Во-первых, присутствие их было неуместно и излишне: они собрались плакать о покойнице, а она не умерла, или, во всяком случае, смерть в ней должна была так скоро уступить возвращающейся жизни, что и не заслуживала этого имени; это были только сон и пробуждение. Такой причины было достаточно. Но еще более того, неистовое и шумное выражение скорби одних, смешанное с притворными наемными воплями других ( 2Пар.35:25 ; Еккл.12:5 ; Иер.9:17–18 ; Ам.5:16 ), нимало не соответствовало духовному настроению, которое приличествовало свидетелям столь святого и страшного таинства, от которого были удалены даже некоторые апостолы, – не говоря уже о грубости и насмешках (ср. Быт.18:12 ), с которыми было принято заявление Господа, что отроковица теперь оживет. Такие насмешники не должны быть свидетелями священного действия; к ногам их не следовало бросать жемчуг. Подобное же удаление всех было предложено Петром, с верою помолившимся о воскрешении Тавифы, хотя это произошло по другим причинам ( Деян.9:40 ; ср. 2Цар.4:33 ). Теперь в доме водворилась тишина. Две души – верующая и надеющаяся, подобно погребальным факелам, горели у одра умершей – отец и мать. Представителями Церкви были три главные апостола. И вот совершается торжественное пробуждение, совершается без всякого усилия со стороны Того, Кто есть Владыка живых и мертвых. «И взяв девицу за руку». это была не более как отроковица лет двенадцати ( Мк. 5:42 ; ср. Деян.9:41 ), «говорит ей: девица, тебе говорю, встань». Евангелист Марк сохранил для нас, вероятно слышанные им из уст Петра, подлинные слова Господа на языке, на котором Он их произнес: «Талифа куми», как в другом случае было произнесено: «еффафа» ( Мк.7:34 ). И при этом слове, и прикосновении этой руки «возвратился дух ее, она тотчас встала» ( Лк. 8:55 ) «и начала ходить» ( Мк.5:42 ). Затем, чтобы подкрепить эту жизнь, только что в ней возвратившуюся, и чтобы доказать, что она была не привидение, а возвратилась от смерти к действительной человеческой жизни (ср. Лк.24:41 ; Ин.21:5 ; Деян.10:4 ), и являя полное спокойствие Своего духа как в малом, так и в великом, «Он велел дать ей есть».

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Все несчастливцы обрадуются этому спасению, так как увидят в нем залог и своего спасения (33–34). Весь мир радуется (35), что Бог созидает Сион и города иудейские и св. земля снова населяется своим народом (36–37) 475 . По словам Спасителя ( Мф.23:38 , Ин.15:25 ) и Его Апостолов ( Ин.2:17 ; Мф.27:23 ; Ин.19:28 ; Деян.1:20 ; Рим.11:9–10; 15:3 ) – этот псалом мессианский. На пятом Вселенском Соборе св. Церковь осудила Феодора Мопсуетского, утверждавшего, что он только приспособлен к новозаветным событиям. Мы относим его к прообразовательно-мессианским псалмам. Давид в образе ветхозаветного терпеливца начертал образ Страдальца Богочеловека; так напр. Давид не случайно употребил образ желчи и уксуса (оцта) (ст.22); Св. Дух устроил так, что эти образы во Христе исполнились буквально. Кратко сказать, кроме буквального смысла мы имеем здесь и таинственный. – Уже во время Своего общественного служения Иисус Христос много терпел ради Бога, ибо Он учил и действовал по поручению Отца, по Божественному уполномочию Он выступил против осквернителей храма ( Ин.2 ) и т.