Спаситель благовествует о том, что всякий верующий в Него придет и сядет за трапезой с Авраамом и Исааком и Иаковом в Царствии Небесном ( Мф.8:11 ). Ангелы и праведники на небесах составляют единую Церковь – небесный Сион, град Бога Живаго ( Евр.12:22–23 ). Блаженство праведных душ начинается еще здесь, на земле, в их благодатно-добродетельном облечении во Христа и отроичении, продолжается в загробной жизни и после Страшного Суда достигает полноты со всеми святыми. Впрочем, блаженство праведных душ в загробной жизни не только неполно, но и неодинаково, ибо оно соразмерно их благодатно-добродетельному совершенству (см. Ин.14:2 ). На это особенно указывает благовестие святого апостола Павла: Каждый получит свою награду по своему труду ( 1Кор.3:8 ). Место, в котором пребывают праведные души в загробной жизни, именуется в Священном Писании раем ( Лк.23:43 ; 2Кор.12:4 ), Царством Божиим ( Лк.13:28–29 ; Мф.6:33 ; 1Кор.15:50 ), Царством Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа ( 2Пет.1:11 ), Царством Небесным ( Мф.8:11, 5:3 ; 2Тим.4:18 ), лоном Авраамовым ( Лк.16:23 ), домом Отца Небесного ( Ин.14:2 ), горой Сион, градом Бога живого, Иерусалимом небесным ( Евр.12:22 ), Иерусалимом вышним ( Гал.4:26 ), небесами ( Лк.12:33 ; Евр.10:34 ). Учение Священного Писания четко говорит и свидетельствует о подлинности мучений грешных душ за гробом, но природу этого мучения покрывает известная неясность. В основном, это мучение заключается в удаленности грешных душ от Бога как Источника блаженства, радости и света. Они чувствуют скорбь, проводя жизнь без радости, без света, без блаженства. Эта скорбь нарочито усиливается от осознания того, что она бессмертна неумерщвляемым и неистребимым бессмертием (см. Мф.7:23, 25:12, 46 ; Лк.13:25, 27 ; Мф.8:12, 22:13 ). Грешные души находятся в темнице духов ( 1Пет.3:19 ), в аду (εν τ δ), Лк.16:23 ; Откр.20:13 ), где несгораемо сгорают в огне своего диавольского самолюбия и эгоизма (см. Мф.25:41 ; Лк.13:27–28 ) и в сознании всех своих грехов, будучи разъедаемы огненными червями отчаяния и угрызения совести, и причем такого угрызения совести, которое никогда не может, вследствие отсутствия психофизических благодатно-добродетельных условий, привести к спасительному покаянию, как и Иуду привело оно не к истинному покаянию, а к самоубийству, которым увенчивается грех и в котором грех достигает своего триумфа (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

8 . Библия утверждает, и христиане на протяжении столетий верили, что мы спасаемся одной лишь благодатью, независимо от дел праведности ( Еф. 2:8–9 ). Нравственный закон (десять заповедей) был дан, чтобы показать человечеству его абсолютную неспособность соответствовать требованиям Божьей праведности ( Рим. 3:20; 5:20; 7:7, 8 ; Гал. 3:19 ), а церемониальный закон (жертвы) был дан, чтобы указать нам на Агнца Божьего, Который берет на Себя грех мира ( Ин. 1:29 ; Евр. 9:11–14; 10:1–14 ). Мы ничего не можем прибавить к своему спасению, потому что без Христа мы “мертвы по грехам нашим” ( Еф. 2:1, 5 ); новое сердце, желающее соблюдать Божий закон, – это, скорее, следствие спасения. (Однако поистине стоит усомниться в искренности веры во Христа человека, жизнь которого после обращения никак не изменилась; спасение одной лишь благодатью через веру не означает, что мы можем жить, как нам заблагорассудится – Рим. 6:1 .) В отличие от них, церковь мормонов учит, что окончательное спасение (или, выражаясь их языком, “возвышение”) достигается исполнением различных заповедей и таинств СПД. Добрые дела – условие спасения (“возвышения”) (“Основы евангелия”, стр. 291, 292; Mormon Doctrine, стр. 339, 671; третья статья Символа Веры ; “Comparing LDS Beliefs With First Century Christianity”, The Ensign, март 1988 г.,стр.10). 