Каждый христианин приносит в момент Крещения особые обеты посвящения себя Богу (непосредственно сам или через восприемников), которые обязывается сохранять до конца жизни, независимо от того, научили ли его этому родители и восприемники. Прежде всего христианин обязан знать и исполнять все заповеди Божьи, изложенные в Священном Писании. Само незнание заповедей уже является грехом, поскольку показывает нерадение человека о том, чтобы узнать, как следует любить Бога и ближнего. Таким образом, такое незнание не освобождает человека от вины за совершаемые грехи, а напротив, усугубляет ее. Кроме того, становясь членом Церкви, христианин подпадает под действие канонов Церкви , то есть церковного законодательства в области дисциплины. Сюда относятся, в частности, правила соблюдения постов, регулярности участия в богослужениях и Таинствах, и т.п. Ответственность за грехи, совершенные после Крещения, больше, чем за те, которые были совершены до обращения к вере ( 2Пет.2:20 ). Имеет ли значение для христианина национальность, принадлежность к какому-либо народу? Нет, поскольку во Христе « нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского » ( Гал.3:28 ). Все христиане объединены гражданством более высокого порядка – они граждане Царства Небесного и дети Божьи через Иисуса Христа. Поэтому в общении и помощи людям их принадлежность к христианству является приоритетным параметром: « Будем делать добро всем, а наипаче своим по вере » ( Гал.6:10 ). Превосходство какой-либо национальности, подчинение христианской веры этническим идентичностям и национальным интересам осуждается Церковью как ересь . См. Этнофилетизм . Цитаты о христианах «Но вы — род избранный, царское священство, народ святой, народ взятый в удел, чтобы возвестить совершенства Призвавшего вас из тьмы в дивный Свой свет». 1Пет.2:9 «Кто не верует во Святую Церковь как единую врачебницу, вмещающую в себе все восстановительные для нас силы, и святые таинства ее и освятительные средства считает простыми обрядами без внутренней силы, – тот не наш.

http://azbyka.ru/xristianin

Любостяжатели исключены из Царства Божия: «Ни воры, ни лихоимцы... ни хищники – Царства Божия не наследуют» ( 1Кор.6:10 ). Любостяжание будет господствовать в последние дни: «Знай, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы» ( 2Тим.3:1–2 ). – «Будут у вас лжеучители, которые... из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет» ( 2Пет.2:1, 3 ). 2. Церковно-исторические примеры отречения от богатства и мирской славы ради Бога и для спасения души В числе св. подвижников русской земли, променявших и славу, и богатство жизни мирской на тесную келью, мы видим князей, именитых бояр, купцов и людей простого звания. I. В XV веке князь вологодский Андрей Дмитриевич оставил княжение на двадцатом году своей жизни. Он пришел в Спасов монастырь, что на Каменном острове, и просил у игумена Кассиана пострижения. Удивился игумен, услышав такую просьбу из уст юноши-князя. «Напрасно смущаешься, – говорил на это князь, – я имею твердое намерение не принимать услуги от других, а служить другим и нести крест по следам моего Господа». Игумен наконец решился принять молодого подвижника в монастырь и под именем Иосафа (10 сентября) постриг в монашество, сделав увещание не возвращаться помыслами к раз покинутому земному величию. Бывший князь стал примерным иноком; до конца жизни соблюдал строжайший пост, и мысль о богатстве и славе никогда не нарушала его душевного мира. Однажды дядя его, ржевский князь Борис, посетив Иосафа, предложил ему основать свой монастырь и давал для этого деньги; молодой подвижник сказал ему: «Серебро и золото не нужно тому, кто искренно желает жить в пустыне; раздай бедным то, что ты определил для меня, и получишь награду от Бога». Так и скончался бывший князь бедным монахом. II. Таким же образом оставил княжение и скончался строгим подвижником в Петропавловском монастыре, в XIII в., князь Олег Романович Брянский (20 сентября). III. Преподобная Евфросиния Полоцкая (23 мая) была внучка полоцкого князя Всеслава и ушла в монастырь даже тайно, не желая выходить замуж (XII в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Мы не представляем себе Христа-человека ( 1Тим.2:5 ) пребывающим в непрестанном восхождении к Отцу; мы исповедуем Его как «восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца» 20 . Сам Он сказал: «где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит; того почтит Отец Мой» ( Ин.12:26 ). Но также исходя из слов Христа: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» ( Ин.20:17 ), мы сознаем, что некая «онтологическая дистанция» останется для нас и в вечности – та, о которой сказано выше: Сущность Безначального Само-Бытия нам не сообщается; мы, даже при даровании нам всей полноты Божией, останемся «тварью». Итак, спасение в совершенстве состоит во включении человека во всю полноту содержания жизни Бога. Догматическое и аскетическое учение Православной Церкви не есть некий агрегат человеческих домыслов или «хитросплетенных басен» (ср. 2Пет.1:16 ). Характерно ему иметь не поддающуюся «систематизации» форму преподношения слушателю результатов живого опыта (ср. Рим.10:14–15 ). Учение Церкви является повествованием в человеческих словах о том, что действительно видели и познали святые апостолы, отцы Церкви и последующие им поколения подвижников (ср. 1Ин.1:1–3 , Гал.1:11–12 и др.). Где речь идет о персональном общении между свободным Богом и свободными людьми, там предстоит задача немощными средствами нашего языка изобразить вечно живые течения беспредельного океана Божественной жизни. «Течения» – иногда бурные, иногда же могуче спокойные, подчас нежно согревающие или тихо ласкающие. Это не значит, что все в нем (учении) неустойчиво, непостоянно или даже противоречиво. Вовсе нет, ибо в силу действия Единого Бога всему свойственно внутреннее онтологическое единство, «многообразное» ( Евр.1:1 ), неисчерпаемо богатое. Бытие и отдельных лиц, и массовых скоплений людей, и целых исторических периодов в долгом ряду сменяющихся поколений проходит то в коротких, как вспышки молний, откровениях, то в длящихся веками попытках народов сообразовать свою жизнедеятельность с данными свыше познаниями о Боге – Вседержителе: Петр сказал Иисусу: «Господи! хорошо нам здесь быть...

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Он один, источник возможных положительных перемен в жизни всего рода человеческого, о чем мы каждодневно и испрашиваем в молитве: «да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на Небе» (Мф.6:10). И никакие человеческие политические спекуляции не смогут обеспечить для всех нас счастливую и достойную жизнь. Сия проблема решается только с наступлением Его Царствия «и на земле, как на Небе». А соединив Себя Самого, сроднив с нами, Он соединил нас и с Самим Отцом Своим небесным. Сказано: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, – и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе» (Еф.2:4-7); и еще: «Как от Божественной силы Его (т.е. Иисуса Христа – О.С.)… через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества…» (2Пет.1:3-4). Как учит святая Церковь о Сыне Божием: Он сошел на землю, чтобы нас вознести на Небеса, – сделался человеком, чтобы нас сделать богоподобными. То есть, «причастниками Божеского естества» не по природе, но по благодати! Здесь рассмотрим духовный смысл (перевод) всех имен родословия Христова в их очередности по 14 родов. Как известно, библейские имена давались под воздействием пророческого духа и, как правило, являлись характеристикой для целого поколения: Авраам – «отец множества»; Исаак – «смех»; Иаков (Израиль) – «обманщик» («воин Бога»); Иуда – «хвалимый»; Фарес – «брешь», «отверстие»; Есром – «цветущий»; Арам – «высокий»; Аминадав – «щедрый»; Наасон – «чародей»; Салмон – «темный»; Вооз – «остроумный»; Овид – «поклоняющийся»; Иессей – «богатство»; Давид – «брат отца», «возлюбленный». Общая духовная характеристика периода от Авраама да Давида получается следующая: (Авраам) – благословение чрез одного дается многим; (Исаак) – это благословение оборачивается радостью, но и недоумением для потомков; (Иаков) – возложенные на потомков надежды оказались обманчивыми, но со временем (Израиль) – положение изменилось в лучшую сторону; (Иуда) – прославление Бога продолжалось; (Фарес) – но брешь от содеянных грехов уже образовалась; (Есром) – цветение духовности продолжалось; (Арам) – высоты духовные манили; (Аминадав) – и щедрая милость изливалась; (Наасон) – духовность не могла остановить чародейство и волхование, двоеверие, магизм и единобожие сосуществовали; (Салмон) – от подобного сосуществования и раздвоенности тьма спускалась в этот мир; (Вооз) – но разум подсказывал другое направление; (Овид) – поклонение Богу сохранялось; (Иессей) – и оно приносило богатства духовной жизни; (Давид) – как плод богатства духовной жизни любовь возрастала.

http://radonezh.ru/analytics/tayny-rodos...

