К.А. Максимович Conspectus siglorum textus slavonici основной текст: U – Москва, РГБ, ф. 250 (Рум.) 230, XIII–XIV вв., рус. – «Устюжская кормчая». вспомогательные тексты: Аа – Санкт-Петербург, ЕАН 13.7.8, XIII–XIV вв., рус. Berl – Берлин, Staatsbibliothek Preussischer Kulturbesitz, (Slav.) Wuk 48, XIV в., серб. – «Берлинский сборник» (по факсимильному изданию: Berl. sbornlk, 1.80 (л. 2 об.), 1.95 (л. 3 об.)). ud – Москва, ГИМ, Чуд. 277, XV–XVI вв., рус. (лл. 371–37306.). Cyr – Санкт-Петербург, РНБ, Кир.-Белоз. 15(14), XIV–XV вв., рус. (по изданию: Смирнов 1912, 241–244). Gi – Санкт-Петербург, РНБ, Гильф. 42, кон. XVI в., болг. (по факсимильному изданию: Berl. sbornik, 1.32–73). Gp – пергаменный фрагмент Григоровича, XIV в., серб. (по изданию: Jagi 1874, 135–146). Gr – бумажный фрагмент Григоровича, XVI в., серб. (по изданию: Jagi 1874, 134–135). Gs – Москва, ГИМ, Сии. 153(3), нач. XV в., рус. (лл. 292–293). J – Москва, РГБ, Фунд. 54, XVI в., рус. – «Иоасафовская кормчая» (лл. 83–85). SinEuch – монастырь св. Екатерины на Синае, Slav. 37, XI в. (по кириллической транскрипции И. В. Ягича в издании: Beneševi 1908). Sl – Санкт-Петербург, РНБ, Соловецк. 1056/Казанск. 1165 (XV–XVI вв.) – Соловецкий список Древнеславянской кормчей XIV титулов без толкований (по изданию: Бенешевич 1987, 122–123). Ti – «худой номоканунец» в списке XVI в. (по изданию: Тихонравов II, 304–305). Un – Москва, РГБ, ф. 310 (Унд.) 28, XVI в., рус. (лл. 89–90). textus latini основной текст: Mers – Мерзебург, Archiv des Domkapitels, Ms. 103, IX в. (по изданию: Kottje et al. 1994, 125–164). вспомогательные тексты: G – Галликанский сакраментарий, VIII в. (по изданию: Суворов 1893, Приложение, VI–XI). Va – Ватикан, Bibliotheca Apostolica Vaticana, Vat. lat. 5751, IX в. (по изданию: Kottje et al. 1994, 125–164). W –Вена, Österreichische Nationalbibliothek, Vindob. 2225, IX–X вв. (по изданию: Kottje et al. 1994, 125–164). 1 (114а) аповдь стыхь ць .а. Иже рабои створить или рожени свого оубить лта да покатьс въ (114b) инои бласти и потомь да притъ боудеть въ чьстви сво аще боудеть правьдьно покалъс хлб тъкмо

