Цель этого послания Петра — ободрить, утешить и утвердить в вере малоазиатских христиан, на что указывал сам апостол Петр: «Это кратко написал я вам через Силуана, верного, как думаю, вашего брата, чтобы уверить вас, утешая и свидетельствуя, что это истинная благодать Божия, в которой вы стоите» (1 Петр.5:12).    Местом первого послания указывается Вавилон (1 Петр.5:13). В истории христианской церкви известна церковь Вавилонская в Египте, где, вероятно, св. Петр и написал свое послание. В это время с ним находились Силуан и Марк, оставившие ап. Павла после его отправления на суд в Рим. Поэтому дата первого послания определяется между 62-м и 64-м годами после Р.Х.     Второе соборное послание написано к тем же малоазиатским христианам. В этом втором послании ап. Петр с особой силой предостерегает верующих от развратных лжеучителей. Эти лжеучения сходны с теми, которые обличает ап. Павел в посланиях к Тимофею и Титу, а также апостол Иуда — в своем Соборном послании. Лжеучения еретиков угрожали вере и нравственности христиан. В то время стали быстро распространяться гностические ереси, впитавшие в себе элементы иудейства, христианства и различных языческих учений (В сущности, гностицизм это — теософия, которая в свою очередь является фантазией в тоге философии). В жизни приверженцы этих ересей отличались безнравственностью и кичились своими знаниями «тайн».    Второе послание написано незадолго до мученической кончины ап. Петра: «Знаю, что скоро должен я оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне» (2Петр.1:14). Написание можно отнести к 65—66 годам. Последние годы жизни апостол Петр провел в Риме, откуда можно заключить, что второе послание написано в Риме в качестве его предсмертного завещания. Послания святого Евангелиста Иоанна Богослова    Стиль послания и отдельные выражения напоминают нам Евангелие от Иоанна, и уже древнее предание считало его принадлежащим возлюбленному ученику Христову. Св. Иоанн Богослов был сыном галилейского рыбака Заведея и жены его Саломии, по преданию дочери Иосифа-обручника от первого брака. Таким образом, он приходился, по представлениям окружающих, племянником Господа. Старший брат его Иаков был тоже в числе 12-ти апостолов. Обоих братьев за силу их духа Господь прозвал «сыны громовы» — «воанергес» (Мк. 3:17). Повинуясь призыву Господа (Мф. 4 и Лук.10), Иоанн оставил родительский дом, став одним из приближенных учеников Его вместе с Петром и Иаковом (Мк. 5:37; Мф. 17:1, 26, 37). Господь удостоил Иоанна особенной любви: Иоанн возлежал на персях Господа на Тайной вечери, а при кресте Спаситель усыновил Иоанна Своей Пречистой Матери (Иоан. 13:23-25, 19:26). Сам св. Иоанн, не называя себя, говорит о себе, как об ученике «которого любил Иисус» (Иоан. 19:26). Из всех учеников только Иоанн не оставил своего Учителя и стоял на Голгофе у самого креста.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

О жертвоприношении О названии людей «богами» Пс.81:1–7 . Ссылаясь на слова псалма 81, Спаситель обличает фарисеев, которые во всем изыскивали повод к хуле на Него, между прочим, и в том, что называет Себя Сыном Божиим, хотя это имя приличествуют Ему не только как единосущному со Отцем: Ин.10:29 , но и как избранному и посланному от Бога учителю: Ин.10:36 . В ветхом завете «богами» назывались богоизбранные судьи, потому что подобно Господу изрекали свои постановления: Исх.4:16; 7:1 . Об отделяющихся от единства веры Пс.88:36–37 . Семя Давида есть Христос по плоти, который царствует вечно над христианами посредством воли их, а над неверными – и против желания их: дана, говорит, Мне власть на небе и на земле: Мф.28:18 . А семя Христово есть евангельское слово и духовно возрожденные оным христиане, утвержденные на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем: Еф.2:20–21 . Люди, отделившиеся от единства веры: Иуд.1,19 , не могут быть названы семенем Христовым, но, по толкованию свят. Отцов, они называются семенем вражиим, сравни: Мф.13:39 . О кресте Господнем, как подножии древесном О Пречистой Богоматери О молитвенном ходатайстве св. угодников О кресте О покаянии О почитании св. икон Пс.113:12–15 . Эти места неприложимы к св. иконам, ибо в них со всею силою и ясностью, как бы с непременною целью обличается лжетолкование иконоборцев; говорится об идолах, кумирах, богах, которые из металла, камня, дерева делали себе язычники. О православных же, воздающих почитание св. иконам, при всем желании иконоборцев нельзя этого сказать. Помня постановление YII вселенского собора и слова св. Василия Великого , что честь изображения переходит к первообразу, православные почитают иконы не ради икон, но ради тех, кого они изображают, например: Ин.14:8 ; Лк.1:46–48 , поэтому православные вполне могут сказать иконоборцам, что они заблуждаются, извращая Свящ. Писание к собственной погибели: 2Петр.3:16 . О нетлении св. мощей О молитвенном ходатайстве св. угодников

