Нечто подобное Боговоплощению происходит в жизни и деятельности Церкви Христовой. Если безграничная человеческая природа была воспринята Сыном Божиим в единство Его богочеловеческой Личности, то и омраченная последствиями грехопадения и нуждающаяся в уврачевании наша природа также воспринимается в единство богочеловеческого организма, именуемого Церковью . В этом таинственном теле Христовом, возглавляемом им Самим и одушевляемом Духом Святым, даровано нам все, потребное для жизни и благочестия ( 2Пет.1:3 ). Здесь «взирая на славу Господню», славу, открывающуюся и в Евангельском благовестии и во всем облике Церкви, которую, возлюбив, Христос представил Себе непорочной Невестой ( Еф.5:27 ), мы и сами «преображаемся в тот же образ от славы в славу» ( 2Кор.3:18 ). Цель Церкви – та же, что и у ее Божественного Основателя и Главы. Она состоит в открытии нам доступа к Отцу, в полном примирении нас с Богом во Христе ( Еф.2:13–14, 18 ), которое совершается через благодарное обновление и нравственное совершенствование, необходимое как для деятельного последования Христу в земных условиях, так и для неразрывно с ним связанного спасения и вступления в вечную жизнь. Через благовестие слова Божия, через таинства и другие священнодействия, через обогащение многовековым духовным опытом, через живое молитвенное общение с «торжествующим собором праведников, достигших совершенства» ( Евр. 12:23 ), Церковь делает нас причастниками благодати и истины. Здесь у источников воды живой ( Откр.21: 6 ) и у святейшей трапезы Господней ( 1Кор.10:21 ) душа христианина обретает успокоение в Боге ( Пс.61:2 ) и восстановление своих духовных сил. Здесь, объятый пламенем милующей и спасающей любви Божией начинает христианин «духом пламенеть» и решается беззаветно «служить Господу» ( Рим.12:11 ). Как Христос пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих ( Мф.20:28 ), так и Церковь Христова, движимая любовью, не ищет своего ( 1Кор.13:5 ) и не замыкается в себе, но в лице своих чад совершает в мире начатое Христом деятельное служение, направленное к созиданию Царства Божия – Царства справедливости, мира и радости во Святом Духе ( Рим. 14:17 ), которое, начинаясь в сердце человека ( Лк.17:21 ), должно неприметным образом распространяться (ст. 20), чтобы обнять собой всю область земных отношений и условий земного существования людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Перейдем ко временам Апостолов. Апостол Павел был человек подобострастный нам, но чрез Христа и во Христе живою в него верою такого достиг преображения, что, еще будучи на земли, уверял: живу не ктому аз, но живет во мне Христос. А еже ныне живу во плоти, верою живу Сына Божия, возлюбившаго мене и предавшаго себе по мне ( Гал. 2:20 ). Он еще здесь удостоился предвкусить небесные сладости: ибо сам о себе так свидетельствует: вем человека, аще в теле не вем, аще ли кроме тела не вем: Бог весть; восхищена бывша токоваго до третияго небесе, и слышавша неизреченныя глаголы, их же не леть есть человеком глаголати ( 2Кор. 12:2–4 ).Сии примеры, без сомнения, суть ясные доказательства истины славного преображения человеков. Видев, слуш., признаки, по которым можем знать свое преображение, дознаем и то, что признаки сии открываются не всегда в одинаковой степени. Свет благодатный иногда является в малых и едва приметных искрах, как находим их в сыне, обращающемся от страны далекой к Отцу Небесному; иногда в слабых лучах сквозь темное некое облако просиявающих, как видим в Апостолах до сошествия на них Духа Святого, иногда полным и обильным, как видим в тех же Апостолах, по принятии ими огненных язык. Итак, не преставай восходить, христианская душа, в меру возраста Христова, не преставай возрастать в познании ( 2Пет. 3:18 ) и премудрости ( Лк. 2:52 ), в вере ( Лк. 18:3 ) и любви ( 1Сол. 3:10 ). Не преставай преображаться во все дни. Хотя возрастание в духовной жизни есть единственно дело Божие ( Евр. 13:21 ); но и ты можешь и должна к тому содействовать посредством сил, сообщаемых тебе свыше в возрождении. Есть в тебе лучи света благодатного, и есть в тебе семя жизни Божественной. Молись с верою, дабы свет сей распространялся по всему духу; и молись духом и истиною, дабы семя сие возрастало по всему сердцу. Молись: ибо во время молитвы может совершаться и в нас нечто подобное тому, что и во Христе – на Фаворе. Но поскольку мы должны молиться не только о спасении собственном, но, по слову Апостола, и о спасении Царя и всех, иже во власти суть ( 1Тим. 2:2 ), то с молитвою о себе самих соединим, благ. слуш., молитву о Благочестивейшем Монархе нашем Александре Павловиче, о родившейся днесь Благоверной Государыне, Великой Княжне Марии Николаевне и о всем Августейшем доме, да Господь, просиявший ныне на Фаворе, как солнце Своею славою, проливает свет Свой присносущный, да светит Он в благих делах Их, в прославление имени Своего. Да просвещает и нас всех, взирающих очами веры к Фавору Небесному. Аминь. Читать далее Источник: Избранные слова и речи высокопреосвященнейшего Никанора, митрополита Новгородского. В 3 Томах./С.