д.; поэтому Он был оклеветан и преследуем ( Рим.15:3 ). Но особенно на Нем исполнился псалом во время Его страданий (ст.4,5,9,13,21,22). За все беззакония, которые иудеи в злобе своего сердца совершили над Спасителем, Он проклял их, и это проклятие исполнилось на них (в частности, на Иуде, Деян.1:20 и на всем народе. Мф.23:38 ). Что отличило их от прочих народов (трапеза их), откровение, послужило им к падению, потому что они сами злоупотребили им; поскольку они закрыли глаза свои, смотрели только плотским чувством, подпали совершенной слепоте и ожесточению (Мф.13и д. Ин.5и д. Рим.11:9–10 ; 2Пар.3:14 ). Их прежнее жилище лежит в развалинах, земля опустошена (26), и они сами 18 столетий ходят согнувшись по всему свету (хребет сляцы), что после предсказал и Амос (8:12). Псалом 69. Молитва о помощи против врагов. Псалом этот составляет настоятельную молитву о помощи Божией в борьбе с опасными врагами; он почти буквально входит в псалом тридцать девятый. Псалом 39-й, который написан также Давидом, состоит из благодарения (ст.2–12) и молитвы. Вторая часть Пс.39 -го была отделена, как можно предполагать из надписания, самим Давидом и составлена таким образом особая песнь 476 для тех из молящихся, которые находились в положении, побуждавшем исключительно к молитве. Псалом 70. Молитва богобоящегося старца о помощи против врагов.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Другое значение каппорета можно видеть из завета Господа, Который являлся над крышкой посреди двух херувимов, что дает основание считать каппорет троном Иеговы, восседающего на херувимах, (ср.: «Превозносите Господа Бога нашего и поклоняйтесь подножию Его: свято оно!» Пс. 98:5 и коммент.). В ковчеге хранились две тонкие каменные доски (6 ладоней длины и 3 ладони ширины) с начертанными на обеих сторонах десятью заповедями, выраженными в 172 словах, – данных Богом и служивших заветом между Богом и народом Израильским и залогом дальнейшего существования Израиля ( Исх. 32:15 ). Кроме того, по свидетельству апостола Павла ( Евр. 9:4 ), в ковчеге находились прозябший жезл Ааронов ( Числ. 17:25 ) и золотая стопа с манною ( Исх. 16:32–34 ), вмещавшая порцию дневного пропитания человека. Прикосновение к ковчегу каралось смертью. В святая святых скинии или храма, в которой находился ковчег, лишь раз в год входил первосвященник (и только он) среди облаков кадильного дыма. Во время войны с филистимлянами, во дни первосвященника Илии, ковчег был захвачен противником ( 1Цар. 4–6 ). С тех пор из него исчезли жезл Ааронов и манна. Во всяком случае их не было, когда ковчег был принесен в храм Соломона ( 1Цар. 8:9 ; 2Пар. 5:10 ). Возможность отнятия ковчега завета и опустошение святая святых была предуказана еще пророком Амосом (9:1 по LXX), что и случилось во время вавилонского плена. Утверждение некоторых современных исследователей о том, что ковчег покинул храм Соломона в годы правления перешедшего в язычество иудейского царя Манассии и более в него не возвращался, противоречит сведениям, содержащимся в Священном Писании . По крайней мере он определенно существовал в 18-й год правления царя Иосии (640–609) и хранился левитами вне храма до возобновления в нем служения (2 Пар. 35:1–3). Не находят подтверждения и сведения о гибели ковчега вместе со сгоревшим 1-м Иерусалимским храмом в 586 г. до Р. X. В Св. Писании сказано, что во время разрушения Иерусалима вавилонянами пророк Иеремия вместе с остатками скинии Моисеевой и жертвенником кадильным сокрыл ковчег в пещере на горе Нево, предсказав, «что это место останется неизвестным, доколе Бог, умилосердившись, не соберет сонма народа» (2 Макк.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Защитники мнения об использовании автором греческого оригинала видят сходство второй книги Ездры с текстом Септуагинты в употреблении редких слов ( 2Езд.8:86 , ср. 1Езд9:13; 9:51 ; ср. Неем.8:10 ). В то время, как переводчики Септуагинты использовали, по-видимому, сложившуюся к той эпохе греческую терминологию для передачи богословских терминов и исторических реалий, составитель второй книги Ездры включал в текст такие греческие эквиваленты древнееврейских терминов, которые нигде более в ветхом Завете не встречаются 23 . В тексте есть отступления от еврейского оригинала ( 2Езд.1:3 , ср. 2Пар35:3 ; 2Езд.19 , ср. 2Пар.35:9 и др.). Отмечается, что греческий язык в этой книге чище, чем язык других книг Септуагинты 24 . 