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/zapove...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ДУХОВНЫЙ ВЕСТНИК» ежемесячный ж., выходивший в 1862-1867 гг. в Харькове. Инициатором издания был Харьковский еп. Макарий (Булгаков) , редактором-издателем стал проф. Харьковского ун-та прот. Василий Добротворский, которому помогали протоиереи Иоанн Чижевский и Александр Федоровский, священники Василий Левандовский и Василий Лихницкий. 12 выпусков годового комплекта «Д. в.» объединялись в 3 тома, все тома имели сплошную нумерацию. Издание прекратилось на 16-м т. (янв.-апр. 1867) из-за недостатка средств. Первоначально предполагалось объединить журнал с епархиальными ведомостями, но Святейший Синод определил, чтобы «Д. в.» издавался независимо. Основной задачей журнала было раскрытие христ. вероучения, в нем печатались материалы по церковной истории, критическое обозрение текущей духовной лит-ры, летопись событий церковной жизни (разд. «Летописный листок» в томах 1-3, «Известия» в томах 4-16). Еп. Макарий (Булгаков) публиковал здесь статьи по церковной истории («Русская духовная литература в период монгольский» (1862. Т. 1. С. 31-63, 147-195, 277-332, 423-445), «Церковное право в России при монголах» (1863. Т. 4. C. 134-158)), а также множество слов и речей. В «Д. в.» выходили статьи прот. В. Добротворского («Богословские вопросы в связи с потребностями времени» (1862. Т. 1. С. 11-30), «Преосвященный Иннокентий, архиепископ Херсонский, как проповедник» (Там же. С. 328-355), «О характере прежнего периода нашей духовной журналистики и современных ее задачах» (Там же. С. 446-477), «О религиозном органе в душе человека» (1865. Т. 12. С. 196-226, 321-364, 439-481) и др.), архим. Феодора (Бухарева; см. Бухарев А. М.) («Иов многострадальный и его книга» (1862. Т. 2. С. 1-62, 167-194), «О св. пророке Исаии и его книге» (Там же. С. 471-544)), И. С. Соколова («Первое духовно-учебное заведение в христианстве: Ист. очерк огласительного Александрийского училища» (1863. Т. 3)), свящ. Алексия Баратынского («Кирилл Туровский как проповедник» (1863.

http://pravenc.ru/text/180678.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мц. Анна Лыкошина Петровна Лыкошина (1884, С.-Петербург - 11.10.1925, СЛОН), мц. (пам. 28 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых). Была постоянной прихожанкой храма прп. Сергия Радонежского на Сергиевской ул. в С.-Петербурге. После издания советской властью декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от приходов потребовали создания приходских советов из мирян, к-рые должны были взять на себя ответственность за сохранность национализированного церковного имущества. По просьбе одного из священников Сергиевского храма А. вошла в состав приходского совета. По состоянию здоровья не могла активно участвовать в его работе, но, несмотря на это, в февр. 1924 г. была арестована вместе с др. членами приходского совета и священниками Сергиевской ц. На допросах виновной себя не признала. 26 сент. 1924 г. особое совещание при коллегии ОГПУ приговорило А. к 2 годам заключения в СЛОН, где она скончалась. Прославлена Архиерейским Собором РПЦ 2000 г . Лит.: Дамаскин. Кн. 5. С. 276-277. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДРА ФЕОДОРОВНА (1872 -1918), императрица Всероссийская, супруга мч. имп. Николая II, мц. (пам. 4 июля, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых) АЛЕКСИЙ Николаевич (1904–1918), цесаревич и вел. кн., наследник престола Российской империи, мч. (пам. 4 июля, В соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе С.-Петербургских святых) АНАСТАСИЯ Николаевна (1901-1918), мц. (пам. 4 июля, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Санкт-Петербургских святых), великая княжна, младшая дочь святых мучеников имп. Николая II и императрицы Александры Феодоровны БОРИС Философович Орнатский (1887 - 1918), мч. (пам. 31 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых)

