Да восстанет (воскреснет) Бог, и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его (Пс. 67, 2), которые в нашем сознании прочно связаны с Пасхой Воскресения Христова. Однако первоначально он был посвящен в Ветхом Завете победному шествию Бога со Своим народом из Египта на гору Синай, а затем на гору Сион в Иерусалиме. Павел приводит один из стихов: Ты восшел на высоту, пленил плен, принял дары для человеков... (Пс. 67, 19) И тут апостол дает толкование, методологически сходное с принятым тогда в иудействе. Иудейский Таргум (вольный пересказ-толкование) толкует это место, совершенно справедливо полагая, что имеется в виду Моисей, который взошел на Синай («восшел на высоту») и получил Закон, чтобы дать его народу («дал дары для человеков»): Ты восшел на небо, Моисей, пророк, ты пленил плен, т. е. принял слова Закона, ты дал их сынам человеческим, и на противящихся, если они обратятся, почивает Святое Присутствие Господа Бога. Павел же переосмысливает иудейское толкование, имея в виду, что Иисус — второй Моисей. Он взошел на небо после того, как спустился на землю и даже в преисподнюю: 7 Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. 8 Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. 9 А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? 10 Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все (Еф. 4, 7-10). Вновь — Пасхальное событие Иисуса (см. § 18). На этот раз оно представлено в терминах прославления, восшествия. А далее ап. Павел говорит о различных дарах и служениях в Церкви, которые таким образом дарованы свыше, от Бога, через снисшедшего и восшедшего Иисуса (см. Еф. 4, 7. 11 слл.) Говоря еще более конкретно, имеется в виду Пятидесятница — ниспослание Святого Духа. Это событие произошло в день воспоминания дарования Закона, каким был иудейский праздник Пятидесятницы. Один иудейский учитель времен первых христиан (р. Иоханан, между 90-130-м годами по Р. Х.) учил, что глас Божий, вещавший с горы Синай в день дарования Закона (см. Исх. 20, 18; Втор. 4, 12), разделился на семьдесят языков. На языке иудейского богословия семьдесят — число всех народов мира. Иначе говоря, Бог обращается ко всем народам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

3, 16). Наиболее вероятной датировкой написания Послания представляется время на самом исходе апостольского века, но скорее всего, в первые десятилетия II века (около 130-го года ± десятилетие ). Немаловажным аргументом в пользу сравнительно поздней датировки Послания служат такие выражения и обороты, которые говорят о христианской вере как о сложившемся в основных чертах Предании. Вера — это не столько состояние духа (доверие) в Павловом смысле, сколько учение, проповеданное апостолами («здравое учение» в Пастырских посланиях; см. гл. XI). Главной заботой Церкви должно быть стремление бережно хранить веру. В таком смысле употребляется слово «вера» в 1-м стихе Послания (один-единственный раз): ... принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа... (2 Петр. 1, 1); Схожие увещания встречаются в других местах Послания: Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете, и утверждены в настоящей истине (1, 12); ... чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами вашими (3, 2); Сюда же следует отнести и недвусмысленные намеки на появившихся насмешников — «наглых ругателей», которые глумливо вопрошали: Где обетование пришествия Его? (2 Петр. 3, 4) Почвой для таких насмешек было то обстоятельство, что ожидание скорого Пришествия Христова, которого напряженно и восторженно чаяли первые христиане, как оказалось, растягивается на все более и более неопределенный исторический срок. Принятый в современной библеистике термин «задержка Парусии (Пришествия)» обозначает этот новый духовный фактор, игравший все более и более ощутимую роль в позднеапостольский век и отчетливо различимый в поздних новозаветных писаниях. Ожидание близкой во времени Парусии в простом смысле слова сменяется трезвыми соображениями о несоизмеримости человеческих сроков с неизреченными Божьими планами: ... у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день (2 Петр. 3, 8; ср. Пс.