Теперь мне следовало бы обратиться к тем из нас, братия, которые, кроме имени, почти ничего не имеют общего с истинными силами веры Христовой. Это суть сынове века сего, заботящиеся об одних лишь земных приобретениях и наслаждениях ( Лк.16:8; 20:34 ). Это суть люди, внемлющие не Христу и Апостолам и не здра­вым словам учения Евангельского, а духом лестчим, зловредным учениям бесовским ( 2Тим.4:1 ), а потому и сообразующиеся в жизни своей не с духом Христовым и не с волей Божьей, святой, угодной и совершенной ( Рим.12:2 ), а с духом времени лукавого и с требованием страстей и похотей мира прелюбодейного. Это суть христиане, кои и устами и языком едва ли исповедают Христа Спасителя, а сердцем и делали, – о, тем паче, и всегда отмещутся Его ( Тит.1:16 ); короче: это суть сосуды гнева, готовые погибнуть ( Рим.9:22 ), – явные грешники, нисшедшие со глубину зол и начавшие уже нерадеть о своем спасении ( Притч.18:3 ; Евр.2:3 ). Но, что­бы подвигнуть таковых к обращению, для сего потребно не слабое усилие устен человеческих, но крепкий глас Вседержителя, не только сокрушающий кедры ливанские и сотрясающий пустыни каддийские, но и клеблющий всю землю и самое небо ( Пс.28:5, 7 ; Евр.12:20 ). Итак предстоятелю алтаря Христова, при начале нового лета ничего более не остается, как только на помнить таковым христианам, что время стихийной жизни и для них прекращено есть прочее ( 1Кор.7:29 ), а следственно и они неудержимо приближаются к ужасной бездне вечности. Святому Иоанну виделось в откровении, что один из Ангелов, сошед на землю, и утвердившись одной ногой на суше, а другой на море, клялся с под­нятой к небу рукой, – клялся Живущим во веки веков, яко лета уже не будет ( Апок.10:5, 6 ). На какое время падает это клятвенное уверение небожи­теля, – неизвестно. Но чтó, если это время близко к нам, и ежедневно чаемый Судья, положив конец своему долготерпению, паки грядет уже, судить живым и мерт­вым ( 2Тим.4:1 )? Что, если в это новое лето уже не будет более лета, и после ужасной ночи, в которую небеса с шумом рушатся, стихии разорятся, земля же, и яже на ней дела сгорят ( 2Петр.3:10 ), насту­пить день ужаснейший, – день без утра и без вечера? Что тогда сделаем, что предпримем мы, косняще в неправдах наших, когда и самая правда праведных вострепещет пред судом неумытным?

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

О воскресении мертвых Из Псалтири Предмет, к которому относятся указанные места Св. Писания Краткое объяснение пререкаемых мест Свящ. Писания с указанием цитат, уясняющих истинный смысл Об отделяющихся от прав. веры О молитве за умерших Пс.6:6 . Здесь говорится о пребывании умершего человека «во гробе», т. е. о смерти тела. Умершее и разлагающееся тело, действительно, неспособно ни к какому памятованию о Боге и прославлению Господа: Пс.29:10 . Но к вопросу о спасении души умершего, которую по смерти ожидает суд: Евр.9:27 , это место не относится, тем более что до всеобщего суда души умерших способны были воспринять умилостивительную жертву Иисуса Христа в своей загробной жизни: 1Пет.3:18–19 . Вне церкви нет спасения О заблуждающихся Пс.14:1–3 . Думать, что нет Бога, но что все произошло само собою – это безбожие, верх всякого зла, есть начало всякой необузданности, всякого беззаконного действия. Применять этот тяжкий грех ко всем православным христианам, по меньшей мере, безрассудно. От грехов против нравственных заповедей никто не может считать себя совершенно чистыми и свободными 1Ин.1:8 ; Пс.115:8 ; Рим.7:15–17 , но есть грехи против догматов веры, вследствие заблуждения человеческого ума, или намеренного противления истине – называемые ересью. В таких грехах повинны далеко не все люди, и меньше всего православные христиане, а повинны главным образом отпадшие: Евр.6:4–6 , не