23)  Лк.7:5. Другие примеры богобоязненных язычников, которых Новый Завет называет по имени: Корнилий сотник (Деян.10:1–7); Лидия (Деян.16:14); коринфянин Тит Иуст (Деян.18:7). 24)  См., например. Вторую и Четвертую Маккавейские книги, особенно рассказ о смерти Елеазара книжника и семи братьев: 2Мак.6:18–7:22; 4Мак.5:1–6:35, 17:7–18:24. 25)  Вавилонский Талмуд. Шаббат 31а. Русский перевод этой истории см. в молитвеннике Сидур. С. 347. Ср. Деян.15:20, 29 по Mss. 630, 945 и др. 26)  Отметим, что из того, что Иисус исцелял в субботу и позволял апостолам срывать колоски, вовсе не следует, что Он отменил субботу как время, специально посвященное Богу. Так же как из того, что Его учеников обвиняли в несоблюдении поста, вовсе не следует, что Им был отменен и пост. Вспомним хотя бы Его строжайший сорокадневный пост перед искушением в пустыне. Вообще, вопрос об отношении Христа к ритуальной части закона едва ли можно решить, выставив батарею текстов из Евангелий, которые якобы свидетельствуют о нарушении Им ритуальных ограничений. Ведь следует помнить о том. что Евангелия в той редакции. в которой они дошли до нас, были написаны после Апостольского собора 51-го года и в некоторой степени отражают ту позицию, которая была принята на соборе. См. подробнее R.E. Brown & J.P. Meier. Antioch & Rome, New Testament Cradles of Catholic Christianity. 27)  Деян.15:28–29. Ср. 1Кор.5:11; Еф.5:5; Кол.3:5; Гал.5:20. В современной Апостольскому собору иудейской литературе находим указание на три главных греха, которые “оскверняют землю” и “заставляют Шекину (т е. присутствие Божие) удалиться”: идолопоклонство, блуд и убийство. См. Задохитский фрагмент. 6.11. 28)  Ин.4:2; ср. Мк.16:16; Мф.28:19. 29)  Мк.1:17; Мф.4:19. Ср. с призванием пророком Илией будущего пророка Елисея в 3Цар.19:19–21. 30)  Ср. 1Сол.1:5, 2:13; Гал.1:11–12. 31)  Некоторые древние манускрипты уточняют в девятом стихе, что учение продолжалось от одиннадцати часов утра до четырех часов дня. 32)  Мк.4:10–11; ср. Мк.7:17, 10:10; Мф.13:11; Лк.8:10; ср. Лк.10:23.

http://azbyka.ru/katehizacija/istorija-k...

3) В книге Судей (гл. 13) описывается двукратное посещение родителей Сампсона Ангелом 21 , который сперва жене, потом Маною и жене, предсказал необыкновенное рождение, преподал правила осторожности и воздержания матери в дни её чревоношения, и указал обоим способ изъявления благодарности к Богу: и явися Ангел Господень к жене, и рече к ней: се ты неплоды и не раждала еси, и се зачнеши, и родиши сына. И ныне блюдися… И рече Ангел Господень к Маною: от ветьх, яже глаголах к жене, да сохранится… Аще сотвориши всесозжжение Господеви, то вознеси е ( Суд. 13:3,13,16 ). Сюда же может быть отнесено здесь же сказанное о призывании Ангелом Гедеона к освобождению народа Израильского от ига Мадиамитян и Амаликитян ( Суд. 6:3–24 ). 