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

36 . И дал ми еси защищение спасения – во 2-й кн. Цар. 22, 35 прибавлено: моего 126 . С Евр.: «Ты дал мне щит спасения Твоего». – Щит спасения – щит спасающий, потому и спасусь, что защищаешь меня. – «Защитил меня спасением Твоим, а это есть домостроительное пришествие» (Св. Афан.). – Наказание Твое исправит мя в конец 127 ). Т.е. Твое вразумление исправит окончательно. С Евр.: «Ты дал мне щит спасения Твоего, и десница Твоя поддерживает меня, и милость Твоя возвеличивает меня». 37 . Уширил еси стопы моя подо мною. «Отъяв соблазны и сети, какие приготовлены врагами, Ты соделал мое шествие свободным» (Св. Афан.). – «В тесноте скорби дал Ты мне простор утешения» (Бл. Феод.). И не изнемогосте плесне 128 мои. Т.е. я ходил, не уставая, легко и свободно. С Евр.: «Ты расширяешь шаг мой подо мною, и не колеблются ноги мои». 38 . Пожену враги моя, и постигну я, и не возвращуся, Дóндеже скончаются. С Евр.: «Я преследую врагов моих и настигаю их, и не возвращаюсь, доколе не истреблю их». 39 . Оскорблю 129 их, и не возмогут стати, падут под ногама моима. Оскорблю – угнету, заставлю страдать. С Евр.: «Поражаю их, и они не могут встать; падают под ноги мои». Т.е. при помощи Божией, я побеждаю и покоряю врагов. 40 . Спял 130 еси вся востающыя на мя под мя. Ослабил, низложил моих врагов, покорил мне. С Евр.: «Ибо Ты препоясал меня силою для войны, и низложил под ноги мои восставших на меня». 41 . И врагов моих дал ми еси хребет – т.е. обратил их в бегство. С Евр.: «Ты обратил ко мне тыл врагов моих, и я истребляю ненавидящих меня». Под врагами св. Афан. разумеет «демонов, а под ненавидящими – Саула, Ахитофела, Авессалома и тысячи других». То же бл. Феод. 42 . Воззваша, и не бе спасаяй. Языческие народы, отправляясь на войну, брали с собою своих идолов и вопрошали их о результатах войны. Известно, что Давид, после победы над Филистимлянами, приказал сожечь идолов, взятых на войне ( 2Цар. 20:21 ; 1Пар. 14:12 ). Давид намекал на это тщетное вопрошение богов, или на моления им. Но и другие внутренние враги – не имели себе помощником Бога (Св. Афан. и бл. Феод.). С Евр.: «Они вопиют, но нет спасающего; ко Господу, – но Он не внемлет им».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

На другой день они с раннего утра пошли в пустыню Фекойскую. Царь убеждал народ возложить надежду на Господа и верить Его пророку, потом, с общего согласия, впереди всего войска велел итти псалмопевцам, которые воспевали вечную благость и милость Господню. В эту самую пору в неприятельских войсках произошло междоусобие: Аммонитяне и Моавитяне напали на обитателей горы Сеира и истребили их, а потом обратили оружие друг на друга. Теперь, когда Иудеи приблизились к месту, которое занимали неприятельские войска, они увидали по пустыне одни трупы. Три дня собирали они добычу, которая была в таком множестве, что не в состоянии были всего забрать с собою. Этот поход заключен был благодарственным торжеством в Иерусалиме. Какой-то страх распространился во всех царствах, где только слышали, как Господь поразил врагов Израилевых: и царство Иосафатово наслаждалось после того глубоким миром. 