Троицы или Сыну Божию, Который также является образом Божиим. Второй Ипостаси Св. Троицы затем всего естественнее было воплотиться и потому, что цель пришествия на землю Бога состояла в том, чтобы, принявши на себя плоть человеческую, умереть за грехи людей, искупить их от греха и через это сделать участниками в сыновстве по отношению к Богу Отцу, потерянном ими вследствие греха. Достижение же этой цели всего естественнее было осуществить Второй Ипостаси Святой Троицы, т. е. Сыну Божию. И наконец Второй Ипостаси Св. Троицы всего естественнее было воплотиться и потому, что этого требовало взаимоотношение между объектом искупления и Сыном Божиим. Искупление должно охватить собою весь мир ( Рим. 8:20–23 ; Ефес. 1:10 ; Кол. 1:15–19 ), который создан ближайшим образом Сыном Божиим. Следовательно и Боговоплощение, как первое звено акта искупления, должно быть совершено Сыном Божиим, воспринявшим на Себя плоть человеческую именно потому, что человек есть микрокосмос, т. е. имеет соприкосновение со всей тварью, всем миром 142 . Всем сказанным, по мнению представителей американско-епископальной церкви, сам собою решается и второй из указанных вопросов – вопрос о том, состоялось ли бы Боговоплощение, если бы не было греха? На этот вопрос, по мнению Хэлля и Стона, возможен двоякий ответ: скотистов и фомистов. Первые говорят, что Боговоплощение состоялось бы даже и в том случае, если бы человек не согрешил, во 1-х потому, что Св. Писание признает воплощение как довершение и необходимое последствие (the complement and necessary sequence) в акте творения ( Ефес. 1:9–12 ; Кол. 1:19 ); во 2-х потому, что создание человека во образе божественном предполагает его участие в божеской природе. ( 2Петр. 1:4 ), но это достижимо лишь путем соединения человечества с божеством и в 3-х потому, что Боговоплощение, как свидетельствует Писание ( Ефес. 2:19–22; 3:18–20; 4:13 ), по идее своей должно было сопровождаться гораздо бóльшими последствиями по сравнению с теми последствиями, которыми должен был сопровождаться грех первородный – именно оно должно было обеспечить участие людей в славе божественной.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

Далее, Иисус Христос возвестил новое, совершеннейшее понятие о нравственном существе Божием. Бог есть высочайшая любовь и неисчерпаемый источник любви ( Лук. 11:2 ; Иоан. 20:17 ; Мф. 7:11 ; 1Иоан. 4:16 ). В своей совершеннейшей полноте от века пребывая в самом лоне Божества, как вечное общение святой любви Отца, Сына и Святого Духа, любовь божественная проявилась затем в творении мира и непрестанна проявляется в промышлении о нем, в особенности в отношении к людям. По отношению к людям Бог, учил Иисус Христос, есть Отец, подающий им Свои блага: отца не зовите себе на земли, говорил Он; един бо есть Отец ваш, Иже на небесех ( Мф. 23:9 ; сн. 6:9). Он знает нужды людей прежде прошения у Него и подает им всякие блага (6:8. 32), яко солнце Свое сияет на злыя и благия и дождит на праведныя и неправедныя (5:45). Он открывает объятия Своей любви каждому кающемуся грешнику ( Лук. 13 гл. – притча о блудном сыне) и прощает согрешения его ( Мф. 6:12. 14 ). В особенности же полнота и глубина любви Божией к человечеству обнаружилась в воплощении Сына Божия, принесении Им искупительной жертвы за грехи мира и ходатайствовании по вознесении на небо за верующих пред вечною правдою Божиею, пока не приидет для суда над миром, и нисшествии Духа Святого для нашего оправдания и освящения. Здесь открылись: любовь Бога Отца, ибо Он тако возлюби мир, яко и Сына Своего единороднаго дал есть, да всяк, веруяй в Онь, не погибнет, но имать живот вечный ( Иоан. 3:16 ; сн. 1Иоан. 3:1; 4:10 ), – любовь Сына, Который предаде Себе за ны приношение и жертву Богу ( Еф. 5:2 ), и по словам Которого больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя ( Иоан. 15:13 ), – любовь Духа Святого: любы Божия излияся в сердца наша Духом Святым ( Рим. 5:5 ; св. Тит. 3:4–6 ). Дух Святый дарствует нам вся божественныя силы, яже к животу и благочестию ( 2Петр. 1:3 ), усвояет людям плоды искупления чрез церковь и таинства и вообще ведет их ко спасению способами, ведомыми Самому Духу Божию. В этих отраднейших истинах, бывших сокрытыми от всех премудрых и разумных мира сего, – основа новых, высших религиозных отношений человека к Богу, каких не знал дохристианский мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

