2 . Труба же есть властное слово. И хотя он повторяет то же, говоря о чашах 124 , но не потому, что это случилось дважды, а потому, что эти события будучи для них предстоящими, описываются, как повеления для них, и поэтому о событии, которое случится однажды, говорится дважды. Итак, то, что он в меньшей степени сказал говоря о трубах, то он подробнее изложил, говоря о чашах. И не должно обращать внимание на порядок сказанного, потому что Дух Святой семиобразен, и, когда дошел до последнего времени и конца, возвратился обратно к тому же времени и дополнил то, о чем сказал мало. И не нужно исследовать порядок в Апокалипсисе, но нужно исследовать смысл [написанного в нем], так как есть и псевдопророчество. Итак, написанное о трубах и о чашах обозначает или страдания от бедствий, посланных на мир 125 , или безумие самого антихриста 126 , или злословие народов 127 , или многообразие бедствий 128 , или надежду в Царствии святых 129 , или падение городов 130 , или падение Вавилона, то есть Римского государства 131 . 3 . Орел летящий посреди неба 132 обозначает Духа Святаго, который через двух пророков свидетельствует, что близятся великий гнев и бедствия, чтобы кто-либо мог бы еще спастись, каким-либо образом, хотя это и последнее время. Глава X 1 . И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные, в руке у него была книжка раскрытая. И поставил он ноги свои на море и на землю 133 . Этот [ангел] обозначает нашего Господа, как сказано ранее о словах «лице Его подобно солнцу» 134 , то есть о воскресении. Радуга над головой Его – суд, который уже произошел или произойдет. Открытая книжка – это Апокалипсис, который принял Иоанн. Ноги Его, как мы ранее сказали – это «закаленные» апостолы, ибо Он стоит на море и на земле, что обозначает, что все покорено под Его ноги. Он именуется ангелом как вестник всемогущего Отца, ведь [пророк] называет его вестник великого совета 135 .

http://azbyka.ru/otechnik/Viktorin_Petav...

В христианстве вера в воскресение мертвых стало общим для всех учением. «Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» ( Ин.5:28–29 ); «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» ( 1Кор.15:22–23 ). В будущей жизни воскресшие люди будут в иметь тела, но преображенные. Нужно различать ветхозаветное понимание воскресения мертвых, как оно представлено в священных текстах, от ложных толкований их в различных иудейских сектах. Фарисеи, например, считали, что воскреснут только праведники. Поэтому св. апостол Павел говорит: «будет воскресение мертвых, праведных и неправедных» ( Деян. 24:15 ). Сознание же саддукеев было сильно политизированным, они в некоторых важных вопросах сильно отступали от веры отцов. Саддукеи не верили не только в воскресение, но даже в ангелов, хотя в священных ветхозаветных книгах слово «ангел» встречается более 130 раз. Для святых отцов и церковных учителей богословская преемственность Ветхого и нового Заветов была очевидной истиной, поэтому они ее и не доказывали. В своих творениях, посвященных воскресению, они обсуждают определенные вопросы, на которые в новозаветных книгах не дается развернутого ответа. Одной из таких проблем является свойства воскресшего человеческого тела в будущем веке. Одни утверждают, что будет восстановлено прежнее тело, но преображенное (блаж. Иероним, блаж. Августин). Другие больше внимание уделяли новым качествам воскресших тел. Например, Ориген утверждал, что по воскресению тела наши будут эфирные, неосязаемые и не воспринимаемые зрением. Если рай будет «на небесах», то есть духовный, что тогда означает стих: Псалом 36:29? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря «Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек» ( Пс. 36:2 ). Стих этот с небольшими изменениями повторяет 9-й («ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю»). Псалом содержит пророчество о блаженстве праведников в будущей жизни. Это место близко по смыслу к Евангелию: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» ( Мф. 5:5 ). Когда исполнятся сроки и наступит кончина мира «небо и земля прейдут» ( Мф. 24:35 ). Вместо нынешней земли, которая сгорит ( 2Петр. 3:10 , будет новая, преображенная: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали» ( Откр. 21:1 ). Как понимать вопрос св. Иоанна Предтечи ко Господу: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?»

