Не менее ясно указывает на век Исайи политическое состояние царств языческих и иудейского. В Ис.43:3 считаются могущественными и богатыми самостоятельными государствами: Египет, Эфиопия, Савея. Такими они были в век Исайи. Египет и Эфиопия находились в союзе ( Ис.45:14 ), каковой был исключительно в век Исайи ( Ис.18:2, 7 ). Многие народы вели войну с иудеями ( Ис.41:11–12; 42:25 ), что немыслимо во время плена. Кроме того, подлинность 40–66 глав доказывается ясными историческими свидетельствами. Приводимый во 2Пар.36 гл. и 1Езд. 1 -й гл. указ Кира об освобождении иудеев из вавилонского плена ясно напоминает пророчество Исайи о Кире. Кир в своем указе считает себя избранником Божиим, покорившим своей власти все народы при помощи Божией, и восстановителем Иерусалимского храма. Такое представление о Кире встречается в 44 и 45 главах книги пророка Исайи. Самому Киру и его придворным, составителям указа, вероятно, было известно пророчество Исайи, как свидетельствует Иосиф Флавий (Древн. XI, 1–2). Оно, конечно, не могло бы иметь такого значения и не было бы известно, если бы составлено было при Кире, а тем более, если бы оно появилось по возвращении из плена. Премудрый Сирах точно и ясно говорит, что при Езекии был пророк Исайя, верный во всех видениях, возвративший солнце, утешавший сетующих на Сионе и предвозвестивший последние времена ( Сир.48:22–25 ). Здесь приводится пророчество Исайи, заимствованное из Ис.61:1–3 . Вслед за Сирахом позднейшие иудейские историки признают подлинность этого отдела. Иосиф Флавий, как уже сказано, свидетельствует, что Кир дал свободу иудеям, потому что знал о себе пророчество Исайи (Древн. XI, 1. 2). Вслед за Флавием позднейшие иудеи, ортодоксальные и сектанты (караимы), признавали подлинною всю книгу пророка Исайи. В глазах христианских богословов подлинность рассматриваемых речей Исайи подтверждается свидетельствами Господа Иисуса Христа и Евангелистов. В Назаретской синагоге Иисус Христос, прочитав из книги пророка Исайи: Дух Господень на мне, его же ради помаза мя ( Ис.61:1–3 ), сказал, что эти слова исполнились на Нем (Иисусе Христе) ( Лк.4:18–19 ). Евангелист Матфей прилагает к Иисусу Христу пророчество Исайи – 42:1–3 ­­ Мф.12:18–20 . Евангелист Иоанн, по поводу неверия иудеев в Иисуса Христа, замечает: да сбудется слово Исайи пророка: Господи, кто верова слуху нашему и мышца Господня кому открыся? ( Ис.53 ­­ Ин.12:38 ). Также точно диакон Филипп прилагает к Иисусу Христу пророчество Исайи 53 гл. ( Деян.8:32–35 . Ср. Рим.10:13–12 ­­ Ис.65:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

При царе Иосии было возобновлено празднование пасхи. Иосия пал в сражении с войском фараона Нехао на равнине Мегиддо. Св. прор. Иеремия вместе со всем Израилем оплакал смерть царя в песне плачевной ( 2Пар.35:25 ). 154 Св. прав. Иоанн Кронштадтский скончался 20 декабря 1908 г., в доме на углу улиц Андреевской и Посадской, где прожил более 50 лет. Канон при разлучении души от тела прочел священник Иоанн Николаевич Орнатский (муж его племянницы Анны Семеновны). Заупокойную литургию и панихиду 21 декабря в Андреевском соборе совершил духовное чадо св. Иоанна епископ Гдовский Кирилл (Смирнов) (впоследствии митрополит, священномученик) вместе с многочисленным сонмом священников. Литургию и отпевание в Иоанновском монастыре 23 декабря возглавил митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский) . Сослужили три архиерея и многочисленное духовенство. В 2 часа 15 мин. гроб со св. останками был опущен в мраморную гробницу, расположенную в нижнем этаже церкви Преподобного Иоанна Рыльского, где старанием отца Иоанна был устроен храм в честь небесных покровителей его родителей: св. пророка Божия Илии и св. царицы Феодоры. 