а) Книга всем горемыкам миленьким. V, 231–9. Аввакум пишет: «здесь Киприану голову отсекли, 183-го, июля в 7 день, в среду» (– 237); следовательно, послание писано позднее 7 июля 1675 г. Писано оно в Москву: а) «молебны те, – дает Аввакум здесь наставление, – в Москву-реку сажайте» (– 235); б) «спаси Бог за послание отца Авраамия, – благодарит Аввакум тех, кому пишет, – сын мне духовный был, в бельцах Афанасий. Пускай сгорел за Христа» (– 237): это инок Авраамий (VII, 260), в мире юродивый Афанасий (I, 310; V, 76–7), живший в Москве и там казненный (V, 77, 88, 264), «послание» его было прислано Аввакуму, очевидно, москвичами; в) лица, которым адресовано послание, жили в Москве. 52 Послание написано в ответ на присланные в Пустозерск вопросы о разных «недоведомых вещех» (– 232). Важно отметить существующие в списках послания разночтения. Послание издано по ркп. библ. митр. Макария, 34, а варианты взяты из двух списков – ркп. библ. Хлудова 257 и 273. I. Варианты V, 233, пр. 2 и 3, представляют, очевидно, сокращение подлинника, поэтому читаем текст по «старейшей» редакции – в списке митр. Макария. 2. «Вставка» V, 234, пр. I, – «ответ о крещающихся младенцах», – есть искажение подлинника, происшедшее от ошибки: 53 а) в древнейшем архангельском списке послания – ркп. библ. Хлудова, д. к. 149 – данное место излагается в обратном смысле (VIII, стр. VII) и подлинность этого чтения подтверждается выпиской из сочинений Аввакума – ркп. Публ. библ. О. XVII, 37 (88, I, 737); и б) она противоречит учению Аввакума, выраженному им в других посланиях (VIII, 103). 3. Ответ о причащении младенцев V, 234, пр. 2, следует читать по ркп. библ. Хлудова 273. По отзыву издателя, этот список, хотя и представляет в сравнении с другими постоянные сокращения, но встречаются в нем по местам и вставки против той редакции, которая у издателя принята за «старейшую», – вставки, происхождение которых должно быть несомненно приписано самому Аввакуму (V, XIII). К числу таких «вставок» следует отнести и данный вариант: а) он есть в древнейшем архангельском списке (VIII, VII), б) приводится в послании XVII века, как выдержка из аввакумовского подлинника – ркп. Публ. библ. О. XVII, 37. 4. Разночтения в макарьевском (V, 235–6) и архангельском списках (VIII, стр. VII–VIII) в наставлениях о притворной исповеди у православного священника и о том, как обращаться с последним, когда он придет в дом со святою водою, не касаются сущности вопроса и характерны лишь деталями.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

В данное время вопрос, судя по всему, зашел в тупик. Правительственные голоса Турции постоянно подчеркивают, что восстановление школы может вызвать требования исламистов открыть и их учебные заведения. Для открытия Богословской школы нужно упразднить закон, запрещающий существование частных высших учебных заведений в области религии. 2. АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ ПАТРИАРХАТ 2.1. Краткий исторический очерк 2.1.1. История основания Александрийской Церкви и первые века ее существования Александрия была основана как портовый город в 332–331 г.г. до Р.Х. Александром Македонским на западной оконечности дельты реки Нила в Египте. Как резиденция династии Птолемеев она стала средоточием эллинистической науки и культуры. Именно здесь был совершен первый перевод Библейских книг с еврейского на греческий, который носит название Септуагинты — перевода Семидесяти Толковников. Этот перевод способствовал распространению христианства в античном мире, и именно он лег в основу славянских переводов Библии. Наиболее авторитетная традиция приписывает основание Александрийской Церкви св. апостолу Марку. Это могло произойти в 39–40 г.