Глава 22 (1) Что же это с тобою, Что все твои всходят на кровли, (2) Город шумный, Волнующийся город, Город веселящийся? Убитые твои не мечем убиты И не умерли на войне. (3) Все вожди твои бежали вместе, Но захвачены стрелками; До единого взяты в плен, Все сосчитанные 125 у тебя, Хоть бежали далеко. (4) Потому – то говорю я: «Отвернитесь от меня, Горько плачу я, Не усиливайтесь утешать меня О погибшей дочери 126 моего народа. (5) Ибо день смущения, замешательства и стыда – От Господа, Иеговы воинств – на долину видений. Разрушена стена, Шум на горах; (6) Элам 127 везёт колчаны на колесницах, Люди на конях; А стена лишена защиты. (7) И вот прекрасные долины Наполняются колесницами и всадниками, Располагаются они в порядке пред воротами И снимают покрывало с Иудеи. (8) В то время ты понадеешься на оружие дома дубравы 128 ; (9) Но увидишь огромные проломы в городе Давыдовом: Вы собираете воды нижнего водопровода 129 , (10) Считаете дома иерусалимские, Разрушаете иные дома для укрепления стены, (11) Делаете между стенами водоём Для воды древнего водопровода; А не надеетесь на Творца, Не взираете на устроившего его издавна. (12) В то время, как Иегова воинств призывает К плачу, рыданию, К обритию и к облечению в рубище. – (13) И вот – веселье, радость, Бьют быков, Режут овец, Едят мясо, Пьют вино, «Есть и пить! – говорят, – Потому что завтра умрём». (14) Но Иегова воинств внушает мне в уши: «Очистится – ли на вас беззаконие это, Хоть вы и умрете»?! – Сказал Господь, Иегова воинств! XVIII 130 (15) Так говорит Господь, Иегова воинств: «Ступай, пойди к этому, несчастному, К Шевне – начальнику дворца». (16) «Зачем ты здесь? И кто у тебя здесь, Что ты копаешь здесь могилу для себя? Он копает могилу себе на холме, В скале вырубает жилище себе. (17) Вот Иегова сильно сбросит тебя, Сомнёт тебя в комок, (18) Свертит тебя, как повязку, . И как шар – покатит тебя в землю обширную; Там ты умрешь, И великолепные колесницы твои Будут там поношением Для дома господина твоего. (19) Я столкну тебя с места твоего

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

прот. Александр Прокопчук Девятая Глава Прежде чем перейти к рассмотрению содержания девятой главы, отметим её уникальность – Иисус Христос как действующее лицо занимает в ней небольшое место. Он появляется только в начале и в конце повествования. Исцеление слепорождённого Несмотря на явное намерение иудеев Его убить (8:52), Иисус остаётся в Иерусалиме. Перед входом в храм ученики указали Учителю на одного из нищих, который был слепым от рождения, «И спросили Его: Равви, кто согрешил: он или родители его, что слепым родился?» (9:2). Как и большинство иудеев, ученики Иисуса верили, что несчастья посылаются людям в наказание за большие грехи, как их собственные, так и грехи их предков. Такого рода представления основывались на словах Моисея, утверждавшего, что Бог наказывает «детей за вину отцов до третьего и четвертого рода» ( Исх 20:5 ), и на учении раввинов, полагавших, что ребёнок может согрешить ещё в утробе матери. Прежде чем идти дальше, следует остановиться на возможных обстоятельствах первой встречи Иисуса Христа со слепорождённым. Вспомним реакцию Иуды Искариота на помазание Марией Спасителя в Вифании: «Почему не продали это миро за триста динариев и не дали нищим?» (12:5). Евангелист так поясняет этот вопрос: «Сказал же это не потому, что заботился о нищих, но потому, что был вор и, имея денежный ящик, брал то, что туда опускали». А обращение к Иуде на Тайной вечери: «Что делаешь, делай скорее» – Многие ученики объяснили тем, что Иисус как бы говорит ему: «Чтобы дал что–нибудь