5. Иорам, сын Иосафата – Иорам, царь Израильский 4Цар. 8:16 Еще Иосафат был жив, когда сын его Иорам, уже пять лет бывший наместником при отце, вступил в управление царством Иудейским. Это было в пятом году Иорама, сына Ахавова, царя Израильского. 4Цар. 8:18–19 ; 2Пар. 21:2–4, 6, 7 Иезавель еще продолжала поддерживать нечестие в царстве Израильском 130 ; и дочь ея Гофолия, бывшая в супружестве за Иорамом, сыном Иосафата, конечно, имела сильное влияние на своего мужа, когда он, не взирая на пример отца, охотнее следовал нечестивым обычаям Ахавова дома. Начало своего царствования Иорам ознаменовал самым безчеловечным поступком: он убил шестерых братьев, которые, вместе с богатыми дарами, получили было от отца своего, Иосафата, в удел укрепленные города. И если Господь не предал его со всем домом совершенному истреблению, то единственно ради данного обетования, что потомки Давидовы всегда будут восседать на престоле Иерусалимском.. 4Цар. 8:20–22 ; 2Пар. 21:8– 20 Между тем Господь давал ему чувствовать гнев Свой. Идумеи отложились от него и поставили над собою царя. Хотя Иорам и ходил на них войною, и одержал над ними победу, но не возвратил их к покорности.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

В ответной речи Иов говорит о своей жажде встречи с Богом, он знает, что скажет Господу в свое оправдание (гл. 23), но не может понять смысл страдания вдов, сирот, бедняков. Вилдад утверждает, что Иов ошибается, говоря о страданиях невинных (24. 12), ибо все люди грешны и «как быть чистым рожденному женщиною?» (25. 1-6). Иов обвиняет Елифаза в лицемерии (26. 1-4). Затем следует возвышенное восхваление Иовом Бога Творца (26. 5 - 31. 40). Слова Иова подобны исповеди. «Жив Бог, лишивший меня суда, и Вседержитель, огорчивший душу мою, что, доколе еще дыхание мое во мне и дух Божий в ноздрях моих, не скажут уста мои неправды, и язык мой не произнесет лжи!» (27. 2-4). Праведность и непорочность - вот главные нравственные ценности Иова, к-рым он будет верен до смерти. Именно на эти качества Иова указывал Бог в 1-й беседе с сатаной (1. 8). V. Учение о Премудрости (гл. 28). Эта глава по содержанию близка к др. восхвалениям Премудрости в Свящ. Писании (ср.: Притч 8-9; Сир 1; Прем 6-8). Большинство исследователей, указывая на отсутствие логической связи между «Гимном мудрости» (гл. 28) и соседними главами 27 и 29, полагают, что данная речь представляет собой самостоятельное произведение, к-рое первоначально не входило в книгу ( Рижский. 1991. С. 123; Швинхорст-Шенбергер. 2008. С. 443). Но в то же время стиль и язык этой речи близки к языку и стилю др. частей И. к. ( Рижский. 1991. С. 124). Говоря о Премудрости, Иов (подобно авторам др. учительных книг ВЗ) отмечает ее свойства: бесценность: «Не дается она за золото и не приобретается она за вес серебра» (28. 15); сокровенность: «Сокрыта она от очей всего живущего и от птиц небесных утаена» (28. 21); праведность: «Вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла - разум» (28. 28; ср.: Пс 110. 10; Притч 9. 10); ее божественное происхождение: «Бог знает путь ее, и Он ведает место ее» (28. 23). VI. Иов и Елиуй (главы 29-37). Начиная с XVIII в. большинство библеистов критического направления считают речи Елиуя (главы 32-37) позднейшим добавлением, поскольку, кроме этих глав, 4-й друг Иова нигде более не упоминается. В данных главах особенно много арамеизмов, что, по мнению большинства исследователей, указывает на ее позднее происхождение ( Hartley. 1988. P. 28; Рижский. 1991. С. 130). Еще одной отличительной чертой этой части является более частое использование имени Божия  , чем   и  .