156 Один из них начал свою литературную «деятельность» тем, что описал, с преувеличениями и прикрасами, нескромные похождения своей родной матери, еще находившейся тогда в живых... Могут ли такие писатели уважать хоть что-либо чистое и святое? 158 «Колокол» – ежедневная общественно-церковная газета. Выходила в Петербурге в 1905–1917 гг. Издатель – В. М. Скворцов. «Величайшая, далеко не оцененная заслуга Василия Михайловича в эти дни всеобщего развала (в годы революционной смуты 1905–07 гг.), когда духовенство совсем не имело руководящего органа, это – создание первой и пока единственной церковно-общественной газеты «Колокол» ( Восторгов И. И., прот. К 25-летию служебной и литературной деятельности В. М. Скворцова. – Полн. собр. соч. Т. 4. С. 470). 159 «Русское слово» – ежедневная либеральная газета. Выходила в Москве с 1895 по ноябрь 1918 г. С 1897 г. издателем был И.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Чтобы подчеркнуть идею полновластного Бога, Павел обращается к процессу творения (Бог как горшечник) и добавляет несколько цитат из Книг Пророка Осип и Пророка Исайи (9:19–29). Куда же тогда все это помещает человека? Об этом сказано в 9:30–10:21. Важно не останавливаться на 9:29. Бог всемогущ, да, но это не сводит на нет свободу человека. Если есть евреи, которые не были оправданы, то это не потому, что их неверие было предопределено, а потому, что они «преткнулись о камень преткновения» (9:32). Со стороны Бога не было недостатка в приглашении: «Целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному» (10:21). Таким образом, мы имеем бок о бок всемогущество Бога (9:6–29) и права человека и личную ответственность (9:30–10:21). От отдельных евреев Павел переходит к евреям как народу, общине (11:1 и последующие). Хотя Бог отверг отдельных евреев, Он никогда не отвергал Своего народа полностью (11:2). В 11:7–25 Павел косвенно сравнивает ожесточение фараона и ожесточение евреев. В каждом случае Бог использует ожесточение с искупительной целью. Он ожесточил фараона. Результат? Израильтяне были освобождены из Египта. Он ожесточил израильтян. Результат? Язычникам позволено войти в Царство Божье. Ну а как же тогда обстоит дело с евреями, не только с остатком? Является ли ожесточение постоянным? Ответом Павла является выразительное «нет». «Весь Израиль спасется» (11:26) – провоцирующее выражение, которое Павел не развивает дальше. Пасха (12:1–13:16) В 12-й главе Книги Исход обстоятельно объясняется порядок соблюдения Пасхи. Более подробную информацию можно найти в культовых описаниях Пятикнижия: Левит (23:5–8); Числа (28:16–25); Второзаконие (16:1–8). В этих трех отрывках, а также в 12-й главе Книги Исход Пасха тесно связывается с праздником опресноков. В Ветхом Завете зафиксированы пять особых случаев соблюдения праздника Пасхи, кроме первоначального: в пустыне ( Чис.9:1–14 ); в Галгале, после того как они вошли в Ханаан (Иис. Нав.5:10–12 ); Пасха, совершенная Езекией ( 2Пар.30:1–27 ) (но ей нет параллели в Книгах Царств); та, которую отпраздновал Иосия (сокращенное повествование в Четвертой Книге Царств (23:21–23) и расширенное– во Второй Книге Паралипоменон (35:1–19); и Пасха, отпразднованная после возвращения из вавилонского пленения ( Езд.6:19–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

