Бобровка. Церковь Михаила Архангела (строящаяся). Храм Архистратига Михаила Церковь. Действует.   Престолы: Михаила Архангела Год постройки:приблизительно 2008 - 2015. Ссылки:     Адрес: Россия, Самарская область, Кинельский район, с. Бобровка, ул. Кооперативная, д. 94 Координаты: 53.154681, 50.648357 Проезд:Из Самары выехать в направлении г. Кинель на трассу Р225, ехать прямо по трассе, доехать до указателя поворота на село Богатое, минуя г. Кинель, ехать прямо , выехать на трассу Кинель - Богатое, ехать прямо до указателя " Бобровка " . Повернуть направо на ул. Новую, по ней ехать до ул. Кирова, повернуть налево и ехать до ул. Полевой. Строящаяся церковь расположена справа. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Фрагмент исследовательской работы об истории храма в селе Бобровка. Автор: Афанасьева Любовь, ученица 9 класса ГБОУ СОШ с. Бобровка муниципального района Кинельский Самарской области. Научный руководитель: Козибекова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы. Глава 2. Исследование истории храма в селе Бобровка. 2.2. История храма в селе Бобровка. Свидетельства жителей села. 277 лет, со времён Екатерины Великой стоит Бобровка, в летописи села, которая находится в сельской библиотеке, мы нашли следующую информацию: «Бобровка. Село основанное в 1736 году на берегу озера Бобрового. Отсюда и название», эти сведения подтверждает книга «История Кинельского района. Междуречье», Владимира Ивановича Кривобокова, написанная в 1998 году. Но для того, чтобы составить летопись села, этих сведений было недостаточно, летопись собиралась по крупицам, принимали участие в её составлении Татьяна Александровна Чаус, библиотекарь, жители села. Как утверждают бобровские краеведы, первоначально большую часть жителей села составляли татары и мордва. Большую роль в выяснении всех подробностей сыграла Антонина Александровна Лукина, Ветеран Педагогического труда, учитель истории, к которой мы обратились за помощью. В 2006 году, собирая материалы для создания музея села, она обратилась в областной архив, где в Церковных книгах нашла и записала следующую информацию: «Церковь построена старанием прихожан в 1862 г., во имя Архистратига Божия Михаила, площадь церковная длины и ширины 4900 сажень, вмещающая 800 человек.

http://sobory.ru/article/?object=30439

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич (21.12.1836, Н. Новгород - 16.05. 1910, С.-Петербург), рус. композитор, глава Новой русской школы («Могучей кучки»), педагог, музыкально-общественный деятель, дирижер, пианист, редактор. Потомственный дворянин (род Балакиревых известен с сер. XIV в.), статский советник, кавалер ордена св. Станислава 2-й степени. М. А. Балакирев. Фотография. 1906 г. (ГЦММК) М. А. Балакирев. Фотография. 1906 г. (ГЦММК) Б. рос в патриархальной религ. семье и на всю жизнь сохранил любовь к нижегородским святыням, особенно к Строгановской (Рождественской) ц. в честь Собора Пресв. Богородицы. Уже в раннем детстве Б. обнаружил выдающийся муз. талант, первые уроки игры на фортепиано он получил у матери Елизаветы Ивановны (урожденной Яшеровой), а затем, летом 1846 г., в Москве у пианиста, композитора и педагога А. И. Дюбюка (ученика Дж. Филда). В 1848-1853 гг. Б. обучался в Нижегородском Александровском дворянском ин-те, параллельно брал уроки у дирижера, пианиста и педагога К. К. Эйзриха (воспитанника Венской консерватории). Ключевую роль в становлении Б.-музыканта сыграл А. Д. Улыбышев, один из основоположников отечественной муз. науки, устроитель постоянных муз. собраний в Н. Новгороде, деятельным участником к-рых в 1851-1853 гг. был Б. В 1853-1854 гг. он - вольнослушатель физико-математического фак-та Казанского ун-та. Уже в ранних (50-х гг. XIX в.) светских сочинениях Б. («Grand concerto national russe», op. 6, с указанием «Andante religioso» - ОР РНБ. Ф. 41. Оп. 1, 109; первый вариант фортепианной сонаты с ремарками «Светлое воскресение», «Херувимы» - РНБ. Ф. 41. 277. Л. 27-41 об.) есть религ. мотивы, что связано с поиском национальной характерности. В кон. 1855 г. Б. по инициативе Улыбышева вместе с ним приезжает в С.-Петербург, где знакомится с М. И. Глинкой , А. С. Даргомыжским, В. В. и Д. В. Стасовыми , А. Н. Серовым. С 1856 г. вокруг Б. начинает формироваться кружок молодых композиторов (Ц. А. Кюи , А. С. Гусаковский, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков , А. П. Бородин), к-рый в 60-х гг. перерос в Новую русскую школу. Б. первым среди «кучкистов» обратился к духовным сочинениям: 30-31 дек. 1859 г. им была написана музыка кондака «Со святыми упокой» (ОР ИРЛИ. Ф. 162. Оп. 1, 139). То же песнопение легло в основу 2-й ч. фортепианного концерта Es-dur, к-рый Б. сочинял в 60-х гг. и накануне смерти. Финал концерта, куда Б. хотел включить напев тропаря «Се Жених грядет», не был им закончен (согласно завещанию композитора, его завершил С. М. Ляпунов ). Мотив «Со святыми упокой» должен был стать главенствующим и в «Реквиеме» Б., замысел к-рого остался нереализованным.