нищим» (13:27 – 29). Из этих указаний, а также из того, что после прозрения бывший слепец возвращается к своим соседям, которые, как и он, просили милостыню, можно предположить, что встреча Иисуса и учеников со слепорождённым произошла не просто когда они проходили мимо толпы нищих, а тогда, когда им раздавалось подаяние. Вопрос, заданный учениками Учителю, предполагает их веру в Его всеведение 130 . «Ответил Иисус: ни он не согрешил, ни родители его, но это для того, чтобы явлены были дела Божии на нём» (9:3). Вернёмся к беседе о Хлебе Жизни. На вопрос толпы: «...как нам поступать, чтобы делать дела Божии?», Иисус отвечает: «В том дело Божие, чтобы вы верили в Того, Кого послал Он» (6:28 – 29). Таким образом, дело Божие – это вера в Иисуса Христа. Это «дело» и совершается над слепорождённым. Мы уже упомянули о том, что Иисус Христос как действующее лицо в большей части повествования отсутствует. То, что слепорождённому пришлось отстаивать перед фарисеями факт своего прозрения, приводит его к вере, о которой сообщается в конце главы: «верую, Господи, и поклонился Ему» (9:38).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

Глава 15 1–12. Границы Иудина колена. 13–15. Удел Халева и его завоевание. 16–17. Храбрость Гофониила и награда. 18–20. Благословение Ахсе от отца. 21–62. Города в Иудином колене. 63. Иевусеи в Иерусалиме. Нав.15:1 .  Жребий колену сынов Иудиных, по племенам их, выпал такой: в смежности с Идумеею была пустыня Син, к югу, при конце Фемана; Первый жребий вышел Иудину колену, которое получило удел в южной части Ханаана, в которой находился и Хеврон. Удел Иудина колена граничил с Идумеей, простираясь к пустыне Син, по-еврейскому начертанию Цин (см. Нав.15:3 ) 130 , «к югу, при конце Фемана». Название Цин носила та пустынная полоса, которая находилась в самой южной части Ханаанской земли ( Чис.13:22 ), близ границы Идумеи ( Чис.34:3 ) и по которой проходила пограничная черта между последней и уделом Иудина колена. Местонахождение пустыни Цин видно в частности из того, что в ней находился Кадес ( Чис.20:1 ; Втор.32:51 ). Феман – еврейское слово, употребляющееся а значении нарицательного и собственного имени. Как слово нарицательное феман значит «юг». В этом смысле оно употреблено в Нав.12:3 и Нав.13:4 . В значении собственного имени Феман употребляется как личное имя ( Быт.36:11,15 ) и как название области в Идумее ( Быт.36:34 ; Ам.1:11–12 ; Иез.25:13 ) или вообще как название Идумеи ( Иер.49:7 ; Авд.1:8–9 ; Авв.3:3 ). Как собственное имя употреблено это слово, нужно думать, и в данном месте, так как указание на юг уже сделано было непосредственно ему предшествующим выражением «к югу». Феман может служить здесь обозначением юго-западной Идумейской области, ближайшей к южной части Ханаанской земли 131 . Нав.15:2 .  южным пределом их был край моря Соленого от простирающегося к югу залива; Нав.15:3 .  на юге идет он к возвышенности Акраввимской, проходит Цин и, восходя с южной стороны к Кадес-Варне, проходит Хецрон и, восходя до Аддара, [идет на западной стороне Кадеса,] поворачивает к Каркае, Нав.15:4 .  потом проходит Ацмон, идет к потоку Египетскому, так что конец сего предела есть море. Сей будет южный ваш предел.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Тот, Который выше запретил требовать плотского, [теперь] показывает, чего мы должны искать. Если просящему дается и если ищущий находит, а толкающему 130 открывают, то, следовательно, тот, которому не дается, который не находит, которому не открывают, является просившим, искавшим и толкавшим 131 не так, как должно. Итак, будет толкать 132 в дверь Христову, о которой сказано: «Вот врата Господа; праведные войдут в них» ( Пс.117:20 ), чтобы когда мы войдем ими, нам открылись скрытые в тайне сокровища в Христе Иисусе, в Котором всякое познание ( Кол.2:3 ). Мф.7:11–12 .  Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него. Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки. Нужно заметить, что Он назвал апостолов злыми, если только в лице апостолов не осуждается весь род человеческий, сердце которого с детства по сравнению с Божественным милосердием расположено ко злу. Читай книгу Бытия ( Быт.8:21 ). И не удивительно, если людей этого века Он называет злыми, когда и апостол Павел напоминает [о том же говоря:] «Оценивая [по достоинству] время, потому что дни лукавы» [mali sunt] ( Еф.5:16 ). 133 Мф.7:13–14 .  Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. Широкий путь – это удовольствия мира, которых ищут люди; а тесный – это тот, который открывается трудами и постом и на который вступил апостол ( 2Кор.6:6–11 ) и убеждает вступить Тимофея ( 1Тим.5 ). Вместе с тем обрати внимание на то, как отчетливо сказал Он о том и другом пути. Широким путем многие ходят, а узкий немногие только находят. Широкого пути мы не ищем, да и не нужно искать его: он свободно открыт нам, и есть путь заблуждающихся; а узкий путь и находят не все, и те, которые найдут его, вступают на него не непосредственно. Если же многие, найдя путь истины, уловляются удовольствиями века сего, то снова возвращаются с середины пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Биение одного сердца отдается в каждом уголке вселенной. 29. «Образумьтесь, бессмысленные люди! когда вы будете умны, невежды?» (Пс. 93:8). Образумьтесь! Говорят о себе: Скряга: «Я – экономен», Транжира: «Я – щедр», Наглец: «Я – смел», Предатель: «Я – правдив». Постигать других и не постигать себя – значит потерять и других и себя. 30. «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.» (Пс. 145:3). Царь и пыль Царь среди людей – это пыль пред Богом, Человек, подобный царю пред Богом – это пыль среди людей. 31. «Вымыслы [человеческие] ненавижу, а закон Твой люблю.» (Пс. 118:113). Избегай пустомыслия В крепкую лодку не просачивается вода, На бегущую лошадь не садятся оводы, Работающему человеку некогда мечтать. Тот, кто хранит сердце, не погружается в пустомыслие. 32. «Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего.» (Пс. 100:2) Для ребенка все люди добрые Осенний дождь льет за окном, а человек в теплой комнате ежится, Гром грохочет еще далеко, а хозяйка уже спешит снять белье. Для того, кто боится грабителей, все люди – разбойники, Но для маленького ребенка все люди – добрые и все вокруг – мир добра. 33. «…Сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому.» (Пс.83:3). Ищущий Истину Для голодного хлеб дороже золота. Тому, кто в отчаянии, может помочь и одно доброе слово. Попавшему в беду нужен хотя бы один верный друг. Ищущего Истину ничего, кроме нее, не привлекает. 34. «…Истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес.» (Пс. 84:12). Понятно и удивительно То, что жук ползает, понятно, а то, что он может летать, – удивительно. То, что человек любит другого, понятно, а то, что он может полюбить всех людей, – удивительно. То, что человек борется за свою жизнь, понятно, а то, что он может ею пожертвовать, – удивительно. То, что человек может думать, понятно, а то, что он может постичь Непостижимое, – поразительно. 35. «Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых.» (Пс. 118:130). Истинная Любовь Лить колокола и золотить купола храмов – хорошо, но это еще далеко от Любви.