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

У ап. Павла здесь та же мысль, что и в послании к Римлянам 13:8: « γαπν τν τερον νμον πεπλρωκε», или 13:10: «πλρωμα νμου– γπη». «Возлюбишь – γαπσεις». Что здесь апостол не говорит о любви только к христианам, это видно из дальнейшего 6:10, а также из 1Сол.3:12 ; Ср. 2Петр. 1:7 . Весь дух христианства против такой ограниченной любви. См. Ев. Луки гл. 10: – притча Господа о милосердном самарянине. На вопрос: справедливо ли ап. Павел заметил, что весь закон выполняется, когда исполняется заповедь о любви, на это нужно отвечать не так, что Павел хотел указать на закон собственно христианский (Koppe), или разумел под этим закон нравственный (Estius), или вторую половину заповедей десятословия (Wiesel., Ewald), или закон Божественный, откровенный (Schott). Апостол просто смотрит на закон с возвышенной, христианской точки зрения, вследствие чего для него все заповеди являются подчиненными одной, именно заповеди о любви, поставленной в законе в один разряд с другими заповедями. С этой точки зрения ясно, что выполнивший главное, исполнил и второстепенные заповеди. В заповеди о любви – дел, исполнение и завершение всех остальных заповедей закона – вот мысль апостола. Ап. Павел указал на одну только заповедь о любви к ближнему в виду того, что ее-то Галаты, терзаемые раздорами (15 ст.), и не соблюдали. Но апостол, без сомнения, не опускает здесь и заповеди о любви к Богу. Это понятно для христианского сознания из тесной связя между любовью к Богу и ближнему. Любовь к Богу не может быть без любви к ближнему и наоборот: кто не любит Бога, не может любить и ближнего. Рим.14:17 . 1Иоан. 4:20; 5:1 и др. Вместо «ν ν λγω» кодексы: D, Е, F, G читают «ν λγω» Кодексы: D, F, G выпускают даже «ν τ». Ho трудно согласиться с тем, что апостол назвал заповедь о любви чем-то «немногим» – λγον. Вместо πληροται еще Маркиан читал – πεπλρωται. Этого же чтения держатся кодексы: A, В, С и Лахман. Вместо: «ς αυτν» – text, recept., многие отцы и кодексы A, В, С, D, К читают: – " ς σεαυτν«, Оно же и в русск.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Galahov/...