http://pravenc.ru/text/77410.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВФРОСИН († 25.03.1407), архиеп. Суздальский, Нижегородский и Городецкий. Сведений о происхождении Е. и начальном периоде его биографии в источниках нет. Мнение А. А. Титова, что Е. мог быть греком, несостоятельно. Читающееся под 1390 г. в Лицевом летописном своде XVI в. сообщение о том, что был поставлен «на Суздале Евфросин епископ, гречин» (Древнего летописца часть вторая. СПб., 1775. С. 174), появилось в результате порчи текста. В непосредственном источнике Лицевого свода - Никоновской летописи - в этом месте сказано: «А на Суждаль Ефросин епископ, а на Рязань Еремей епископ, гречин» (ПСРЛ. Т. 11. С. 122). Е. был насельником нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня мужского монастыря и учеником основателя обители свт. Дионисия (впосл. архиепископ Суздальский), к-рый в грамотах 1393 г. К-польского патриарха Антония IV называется по отношению к Е. καλϒηρος (РИБ. Т. 6. Прил. Стб. 277, 279, 287, 288). В данном контексте это слово может означать «духовный отец», «наставник». В 1386 г. Е. упоминается в летописях как «архимандрит Дионисиев», т. е. к этому времени он уже стал настоятелем нижегородского Печерского монастыря. Свт. Киприан утверждает на кафедрах рус. архиереев, в т.ч. архиеп. Евфросина. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2.Л.352 об.) Свт. Киприан утверждает на кафедрах рус. архиереев, в т.ч. архиеп. Евфросина. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2.Л.352 об.) В 1386 г., очевидно, после того как стало известно о смерти в Киеве Суздальского архиеп. св. Дионисия (15 окт. 1385), поставленного патриархом Нилом на общерус. митрополичью кафедру в 1383/84 г., Е. отправился в К-поль «на поставление своея епископьи Суздальскиа» (ПСРЛ. Т. 18. С. 136). Необходимость ехать для получения епископской хиротонии в столицу Византии определялась отсутствием в то время митрополита на Руси: оба претендента на митрополичью кафедру - свт. Киприан и Пимен - с 1385 г. находились в К-поле. По-видимому, Е. предполагал получить поставление непосредственно от патриарха или от Пимена. Поставление от свт. Киприана было для Е. тогда неприемлемым, поскольку Киприан незадолго до того являлся соперником свт. Дионисия, духовного наставника Е., в отношении возглавления Русской Церкви.