г. Он благовествовал в Египте, Фиваиде и Пентаполе, основал много церквей в Александрии и мученически завершил там свой земной путь по одним сведениям в 62 г., по другим — в 68 г. Его тело было погребено в церкви Букола. В этой церкви впоследствии у гроба апостола обретали упокоение его преемники по Александрийской кафедре. Это место привлекало к себе множество паломников. В 828 г. венецианские купцы тайно изъяли мощи апостола и перевезли их в Венецию. Первоначально юрисдикция Александрийской Церкви распространялась на Египет и часть Северной Африки, входившей в Римскую империю. В первые века христианства православные в Египте претерпели гонения от римских императоров. В 202 г. император Септимий Север посетил Палестину, после чего стал гнать христиан. Следующий император Деций также преследовал христиан. Другой император, Валериан, сначала благосклонно относился к христианам, но в последние годы своего правления (257–260 г.г.) стал их преследователем. Но его сын Галлиен в 260 г. прекратил гонения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

—260— месте Фейербах выражается: «Das Staatsoberhaupt ist der Repräsentant des universalen Menschen» (Werke, т. 2, Leipz. 1846, стр. 268), – а в другом месте он еще яснее говорит: «Государство есть бог для человека». (См. Вопросы жизни, окт. – ноябрь, стр. 257. – В бывшем у меня издании Фейербаха этого места нет). Эти философы, объявляя политику религией, прежде того низводят религию до уровня реальной политики… (Продолжение следует). Нечаев П.В., проф. Герман Ульрици: (К 25-летию со дня смерти (11 янв. 1884 г. – 11 янв.1909 г.))//Богословский вестник 1909. T. 1. 2. С. 261–283 (2-я пагин.). (Окончание.) 178 —261— III. Деятельность Ульрици, как редактора-издателя и сотрудника журнала: «Zeitschrift für Philosophie und philosophische Kritik» Все биографические и разного рода другие заметки об Ульрици, касающиеся его жизнеописания и деятельности, не только ничего не говорят об участии Ульрици в известном нам философском журнале, но иногда даже вовсе и не упоминают об этом. Между тем, это крупный пробел в биографии Ульрици: ведь издание этого журнала заняло более половины всей научно-литературной деятельности философа, именно 36 лет (с 1847–1882 г.), – срок, почти небывалый для издателя и редактора журнала; он изменил программу журнала, создал некоторые новые оттенки в его направлении, что далеко пережило его самого и долго еще продолжало жить и после его смерти. И статьи философа, напечатанные в этом журнале, проливают немало света на его миросозерцание и личность, вообще, на характер и направление его научно-литературной деятельности, связанной с характером и настроением эпохи, на отношение Ульрици к своему времени, – словом, способствуют в той или другой мере выяснению личности Ульрици, его собственного настроения и взглядов. Поэтому, при составлении биографии Ульрици, нельзя обойти молчанием и —262— его журнала; в противном случае, биография не может претендовать даже и на относительную полноту. Прежде, чем характеризовать журнальную деятельность Ульрици, нужно сказать еще несколько слов о самом журнале из истории его возникновения и развития.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Он написал толкование божественной литургии, не в пользу нововведений римской церкви. Еще он оставил после себя в рукописи, в 83-х тетрадях, историю патриархов Иерусалимских, которою мы довольно пользовались в настоящем своем сочинении. В ней он описал патриархов, бывших до Ираклия, а о патриархах после Ираклия не сказал ничего достойного внимания. Третья часть сего сочинения содержит историю патриархов-подвижников; две части написаны против восточной церкви, а особенно против Фотия и в защищение папской власти. Узнавши об сей истории и находя в ней тяжкое богохуление, Мефодий, патриарх Константинопольский и Нектарий иерусалимский, предали ее анафеме, а Лигарида, как еретика, отлучили». Хрисанф, племянник Досифея и преемник его на иерусалимской патриаршей кафедре» напечатавший его «Историю патриархов иерусалимских», по поводу приведенного нами отзыва Досифея о Лигариде, делает такое любопытное замечание: «Сей Паисий Лигарид, прежде действительно преданный латинству, пришедши в царствующую Москву, сделался ревностным поборником восточной церкви. Посему он много писал на латинском языке против лютеро-Кальвинистов, был противником Никона и, пришедши в Киев, много учил там в чистоте православия, и с пользою, и публично и частно; писал пространно на латинском языке о происхождении св. Духа от единого Отца и противу папской власти. Мы видели сии сочинения его в Киеве у боголюбезного митрополита сего города Варлаама Гианинского. Он умер в покаянии и исповедании и православные россияне в Киеве воспоминают об нем с любовию и уважением. А славный господин наш (т.