1.1.5. История текста и толкования . Текст книги сохранился во многих рукописях Септуагинты. Долгое время исследования и переводы базировались на Ватиканском кодексе, позднее было высказано предположение, что более древний вариант текста содержится в Александрийском кодексе. В Синайском кодексе книги нет. Существуют старолатинские, сирийские, армянские, арабские переводы. Текст второй книги Ездры был известен Иосифу Флавию, о чём свидетельствуют цитаты из книги, в произведениях древнего историка 25 . Относясь к книге с доверием, Флавий, однако, в некоторых местах отступает от неё и использует её источники ( 2Езд.1:9; 1:38; 2:15 ). Вторую книгу Ездры часто цитируют греческие ( Климент Александрийский , Ориген , Евсевий) и латинские отцы ( Тертуллиан , сщмч. Киприан, блж. Августин ). Из цитат отцов, которые относятся, главным образом, к эпизоду спора охранников, видно, что книга пользовалась уважением и цитировалось. Когда на III карфагенском Соборе 397 г. обсуждался канон Священного Писания, она не была включена в него. Только блж. Августин признавал в рассказе об истине ( 2Езд.4:34–40 ) мессианско-пророческий смысл и, видимо, причислял её к каноническим. Блж. Иероним Стридонский с его приверженностью еврейскому канону негативно относился к книге и отказался переводить «сновидения» 2 и 3 Ездры. Это решение повлияло как на Тридентский собор, так и на лютеранскую церковь . Лютер отказался переводить вторую и третью книги Ездры и говорил, что в этих книгах нет ничего такого, чего бы нельзя было найти в лучшей форме у Эзопа или в других менее важных книгах.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Изложенные выше писания ясно свидетельствуют, что Иисус Христос есть единый Спаситель, единая Дверь, и единый Пастырь, и что никто не приходить к Отцу на небо, как только через Него ( Ин.14:6 ). Грех 6-й Всякий человек, кто бы он ни был, но если он покланяется 733 , произнося молитву, кроме единого Бога, то тот человек становится врагом Богу, ибо написано: Господу Богу твоему покланяйся и Ему одному служи ( Лк.4:8 ; Мф.4:10 ). И еще следует читать —131— ниже: ( Исх.34:14 ; 3Цар.8:47–49 ; 4Цар.17:36–39 ; 1Пар.16:29 ; 2Пар.20:18;7:3 ; Пс.21:28; 65:4; 85:9; 94:6–7; 96:7; 98:5 ; Ис.42:8 ; Соф.2:11 ; Ин.4:21–2 4; Откр.4:10–1 1; 7:11–1 2; 22:8–9; Нав.24:15 ). Ясно свидетельствовано в изложенных выше писаниях, что поклонение даже ангелу, и то не угодно Господу, как это видно из ( Откр.22:8–9; 19:10 ). А потому сказываю, что кто покланяется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми ангелами и пред Агнцем ( Откр.14:9–11 ). Грех 7-й Окончательно запрещено делать какие-либо изображения, чтобы покланяться пред ними. Это видно из того, как написано в следующих местах Св. Писания. Пророка Исаия говорить так: и наполнилась земля Его идолами; они покланялись делу рук своих, тому, что сделали персты их (2:8). И еще сказано: дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину ( Втор.4:16 ). И затем читайте ниже: ( Быт.35:2:4 ; Исх.22:20 ; Лев.26:1; 19:4 ; Чис.33:52 ; Втор.5:8–9 ; Нав.24:23:14 ; Суд.2:17; 8:33 ; 1Цар.7:3 ; Пс.113:11–1 6; Ис.44:13–20 ; Иер.10:3–5:8:14–15; 16:19–20; 44:3–5:8 ; Иез.8:5–12; 16:17–18 ; Ос.4:12 ; Ион.2:9 ; Ав.2:18–19 ; Деян.17:29; 19:26 ; Рим.1:22–25 ; 1Кор.12:2 ; —132— Гал.4:8–9 ; 1Фес.1:9 ; Откр.9:20; 14:9–11 ). Итак, все изложенное выше показывает нам, что не только не угодно Господу, что люди, по своему суемудрию, допустили себе сделать изображения, чтобы поклоняться пред ними; но даже Сам Господь говорит чрез пророка Иеремию так: Я ненавижу этого мерзкого дела ( Иер.44:4 ), и что чрез это дело оскверняется имя Божие, как видно из ( Иез.20:39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Исаии 6 июля (констант. – 9 мая), – гробницу его бордосский путеводитель 333 г. указывает в долине Иосафатовой 49 : чтения для первых двух – Пс. 115:6 (выше), 2Тим. 4:1–6 , Пс. 114 , Ин. 10:11–16 (наше зачало святителю), для второй – Пс. 115:6 , Ис. 6:1–10 , Еф. 4:7–13 . Затем, следует ряд памятей палестинских. 