почитающие за святыню Кровь завета: Евр.10:29 , не принимающие здравого учения и по своим прихотям избирающие себе учителей: 2Тим.4:3–4 . О ходатайстве свят. угодников Пс.29:10 . Кровию называется здесь плоть, потому что плоть не что иное, как сгущенная кровь. Давид, надеясь на долготерпение и незлобие Божие, как бы так говорит: будет ли прославлять Тебя, Господи, прах и пыль, в которую я обращусь через постигшее меня бедствие? ср. Пс.113:26 . (Зигабен), но души умерших праведных людей, после воскресения Христова, как видно из новозаветного откровения, славят Бога: 5:8–9, и имеют способность за нас ходатайствовать пред Богом: 2Петр.1:14 ; 2Мак.15:12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

О взаимном общении верующих членов Церкви Христовой Об исповеди О ходатайстве св. угодников Божиих О вере и делах 1Ин.2:3 . Словом «познать», как видно по смыслу всей речи апостола и параллелей: 2Кор.5:21 , отмечено близкое и тесное общение человека с Богом, а не знание человеком учения о Боге. Также здесь не говорится о том, что для спасения достаточно одной веры без добрых дел. Из учения Спасителя видно, кто хочет быть последователем Его, тот должен с великим терпением подражать подвижнической жизни Его на земле: Мф.7:13, 21 . О церковном учительстве 1Ин.2:12–14 . Из этих слов Иоанна убеждаемся, что члены единой Церкви разделяются по возрастам: «дети, юноши, отцы»; отсюда необходимо обратить особенное внимание на то, что в Церкви Христовой не все имеют знание, но только отцы, а – посему есть и нуждающиеся в научении от других, есть и обязанные делиться своим знанием с другими (по слову ап. Петра: «служите друг другу тем даром, какой кто получил»: 1Пет.4:10 ; и ап. Павла: Рим.12:6–8 . О разделениях Об антихристе и страшном суде 1Ин.2:18 . Антихристом не в собственном, а в подражательном смысле называется всякий, кто не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти: 1Ин.4:3 ; в собственном же смысле антихрист будет таков, как описан ап. Павлом в 2 послании к фессалоникийцам: 2:3–4; при всем том нужно помнить, что в тех местах посланий апостольских, в коих говорится о пришествии антихриста и кончине мира, не указаны люди какого либо известного времени, а подразумеваются именно люди того времени, когда приблизится страшный день Христов, ибо «о дне же том никто не знает» Мк.13:32 . О лжеучителях О церковном учительстве 1Ин.2:20, 27 . Здесь говорится об особых дарах духовных, которые ради особых целей божественных подаваемы были христианам апостольского века: 1Кор.12:28–30 . В словах: «Вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас» очевидно разумеется предостережение от учения иного благовествования: Гал.1:6 ; другими словами, христиане не должны нуждаться в учительстве лжепророков: 2Петр.2:1–3 ; но чему научились от апостолов, в том и должны пребывать (ст.27). Поэтому, кто отделится от пастырей, тот отделится и от Церкви, тот отделится и от Самого Господа, сказавшего: «отвергающийся вас, Меня отвергается:» Лк.10:16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

Были среди первых христнан, по словам Ап. Иакова, такие люди из богачей, которые «удерживали плату у работников, жавших поля их» ( Иак.5:4 ); вели роскошную, нехристианскую жизнь ( Иак.4:5 ). Однако, к нашему изумлению и радости, «указанные грешники двоедушные» все были членами тогдашней Церкви Христовой. Иначе, зачем Апостол называл их «братиями» возлюбленным, рожденными, как и он, от «Слова Истины» ( Иак.1:18–19 ; Иак.2:1 )? К чему бы Апостолу также было говорить о беспорядках на собраниях христанских, если бы туда не допускались порочные люди и все были безукоризненны пред Господом ( Иак. 2, 1–7 )? Поймите же, друзья мои, оспаривающие меня, что Ап. Иаков не подтверждает вашей мысли, будто Церковь первоначальную