Во-вторых, святой Апостол говорит о тех, которые верою творили правду, что относится преимущественно к пророкам, которые возвещали людям правду Божью, и сами жили в этой правде, усердно служа Господу. В-третьих, святой Апостол говорит о тех, которые верою получали обетования. Многие из судей, царей и пророков, по вере в Бога получали от Него те или другие обетования. Но в особенности царь Давид получил обетование от Бога, что от его семени произойдут цари, имеющие царствовать преемственно до плена Вавилонского (см. 2Цар. 7:12–16 ). В-четвертых, святой Апостол говорит о тех, кои поверив в Бога, заграждали уста львов. Под ними можно разуметь Самсона, растерзавшего льва (см. Суд. 14:5–6 ), в особенности же пророка Даниила, который дважды заключен был в львиный ров, и оба раза львы не причинили ему никакого вреда, ибо ангел Господень, по вере пророка, заградил им уста (см. Дан. 6:16–22, 14:31–42 ). В-пятых, святой Апостол упоминает тех, кои по вере в Бога угашали силу огня. Здесь нужно разуметь трех отроков (Ананию, Азарию и Мисаила), которых вавилонский царь Навуходоносор приказал, за непоклонение их идолу, бросить в огненную печь, но по вере их в Бога, ангел Господень охладил пламень огня, и они вышли из печи невредимыми (см. Дан. 3:17–94 ). В-шестых, святой Апостол упоминает о тех, которые по силе веры своей избегали острия меча, например, пророк Илия избег угрожавшей от меча смерти, по приказанию Иезавели ( 3Цар. 19:2–3 ), царь Давид избег смерти от меча Саула (см., напр. 1Цар. 19:2 ) и другие. В-седьмых, Апостол упоминает о тех, что по силе веры своей, укреплялись от немощи. Так, царь Езекия, будучи при смерти, молитвою веры получил исцеление и еще жил 15 лет (см. 4Цар. 20:1–11 ). Также Иову по молитве его, Господь возвратил здоровье (см. Иов. 42:10 ). Некоторые (Златоуст), под укрепленными в немощах по силе веры, разумеют и возвратившихся из плена Вавилонского, которые были истомлены пленом до того, что стали похожи на кости сухие ( Иез. 37:11–14 ). Но и такие, при помощи Божьей, построили и храм, и город Иерусалим (см., напр, 1Езд. 3:10–13, 6:14–17 ; Неем. 12:27 ) и защищались с успехом от врагов. В-восьмых, святой Апостол указывает силу веры в тех, которые были крепки на войне и прогоняли полки чужих. Не только во времена судей и царей верующие иудеи, через веру в Бога, были крепки на войне и прогоняли полки чужих, но и после возвращения из плена, были крепки на войне с окружающими их неприятелями, и особенно в последний период существования Ветхого Завета, они, во время Маккавеев, с блестящим успехом сражались с целыми полками египетскими и сирийскими (см., напр, 1Мак. 6:28–42 ; 2Мак. 8:1–6, 15:26–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

Вот еще одна из тех сторон, которые сначала не бросаются в глаза, но для ума беспристрастного составляют красноречивое доказательство века и подлинности книги. Возражают на это, что писатель времен Маккавейских не мог, будто, назвать Сирию из боязни Антиоха, но такая предосторожность была бы бесполезна во времена этого царя, потому что Сирия и сам Антиох и без названия так ясно изображены в книге, что относительно их не могло быть никакого сомнения. Но, что особенно замечательно: в то время, как Сирия оставлена без названия, Египет, цари которого, в противоположность царям сирийским, названы царями южными, поименован буквально в стихах 8, 42 и 43. Причину этого легко понять. Это не только потому, что Египет был древней могущественной монархией, столь известной израильтянам, но особенно потому, что во время Даниилова видения он составлял еще царство независимое, даже цветущее, которое уже 10 лет спустя было покорено Камбизом и присоединено к Персидскому царству. Что касается названий: Царь Южный и Царь Северный, то они выражают положение этих государств относительно Палестины. Во всех пророчествах и даже во всей Библии положение стран определяется относительно Палестины (срав. Дан.6:10 ); притом в третий год Кира, когда Даниил получил это откровение, возвращение иудеев в отечество уже началось. Итак, способ выражения, каким глава 11-я указывает на различные языческие государства, носит в себе печать эпохи Даниила. 