По выражению митр. Филарета, она «привлекает своим содержанием взоры любящих испытывать сокровенное». Но кроме этого «сокровенного» собиратели славянской Библии имели в виду и учительный характер книги. Таков, например, исходный пункт всех видений — объяснение, почему праведный Божий народ, иудеи, страдают, а грешные язычники господствуют над ними (3 и 4 глл.). Предлагаемые здесь объяснения, смиряющие, как и в книге Иова (38—39 глл.), гордый человеческий разум, могут навсегда остаться полезными для читающих эту книгу. Не обращая внимания на частности в символизме, читатели книги и собиратели славянской Библии останавливали внимание на общей и основной их мысли — отрывать людей от излишней и рабской привязанности к настоящей земной суетливой жизни, ее благам и удовольствиям, и сосредоточивать внимание на будущей загробной жизни, всеобщем суде и воздаянии праведным и грешным, и неизбежных катастрофах и переменах в жизни царств и народов земли. Изречения Господа Иисуса Христа: не весте дни, ни часа, в он же Сын Человеческий приидет (Мф.24:36; 25:13), и потому будьте всегда готовы выйти в сретение Жениху (Мф.25:1—12), с этой точки зрения, могут служить общим выводом из чтения рассматриваемой книги. Вывод без сомнения очень поучительный и библейский! И апостолы с той же целью в своих посланиях часто говорили о скором окончании существования мира, дне Господня суда и воздаяния и будущих мировых переворотах (2Петр.1—2 глл.; 1Сол.5:1—11; Апокалипсис). Апостол Варнава видел в словах: «воскаплет кровь с древа» (3Езд.5:5) пророчество об излиянии крови из пронзенного на кресте ребра Спасителя (Посл. XII гл.). Климент Александрийский видел в этой книге (5:35) утешительное для страдающих праведников учение о постоянном и обычном в истории гонении на них злобного мира (Strom. III, 16). Тертуллиан находил здесь учение о всеведении Божием (8:20), очень успокоительное для человека (De praescript. haereticorum. 14 сар.). Киприан Карфагенский ссылался на учение о «старости» мира (14:10, 16) и им объяснял современные политические бедствия в римской империи (Ad Demetr.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Иак. 5:7–11 Апостол увещевает к терпению в бедах представлением приближения Господа и, следовательно, надеждою лучшей участи. Ст. 7. Долготерпите убо, братие моя, до пришествия Господня. Се земледелец ждет честнаго плода от земли, долготерпя о нем, дóндеже приимет дождь ран и позден. (8) Долготерпите убо и вы, утвердите сердца ваша, яко пришествие Господне приближися. Апостол обращает свое утешение к невинным, насилуемым и притесняемым сильными мира сего, чтобы они не ослабевали в вере от видимых искушений веры, но чтобы было терпение их делом совершенным (1, 2–3), плоды котораго они вкусят в пришествии Господнем. Примером земледельца, сеющаго в землю зерно, в надежде получения от земли драгоценнаго плода, полезнаго для него, и ожидающаго ранняго и поздняго дождя, который дал бы жизнь зерну и укрепил более надежду земледельца, Апостол укрепляет веру, гонимых за нее, притесняемых за отнятие ихней же собственности (ст. 4), что труд их не пропадет. Они получат за него награду от Господа, Который, пришед, воздаст каждому по делами ( 2Кор. 5, 10 . Апок, 22, 12), и получат награду, гораздо ценнейшую благ мира сего ( 2Тим. 4, 8 ), гораздо ценнейшую той, какую земледелец получает от земли за труды свои, за брошенныя в землю зерна. Только праведное воздаяние достойным онаго по воле Господа отлагается до втораго пришествия Его, до будущаго суда, для чего необходимо терпение ( Евр. 10, 36 ) 160 , и утверждение сердца и ума в той истине, что Бог справедлив, а от справедливяго можно вподне ожидать чистой правды. Яко пришествие Господне приближися. Под сими словами можно разуметь то, что приближается грозный суд Божий, постигший Иерусалим 161 , всю Иудею и особенно нечестивых богачей. Но более ясным нужно принять, кажется то: тем более приближается к нам пришествие Господне, чем более мы приближаемся к концу жизни -- земнаго поприща своего. Ибо определить то время, о котором не знают самые ангелы ( Матф. 24, 36 . Мар. 13, 32 ), не мог Апостол. Христианину нужно только бдеть в вере и добрых делах в ожидании сего неизвестнаго времени ( Матф. 24, 42 ) 162 , и помнить то, что не коснит Господь обетования, тоже нецыи коснение мнят: но долготерпит ни нас, не хотя да кто погибнет, но да вси в покаяние приидут. Приидет же день Господен, яко тать в нощи ( 2Петр. 3, 9–10 ); и то еще, что един день пред Господем, яко тысяща лет, и тысяща лет, яко день един (ст. 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/opyt-o...