31 Священное Писание естественное зачатие обозначает образом горы и долины, девственное же рождение Даниил описывает под видом камня, отсеченного от горы без содействия рук. 35 перепись производилась (по Промыслу) для того, чтобы показать, что Христос родился из дома Давидова, и засвидетельствовать истинность Его родословной 36 Так и в толковании святого Ефрема на книгу Бытия «не отнимется скипетр и истолкователь, то есть царь и пророк, доколе приидет Тот, Кому принадлежит царство». S. Ephremi Syri opera omnia, ed. Rornae, Opp. Syri, t. 1, p. 107–108; русск. пер. изд. 3-е. Ч. 6, стр. 441–442. 37 Имеется в виду лжеучение гностиков, утверждавших, что Иисус только при крещении, чрез сошедшего на Него эона, сделался Богом и Христом. 41 В подлинном тексте после этих слов находится следующая вставка: «и сие говорит: «пройдет меч», то есть и ты усомнишься, – так как Мария думала, что Он – садовник». Нужно, впрочем, заметить, что и в рассказе о воскресении Христовом святой Ефрем смешивает Марию, Матерь Господа, с Марией Магдалиной. 44 Объяснение находим в Толковании святого Ефрема на Ис.39:1–2 и 4Цар.20 ; (Opp. Syri. t. 1, p. 561–562 и t. 2, p. 82–84). Так как чудо с солнцем видно было и в Вавилоне, то царь Вавилонский, узнав от тамошних Евреев, что это чудо дано было Езекии в удостоверение слов пророка Исаии, отправляет к Езекии посольство с письмом и поздравлением, чтобы обстоятельно разведать о чуде. Польщенный этим посольством, Езекия, вместо того, чтобы удостоверить послов в истине события, по которому они были присланы, показывал им свои сокровища. За это Господь через пророка Исаию подверг Езекию порицанию, предвозвестив, что все эти богатства перейдут в Вавилон. Таким образом, чудо с солнцем послужило поводом к порицанию и осуждению Израиля через возвещение о Вавилонском плене ( 2Пар.32:25 . Русск. перевод творений святого Ефрема, изд. 3-е. Ч. V, стр. 555–556) 46 разумеется помрачение солнца во время крестных страданий Господа; др. чт.: «солнцем восшедшим» 47 Поклонение, которое совершалось перед золотыми истуканами, с явлением Христа должно было смениться поклонением истинному Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

3Цар.8:10–11 ; 2Пар.7:1 ); грозная, мрачная туча есть символ гнева и яро­сти Иеговы, Который шествует на ней, как Царь неба против врагов ( Пс.96:2–4 ; ср. Пс.103:3 ). Как Судия, немедленно приводящий в исполнение Свои решения, Господь грядет на Египет, восседая на облаке легком ( Ис.19:9 ). В книге у Даниила ( Дан.7:13–14 ) Мессия, Которому «дана власть, слава и Царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему», шествует с облаками – μετ τν νεφελων. В позднейшей иудейской письменности Мес­сия получает наименование анани («облачный») или бар-нивли («Сын облака»). Тот же образ представления удерживается и в Новом Завете: сла­ва Божия в виде облака светлого осеняет гору преображения ( Мф.17:5 ; Мк.9:7 ; Лк.9:34–35 ); по изображению Самого Иисуса Христа, Он приидет на всеобщий Суд на облаках небесных ( Мф.24:30 ; Мк.14:62 ; Лк.21:27 ). Таким образом, ρχεται μετ τν νεφελων выражает мысль о славном пришествии Христа, Царя, Владыки и Судии всего мира. Μετ των νεφελν указывает не на то только, что Он приидет с целью суда или на славу, ве­личие Его пришествия, но на то и другое вместе, как это можно видеть из параллельных мест, изображающих второе пришествие Господа (напри­мер, Мф.25:31 ). «И узрит Его всяко око». В этих словах слава второго пришествия Господа противополагается уничижению первого: если в первый раз Иисуса Христа не признал даже избранный народ Божий ( Ин.1:11 ), то во втором пришествии Его увидят все (  πς οφθαλμς ), не только верующие, но и неверую­щие, не исключая и иудеев και οιαυτν ξεκντησαν. Последнее выражение с подразумеваемым δψονται, имеет отношение к Ин.19 – ψονται εις ν ξεκντησαν, а вместе с ним к Зах.12:10 . В словах: «и плач сотворят о Нем вся колена земная», – α φυλα нужно относить не к коленам (слав.) израильского народа, как бы следовало, согласно пророчеству Захарии, но по Мф.24:30 , к народам всей вселенной. Φυλ от φω – «племя, род, общество людей, связанных единством происхождения», ср. Быт.10:32 по Семидесяти, где α φυλα (евр.мишпахот) – κψονται, κπτεσθαι буквально означает «бить себя в лицо, грудь, голову», «биться, убиваться» и употребляется для выражения крайней степени скорби, горя или отчаяния (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