http://pravenc.ru/text/187858.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАФНУТИЙ (XVI в.?), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Русской просиявших), Балахнинский. Первое упоминание о П. встречается в «Книге глаголемой Описание о российских святых»: «Преподобный отец Пафнутий иже бысть начальник Троицкаго монастыря, Балахонский чудотворец» (Описание о российских святых. С. 205). Ее составитель явно не располагал надежной информацией о преподобном ( Романова А. А. Проблемы изучения древнейшего агиобиографического «справочника» рус. святых - «Книги глаголемой Описание о российских святых»//ДРВМ. 2009. 3(37). С. 99). В частности, он не смог указать время преставления П., а также дал неверное название обители, поскольку в Балахне не существовало Троицкого мон-ря. М. В. Толстой, публикуя «Книгу глаголемую...», определил время жизни П. XVII в., но никаких оснований для этой датировки не привел и, очевидно, ошибся, т. к. в достаточно хорошо документированной истории Балахны XVII в. имя П. не встречается. Ошибочные сведения «Книги глаголемой...» закрепились в агиологических сочинениях ( Барсуков. Источники агиографии. Стб. 428; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 194; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 570; Голубинский. Канонизация святых. С. 337). Церковь во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря Покрова Пресв. Богородицы в Балахне. Фотография. Нач. XX в. Церковь во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря Покрова Пресв. Богородицы в Балахне. Фотография. Нач. XX в. Единственный существовавший в Балахне муж. мон-рь имел посвящение в честь Покрова Пресв. Богородицы. Обитель основана, вероятнее всего, в 30-50-х гг. XVI в. На нижнем этаже холодной Никольской ц. мон-ря находилась, согласно местному преданию, могила П. (в лит-ре встречается ошибочное утверждение о погребении святого в монастырской Покровской ц. ( Макарий (Миролюбов). 1857. С. 284; Зверинский. Т. 2. С. 273; Иванова Н. В. Покровский балахнинский мон-рь XVI-XVIII вв.//Древности Нижегородского Поволжья: Сб. науч. ст. по археологии. Н. Новг., 1997. Вып. 1. С. 61)). С нач. 30-х гг. XIX в. в краеведческой лит-ре и с 1849-1850 гг. в трудах церковных историков П. называли основателем и настоятелем Покровского мон-ря, а время жизни «иеромонаха Пафнутия» относили к XVI в. (ЦАНО. Ф. 931. Оп. 828. Д. 231. Л. 1; Ф. 2013. Оп. 602. Д. 1845. Л. 57, 60; [Мельников-Печерский П. И.] Балахна//Нижегородские ГВ. 1849. 75. Ч. неофиц. С. 298; Он же. 1850. С. 30, 31. Примеч. 47; Макарий (Миролюбов). 1857. С. 277, 283).

http://pravenc.ru/text/2579802.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛОНГИН СОТНИК Мученичество Лонгина Сотника. Обретение его главы. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 117) Мученичество Лонгина Сотника. Обретение его главы. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 117) [греч. Λογγνος κατοντρχης] (I в. по Р. Х.), мч. (пам. 16 окт.; пам. зап. 15 марта). В Евангелиях сотник, присутствовавший при крестных страданиях Спасителя, не назван по имени: «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» (Мф 27. 54; ср.: Мк 15. 39; Лк 23. 47). Св. отцы также не упоминают имени сотника. При этом о его почитании в IV в. свидетельствовал свт. Григорий, еп. Нисский, который писал, что жители Месопотамии особо чтут ап. Фому, критяне - ап. Тита, иерусалимцы - ап. Иакова «и мы, каппадокийцы,- сотника, который при Страстях исповедал Божественность Господа» ( Greg. Nyss. Ep. 17). Наиболее раннее упоминание имени Лонгин встречается в апокрифических «Актах Пилата» нач. V в. (Écrits apocryphes chrétiens/Éd. P. Geoltrain, J.-D. Kaestli. P., 2005. Vol. 2. P. 277), но оно относится не к сотнику, а к тому воину, который «копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» (Ин 19. 34). Греческая агиографическая традиция впосл. устойчиво связала имя Лонгин с сотником, к-рый при Кресте исповедал Христа Сыном Божиим. Долгое время было принято считать, что древнейшее Мученичество Лонгина Сотника BHG, N 988 ( Hesych. Hieros. Hom. fest. 1980. Vol. 2. P. 817-844) написано прп. Исихием Иерусалимским на основании найденных им в б-ке храма Воскресения Христова актов. Имя Исихий названо в заглавии Мученичества и в послесловии к нему. Однако исследователь произведений Исихия Иерусалимского M. Обино опроверг эту атрибуцию и датировал данное Мученичество VI-VII вв., предполагая, что оно было написано в Иерусалиме или в Каппадокии (Ibid. P. 793-800). С нек-рыми сокращениями это Мученичество было переведено на слав. язык ( Иванова К. Bibliotheca hagiographica Balcano-Slavica. София, 2008. C. 250-251; ВМЧ. Окт. Дни 4-18. Стб. 1048-1057).