составляли одни чистые и непорочные христиане. Не найдете вы опоры для себя и в посланиях Ап. Петра. И этот Апостол много говорит о людях, «пиршествующих» вместе с верными, которые, в то же время, «исполнены любострастия и непрестанного греха» ( 2Пет.2:13–14 ; ср.: Иуд.1:12 ). Значит, и Ап. Петр подтверждает, что в первенствующей Церкви Христовой, рядом с «святыми» братьями, попадались хитрые обманщики, извратители Писаний ( 2Пет.3:16–17 ), которые невидимым судом Божиим уже предназначены были к вечной погибели ( 2Петр. 2, 9 ; ср.: 1Тим. 5, 24 ). Но особенно сильные указания на это прискорбное явление находим мы в посланиях Ап. Павла и Иоанна Богослова. Возьмем из них самые разительные примеры, – яркие случаи. Вот Церковь Коринфская. Апостол Павел в послании именует ее «Церковью Божией», «освященным во Христе, призванным святым» ( 1Кор. 1, 2 ). Из кого же состоит эта Церковь ? – Из христиан, «омывшихся, освятившихся, оправдавшихся именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» ( 1Кор. 6, 11 ). Эти христиане все рождены Апостольским благовествованием ( 1Кор.4:15 ); но они не сберегли полученной в крещении чистоты. По отшествии из Коринфа Ап. Павла, они заспорили между собой о первенстве ( 1Кор.1:11–12 ). Спор привел их к «разделениям», зависти, распрям ( 1Кор.1:10 ; 1Кор.3:3 ; ). Коринфяне обнаружили, что они еще люди «плотские», «младенцы во Христе» ( 1Кор.3:1 ). Они впали в грех гордости, любостяжания ( 1Кор.6:8 ), жадности ( 1Кор. 11, 21 ). Многие из них стали злословить даже Апостола Павла ( 1Кор. 9, 3 ; 2Кор. 10, 2, 10–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Взаимным духовным служением всех верующих отнюдь, однако, не исчерпывается полнота благодатной жизни мистического тела Христова. По силе Крестной Жертвы, или искупительных заслуг Христовых, Церковь располагает «обилием благодати» ( Ин.7:38–39 ; Рим.5:17, 20 ), необходимой для освящения верующих, и всем тем, что потребно для жизни и благочестия ( 2Петр.1:3 ), для возведения человека к духовному совершенству и теснейшему единению его с Богом. Для разумного и достойного употребления всех этих богодарованных средств на общее благо, в Церкви, по воле ее Божественного Основателя, установлен особый вид служения, «служение» (διακονα) по преимуществу, называемое обычно пастырским служением или священством (ερατεα, ερτευμα, ερωσσνη) в собственном смысле слова (в отличие от вышеупомянутого всесвященства). Священнослужение или пастырство вверено не всем членам Церкви ( 1Кор.12:29 ), а лишь некоторым, и именно тем только, которые в таинстве священства призываются к этому высокому и ответственному служению Самим Богом ( Евр.5:4 ), получают необходимый для его прохождения дар Святого Духа, или особую благодать священства ( 1Тим.4:14 ), и свидетельствуются Церковью в качестве божественных посланников на дело пастырского служения ( Деян.20:28 ; Рим.10:15 ). Священнослужители или пастыри Церкви, призванные к «совершению святых» ( Еф.4:12 ), имеют власть и обязаны: а) просвещать верующих учением веры и благочестия ( 1Кор.9:16 ; 2Тим.4:2 ); б) совершать для их освящения таинства ( Лк.22:19 ; Мф.28:19 ; Иак.5:14 ) и другие священнодействия; и в) руководить ими в деле духовного преспеяния путем нравственного надзора, церковного законодательства и суда ( 1Петр.5:2–3 ; 2Кор.10:6 ; Мф.18:17 ). Сонм пастырей, т. е. людей, облеченных от Бога особыми благодатными полномочиями, представляет собой священное сословие, существующее в Церкви по божественному праву (de jure divino), – богоучрежденное, и именуемое церковной иерархией или священноначалием. Существование иерархии безусловно необходимо для самого бытия Церкви, так что «где есть одна паства, или вообще верующие, но нет богоучрежденной иерархии и она отвергается, там нет Церкви» 125 .