Такое близкое отношение посланий Петровых к христианам малоазийским вообще, и к Ефесским в особенности дает право заключать, что ученикам и сотрудникам Павловым в Ефесе скоро доставлены были списки посланий Петровых, по их назначению для «избранных» и в Асии ( 1Петр.1:1 ). Припомним и то, что Силуан, которого употребил Апостол Петр для написания первого своего послания, и Марк, от которого посылает он приветствие ( 1Петр.5:12–14 ), оба были сотрудниками Апостола Павла, вместе с Тимофеем ( 2Кор.1:19 ), и в последнее время Марк был у Тимофея в Ефесе ( 2Тим.4:11 ). Так в церкви Ефесской, при жизни самих Апостолов могло и должно было составиться собрание посланий Апостолов Павла, Петра и Иоанна. В этом убеждаемся, можно сказать, ясными следами существовавших тогда отношений между церквами и лицами, усматриваемыми в самих этих писаниях. Мы ничего не сказали о посланиях Апостола Павла к Титу и к Евреям, потому что в рассмотренных нами обстоятельствах не нашли непосредственных отношений этих посланий к членам церкви Ефесской; не упомянули о книге Деяний; для нас также недовольно раскрыты пути, которыми могли достигнуть в Ефес послания св. Апостолов Иакова и Иуды. Но что касается до первого, то есть послания к Титу, то не следует оставлять без внимания сродство его с первым посланием к Тимофею: одинаковость положения того и другого лица, к которым писаны эти послания, вызвала со стороны Апостола одинаковые наставления, и также легко могла соединить их в руках новопоставленных пастырей. Послание к Евреям, по упоминанию о Тимофее ( Евр.13:23 ), должно быть писано к такой церкви, которая его хорошо знала, дорожила сведениями о его положении, и могла ожидать его к себе вместе с Павлом. При таких отношениях этой церкви к Тимофею, конечно, не могло оставаться неизвестным ему и это послание. Книга Деяний, составляя второе слово Евангелиста Луки, естественно должна была распространяться вместе с первым, то-есть с Евангелием. Что касается посланий Апостолов Иакова и Иуды, то можно думать, что и они недолго оставались неизвестны в Ефсе. Послание Иакова, назначаемое к обращенным Иудеям в рассеянии ( Иак.1:1 ), относилось отчасти и к церкви Ефесской, так как в её среде были и принадлежащие прежде к церкви Иудейской ( Деян.19:10,17; 20:21 ). Послание же Апостола Иуды имеет близкое отношение ко второму Петрову посланию по обличению одних и тех же лжеучителей, и оба они друг друга объясняют и одно другим подтверждаются ( 2Петр.3 ). Эти лжеучители, как видно из посланий Апостола Иоанна (в Апокалипсисе) и Павла действовали преимущественно в Малой Азии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Совершенное блаженство святых и всех причтённых Божественным милосердием к их сонму начнётся после второго пришествия Господа – Судии живых и мёртвых, Который призовёт благословенных Отца Своего наследовать уготованное им царствие от сложения мира ( Мф.25:34 ); начнётся и совершенное, бесконечное мучение во аде грешников, вместе с духами злобы осужденных Божественным правосудием. Тогда праведницы просветятся, яко солнце, в царствии Отца их ( Мф.13:43 ), получат венец правды ( 2Тим.4:8 ), с телом своим внидут в живот вечный ( Мф.25:46 ), и воцарится в них Господь во веки ( Прем.3:8 ). Тогда осужденные востанут в укоризну и в стыдение вечное ( Дан.12:2 ) и пойдут во огнь вечный ( Мф.25:46 ), – равно как и духн злобы; душевно и телесно они испиют от чаши гнева Бога – Судии ( Откр.14:10 и д.)