http://pravenc.ru/text/2110712.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКАРИЙ Прп. Макарий Глушицкий. Фрагмент иконы «Господь Вседержитель, с предстоящими Вологодскими святыми». XIX в. (ц. св. Лазаря Четверодневного, Вологда) Прп. Макарий Глушицкий. Фрагмент иконы «Господь Вседержитель, с предстоящими Вологодскими святыми». XIX в. (ц. св. Лазаря Четверодневного, Вологда) (Матфей; † после 1481, Глушицкий Покровский монастырь), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Глушицкий, 3-й игумен Глушицкого в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря (ныне дер. Покровское Сокольского р-на Вологодской обл.). Основным источником сведений о М. является Житие прп. Дионисия Глушицкого, в котором М. посвящена гл. «О Макарии». Житие М. неизвестно. Обозначенная в описании Музейного собрания РГБ как его Житие рукопись РГБ. Ф. 178. 4059 (Музейное собр. РГБ: Описание. М., 1997. Т. 2. С. 277) представляет собой 2 главы из Жития прп. Макария Желтоводского и Унженского. Согласно Житию Дионисия Глушицкого, М. происходил из г. Ростова. В возрасте 12 лет он встретил прп. Дионисия в доме своего дяди Агафона и, увлеченный проповедью преподобного, последовал за ним в мон-рь на р. Глушицу, где и принял иноческий постриг. Автор Жития прп. Дионисия иеродиак. Иринарх указывал на М. как на одного из своих информаторов ( Семячко. Житие Дионисия Глушицкого. 2005. С. 104, 138). Это позволяет заключить, что история знакомства М. и Дионисия описана в Житии со слов самого М. В мон-ре М. стал келейником Дионисия Глушицкого: преподобный взял его «къ себ в нутренюю клию» (Там же. 2005. С. 114). Позднее в том же Покровском мон-ре М. был рукоположен во иерея свт. Дионисием Греком, еп. Ростовским (1418-1425). М., безусловно, был грамотен, о чем свидетельствует не только его священнический сан. В Минейной редакции Жития Дионисия Глушицкого упоминается о том, что ученик еще при жизни своего наставника составлял следующие тексты: «Поучение архиепископа Ефрма братьи. А писалъ Макарей ученикъ Дионисиевъ» (Там же. С. 160), «О архимандрит Тарасии Пермстемъ. А писалъ Макарей, ученикъ Дионисевъ» (Там же. С. 163).

http://pravenc.ru/text/2561290.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЙЕЗДИГЕРД I [персид.   - «сотворенный богом»; сир.  ], шаханшах Ирана (399-420) из династии Сасанидов, сын Шапура III (383-388) и брат Вахрама (Варахрана) IV (388-399). Христианские (греческие и сирийские) и мусульманские (арабские и персидские, при описании доислам. событий цитирующие сасанидскую историографию) писатели характеризуют Й. с прямо противоположных позиций: зороастрийское жречество и аристократия называли его «грешником», «преступником» и «лгуном» ( Tabari. 1881/1882. P. 847 и др.), в деяниях Соборов Церкви Востока ( Chabot. Synod. orient. P. 17-18, 37 [texte], 253-254, 276-277 [trad.]) и в большинстве трудов визант. церковных историков ( Socr. Schol. Hist. eccl. VII 8; Procop. Bella. I 2. 8; Theoph. Chron. P. 82) он восхваляется как добродетельный царь, едва не принявший христианство. Офиц. титул Й., известный по его монетам,- ra  mšahr («сохраняющий мир в (своих) владениях») аналогичен прозвищу легендарного персидского правителя Виштаспы, покровителя Заратуштры (см. Зороастр ). Вероятнее всего, этот титул указывал не на миролюбие, а на стремление укреплять традиционную маздеистскую веру. Йездигерд I пронзает оленя. Серебряное блюдо. Нач. V в. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) Йездигерд I пронзает оленя. Серебряное блюдо. Нач. V в. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) Й. начал правление с изменения положения религ. меньшинств в Иране. Понимая, что мир с Вост. Римской (Византийской) империей невозможен без сохранения спокойствия на персидских землях, Й. отказался рассматривать многочисленных христиан и иудеев в Иране как иностранцев и врагов гос-ва и даже взял в жены дочь рош-галута - главы иудейской диаспоры в Вавилонии, чем вызвал резкое недовольство зороастрийского жречества. Было прекращено преследование иноверных, освобождены христиане, заключенные в тюрьму за исповедание веры, разрешено восстанавливать разрушенные храмы и строить новые. Наиболее непримиримые представители зороастрийского жречества и аристократии, выступавшие против политики Й., были казнены. Й. имел основания опасаться влиятельных придворных: 3 его ближайших предшественника на троне (Ардашир II, Шапур III и Вахрам IV) умерли насильственной смертью в результате дворцовых заговоров.