http://pravenc.ru/text/115580.html

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Тексты 2271. Иоанн Дамаскин , прп. Ямбический канон на Рождество Христово (VII–VIII в.)/Пер.: С. С. Аверинцев//МБ. 2000. Вып. 7. С. 101–103. 2272. Никодим (Руснак), митр. Харьковский и Богодуховский. Служба-проект исповеднику святого православия, доктору богословия протопресвитеру Гавриилу Костельнику, положившему душу свою за веру отцов своих, на искони православной Галицкой земле//BiP. 2000. 1. С. 277–284. Служба написана митр. Харьковским и Богодуховским Никодимом в янв. 2000 г. 2273. Роман Сладкопевец , прп. Кондак на брак в Кане/Пер., введение и коммент.; М. В. Асмус//БСб. 1999. 3. С. 163–180. 2274. Стихиры Святейшему патриарху Тихону//БСб. 1997. 1. С. 298–300. 2275. Тихон (Белавин) , патр. Московский и всея Руси, свт. Молитва святого патриарха Тихона//БСб. 2000. 6. С. 330–331. 2276. Туотилон Санкт-Галленский. Троп на Рождество (X в.)/Пер.: С. С. Аверинцев//МБ. 2000. Вып. 7. С. 103. История литургической науки в Росси 2277. Бовкало А. А. Литургика в Петрограде после 1918 г.//ЕжБК ПСТБИ, 2000. С. 393–400. 2278. Ващенко М. И. Степан Васильевич Смоленский, его жизнь и деятельность//ВестнЛДА. 1990. 1. С. 73–80. 2279. Георгиевский А. И. Выступление по докладу еп. Питирима (Нечаева) : [Докл. на Богосл. собеседовании – II между представителями РПЦ и ЕЦ Германии. Загорск, 21–25 окт. 1963 г.]//БТ. 1970. Сб. 5. С. 227–229. Обзор важнейших рус. литургических исследований кон. XIX – нач. XX в. 2280. Никодим (Ротов), митр. Ленинградский и Новгородский. Благословенный юбилей//БТ. 1975. Сб. 13. С. 5–7. Посвящ. 75-летию Н. Д. Успенского . 2281. Сове Б. И. Русский Гоар и его школа/Предисл.: Н. Д. Успенский //БТ. 1968. Сб. 4. С. 37–84. Об А. А. Дмитриевском . 2282. Сове Б. И. История литургической науки в России/Вступ. ст., подгот. текста: А. Г. Кравецкий//УЗ РПУ. 1996. 2. С. 21–98. 2283. Стойков В., прот. Актовая речь, посвященная памяти заслуженного профессора СПбДА Н. Д. Успенского (к 100-летию со дня рождения)//ХЧ. 2θ0θ. 19. С. 21–38.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сура. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Введенская церковь в Суре /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Современное местоположение: Сурское с/п, Пинежский р., Архангельская обл. Историческое местоположение: Пинежский уезд, Архангельская губерния. В этом приходе родился о. Иоанн Ильич Сергиев, прославленный в лике святых прав. Иоанн Кронштадтский. Приход состоял из 16 деревень, составлявших Биречевскую вол. Приходские храмы находились близ устья р. Суры в с. Сурском. В Новгородской летописи под 1505 г. селение " Сура поганая " значится в числе других селений, доставшихся, по разделу великого князя Московского Иоанна III, старшему сыну Василию. Церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, освященная 21.11.1587 г., по преданию, была только перенесена в 1587 г. с " кряжа " или " горки " . Грамоту об освящении храма нашли в одежде разобранного престола. Библиография: АЕИ. - 1885. С. 11. Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 2. - Архангельск, 1895. - С. 277-282. «Село Сура (Сурское) расположено на р.Пинеге при впадении в неё Суры. На погосте было две церкви: Введенская 1587 г. и Никольская 1695 г., а также колокольня 1754 г. Никольский храм в 1894 г. был разобран, перенесён на другое место и вновь собран. При этом был несколько снижен шатёр, укорочена трапезная и расширены окна». Введенская церковь числится утраченной к 1970 г., Никольская пущена на дрова в 1937-м. Сурский приход находится на левом берегу реки Пинеги, при устье речки Суры, в 328 верстах от устья р. Пинеги, впадающей в С. Двину. О времени образования прихода Сурского в церковной летописи и клировых ведомостях Сурского прихода писалось, что «документов на сие нет и что указать точно на возникновение прихода, по неимению фактических данных, не возможно». Однако в документе, найденном в 1861-м году, при разобрании престола в храме во имя Введения во храм Пресвятыя Богородицы и зашитом в срачице, написано: «лета ? пятаго (7095 г., т. е. 1587) ноября в 21-й день священна церковь во имя Пречистыя введения при Благоверном царе и великом князе Феодоре Ивановиче всея Руси и при Преосвященном Деонисие Митрополите всея Руси».