· Как мир видимый ( Рим.8:32 ), так и мир духов ( 2Петр.2:7 ; Откр.22:17 ) ожидают великого дня второго пришествия Господня, когда пред лицом ангелов и человеков совершенно будет отделена пшеница от плевел ( Мф.13:40–42 ), совершится прославление добра и посрамление зла, явится величие Бога Милосердого и Правосудного. Состояние отшедших человеческих душ до страшного суда есть состояние ожидания. По опыту мы знаем, что в настоящей жизни состояние души бывает сообразно с ожидаемым, что душа как бы предвкушает то, чего ждёт; весьма различно состояние верно ожидающего себе пощады и прощения, или же суда и наказания, награды и счастия, или отмщения и бедствий. Независимо даже от самого временного своего положения, человек невольно соответствует душевно ожидаемому им. Видим ныне яко зерцалом в гадании ( 1Кор.13:12 ); но и сие зерцало, при пособии внушений мужей, имевших чистые очеса ( Мф.6:22 ), в настоящем и видимом открывая нам будущее и сокровенное, Даёт нам несколько разуметь и состояние душ отшедших, ожидающих вечного царствия или вечной смерти. Св. Иустин Философ говорит: «души благочестивых пребывают негде в добром месте, а неправедные и нечестивые в худом, ожидая времени суда» 70 . Св. Амвросий Медиоланский учит: «Пока ожидается исполнение времени, души ждут праведного воздаяния. Одних ждёт наказание, других слава, а впрочем, ни те не остаются без скорби, ни сии без плода 71 ». Блаж. Августин свидетельствует: «время, которое положено между смертью человека и последним воскресением, содержит души в сокровенных местах, так как всякая душа достойна или успокоения или бедствия за то, что совершила, когда жила во плоти 72 ». Другие Отцы и Учители Церкви место присутствия праведных душ до последнего суда называют преддверием царства небесного, раем, лоном Авраама и небом 73 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

К нему, Господу нашему, как имеющему ключи ада и смерти, мы и должны прибегать с молитвою за себя и за своих близких по крови и по вере людей, как живых, так и умерших, и по вере нашей будет нам: Мф. 9:29 . Разобрать главнейш. места свящ. Писания, извращаемые сектантами в вопросе о молитве и милостыне за и мерших Мф. 16:26–27 ; Мрк. 8:36–37 ; Лук. 16:26 ; Петр. 3:18–19; Рим. 2:5–6 ; Рим. 8:1–2; 14:12 ; 2Кор. 5:10 ; Гал. 6:5–7 ; Псал. 6:6 ; Еккл. 9:10; 11:3 ; Иерем. 16:6–8; Псал. 48:8 . XV. О спасении 1) Спасение... как дорого это слово для тех, кто жаждет спасения, напр., для утопающего или объятого огнен. пламенем, или тяжко больному... Так же должно бы жаждать спасения и в духовной жизни для бессмертной души. Кто сознает свои грехи пред Богом, тот, как утопающий, непрестанно взывает: Господи, спаси и ко Пресвятой Богородице и к Ангелам, и угодникам Божиим молитвенно взывает о помощи в спасении. 2) Кто не сознает грехов за собою, тот говорит: «я уже спасен», как, напр., сектанты, хвалящиеся тем, что они уже «теперь имеют жизнь вечную», а между тем сами еще находятся во временной земной суете и не знают, что будет с ними завтра; не взывают о спасении своем и беспечные грешники, говорящие: «я успею еще покаяться» или те, в коих совесть усыплена житейской суетой, заботой об угождении плоти, которые идут широкими вратами: Мф. 7:13 , и не помышляют о конце своей земной жизни: Сирах. 7:39; 28:5–6 . 3) Но мы не только думать о спасении должны, а жаждать его, как жаждет путник воды в пустыне в знойный день, иначе мы будем подобны тому, кто готов все свое наследство отдать за чечевичную пищу: Быт. 25:32–33 . Жизнь земная человека, по сравнению с вечностью, куда меньше чечевичного зерна против гор наследства: 2Кор. 5:1–2 , и все-таки многие из нас, пренебрегая вечной жизнью блаженной, гоняются за временными мимолетными наслаждениями, но не так поступали угодники Божии: Евр. 11:25,36–38 . 