http://pravenc.ru/text/1237993.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР (Полянский Петр Федорович; 20.07.1862, с. Сторожевое Коротоякского у. Воронежской губ.- 10.10.1937, г. Верхнеуральск (по др. сведениям, г. Магнитогорск) Челябинской обл.), сщмч. (пам. 27 сент., в Соборе Московских святителей, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг. и в Соборе святых Челябинской митрополии), митр. Крутицкий, патриарший местоблюститель (1925-1936). Род. в семье свящ. Богоявленской ц. с. Сторожевого Федора Евграфовича Полянского; племянник еп. свт. Иустина (Полянского). По окончании Воронежской ДС по 1-му разряду со званием студента 26 июля 1885 г. резолюцией Острогожского еп. Макария (Троицкого) назначен на должность псаломщика при храме с. Девица Коротоякского у. Воронежской губ. 15 дек. 1887 г., согласно прошению и с разрешения епархиального архиерея, зачислен вольнослушателем в МДА, в связи с чем 24 марта 1888 г. уволен с должности псаломщика. 1 окт. того же года после поверочных испытаний принят в число студентов МДА (РГИА. Ф. 802. Оп. 10 (1906 г.). Д. 111. Л. 10 об.- 12). 15 июня 1892 г., по окончании полного курса академии, удостоен степени канд. богословия за соч. «Объяснение Первого послания св. апостола Павла к Тимофею». По представлению ректора МДА архим. Антония (Храповицкого ; впосл. митрополит) Московский и Коломенский митр. Леонтий (Лебединский) утвердил его в должности помощника инспектора академии (Отчет о состоянии МДА в 1891/92 уч. г.//БВ. 1892. 11. С. 277). Помимо работы в академии с 15 сент. 1892 по 15 авг. 1895 г. безвозмездно служил законоучителем при сергиево-посадском частном жен. учебном заведении 2-го разряда. С 14 мая 1895 г. являлся церковным старостой при Богоявленской ц. в родном с. Сторожевом; за особое усердие к благоукрашению храма удостоен архипастырской признательности Воронежского еп. Анастасия (Добрадина). П. Ф. Полянский. Фотография. 10-е гг. XX в.

http://pravenc.ru/text/2580122.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСААК СИРИН [Исаак Ниневийский; сир. ,        ], греч. Ισακ Σρος] (не ранее сер. VI в., Бет-Катрайе (Катар) - не позднее 1-й пол. VIII в., Хузестан), прп. (пам. 28 янв.), еп. Ниневийский, отец Церкви, автор аскетических творений. Жизнь Биографические сведения об И. С. имеются в 2 сир. источниках: «Книге целомудрия» восточносир. историка IX в. Ишоднаха, еп. Басры, содержащей краткие жития знаменитых подвижников Персидской Церкви, и западносир. источнике, время и место написания которого неизвестны. В 124-й гл. своей кн. «О святом Мар Исхаке, епископе Ниневийском, который отрекся от епископства и составил книги об образе жизни отшельников (    )» Ишоднах сообщает, что И. С. был поставлен в епископы Ниневии католикосом Мар Гиваргисом в мон-ре Бет-Аве. После пребывания в течение 5 месяцев на кафедре Ниневии И. С. отказался от епископства и, удалившись на гору Матут, нек-рое время «жил в тишине вместе с отшельниками, находившимися там»; позже И. С. ушел в мон-рь Раббана Шабура (располагался на горе Шуштар - Bettiolo P. Introduzione// Isacco di Ninive. Discorsi spirituali. 1985. P. 18), где достиг глубокой старости и был похоронен (точная дата смерти И. С. неизвестна, так же как и дата его рождения). И. С. «весьма прилежно изучал божественные Писания»; это, наряду со строгим подвижничеством, привело к тому, что он лишился зрения. Ишоднах сообщает о неприятии многими (напр., Даниилом бар Туванита ) «трех мнений», к-рые высказывал И. С., и объясняет его тем, что И. С. «возбуждал зависть в жителях внутренних областей», будучи родом из Бет-Катрайе ( Isho‘ denah. 1896. P. 277-278). Свидетельство Ишоднаха с достаточной точностью очерчивает время и географию жизни И. С., а также его место в диптихах Ниневийской епархии Церкви Востока . Католикос Гиваргис (Георгий), рукоположивший И. С., управлял Церковью Востока с 661 (660) по 681 (680) г. (о нем см., напр.: Болотов В. Из истории Церкви Сиро-Персидской//ХЧ. 1899. Ч. 1. 5. С. 1028; Пигулевская. 1979. С. 219), а упомянутый в тексте Католикос Хнанишо - с 685 по 700 г. Время пребывания Гиваргиса на престоле совпало с годами правления Муавии I, первого халифа из династии Омейядов, избравшего Дамаск столицей Арабского халифата. Гиваргис руководил воссоединением епископов Катара, откуда был родом И. С., с Церковью Востока. Ок. 648 г. епископы Катара (где существовала христ. Церковь, традиционно подчинявшаяся Католикосу Востока) отделились от него; схизма продолжалась до 676 г., когда Католикос Гиваргис посетил Катар и воссоединил его епископов с Церковью Персии. Возможно, именно по случаю воссоединения Гиваргис решил рукоположить И. С., уроженца Катара, прославившегося своей аскетической жизнью, во епископа Ниневии.