О вере и делах 1Ин.5:10–13 . Это внутреннее свидетельство об Иисусе Христе Сыне Божием верующего не имеет убедительной силы для неверующего: ст. 10, 12, и это неверие в высочайшее свидетельство Бога о Сыне гибельно: ст. 9; здесь выводится, по словам блаж. Феофилакта, как бы заключение всего послания: Я, говорит апостол, написал это вам, как наследникам жизни вечной. Ибо для тех, которые не живут по надежде жизни вечной, это не могло бы быть написано, потому что давать святыню псам и метать жемчуг пред свиньями непохвально: Мф.7:6 . Отсюда вывод таков: вера в Сына Божия, не сопровождаемая добрыми делами, не полезна: Иак.2:15–24 ; Лк.10:17; 6:46 . О свящ. изображениях 1Ин.5:21 . Икону с идолом сравнивать нет никакого основания, ибо она отличается от идолов и по своему происхождению и религиозному значению. Идолы или кумиры возникли вследствие человеческого неведения об истинном Боге: Деян.17:29 ; Прем.Сол.13:1–2; все эти обоготворяемые твари не представляют из себя решительно ничего божественного и священного: 1Кор.8:4 . Иконы же суть изображение или истинного Бога в том виде, в каком Он являлся миру, или святых ангелов небесных, посылаемых Богом для тех, которые имеют наследовать спасение: Евр.1:14 , или св. угодников, предстательствующих за нас пред Богом своими молитвами: Откр.5:8 . Из 2 послания св. ап. Иоанна Предмет, к которому относятся указанные места Св. Писания Краткое объяснение пререкаемых мест Свящ. Писания с указанием цитат, уясняющих истинный смысл О свящ. Предании Из Евангелия св. ап. Иуды Предмет, к которому относятся указанные места Св. Писания Краткое объяснение пререкаемых мест Свящ. Писания с указанием цитат, уясняющих истинный смысл О лжеучителях Иуд.1:1 . Послание ап. Иуды изображает и обличает тех «мечтателей, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти» ст. 8; в добавление к тому, что сказано у ап. Петра: 2Петр.2:1–3 , о тех же еретиках, апостол Иуда сравнивает их упорство, приводящее их к погибели, с упорством Корея, Дафана и Авирона, восставших против Моисея и Аарона и сказавших: «полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня? Числ.16:1–6 . Возмутители потерпели страшную гибель: ст.32. Подобная же участь, по учению св. апостола Иуды, и теперь грозит тем, которые подобным образом «отвергают начальство и злословят высокие власти».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

О почитании святых угодников Божиих Втор.6:13 . Этими словами не запрещается почитание святых. Здесь слово «послужи» переведено в греческом тексте λαρεσεισ; а клятва составляет вид служения, подобающего единому истинному Богу: Ис.65:16 . Значит, здесь говорится только о том, что Господу не угодно, чтобы служили другому кому-либо, кроме Его, таким служением, какое надлежит Ему одному. Но православные и исповедуют, что они никому другому не служат, а только единому Богу, в Троице славимому. В святых же мы почитаем благодать Божию, в них обитающую и действующую, и просим чрез них помощи от Бога. Православная Церковь учит: «чрез них просим, но не от них самих». Чествование св. икон Втор.7:25–26 . Здесь, как и во всех подобных местах, говорится о кумирах и богах языческих, и к св. иконам слова этого места не могут относиться, тем более что благоговейное внесение св. икон в дом сопровождалось благословением Божиим, еще и в ветхом завете: 2Цар.6:11–12 ; ср. Числ.21:8 , а в Новом Завете и невозможно исчислить всех благодеяний Божиих, явленных чрез св. иконы (Чит. Историю Церкви). О чтении Слова Божия О почитании св. угодников Божиих О Свящ. Писании О почитании св. Ангелов О кресте Втор.21:22–23 . В этих местах проклятие касается не креста, а висевшего («всякий висящий») на древе крестном преступника, но на том кресте, который мы почитаем, висел не преступник, а Спаситель всего мира, Который Своим прикосновением освятил крест. Самая причина сего проклятия опять заключается не в кресте, а в людях и грехах людских, вызвавших окрестные страдания Господа: 1Ин.3:5 ; Ис.53:5 . Поэтому негодование вследствие этого проклятия должно было бы направить не на крест, а скорее, на людей; но поскольку Господь заповедал любить ближних людей: Ин.13:34–35 , – то все негодование заблуждающиеся в мнении о кресте должны направить на самих себя за невежественное истолкование Слова Божия: 2Петр.3:16 . В отношении креста Христова должно помнить и держаться следующего правила: «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым»: Деян.10:15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