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

О почитании св. угодников О ходатайстве св. угодников Божиих О священ. Предании О толковании Свящ. Писания О лжеучителях и лжеучениях 2Петр. 2 . Во второй главе ап. Петр обличает лжеучителей, вводящих пагубные ереси или разделения (ст.1); они хотя и познали путь правды, святую заповедь (ст.21), познали и Господа Иисуса Христа (ст.20), а между тем, как бессловесные животные, водятся природою (ст.12), обещают свободу, будучи рабами тления (ст.19). Лжеучение их заключается и в том еще, что они «презирают начальства, дерзки, своевольны, не страшатся злословить высших» (ст.10). Не усматривается ли здесь явное изображение современных вольнодумцев, которые, отрицая законные власти, отрицают богоустановленные законы общежития: Рим.13:1–4 . Не они ли учат возвращению к образу жизни бессловесных животных, которые не знают ни собственности, ни общества, ни государства? Не на них ли оправдываются слова Писания: 1Тим.4:1–3 ; 2Тим.4:3–4 ; 2Кор.11:13–15 ; не от них ли предостерегает нас Слово Божие: Мф.7:15 . О средствах ко спасению О толковании Свящ. Писания О лжеучителях Из 1 послания св. ап. Иоанна Предмет, к которому относятся указанные места Св. Писания Краткое объяснение пререкаемых мест Свящ. Писания с указанием цитат, уясняющих истинный смысл Об общении со Христом и св. апостолами 1Ин.1:1–3 . О Слове жизни апостол Иоанн говорит, что она было от начала: ср. Ин.1:1 ; потом сделалось видимо для очей апостолов, было рассматриваемо и осязаемо ими: Ин.20:27–28 . Засим, называя это Слово самою Жизнию (подобно Ин.1:4 ), апостол говорит, что Оно, будучи вечною, сначала было у Отца (ср. Ин.1:1 ), потом явилось апостолам. Все это, очевидно, должно разуметь не об учении Христа, которое нельзя осязать, а о Самом Христе, о вечном Сыне Божием. Слова апостола: «чтобы и вы имели общение с нами, а наше общение с Отцом и Сыном Его Иисусом Христом» (ст.3), показывают нам, что чрез послушание слову апостолов, чрез почитание их за имя Христово: Мф.10:40 , мы имеем общение со Христом, Который сказал: слушающий вас, Меня слушает: Лк.10:16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

О заблуждающихся Евр.10:25 . В ст.18–32, 1-й главы настоящего послания ап. Павел убеждает верующих в твердости веры, не уклоняться от исповедания веры и не оставлять собраний для богослужения, ибо если отречение от закона Моисеева наказывалось смертью, то попрание сына Божия и непочитание за святыню Крови завета будет наказано еще страшнее Самим Богом. Таким образом, приведенные слова Апостола всецело обвиняют тех, кто оставил православное исповедание веры, св. Церковь и не почитает за святыню Кровь Христову в таинстве Евхаристии; поэтому их ожидает (если не покаются) страшное наказание Божие: ст.27–29. Срав. 2Петр.2:13–21 . О покаянии Евр.10:26 . Эти слова нужно читать в связи с дальнейшими стихами 28–29, откуда видно, что здесь должно разуметь не тех, которые состоят в Церкви и произвольно грешат, а тех кои отвергли веру, отпали от Церкви и остаются нераскаянными. Православные христиане чрез посредство исповеди очищают себя для принятия Тела и Крови Христовой, а отвергающие это таинство попирают Сына Божия, но почитая за святыню кровь Нового Завета: Мф.26:28 ; Евр.10:29 . О причащении О заповедях Евр.10:35 . Словами: «не оставляйте упования вашего», которое имели вы доселе и имеете теперь, не только не стыдясь того, что поносят вас, но и открыто проповедуя благочестие в надежде на будущее воздаяние, Апостол напоминает о заповедях Господних, заповедях блаженства и др.: Мф.5:3–12; 10:28–33 . О кончине мира О воскресении мертвых Евр.11:1 . Здесь говорится о том, что вера есть уверенность в невидимом, как бы в настоящем так, напр., объясняет Златоуст, воскресения еще не было и нет в действительности, но надежда делает его действительным в нашей душе, иначе, не веря в воскресение, и вера наша была бы тщетна, и мы оказались бы несчастнее всех человеков: 1Кор.15:16–20 ; Лк.20:37 . О вере и делах Против осуждения ближних О христианском терпении О хождении прямым путем Евр.12:13 . Нужно не хромать душевно, чтобы хромающее не совратилось, т. е. чтобы скорее пропала наша хромота, так, чтобы потом без особенных усилий ходить прямо, не уклоняясь ни на ту, ни на другую сторону: Притч.4:27 , хотя, быть может, мысли ваши влекут вас к небрежности, легкомыслию, надменности и т. п. «Отврати ногу твою от пути зла», говорит Соломон, «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых», так начинает книгу псальмов св. Давид.1:1.