-Петербургского, Эстляндского и Финляндского : Т. 2-. Слова на праздники Господские и Богородичные и на Дни святых./Санкт-Петербург : Типография Морского министерства, 1857. 461 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

По слонам ап. Павла, люди будут в это время «самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, не любящие добра., предатели, наглы, папыщены, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же ого отрекшиеся»... ( 2Тим. 3:2–5 ) ...«И тогда», говорит Господь: «соблазнятся многие и друг друга будут предавать и возненавидят друг друга... И по причине умножения беззакония, во многих иссякнет любовь» ( Мф. 24:10–12 ). Как следствие упадка веры и ослабления любви, усилятся и умножатся разные бедствия, которые будут поражать род человеческий и вызовут «скорбь велию»: междоусобные и международные войны, предательства, убийства, взаимная озлобленность, преследования. С войнами соединятся и другие внешние бедствия, частью как их естественнее следствие, частью как наказание Божие за нечестие и беззакония людей. «По скорби дней тех, солнце померкнет и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба и силы небесные поколеблются. Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе, и тогда восплачутся все племена земные»... «люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную»... «Будет тогда великая скорбь, какой не было от начала мира доныне и не будет ( Мф. 24:7 и далее; Лк. 21:11 и далее). – В конце концов, падение веры и жизни христианской завершится полным вероотступничеством ( 2Сол. 2:3 ). Останутся верными Христу и Церкви Его лишь немногие «избранные». Сатана, в предчувствии и ожидании скорого конца своего владычества и окончательного осуждения, ( Иуд. 1:6 ), с особенною силою восстанет против Церкви Христовой и против христиан. «Горе живущим на земле и на море, потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени» ( Апок. 12:12–17 ). По его внушению, восстанут лжехристы и лжепророки п произведут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить даже и избранных ( Мф. 24:5,11 ; 2Пет. 2:1–2 ). 3). Великое вероотступничество подготовит пришествие в мир антихриста.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Пребывает и будет: усиленное выражение, еще более усиливаемое словом вовек, неотлучно и навсегда. Без всякого сомнения апостол при сем имеет в виду слово Самого Господа о Духе истины, который пребудет с учениками Его и со всеми верующими ввек ( Ин. 14:16–17 и прим.; Мф. 28:20 ). – Да будет с вами и проч.: у апостола Петра в приветствиях читателям призывается на них благодать и мир ( 1Пет. 1:2 ; 2Пет. 1:2 ), в большей части посланий апостола Павла – так же, в некоторых же у него, как и здесь, – благодать, милость и мир ( 1Тим. 1:2 ; 2Тим. 1:2 ; Тит. 1:4 ). Благодать – совокупность всех сил и дарований духовных, потребных для преуспеяния в благочестивой жизни (ср. Еф. 2:4–10 ; Рим. 3:24 ); милость – милосердие, сострадание, или сострадательная любовь к бедному и смиренному человеку, которая так необходима ему во всех, даже возможно-высших степенях духовного совершенствования его ( Лк. 10:30–37 ); мир – успокоение в Боге духа, по примирении его искупительной жертвой Христа Спасителя (ср. 1Пет. 1:2 ). – От Бога, Который есть Отец и Господа Иисуса, и всех верующих, и от Господа Иисуса Христа, Богочеловека, искупившего мир и примирившего его с Богом. – Сына Отчего: «ибо один только Бог в собственном смысле есть Отец Сына» (Феофилакт). – В истине и любви: это – особенность в приветствии сего только апостола для обозначения и указания, в чем именно открывается в верующих и для чего даруется им благодать, и милость, и мир, – для укрепления и усовершения в духе их истины и любви; да будут истина и любовь пребывающим вечно началом их жизни и деятельности в совершенстве. 4 Я весьма обрадовался, что нашел из детей твоих, ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца. 5 И ныне прошу тебя, госпожа, не как новую заповедь предписывая тебе, но ту, которую имеем от начала, чтобы мы любили друг друга. 