ради доброго управления своего ( 2Тим. 1:13 ); а напоминая ему о том, что ему было передано устно, св. Павел советует передать это самое и другим, которые будут способны хранить его наставления и научать этому и других ( 2Тим. 2:2 ). Когда же апостол видел, что в известных церковных общинах, основанных им самим, слова его хранятся и служат руководством жизни, он выражался об этом самым похвальным образом ( 1Кор. 11:2 ; 2Сол. 2:15; 3:6 ). В своих посланиях апостолы дают лишь общие наставления пастырям церкви, как они должны управлять церквами, а относительно всего остального обыкновенно пишут, что устроят это сами, когда лично придут (Кор. 11:34), или же поручают тем же самым пастырям устроить нужное, применительно к тому, что заповедали им апостолы устно ( Тит. 1:5 ). Таким образом выходит, что апостолы придавали больше значения своим устным указаниям, чем тому, о чем они писали пастырям церкви ( 1Тим. 3:14–15 ). Поэтому главнейшие постановления, касающиеся устройства и жизни церковной, прежде нежели были формально утверждены законодательным предписанием, практически вступили в жизнь церквей, основанных апостолами, и здесь сохранялись чрез непрерывное предание от одного предстоятеля церкви другому.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

21. Древнейший и первоначальный способ распространения Откровения Божия есть Священное Предание. От Адама до Моисея не было Священных книг. Сам Господь наш Иисус Христос Божественное учение Свое и установления передал ученикам Своим словом и примером, а не книгой. Тем же способом сначала и апостолы распространяли веру и утверждали Церковь Христову. Необходимость Предания видна и из того, что книгами пользоваться могут не все, а Преданием - все. 22. Священное Писание дано для того, чтобы Откровение Божие сохранилось более точно и неизменно. В Священном Писании мы читаем слова пророков и апостолов точно так, как если бы мы с ними жили и их слышали, несмотря на то, что Священные книги написаны за несколько веков или тысячелетий до нашего времени. 23. Мы должны соблюдать Священное Предание, с Божественным Откровением и Священным Писанием согласное, как учит этому само Священное Писание. Апостол Павел пишет: " Темже убо, братие, стойте и держите предания, имже научистеся или словом, или посланием нашим (2Сол.2,15). 24. Предание нужно и теперь для руководства к правильному пониманию Священного Писания, для правильного совершения Таинств и для соблюдения священных обрядов в чистоте первоначального их установления. Святой Василий Великий говорит об этом следующее: " Из соблюденных в Церкви догматов и проповеданий некоторые мы имеем от письменного наставления, а некоторые прияли от апостольского предания, по преемству в тайне. Те и другие имеют одну и ту же силу для благочестия, и сему не станет противоречить никто, хотя мало сведущий в установлениях церковных. Ибо ежели отважимся отвергать неписанные обычаи, как будто не великую важность имеющие, то неприметно повредим Евангелию в самом главном или, паче, от проповеди апостольской оставим пустое имя. Например, упомянем всего прежде о первом и самом общем: чтобы уповающие на имя Господа нашего Иисуса Христа знаменовались образом креста, кто учил писанием? К востоку обращаться в молитве какое послание нас научило? Слова призывания в преложении Хлеба Евхаристии и Чаши Благословения кто из святых оставил нам письменно? Ибо мы не довольствуемся теми словами, которые Апостол или Евангелие упоминает, но и прежде их, и после произносим и другие, как имеющие великую силу для Таинства, приняв оныя от неписанного учения. По какому также писанию благословляем и воду Крещения, и елей Помазания, еще же и самого крещаемого? Не по умолчанному ли и тайному преданию? Что еще? Самому помазыванию елеем какое написанное слово научило нас? Откуда и троекратное погружение человека, и прочее относящееся к Крещению; отрицаться сатаны и ангелов его из какого взято писания? Не из сего ли необнародываемого и неизрекаемого учения, которое отцы наши сохранили в недоступном любопытству и выведыванию молчании, быв основательно научены молчанием охранять святыню Таинств? Ибо какое было бы приличие писанием оглашать учение о том, на что некрещеным и воззреть не позволительно? " (Правило 97. О Святом Духе. Гл.27).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/349/...

9 . Что же будет после этого, говорится далее: Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет ( Мф.24:15 ). И еще: Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте ( Мф.24:23 ). Братоненавидение дает уже место антихристу. Ибо диавол наперед производит раздоры в народе, чтобы, когда придет антихрист, удобнее приняли его. Не дай Боже, чтобы кто-либо из служителей Христовых, здесь или в другом каком месте находящихся, присоединился к врагу сему. Касательно его апостол Павел в Послании своем представил ясное знамение в этих словах: день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это? И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих ( 2Сол.2:3–10 ). Вот что говорит Павел. Отступление и ныне есть. Ибо люди отступили от истинной веры; и некоторые проповедуют Сыно-Отечество, а другие дерзают говорить, что Христос из небытия в бытие преведен. Прежде были явные еретики, а ныне Церковь наполнена скрытными еретиками. Отступили люди от истины, льстят слух (см. 2Тим.4:3 ). Слово льстивое для самолюбия, – и все слушают с удовольствием. Слово об обращении, – и все отвращаются. Большая часть отступила от правильных понятий, и удобнее избирают злое, нежели соглашаются на доброе. Вот то отступление, после которого надобно ожидать врага. И уже начал он отчасти посылать своих предшественников, чтобы приготовлен был ему путь для ловли. Посему береги самого себя, человек, и укрепляй душу твою. Церковь свидетельствует ныне тебе перед Богом живым, предостерегает от антихриста прежде, нежели он явится. Случится ли это при жизни твоей, мы не знаем; случится ли после тебя, не знаем. Впрочем, хорошо будет, если ты, зная это, предостережешься.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010