4) В книгах Царств написано, что Пророк Илия, в своем дивном служении, неоднократно получал и пособие, и наставления, и руководство от Ангела. Так, когда угрожаемый опасностью от Иезавели, с болезнию духа, Пророк удалился в пустыню, се Ангел Господень коснеся ему, и рече ему: востани, яждь и пий… яко мног от тебе путь ( 3Цар. 19:2–19 ). Когда послы разболевшегося царя Охозии шли вопросить Ваала, аще жив будет от болезни сея, Ангел Господень рече ко Илии Фесвитянину, глаголя: иди на сретение послом Охозии царя Самарийска, и речеши к ним:, или несть Бога во Израили, яко грядете вопрошати Ваала, скверного бога во Аккароне?.. И глагола Ангел Господень ко Илии, и рече: сниди с ним; не убойся от лица их; и воста Илия и сниде с ним к царю и глагола… ( 4Цар. 1:3–15,16 ). Кроме исчисленных указаний, могут быть приняты в соображение и следующие места ветхозаветного Писания. Быт. 18,19; 22:15,17, 28:12; 32:1 ; Исх. 14:19 ; Суд. 2:1–6 ; 2Цар. 24:16 ; 4Цар. 6:17;19:35 ; Дан. 3:92;6:22;9:21 ; Ис. 6:6,7 ; 2Мак. 11:6 . Свидетельства собственно об Ангелах Хранителях Те, из Отцев Церкви, которые занимались истолкованием Писаний Ветхого Завета, единогласно указывают на два, преимущественно пред другими близкие, свидетельства об Ангелах Хранителях – В двух псалмах Давида Именно: 1) В Псалме 33, изображая особенное покровительство Божие и особенно близкую помощь Вышнего к людям смиренным и богобоязненным, Давид свидетельствует, что Бог ополчает Ангелов Своих вокруг боящихся Его: ополчится Ангел Господень 22 окрест боящихся Его, и избавит их (ст. 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Примечания: 1 Пс.110:10 . 2 Панкиния «πντες πο κοινου» — «все вместе», «сообща» — работа, в которой участвуют все насельники монастыря или скита. (Далее примечания греческих издателей даются без указаний.) 3 См. Апок.12:12 . 4 См. Нав. 6:23 . 5 См. Ис.3:6 . 6 Прозвище «Маккавей» (по всей вероятности значение этого слова — «поражающий врагов») было дано вождю Иудейского восстания (166 г. До Р.Х.) Иуде и его преемникам. Восстание было направлено против Антиоха IV Епифана, предводителя династии Селевкидов. Маккавеи отличались самоотверженной борьбой за отеческую веру и политическую независимость Израиля (см. Книги Маккавейские). 7 «Мученики последних времен будут выше первых мучеников» Св. Кирилл Иерусалимский . Слова огласительные, 15 огласительное слово. М. 1855 С261. 8 Любочестие (греч. «φιλτιμο»). В современном русском языке эквивалента этому слову нет. Не буквально его можно перевести как «великодушие», «расположенность к жертвенности», «презрение материальным ради какого-то духовного или нравственного идеала». Это слово часто встречается в речи Старца Паисия, который подчеркивает значение любочестия в духовной жизни. — Прим. пер. 9 Слово «κοσμικς» у Старца Паисия и вообще в греческом языке обычно значит «человек, не принадлежащий к Церкви или принадлежащий к ней лишь номинально». В настоящем тексте это слово, как правило, переводится «человек мирской» или «человек мира сего» — тогда как слову «мирянин» соответствует греческое «λακς», которое обозначает сознательного христианина, живущего в миру. — Прим. пер. 10 «Канонаршит», то есть подсказывает, что надо делать. От слова «канонарх» — чтец, возглашающий во время богослужения то, что предстоит петь хору. 11 Ταγκαλκι — тангалашка — такое прозвище Старец дал диаволу. 12 Мф.16:24 . 13 См. 2Мак.1:19–22 . 14 См. Апок.22:11 . 15 См. Рим.1:24–32 . 16 Произнесено в ноябре 1988 г. 17 «Χαμς» — «бог» потомков Моава, старшего сына Лота (см. 3Цар.11:7 ), «χαμς» — (новогреч.) — пропажа, погибель, урон. — Прим. пер. 18 Ср. Лк.19:26 .

http://azbyka.ru/o-mirskom-obrazovanii-i...