4) Господь всех зовет на путь ко спасению, долготерпит: 2Петр. 3:9 , желает, чтобы все спаслись и в разум истины пришли и говорит: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас»: Мф. 11:28 . Нужно только прийти ко Христу... чрез веру... добрые дела... таинства церкви, освящающие и возрождающие человека, и тогда спасение будет близко.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

И еще есть скверная привычка у богословов-профессоров, требующая своего уврачевания, это — занятие вопросами совершенно бесполезными. Не мое дело указывать им, насколько чисто «научный» интерес поможет им оправдаться на мытарствах и на Страшном Суде, но скорбеть о том, сколько могли бы сделать доброго дела эти ученые, написав каждый хотя бы по одной книжке, говорящей дельно, а главное православно, о том, что относится непосредственно к спасению, — тужить о том, сколько бы знающие люди могли спасти душ погибающих и не спасли, — никому не запрещается.   А. Священное Писание Если Священное Писание, или, как его очень часто еще называют, Библия, в качестве источника богопознания имеет такое непререкаемое для нас значение, то прежде всего возникает вопрос: что оно есть по своему существу? Что такое Библия? Несколько слов о наименовании. Библия — не книга, а книги, собрание нескольких священных книг. Название это есть непереведенное греческое τα βιβλια- «книги». В самом Священном Писании, за исключением Ветхого Завета (1 Макк. 12, 9; Дан. 9, 2), это наименование не содержится. Первый же писатель новозаветного времени, у которого оно встречается, есть муж апостольский, св. Климент, папа Римский (+ 101 г.) 2 . Во всеобщее употребление оно вошло со времени знаменитого толкователя Священного Писания и отца Церкви Вселенской св. Иоанна Златоуста. Выражения, употребляемые для обозначения всего круга священных книг в самом Слове Божием, можно видеть из следующих цитат: Мф. 21,42; Лк. 11, 28; Ин. 5,39; 10, 34; Рим. 1, 2; 3, 2; 2 Тим 3, 15; Откр. 1, 1 и другие. 1. Библия есть Слово Божие Священное Писание не есть простое творение рук человеческих, подобное — нехорошо и сопоставлять, но что же делать, если богохульно сравнивают, — «Илиаде» Гомера, трагедиям Софокла, «Божественной Комедии» Данте и прочим творениям человеческого гения. Нет, Священное Писание есть Слово Божие. Один из священных авторов, св. апостол Петр, говорит: Ни бо волею бысть когда человеком пророчество, но от Святаго Духа просвещаемы глаголаша святии божий человецы (2Петр. 1, 21). Что Библия — Слово Самого Бога, а не слабого человека, доказывают: •  Глубина содержащегося в ней учения. Истины, которые находятся в Библии, выше человеческого разумения. Догмат Св. Троицы, тайна воплощения Бога Слова, Сына Божия, искупительный Его подвиг, основание Церкви и прочее — все это навсегда для гордого разума человеческого останется соблазном и безумием (1 Кор. 1, 18–25;2,6–8). Но для того чтобы видеть глубину, надо обладать острым зрением, в данном случае духовным, потому что в злохудож-ну душу не внидет премудрость, ниже обитает в телеси повиннем греху, говорит Писание (Прем. 1, 4). Если погрузится парод или общество в пьянство, разврат, наживу и прочее, сейчас же это скажется дурно и на восприимчивости его к божественным вещам и, в частности, на благоговейном, разумном отношении к Библии. Не оценит тогда он по достоинству Библию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=520...