подвизаться за веру. В данном случае под словом «вера» подразумевается, скорее, содержание того благовестия, которое было проповедано апостолами и разделялось всеми христианами ( Гал. 1,23 ; 1Тим. 3,9 ), а не личный опыт веры и упования верующего христианина. Отстаивание истиной веры от нападок на нее означает нечто большее, чем только словесное противостояние лжеучителям. Прежде всего это жизнь в соответствии с Евангельским учением (ст. 20–23). однажды преданную святым. Христианство включает в себя некое «правило веры», дарованное Церкви Богом через апостолов ( 1Кор. 15,3–8 ). 1 вкрались некоторые люди. Производящие соблазны люди явились, очевидно, откуда-то извне, они не принадлежали к числу тех христиан, к которым обращался апостол. Быть может, они явились под видом странствующих пророков или проповедников ( 2Ин. 1,7.10.11; 2 Кор., гл. 10; 11). издревле предназначенные к сему осуждению. Это трудное для истолкования выражение относится, вероятно, к различным пророчествам о грядущем Суде и осуждении, уготованном нечестивцам, подобным лжеучителям. нечестивые. Это обличительное выражение Иуды передает суть того, в чем автор осуждает лжеучителей. Их вина состоит в безбожии, поскольку они отрицают, что Христос есть Господь. обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству. Обличаемые Иудой лжеучители повинны в антиномианизме, т.е. в вере в то, что христиане свободны от обязанности следовать нравственному закону как правилу жизни. Такое учение было весьма острой проблемой для древней церкви ( Рим. 3,8; 6,15 ; 1Кор. 6,12–20 ; Гал. 5,13 ), особенно тогда, когда учение Павла об оправдании благодатью через веру искажалось (ср. 2Пет. 3,16 ). отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа. Своим безбожием и безнравственным поведением лжеучители отвергают Христа. Именование Христа Владыкой и Господом означает признание Божественности Христа и в данном случае акцентирует идею Его Божественного всемогущества как Господа, которая подвергалась сомнению со стороны лжеучителей. 1 неверовавших погубил. Бог осудил Израиль на длившиеся сорок лет скитания по пустыне за его неверие, когда израильтяне отказались вступить в Ханаан после возвращения соглядатаев ( Чис. 14,1–38 ). Подобно тому, как суд Божий постиг отступников-израильтян после их освобождения от рабства египетского, он столь же неотвратимо обрушится и на отступивших от веры членов Церкви ( Евр. 3,7–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Сын является, воплощаясь Духом Божьим от Пресвятой Девы Марии. Во дни творения мира, когда Бог изрек Свое живое и мощное: «да будет», – слово Творца производило в мир твари, но в этот беспримерный в бытии мира день вочеловечения Бога Слова, когда Божественная Мариам изрекла свое кроткое и послушное слово: «буди», – слово твари низвело в мир Творца. С этим словом Божество всей полнотой низошло в среду человечества, соединилось с ним теснейшим образом, приобщилось плоти и крови Его, чтобы все грешное человечество на раменах Божественной силы вознести в небесное вечное царство Божие. С этого момента Бог стал человеком, а природа человеческая во Христе сделалась природой Божественной. Мы были некогда сынами противления, отвергнутые от Бога своим грехопадением, теперь же чрез воплощение явились сынами Божьими, братьями Христа Спасителя, сонаследниками всех Его благ, уготованных в царстве благодати и славы; ради нас – Его чад Он послал Своего единородного Сына, чтобы показать в совершенстве Свою милость к нам, искупить от рабства греха, примирить нас с Богом Отцом, дать оправдание, а с ним жизнь, с жизнью силы, «яже к животу и благочестию» ( 2Пет.1:3 ). Мы были мертвы, теперь же ожили для жизни вечной, будущей, блаженной, для которой человек и живет теперь на земле. Через воплощение Сына Божьего мы увидели природу человеческую одухотворённую, преображённую, так что в будущем увидим Господа лицом к лицу, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть ( Ин.10:2 ). Вочеловечился Христос и тотчас рассеял мрак разума. Люди познали чрез Него пути спасительные, оставили служение страстям. Привязанность к одной только временной жизни, возвестил Он нам о Боге Отце Своем, как об истинном Триедином Боге, о Сыне – как о посланнике Божьем, истинном Его Сыне, о Духе Святом – как об Осветителе и Просветителе нашем, и вслед затем идолы ниспровергнуты, бесовские жертвы оставлены, вся земля стала служить Триипостасному совершеннейшему и чистейшему Духу, совершая Ему служение в духе и истине.

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit-Lyubimo...