Другими словами, благоговейно почитая святые иконы, мы воздаем молитвенное почтение живым личностям святых, которых они изображают и которые действительно живут на небесах как наши молитвенники и ходатаи перед Богом. В этом смысле чтим мы и иконы Самого Владыки Христа и святых небесных Сил Бесплотных. Хотя по Своему Божественному естеству Владыка Христос не описан, и неописуем, и выше всякого человеческого умопредставления, и слова, и образа, но Своим воплощением, Своим вочеловечением Он благоволил описать Себя, вообразовать Себя в человеческий образ, вместить Себя в человеческое тело и тем самым стать видимым образом, видимым изображением, видимой иконой невидимого Бога, Церковь богодухновенно сказует это благовестие в своих благодатных молитвах: «Естеством неописанный Божественным Твоим сый, на последняя, Владыко, воплощся, изволил еси описоватися; плоти бо приятием, и свойства вся сея взял еси». «Неописанное Слово Отчее, из Тебе, Богородице, описася воплощаемь». Сделанный таким образом и украшенный херувимами ковчег свидетельствовал о присутствии невидимого Бога, поощряя верующих к благоговению перед Богом и к рачительному исполнению Его заповедей. Он окрылял их души к молитвенному воспарению к Богу, к деннонощному херувимскому служению Господу. Тем паче что евреи благоговейно чтили святых Ангелов как блаженных Божиих служителей и своих заступников, посредников, помощников (см. Быт.3:24, 24:7, 28:12 ; Нав.5:13–15 ; 2Цар.24:16 ; 4Цар.19:35 ; Иов.33:23 ; Пс.17:11, 33:8, 90:11 ; Ис.37:36 ; Иез.10:2–22 ; Дан.3:54, 6:22, 7:10, 8:11, 10:13, 12:1 ; Сир.48:24 ; 1Мак.7:41 ; 2Мак.15:22 ). Когда поднимался ковчег в путь, Моисей говорил: восстань, Господи, и расточатся враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя! А когда останавливался ковчег, он говорил: возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым ( Чис.10:35–36 )! Когда же израильтяне, предводимые Иисусом Навином, потерпели поражение от гаитян, Иисус разодрал одежды свои, и пал лицем своим на землю пред ковчегом Господним, и лежал до самого вечера, он и старейшины Израилевы, – на что Господь явился ему и повелел, что надлежит ему сделать, дабы устоять перед своими врагами ( Нав.7:6–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Исцеление дочери Хананеянки. По вере Матери, божественная благодать преподана была несчастной бесноватой дочери ( Мф.15:28 ). Так, по вере одних божественная благодать преподается другим (напр., еще при исцелении спущенного через кровлю дома расслабленного – Мк.2:3–5). Исцеление бесноватого отрока. Тотчас после Своего славного преображения Господь Иисус исцелил бесноватого отрока, которого не могли исцелить апостолы. Когда апостолы спросили Господа о причинах своего бессилия, то Он так объяснил им: «по неверию вашему... сей род (т. е бесы) изгоняется только молитвою и постом» ( Мф.17:19–21 ). В сем случае Спаситель показал великое значение и силу поста при молитве. Потому посты установлены в православной церкви. Притча о богатом и Лазаре. Нужно каяться во грехах при жизни, а после смерти уже поздно ( Лк.16:25, 26 ). Однако Господь подает облегчение и утешение умершим, по молитвам о них св. Церкви; так молился об умерших предках прор. Варух ( Вар.3:1–6 ), молился об убитых воинах Иуда Маккавей ( 2Мак.12:41–45 ), ходатайствовали об умершей Тавифе ученики ап. Петра ( Деян.9:36–40 ). Притча о мытаре и фарисее. Смиренный мытарь при своей молитве служил Господу своею душею, устами и руками, и Господь принял его