6 Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. Это та заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней. 4–6. Я весьма обрадовался и проч.: изъявлением сильной радости, без сомнения, вместе с благодарностию к Богу, начинает апостол свое послание, как нередко делает и апостол Павел ( Рим. 1:8 и далее; Еф. 1:3 и далее; Кол. 1:3 и далее).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Собственно эсхатологический смысл, указующий на отдаленное преображение мира и суд Господень посредством ближайших исторических событий, выведенный через образ языческого царя Гога земли Магог, находится в 8-ой главе книги Иезекииля. От кровавых картин воинственных сражений пророк, конечно же, стремится перенести мысль читателя к духовной брани со злом в «последние дни» ( Иез.38:8, 16 ). Это – время особой войны и особого торжества Божиего промысла. Подобным двояким образом эсхатологический смысл передается другим библейским выражением – [йом янвэ] «день Господень». У пророка Исаии он наступает именно в «последние дни» ( Ис.2:12 ), однако передает не радость наступления мессианского царства, а грозный суд Божий над нечестивыми и грешниками: «Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, – и оно будет унижено» ( Ис.2:2, 12 ), причем под «гордым» и «высокомерным» понимается прежде всего идолопоклонство ( Ис.2:19 −21). У Амоса этот день предстает как всеобщее возмездие Господа за нечестие: «Горе желающим дня Господня! для чего вам этот день Господень? он – тьма, а не свет, то же, как если бы кто убежал от льва, и попался бы ему навстречу медведь, или если бы пришел домой и оперся рукою о стену, и змея ужалила бы его. Разве день Господень не мрак, а свет? он тьма, и нет в нем сияния» ( Ам.5:18 −20). Эта же идея – в пророчестве Авдия об Едоме: «Ибо близок день Господень на все народы: как ты поступал, так поступлено будет и с тобою; воздаяние твое обратится на голову твою» ( Авд.1:15 ). Пророк Софония говорит о наказании в день Господень нечестивых жителей Иудеи и Иерусалима ( Соф.1:4 −18), причем у него наказание Божие является очищением, после которого Господь даст верным «уста чистые» ( Соф.3:8 −9) для истинного служения Ему. Таким образом, пророки отталкиваются от актуальных для их современников исторических событий, но предсказывая умаление языческих народов и истребление идолопоклонства при пришествии Мессии, через это указывают и на события конца времен – на страшный суд Божий при наступлении полноты благодати намного позже прихода Мессии. Наличие второго, эсхатологического смысла, подтверждается пониманием ветхозаветных пророчеств у священных авторов Нового Завета: «придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» ( 2Пет.3:10 ; ср. 1Фес.5:2 ; 2Фес.2 −3). Эсхатология в сектантских кумранских рукописях

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

2 .Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. 3 .Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро и получишь похвалу от нея: 4 .Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся: ибо он не напрасно носит меч; он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. 5 .И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Сравн. Тит. 3:1–2 . Только злые не уважают царей и начальство: 2Пет. 2:9 . То, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания. 10 . А наипаче тех, которые идут в след скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны, и не страшатся злословить высших. Но за это они и осуждаются строго: Иуд. 1:7 . Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию,подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример: 8 . Так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергають начальства, и злословят высокия власти. Сравн. Рим. 13:4 . Для нас, христиан православных, да будут непреложны наставления св. апостолов: 1Пет. 2:13 . Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти. Тит. 3:1 . Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело. 2 . Никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам. III. Возражения заблудшего и ответы православного сына Церкви о повиновении властям Заблудший : Апостолы Петр и Иоанн сказали начальникам и первосвященникам иудейским: «справедлпво-ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога»? ( Деян. 4:1.9 ). Православный : Рассуди: еврейские начальники и христианские –одно-ли и тоже? Нет: те стояли против Христа, а эти – за Христа. Те запрещали проповедывать об имени Иисуса, а христианские – напротив: сами посылают проповедывать.