36–37 ст. В заключение настоящей речи пророк еще раз (ср. выше – 18 ст.) напоминает народу иудейскому, что надежда его на помощь и поддержку со стороны египтян напрасна: «так как (понеже, τι) ты презрел (презрела еси, ср. лукавновала еси – 33 ст., рекла еси – 35 ст.) все вразумления и предостережения пророков и продолжал повторять свои поступки (еже повторити пути твоя); то посрамишься и от египтян, подобно тому как посрамился (постыдена еси, ср. презрела еси) от ассириян (36 ст.), потому что (яко) и оттуда выйдешь с руками на голове, – и все это потому, что отверг (отрине) Господь того, на кого ты надеешься (надеяние твое) и поэтому не будет тебе никакого успеха в нем» (37 ст.). Иудеи, как уже замечено выше (см. прим. к 18 ст.), по мере того, как замечали упадок своего могущества, более и более обнаруживали склонность – искать иноземной помощи и поэтому вступали в союз то с ассириянами, то с египтянами. В бесполезности своих надежд на ассириян, иудеи убедились горьким опытом при Ахазе ( 4Цар. 16:7–9 ; 2Пар. 28:21 ) и Иосии ( 4Цар. 23:29 ). Но эти уроки истории не вразумляли их: после несбывшихся надежд на ассириян при Ахазе, преемник последнего Езекия стал искать помощи у египтян ( 4Цар. 18:21–24 ); точно также после бесплодной надежды на ассириян Иосии, преемник последнего Иоаким искал дружбы с египтянами и от них ждал помощи против усилившейся к этому времени на востоке монархии вавилонской. Предупреждая иудеев в бесплодности этой надежды, пророк говорит им, что они посрамятся в надеждах своих на египтян точно так же, как посрамились в надеждах на ассириян. Оттуду (т. е. из Египта) изыдеши и руце твои на главе твоей – этими словами пророк наглядно выражает ту мысль, что иудеи, отправившиеся в Египет за помощью, возвратятся оттуда опечаленные, следовательно не получат того, за чем пойдут, так как «идти с руками на голове» у евреев служило знаком глубокой печали и горя ( 2Цар. 13:19 ), подобно тому, как ходить с руками на пояснице было знаком самых тяжких страданий ( Иер. 30:6 ). – Яко отрине Господь надеяние твое – в этих словах указана причина того, почему надежда иудеев на Египет будет напрасною; причиною этого служит отвержение Богом египтян. Египтяне могли бы быть полезными союзниками для иудеев, если бы сами в свою очередь пользовались покровительством Божиим; но Бог отверг их, и вследствие этого они стали бессильными сделать что-нибудь (ср. Пс. 126:1 ; Ис. 10:15 ). Исполнение этих слов пророка иудеи увидели, когда фараон Неахо, на которого, как на союзника своего, возлагал надежды Иоаким ( 4Цар. 23:25 ), потерпел поражение от руки Навуходоносора, царя вавилонского при Кархемисе ( 4Цар. 24:1 ; Иер. 46:2 ). Победив египтян, Навуходоносор в том же году (4-й год Иоакима) напал на Иудею, самого Иоакима заковал в оковы ( 2Пар. 36:6 ) и многих из иудеев отвел в плен и в том числе пр. Даниила ( Дан. 1:1–4 ). 3. Обличение иудеев в отступлении от завета Господня. (Продолжение). Глава 9

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