молитву ( Лк.18:13, 14 ). Господь принимает благоговейное служение человека в молитве, когда оно совершается от всей духовной и телесной природы человека. Благословение детей. Дети были особенно близки к любви Господней: Он обнимал и благословлял их (Мк.10:15, 16). Дети нуждаются в освящающей благодати Божией и способны воспринимать ее. Потому то у нас маленьких деток крестят, приносят во св. храм, причащают их Крови и Тела Господних. Вход Господень во Иерусалим. Дети даже грудные прославляли Господа во храме, а Иудейские книжники и фарисеи негодовали на них за это и хотели воспретить им ( Мф.21:15, 16 ). Подобны этим книжникам и фарисеям те люди, которые всячески отделяют детей от Господа: не хотят крестить их, не приносят во св. храм и не причащают их св. Таин. Тайная вечеря. На тайной вечери Господь установил таинство св. причащения ( Мф.26:26–28 ; Лк.22:19, 20 ). Как Господь установил, как апостолы показали это на деле везде по церквам ( 1Кор.11:23–34 ), как потом после апостолов записано это было св. мужами (св. Василий Великий , св. Иоанн Златоуст ), так оно и совершается у нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Между тем, Сам Бог, положивший предать бедствиям нераскаянный народ Свой, говорил пророку Иеремии: «Хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему» ( Иер.15:1 ), этим ясно показывая, что при других обстоятельствах могли бы ходатайствовать пред Ним о Его народе (уже отшедшие от мира) Моисей и Самуил, и их ходатайство могло бы быть Им услышано. Иуда же Маккавей, как повествуется в книге Маккавейской, видел в сновидении бывшего первосвященника Онию, который, простирая руки, молился за весь народ иудейский и который, кроме того, указывая на, явившегося потом, другого мужа, украшенного сединами и окруженного дивным и необычайным величием, сказал ему: «Это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий», и этим рассказом обрадовал и ободрил своих воинов для мужественной борьбы с врагами ( 2Мак.15:11–14 ). А это служит ясным и несомненным знаком того, что в Ветхозаветной Церкви было общим верованием – верование в возможность и важность предстательства за живых, пред Богом скончавшихся святых. Между тем, и в Новом Завете находим ясные следы этой же веры. Так, ап. Иаков преподает верующим заповедь молиться друг за друга и к сему присовокупляет: много бо может молитва праведного споспешествуема (усердная) ( Иак.5:16 ). Апостол же Павел собственным примером показывал, как он высоко ценил взаимные христианские молитвы, когда сам, молясь о всех верующих, и к ним неоднократно обращался с, такого рода, просьбами: молю вы, братие, Господем нашим Иисусом Христом и любовию Духа, споспешествуйте ми в молитвах о мне к Богу ( Рим.15:30 ); или: брате, молитеся о нас ( 1Фес.5:25 ), бдяще во всяком терпении и молитесь о всех святых, и о мне ( Еф.6:18, 19 ; снес. Кол. 4:3 ; 2Кор.1:10, 11 ). Если же апостолы словом и примером наставляли верующих и самим молиться за других, и у других просить для себя молитв, просить, именно, ввиду того, что много может усердная молитва праведника, который может между многими обрестись, то нельзя думать, чтобы они при этом не предполагали уместности обращения к молитвам, уже отшедших и прославленных Богом святых, особенно, если принять во внимание их учение о внутренне органическом общении между Церковью земною и небесною, в силу которого верующие, вступающие в земную Церковь , становятся весьма близкими к церкви первородных, на небесех написанных...