http://pravenc.ru/text/578206.html

Спустя некоторое время Святой, сжалившись над птицами, выйдя из келии, сказал им: – Удалитесь отсюда , и не снедайте более трудов иноческих. Как только Святой изрек слова сии, тотчас же все бывшие на земле птицы полетели кверху и с тех пор уже более никогда не приближались к саду Святого» с. 129–130]. 3.2. Святые поражают хищных зверей Современный человек обычно испытывает страх перед хищными зверями. Они могут сильно поранить и даже загрызть до смерти – особенно тех, кто нападает на них. Рискованным делом считается даже такая охота, когда несколько вооруженных людей выслеживают одного зверя. Иное соотношение сил бывает, когда человеку содействует Всемогущий Бог. В Священном Писании можно найти примеры, когда исполненные Святого Духа мужи бесстрашно ратоборствовали со свирепыми хищниками и без всякого оружия побеждали их. Одним из таких победителей был знаменитый библейский – Самсон. Книга Судей Израилевых, гл. 14 5. И спиде Сампсон и отец его и мати его во Фамнафу, и приидоша до винограда Фамнафа: и се, львичищ рыкающ во сретение ему. 6. И сниде на него Дух Господень, и растерза его яко 5. И пошёл Самсон с отцом своим и с матерью своею в Фимнафу, и когда подходили к виноградникам Фимнафским, вот, молодой лев , рыкая, идёт навстречу ему. 6. И сошёл на него Дух Господень, и он растерзал льва как «Самсон, раздирающий пасть льва». Фрагмент росписи деревянного шкафчика. Россия. XIX в. «Коломенское» козлища от коз, и ничтоже бяше в руку его: и не поведа отцу своему и матери своей, еже сотвори. козлёнка; а в руке у него ничего не было. И не сказал отцу своему и матери своей, что он сделал. Подобное бесстрашие в борьбе с хищными зверями неоднократно проявлял пророк Давид, царь Израиля. Об этом он сам свидетельствовал царю Саулу перед битвой с Голиафом. 1 книга Царств, гл. 17 33. И рече Саул к Давиду: не возможеши поити ко иноплеменнику сему братися с ним, яко ты детищ ecu, сей же муж борец есть от юности своея. 34. И рече Давид к Саулу: егда пасягие раб твой отца своего стадо, и егда прихождаше лев или медведица и восхищаше от стада овцу едину, 35. И аз вслед его исхождах и поражах его, и исторгах из уст его взятое: и аще воспротивляшеся ми, то взем за гортань его, поражах и умерщвлях его ; 36. и льва и медведя бияше раб твой, и будет иноплеменник необрезанный сей яко един от сих: не пойду ли, и поражу его, и отъиму днесь поношение от Израиля? Понеже кто необрезанный сей, иже уничижи полк Бога Жива? 37. И рече Давид: Господь Иже изъят мя от руки львовы и от руки медведицы , Той измет мя от руки иноплеменника сего необрезаннаго. И рече Саул к Давиду: иди и да будет Господь с тобою.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Прор. Иезекииль. Миниатюра из Библии. XII в. (Vat. lat. 12958. Fol. 6v) Прор. Иезекииль. Миниатюра из Библии. XII в. (Vat. lat. 12958. Fol. 6v) В Прологе к греч. переводу Книги премудрости Иисуса, сына Сирахова (ок. 130 г. до Р. Х.) говорится, что «многое и великое дано нам через закон, пророков и прочих», а далее упоминаются «изучение закона, пророков и других отеческих книг», «закон, пророчества и остальные книги». Т. о., для автора Пролога (внука Иисуса, сына Сирахова) помимо «закона и пророков» существовали и др. авторитетные книги. Не очевидно, впрочем, что он ставит «Закон», «Пророков» и «остальные книги» на один уровень. В любом случае создается впечатление, что корпус «остальных книг» для него еще не закрыт и что он, в частности, намерен отнести к их числу книгу своего деда. В Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова (ок. 190 г. до Р. Х.) встречаются следующие слова: «Только тот, кто посвящает свою душу размышлению о законе Всевышнего, будет искать мудрости всех древних и упражняться в пророчествах: он будет замечать сказания мужей именитых и углубляться в тонкие обороты притчей; будет исследовать сокровенный смысл изречений и заниматься загадками притчей» (Сир 39. 1-3). Т. о., авторитетная религ. лит-ра включает закон, пророчества, притчи, а также сказания древних мудрецов и именитых мужей. В Мф 5. 17; 7. 12; 22. 40; Лк 16. 16; Деян 13. 15; 24. 14; Рим 3. 21 слова «закон и пророки» означают Свящ. Писание. В таком же смысле используются выражения «закон Моисеев и пророки» в Деян 28. 23; «Моисей и пророки», «Моисей и все пророки» в Лк 16. 29, 31; 24. 27. В Лк 24. 44 встречается более развернутое выражение «закон и пророки и псалмы». Аналогичным образом выражения «закон и пророки», «Моисей и пророки» употребляются и в кумран. лит-ре (напр., 1QS 1. 2-3; 8. 15-16; CD 7. 15-17). Как и в случае с цитированием «закона и пророков» в Маккавейских книгах, нельзя исключать и того, что в число книг «Пророков» для авторов НЗ и кумранских документов могли входить тексты, известные в раввинистическом иудаизме как «Писания».