X, 5. 1). Из истории же ветхозаветного канона известно, что до времени Флавия, как и до ныне, в еврейском каноне сохранилась лишь одна «плачевая книга» Иеремии, это – обозреваемый Плач, след. эту книгу разумел Флавий и видел в ней Плач о смерти иудейского царя Иосии. В книгах Паралипоменон, действительно, замечено, что «Иеремия в плачевных песнях оплакал смерть Иосии» и его песнь вместе с подобными же песнями различных певцов и певиц вписана в «книгу плачевых песней» ( 2Пар.35:25 ). Многие ученые прежнего времени (16 – 17 вв.), объединяя свидетельства Флавия и книг Паралипоменон, видели в них прямое, очень древнее и очень авторитетное (особ. книги Паралипоменон) указание на то, что известная ныне книга Плач составлена Иеремией на смерть Иосии и оплакивает не падение Иерусалима и плен Иудеев, а смерть Иосии (Михаелис, Датэ, Тарновий. Каловиус) 93 . Но это предположение, как видно и из имен авторов его, новому времени уже не принадлежит, так как при более внимательном анализе содержания книги всякий читатель легко убедится, что описываемое в книге Плач состояние Иерусалима, Иудеи и Иудеев, было совершенно отлично от состояния их при Иосии. Напр. 1:3–6: «Иуда переселился по причине бедствия и тяжкого рабства, поселился среди язычников... Пути Сиона сетуют, потому что нет идущих на праздник; все ворота его опустели... Враги его стали во главе... дети его пошли в плен впереди врага... князья дщери Сиона... пошли впереди погонщика». В 2:2–8: «погубил Господь все жилища Иакова, разрушил все укрепления дщери Иудиной, поверг на землю и отверг царство и князей его, как нечистых... На скинию дщери Сиона излил ярость Свою... Разорил Свое место собраний, заставил забыть на Сионе празднества и субботы... отверг жертвенник Свой, отвратил сердце Свое от святилища Своего, предал в руки врагов стены чертогов его. Господь определил разрушить стену дщери Сиона... истребил внешние укрепления и стены разрушены. Он разрушил и сокрушил запоры их. Царь и князья его среди язычников». Подобные же описания и скорби наполняют всю книгу Плач, и вполне не соответствуя времени Иосии, – когда Иерусалим и храм были целы, Иудеи с царями, князьями и священниками, в плен не уходили, Иудея не была опустошена, богослужение и праздники не прекращались, – вполне соответствуют эпохе после падения Иерусалима и сожжения храма, когда Иудеи находились точно в таком положении (cp Иер. 39 и 52 гл., 2Пар.36:15–20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Злострадания ветхозаветных праведников указываются Апостолом тоже, как проявления их веры и мужественного терпения, в надежде на будущее освобождение от всех зол в новой жизни, по воскресении. 11:35–38. По вере в Бога пророк Илия воскресил из мертвых, и возвратил живым матери, вдове сарептской, умершего ее сына (см. 3Цар. 17:20–23 ), также пророк Елисей воскресил сына сонамитянки (см. 4Цар. 4:32–37 ). Некоторые же из ветхозаветных праведников замучены были за свою веру, как Елеазар и семь отроков Маккавеев с матерью их, Соломониею (см. 2Мак. 7:1–41 ). Они могли бы избавиться от мучения отречением от своей веры, но имея страх Божий, захотели лучше умереть за свою веру, чем отказаться от нее (см. 2Мак. 6:30–31 ), чтобы получить лучшее воскресение – славное и блаженное, ведущее в Царство Небесное. Весьма многие из ветхозаветных святых, за веру испытали поругания и побои, как, например, Самсон от филистимлян (см. Суд. 16:25 ), послы Седекии царя от народа (см. 2Пар. 30:10, 36:16 ). Особенно во времена Маккавеев, верующие иудеи подвергались жестоким преследованиям от язычников (см., напр, 3Мак. 2:19–21 ). Иных за веру побивали камнями, как Навуфея (см. 3Цар. 21:1–15 ) и священника Захарию (см. 2Пар. 24:20–21 ). Иные были перепиливаемы, как, по преданию, пророк Исайя, по приказанию царя Манасии, был перепилен деревянною пилою. Иных Бог подвергал разным искушениям, как Авраама, пророка Иону, и нашел их достойными Себя ( Прем. 3:5 ). Некоторые верующие были убиты мечом, например, весь род священника Ахимелеха, по приказанию царя Саула (см. 1Цар. 22:17–19 ), по