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

Седьмой же Вселенский Собор сделал следующее постановление: «Восторженно также принимаем и Господни и апостольские и пророческие изречения, которыми мы научены почитать и величать во–первых собственно и истинно Богородицу, всех небесных сил высшую, а также и святые ангельские силы, блаженных и всехвальных Апостолов и пророков, славных и победоносных, подвизавшихся за Христа мучеников, святых и Богоносных учителей и всех преподобных мужей, и просить их ходатайства, так как они могут нас приближать к Царю всех – Богу, конечно, если мы будем соблюдать Его заповеди и стараться жить добродетельно». Православный христианин! Не забывай во всех твоих несчастьях и скорбях и после всяких греховных твоих падений просить помощи и молитв за твою грешную душу у святых угодников и Ангелов Божьих, предстоящих у престола Божия и молящихся о всем христианском мире. Проси ходатайства за тебя перед Богом у «первенцев Церкви», написанных на небесах, у «друзей Божьих», ибо «много может усиленная молитва праведного» ( Иак. 5:16 )! 1) Святые возвеличены Богом еще при их жизни на земле: Исаии 41:8; Иак. 2:23 ; Иоан. 15:14 ; Евр. 11:38  и прославлены на небе: Лук. 20:36 ; Мф. 19:28; 1Кор. 6:2 ; Евр. 12:22–23 . 2) Святые еще на земле обладали высшим знанием и даром прозрения будущего и помыслов человеческих: 3Цар. 14:1–17 ; 4Цар. 5:25–27, 6:8–12 ; Деян. 5:1–11 . См. все ветхозаветные пророчества о Мессии–Христе. 3) Еще при жизни на земле святые молились о грешных людях: Быт. 20:7  и 17; Исх. 32:9–14 ; Иов. 42:7–8 ; Фил. 1:3–4 ; 2Фес. 1:11 ; Еф. 1:16; 3:13–14 ; 2Кор. 13:9 ; 2Тим. 1:3 . 4) Святые живут на небе сознательной, разумной жизнью: Откр. 4:10–11; 5:8–14; 11:16–17 . 5)  Живя на небе, святые, как и Ангелы Божьи, через Бога знают о нуждах и грехах людей, живущих на земле: Лк. 16:31 ; Иоан. 8:52–56 ; 1Цар. 28:1–19 ; Сир. 46:23 ; Мф. 18:10 ; Лк. 15:10 . 6) Как члены единой Христовой Церкви ( Евр. 12:22–23 ) святые вместе с Ангелами молятся на небе о живущих на земле: 2Мак. 15:12–14 ; 2Петр. 1:13–15 ; Дан. 10:11–21 ; Зах. 1:12–13 ; Мф. 18:10 и помогают им: Быт. 24:7; 48:16 ; Пс. 33:8; 90:11 ; Дан. 6:22; 14:34–39 ; Евр. 1:14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Премудрость вообще не есть Божественная Ипостась, она есть жизнь, действие, откровение, «энергия» Божества, во Св. Троице поклоняемого и от крывающегося твари то в Своем пребожественном единстве и единосущии, то в троичности Лиц. Причем, на основании внутритроичных отношений, Отец открывает Себя в Сыне Духом Св. Поэтому и Премудрость Божия в отношении к различенности Ипостасей является то как действие Сына, или прямо как Сын в творении (почему Он и называется тогда: «Божия сила и премудрость»), то как Дух Св., «Дух премудрости» ( Ис. 11,2 ), (который и именуется посему Премудростью у некоторых церковных писателей), живущий в Церкви. А далее – в этом же смысле – Премудрость относится уже и к тем чадам своим, в которых она «оправдися» от дел своих, т. е. прежде всего к Пречистой, а далее и к первому из рожденных женою Предтече Христову, а далее к миру ангелов и человеков, прославленному творению, Граду Божию, новому небу и земле, в них же правда живет, откровению Св. Троицы в творении, о котором Церковь поет: «вся Премудрость сотворил еси» (пс. 103,24). В Новом Завете самое важное место о