109 Киттим – из сынов Иавана, сына Иафетова ( Быт.10:4 ; 1Пар.1:7 ), и отсюда – народ от него происходящий – Киттеи или Китийцы. Под ними, во-первых, разумеется Тирская колония на острове Кипре ( Ис.23:1: 12 ), и потом и весь остров Кипр ( 1Мак.15:23 ; 2Мак.4:29, 10:13, 12:5 ). А потом имени Киттим дают и более обширное значение, разумея под ним и другие острова и прибрежные земли Средиземного и Эгейского морей, особенно северные. Так у пророков имя это поставляется вместе с другими родственными землями или островами и говорится не об одном острове, а о многих островах Китийских ( Иер. 2:10 ; Иез. 27:6 ); Иосиф Флавий, Иероним и Епифаний, епископ Кипрский, под Киттийцами разумеют и жителей Кипра и жителей других прибрежных земель и островов (Иез.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

Евангелист замечает это очевидно для своих читателей – христиан из язычников, не знакомых с законом и обычаями иудейской жизни. Обрезание обыкновенно совершал глава семейства ( Быт.17:23 ), но мог совершать и всякий другой (Иос. Древн. 12, 5, 4), и в крайнем случае, даже женщина ( Исх.4:25 , 1Мак.1:60 ; 2Мак.6:10 ). Иоанна, конечно, не мог обрезать сам Захария, так как он вследствие немоты не мог произнести обычного при обрезании благословения (Sepp u Schegg.). Наречение имени соединялось с обрезанием не по закону, а по обычаю, впрочем очень древнему. В глубокой древности имена давали большей частью такие, какие соответствовали обстоятельствам, сопровождавшим рождение младенца ( Быт.4:1, 25, 16:15, 17:19, 19:37 ), но позднее стали называть детей – то по имени отца ( Тов.1:9 ; Иос. Древн. 14, 1, 3; Война Иуд. 5, 13, 2 ), то деда ( 1Цар.22:9, 23:6, 30:7 ), то даже по имени какого-либо знаменитого лица в родстве (Lightf, р.726. Win. R. W. 2, 133). В настоящем случае соседи и родственники, принявшие участие в торжестве обрезания сына Захарии, настойчиво предлагали назвать его (εκαλουν) по имени отца – Захарией, так как им казалось, что имя это лучше всего должно идти сыну, рождённому отцем в старости. Но этому желанию их, как видно из следующего стиха, решительно воспротивилась мать: Лк.1:60 . И отвещавши мати его, рече: ни, но да наречется Иоанн. Новейшие толковники 423 объясняют такое требование Елисаветы тем, что Захария по возвращении из храма сообщил жене какими-нибудь знаками (ср. Лк.1:63 ) о явлении ему Ангела и повелении его назвать сына Иоанном. Но в таком случае непонятно, почему же она в самом начале не объявила об этом повелении? Гораздо сообразнее со всем ходом этой чудесной истории предполагать, что Елисавета сама получила откровение и при том в момент наречения имени сыну. Так по крайней мере думают отцы Церкви и древние толковники, начиная с Оригена , который прямо говорит, что Елисавета назвала сына Иоанном по внушению Св. Духа 424 . Св. Амвросий пишет: «Он, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Кадес или Кадес-Варни, город в пустыне Син; близ этого города умерла сестра Моисея Мариам ( Чис.20:1 ). Цевоим , город, в котором колено Вениаминово жило по возвращении из плена ( Неем.11:34 ). Ароир , город на дороге из Петры в Газу. Давид послал этому городу часть из добычи, отнятой им у Амаликитян ( 1Цар.30:28 ). § 31. Страна Филистимская В первом разделе земли Ханаанской между коленами Израильскими страна Филистимская была отдана колену Иудину ( Нав.15:45 ); но Израильтяне не могли завладеть этой страной долгое время и, напротив, сами часто были притесняемы Филистимлянами. Города Филистимлян: Иамния , на берегу Средиземного моря. Озия, царь Иудейский, взял