http://sobory.ru/article/?object=38112

Архив Пн Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Собрании игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви (25 сентября 2023 года) 25 сентября 2023 г. 17:05 25 сентября 2023 года в Москве состоялось Собрание игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви. С основным докладом выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Дорогие Преосвященные владыки! Братья и сестры! Всех вас сердечно приветствую и выражаю радость по поводу нашей встречи. Время от времени Патриарх должен встречаться с представителями монашества — во-первых, сказать о том, что на душе лежит, но также и самому что-то услышать, потому что многое формируется в сознании Патриарха от того, что он получает со стороны как духовенства, так и монашествующих. Вы прибыли из разных епархий нашей Церкви, и, конечно, замечательно, что встречи в таком формате у нас проходят практически ежегодно. Свое слово хотел бы начать со статистики. Сегодня в Русской Православной Церкви 952 монастыря (458 мужских и 494 женских), в том числе на территории Российской Федерации 575 монастырей (277 мужских и 298 женских). Среди всех монастырей — 36 ставропигиальных (17 мужских и 19 женских), в которых подвизается 2 115 насельников и насельниц. Вот такие цифры, которые отличаются от того, что было на наших прошлых встречах и свидетельствуют об укреплении и развитии монашеской жизни в нашей Церкви. Поборник монашества святитель Василий Великий в своих «Правилах, пространно изложенных» советует настоятелям монастырей регулярно собираться, в определенное время и определенном месте, для совместного богослужения и обсуждения того, как лучше устроить жизнь в монастырях, как решить те или иные проблемы (см. правило 54). И мы с вами сейчас, по сути, исполняем эту заповедь святителя Василия. Сегодня мне хочется вспомнить еще одного святого отца, которого Церковь нарекла Великим. Я говорю о преподобном Арсении Великом. У него была такая привычка — он часто повторял, обращаясь к самому себе: «Арсений, для чего ты вышел из мира?» Так он постоянно напоминал себе о цели монашеской жизни. Хочу пожелать и вам, и всем насельникам наших монастырей чаще задавать себе тот же вопрос: «Для чего я вышел из мира?» — и всегда иметь перед собой маяк, чтобы не сбиться с правильного монашеского пути.

http://patriarchia.ru/db/text/6062420.ht...

Митрополит Игнатий: «Продолжаем молиться, призываем всех». Священники Хабаровской епархии вышли на борьбу со стихией 22 августа 2013 г. 00:11 К 20 августа 2013 года уровень воды в реке Амур у города Хабаровска превысил исторический максимум. В зоне подтопления в Хабаровском крае  находится ряд населенных пунктов и большое количество дачных участков. С 20 августа по благословению митрополита Хабаровского и Приамурского Игнатия во всех храмах краевого центра объявлен сбор средств для помощи пострадавшим от паводков. Все, кто хочет оказать посильную помощь, может обращаться в иконные лавки храмов, в которых также будут установлены специальные кружки, с указанием, что денежные средства из них пойдут пострадавшим от наводнения, сообщает информационный отдел Хабаровской епархии . По решению правящего архиерея в помещении Молодежного движения Хабаровской епархии в кафедральном Спасо-Преображенском соборе Хабаровска организован пункт помощи пострадавшим. Тел. 8 (4212) 31- 01-31. О ситуации в регионе и о том, что в настоящее время делается силами епархии, митрополит Игнатий рассказал в своем блоге . 19 августа владыка оставил следующую запись: «На территории Хабаровского края пока нет разрушений жилых зданий. В основном, страдают дачные поселения. Но через дня два-три, как предполагают, вода поднимется еще на полметра и затопит жилые дома. В крае действует комитет по ЧС. После согласования с ним наших действий, в епархии мы создали рабочую группу, которая занимается вопросами оказания помощи людям, пострадавшим от паводков и наводнения. На настоящий момент: 1. Наша епархия собрала среди прихожан и передала 277 тыс. рублей (такую сумму запросило управление образования) для перевозки детей с затопленного острова Большой Уссурийский. Дети доставлены в детский лагерь " Энергетик " . 2. По всем храмам сбор средств для пострадавших продолжается. 3. Организован пункт для временного размещения жертв паводка (на 30 человек), с готовностью их обеспечить постельными принадлежностями, трехразовым питанием, водой, вещами первой необходимости.

http://patriarchia.ru/db/text/3177589.ht...