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Великий и славный период иудейских царей в Иерусалиме, охватывающий около половины тысячелетия, был временем развития и подъема, но и падений Святого Города и Святой Земли — и материальных, и духовных. Ассирийско-вавилонское пленение пресекло это развитие. Потом наступили периоды персидского, греческого и римского владычества над Израилем и национально-религиозного сопротивления, о чем повествуют книга пророка Даниила и книги Маккавейские . Все это время в Израиле продолжается период великих и малых пророков Божиих, начиная с величайшей фигуры израильской священной истории пророка Илии Фесвитянина, который получил свое отражение в лице пророка Иоанна Крестителя во времена Христа… Появлению Христа в священной истории и священной географии Палестины предшествовал период борьбы Маккавеев и возникновение религиозных движений и групп в Израиле, которые являлись выражением попыток сопротивления израильского народа влиянию эллинистической и римской религии и культуры, синкретической и пантеистической по своей сути. Одновременно все это было отражением израильского и всечеловеческого ожидания народов , как предсказал еще праотец Иаков — Израиль ( Быт. 49:10 ; 2Пет. 3:12-13 ). Это было время ожидания Мессии — Христа , о чем красноречиво говорят многие библейские и внебиблейские свидетельства. Это мессианское ожидание и иудеев, и эллинов, и других народов Востока обобщенно выразил в первой половине II века по Р. Х.  Иустин Философ (который был родом из Самарии, а жил в Риме) словами: «Иисус Христос есть новый Закон и Новый Завет и надежда (prosdokiva) всех тех, которые из всех народов ожидают Божественных благ» (Диалог с Трифоном Иудеем, 11, 4)». О событиях и местах, связанных с Господом нашим Иисусом Христом, мы будем рассказывать последовательно по мере нашего повествования о паломничестве по Святой Земле. А сейчас скажем о событиях, происходивших в Иерусалиме и его окрестностях после того, как он был стерт с лица земли римскими войсками императора Адриана, и о строительстве на его месте города Элия Капитолина.

http://azbyka.ru/fiction/desjat-dnej-na-...

«Древо за древо, и руки за руки, – говорит святитель Григорий Богослов , – руки, мужественно распростертые, за руку, невоздержно простертую, руки пригвожденные за руку своевольную, руки, соединяющие концы мира, за руку, извергшую Адама». «Видишь ли, – говорит святитель Златоуст, – чем диавол победил, тем и сам побежден: он чрез древо одолел Адама, и Христос древом же победил его. То древо низвергло нас во ад, а сие и низверженных во ад извело оттуда». 3) Слово Божие говорит: «проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона»  ( Гал. 3:10 ), т.е. кто не исполнит заповедей Господних. Но никто не мог исполнить закона во всей его полноте, а потому все и подверглись клятве. То же слово Божие изрекает закон: «проклят... всякий повешенный на дереве»  ( Втор. 21:23 ). И вот, Спаситель наш возносится на крест и, вися на нем, подвергается клятве по этому закону, несет эту клятву за нас, снимает ее с нас, уничтожает и избавляет нас от клятвы, быв по нас или за нас клятвой. 4) Возносится Господь на крест, как жертва за грехи наши, приносимая правосудию небесному. Он проливет Кровь Свою на кресте, чтобы ею очистить грехи наши, чтобы предложить ее нам в Таинстве Причащения, в этой безкровной жертве, через которую мы делаемся, по выражению апостола Петра, «причастниками Божеского естества» ( 2Пет. 1:4 ). 5) Простирает Свои пречистые руки Господь наш, как Иерей во век по чину Мелхиседекову, как Архиерей великий, приносящий о нас жертву искупления, совершающий великую литургию не на алтаре какого-либо одного храма, а на всемирном алтаре крестном. Мог ли Он не молиться теперь, в эти святейшие часы и минуты? И Он молился духом с воплем крепким, проходящим небеса. 6) «Он благоволил умереть такой смертью, какой умирают люди самые низкие и презренные, чтобы не нашлось ни одного такого, который не мог бы Ему последовать». «Он избрал презреннейший и поноснейший род смерти, ибо имел умертвить всякую смерть» (блаж. Августин). 7) Пять ран и язв терпит Господь на кресте, как бы в очищение особенно пяти чувств наших, этих входов и исходищ всякого греха. 8) «Иисус Христос не претерпел ни смерти Иоанновой – отсечением главы, – замечает святитель Афанасий Великий , – ни смерти Исаиной – перепиливанием пилой, чтобы и в смерти тело Его сохранилось не рассеченным, и чтобы через это отнять повод у тех, которые дерзнули бы разбирать на части Его Церковь ». 