приказанию Иезавели много было убито пророков Господних (см. 3Цар. 18:4–13 ). Иные из ветхозаветных праведников, как пророки Илия и Елисей, всю почти жизнь свою прожили бедственно, и зимой и летом покрывали свою наготу, вместо одежды, овчиной из козьей кожи, терпели недостатки во всем, скорби и оскорбления. Такие страдальцы за веру, которые ценнее были в очах Божьих целого мира физического и нравственно грешного (ср. Сир. 16:3 ), скитались в горах, пустынях и пропастях земных, они умерли бы с голоду, если бы не питал их Сам Господь (см., напр., 3Цар. 18:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

И в том же 43-м стихе, в конце, замечено так: «и поступил (вождь Иуда) весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении». Как видишь, вся ветхозаветная Церковь признавала молитву живых за умерших делом святым и полезным, как для живых, творящих её за умерших, так тем более для умерших. И такое дело, и поведение избранного народа Божия, ты слышал. Сам Бог похваляет. Молитва и милостыня живых избавляет от вечной смерти умерших, как о сём говорит в своем завещании Товит праведник, особенно заботившийся и любивший молиться за умерших, сыну своему богоугоднику Товии: «милостыня от смерти избавляет и не допускает идти во тьму», т. е. на вечные мучения ( Тов.4:10 ), Штун. Вы сказали, что имеется много мест таких в священном Писании? Священ. Да, имеется. Советую и тебе запомнить и отметить их по своей Библии , ибо я тебе не буду иметь сил и времени сейчас всё объяснить подробно. Вот они, эти места; отмечай: Быт.8:20,18:32,20:17 ; Исх.13:14,32:11,32 ; Втор.9:25,17:25,26 ; 1Цар.31:11–13,12,19 ; 2Цар. 2 и 3 главы; 3Цар.17:22 ; 4Цар.4:35 ; 2Пар.30:27 ; Притч. главы: 8 и 17; Иов.42:10 ; Пс.85:5,21:25,34:13,123:7,106:6; 140; 144:14 ; Руф.1:8,2:20 ; Еккл. 9 гл.; Сир.7:36; 17 гл. и 38; Вар.3:4–5,5:9 ; 2Мак.12:38–46,15:12,16 ; Тов.4:17 ; Иер.5:1,14:11,15:1,16:7 . А в Новом Завете таких указаний ещё больше. Штун. Говорите, я отмечу и те. Священ. Мф.7:7,9:6,12:31–32,21:22,22:32,16:18–19,27:52 ; Мк.11:24 ; Лк.18:9,6:38,8:7,11:9,14:5,20:37,23:34 ; Ин.2:2. 3, 16. 14, 13. 20, 23 ; Деян. 2 гл. Деян.7:60,5:15,8:24,12:5,19:12 ; Иак.5:16 ; 1Пет.3:18–20,2:21 ; 1Ин.2:30,5:16 ; Рим.9:3,14:9,8:1,12:4 ; 1Кор.1:30,2:14–15,12:12,15,25,26,13:8 ; 2Кор.11:29 ; Гал.6:2 ; Еф.1:16,6:18–19 ; Кол.1:9–10,4:3,12 ; 1Фес.1:2,3:10,5:25 . 2Фес.1:11,3:1 ; Флп.1:14,13,2:12 ; 2Сол. 1:5 ; 1Тим.2:1,2–8,3:15 ; 2Тим.1:3,16 ; Евр.7:25,13:18 и Апок.8:3,5,20:13–14 . Штун. Все места, вами указанные, аккуратно отметил. Священ. Из них ты хорошо увидишь не только о молитве об умерших, но и о молитве вообще, какую она имеет силу перед Богом, и как она приятна Ему. Ты из этих указаний ещё больше убедишься, что нужно живым молиться за умерших, что нужно молиться живым за живых, что и святые, увидишь, нуждались в молитвах, когда были живы на земле и просили о себе молиться и людей грешных; узнаешь и убедишься, что тем более грешные о себе должны искать и просить молитв у святых Божиих человеков; увидишь, что даже Сам Господь молился о себе и о всём мире и Он же заповедал, узнаешь сам, мирянам обращаться к священникам и просить их, чтобы они молились о вас и ходатайствовали Богу. Священник Савва Багданович (Окончание следует). Шалкинский С. Миссионерская беседа с раскольничьим апологетом А. Перетрухиным о существенных признаках Церкви Христовой.//Миссионерское обозрение. 1899. 2. С. 250–257