этот город у Филистимлян ( 2Пар.26:6 ). Впоследствии Иуда Маккавей сжег гавань Иамнии за то, что жители хотели избить находившихся между ними Иудеев, как поступили перед тем жители Иоппии. «Он напал ночью на Иамнитян, и зажег пристань с кораблями, так что пламя видно было в Иерусалиме за двести сорок стадий» ( 2Мак.12:3–9 ). Аккарон , близ моря. В Аккарон Охозия посылал послов спросить у Веелзевула, божества Аккаронского, выздоровеет ли он от своей болезни ( 4Цар.1:2 ). Пророк Илия встретил посланных и сказал им, что Охозия умрет за то, что, оставив Бота Израилева, обратился к Веелзевулу ( 4Цар.1:4 ). Впоследствии Аккарон, со всею областью его, был подарен в наследственное владение Ионафану Маккавею Александром Валою ( 1Мак.10:89 ). Аккарон во многих местах Св. Писания называется Екроном: «Екрон искоренится» ( Соф.2:5 ); «от Сихора, что пред Египтом, до пределов Екрона» ( Нав.13:3 ). Азот , близ моря. В Азоте был поставлен Филистимлянами ковчег завета в капище Дагона ( 1Цар.5:2 ). На другой день Азотяне увидели, что Дагон лежит лицом своим к земле пред ковчегом завета. Они поставили Дагона на свое место, но на следующий день нашли его разбитого на куски: голова, руки и ноги были отсечены, оставалось только туловище. Наконец рука Господня отяготела над Азотянами: Господь поразил их мучительными болезнями ( 1Цар.5:3–6 ), и они отправили ковчег завета в Геф.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Такое поругание над Самим «Владыкою владык», над «местом святыни Его» и народом Его продолжится, но словам архангела, 2300 дней ( Дан. 8:14, 26 ). Началось оно в 143 году по счету книги Маккавейской, когда Антиох после поражения Египта двинулся на Иерусалим, вошел в святилище и ограбил его ( 1Мак. 1:20–24 ); гонения над иудеями наступили чрез 2 года после того (в 146 г.), когда священный город, по приказанию царя, был разрушен и сожжен, а жители частью убиты, частью взяты в плен ( 1Мак. 1:29–32 ); 15 хаслева того же 145 года алтарь иерусалимского храма подвергся окончательному осквернению, «мерзости запустения» (l Мак. 1:54) и поклонники Иеговы были подвергнуты беспощадному преследованию за веру; правда, 25 хаслева 148 года иудеи достигли возможности в первый раз принести жертву Иегове на новоустроенном ими (вместо оскверненного) жертвеннике ( 1Мак. 4:62 ), но религиозные гонения продолжались и после того и закончились уже чрез год после смерти самого Антиоха (умер в 149 г., «сокрушенный не рукою», по объяснению архангела, – от страшной, мучительной болезни, в которой сам он признал поразившую его за нечестие руку Иеговы. ( 1Мак. 6:8–16 ; 2Мак. 9:6, 7, 9, 28 )), в 150 году ( 1Мак. 6:20 ; ср. 7:1), когда полководец сирийский Лисий окончательно уступил иудеям и убедил царя и вельмож заключить с ними мир ( 1Мак. 6:59 ). Принимая во внимание крайние даты этого религиозного гонения на иудеев (143–150 гг.), определить которые более точно (месяцами и днями) мы не имеем возможности, считаем себя вправе, согласно видению пророка Даниила, приравнять этот промежуток времени к 2300 дням или 6 годам и 4 приблизительно месяцам. 1280 В своих клинообразных надписях сам Кир называет себя «потомком древнего царского рода», «царем города Ансана», в котором царствовали отец его Камбиз, дед Кир и прадед Сиспис (Schrader. Keil. Bibl. В. III-2. Н. S. 123, 125). 1283 Геродот. История. Перев. Мищенка. Т. I. Стр. 36 – Schrader. Keil. Bibl. В. III-2. Н. S. 129–131. 1293 Tiele. Babyl.-assyr. Geschichte.