9) Повешенный возвышается над всеми и бывает видим всеми: потому избран крест, чтобы показать, что Христос столько будет виден и столько возвышен, что к Нему соберутся все народы вселенной. Он распростер руки и измерил землю, чтобы показать, что от востока солнца и до запада приидет под крылья Его, от всех народов и племен собранный, великий народ верующих в Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Здесь ясное доказательство того, что святые угодники и по отшествии своём могут за нас ходатайствовать пред Богом и приводить нам на память наши христианские обязанности: 2Мак.15:14 ; Откр.8:3–4:5, 8 . 1Ин.2:1–2 . «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника. Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира». Объяснение. Единым ходатаем Иисус Христос называется в том смысле, что Он один имеет самостоятельное право ходатайствовать пред Отцом небесным об очищении людских грехов, что только чрез Него люди получили доступ к Богу: Еф.2:18 . Но как «наставник» в собственном смысле есть один Иисус Христос, и, однако, в несобственном смысле у нас имеется много иных Богом поставленных наставников в лице пастырей Церкви: Еф.4:11 ; 1Кор.12:28–29 , так и ходатай в собственном смысле один Иисус Христос, а не в собственном, по праву благодати Божией, являются ходатаями и святые люди: 2Кор.1:11 ; 2Пет.1:14–15 ; Еф.2:18 ; Иер.27:18 ; 2Мак.15:14 . Рим.8:26–27 . «Также и Дух подкрепляет (нас) в немощах наших; ибо мы не знаем, о чём молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией». Объяснение. Ходатайство о нас Духа Святого не исключает ходатайства святых угодников Божиих, так же как не исключает их заступничества и ходатайства Сам Иисус Христос: Еф.2:18 ; Мф.10:41 ; апостол говорит о «ходатайстве многих»: 1Кор.2:11 . Поскольку Православная Церковь имеет потребность в ходатайстве Духа Святого, то каждая служба и моления церковные в ней начинаются молитвой Духу Святому – «Царю Небесный». Но кроме Духа Святого своими молитвами ходатайствуют за нас грешных и угодники Божии: Еф.1:16 ; Кол.1:9 ; Откр.8:4 . Отсюда ясно открывается, что святые как при жизни непрестанно молились (ходатайствовали) за христиан, так и по отшествии продолжают ходатайствовать: 2Мак.15:14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Итак, если мы должны или перестать называться христианами, или быть действительными учениками Спасителя нашего, то начнем с помощью Его, более и более стараться утверждать себя в сем блаженном звании и избрании нашем, ибо так поступая, никогда не преткнемся, и таким образом откроется нам свободный вход в вечное царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа ( 2Пет.1:10 ). Впрочем, не только вечность блаженная принадлежит ученикам Его, но и временной жизни истинное благополучие. Они составляют царствие Божие на земле. Сие царствие Божие внутрь их. Они и здесь уже начали царствовать со Христом, потому что Дух Христов царствует в них, и сие царствие Божие в них есть праведность Иисуса Христа, и мир и радость во Святом Духе ( Рим.14:17 ; Флп.3:8 −11). Не это ли счастье истинное, обретаемое во всех состояниях на пути заповедей Христовых? Может ли кто-нибудь чувствовать себя счастливым среди всего изобилия, и во всей знатности, не имея мира и радости? И что то за наслаждение, которое несколько минут потешив чувственность, повергает душу во тьму, в печаль терзающую, в огненную пучину гнева Божия? И что то за спокойствие и веселие, которое если бы и чрез всю земную жизнь человека продолжилось, но кончилось бы вечною мукою? Страдания настоящей жизни ничего не стоят, говорит Св. Павел, в сравнении с вечною славою, долженствующею открыться в нас ( Рим.8:18 ). Так и в сравнении с вечною мукою, в сообществе с диаволом и с его соумышленниками, должны представляться ничего не значащими всякие удовольствия и приятности, не одобряемые совестью и Библиею, хотя бы они имели честь. похвалу и славу в мире. И может ли мир Божий сществовать в той душе, может ли Дух Святой радоваться ο той, и в той душе, может ли та душа наслаждаться сею радостию Духа Святого в ней, сею радостью спасения Божия ( Пс.50:14 .), которая в праведности ее состоит, ибо праведность – есть порядок Божественный, и все, что из сего порядка выступило, впадает в беспорядок, в расстройство, в злосчастье. Но что то за праведность, которой удивляются человеки, и которую Бог отвергает, которая сама в себе будучи все еще нечистотою Адама ветхого, сколько бы правильною ни казалась, не может войти в царствие Божие, и которая окажется лицемерием или самопрельщением на суде Божием, когда ваша судьба решится, и притом на всю вечность? И не по этому ли Святой Апостол Павел говорит таким образом: что было для меня выгодно (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010