е. Досифей), знавши только прежнюю жизнь сего мужа, а не последующее покаяние и исправление его, и здесь, я в предисловии к книге о любви, показывает, как ревнителям православия писать против его сочинений». (Кн. II, гл. X, пар. 6). 257 «Да митрополиту ж дано с дворца: 4 ведра и 2 кружки ренского, да рыбы два прута белужьих, да два прута осетрьих, связка сухих белых рыбиц; людям его: пять ведер вина, да десять полоть ветчины». 260 Реестр греческим грамотам – 137, 1673 г. ноябрь 8 и декабрь 15; 1674 г. июль 16. (В Москов. архиве мин. иностр. дел). Читать далее Источник: Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович: Т. 1-2/Проф. Н.Ф. Каптерев. - Сергиев-Посад : тип. Св.-Троиц. Сергиевой лавры, 1909-1912./Т. 2. - 1912. - VIII, 548, XX, XL с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

А. А. Дмитриевского , позволила последнему не только завершить первый серьезный труд – магистерское исследование, но и получить первый преподавательский опыт под руководством опытного профессора – Н. Ф. Красносельцева . В перспективе это дало русской богословской науке великого литургиста, славного как своими личными трудами, так и плеядой учеников в КДА. Максимально эффективно КазДА старалась использовать возможности, предоставленные профессорско-стипендиатской системой. Несмотря на сложившуюся традицию оставлять на стипендии 2-х выпускников на один год, Совет КазДА в 1890-х гг. оставлял и 4-х, и 6-х выпускников, расширяя финансовые возможности за счет епархии с. 224, 257–258; 38, с. 105–106], а при необходимости продлевал стипендиатский срок еще на год. Так, в 1884 г. была продлена стипендиатская подготовка Михаилу Нефедьеву, избранному к занятию кафедры калмыцкого наречия и племен монгольского отдела; в 1917 г. – Василию Ванееву, намеченному на кафедру латинского языка с. 279, 291; 45, л. 36–37 об.]. При этом Совет старался учитывать перспективы вакантных кафедр, что позволяло заполнять эти кафедры специально подготовленными научно­-педагогическими кадрами: около половины стипендиатов пополнили преподавательскую корпорацию КазДА. Из 45 преподавателей и практикантов академии, окончивших ее после 1884 г., 39 прошли через стипендиатство, статистика явно свидетельствовала в пользу этого института с. 31]. 2 .2. Проблемы, связанные с проведением научного исследования и его оценкой, были гораздо заметнее, ибо в той или иной степени формулировались в отзывах о научных диссертациях, представлявшихся на соискание ученых степеней. В конце 1840-х – 1860-х гг. в духовных школах происходил постепенный переход от привычного в первой половине XIX в. «рассуждения» к собственно исследованию конкретной научной проблемы. Процесс был очень непростым, так как требовалось по-иному определять темы работ, выделять научную проблему, требующую изучения, применять иные методы, интерпретировать результаты, иногда входившие в противоречие с устоявшимися мнениями.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

237 С представленным народным самоуправлением, по-видимому, находится в противоречии неограниченная власть Моисея и Иисуса Навина. Но противоречие это мнимое, так как эти вожди народа имели временную власть, вызывавшуюся временными особенными обстоятельствами положения народа. Это были диктаторы, заправлявшие более внешними судьбами народа, чем его внутренней жизнью, и, как вызванная временными обстоятельствами, власть их естественно прекратилась с переменой положения народа. 247 Цитаты в этой статье делаются no Суренгузиеву изданию Мишны (Амстердам, 1672), и в особенности – из главы или трактата «De Synedriis»; латинский перевод издателя только в некоторых случаях был сверяем с оригиналом. 