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Подобно Константину Великому усердствовали строению, великолепию и украшению храмов Божиих и другие христианские государи, особенно Феодосий Великий 650 и Юстиниан. Своим дивным построением известен особенно храм Софии в Царьграде, воздвигнутый Юстинианом в 537 году, в церковно–богослужебных книгах называемый великою церковию 651 . Для служения в этой церкви Юстинианом назначено было 60 пресвитеров, 100 диаконов, 40 диаконисс, 90 иподиаконов, 110 чтецев, 25 певцев, и 100 врататарей – всех 525 лиц 652 . По умножении церквей некоторые из них особенно в городах, где был не один храм, наречены главными или соборными; а в городах, где живут архиереи, главные церкви, назначенные для их всегдашнего Богослужения, названы кафедральными. Христиане в сих храмах в праздничные и воскресные дни могут слушать поучения, предстоять при служении соборном, а в Царские и другие дни видеть торжественные собрания лиц духовных и гражданских для торжественной молитвы. Строители христианских храмов издревле старались о великолепии храмов Божиих и старание их справедливо и похвально. Величию Беспредельного особенно приличествует великолепие храма во славу Его. Соломон, созидая храм Богу истинному, произнес: дом, егоже аз созидаю, велик, велик бо есть Господь Бог наш ( 2Пар.2:5 ). Богослужение при основании храма Божия Христианину, посвятившему себя на служение Богу, прилично освящать все начинания свои призыванием всемогущего Помощника, без воли Коего всуе трудятся зиждущии, а тем более прилично призывать Бога при основании жилища Его невидимому присутствию. Сам Бог издревле являл свое особенное благоволение и помощь призывавшим Его при сооружении Ему жертвенников и храмов. При создании Скинии Бог явил свое благоволение, исполнив строителя премудрости архитектонствовати во всех делех ( Исх. 25:30–35 ). Созидающим храмы Божии, при средствах часто скудных, Бог невидимо являл свою благодать и восполнял недостатки строителей дивным обилием ( Исх.35–36:1–6 ). В ветхом Завете, при основании храма Божия, в благословение этого важного начинания, совершалось особенное молитвословие. При основании второго храма Иерусалимского сташа священницы во украшении своем с трубами и левиты в кимвалех, да хвалят Господа, и вси людие возглашаху гласом великим хваление Богу ( 1Ездр.3:10–11 ). В христианской Прав. Церкви об устроении храмов Божиих постановлено правилами, чтобы оно пачиналось по благословению епископа 653 и совершалось основание храма, по особенному чиноположению. О Богослужении при основании храмов Божиих упоминается с древних времен христианства. В летописях 112 года по Р. X. упоминается о водружении креста при строении храма христианского 654 . Освящать полагаемое для храмов Божиих основание молитвою и водружением креста Юстиниан в своих законах предписывает епископу: «да дело всем яве поставит» 655 . Таким образом открытое Богослужение при основании храма Божия есть вместе свидетельство, что устроение храма совершается по дозволению начальства.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Правда, по свидетельству 2Пар.28:3 еще с «первого» года царствования Езекия начал очищать храм от предметов идолослужения и окончил к 16-ому дню первого месяца; но отсюда едва ли следует выводить заключение, что тогда же была совершена и описываемая в следующей – 29 – главе Пасха. Скорее она была совершена уже по падении царства Израильского, так как едва ли при царе Осии Езекия мог посылать гонцов «по всей земле Израильской» с увещанием прийти в Иерусалим на праздник Пасхи и называть Израильтян «остатком, уцелевшим от царей Ассирийских» 30:1–6. Эти