9 . Библия утверждает, и христиане на протяжении столетий верили, что Библия – единственное, окончательное и безошибочное Слово Божие ( 2Тим. 3:16 ; Евр. 1:1, 2 ; 2Пет. 1:21 ), которое пребудет вовеки ( 1Пет. 1:23–25 ). Забота Бога о неизменности текста Библии замечательным образом была подтверждена с открытием свитков Мертвого Моря. В отличие от них, церковь мормонов учит, что Библия была искажена, что в ней не хватает многих “ясных и драгоценных частей”, и она не содержит всю полноту Евангелия (Doctrines of Salvation, том 3, стр.190, 191; 1Нефий 13:26–29). 10 . Библия утверждает, и христиане на протяжении столетий верили, что истинная Церковь была создана Иисусом и поэтому не может исчезнуть и никогда не исчезнет с лица земли ( Мф. 16:18 ; Ин. 17:11 ; 1Кор. 3:11 ). Христиане признают, что Церковь переживала времена отступничества и разврата, но верят, что в ней всегда оставались те, кто твердо держался библейской истины.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/mormony-...

А если бы это было не так, то разве мог Он прежде Своей крестной смерти сказать Закхею: «Ныне пришло спасение дому сему» ( Лк.19 Примеч. ред.), и расслабленному: «чадо! прощаются тебе грехи твои» ( Мф.9:2 ; Мк.2:5 ; Лк.5:20 ), и многим: «Вера твоя спасла тебя»? Спасение человеческого рода, совершенное досточудным Богочеловеком Иисусом, знаменует собой бесконечную Богочеловеческую тайну, В ней спасительно сопряжена тайна Бога и тайна человека, жизнь Бога и жизнь человека. Поэтому в ней всё – Богочеловеческое, от начала до конца. Никакая людская мысль, сколько бы ни была она укрепляема благодатью, не способна всецело проникнуть в эту святую Богочеловеческую тайну. Вознесенный над ней своим величественным умом апостол Павел заканчивает свои размышления о подвиге спасения, подъятом Спасителем, восхищением и изумлением: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его» ( Рим.11:33 ). В Богочеловеческий подвиг спасения человеческого рода Господь Иисус внес «премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей» ( 1Кор.2:7 ). «Тайну Своей воли» Трисолнечный Господь явил нам в Богочеловеческом домостроительстве спасения, совершенном Богочеловеком Иисусом ( Еф.1:9 ). Единая и неделимая Божественная тайна пронизывает Богочеловеческую Личность Господа Иисуса Христа и Его дело. На всех путях Богочеловеческого подвига спасения благая и кроткая Христова тайна встречает и ведет человеческую душу, наполняя ее Божественной благостью и бесконечной радостью. Дело Богочеловека Христа – спасти людей, погибших в грехе (см. Мф.18:11 ), избавить людей от греха и смерти (см. Ин.4:34, 6:40, 17:4 ). Другими словами, Его дело – обновить, возродить человека (см. Ин.3:1–10 ), просветить его (см. Ин.1:9, 8:12, 9:5 ; Еф.5:8 ; 1Фес.5:5 ), усовершить его (см. Еф.4:13 ), сделать его подобным Христу (букв.: «охристоподобить». – «Примеч. пер».), обожить (см. Ин.10:34 ; 2Пет.1:4–5 ), соделать бессмертным и овековечить (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Но когда наступит эта метаморфоза в отношениях между всем живым? Пророк ясно не указывает срок для такой перемены, и потому одни толкователи относят исполнение этого пророчества к той эпохе, когда будет новое небо и новая земля, в которых обитает правда ( 2Пет.3:12 ), другие же находили возможным допустить частичное исполнение этого пророчества уже в настоящей, временной жизни. Из двух этих мнений более вероятным представляется второе. Контекст речи показывает, что пророк вообще говорит о земном служении Мессии: Он будет судить, т. е. решать разного рода тяжбы, конечно, на земле, а не на небе, где в таком служении не окажется нужды: – Он убьет нечестивцев и т. д. Точно так же и конец главы (10–16 ст.) изображает ясно последствия земной деятельности Мессии. Было бы поэтому странно, если бы пророк в