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

" А я воз любил заповеди Твои более золота и топаза» ( Пс.118:127 ). Итак, те презрели закон Твой, а я Твои заповеди предпочитаю золоту и драгоценным каменьям. Топаз принадлежит к числу драгоценных камней; упоминая о нем, про­рок имел в виду, конечно, все вообще камни, а он, вероятно, в то время ценился дороже прочих. И в другом месте говорит про­рок: «закон уст Твоих лучше для меня тысяч золота и серебра» ( Пс.118:72 ). Эти слова означают, что он любит заповеди больше всякого богат­ства – и вместе, и в отдельности взятого. Вот совершенство христиа­нина! Ведь и Господь говорил: «если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей» ( Ин.15:10 ). «Посему ко всем заповедя м Твоим я направлял ся, всякий путь неправды возненавидел» ( Пс.118:128 ). Любовь производит усердие, усердие же побуждает держаться правильного пути, а путь неправды делает ненавистным. Значит, кто исполняет все заповеди, тот, во всяком случае, ненавидит неправый путь. «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» ( Иак.2:10 ), – потому что Тот, Кто сказал: не убий: сказал и: не блуди; и Тот же, Кто сказал; не обижай, сказал и: не злословь; и кто сказал: не лги, тот же сказал и: не клянись. «Дивны откровения Твои, посе му углублялась в н их душа моя» ( Пс.118:129 ). Он показал, что не без основания любит откровения Божии: они, говорит, достойны удивления и способны увлечь и возбудить к любви тех, кто в состоянии воспринять их. И как же не удивительны они? Они наста­вляют человека в жизни совершенной и достойной, в обычаях добродетельных, в целомудрии и воздержании, в кротости и терпе­нии, в справедливости и доброте. Поэтому пророк и хвалится, что испытал их не на словах только, с легким сердцем, но как Бога мы должны любить всей душой, так должны любить и исполнять и заповеди Его. " Явление слов Твоих просвещает и вразумляет младенцев» ( Пс.118:130 ). Твоим, говорит, озаряемый светом, я получил это познание; впрочем, и всем одержимым неведением и подоб­ным младенцам Твой закон дарует разум. И явление евангель­ских слов просвещает не только совершенных, но и слабых. Указывают эти слова и на другое. Господь сказал: «славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» ( Мф.11:25 ), разумея апо­столов, потому что в злобе они были младенцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Аще не смиренномудрствовах, но вознесох душу мою, яко отдоенное) (Пс. 130:1, 2), увенчавший пределы незлобия и говоривший: " Господи, Боже мой! Если я что сделал, если есть неправда в руках моих, если я платил злом тому, кто был со мною в мире " (Господи Боже мой, аще сотворих сие, аще есть неправда в руку моею, аще воздах воздающим ми зла) (Пс. 7:4, 5), не только отрешившийся лично от высокомерия, но и в других не терпевший высокомерия, по его словам: " Не будет жить в доме моем поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими " (Пс. 100:7), с дерзновением говоривший Богу: " ты искусил меня, и не нашел во мне неправды " (Пс. 16:3)? Впрочем – что же? Зачем ссылаться на его же собственные слова? Ведь часто говорят: " Не заслуживает веры тот, кто сам о себе свидетельствует; пусть кто-нибудь другой засвидетельствует его достоинства, пусть другой провозгласит об его венках, пусть другой одобрит его жизнь; такое свидетельство будет более достоверным " . Но кто же может быть достовернее самого Бога, говорившего: " нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева " (Деян. 13:22)? Что может быть надежнее этого свидетельства? Как же, красуясь столькими отличиями, признаваемый мужем по сердцу Божию, как мог он дойти до впадения в два главнейших греха? " Не убей, не прелюбодействуй " . И вдруг убийцей и прелюбодеем является пророк Божий, как об этом гласит прочитанное нам сегодня место священной книги! Я не унижаю пророка – да не будет – но говорю это для вашего назидания, чтобы, когда ты достигнешь духовной высоты, соблюдал себя, чтобы ты не пал. Так ведь и апостол говорил: " кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть " (1 Кор. 10:12). Потому-то и сам Давид часто говорил: " не погуби " (Пс. 57:1); потому-то и сам он молился: " и даже до старости и седины, Боже мой, не оставь меня " (Пс. 70:18). Итак, ради чего же было попущено ему впасть в такой грех? По трем причинам, и сейчас я объясню, по каким; отнесись только к этому с полным вниманием. Прежде всего ради того, чтобы люди праведные – подвижники или пустынники – были осторожны относительно своей собственной жизни и не говорили: " я во многом преуспел, я украшен многими добродетелями: пощусь, бодрствую, молюсь, плачу, облечен во власяницу, тело свое изнурил подвигами; я уже не боюсь восстания диавола, венцы мне уже приготовлены " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Сказано, что было собрание имен около 120. 