http://isihazm.ru/?id=120

1Пар.1:18 .  Арфаксад [родил Каинана, Каинан же] родил Салу, Сала же родил Евера. 1Пар.1:19 .  У Евера родились два сына: имя одному Фалек, потому что во дни его разделилась земля; имя брату его Иоктан. 1Пар.1:20 .  Иоктан родил Алмодада, Шалефа, Хацармавета, Иераха, 1Пар.1:21 .  Гадорама, Узала, Диклу, 1Пар.1:22 .  Евала, Авимаила, Шеву, 1Пар.1:23 .  Офира, Хавилу и Иовава. Все эти сыновья Иоктана. 26 потомков Сима, не евреев: пять сыновей, пять внуков и шестнадцать дальнейших потомков. В ст. 17 перед именем Уц отсутствует выражение ( Быт.10:23 ): «сыновья Арама», в силу чего он, а равно и дальнейшие лица – Хул, Гефер и Мешех представляются в кн. Паралипоменон сыновьями Сима, тогда как по кн. Бытия они дети Арама, т.е. внуки Сима. Но это различие объясняется тем, что и здесь, как и в списке первых четырех стихов, писатель Паралипоменон опустил слова « сыновья Арама», будучи уверен, что отношение Уца, Хула и т.д. к Араму известно его читателям из кн. Бытия. При знакомстве с нею самого автора недопустимо предположение Кнобеля, что он считал Уца за сына Сима. Вместо Мешех в еврейском тексте ( Быт.10:23 ) стоит Маш. Которое чтение правильнее, сказать трудно. Но так как имя Мешех усвояется сыну Иафета ( Быт.10:2 ; 1Пар.1:5 ), то естественнее предполагать, что происшедшая от Сима народность носила другое название – «Маш», т.е. признать верным чтение Бытия. 1Пар.1:18 .  Арфаксад [родил Каинана, Каинан же] родил Салу, Сала же родил Евера. Греческий текст как в 1 книге Паралипоменон, так и в ( Быт.10:24,11:12 ) ставит между Арфаксадом и Салою Каинана, напротив, в евр. тексте ни в том, ни в этом месте нет этого посредствующего имени, поставляемого евангелистом Лукою в числе предков Спасителя ( Лк.3:36 ). Вопрос о преимущественной верности того или другого текста разрешается на основании того соображения, что ни древнейшим греческим переводчикам, ни христианам первых веков не было никакого побуждения вносить в родословные списки еврейских патриархов такое лицо, какого никогда не было. Естественнее предполагать пропуск в еврейском тексте именно в кн. Бытия, где поводом к ошибке писца могло послужить одинаковое число лет (130) Каинана и Салы до рождения ими первенцев ( Быт.11:12,14 ). Неправдоподобность еврейского счисления видна из того, что с пропуском Каинана Сим должен дожить до столпотворения и рассеяния племен.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Во время разговора с аввой Серапионом преподобный Марк расспросил, стоит ли мир в законе Христовом, продолжаются ли гонения на христиан. Услышав, что идолослужение прекратилось, святой обрадовался и спросил: " Есть ли ныне среди мира святые, творящие чудеса, как сказал Господь в Евангелии Своем: " Аще имате веру яко зерно горушно, речете горе сей: прейди отсюду тамо, и прейдет, - и ничтоже не возможно будет вам " ( Мф. 17, 20 )? " В то время, как святой произнес эти слова, гора сдвинулась с места на 5.000 локтей (приблизительно на 2,5 километра) и придвинулась к морю. Преподобный Марк увидел, что гора двигается, и обратился к ней: " Я тебе не приказывал сдвинуться с места, но беседовал с братом; поэтому встань на свое место! " После этого гора действительно вернулась на место. Авва Серапион в страхе упал ниц. Преподобный Марк взял его за руку и просил: " Разве ты не видел таких чудес за свою жизнь? " - " Нет, отче " , - ответил старец Серапион. Тогда преподобный Марк горько заплакал и сказал: " Горе земле, потому что на ней живут христиане только по имени, а не по делам " . После этого преподобный Марк пригласил авву Серапиона к трапезе. Пищу принес Ангел. Авва Серапион сказал, что за всю жизнь он никогда не ел такой вкусной пищи и не пил такой сладкой воды. " Брат Серапион, - ответил преподобный Марк, - видел ли ты, сколько благодеяний посылает Бог рабам Своим! Во все дни мне посылалось от Бога по одному хлебу и по одной рыбе, а ныне ради тебя Он удвоил трапезу - послал нам два хлеба и две рыбы. Такой-то трапезой питает меня Господь Бог в течение всего времени за первые мои злострадания " . Перед кончиной преподобный Марк молился о спасении христиан, земли и всех, в мире и любви Христовой живущих на ней. Он заповедал авве Серапиону похоронить его в пещере и завалить вход в нее. Скончался в 400 году, в возрасте 130 лет. После погребения святого два Ангела в виде отшельников проводили авву Серапиона во внутреннюю пустыню к великому старцу Иоанну. Братии этого монастыря авва Серапион и поведал о жизни и кончине преподобного Марка.