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Установление Церкви. Основав Свою Церковь ( Мф.16:18; 18:1718 ), Господь Иисус Христос поставил для нее апостолов, дабы они проповедовали Его учение и совершали богослужение ( Ин.20:2123 ). Исполненные Духа Святого апостолы на место себя везде по городам рукополагали епископов, пресвитеров и диаконов ( Флп.1:12 ; Деян.6:6; 14:23 ). Поставленные апостолами епископы опять от себя рукополагали пресвитеров и епископов ( Тит.1:57 ) и так далее. Так дар священства, принятый от апостолов чрез святое рукоположение ( 1Тим.4:14 ), сохраняется в Православной Церкви Христовой до настоящего времени. Там нет истинной Церкви Христовой, где нет священства с истинно апостольским непрерывным рукоположением. Успение Божией Матери. Молится о нас Божия Матерь, молятся и святые праведники; пример – пророк Иеремия и первосвященник Ония ( 2Мак.15:1214 ). Господь милует грешников иногда только вследствие молитв святых о них, как это было, например, по молитвам праведных Авраама ( Быт. 20:7 ) и Иова ( Иов. 42:78 ). Посему и сказано, что наша молитва особенно сильна тогда, когда помогает ей молитва праведного ( Иак.5:1618 ). Обретение святого Креста Господня. До страданий Спасителя крест был орудием и знамением страданий; после же, когда на Кресте для нашего спасения пострадал Сам Господь Христос, Крест стал орудием и знамением нашего спасения. Это освятило Крест, и потому он дорог истинному христианину. В слове Божием о святом Кресте говорится: слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия ( 1Кор.1:18 ). Святым Крестом апостолы хвалятся ( Гал.6:14 ); он называется блаженным древом правды ( Прем.14:7 ; 1Пет.2:24 ); злые люди и отступники называются врагами Креста Христова ( Флп.3:1719 ). Из уважения и любви ко Христу распятому и Его святому Кресту, для исповедания Христа внешним образом пред людьми ( Мф.10:32 ) мы сами крестимся и крестим любезные для нас предметы. Сложение перстов для крестного знамения содействует нам к памятованию христианского учения ( Притч.7:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

13. Половина седмицы годов=3,5 годам. Так как здесь берется за расчет лунный месяц в 30 дней, принятый в еврейском времясчислении, то 3,5 года, действительно, и равняются 1260 дням, как обозначает в данном случае и Ипполит. 14. Ипполит приводит слова пророка в вольной передаче. 15. Св. Андрей Кесарийский и некоторые другие толкователи несколько иначе понимали значение первого и второго зверя. Под зверем, восходящем из земли, они разумели лжепророка, а под зверем, выходящем из моря - самого антихриста. 16. Ветхозаветные кровавые жертвоприношения и воскурения в Новом Завете, некоторым образом были заменены помимо установленного Самим Иисусом Христом святейшего Таинства Евхаристии, возжиганием свечей пред святыми иконами, как бы неким малым всесожжением. Вероятнее всего под возложением курильниц св. Ипполит мог разуметь простое возжигание свечей, сопровождаемое поклонению иконе звериной. 17. См.: 1Мак.1:55; 2Мак.6:7. 18. Приведенные имена предположительно считаются Ипполитом за имена антихристовы, потому что буквы, их составляющие, будучи приняты, как цифровые знаки, в сложении все вместе равняются числу звериному - 666.=300, ε=5,=10,=300,=1,=50=666. Ε=5, υ=400,=1,=50,=9,=1,=200=666.=30,=1,=300, ε=5,=10,=50, ο=70,=200=666. 19. см. примечание 5. 20. Ср. Мф.9:15; Мк.2:19.20; Лк.5:34.35. 21. Собственно крыльями кораблей являются паруса и весла; следовательно, здесь имеется в виду весь корабль во всей его оснастке, почему и Ипполит предлагает далее изъяснение каждого ее атрибута. 22. Под псифарами нужно разуметь тот помост, который устраивался вверху мачты для наблюдений за ходом корабля. Так как к нему же прикреплялись канаты, поддерживающие мачту, то соединение канатов, прикрепленных к этому помосту (круглому) с помощью особых крюков, и представляло из себя нечто вроде короны. Этот коронообразный помост, с целым рядом прикрепленных к нему канатов, и обозначает слово ο, которым Ипполит пользуется, как образом для обозначения того служения, какое имеют в Церкви пророки, мученики и апостолы - эти веревки, поддерживающие жизнь и деятельность Церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/678/...