эту цельную картину вставил посредине момент совершенно из другой эпохи – из жизни уже прославленного мира. Если защитники первого мнения указывают на то, что живая действительность не говорит за возможность такой метаморфозы в животном мире, то на это нужно ответить, что пророк говорил об изменениях, какие будут внесены в жизнь христианского мира... Ис.11:8 . И младенец будет играть над норою аспида, и дитя про­тянет руку свою на гнездо змеи. «Аспид» (paten) – очень ядовитая змея. «Змея» (ziphon) – по-греч. обозначена словом κερ α ςτης. Это также змея очень ядовитая (ср. Быт.49:17 ). Ис.11:9 . Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена веде­нием Го­с­по­да, как воды наполняют море. «Не будет делать зла». Кто здесь разумеется – животные или люди? Вторая половина 9-го стиха, представляющая собою обоснование первой (ибо) заставляет нас относить и слова первой половины стиха к людям же, которым только одним свойственно ведение о Боге, о каком говорится во 2-й половине стиха. – «На горе Моей». Это, по всей вероятности, гора Сион, на которой был построен храм Соломонов (ср. Ис.2:2 ), а затем – Церковь Христова, которой прообразом служил ветхозаветный храм. – «Земля». Здесь разумеется уже вся земля, все страны ее. Пророк указывает здесь на универсальность царства Мессии, как и псалмопевец, говорящий: по всей земле прошел голос их и до пределов вселенной слова их, т. е. проповедников Евангелия ( Рим.10:18 ; ср. Пс.18:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Праздник Пасхи ( Исх. 12:17 и Лев. 23:5 ) имеет место в первом месяце – Нисане, или Авиве, нашем Марте – Апреле; его главное значение в искупительном жертвоприношении, что само собою указывает на Бога Сына. Не потому ли в этот праздник Христос был распят? Праздник Пятидесятницы . Евреи называют его «праздником седмиц» ( Исх. 34:22 ), потому что он приходится через семь недель после Пасхи (на 50-й день). Праздник указывает на Бога Духа Святого, так как в этот именно день Господь в огне сходил на гору Синай ( Исх. 19:11 ) и в этот же день Пятидесятницы Дух Святой снизошел в пламени огненных языков на Церковь ( Деян. 2:1 ). На Св. Троицу имеется указание еще в «вратах», «дверях» и «завесе» Скинии, а также в тройном благословении первосвященником народа: «Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!» ( Чис. 6:24–26 ). Следует обратить внимание на слова Библии о золоте. В начале Библии ( Быт. 2:11–12 ) о золоте говорится, как о том, что дано человеку среди других драгоценных камней. В конце Библии находим, в результате падения человека, золото стоит впереди душ человеческих ( Откр. 12:13 ). Наконец, в откровении о новой земле читаем: «улица города – чистое золото, как прозрачное стекло» ( Откр. 21:11 ). Недаром, наверное, оно положено там под ноги святых? Впрочем, и для этой цели золоту нужно было пройти чрез особенное очищение, уподобиться стеклу, чтобы быть пригодным материалом в райской обстановке. Библия, как Слово Бога, охватывает все время: вчера, сегодня и веки веков ( Евр. 13:8 ). Ее история, уносящая в далекое прошлое (Пр. 8:22–28) это Божье вчера. Оно дается для того, чтобы по нему учиться жизни: подражать доброму ( Еф. 6:12 ) и не повторять дурного ( Рим. 2:3 , 1Кор. 10:6. 11 ). Ее духовное и моральное учение, озаряющее нас с каждой страницы – это Божье сегодня ( Ос. 14:10 ). Оно дано, чтобы люди могли познать Бога и вечные вещи. Ее пророчества, устремляющие наш взор в неизвестное будущее ( Ис. 46:10 , 2Пет. 1:19 ), когда все зло будет попрано, всякая несправедливость исправлена и всякая тайна открыта, и когда все доброе и худое получит свое воздаяние ( Мф. 13:40–43 ) – это Божье завтра и во веки веков! Оно рождает святые устремления и осмысливает высшие идеалы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apologe...