248 Мишна (De Synedriis, X, 3) излагает общее правило: «gravius peccatur circa verba scribarum, quam verba legis» (грех против слов толкователей тяжелее греха против слов закона). Или, в перифразе новейшего переводчика энтузиаста: «кто учит против Пятикнижия, не осуждается на смерть, потому что все люди знают Библию , но кто учит против учителей, тот осуждается». Раббинович, Legislation criminelle du Talmud. Paris. 249 Мишна, Capita Patrum, I.1. То же преимущество отдавалось закону и в главном изречении их великого представителя, Симона Праведного: на трех вещах стоит мир – на законе, богопочитании и жалости». Capita Patrum I,2. 253 Salvador, Histoire des Institutions de Moise. 1822. Здесь цитируется 3-е издание, в 2 тонах (Michel Léyy Frères, Paris). 255 «Как мухи на ране», – сказал император Тиверий о той быстроте, с которой в его царствование сменяли в Иерусалиме. друг друга первосвященники 257 Дюпен утверждает, что Анна не был членом суда в что его вмешательство, несомненно, только увеличило неправильность допроса обвиняемого. 258 «Принцип, постоянно проводимый в еврейских писаниях, требует двух условий: гласности и свободы. Здесь не подвергали обвиненного тайным допросам, при которых и невинный мог в смятении дать смертельные оружия против себя». Salvador, Inst. I, 366. 260 Эти слова напоминают очень любопытную меру, предписываемую Мишной относительно Mesith, иди частного «совратителя», т.е. laicus seducene laicum» (De Synedriis, XII, 10) – выражение, переведенное в Евангелии словами: развращаешь народ ( Лк.23:2 ). В деле такого человека, которыми частным образом говорил: «пойдем вслед других богов», отменялось правило – не ставить западни обвиняемому. Лицо совращаемое могло притвориться, будто соглашается с совратителем и таким образом дать спрятанным свидетелям возможность подслушать Mesith’a и свидетельствовать против него.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zakono...

117 Нельзя думать и того, что Иисус Христос применялся, в этом случае, ко взгляду на 109 псалом современных иудеев, как это мнится отрицающим мессианское содержание псалма (См. напр. Alm. Theolog. Brief VI. S. 141 и Ehrt. Abf. Zeit. d. Ps. S. 118). Положим, иудеи могли заблуждаться, но этого не могло быть с Тем, Который был Сам-Истина. Правда, Иисус Христос приходил учить иудеев не критике, но в настоящем случае, Он не мог употребить имя Давида в обширном смысле, как это видно из самого образа выражения, особенно, по чтению Евангелия Луки, в котором читается: «сам Давид говорит в книге Псалмов» (20:42) и, ещё больше, из того, что здесь сущность доказательства заключается именно в том, что сказал Давид, а на иной кто. 120 Гофман и другие отрицают принадлежность Давиду 109-го псалма потому во 1-х, что в псалме говорится о царе в 3 лице, и во 2-х потому, что 109 псалом есть церковно-молитвенная песнь, воспетая каким-нибудь Евреем, без сомнения, отличным от царя» (Weissag. u. Erfül. S. 170 Т. I). Но во 1-х: 109 псалом вовсе не молитвенная песнь. В псалме 109-м, правда, есть некоторые созвучия в окончаниях, напоминающие собою рифму и, будто бы, составляющие особенность литургического стиля (см. ст. 1 и ); но подобные созвучия встречаются ещё в песнях Моисея ( Быт. 15:2–3 ; Исх. 20 ) и представляют, как кажется, случайное явление (См. у о. Вишнякова «О происх. Псалтири» стр. 258; Сравн. у Делича. S. 17). Во 2-х, что касается того, мог ли Давид говорить в 3 лице о царе псалма; то это впоследствии признал и сам Гофман. «Давид» говорит он, в Schriftbeweis, «мог отдалять себя от царя и потом петь и говорить о нём в 3 лице, вовсе не думая о своей личности, как он и делает это в 110 пс.» (по нашему тексту в 109). Кроме того, Давид говорил здесь не о себе. 121 Напр. изображение победы обетованного царя над враждебными царями и народами языческими очень много напоминает собой знаменитые победы Давида над соединёнными народами, во время продолжительной аммонитско-сирской войны и т. п. (См. «О происх. Псалтири» свящ. Вишнякова стр. 256 и 255–257. где эти сравнения насколько заходят за границу, определяемую строгим исследованием содержимого в 109 псалме).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010