2 . Несколько позже (между 37 и 40 г.) произошло обращение благородного сотника Корнилия Кесарийского, благочестивого прозелита, которого Петр, повинуясь особому откровению, принял в общение христианской церкви посредством одного лишь крещения, без обрезания. В Иерусалиме апостолу пришлось оправдываться за этот смелый шаг перед строгими христианами–евреями, которые считали обрезание условием спасения, а иудаизм – единственным путем к христианству. Так Петр заложил основу языческой христианской церкви. Это событие стало переломным для мировоззрения Петра, освободив его от ограничений и предрассудков иудаизма. 343 3 . Что еще важнее, примерно в то же время появилась церковь в Антиохии, столице Сирии. Эта община, возникшая под влиянием эллиниста Варнавы с Кипра и Павла из Тарса, вероятно, изначально состояла из обращенных язычников и иудеев. Таким образом, она стала колыбелью языческого христианства – подобно тому как Иерусалим был колыбелью и центром еврейского христианства. Кроме того, в Антиохии впервые прозвучало слово «христианин» – вскоре это название распространилось повсюду, поскольку оно хорошо отражало природу и миссию последователей Христа, божественно–человеческого Пророка, Священника и Царя. 344 Прежде христиане назывались учениками (Христа, единственного Учителя), верующими (во Христа, их Спасителя), братьями (как члены одной семьи искупленных, связанные неземной и неиссякаемой любовью) и святыми (как очищенные, посвященные на служение Богу и призванные к совершенной святости). 254 Geschichte der Pflanzung und Leitung der christlichen Kirche durch die Apostel, I. 3, 4. 257 Греческое название πεντηκοστ (μερα) употребляется (подобно латинскому quinquagesima) как существительное в Тов. 2:1 ; 2Мак. 12:32 ; Деян. 2:1; 20:16 ; 1Кор. 16:8 , а также у Иосифа Флавия в «Древностях» (III. 10, 6 и др.). Оно сохранилось не только во всех романских языках, но и в немецком слове Pfingsten. Принято считать, что английское название праздника, Whit Sunday, происходит от слова «белый» (white) – в память о белых одеждах, которые в этот день надевали оглашенные (отсюда Dominica alba); некоторые связывают это название со словом wit, что означает «мудрость свыше». Евреи называли этот праздник , εορτ θερισμο, праздником жатвы ( Исх. 23:16 ), , μερα των νων, днем первых плодов ( Чис. 28:26 ), , εορτ βδομδων, αγα επτ εβδομδων, праздником (семи) седмиц (недель), поскольку сбор ypov жая продолжался семь недель (Вт. 16:9–10; Лев. 23:15 ; Тов. 2:1 ). Он начинался сразу после пасхи приношением первого ячменного снопа нового урожая и заканчивался в день пятидесятницы приношением первых двух пшеничных хлебов нового урожая.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

364 Положительное свидетельство о времени существования Послания находится в 2Мак.2:2 в словах: «в записях пророка Иеремии находится... что заповедал пророк... переселяемым... чтобы они не заблуждались мыслями (τας διαναις), смотря на золотые и серебряные (χρυσ κα ργυρ) кумиры». Это указание на Иеремию очень напоминает слова его Послания: «вы увидите в Вавилоне богов серебряных и золотых (ργυρς κα χρυσς)... скажите в уме» (διανα – 4–5). Так как к концу 2-го века до P. X. существовала уже 2 Мак. книга, 365 то, следовательно, к этому времени уже существовало и Послание. Итак, написано Послание не позже 2-го века до P. X. Изящный греческий язык Послания с «греческим образом умозаключения» (м. Филарет) и саркастический тон в описании идолопоклонства, напоминающий александрийскую языческую и иудейскую (Прем. Сол. 13 15 