Патриарх Алексий провел встречу со слушателями высших дипломатических курсов Москва, 2 ноября 2004 г. 1 ноября Патриарх Московский и всея Руси Алексий в Синодальной резиденции Свято-Данилова монастыря встретился со слушателями Высших дипломатических курсов (ВДК) при Дипломатической Академии МИД РФ. Такие встречи, по словам Предстоятеля Русской Православной Церкви проходят не впервые и стали уже традиционными. Патриарх Алексий напомнил слушателям ВДК о совместных проектах Церкви и Министерства иностранных дел РФ. В марте 2003 г. была создана рабочая группа, в которую вошли сотрудника МИДа и Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП). За полтора года деятельности этой группы были проведены три пленарных заседания и разработаны документы о порядке взаимодействия Русской Православной Церкви и МИДа РФ, о сотрудничестве в деле развития связей в государствах СНГ, о межцивилизационном диалоге. Сейчас идет совместная работа по вопросу открытия новых посольских церквей, а также новых приходов там, где образовались большие диаспоры русских людей. Патриарх Алексий обрисовал будущим генеральным советникам и консулам те реалии, с которыми они в ближайшее время столкнуться, работая за границей. «Почти 80 % россиян отождествляют себя с Православием. Часть наших соотечественников уезжает учиться или работать за рубеж, кто-то выходит замуж. Они хотят посещать православные церкви. Это то, что их связывает с родиной, позволяет им чувствовать себя не одинокими. Например, в Германии раньше насчитывалось единицы наших приходов, а сейчас уже более 50 церквей», - сказал Патриарх. Он привел следующую статистику: на 1 сентября 2004 г. в 42 странах за рубежом Русской Православной Церкви Московского Патриархата имеет 277 церковных учреждений. Среди них 8 епархий, 7 Духовных миссий, 46 ставропигиальных приходов, 9 подворий. За рубежом служат 211 священников, 10 миссионеров, 44 дьякона, 62 монаха на Святой Горе Афон и 61 монахиня в Иерусалиме в Горненском монастыре. Патриарх Алексий обратил особое внимание слушателей Высших дипломатических курсов на взаимоотношения Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей. «Мы выступаем за скорейшее преодоление разделения между Русской Православной Церковью Московского Патриархата и Русской Православной Церковью Заграницей, разделения связанного с трагедией, постигшей Россию после 1917 г.», - подчеркнул Патриарх Алексий. Он напомнил, что восстановлено молитвенное отношение между Церквами, «на повестке дня стоит возобновление евхаристического общения». Уже прошло две рабочих встречи между представителями Русской Православной Церкви Московского Патриархата и Русской Православной Церкви Заграницей. На них были согласованы взгляды по проблемам Церкви и государства, по тому, как следует относиться к неправославным христианским общинам. На этих встречах был также определен канонический статус Русской Зарубежной Церкви, как самоуправляющейся Церкви.

http://pravoslavie.ru/11699.html

Хабаровская и Приамурская епархия собрала и передала 227 000 рублей для перевозки детей с затопленного острова На территории Хабаровского края пока нет разрушений жилых зданий. В основном, страдают дачные поселения. Но через дня два-три, как предполагают, вода поднимется еще на полметра и затопит жилые дома. В крае действует комитет по ЧС. После согласования с ним наших действий, в епархии мы создали рабочую группу, которая занимается вопросами оказания помощи людям, пострадавшим от паводков и наводнения. 21 августа, 2013 На территории Хабаровского края пока нет разрушений жилых зданий. В основном, страдают дачные поселения. Но через дня два-три, как предполагают, вода поднимется еще на полметра и затопит жилые дома. В крае действует комитет по ЧС. После согласования с ним наших действий, в епархии мы создали рабочую группу, которая занимается вопросами оказания помощи людям, пострадавшим от паводков и наводнения. Митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий в своем блоге рассказывает о ситуации в Хабаровском крае и о том, что в данный момент делается силами епархии.  На территории Хабаровского края пока нет разрушений жилых зданий. В основном, страдают дачные поселения. Но через дня два-три, как предполагают, вода поднимется еще на полметра и затопит жилые дома. В крае действует комитет по ЧС. После согласования с ним наших действий, в епархии мы создали рабочую группу, которая занимается вопросами оказания помощи людям, пострадавшим от паводков и наводнения. На настоящий момент: 1. Наша епархия собрала среди прихожан и передала 277 тыс. (такую сумму запросило управление образования) рублей для перевозки детей с затопленного острова Большой Уссурийский. Дети доставлены в детский лагерь «Энергетик». 2. По всем храмам сбор средств для пострадавших продолжается; 3. Организован пункт для временного размещения жертв паводка (на 30 человек), с готовностью их обеспечить постельными принадлежностями, трехразовым питанием, водой, вещами первой необходимости. 4. Из прихожан создаются волонтерские группы для возведения дамб вдоль берега Амура;