http://pravenc.ru/text/Канон ...

Обратимся же, братия мои, к Богу Спасителю нашему, «Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» ( Ин.1:9 ), хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим.2:4 ). «Кто обращал взор к Нему, – говорит пророк Давид, – те просвещались и лица их не постыдятся» ( Пс.33:6 ). Откровение слов Его просвещает, вразумляет самых простых людей ( Пс.118:130 ); только для этого нужно возлюбить их всем сердцем, углубляться в слово Его всей душой. «Как люблю я закон Твой! – восклицал Давид, – весь день размышляю о нем. Очи мои предваряют утреннюю стражу, чтобы мне углубляться в слово Твое» ( Пс.118:97, 148 ). Будем же и мы, подобно Давиду, углубляться в слово Господне, с любовью размышлять о чудных и страшных Откровениях Его. «Сказано древним, – Господь говорит, – не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду, кто же скажет брату своему: «рака» [пустой человек], подлежит синедриону [верховное судилище]; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» ( Мф.5:21–22 ) 5 . Чтобы уразуметь смысл слов сих, обратимся к постановлениям древнего закона Моисеева, который предавал суду человеческому и смертной казни человекоубийц и нарушителей общественного спокойствия. Для этого назначался суд во всяком селении, где было свыше 120 душ, и на нем присуждали виновных к смерти. Кроме этих судов был еще у евреев верховный суд, – синедрион, из 72 членов, который решал дела важные, касающиеся всего государства; на нем судили богохульников, бунтовщиков и государственных преступников. Как тот, кто убьет человека, подвергается суду и смертной казни, так и тот, кто озлится на человека, хотя бы не сделал еще зла ему ни словом, ни делом, повинен уже суду Божию, – говорит Господь. Но если он скажет недругу: пустой ты человек или: бессовестный, то за то, как бунтовщик и нарушитель душевного мира брата своего, подлежит строжайшему суду и мучительной казни. Часто употребляемое евреями при малейшем на кого негодовании слово: «рака» – пустой, бесполезный человек – вовсе не представлялось им преступлением какой-нибудь Заповеди Божьей, тогда как совершенная Правда Божия или Солнце Правды, просвещающее нас свыше Своим учением, указывает нам и на такое слово, как на богопротивное и душепагубное, и чрез то требует от нас совершенной чистоты от грехов, совершенной праведности.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Сам Господь Иисус Христос сказал, что кровь Его излита за многих ( Мф.26:28 ) и что многие от востока, и запада, и севера, и юга придут и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в царстве небесном: ( Мф.8:11 , Лк.13:29 ), а святому евангелисту Иоанну Богослову открыто было, что спасенных Господом Иисусом Христом людей человек не может и перечислить. И взглянул я, пишет он, и вот, великое множество людей, котораго никто не мог перечесть, из всех племен, и колен, и народов, и языков стояло пред Престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих и восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на Престоле, и Агнцу! ( Апок.7:9,10 ). Но будут и такие из людей, которым Господь Иисус Христос на страшном суде скажет: идите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его ( Мф.25:41 ). Это те, которые искоренили из сердец своих любовь к Богу и ближним и сделались неспособными к сожительству с ангелами и святыми человеками. Число их известно одному Богу. Вообще при размышлении о состоянии людей в будущей жизни должно иметь в виду, что степени состояния, как спасенных людей, так и осужденных на мучения грешников будут очень разнородны. Тот, который будет судить всех людей, сказал: раб, который знал волю господина своего и не был готов и не делал по воле Его, бит будет много, а который не знал и сделал достойное наказания, бит будет меньше ( Лк.12:47,48 ). Один святой отец сказал: нам не о том должно размышлять какой будет вечный адский огонь, а о том, чтобы не оказаться в этом огне. Подобным образом должно сказать, что вам должно не о том размышлять, сколько будет осужденных на вечные муки, а о том заботиться, чтобы не оказаться в числе осужденных на эти мучения, и употреблять все усилия, доколе есть время и возможность, к тому, чтобы удостоиться вечного блаженства на небесах. 