гл.) философию, наводят на мысль о происхождении Послания от александрийского Иудея. Для него естественно знакомство с ветхозаветными книгами (особ. Иер.10:1–16 ) по переводу LXX толк. Об авторитете Послания должно сказать следующее. В еврейском каноне этой книги никогда не было, как свидетельствуют Иероним, Епифаний и другие древние христианские писатели; нет ее и ныне. В исчислениях Мелитона, Григория Богослова , 85 апост. правила, Иоанна Дамаскина и в Катихизисе митр. Филарета не помещается эта книга в числе «22-х» канонических У Кирилла Иерусалимского и Афанасия Великого она помещается в числе 22 канонических книг, но по неимению точных о сем сведений иудейского предания, и это мнение, как выше говорилось о книге Варуха, необязательно для православного богослова. На основании всех изложенных библиологических сведений, православный богослов имеет право не считать Послание Иеремии каноническим писанием. Но, не имея канонического авторитета, Послание Иеремии, как библейское писание, имеет авторитет морально-учительный, особенно по заключающимся в нем частым увещаниям, подкрепляемым историческими и богословско-философскими примерами, веровать непоколебимо в единого истинного Бога, Творца и Владыку вселенной, не смущаться никакими соблазнами обольстительного языческого культа и языческих грубо-чувственных празднеств (5–6, 10, 42–43, 61, 72).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

λιθους Мф.24:2 ; Мк. 13:2 ; Лк. 21:6 ; τν ναν Мф. 26:61; 27:40 и др.; ικα 2Кор. 5:1 ; вообще противополагается οκοδορεν Галат. 2:18 ); метафорически – делать ничтожным, тщетным, недействительным ( Деян. 5:38 ), отменять, уничтожать, упразднять ( τν νμον 2Мак. 2:22 ). Ка τа λσαι ст. 17, – как удостоверяет сопоставление со ст. 19, – обнимает здесь – как собственное поведение Божественного Учителя, так и соответствующее воздействие Его на своих слушателей и учеников. Как в καταλσαι, так и в πληρσαι на первом плане и преимущественно мыслится личное отношение Господа к предписаниям закона, ибо прежде всего именно в действиях Господа смущало его современников мнимое нарушение Им, напр., субботнего покоя, постановления о священной подати и под.; разъяснение же и научение совершались по поводу и в виду соответствующих действий Господа ( Мф. 12:1–14 ; Мк. 1:21–26, 23–28 ; Мф. 17:25; 22:21 ; ср. 23:23 и др.; Иоан. 5:10, 18 : ο μνον λοε τо σββατον, λλ κα πατρα ν λυε τ Θεν...). И впоследствии архидиакона Стефана обвиняли, будто бы слышали, как он говорил, что Иисус Назарей разрушит ( καταλσει) место сие (т. е. храм) и переменит ( λλξει) обычаи, которые предал израильскому народу «Моисей» ( Деян. 6:14 ; ср. 21:21). В действительности Христос «исполнил всякую правду» ( Мф. 3:15 ), добровольно подчиняясь не только всем предписаниям закона ( Гал. 4:4 ), но и тем обычаям, которым следовали его современники; так, Господь принял крещение от Иоанна, которое совершалось Предтечей по особому указанию свыше ( Ин. 1:33 ) и в согласии с древними пророчествами ( Иез. 34:25 ), как символ принятия на себя грехов людей. И те случаи, кои считались, напр., нарушением субботы, в действительности, как объясняет Сам Господь, имели свое оправдание в Писании и вполне соответствовали самой цели и назначению субботнего дня, ибо «достоит в субботы добро творити» ( Мф. 12:12 ), спасать гибнущего человека ( Мк. 3:4 ). Христос в подобных случаях ни мало не нарушал закон, а лишь не считался с теми предрассудками, кои покоились на поверхностном, внешне формальном понимании Божией заповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010