http://drevo-info.ru/articles/10029.html

Книга Деяний рассказывает, как Святой Дух участвовал в деле распространения Евангелия и руководил апостолами. Он избирал их на то или иное дело: «Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» ( Деян.13:2 ), определял направление миссионерских путешествий: «Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедывать слово в Асии. Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их» ( Деян.16:6–7 ). Таким образом, апостольское служение и устанавливается, и осуществляется при участии всех Трех Лиц Святой Троицы: избрание от Отца и через Сына, обновление и просвещение Святым Духом 120 . Для своего служения, для того чтобы приносить плод, апостолы были наделены особыми дарами : «Всякое изобилие благих тебе Христос даровав, верх Божественных дарований, апостоле, показа тя, судом праведным богоявлене, праведен Един» 121 . Среди этих даров – способность постигать Божественные тайны, прежде недоступные для разумения. Дух Святой, обновляя разум апостолов, делает их «всемудры и богословцы» 122 , «невежда бо суще умудришася, божественная ветийствоваху» 123 , «некнижная мудрости научи, рыбари богословцы показа» 124 . В гимнографии Пятидесятницы подчеркивается, что обновляющее и просвещающее действие Духа Святого («таинственное обновление разума») дало апостолам способность проповедовать непостижимый для человеческого ума догмат о Святой Троице: «обновляет бо их Утешитель, в них обновляяся таинственным обновлением разума: иже странными гласы, и высокоглаголивыми проповедающе Присносущное естество же и Простое, Триипостасное почитати, Благодетеля всех Бога» 125 . Указание на причастность к небесным тайнам очень часто встречается в гимнографии. Апостол «небесным учен тайнам воистину» 126 , он «тайноглагольник» 127 , «служитель Христовых тайн» 128 , «небесный таинник» 129 . В приведенных цитатах нетрудно увидеть преломление слов св. ап. Павла: «Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих» ( 1Кор.4:1 ). По святоотеческим толкованиям, Божественные тайны – это не только догматическое учение. Святитель Феофан Затворник поясняет, что здесь разумеются «не одни таинства, но устроение всего дела Христова на земле... не одни тайны учения, а все домостроительство спасения, в которое входит и учение, и заведение правой жизни, и преподание освящающих Таинств» 130 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

13//времен и утверждены многими святыми отцами. Поэтому не может нам служить законом то, что царь израильский носил вретище (4 Цар 6), или то, что ниневитяне, услышав от пророка Ионы об определенной им казни, оделись во вретище (Иона 3); у царя израильского вретище никто не увидел бы, если бы он не разодрал верхней одежды, а ниневитяне оделись во вретище тогда, когда никто не мог тщеславиться этим одеянием. глава 4 О кукулях египтян Египтяне, чтобы постоянно помнить, что они должны хранить простосердечие и детскую невинность, носят и днем и ночью небольшие наглазники. Поэтому, представляя, что они дети во Христе, непрестанно поют: Господи! Не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое. Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? (Пс 130, 1, 2). глава 5 О колониях египтян Чтобы показать свое отчуждение отдел мирских и общения с землею, они носят льняные (colobia) туники без рукавов, едва достающие до локтей, так что у них руки совсем голы. Эта одежда приводит им на память слова апостола: умертвите земные члены ваши. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге (Кол 3, 5, 3); для меня мир распят, и я для мира (Гал 6, 14). глава 6 О шнурках Монахи носят также два шнурка, сплетенные из шерстяных ниток. Накинув их на затылок и спустив под мышки, опоясывают себя, чтобы иметь больше свободы в дей- 14// ствиях, желая пополнить заповедь апостола, который говорит, что нуждам его и нуждам бывших при нем послужили руки его (Деян 20, 34), и что он напрасно ни у кого хлеба не ел, но в труде и подвиге проводил ночь и день, чтобы не отяготить кого–нибудь, и если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2 Сол 3, 8, 10). глава 7 О епанчах Стараясь, чтобы одеяние их было и малоценно и удобно, избегая дорогих одежд, они закрывают шею и плечи небольшой епанчой. глава 8 О милоти, козлиной коже Последнее одеяние их — козлиная кожа, называемая милотью, которую они носят, подражая изобразившим их звание в Ветхом Завете, о которых апостол говорит, что они скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления: те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли (Евр 11, 37). Козлиная кожа внушает им, чтобы они, умертвив плотские страсти, постоянно устремлялись к добродетелям и не допускали, чтобы в теле их оставались свойственные юношеским летам горячность и непостоянство. глава 9 О жезле

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Сравнение с 1Пар 6.2–14 , где перечисляются потомки Аарона, показывает, что в родословии 1Езд 7.1–5 некоторые предки опущены, может быть, по ошибке переписчиков. Ездра называется сыном Сераии. Но между Ездрой и Сераией лежит период около 130 лет, так как Сераия по 1Пар 6.14 был отцом уведенного в плен первосвященника Иоседека и по 4Цар 25.18–21 был умерщвлен в Ривле по повелению Навуходоносора. Поэтому Сераия, очевидно, не был отцом Ездры и, таким образом, ближайшие предки Ездры опущены, может быть, потому, что они не были первосвященниками. 1Ездр.7:6 .  сей Ездра вышел из Вавилона. Он был книжник, сведущий в законе Моисеевом, который дал Господь Бог Израилев. И дал ему царь все по желанию его, так как рука Господа Бога его была над ним. «Он был книжник, сведущий (sopher mahir) в законе Моисеевом». В древнейших библейских книгах слово книжник (sopher) означает писца и употребляется в качестве названия государственной должности (ср. 2Цар 8.17 ; 4Цар 12.10 ). В позднейшей письменности sopher означает ученого, законника (ср. Иер 8.8 ) и употребляется иногда в качестве почетного титула (ср. 1Езд 7.11 ). Некоторые экзегеты, считая неудобным в устах самого Ездры приведенный почетный титул, признают его позднейшей вставкой. Но в употреблении этого титула нельзя видеть «непристойную хвастливость» (Шрадер, Блек) со стороны Ездры уже потому, что титул усвояется Ездре в царском указе и в данном месте является в его устах выдержкой из указа. 1Ездр.7:9 .  Ибо в первый день первого месяца было начало выхода из Вавилона, и в первый день пятого месяца он пришел в Иерусалим, так как благодеющая рука Бога его была над ним, «В первый день первого месяца было начало выхода». Вероятно (ср. 1Езд 8.31 ) в первый день первого месяца состоялось решение о выходе, а сам выход последовал позже. Более подробные сведения о путешествии Ездры сообщаются ниже. 1Ездр.7:11 .  И вот содержание письма, которое дал царь Артаксеркс Ездре священнику, книжнику, учившему словам заповедей Господа и законов Его в Израиле: Ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010