http://pravmir.ru/xabarovskaya-i-priamur...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КРАСНОСЕЛЬЦЕВ Николай Фомич (3.12.1845, с. Верхосулье Бугульминского у. Самарской губ.- 11.09.1898, Стамбул), выдающийся рус. литургист, историк Церкви и археограф. Жизнь Н. Ф. Красносельцев. Фотография. 2-я пол. XIX в. Н. Ф. Красносельцев. Фотография. 2-я пол. XIX в. Род. в многодетной священнической семье. Начальное духовное образование получил в Бугульминском и Уфимском ДУ, среднее - в Уфимской ДС (1860-1866), где обучался наукам «богословским, философским, историческим, словесным, физико-математическим, апологетике против раскола, медицине, языкам греческому, латинскому и немецкому» (НАРТ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 6427. Л. 88 об.). После окончания семинарии как лучший ее студент был отправлен для продолжения образования в КазДА, которую окончил в 1870 г. Во время обучения в академии получил основательную филологическую подготовку, освоил евр., франц., татар. и араб. языки (Там же). Особое влияние на К. во время обучения в академии оказал И. С. Бердников. 7 мая 1871 г. Синод утвердил К. в степени магистра богословия за выпускное соч. «Западные противомусульманские миссии» (Там же. Л. 90). В июне 1870 г., после успешного прочтения пробных лекций, К. был зачислен преподавателем на кафедру Общей церковной истории Уфимской ДС (Там же. Д. 6240. Л. 34; Д. 6238. Л. 8-9), а также в Самарскую ДС (Там же. Л. 49). В Самарской ДС К. преподавал Свящ. Писание и татарский язык. В 1871/72 уч. г. К. был зачислен штатным доцентом кафедры литургики и церковной археологии КазДА, где преподавал с марта 1871 г. (Протоколы... за 1871 г. С. 277). Преподавательская деятельность К. в КазДА (1871-1889) На протяжении 18 лет К. преподавал церковную археологию и литургику, а также в течение неск. семестров - историю рим. лит-ры. С первых дней в академии перед К. стояла ответственная задача: разработать 2 новых лекционных курса - литургики и церковной археологии. В начале преподавания в КазДА К. опирался на программу Бердникова, однако потом отказался от нее (см.: НАРТ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 6324. Л. 82-90 об.; Красносельцев. 2013) и подготовил свой курс, состоявший из 3 частей. Введение было посвящено теме «Литургика как наука», отмечалась важность исторического метода для изучения истории христ. богослужения и давалась характеристика богослужения по новозаветным текстам и памятникам раннехрист. лит-ры; во 2-й части - т. н. общей литургике - рассматривались общие части правосл. богослужения: молитва, история пения, действия (стояние, коленопреклонение, поклоны, крестное знамение и проч.), дидактизм (чтение Свящ. Писания, проповедь), сакраментальные священнодействия; 3-я часть - частная литургика - была посвящена разбору истории Божественной литургии и чинопоследованию таинств (см.: Красносельцев. 2013). По курсу церковной археологии К. преподавал: введение в науку, археологию церковной архитектуры, иконографию (НАРТ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 8401. Л. 25-26).

http://pravenc.ru/text/2458953.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010