5 Железо и висмут в твердом виде также плавают на верху масс, растопленных тех же металлов, но и это изменение общего закона говорит о целях Ума, управляющего законами мира. Тиндаля. Вода, стр. 121. 23 Это сказание взято нами из сочинения доктора Шальберга о бессмертии на немецком языке. Изд. 2, стр. 63. У Погодина в книге: Простая речь о мудреных вещах это событие рассказано в несколько измененном виде. 26 Газета Новое Время 4248 и следующий. Здесь говорится и о других явлениях из загробного мира. 27 Рассказ об этом Павла Петровича записан баронессой Обер-Кирх; а самый рассказ был в Брюсселе, там наследник был в 1772 году. Русск. Архив 1869 г. 3, стр. 517–526. 39 Это было около 150 года. Рождение Иринея одни ученые полагают около 120 года, другие около 130 и некоторые около 140 года по P. X. 44 Этот год 150 или ближайший к нему указан в самой Апологии гл. 46. «Христос родился за 150 лет при Квирине», написал Иустин.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Тем не менее в некоторых случаях в четвертом Евангелии термин «иудеи» употребляется расширительно, указывая: а) на иудеев по вере, в отличие от самарян; б) на иудеев по этническому происхождению, в отличие от галилеян; или в) на иудеев, проживающих на родине, в отличие от живущих в рассеянии. Например, в словах спасение от Иудеев ( Ин.4:22 ) из беседы с самарянкой термин, очевидно, указывает на тех, кто придерживается иудейской веры в противовес ее самарянскому варианту. В другом эпизоде иудеи противопоставляются жителям Галилеи: После сего Иисус ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи искали убить Его ( Ин.7:1 ). В третьем эпизоде иудеи противопоставляются Еллинам ( Ин.7:35 ). Когда термин «иудеи» употребляется расширительно, речь идет о весьма неоднородной группе лиц. Между ними были не только враждебно настроенные по отношению к Иисусу, но и те, кто симпатизировал Ему: Многие из них говорили: Он одержим бесом и безумствует; что слушаете Его? Другие говорили: это слова не бесноватого; может ли бес отверзать очи слепым? ( Ин.10:20–21 ). Были и те, о которых евангелист пишет:… Многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса ( Ин.12:11 ). К уверовавшим в Него иудеям Иисус обращался отдельно ( Ин.8:31 ). Споры Иисуса с иудеями, которыми наполнены страницы Евангелия от Иоанна, в современной научной литературе нередко описываются как «семейные ссоры» 129 или «братске диспуты об общем наследии» 130 . Действительно, Иисус критиковал иудаизм не извне, а изнутри 131 . И Он, и Его оппоненты принадлежали к одной этнической семье, к одному «дому Израилеву». И Он, и они исповедовали строгий монотеизм. И Он, и они по-своему любили храм Иерусалимский. С чисто формальной точки зрения Иисус и Его оппоненты не были настолько далеки друг от друга, как, например, верующие от атеистов или представители монотеистических религий от язычников. Тем не менее, нельзя не увидеть натяжку в попытках некоторых современных ученых сблизить Иисуса с фарисеями, сгладить различия между ними за счет противопоставления их саддукеям или зилотам (борцам за политическую независимость Израиля от римской оккупации). Такие попытки предпринимаются, как правило, с целью освобождения Иисуса и раннего христианства, как оно отражено в Евангелиях, от обвинений в антисемитизме. В «оправдание» Иисуса и евангелистов, особенно Иоанна, приводятся следующие аргументы: 1) жесткие обличения в адрес израильского народа задолго до Иисуса исходили от ветхозаветных пророков; 2) Иисус и евангелисты критикуют иудей скую традицию изнутри этой традиции; 3) считать, что Иисус является исполнением ветхозаветных пророчеств, вовсе не то же самое, что выражать ненависть к еврейскому народу; 4) упоминания об «иудеях» в негативном ключе никогда не относятся к еврейскому народу в целом, а только к отдельным его представителям 132 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010