1Кор. 6:2 . Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? 3 .Разве не знаете, что мы будем судит ангелов, не тем ли более дела житейские? Святые люди суть носители божественной благодати: 2Пет. 1:3 . Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, чрез познание Призвавшего нас славою и благостью. 4 .Которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы чрез них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью. 2Фес. 1:10 . Когда Он (Господь) прийдет прославиться во святых Своих, и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству. И потому чествованием Святых мы чествуем Самого Господа сказавшего: Мф. 10:40 . Кто принимает вас, принимает Меня; а кто принимает Меня, принимает пославшего Меня. Само Слово Божие показывает нам примеры чествования св. людей: Лк. 1:28 . Ангел, вошедши к ней (Марии) сказал: радуйся, благодатная! Господь с тобою: благословенна ты между женами. 48 . (Мария говорила) призрел Он на смирение Рабы Своей; ибо отныне будут ублажать Меня все роды. 4Цар. 2:15 . И увидели его сыны пророков, которые в Иерихоне, издали и сказали: опочил дух Илии на Елисее. И пошли на встречу ему, поклонились ему до земли. Чествование должно выражаться в словесном восхвалении и поклонении святым: Сир. 44:1 . Теперь восхвалим славных мужей и отцов нашего рода. 2 . многославного Господь являл чрез них, величие Свое от века. Нав. 5:14 . Он (Ангел) сказал: Нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел (сюда). Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему. Срав 4Цар. 2:15 . Оскорбление царского посланника всегда принимается за оскорбление для самого царя, и потому чествование царского посланника есть чествование царя. Если мы в житейских отношениях своих честь отдаем почтенным из земных граждан, то почему же не почитать святых небесных граждан срав. «сограждане святым»).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

– 3) Необходимо, наконец, чтобы богодухновенный автор имел сознание своего вдохновения. 32 Отдел II. – О существовании вдохновения в Св. Писании 13. – Доказательства вдохновения священных книг 1 . Вдохновение св. Писания есть истина веры, почерпающая свое доказательство, прежде всего, из самых же священных книг. Мы находим в Новом Завете несколько доказательств вдохновения Ветхого Завета. Апостол Петр приписывает прямо, Св. Духу слова Давида ( Деян.1:16 ), ап. Павел – слова Исаии ( Деян.28:25 ) и Иеремии ( Евр.10:15–16 ; сл. Мф.22:43 ). Выражаясь более общим способом, в своем втором послании, первоверховный из апостолов писал: π Πνεματος " Αγου φερμενοι λλησαν ο αγioi Θεα νϑρωποι, т.е. будучи движимы Духом Святым, говорили святые Божии люди ( 2Пет.1:21 ). 33 Это место доказывает вдохновение всего Ветхого Завета. To же следует сказать и о месте из послания св. Павла: πσα γραφ ϑεπνευστος κα ωφλιμος... „Все Писание богодухновенно и полезно“ ( 2Тим.3:16 ). Эти последние выражения заслуживают быть исследованы в подробности. Мы уже сказали, 34 что слово ϑεπνευστος характеризует столь хорошо вдохновение, что от него произошло чрез Вульгату самое название вдохновения. Греческий текст πσα γραφ ϑεπνευστος, по мнению большинства толкователей, заключает более сильную мысль, чем латинский перевод, однако столь выразительный. Этот последний делает из главного слова лишь определение, вместо того, чтобы сделать из него сказуемое предложения: Omnis Scriptura divinitus inspirata et utilis, и т. д. Общепринятый греческий текст и большинство манускриптов должны переводиться: Всякое писание богодухновенно и полезно, и т. д., потому что богодухновенный