действия и слова Езекии более подходят ко времени до падения царства Израильского в 6-й г. Езекии. Ср. рассуждение об этом Каспари (Beitrage zur Einleitung in Iesaiam, s. 109–128). Впрочем могли они иметь место и ранее 6-го года Езекии; так как Осия, царь Израильский мог быть заключен «под стражею», «в доме темничном» еще в 4-й г. Езекии, царем Салманассаром; а назвать Израильское царство «остатком, уцелевшим от царей Ассирийских», мог Езекия и потому, что уже Феглаффелласар отвел в плен 2,5 колена израильского царства – 4Цар.15:29 . В виду сказанного и 29 глава могла быть написана в 4, 5, 6, 7... год Езекии. 181 Тесное родство глав 28–35 (ср. напр. 28:7 и 29:9–10; 28:11 и 33:19; 28:12 и 30:15; 28:15, 18 и 29:15; 28:14 и 29:20 и дал.) не требует одновременности написания всех этих глав, но имеет другие основания. С одной стороны, сама проповедь пророка Исаии с 6 до 14 года Езекии имела одинаковый характер. По той же причине оказывается не мало сходства с главами 28–35 и в главах 24–27, которые, впрочем, по времени написания близки к 28-й главе. (Ср. особ. след. места 24:4: «сетует, уныла земля» и 33:9; 25:8 и 27:11: «отрет Господь Бог слезы со всех лиц… на Него мы уповали», «не помилует его» – Израиля, ср. 30:18–19; 26:5: «Он ниспроверг высоко стоявший город, поверг на землю, бросил в прах.... нога попирает его» ср. 28:1–3; 26:19 и 5: «воспрянете, поверженные в прахе» ср. с 29:4: 26:8 и 9: «Господи, мы уповали на Тебя»...

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Мф.12:38 ; Мк.8:12 ). Так Он не исполнил желания сатаны ( Мф.4:3–7 ), фарисеев и саддукеев ( Мф.16:1 ), распинателей ( Мк.15:29–32 ). Если Господь не наказывает ругателей святых икон сейчас же по совершении или во время совершения ими злодеяния, то потому, что «долго терпит, не желая, чтобы кто погиб» ( 2Пет.3:8 ; ср. 2Пет.2:9 ). 21) К почитающим иконы относятся стих 17–19-й 13 гл. ( Прем.13:17–19 ). В указанном месте обличается идолопоклонник, обоготворяющий «бездушное» ( Прем.13:17 ), «немощное» и «мертвое» ( Прем.13:18 , ср. Прем.13:6 ) – «это кумир»), так как не имел «ведения о Боге» ( Прем.13:1 ). Мы просим о здоровье, о помощи и прочем не икону, а то святое живое лицо, которое изображено на иконе. Мы говорим: «святый угодниче! моли Бога о нас..», а не «святая икона, моли Бога о нас»! 22) Подножие ног Его – земля, а не ковчег (ср. Мф.5:35 ; Ис.66:1 ). В указанных местах земля называется подножием Божиим, а в других местах подножием Его – ковчег откровения (ср. Пс.79:2, 98:5, 131:7 ; 1Пар.28:2 ; 2Цар.6:2 ; 4Цар.19:15 ), которому поклоняться велит слово Божие ( Пс.98:5; 131:7 ). Земле не поклоняются (ср. Быт.3:17 ). 23) В Ветхом Завете было повеление об устройстве херувимов, но в Новом Завете такого повеления нет. Зачем давать новое повеление, когда существует ветхозаветное? Неужели и заповеди десятисловия нужно вновь давать? Непонятно желание сектантов. Важно, что повеление об устройстве икон херувимов Господь Иисус Христос не отменил (ср. Мк.11:11, 17 ). 24) Изображения херувимов на ковчеге были простым украшением. Изображения херувимов имели религиозное значение, почему и были только в скинии и храме, а во дворце царском их не было ( 2Пар.9:15–20 ; 3Цар.7:1–11, 10:16–21 ). Изображения херувимов, а не изображения цветов ( 3Цар.6:18 ), гранатовых яблок (7:18; ср. Исх.25:31 ), львов и волов ( 3Цар.7:25, 29 ), бывшие простыми украшениями, – являются местом особого присутствия Божия: «Я буду открываться тебе... посреди двух херувимов» ( Исх.25:22 ). «Когда Моисей входил в скинию...