4) Когда из разумения слов в собственном смысле происходит явная несообразность (нелепость) или противоречие несомненным началам здравого смысла. Так слова Пророка: и будет в той день позвиждет Господь мухам, яже владеют частию реки еиипетския, и пчеле, яже есть во стране ассирийстеи. – В день оный обриет Господь бритвою наятою об ону страну реки царя ассирийска, гласу и власы ног и браду отъимет ( Ис.7:18,20 ), очевидно, должно разуметь в переносном значении. Этими словами Исаия предрекает бедствия, которые, по определению Божию, должны были постигнуть Иудею со стороны египтян и ассириян с вавилонянами. Пчелами Пророк называет ассириян и вавилонян под предводительством Навуходоносора; а мухами – египтян, которые при Фараоне Нехао, ходившем на войну с царем ассирийским чрез Иудею, причинил великие бедствия народу Божию ( 2Пар.35:20,21 ); бритва наятая есть Навуходоносор, предка коего Ахаз подкупил великими дарами на пагубу себе и своим потомкам; обриет главу и власы ног и браду отъимет, то есть, совершенно разрушит и опустошит Иудею, коей постепенное потребление началось при Ахазе Феглаффелласаром, а окончено при Иехонии Навуходоносором (4Цар.гл. 24 и 25).– Также словам: аще око твое десное соблажняеть тя, изми е, и верзи от себе. И аще десная твоя рука соблажняет тя, усецы ю, и верзи от себе ( Мф.5:29,30 ), очевидно, надобно давать значение переносное: ибо, по закону природы, никтоже когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю, якоже и Господ Церковь ( Еф.5:29 ). В священном Писании членами называются страсти, обнаруживающиеся в теле ( Кол.3:5 ): посему исторжение правого ока и отсечение правой руки означает отвержение того, что возбуждает в человеке греховные страсти и пожелания, хотя бы это казалось весьма приятным для внешней жизни и столь драгоценным и необходимым, сколь драгоценны и необходимы для человека правое око и правая рука. Подобный пример Мф.8:22 . Глава II. О таинственном смысле § 13. Понятие о таинственном смысле священного Писания Когда в священном Писании для выражения понятий и мыслей, сообщаемых людям по намерению Святого Духа, употребляются лица, вещи и действия, изображенные словами: тогда смысл Писания называется таинственным.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

X, 5, 1). Из истории же ветхозаветного канона известно, что до времени Флавия, как и до ныне, в еврейском каноне сохранилась лишь одна «плачевная книга» Иеремии, это – обозреваемый Плач, следовательно эту книгу разумел Флавий и видел в ней Плач о смерти иудейского царя Иосии. В книгах Паралипоменон, действительно, замечено, что «Иеремия в плачевных песнях оплакал смерть Иосии» и его песнь вместе с подобными же песнями различных певцов и певиц вписана в «книгу плачевных песней» ( 2Пар.35:25 ). Многие ученые прежнего времени (16–17 вв.), объединяя свидетельства Флавия и книг Паралипоменон, видели в них прямое, очень древнее и очень авторитетное (особ. книги Паралипоменон) указание на то, что известная ныне книга Плач составлена Иеремией на смерть Иосии и оплакивает не падение Иерусалима и плен иудеев, а смерть Иосии (Михаелис, Датэ, Тарновий, Каловиус). Но это предположение, как видно и из имен авторов его, новому времени уже не принадлежит, так как при более внимательном анализе содержания книги всякий читатель легко убедится, что описываемое в книге Плач состояние Иерусалима, Иудеи и иудеев, было совершенно отлично от состояния их при Иосии. Например, 1:3–6: «Иуда переселился по причине бедствия и тяжкого рабства, поселился среди язычников… Пути Сиона сетуют, потому что нет идущих на праздник; все ворота