и полезный соединены чрез союз και – и. Поэтому Ориген очень точно говорит: πσα γραφ ϑεπνευστος οσα, φελιμς εστι; 35 св. Павел желал поэтому особенно оттенить выражение богодухновенный. Слово ϑεπνευστος есть прилагательное страдательное, как это достаточно доказывает его состав. Св. Павел не изобрел этого слова. Оно было употребляемо у языческих авторов в аналогичном смысле, очень определенном и точном, в смысле вдохновенного Богом; так – ϑεπνευστος σοφη у Фокидида, τους νερους τος ϑεπνευστους у Плутарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

В Ветхом Завете Бог часто являлся в огне: явился Моисею в купине огненной, извел Израиля из Египта в землю обетованную ночью столпом огненным, дал закон Израилю на горе Синайской огнем курящимся. Даниилу явился Бог на престоле огненном. Потому и Дух Святой явился в огненных языках, как тот же Бог, Который и в древности являлся в огне. Наконец, с огнем придет Христос судить живых и мертвых, ибо Псалмопвец говорит: огнь пред Ним возгорится, и окрест Его буря зельна. Призовет небо свыше, и землю, разсудити люди Своя ( Пс. 40:3–4 ). Пред пришествием Христовым вся вселенная будет искушена огнем Христовым: гореть будут небо, земля и все стихии, как говорит апостол Петр: земля же, и яже на ней дела сгорят; и в другом месте: небеса жегома разорятся, и стихии опаляеми растаются ( 2Пет. 3:10,12 ). И будет тогда земля чиста как стекло, а воды как кристалл; небеса тогда будут много чище, нежеле ныне. Так говорит Святой Иоанн Богослов в Апокалипсисе: Видех небо ново и землю нову: первое бо небо и земля первая преидоша, и моря несть к тому ( Откр. 21:1 ). Потому Дух Святой явился во огненных языках: поелику имеет едино Божество со Христом Сыном Божьим. Потребно вам знать, слушатели мои возлюбленные, и о том, почему Матерь наша, Святая Церковь , в другие праздники не имеет обычая, чтобы были приносимы древа зеленые, а только на Сошествие Святого Духа. Этим она дает знать, что Дух Святой сходит лишь на таковых, кто процветает в добродетели так, как процветают древа в листве, по словам Псалмопевца: праведник яко финикс процветет ( Пс. 91:13 ). Сам Христос Спаситель ныне увещевает нас, говоря: аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет, и Отец Мой возлюбит Его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим ( Ин. 14:23 ). А кто пребывает во грехах, на таковых не сходит Дух Святой, поелику сказано Самим Богом: не имать Дух Мой пребывати в человецех сих, зане суть плоть ( Быт. 6:3 ). Во–вторых, (приносятся древа зеленые в праздник Сошествия Святого Духа), дабы показать, что никто не бывает достоин принятия благодати Божией, кроме того, кто смирением уподобляет себя листвию, падающему с древес, почему Псалмопевец говорит: кто яко Господь Бог наш? на высоких живый, и на смиренныя призиряй ( Пс. 112:5, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

В церковных правилах мы видим не мало указаний на то, что многие заповеди Христа применялись в практике древней церкви как нормы положительного права. Уже сами апостолы смотрели на заповеди Христа как на обязательные нормы для церкви и ее членов ( 2Пет.3:2 . 2Ин.1:4,6 . 1Кор.7:10–12. 