126. Почему потеря плода не приравнивается к убийству? «Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет [другого] вреда, то взять с [виновного] пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках» ( Исх.21:22 ). Там есть разница между сформировавшимся плодом и несформировавшимся. Если выйдет из женщины сформировавшийся плод, то человек признавался виновным в убийстве, если несформировавшийся, то нет. Почему такая разница? Ответ очень простой. Где гарантия, что женщина была беременна? Может она хочет своего неприятеля засудить. 127. Что означает слово миссия? Слово миссия это возвещение неповрежденного Святого Евангелия тем людям, которые находятся за пределами православной Церкви. 128. Чем миссионерство отличается от катехизации? Миссионерство проводится среди некрещеных людей (мусульман, иудеев, буддистов, и др.), а катехизация среди крещеных, но не воцерковленных, которые себя считают православными. 129. Зачем нужно миссионерство? Чтобы спасать окружающих. Мы хотим, чтобы люди находящиеся во тьме нашли Свет, чтоб люди бывшие в заблуждении нашли Истину. Нам дана полнота Истины, мы знаем абсолютную Истину, «мы знаем что мы от Бога и что весь мир лежит во зле» ( 1Ин.5:19 ). 130. Какую награду получает миссионер? Миссионер коллекционер, он получает награду за тот образ жизни, который он ведёт. Или тридцатикратную или шестидесятикратную или стократную, в зависимости от семейной, вдовой или девственной жизни. Получает он также награду миссионера, которая не меньше стократ, а то и больше. И еще получат награду те, кого преследуют за имя Господне. Бог сказал – прославляющих Меня, Я прославлю ( 1Цар.2:30 ). 131. Кто из людей закрыт для миссии? Изначально никто, миссионерствовать нужно всем. Но если человеку безразлична Истина как таковая, то ему неинтересно, что есть на самом деле, то такой человек закрыт для проповеди в принципе. Миссия не может дойти до того человека, который заблокировал себя от Бога своей злой волей.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Величайшей наградой для отважной женщины явилось то, что она была причислена к народу Божию. Более того, согласно Pesiqta Rav Kahana, Раав была взята в жены никем иным, как самим Иисусом Навином 125 , и их прямым потомком является пророк Иеремия: «Сказал Святой Израилю: Я сказал вам: «Предай их заклятию, хеттеев и аморреев, и хананеев» ( Втор. 20:17 ), но вы не сделали этого. Напротив, «Раав блудницу и дом отца ее и всех, которые у нее, Иисус оставил в живых» ( Нав. 6:24 ). Вот, Иеремия произойдет от внуков блудницы Раав и будет вам то, что будет «тернами для глаз ваших и иглами для боков ваших» ( Числ. 33:55 ) 126 . Таким образом, тот факт, что Иисус не уничтожил полностью обитателей Ханаана, но оставил в живых большое количество населения – не только Раав и ее семейство – в последствии бумерангом ударит по Израилю: через Иеремию, потомка Раав, и его пророчества реализуется Божие наказание, предупреждение о котором содержится в книге Чисел. Если бы израильтяне строго следовали указаниям Закона, то, согласно мидрашам, им не понадобился бы и пророк Иеремия 127 . Впрочем, тот факт, что Писание обходит стороной личную жизнь Иисуса Навина, давал повод святым отцам полагать, что он был девственником и своей девственностью прообразовал Перводевственника Христа. «Иисус Навин… был девственник, ибо нигде не говорится, что он имел жену и детей» 128 . Итак, как бы там ни было в отношении Иисуса Навина, согласно иудейским источникам, от Раав произошел пророк Иеремия. Христианство идет еще дальше. Раав, наряду с другой иноплеменницей, моавитянкой Руфью – праматерь Мессии: «Салмон родил Вооза от Рахавы» ( Мф. 1:5 ) 129 . В образе Раав, по святоотеческой мысли, представлено все греховное человечество, воспринятое Христом в Его человеческой плоти. Сын Божий, восприняв природу человека, не возгнушался тем, что среди его предков по плоти была блудница Раав. Блудница, спасенная Иисусом Навином вместе с ее домом– прообраз спасенного Иисусом Христом заблудившегося, соблудившего от Бога человечества, символ божественного милосердия и человеколюбия. Спасение Раав – это спасение Церкви, собранной из грешников. «Как Иисусом Навином посланные соглядатаи спасли уверовавшую блудницу, знамением спасения дав ей вервь червлену (2:18), так апостолы Спасителя нашего древнюю блудницу, различным идолам преданную церковь , отвлекли от прежнего непотребства и сподобили вечных благ, не червленую вервь употребив