Премудрости Божией имеется в речи Спасителя об Иоанне Предтече, которая заканчивается следующими словами: и оправдися, δικαιθη, Премудрость–  Σοφα, отдел ее ( Мф. 11,19 ) – и от всех чад ее ( Лк. 7,35 ), причем выражение «премудрость» должно быть явно понято в связи с ветхозаветным учением о Премудрости, вышеизложенным 100 . Другие случаи онтологического значения этого выражения см. Лк. 11,49 и 1Кор. 1,24 (хотя и не бесспорные). Во всех же других случаях «премудрость», бесспорно, означает только свойство в отношении к Богу или к людям. Сюда относятся: Мф. 13,54 , Мк. 6,2 , Лк. 2,52 , 2Петр. 3,15 , Рим. 11,33 , 1Кор. 1 ,17, 19, 20, 21, 30 ; Ефес. 1,8, 3,10 , Кол. 1,9, 28, 2,3, 3,16 , Откр. 5,12, 7,12 . Эkckypc III. Учение о Премудрости Божией у Св. Афанасия Великого и других отцов Церкви Арианством был поднят двоякий вопрос, оно питалось из двух источников сомнений. Первый относился к учению о Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Поистине здесь «lucus a non lucendo». Основная идея «Живой Церкви», идея пресвитерианства, захвата власти пресвитерами, идея, являющаяся ключом ко всей её истории и всем частностям её устройства, находит для себя суровое осуждение в Слове Божием и в канонах. Книга Чисел в 16 главе повествует о страшном наказании, постигшем левита Корея и его сообщников, пытавшихся, под видом защиты демократических идеалов 297 , отнять власть у законного первосвященника Аарона. Новый Завет предоставляет епископам власть над пресвитерами ( 1Тим. 6:17–22 ; Тит. 1:5 ), а «любящих первенствовать» нарушителей иерархического порядка подвергает строгим порицаниям ( 3Ин. 9 ; Иуды 8:11 ; 2Петр. 2:10 и др.). Святой Игнатий Богоносец , один из мужей апостольских, в начале II века пишет, что епископ является образом Бога и Христа, тогда как пресвитер – образом собрания апостолов, и увещает их повиноваться епископу 298 . Ещё строже осуждают каноны неподчинение своему Патриарху. «Пресвитер, епископ или митрополит, – гласит 15-е правило Цареградского Собора 861 г. (перво-второго), – который решится прекратить общение со своим Патриархом и не станет, как это заповедано и установлено, поминать его на Божественной службе, но до соборного постановления и окончательного его осуждения произведет раскол, относительно такового Святой Собор предписывает, да будет совершенно исключен из священства». «Живцы» ссылаются на то, что Патриарх Тихон был осужден на Соборе 1923 года. Но прежде всего они создали свое ВЦУ и прекратили подчинение Патриарху и его местоблюстителю до этого Собора, а затем правило дозволяет прекращать общение с Патриархом, осуждённым законным Собором, осуждённым за ересь, и притом после окончательного осуждения, т. е. после подтверждения решения суда первой инстанции судом второй инстанции 299 . Между тем Собор 1923 года был незаконным собором (11 Вселен. 6-е прав.) как по характеру своего созыва, так как он не был созван первоиерархом Русской Церкви, вопреки 20-му правилу Антиохийского Собора, так и по своей организации, которая нарушила как общие нормы православных Соборов, так и специальные постановления Собора 1917–1918 гг. об организации будущих Всероссийских Соборов. Патриарх Тихон не был обвинён в какой-либо ереси, и его судей следует причислить к тем церковных смутьянам, которые, как говорит 15-е правило Собора 861 года, «только под предлогом некоторых преступлений отступают от своих предстоятелей и раскол производят и церковное единство разрушают». Осуждение Патриарха не было подтверждено никакой высшей инстанцией, и вообще весь судебный процесс против Патриарха был одним непрерывным нарушением канонических предписаний о таком процессе. В явном противоречии с канонами стоят и все новшества «Живой Церкви» и прежде всего разрешение второго брака священнослужителям (Апост. 17-е и 25-е, Неокес. 1-е, Вас. Вел. 12-е; VI Вселен. Соб. 3-е и 6-е) и брачной жизни епископам (VI Вселен. Соб. 12-е).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010