его опустели… Враги его стали во главе… дети его пошли в плен впереди врага… князья дщери Сиона… пошли впереди погонщика». Во 2:2–8: «погубил Господь все жилища Иакова… разрушил все укрепления дщери Иудиной, поверг на землю и отверг царство и князей его, как нечистых… На скинию дщери Сиона излил ярость Свою… Разорил Свое место собраний, заставил забыть на Сионе празднества и субботы… отверг жертвенник Свой, отвратил сердце Свое от святилища Своего, предал в руки врагов стены чертогов его… Господь определил разрушить стену дщери Сиона… истребил внешние укрепления и стены разрушены. Он разрушил и сокрушил запоры их. Царь и князья его среди язычников». Подобные же описания и скорби наполняют всю книгу Плач, и вполне не соответствуя времени Иосии, – когда Иерусалим и храм были целы, иудеи с царями, князьями и священниками, в плен не уходили, Иудея не была опустошена, богослужение и праздники не прекращались, – вполне соответствуют эпохе после падения Иерусалима и сожжения храма, когда иудеи находились точно в таком положении (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Августин не одобрил подобного приспособления псалмов, находя недостойным пророка молиться об отвращении того праведного суда Божия, который неминуемо должен был постигнуть отверженный народ еврейский (ibidem p 967). 1176 В таком именно смысле изъясняют эти псалмы: De Wette, Koster, Mancor, Hengstenberg, Hupield, Ehrt, Moll. Тоже мнение высказывается и в Рук к послед. чт. учит. кн. В. З Орды, стр. 121. Киев 1871 г. 1179 Что Ефан, один из начальников хора певцов Давидовых, и Идифун (70 и слав: Идифум) одно и тоже лицо, видно из сличения совершенно параллельных по содержанию мест одной и той же 1-й кн. Паралипоменон, именно 6:31–33, 39 и 44 и 15:17 и 19 с 16:5, 37 и 41–42 и 25:1–6, в которых во всех одинаково говорится о трех начальниках хора Давидова и двое из них везде одинаково называются Асафом и Еманом, а третий – в первых из указанных мест называется Ефаном, а в последним Идифуном. Вероятно он переименован был в Идифуна, т.е. принадлежащего к хвалебному хору (См. Hebraisch Handworterbuch v J Furst), со времени поставления его на должность в Гаваоне, чтобы () славить Господа ( 1Пар.16:39, 41 и 42). Ср Cramer Einleit in d Ps с 3 и Delitzsch zu d Ps 39 -й. За одно лицо Ефана и Идифуна признают и наши богословы: Побединский-Платонов (в Ист. царств. Давида в Душ. Чт. 1872, 3 стр. 357 и 361), составитель Руков. к чт. учит. кн. В. З. (Киев. 1871 г. стр. 52) и вообще большинство из новейших, за исключением впрочем Преосв. Палладия Еп. Сарапульского, который оставаясь верным господствовавшему у нас до последнего времени мнению Оо церкви (Афан., Злат., Феодорита, ср. Начерт. Библ. Ист. Филарета Митр. Моск., стр. 366 изд. 1819 г.) различает их, как два отдельные лица, бывшие начальниками хоров при Давиде (Толк на Пс. стр. 10–11). 1Пар.6:31–33, 44, 15:17, 19, 25:1–6 ; ср. 2Пар.35:15 . 1181 В слав. почему-то сынами «Самада». Откуда взялось такое имя вм еврейского или греческого Μαολ, – трудно решить. Ни в одном из известных списков других переводов подобного имени не встречается.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Аминь. Искреннейший доброжелатель для всех, ищущих душевного спасения, недостойный миссионер, иеромонах Русского Пантелеимонова монастыря на св. Афоне. Москва, 1884 года Октября 29 дня Иеромонах Арсений О скинии Моисея «И да сотвориши Ми освящение, и явлюся в вас: и сотвориши Ми по сему, елика Аз покажу тебе на горе, образ скинии, и образ всех сосудов ея: сице да сотвориши» ( Исх.25:8–9 ). «И постави двор окрест скинии и олтаря, и положи завесу двора: и сконча Иоисей вся дела. И покры облак скинию свидения и славы Господни исполнися скиния. И не можаше Моисей внити в скинию свидения, яко