Таким образом, их праведность была не то, что праведность так называемых Фарисеев, как увидим из Евангелия, – одна внешняя, без внутренней, каковая не делает человека праведным пред Богом. «Надобно заметить, пишет проф. Богословский, что праведность, усвояемую здесь Захарии и Елисавете, а в некоторых местах нового завета и другим лицам подзаконным, напр., Симеону ( Лук.2:25 ), Лоту ( 2Пет.2:7 ), нельзя смешивать со святостью или оправданием от грехов, которые даруются человеку только кровью Иисуса Христа ( 1Иоан.1:7, 2:2 ). Это была праведность законная, которая никогда не могла быть совершенною и способною примирить Бога с человеком ( Гал.3:10–11 ); эта праведность только усиливала жажду к искуплению и возбуждала в сердцах людей чувства покаяния и веры в Мессию». Лк.1:7 . И не бе има чáда, понéже Елисавéт бе неплóды, и óба заматоревша во днéх своих беста. (У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных.) Не бе има чада (у них не было детей) и пр. Обилие детей и потомства у евреев считалось видимым выражением особенного благословения Божия за благочестие и, наоборот, бездетство служило знаком немилости Божией к грешным людям ( Втор.28:18 ); так как в ветхозаветное время благочестие тесно соединялось с обилием благ внешних: да благо mu будет и долголетен будеши на земли (5-ая запов.). И вот у Захарии и Елисаветы, несмотря на их праведность, не было детей. Но это было попущено Богом для испытания их веры, подобно как то было с Авраамом и Саррою, – т. е. для того, чтобы еще более укрепить их веру и возвысить их праведность, через что они могли бы удостоиться чести быть родителями Предтечи Христова. Правда, об испытании веры здесь не говорится, пишет один из толкователей Евангелия (проф. Богосл.), но говорится о физической причине их бездетства – неплодстве Елисаветы и, вообще, старости обоих (оба были уже в летах преклонных – заматеревши во днях своих беста); но это – потому и для того, что евангелист поставил себе целью выставить на вид и как можно яснее чудесность события.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Это хорошо сказано в истинном Евангелии истинного Господа: «Я есмь Воскресение и Жизнь» ( Ин. 11:25 ). Великий Господь, который целиком есть «Воскресение и Жизнь», живет всем Своим Существом в Своей Церкви в качестве Божественно-человеческой реальности; поэтому и нет конца продолжительности этой реальности. Будучи сопричастной Христу ( Еф. 3:6 ), жизнь каждого христианина непрерывно продолжается во вся веки, и если он христианин, то потому, что живет как органическая клетка Богочеловеческой жизнью самого Тела Христова. Что такое христианин? Христианин тот, кто живет Христом и во Христе. Божественная заповедь Евангелия Христова гласит: «Поступайте достойно Бога» ( Кол. 1:10 ), иными словами, живите достойно Бога, который соделался Человеком и который целиком остался в Своей Церкви, живущей Им и являющейся вечной. Живя «достойно Бога», живя по Евангелию Христову, естественно следовать за евангельской заповедью «Живите достойно благовествования Христова» ( Флп. 1:27 ). Жизнь по Евангелию, святая жизнь, это естественная и нормальная жизнь для христиан. Эта чудесная весть, эта заповедь звучит во всем Евангелии Нового Завета. Наше призвание заключается в нашем полном освящении души и тела (ср. 1Фес. 5:22 ). И это не чудо, а правило, природа и логика евангельской веры. Заповедь Божественного Евангелия ясная и четкая: «По примеру призвавшего вас Святого и сами будьте святы во всех поступках» ( 1Пет. 1:15 ), что означает, будьте святы, как Христос, Святой, принявший плоть и соделавшийся Человеком, который показал на Себе святую и абсолютную жизнь и в качестве такового заповедал людям: «Будьте святы, потому что Я свят» ( 1Пет. 1:16 ). Лишь Он один имеет право повелевать нам это, ибо, став Человеком, Он отдает как Святой от Себя Самого все те божественные силы, которые необходимы человеку, чтобы «жить в благочестии» ( 2Пет. 1:3 ). И христиане, духовно связанные в благодати и через веру с Господом Иисусом Христом, получают от Него божественные силы для того, чтобы жить святой жизнью.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Еф. 4:14 . Дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, но хитрому искусству обольщения. 2Тим. 4:3 . См. выше. Будучи на самом деле «дерзки, своевольны и не страшась злословить высших», будучи «ругателями и лютыми волками», отступники ходят в «овечьй одежде», принимают «вид апостолов Христовых, вид благочестия»: 2Пет. 2:10 . А наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны, и не страшатся злословить высших. Иуд. 1:19 . См. выше VII. Деян. 20:29 . Ибо я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада. 2Тим. 3:5 . Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся. Настоящее имя таким людям–«еретики». Тит. 3:10 . Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся. 2Пет. 2:1 . См. выше. Но они «немного успеют», и конец их по делам –« не дремлющая погибель»: 2Тим. 3: 8 . Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине люди развращенные умом, невежды в вере. 9 . Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится пред всеми, как и с теми случилось. 2Пет. 2:3 . См. выше. 2Кор. 11:15 . А потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды: но конец их будет по делам их. III. Для миссионерской полемики о сущности сектантства Тексты свящ. Писания, которыми сектанты оправдывают свое мудрование. Истинный смысл сих текстов. Тексты свящ. Писания, коими опровергается сектантское мудрование 1Кор. 12:3 . Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым. 2Кор. 3:5 . Не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога. Деян. 17:28 . Ибо мы Им живем, и движемся, и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: мы Его и род. Эти места сектанты применяют к себе, утверждая, что в религиозной жизни «способность их от Бога», в подтверждение чего и говорят: «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым», ибо «им мы живем и движемся». На это должно ответить сектантам, что по этому нельзя узнать человека истинной веры: призывали имя Господа Иисуса и бесы: Мк.1:23–24 ; и неверные Иудейские заклинатели: Деян.19:13 . Кроме того, если сектанты свое соображение признают верным, то почему они не остаются в православии: ведь все православные признают Иисуса Господом? Выходит, что сектанты только превращают Писания. В первом из этих мест разумеется не признание Иисуса Господом только на словах, как у сектантов: Мф. 7:21 , но полное, истинное признание по вере и по жизни. Во-втором месте говорится о способности св. апостолов начертывать письмо Христово на скрижалях сердца: ср. ст. 3. В третьем месте разумеется зависимость каждого человека от Бога по бытию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Блаженный Августин соглашается с другими отцами Православного Востока, когда пишет: «После завершения Суда это небо и эта земля, разумеется, прекратят существовать, тогда начнут существовать новое небо и новая земля. Этот мир погибнет через преобразование материи, но не через абсолютное уничтожение». Относительно апостольского слова: ... проходит образ мира сего. А я хочу, чтобы вы были без забот  ( 1Кор.7:31–32 ), он замечает: «То, что погибнет, это образ, а не природа». Комментируя место из Апокалипсиса: «И увидел я новое небо и новую землю , ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» ( Откр.21:1 ), он пишет: «Тогда образ этого мира погибнет во всеобъемлющем пожаре от земного огня, как когда-то погиб от потопа в земных водах». Таким образом, при этом всемирном пожаре погибнут в огне свойства тленных элементов, соответствующие нашим тленным телам, и материя через чудесное превращение приобретет свойства, приспособленные к нашим нетленным телам, чтобы обновленный и усовершенствованный мир мог быть в гармонии с людьми, сама природа которых обновится к лучшему». 1282 Как полагал преподобный Симеон Новый Богослов , «тварь, обветшавшая и ставшая непотребной по грехам нашим, будет Богом Творцом как бы растоплена в огне и заново отлита и явится новой, несравненно светлейшей, нежели как она есть теперь». 1283 Итак, скончание и обновление мира произойдет с помощью огня, который будет выпущен всесильной и премудрой десницей Всевышнего. В день Господень стихии, разгоревшись, разрушатся земля и все дела на ней сгорят ( 2Пет.3:10 ). И тогда Божественное всемогущество и премудрость возведет «новое небо и новую землю» ( 2Пет.3:13 ; Откр.21:1 ). 1284 Гражданами этого нового мира будут «спасенные Господом». А псы (то есть бесстыжие, как собаки)  и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду ( Откр.22:15 ) будут совершенно отсутствовать там. Там будут постоянно обитать добродетель и святость ( 2Пет.3:13 ). Преподобный Исаак Сирин приходит в изумление, размышляя об этом новом порядке вещей, и восклицает: О чудо! Сколь премудро смотрение и благое произволение Божье, превосходящее всякое разумение , и сколь чудна сила Его [...], которая упразднит этот удивительный порядок, и после него придет «другой век». В том новом веке все «полностью» забудет это первое творение. Это произойдет потому, что будет «иное изменение»; там уже возобладают «иные предметы и иные ценности». Праведные люди больше не будут помнить ни этот мир, ни прежний образ жизни. Ум праведных, которые будут жить в новом Царстве, будет привязан «к зрению того состояния» и больше не обратится к прошлому, где он был поглощен бранью «плоти и крови». Ибо с исчезновением «этого века» немедленно получит начало «Будущий» Век. 1285

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010