9:14  и пр.). Этот взгляд высказывали и последующее пастыри церкви. В канонических правилах приводятся многие изречения и заповеди Спасителя в качестве положительных правил. Так в 3, 49 и 50 правилах апостольских указывается на Господне учреждение о крещении и евхаристии как на обязательный закон и излагается подтверждение этого учреждения. В 87 пр. трулльского собора и 115 пр. карфагенском приводится как обязательное правило и подтверждается к руководству заповедь Господа о разводе и вторичном вступлении в брак разведшихся, а в 48 правиле апостольском повторяется эта же самая заповедь. Этого мало. Во многих правилах приводятся такие изречения Господа, который в Евангелии изложены не в форме повелений, и приводятся тем не менее как обязательные заповеди и на них основываются правила апостольские, соборные и отеческие. Так напр. в 52 правиле апостольском приводится изречение Господа: радость бывает на небеси о едином грешнике кающемся и на нем основывается постановление, осуждающее пастырей, которые не принимают, а отвергают кающегося грешника. В 81 пр. апостол, и 11 пр. двукратного Константинопольского Собора приводится изречение Господа: не может никто служить двум господам, называется это изречете Господней заповедью и на основании его излагается правило: не подобает епископу или пресвитеру вдаваться в народные управления, но неупустительно быть при делах церковных. В 83 пр. ап. запрещается лицам священным принимать на себя воинскую или вообще государственную должность, и в основание приводится изречение Господа: воздадите Кесарево Кесарю, а Божие Богу. Василий В. в пр. 4 приводит Слова Господа Самарянке: пять мужей имела еси, а его же ныне имаши, несть ти муж, и замечает, что этими словами Господь хотел показать, что преступившие предел второбрачия уже не достойны нарицаться именами мужа и жены.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Если он не будет подниматься вверх, то спускается вниз; на одном месте не может стоять. Так и нам нравственно невозможно стоять на одной степени, когда не простираемся вперед. Кто не повышается, тот непременно понижается, поскольку добродетель, переставая бодрствовать, слабеет. Да и самое небрежение о данных нам талантах уже есть грех (см. Лк. 19, 11–28). Ленивый раб, получив один талант от господина, был осужден за то, что оставил его без употребления и приращения (см. Мф. 25, 24–30). В-третьих, требуют того и ясная заповедь Спасителя, повелевавшего быть совершенным, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48), и учение апостолов, заповедавших всем возрастать в благодати, в познании Господа (см. 2Пет. 3, 18) и любви, усовершаться более и более (см. 2Кор. 13, 11; 1Kop. 12, 31; 1Фес. 4, 1-10; Флп. 1, 9; Евр. 6, 1). В-четвертых, по словам апостола, и все новое строительство нашего спасения заключается в следующем: воля Божия есть освящение ваше (1Фес. 4, 3), поскольку во Христе Иисусе мы, как новое творение, созданы… на добрые дела (Еф. 2, 10) и, как не свои, а купленные честною Кровию Пречистого Агнца (см. 1Kop. 6, 20), не имеем права остальное во плоти время жить иначе, но по воле Божией (1Пет. 4, 2). А воля Божия такова, что мы постоянно старались достигать до меры полного возраста Христова (Еф. 4, 13), которая состоит в том, чтобы быть совершенными, святыми, как совершен Отец… Небесный (Мф. 5, 48). Святость должна совмещать в себе все духовные добродетели так, чтобы образ Божий сиял во всех наших помышлениях, склонностях и действиях. Совершенства духовной жизни составляют такую лестницу, которой начало на земле, а верх на небе. Назначена же такая высота духовных совершенств, которой никто не может достигнуть, для того, чтобы мы во всю жизнь непрестанно стремились к ней и никогда не останавливались, потому что застой для нашего духа, созданного по образу бесконечного Бога и потому имеющего способность и потребность развиваться в бесконечность, приближаться к своему Первообразу, есть смерть.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010