2 Петра, гл. 1, ст. 4 Да будете Божественного причастницы естества: вот какова цель всех великих благодеяний и обетований Божиих в христианстве. Не у всех христиан эта цель достигается в равной мере, но кто из них в полной мере таков, тот, будучи по истине богоподобен, божественен, заслуживает и прославления соответственного, достоин чествования благоговейного. Таковы именно – святые угодники Божии, друзья Божии ( Иоан. 15:14 ), имеющие судить мир и ангелов ( 1Кор. 6:2–3 ); посему-то мы и чтим их. Ст. 20–21. Сие прежде ведуще, яко всяко пророчество книжное по своему сказанию не бывает. Под оказанием здесь разумеется изъяснение. Ап. Петр как бы так говорит: пророчество не есть предмет собственного изъяснения, что либо такое, что могут изъяснить сами люди (слово – своему – сказанию – имеет свое противоположное в словах: но от Святого Духа, ст. 21). Посему-то раньше, в ст. 10–11 гл. 1 послания 1, апостол Петр и говорил, что пророки взыскаша и испыташа – испытающе, в каково или в кое время являше в них Дух Христов, прежде свидетельствуя о Христовых страстях. Дух не являл им, и они сами старались догадаться, когда приидет спасение; но угадать это было не в человеческих силах, и потому дальше говорится (ст. 12), что «им открыто было» (конечно не их разумом), «что не им самим» (и не их современникам), «а нам служило то, что ныне проповедано». Из этого вообще следует, что даже и сами пророки, хотя и знали и понимали ниспосылаемое им пророческое слово, однако толкования его или сказания сделать не могли, не знал ни времени, ни обстоятельств, в которых совершится предрекаемое ими грядущее. А если не могли этого сами пророки, то еще менее возможно это для их читателей. Посему благочестивый евнух, вельможа Кандакии, читавший книгу пророка Исаии, на вопрос ап. Филиппа: разумевши ли, яже чтеши? отвечает: како могу разумети, аще не кто наставить мя ( Деян. 8:30–31 )? Посему при толковании пророчеств требуется наставление; и вообще – не всякий, купивший Библию , может изъяснять ее. Возможно, что принявшийся за это дело человек, будучи «невеждой и неутвержденным», встретит в Библии нечто «неудобовразумительное» и это «превратит» (ложно истолкует) «к собственной своей погибели» ( 2Петр. 3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

Кончина мира, о которой говорит Спаситель, не есть уничтожение, или совершенное разрушение мира. Вообще эта кончина означает только перемену, настоящего порядка вещей. Главный переворот в судьбах мира будет состоять в нравственном изменении его: совершится решительное, окончательное разделение в мире христианского добра от зла, обнаружение и обличение зла; торжество, слава и блаженство первого, поражение, осуждение и гибель последнего; воцарение в мире на веки первого и изгнание последнего. Это и представляет нам Божественное откровение под образом последнего, всеобщего суда и открытия в мире царства Христова. Но как зло проникло из мира нравственного в мир физический, и освобождение, блаженное воцарение на земле нравственного добра невозможно без соответственного преобразования видимой природы: то и весь мир физический должен преобразиться. Таким образом слово Божие сказывает нам, что в последние дни мира небо и земля совсем тем, что в них есть вещественного, прейдут или мимоидут, как оно выражается, т.е. окончат свой текущий ход жизни, переменят свой вид, свойства и все настоящие условия своего бытия; что сущность этой перемены будет состоять в том, что видимый мир очистится от всяких несовершенств, от всего того, что вследствие греха человека, испортило существо и жизнь физической природы, от всех зловредных ее свойств и действий, от всех беспорядков и нестроений в ее движениях, от смерти, тления и возможности разрушения; что чрез последний переворот эта природа и весь видимый мир должны стать чисты, светлы, исполнены одного совершенного добра и блаженства, нетленны, бессмертны, вечно новы и прекрасны; что такая перемена совершится особеннейшим действием воли Божественной, посредством огня, долженствующего потребить в мире все худое и злое, и очистить все хорошее и доброе; что нравственное значение и духовная сила этого изменения будет заключаться в освобождении всей твари от ига, суеты и злонравия человеческого, которому она неволею покорилась после грехопадения человека ( 2Петр.3:7,10,12,13 , Рим.7:19–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