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

В таинстве священства чрез молитвенное возложение рук архиерея на главу избранного лица, низводится на это лицо благодать Св. Духа, поставляющая его совершать таинства и пасти Церковь Господа и Бога. Апостолы совершали это таинство и чрез возложение рук возводили во все три степени иерархии. О рукоположении во епископа говорит апостол Павел в посланиях к Тимофею, епископу ефесскому ( 1Тим.4:14 ; 2Тим.1:6 ). О рукоположении в сан пресвитерский повествуется в книге Деяний апостольских, где читаем, что апостолы Павел и Варнава, проходя Листру, Иконию и Антиохию, рукополагали пресвитеров в каждой церкви ( Деян.14:21–23 ). Чрез рукоположение же поставляли апостолы и диаконов ( Деян.6:6 , ср. Деян.21:8 ). Рукополагая епископов, пресвитеров и диаконов, апостолы действовали по наставлению от Святого Духа, вспоминавшего им все, что заповедал Господь Иисус ( Ин.14:26 ), поэтому-то они и свидетельствовали, что Сам Господь поставил в Церкви Своей не только апостолов, пророков и евангелистов, но и пастырей и учителей, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова ( Еф.4:11–13 ). И пастырям говорили, что их Дух Святый поставил блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровию Своею ( Деян.20:28 ). Право совершать таинство священства апостолы предоставили только епископам. Апостол Павел писал епископу Критскому Титу: для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал ( Тит.1:5 ). И заповедал епископу Тимофею: рук ни на кого не возлагай поспешно и не делайся участником в чужих грехах ( 1Тим.5:22 ). Нигде в Слове Божием не сказано, чтобы право совершать это таинство было предоставлено апостолами кому-либо другому, кроме епископов. а) О местах для молитвы или храмах В этих местах Он являет Свое особенное присутствие. Там очи Его отверсты, и уши Его внимательны к молитвам людей ( 2Пар.7:12–16 ; 3Цар.9:3 ). Такими местами во времена патриархов были жертвенники ( Быт.4:4, 28:16–18 ), во времена подзаконные – скиния и храм иерусалимский. И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам израилевым... И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их; все сделайте, как я показал тебе, и образец скинии, и образец всех сосудов ея: так и сделайте ( Исх.25:1, 8, 9 . Читай также Исход главы: 25–27, 30:35–38). Скиния впоследствии, по повелению Божию, была заменена храмом. Отдал Давид Соломону, сыну своему, чертеж притвора и домов его. Все сие в письмени от Господа, говорил Давид, как Он вразумил меня на все дела постройки ( 1Пар.28:11, 19 ; срав. 3Цар.8:13, 9:3 ). И когда Соломон построил храм, Господь сказал ему: Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там во век; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни ( 3Цар.9:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

иконы. Правду ли толкуют сектанты? Нет, неправду. Если бы они знали Священное Писание , то увидели бы, что иметь св. иконы людей научил Сам Господь много-много веков тому назад. Когда Господь вывел из Египта евреев, то сказал им через вождя их Моисея: «Сделайте Ковчег из дерева ситтим.... и обложи его чистым золотом.... и сделай наверху его вокруг него золотой венец» ( Исх.25:1–16 ). Это и было тогда образом Господа Бога. Что Ковчег Завета (так его называли) являлся для евреев изображением Господа Бога, это видно из следующих мест Св. Писания: «Когда подымали Ковчег чтобы нести, Моисей, обращаясь к Ковчегу говорил: восстань, Господи, и рассыплются враги Твои», ( Числ.10:35 ) а когда Ковчег ставили, Моисей говорил: «Возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым» ( Числ.10:36 ). Кроме Ковчега Господь повелел Моисею сделать изображение Ангелов, говоря: «И сделал из золота двух Херувимов: чеканной работы сделай их... И будут Херувимы с распростертыми вверх крыльями» ( Исх.25:1, 18–22 ). Когда Израильский царь Соломон устроил храм Божий, то также украсил его изображениями Херувимов. «И сделал в давире двух Херувимов из масличного дерева»,– повествует о Соломоне книга Царств ( 3Цар.6:23 ). «И вырезал на стенах Херувимов»,– добавляет книга Паралипоменон ( 2Пар.3:7 ) Когда пришел на землю Господь наш Иисус Христос, то не только не отменил священных изображений, но Сам ходил в храм, где были священные изображения и молился в нем. «И ходил Иисус в храме в притворе Соломоновом»,– повествует евангелист Иоанн ( Ин.10:23 ). Из этого ясно видно, что Спасителю нашему были и суть угодны священные изображения. Вот почему с самых первых дней у христиан вошло в закон делать священные изображения Господа во Св. Троице, Пречистой Богородицы, св. Ангелов и св. угодников. При этом христиане изображают Господа Бога в тех образах, в котором он благоволил открываться людям. Так Бог – Отец изображается в образе величественного старца, так удостоился Его видеть св. пророк Даниил. «И видел я,– повествует пророк,– что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на нем было бело, как снег, и волосы главы его, как чистая волна» ( Дан.7:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Моисеевы постановления о богослужении, в существе своем, нисколько небыли нарушены такими распоряжениями Давида и оставались в полной своей силе; только их исполнение было расположено целесообразнее и определительнее, по требованию обстоятельств; обязанности лиц были полнее и точнее определены, что было нужно в то время: народ при Давиде стал народом могучим, занял одно из видных мест и крепче организовался; Давид обращал внимание на внутреннее благоустройство государства и не мог оставить без внимания дома Господня, благолепием которого он так восхищался, и вот он вводит разные преобразования, не противные Моисевым учреждениям, а только восполняющая их. – Действительность этих распоряжений подтверждается многими частными указаниями самих священных книг. Уже часто упоминаемые князи или начальники святилища свидетельствуют об этом распоряжении ( Ис.43:28 ; Иер.35: 4 ; 1Пар.24:5 ); 22 из этих начальников возвратились с Иисусом и Зоровавелем в Иерусалим; еще более это видно из книг Ездры и Неемии ( 1Езд.2:36–43 ; Неем.7:39–46 ; 1Езд.7:7,24; 10:18,23,24 ; Неем.10:25,38,39 и пр.) Во вновь устроенном храме они исполняли служение по чредам, как исполнялось то в древнем храме по разделению, введенному Давидом ( Неем.12:24; 11:22,23 ). – Упоминание об этом находим и в позднейшие времена. 3ахария, отец Крестителя, был из чреды Авиевой. Гасмопеи считали себя потомками Иоарава, Иосиф Флавий также причислял себя к священникам одной из 24 черед, на которые разделил их Давид. – Все это показывает, что Давид действительно сделал и привел в исполнение это распоряжение, иначе неоткуда было взяться в позднейших книгах таким сказаниям; и это вполне подтверждает истинность сказаний книг Паралипоменон об этих событиях. Говоря о преобразованиях Давидовых в храмовом богослужении, писатель дважды упоминает о введении им храмовой музыки, вследствие Божественного повеления, при содействии пророков Нафана и Гада ( 1Пар.15:16,25 ; 2Пар.29:25;31:2 ) хотя в книгах Царств опять нет сказаний об этом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/i...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010