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

– Ну хорошо, возражают нам сектанты, вы говорите нам, что все люди грешат, но как же примирить тогда эти слова со словами св. Писания, где мы, верующие во Христа, называемся «святыми»? Например: ап. Павел пишет в своем послании к Римлянам: «всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа». 67 И в другом месте: «Церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас». 68 И еще: «Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же мы с вами будем судить мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела?» 69 И в другом месте: «Павел, волею Божиею апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, церкви Божией, находящейся в Коринфе, со всеми святыми по всей Ахаии». 70 Да, апостол действительно называл христиан «святыми». Но нужно иметь в виду, что это слово никогда не имело того значения, какое усвояют ему сектанты. Даже и подумать нельзя, чтобы тот самый Апостол, который обличал христиан в пренебрежении церковью Божиею, в унижении неимущих 71 , в сутяжничестве 72 , в горделивости 73 , в суетности 74 , в оземлянении 75 , в забвении Бога 76 , во всевозможного рода грехах 77 вдруг считал бы их святыми, т. е. безгрешными. Нет, раз Апостол обличал христиан во множестве грехов и в то же время называл их святыми, то, значит, он не придавал слову «святые» того самого значения, какое мы усвояем ему теперь. Прекрасно рассуждает по данному вопросу преподобный Кассиан, слова которого мы приведем здесь полностью. «Мы не можем отрицать, – пишет он, – что есть много святых и праведных; но между святым и безгрешным большое различие. Иное дело быть святым, т. е. посвященным богопочтению, – в таком смысле это имя, по свидетельству св. Писания, есть общее не только людям ( Исх.19:6 ; Прем.10:15 ; 1Мак.14:42 ), но и местам ( Исх.3:5 ; Ис.5:15 ) и сосудам храма, и жаровням ( 2Мак.5:15–16 ), а иное дело быть без, греха, что приличествует единственно величию Господа нашего Иисуса Христа, о Котором Апостол говорит, присвояя Ему как особое преимущество, как нечто несравненное и божественное: «Он не сделал никакого греха».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Однако они сами говорят, что не все они записали о Христе ( Ин.20:30; 21:25 ), не все записали и из собственных наставлений ( 2Ин.1:12 ; 3Ин.1:13–14 ); многое необходимое они передали христианам изустно ( 2Тим.2:2 ) и самым делом ( 1Кор.2:20–34 ). Написанные апостолами книги и изустные их наставления взаимно восполняются одно другим и одинаково необходимы для нас ( 2Тим.3:14–15 ; 2Фес.2:15 ). То, что апостолы написали, составляет собою Св. Писание; а то, чему они научили изустно и самым делом, есть Св. Предание. Св. Писание сохраняется содержится в обычаях и установлениях церковных; то и другое вместе в течение многих веков сберегла нам вселенская православная Церковь Христова. Для истинного христианина одинаково дорого Св. Писание и Св. Предание. Основавши свою Церковь , Господь Иисус Христос поставил для нее апостолов, дабы они проповедовали Его учение и совершали богослужение ( Ин.20:21–23 ). Исполненные Духа Святого, апостолы вместо себя везде по городам рукополагали епископов, пресвитеров и диаконов ( Флп.1:1–2 ; Деян.6:6; 14:23 ). Поставленные апостолами епископы опять от себя рукополагали пресвитеров и епископов ( Тит.1:5–7 ) и так далее. Так дар священства, принятый от апостолов чрез святое рукоположение ( 1Тим.4:14 ), сохраняется в православной Церкви Христовой до настоящего времени. Успение Божией Матери. Не только Матерь Божия молится о нас, но молятся и святые праведники; пример прор. Иеремия и первосвящ. Осия ( 2Мак.15:12–14 ). Господь милует грешников иногда только вследствие молитв святых о них, как это было, например, по молитве праведного Иова ( Иов.42:7–8 ). Посему и сказано, что наша молитва особенно сильна тогда, когда помогает ей молитва праведного ( Иак.5:16–18 ). Обретение св. Креста Господня. До страданий Спасителя крест был орудием и знамением страданий; после же, когда на кресте для нашего спасения пострадал Сам Господь Христос, крест стал орудием и знамением нашего спасения. Это освятило крест, и потому он дорог истинному христианину. В слове Божием о св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2Кор. 1:11 . При содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас. Еф. 2:18 . Потому что чрез Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе Гал. 3:19 . Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан чрез Ангелов, рукою посредника. Иер. 27:18 . А если они пророки, и если у них есть слово Господне; то пусть ходатайствуют пред Господом Саваофом, чтобы сосуды, остающиеся в доме Господнем и в доме царя Иудейского и в Иерусалиме, не перешли в Вавилон. 2Пет. 1:14 . Зная, что скоро должен оставить храмину мою... 15 . Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили сие на память. 2Мак. 15:14 . И сказал Ония: «это братолюбец, который молится о народе и святом городе, Иеремия,пророк Божий». Откр. 2:6 . Впрочем, то в тебе (Анг. Ефес. Цер.) .хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу. 15 . Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу. Примеч . На основании этого откровения, сектанты считают николаитами и всех почитателей святителя Николая Чудотворца. Здесь осуждаются «Николаиты», которые держались учения Валаама, соблазнявшего людей есть идоложертвенное и любодействовать: ст. 14, ср. Чис. 31:16 . Чтители св. Николая, епископа Мирликийского, ничего общего не имеют с николаитами, так как святитель Николай сам вел жизнь строго святую и людей научал воздержанию и целомудрию. Св. Николай сам родился через полтораста лет после появления на свет книги Откровения (Иоан. Богосл. †101, а св. Николай род. 257 г.). Нельзя даже предполагать и того, что здесь заключается пророчество о почитателях св. Николая Чудотворца. Писатель Откровения говорит о николаитах не в будущем времени, а в настоящем: Откр. 2:6 . Из его слов ясно видно, что гнусные еретики николаиты уже существовали в его время. Откр. 2:14 . Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валаама ввести в соблазн сынов Израилевых ,чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. Чис. 31:16 . Вот они, по совету Валаамову, были для сынов Израилевых поводом к отступлению от Господа в угождение Фегору; за что и поражение было в обществе Господнем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Из обрядов жертвоприношений ветхозаветных можно производить начало некоторых установлений христианских. По подобию ветхозаветного возложения рук на голову жертвенного животного, чрез которое человек очищался от своих грехов, православный духовник возлагает свою руку и епитрахиль на голову исповедавшего пред ним грехи свои. Некоторые из жертв ветхозаветных возносимы были на руках жертвователя или священника: так дары бескровной жертвы православный священник возносит горе при словах: «Твоя от Твоих Тебе приносяще», и пр. По примеру общего участия в ветхозаветной жертве благодарения, в древней христианской Церкви после Евхаристии устроились вечери любви, или общие трапезы, и проч. Молитвы и другие священнодействия ветхозаветного общественного Богослужения В состав общественного Богослужения ветхого завета, кроме жертвоприношений, входили молитвы и чтение закона Божия. Священник произносил молитвы, а стоявший народ подтверждал благоговейным восклицанием: аминь ( Неем.8:6 . 2Мак.1:28–30 ). В торжественные дни, и особенно, когда много народа собиралось к Богослужению, закон Божий был читаем и объясняем священниками и левитами, по заповеди Моисея. По внушению Божию, он написал все слова закона в книгу и отдал его священникам, сынам Левииным и всем старейшинам Израиля, и завещал им: «Когда весь Израиль придет явиться пред лицо Иеговы, читай закон пред всем Израилем в слух его. Собери народ, мужей и жен, и пришельцев твоих, которые будут в жилищах твоих, чтобы они слушали, и чтобы учились, и боялись Бога, и старались исполнять все слова закона. Тогда и сыны их, которые не знают сего, услышат и научатся бояться Бога во все дни, пока поживут на земле» ( Втор.31:9–13 . Неем.13, 9:3 ). Жертвы, молитвы и чтение закона Божия сопровождались светом светильников ( Исх.27:20–21 ), каждением ( Исх.30:7–9 ), пением и звуком священных труб ( 1Пар.15:16–28 ), поклонениями молящихся (Нем.8:6). Богослужение оканчивалось благословением народа от священника или первосвященника, заключавшим в себе троекратное призывание Господа, чтобы Он хранил народ, благоволил к нему и миловал его ( Чис.6:22–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010