О продаже свечей в храме О церкви Христовой Об одеждах духовных лиц Лк.20:46 . «Любят ходить» – указывает на незаконное присваивание книжниками покроя одежд священников для тщеславия. Священники носят длинные одежды не для тщеславия, а как форму одеяния, установленную Церковью. О жертвоприношении О сущности сектантства О гонениях О Ветхом Завете О таинстве св. Причащения Лк.22:15–20 . Под словами: «сие творите в Мое воспоминание», должно разуметь все то, что совершил и сказал в это время Господь, а Он взял хлеб... говоря: «сие есть Тело Мое», и также и чашу (19–20). Разве не так поступают и священнослужители православной Церкви? Именно так, и этим исполняют повеление Божие: Ин.6:55–57 ; 1Кор.10:16; 11:23–27 . Кто будет судить мир? О гонениях О крещении Лк.23:43 . В крещении погружаемый в воду выражает веру в то, что Христос из-за него умер и был погребен, а своим поднятием из воды, – что Христос воскрес из мертвых: Кол.2:12 . Благоразумный же разбойник удостоился рая от Христа еще до смерти и воскресения Христова, стало быть, этот единичный случай не может служить поводом к отрицанию водного крещения, установление которого подтверждено Господом по воскресении: Мф.16:15–16 . О молитве за умерших О праздновании воскресного дня О Свящ. Писании Ветхого Завета О таинстве причащения Об озарении свыше О священническом благословении Из Евангелия св. ап. Иоанна Предмет, к которому относятся указанные места Св. Писания Краткое объяснение пререкаемых мест Свящ. Писания с указанием цитат, уясняющих истинный смысл О Причащении и разумении Священ. Писания О божестве И. Христа О чтении Свящ. Писания О священ. изображениях Об искуплении О крещении О пастырстве О почитании Пр. Богородицы О крещении О Миропомазании О почитании священных изображений Ин.3:14 . Медный змей сделан был по повелению Божию: Числ.21:8–9 ; по такому же повелению воскурялся фимиам пред изображениями на завете и на крышке ковчега: Исх.30:1, 6–8 . Значит, Господу угодно было употребление и чествование фигурных изображений. Но когда Израильтяне стали почитать изображение за Бога, т. е. обратили его в кумира, то царь Езекия предпочёл уничтожить медного змея: 4Цар.18:4 . Но этот случай не дает повода к отрицанию почитания креста и св. икон, как нельзя, например, уничтожить Св. Писания только потому, что его некоторые люди извращают: 2Петр.3:16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 7. О благодати Христа как отдельного человека Теперь мы должны рассмотреть то, что было принято Сыном Божиим совместно с человеческой природой: во-первых, то, что относится к совершенству; во-вторых, то, что относится к изъяну. Первое исследование будет трояким: во-первых, [будет рассмотрена] благодать Христа; во-вторых, Его знание; в-третьих, Его сила. Относительно Его благодати нам предстоит рассмотреть две вещи: во-первых, Его благодать как отдельного человека; во-вторых, Его благодать как Главы Церкви. Что же касается благодати соединения, то она была исследована нами выше (2). Под первым заглавием наличествует тринадцать пунктов: 1) наличествовала ли в душе Христа какая-либо благодать по навыку; 2) были ли у Христа добродетели; 3) была ли у Него вера; 4) была ли у Него надежда; 5) наличествовали ли в Христе дары; 6) наличествовал ли в Христе дар страха; 7) наличествовали ли в Христе какие-либо благодатные дары; 8) обладал ли Христос [даром] пророчества; 9) была ли в Нем полнота благодати; 10) была ли эта полнота присущей Христу; 11) была ли благодать Христова бесконечной; 12) могла ли она возрастать; 13) как эта благодать соотносилась с соединением. Раздел 1 Наличествовала ли в душе Христа какая-либо благодать по навыку? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что в принятой Словом душе не было никакой благодати по навыку В самом деле, благодать есть некоторая причастность разумной твари Божеству, согласно сказанному [в Писании]: «...которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы чрез них соделались причастниками Божеского Естества» ( 2Петр. 1,4 ). Но Христос является Богом поистине, не по причастности. Следовательно, в Нем не было никакой благодати по навыку. Возражение 2. Далее, благодать необходима человеку для того, чтобы его деятельность была благоуспешной, согласно сказанному [в Писании]: «Я более всех их потрудился (не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною)» ( 1Кор. 15, 10 ), а еще для того, чтобы он мог достичь вечной жизни, согласно сказанному [в Писании]: «Благодать Божия – жизнь вечная» 113 ( Рим. 6, 23 ). Но наследование жизни вечной приличествовало Христу уже только потому, что Он – природный Сын Божий, а поскольку Он – Слово, через Которого все начало быть ( Ин. 1, 3 ), то Его деятельность не могла не быть благоуспешной. Следовательно, Его человеческая природа не нуждалась ни в какой иной благодати помимо благодати соединения со Словом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010