знамением, но даровав ей спасение всесвятою Кровию. Посему никто да не думает, что Раав недостойна быть прообразом Церкви…» 130 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Да восстанет (воскреснет) Бог, и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его ( Пс. 67:2 ), которые в нашем сознании прочно связаны с Пасхой Воскресения Христова. Однако первоначально он был посвящен в Ветхом Завете победному шествию Бога со Своим народом из Египта на гору Синай, а затем на гору Сион в Иерусалиме. Павел приводит один из стихов: Ты восшел на высоту, пленил плен, принял дары для человеков... ( Пс. 67:19 ) И тут апостол дает толкование, методологически сходное с принятым тогда в иудействе. Иудейский Таргум (вольный пересказ-толкование) толкует это место, совершенно справедливо полагая, что имеется в виду Моисей, который взошел на Синай («восшел на высоту») и получил Закон, чтобы дать его народу («дал дары для человеков»): Ты восшел на небо, Моисей, пророк, ты пленил плен, т.е. принял слова Закона, ты дал их сынам человеческим, и на противящихся, если они обратятся, почивает Святое Присутствие Господа Бога. Павел же переосмысливает иудейское толкование, имея в виду, что Иисус – второй Моисей. Он взошел на небо после того, как спустился на землю и даже в преисподнюю: 7 Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. 8 Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. 9 А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? 10 Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все ( Еф. 4:7–10 ). Вновь – Пасхальное событие Иисуса (см. § 18). На этот раз оно представлено в терминах прославления, восшествия. А далее ап. Павел говорит о различных дарах и служениях в Церкви, которые таким образом дарованы свыше, от Бога, через снисшедшего и восшедшего Иисуса (см. Еф. 4, 7. 11 слл.) Говоря еще более конкретно, имеется в виду Пятидесятница – ниспослание Святого Духа. Это событие произошло в день воспоминания дарования Закона, каким был иудейский праздник Пятидесятницы. Один иудейский учитель времен первых христиан (р. Иоханан, между 90–130-м годами по Р.Х.) учил, что глас Божий, вещавший с горы Синай в день дарования Закона (см. Исх. 20, 18 ; Втор. 4, 12 ), разделился на семьдесят языков. На языке иудейского богословия семьдесят – число всех народов мира. Иначе говоря, Бог обращается ко всем народам.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

39. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 129. Высокое значение воссылаемой Богу пламенной, сердечной молитвы, ее образцы и плоды. — « Господи, услышь голос мой ». — Побуждение к молитве тех, которые обременены сознанием своих грехов. — Надежда псалмопевца не на свои добродетели, а на божественную благость и человеколюбие. — « Господи, я уповал на Тебя, потерпела душа моя в слове Твоем ». Нужно надеяться на Бога постоянно, во всю жизнь. 40. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 130. Чем и когда разумно хвалиться и неразумно? — Немаловажное дело — избегать людей надменных. — « Если я не смиренномудрствовал… как вскормленное дитя к матери своей » — Побуждение к упованию на Бога.   Предлагаемые в настоящем томе Беседы св. И. Златоуста на Псалмы Давида принадлежат к лучшим его творениям и происхождение их относится к наиболее цветущему периоду его проповеднической деятельности в Антиохии (с 393 по 397 гг.), хотя окончательная форма этим беседам могла быть придана и позже. Можно думать, что великий учитель последовательно дал в своих Беседах толкование на всю Псалтирь, но до нас дошли они не все, так что и начинаются они прямо с изъяснения 3–го псалма. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 3 « Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего. Господи! как умножились гонители мои! Многие восстают на меня » (ст. 1, 2).   1 Псалом давиду, внегда отбегаше от лица авессалома сына своего, 1 Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего. 2 Господи, что ся умножиша стужающии ми? мнози востают на мя, 2 Господи! Как умножились гонители мои! Многие восстают на меня. 3 мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его. 3 Многие говорят душе моей: «нет спасения ему в Боге его». 4 Ты же, Господи, заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою. 4 Но Ты, Господи, заступник мой, слава моя, и Ты возносишь голову мою. 5 Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя своея. 5 Гласом моим ко Господу я воззвал, и Он услышал меня от горы святой Своей. 6 Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя. 6 Я уснул, спал и восстал, ибо Господь защитит меня.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010