11-го января положена память Петра и Абисолома, что является испорченным именем муч. Петра Абселама (из селения Анеи в пределах Елевферополя), пострадавшего 11 января 310 г. 50 : прокимен и аллилуарий, что и у предшествующих памятей. Рим. 8:28–39 , Мф. 10:16–22. 1 мая – пр. Иеремии в Анафофе, где, по свидетельству паломника Феодосия, находилась его гробница 51 : Иер. 1:1–10 , Иер. 38:1–28 , 2Петр. 2:9–24 , аллил. Пс. 29 : Вознесу Тя, Господи, яко подъял мя еси: Мф. 2:16–18 . Июня 27 – пр. Захарии, гроб и мощи коего находились недалеко от Елевферополя 52 и который и лекционариями, и паломниками, смешивается с Захарией сыном Варахииным ( Мф. 23:35 ): Пс. 25:8 : Господи возлюбих благолепие дому Твоего: Зах. 3:7–4:9 , 1Кор. 12:26–13:10 , Пс. 115 , Мф. 23:24–24:1. 14 июня – пр. Елисея (лишь париж. рк.): гроб его находился в Севастии (др. Самарии 53 ), чтения на этот день – 4Цар. 13:14–21 , Евр. 11:32–40 , Пс. 115 (выше), Лк. 4:25–42 . Июля 2 – память ковчега Господня в Кариафиариме: анонимный источник у Петра Диакона (см. прим. 36) определяет расстояние этого места от Иерусалима в 9 миль и сообщает, что там существовала церковь 54 . Для этой памяти лекционарии назначают: Пс. 131:7 : Внидем в селения Его, поклонимся на место, идеже стоясте нозе Его, 1Цар. 6:18–72 , 2Пар. 6:12–19 , Евр. 9:1–10 , Пс. 35 : Глаголет пребеззаконный согрешати в себе. Вероятно, палестинского же происхождения в лекционариях память, по-видимому, Усекновения главы Иоанна Крестителя 29 января (париж. рк.). Конибер считает это ошибкой и переносит ее на 29 августа 55 , что едва ли справедливо: теперь в армянской церкви есть праздник Рождества Предтечи 14 января, но празднующийся обычно в понедельник после первого воскресения по Богоявлении (так и в бодл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Литература . А. Бухарев [сх-архимандрит Феодор]. Св. Пророк Иеремия. Очерк его времени, жизни и пророч. книги (Москва, 1864); О подлинности и целости свящ. книг пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила. (Москва, 1864); Проф. И.С. Якимов . Толкование на книгу св. пророка Иеремии (Спб., 1879). Проф. А.А. Олесницкий . Руководственные о Священном Писании Ветхого Завета сведения из творений святых отцов и учителей Церкви. (Спб., 1894). Основные идеи пророчеств Исайи Иеремии, Иезекииля и Даниила («Православно-русское Слово», 1900 г., 10, стр. 876–880) и др. – W. Neumann. Jeremias von Апатнотн I–II (Lpzg. 1856. 1858). Н. Jeremia und Hezeqiel (Gottingen, 1868). Н. Guthe, De foederis notione Jeremiana (Lipsiae, 1877). Bulmerink, Das Zukunftbild des Ргорнетеп Jereremia aus Anathoth (Riga, 1894) и др. О послании Иеремии см. у А.А. Жданова в «Прибавлениях к творениям св. отцов», 1888 г., кн. IV, стр. 441 – 466. 2        [Для иудейских (раввинских) суждений см. и статью Prof. Louis Ginzberg’a в «The Jewish Encyclopedia» VII (New-York and London 1904), p. 100–102. – Н.Н.Г.] 4        Большинство экзегетов думает, что в основное писание входило 20 глав книги пр. Иеремии. 5        Там мы читает: «Κα γνετο μετ τ αχμαλωτισθναι τν σpαλ κα εpουσαλμ pημωθναι κθισεν εpεμας κλαων«… Т. е. «После того, как отведен был Израиль и Иерусалим опутошен, сел Иеремия плача»… 6        Предположение, что в 2Пар.35:25 разумеется рассматривается книга, теперь оставлено, как совершенно невероятное. Что это за плачевная песнь по ц. Иосии, если в ней ни разу не упомянуто имя его?!... 7        2.