7) О яблоках. Почему положен на них запрет до 6 августа. Потому, что на все нужно просить благословение Церкви. Неблагословенное во вред душе и телу. А непослушание погубило Адама. 8) Храните ваше звание и избрание ( 2Петр.1:10–19 ). Дни празднования Пресвятой Богородице (Евангелие от Луки, зач. 54, гл. 10, ст. 38–42, гл. 11, 27–28; Апостол к Филиппийцам, зач. 240, гл. 2, ст. 5–11). 1) Наставление слушателям о том, как следует слушать слово Божие (ст. 39; Мф.4:4 ; Ам.8:11–12 ; Лк.11:28 ). Не забывайте среди суеты земной беседы с Богом. 2) Божия Матерь есть образец истинно материнской любви ( Лк.2:7, 35, 48; 8:19–20 ; Ин.19:25 ). Побуждение слушателей подражать смирению и добродетелям Божией Матери. 3) Божия Матерь много страдала и жалеет страдающих. Она, как Мать общая, заботится о наших семьях (брак в Кане). Она хранит наших детей. Она молится за всех перед Господом. Будем прибегать к Ней. Рождество Богородицы (8 сентября) Родители Марии просили себе дитя, вперед обещаясь отдать его Богу. В ребенке они желали воспитать работника Божия. Готовим ли для службы Богу детей мы? Не удаляем ли, наоборот, от службы Господу, внушая, что цель жизни – устроиться, стать «человеком» в глазах людей, а не в очах Господних. Введение во храм Пресвятой Богородицы 1) Св. Мария воспиталась в храме. Здесь созрела Ее душа. Значение храма в жизни христианина. Храм – училище благочестия. Побуждение слушателей возможно чаще посещать храм Божий. Необходимо детей с детства воспитывать в религиозных впечатлениях. 2) Христос рождается. Успение Божией Матери 1) Смерть есть сон и переходное состояние к будущей жизни ( Ин.5:28, 29 ). Смерть светла, когда светла жизнь. Мучительна, если человек не может дать о жизни своей отчета на Суде Христовом. 2) Напоминание слушателям о близости к каждому человеку смерти и о необходимости своевременно приготовляться к ней. Праздник Казанской иконы Божией Матери (22 октября и 8 июля) Богоматерь – покровительница нашего народа. Не без причины и такой великой праздник как Покров есть специально наш русский праздник. Сегодня день одной из великих милостей Богоматери – спасения Руси от смуты (рассказ о событии). Богоматерь объединила разрозненную Русь и дала ей силу. Соберемся около Владычицы и ее иконы для святой борьбы с грехом и недугами нашей жизни, с вражей ратью соблазна и искушения.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

n ». Из этого видно, что если Дидим желает процитировать послание к Фессалонникийцам, то он делает это явным способом. Схожесть между этими двумя отрывками, их взаимность в компоновке kal1w и e8agg1lion является анологичной в Послании к Галатам 1:6. Поэтому это умозаключение не может быть объяснено с помощью использования этого отрывка в комментарии на Екклесиаст как 2 послание к Фессалоникийцам. Тем не менее, на основании примеров из комментария на Захария, становится ясно, что Дидим знал оба произведения и использовал 2 Фесс. как каноническую книгу. Место ZaT. 320:26: )Anticrjstou 6paggelom1nou ¡cein > scur4n kaJ z nta bracjona di+ t+ shme_a kaJ t1rata Ä 6nerge_ §nta» (Антихриста, говорящего, что он имеет силу и руку жизни через знаки и чудеса и силу ложную имея) является явной ссылкой на 2 Фесс. 2:8–9 644 . Отрывок из следующего параграфа: «lxin gr£fei Paàloj Qessalonikeàsin· ” Ewj lqV Ð ¥nomoj Ön Ð KÚrioj «Ihsoàj ¢nalo tù pneÚmati toà stÒmatoj aÙtoà ka katarg»sV tÍ pifanev tÁj parousaj aÙtoà “» 645 схож с 2 посланием к Фессалоникийцам 2:8, 8: «…¢pokalufq»setai Ð ¥nomoj, Ön Ð kÚrioj »Ihsoàj ¢nele tù pneÚmati toà stÒmatoj aÙtoà ka katarg»sei tÍ pifanev tÁj parousaj aÙtoà». Второе послание апостола Петра встречается у Дидима в толковании на Захарию ZaT 405, 9–12: «Ð tîn Cristoà maqh[tîn] ¡g[iè]tatoj Ptroj g[r£]fei KÚrioj " Ihsoàj CristÕj d»lws[]n moi Ó[ti taci]n» stin ¹ ¢pÒqe[sij] to[à] skhnèmatÒj mou.» и является ссылкой на 2Петр. 1:14 . IV. 2. 2. 3. Особенности новозаветного канона. Многие цитаты Священного Писания, используемые Дидимом в работах, найденных в Туре, позволили решить множество проблем относительно текста и канона Писания Александрии 4 века. До этого научный мир обладал только списками 9–10 веков. Цитаты же Дидима стали как бы хранилищем текстов Священного Писания 4 века. Так, например, отрывок 7:53–8:11 из Евангелия от Иоанна о Христе и прелюбодейке не толковался ни одним греческим экзегетом до 9 века, по всей видимости, из–за отсутствия этого текста в используемых ими рукописях 646 . IV. 3. Христианские источники