осеняше над нею облак, и славы Господни исполнися скиния… и сотвори умывальницу между скиниею свидения и между жертвенником» ( Исх. 40:33–35 и 30). О храме Соломона «И бысть егда сконча Соломон зиждай храм Господень, и дом царев, и всякое дело свое Соломон, елика восхоте сотвори. И явися Господь Соломону вторицею, якоже явися ему в Гаваоне. И рече к нему Господь: услышах глас молитвы твоея, и моления твоего, им же молился еси предо мною: сотворих ти по всей молитве твоей: и освятих храм сей, его же создал еси, еже положити имя Мое тамо во веки, и будут очи Мои ту, и сердце Мое во вся дни» ( 3Цар.9:1–3 ; 2Пар.7:11–12 ). Беседа 1. Вступительная Рассуждение православного христианина с молоканами о предании и условия для ведения бесед. Христианин. Когда в первый раз пришлось нам придти к молоканам для бесед, вследствие их согласия на то, мы, по их обычаю, сделали им следующее приветствие как обыкновенно делали и впоследствии: здравствуйте, достоуважаемые наши собеседники, мир вашему собранию! Молоканин. Мир приходу вашему; идите, добро пожаловать; здравствуйте, здравствуйте, добрые собеседники, ну, что скажите? Христ. Наша христианская любовь к ближнему побудила нас посетить ваше собрание и заняться с вами духовной беседой о спасительных заповедях Господних, которые необходимо нужно знать каждому, верующему во Христа, и чрез которые можно получить спасение от Господа, как один юноша спросил Иисуса Христа: «учителю благий, что благо сотворю, да имам живот вечный?» а Иисус Христос сказал ему в ответ: «аще хощеши внити в живот, соблюди заповеди» ( Мф.19:16–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedi-p...

Весь Иуда и Иерусалим плакаша о Иосии. И Иеремия возрыда по Иосии. И глаголаша вси князи и княгини плачь по Иосии ( 2Пар.35:24–25 ). Ах! Поздно большая часть из них плакали по Иосии, вместо того, чтобы прежде усерднее плакать вместе с Иосиею, когда сердце его сокрушалось покаянием, и смирялось пред грозным судом Божиим, когда он плакал пред Богом, и был услышан. Иеремия, без сомнения, лучше всех знал, почему рыдал, когда другие только плакали: он рыдал удвоенным плачем, плачем о лишении царя, и плачем о позднем плаче народа. «Народы», – обращается теперь уже исключительно к своим современниками, и современному событию наш вития, – которым Бог в день благословения Своего даровал Благословенного Александра! (ибо народам был он от Бога дарован, а не одному народу Российскому) Народы! Познали ли вы всю цену сего Сокровища? Упрочили ли для себя всю пользу, которою оно могло вас обогатить? Какое пророческое слово может ответствовать на сие? Время будет на сие ответствовать событиями. Вечный, владычествующий временами, да речет мир на Преемника могущества и добродетелей Александра, дабы возобновился и не умолкал глас радости и спасения в селениях праведных. – Но нам теперь говорить ли о великом сокровище? Оплакивать ли великую потерю? Говорить ли от избытка сердца печального? Или молчать от недостатка слова достойного? Дайте мне слово, или научите меня молчанию. Не умею говорить, и безмолствовать не умею. Отрекаюсь от необъятного подвига хвалить Александра, уже Благословенного: но нельзя удержаться от печального пред церковью размышления и слова о царе, который, подобно как Иосия, достоин, чтобы по нем рыдали пророки. – Представьте себе человека, который стоит над потоком, и видит, как его сокровище низвергается в глубину. Касаясь вод, оно производит звук, и рождает круги, один другого пространнейшие: но в то же мгновение скрывается в глубине, и только трепетание вод остается приметным зрителю. Подобно сему, кто может созерцать, пусть станет теперь над потоком времен, над водами народов, как изъясняется язык пророческий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010