Мак.2:1–2. «В записях пророка Иеремии находится что, он приказал переселяемых, чтобы они не забывали повелений Госодних и не заблуждались мыслями своими, смотря на золотые и серебряные кумиры«… По греч. Библии это место читается так: «Εpσκεται δ ν τας πογpαφας εpεμας πpοφτης (а не εpεμον το πpοφ τον) τι κλευσε». .. Прямой перевод: «В записях же находится (есть), что Иеремия пророк приказал»… По контексту следует, что эти записи принадлежали не пр. Иеремии, а совершенно постороннему лицу. Притом, пр. Иеремия, по-видимому, лично давал наставления уводимым в плен изустно; а о послании его здесь вовсе не говорится.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Но раввины называли эту книгу по содержанию ее Киннот – «плачевные песни»; соответственно этому и в греческой библии она названа: Θρνοι, а в славянской: Плач. Книга действительно содержит пять плачевных, или погребальных песней, в которых пророк оплакивает гибель Иерусалима от Халдеев. Этот предмет книги ясно открывает из содержания ее и указан греческими переводчиками в надписании, положенном в начале книги: «и бысть, повнегда в плен отведен Израиль, и Иерусалим опусташен бяше, сяде Иеремия пророк плачущ и рыдаше рыданием сим над Иерусалимом (ст.1:1)». Примечание. Мнение некоторых, что будто Иосиф Флавий ошибочно считал книгу «Плач» надгробною песнью на смерть царя Иосии, само ошибочно. Иосиф Флавий в своих «Древностях», говоря, что «Иеремия сочинил ему (т.е. умершему царю Иосии) плачевными стихами надгробную песнь, которая и доднесь пребывает в целости» (10:5,1), говорил не о книге «Плач», а именно о «плачевной песни пророка Иеремии на смерть Иосии ( 2Пар.35:25 ), которая вписана была в особый сборник и могла сохраниться в целости до времени Иосифа Флавия. §16. Писатель и время написания книги Кроме свидетельства о писателе книги «Плач» переводчиков 70-ти, имеется такое же свидетельство о пророке Иеремии, как писателе этой книги, в таргум Ионафана, который начинает эту книгу так: «сказал Иеремия пророк, священник великий». Такое свидетельство предания ветхозаветной Церкви о писателе книги вполне подтверждается характером содержания и языком книги, сходным с характером (элегическим) и языком пророческих речей Иеремии. О времени написания этой книги предание говорит, что «когда отведен был Израиль в плен и Иерусалим опустошен, Иеремия пророк сел, проливая слезы, и плакал над Иерусалимом этою плачевною песнью». Из пророческой книги Иеремии мы знаем, что военачальник Навузардан, по повелению Навуходоносора, освободил пророка Иеремию от уз и, снабдивши его пищею и дарами, предоставил ему свободу жить в Иудее; пророк поселился в Массифе, где было местопребывание наместника Годолии, поставленного от царя Вавилонского начальником над оставшимися жителями Иудеи ( Иер.40:1–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Правда, народ не всегда будет сохранять свою верность Иегове – защитителю и покровителю; за Его благодеяния он будет платить Ему своими частыми отступлениями, и наконец страшным вероломством – отвержением и убийством единородного сына Его, своего Мессии и Избавителя. При всем этом незлобивый Иегова, на дом Давидов, за его вероломство наказанный предательством в попрание языков, излиет дух благодати и щедрот, – и живущие в нем будут (по временам) обращаться к Нему с раскаянием. И излию, говорит Господь, на дом Давидов и на живущия в Иерусалиме Дух благодати и щедрот (10), Дух, который возродит в людях новую, благодатную жизнь, переменит на лучшее их образ мыслей и чувств, Дух «благодатного моления» 108 , который Сам будет ходатайствовать в молящихся воздыхании неизглаголанными ( Рим.8:26 ). Тогда сокрушенные Духом Божественным с чувством скорби и умиления воззрят нань Его же прободяща: и восплачутся о Нем плаканием, яко о возлюбленнем и поболят о Нем болезнию, яко о первенце (10). Лице, на Которое возрят и Которое будут оплакивать Иудеи, есть Мессия; ибо св. Евангелист Иоанн относит это пророчество к Распятому Спасителю ( Иоан.19:37 ). Они воззрят на Него с доверием и скорбию раскаяния, а не с неверием и презрением, как прежде, когда вид Его был безчестен и умален паче всех сынов человеческих ( Ис.53:3 ) 109 . Плач о Мессии будет подобен тому плачевопльствию, которое было некогда на поле Магеддонском, близ города Ададриммона 110 . Там благочестивый царь Иудейский Иосия получил смертельную рану в битве с Египетским Фараоном Нехао ( 4Цар.23:29 ). Он пал, как жертва за преступления своего народа, который, несмотря на все заботы благочестивого царя о восстановлении истинного Богопочтения, не являл искреннего обращения к Богу. Его правление было последним благодеянием Божиим народу Иудейскому; после его смерти настали для Иудеев бедственные времена, окончившиеся пленом Вавилонским. Иудеи чувствовали, что Господь отнял у них лучшего из царей, который должен был жить для их благоденствия; посему-то скорбь о потере его была глубокая, плач был всеобщий: и весь Иуда и Иерусалим плакаша о Иосии: и Иеремия возрыдал о Иосии, и глаголаша вси князи и княгини плач по Иосии ( 2Пар.35:25, 26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-knig...

пророком 9 в. до Р.Х., а другие – современником Иеремии (6 в.). Поэтому вопрос о времени пророческого служения Авдия решается на основании его книги. В ст.10–14 пророк обличает идумеев за проявление вражды к родственным им иудеям (Исав или Едом – родоначальник идумеев, был братом Иакова) во время взятия Иерусалима врагами. При этом идумеи не только высказывали своё злорадство («расширяли рот в день бедствия»), но и помогали врагам: грабили и убивали своих братьев, устраивали засады на бежавших и выдавали их неприятелю. Из исторических книг Ветхого Завета известны четыре случая взятия Иерусалима неприятелями: 1) в пятый год Ровоама (930–914) город был взят египетским фараоном Сусакимом (3Ц.14:25); 2) при Иораме (849–842) филистимлянами и арабами ( 2Пар.21:16 ; ср. 4Ц.8:20); 3) при Амасии (797–768) израильским царём Иоасом (4Ц.14:13); 4) при Иоакиме, Иехонии и Седекии город трижды захватывали вавилоняне (605 г., 597 г. и 586 г.), причём при Седекии в 586 г. до Р.Х. он был окончательно разрушен вавилонским царём Навуходоносором. Первые три захвата Иерусалима (при Ровоаме, Иораме и Амасии) должны быть исключены, так как об участии в них идумеев не только не говорится, но даже и имя их не упоминается. Ни к какому другому моменту взаимоотношений Иуды и Едома упоминаемое в книге пророка Авдия участие идумеев в разграблении иудейской столицы так хорошо не подходит, как к моменту враждебных действий сынов Едома при взятии Иерусалима Навуходоносором в 11-й год Седекии (586 г. до Р.Х.). Только это понимание основывается не на предположениях, а на ясных библейских свидетельствах. Подобными же чертами, как у Авдия, изображается враждебность и злорадство идумеев при завоевании Иерусалима халдеями у пророка Иезекииля (35:5,12), в книге Плач (4:21) и в псалме 136, ст.7: «Помяни, Господи, сыны Едомския, в день Иерусалимль глаголющыя: истощайте, истощайте (т.е. разрушайте, разрушайте) до оснований его». Кроме того, пророчество Авдия об Едоме в стт.1–6 почти буквально сходно с пророчеством о них же у Иеремии (49:9–10,14–16) – современника катастрофы 586 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010