http://pravenc.ru/text/674153.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСАИЯ († после 1089), свт. (пам. 15 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), еп. Ростовский. И. принял монашество в Киево-Печерском мон-ре, по-видимому, был учеником прп. Феодосия Печерского. В Житии прп. Феодосия (написано, по мнению Ю. А. Артамонова, в нач. XII в., до 1107/08; см.: Артамонов Ю. А. Житие Феодосия Печерского: Проблемы источниковедения//ДГВЕ, 2000 г. М., 2003. С. 173-277) об И. говорится: «Тъгда же христолюбивый князь (Изяслав Ярославич.- М. П.) от манастыря великааго отьца нашего Феодосия избьрав единого от братия, иже в чьрньчьскемь житии просиявъша, Исаию наричемааго, того же, извед, игумена постави в манастыри своемь и святааго мученика Димитрия, иже и послеже добрых ради нрав его поставлен бысть епискупъмь Ростову городу» (Успенский сборник XII-XIII вв. М., 1971. С. 95; БЛДР. Т. 1. С. 388). Т. о., И. стал игуменом киевского во имя вмч. Димитрия Солунского мон-ря , будучи выбран ктитором обители кн. Изяславом (Димитрием) Ярославичем , занимавшим киевский стол в 1054 - сент. 1068 г., в мае 1069 - марте 1073 г., 15 июля 1077 - 3 окт. 1078 г. Предшественник И. на посту игумена - Варлаам - скончался ранее 1074 г. Свт. Исаия, еп. Ростовский. Нагробная икона. Кон. XVII в. (ГМЗРК) Свт. Исаия, еп. Ростовский. Нагробная икона. Кон. XVII в. (ГМЗРК) Дата хиротонии И. на Ростовскую кафедру неизвестна. Согласно «Повести временных лет» (ПВЛ), в 1088 г. И., будучи епископом, принимал участие наряду с др. иерархами в освящении Михаило-Архангельского собора в киевском Выдубицком Всеволоже во имя арх. Михаила мон-ре , в 1089 г.- в освящении Успенского собора Киево-Печерского мон-ря; оба торжества возглавил митр. Иоанн II (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 207-208; Т. 2. Стб. 199). На Ростовской кафедре И. стал преемником свт. Леонтия , убитого язычниками (версия Киево-Печерского патерика ) или мирно скончавшегося (версия Жития свт. Леонтия). Новый Ростовский архиерей столкнулся с укорененными языческими верованиями местного населения, как русского, так и финно-угорского. Под 6579 (1071) г. в ПВЛ помещено повествование о ярославских волхвах, начавших волнения в Заволжье (ПВЛ. 1996. С. 76-77); согласно убедительному мнению В. А. Кучкина , эти события датируются осенью 1073 - весной 1074 г. ( Кучкин В. А. Формирование государственной территории Сев.-Вост. Руси в X-XIV вв. М., 1984. С. 64).

http://pravenc.ru/text/674806.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010