http://azbyka.ru/otechnik/Didim_Aleksand...

Заблудший . Святые праведники не боги вездесущие и всеведения не имеют; как же они могут вовремя выслушать нашу молитву и подать соответственную помощь, если к ним станут обращаться многие люди в разных местах. Православный . Ставящие такое возражение забывают, что святые творят чудеса и вообще оказывают людям помощь не человеческою силой, но силой Божией ( Деян. 3:12.16 Пс. 12:3– 8 ), а для Божией силы все возможно ( Мк. 10:27 ). При этом нет никаких основании думать, чтобы для святого легче было, напр., исцелить хромого от рождения ( Деян. 3:2.6 ), воскресить мертвого ( Деян. 9:40 ), чем чрез дальние расстояния слышать призывные вопли молящихся; если для святых возможно первое, то возможно и последнее. Если святые люди могли творить великие чудеса, состоя в немощном теле, как напр., ап. Павел ( Римл. 7:24 . Гал. 4:13–14 . 2Кор. 12:9 ), то тем возможнее и удобнее этим святым проявлять неземную, чудесную силу по освобождении их от уз тела (срав. 2Петр. 1:13–15 . 2Кор. 5:6–8 ), Для живущего же на земле человека всегда останется непонятным как воскрешение мертвеца святым человеком, так и возможность для того же святого человека одновременно выслушивать молитвы от разных мест (см. 1Кор. 13:9–12 ). IV. Для миссионерской полемики с сектантами о почитании святых угодников Божиих и их ходатайстве пред Богом Тексты свящ. Писания, которыми сектанты оправдывают свое мудрование. Истинный смысл сих текстов. Тексты свящ. Писания, коими опровергается сектантское мудрование а) чествование святых Мф. 4:10 . Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана; ибо написано: Господу Богу твоему покланяйся, и Ему одному служи. ( Втор. 6: 13 ).Ср. Лук. 4:8 . Исх. 20:3 . Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Ис. 42:8 . Я Господь, это–Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам. Примеч . Во всех означенных местах, по мнению сектантов, заповедуется почитать только единого Бога и воспрещается призывание святых. Почитание, которое мы воздаем Богу, существенно отличается от почитания святых. Господа, как Творца, мы должны чествовать, по заповеди отцев 7-го вселенского собора, «истинным по вере нашей богопоклонением, которое подобает единому Божескому естеству»: см. напр. Рим. 1:9 , ( Евр. 9:14 ); а святых, как тварей–«почитательным поклонением» Мф. 10:41 , т. е. мы должны почитать святых не за богов каких-нибудь, а только за друзей и слуг Господних: Ин. 15:14 . На каком же основании сектанты не почитают св. угодников Божиих, когда их и Сам Бог почтил и прославил даром чудотворений.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010