Григория Богослова. Т. I. С. 175. 82 Григория Богослова надгробное слово Василию Великому/Твор. Григория. Т. IV. С. 75—77; Стихотворение Григория о своей жизни/Твор. его. Т. VI. С. 13. 83 Фридлендер. Картины римских нравов. С. 152. 84 Шлоссер. Всемирная история. Т. IV. С. 354. 85 Письмо Василия Великого к Либанию/Твор. Василия Великого. Т. VII. С. 339. 86 Это свидетельство св. Иустина Философа/Иустин. Разговор с Трифоном, гл. 2. 87 Слова Синезия/Остроумов. Синезий, епископ Птолемаидский. М., 1879. С. 182. 88 Блаж. Августин. Исповедь. Кн. III, гл. 3. 89 Фридлендер. Картины римских нравов. С. 153. 90 Августин. Исповедь. Кн. I, гл. 9, 13. 91 Блаж. Иероним. Апология против Руфина. Кн. I, гл. 30. 92 Евсевий. Церков. история. Кн. V, гл. 20. 93 Там же. Кн. VI, гл. 3. 94 Gregorii Neocaesariensis Oratio panegyrica in Origenem, cap. 16. 95 dementis. Stromatum. Lib. I, cap. 1. 96 Василий Великий. К юношам о том, как пользоваться языческими сочинениями/Творения его. Т. IV. С. 345. 97 Там же. С. 356. 98 Там же. С. 349. 99 Григорий Богослов. Надгробное слово Василию Великому»: 100 Евсевий. Церков. история. Кн. VI, гл. 2. 101 Григорий Богослов. Надгробное слово Василию Великому/Там же. С. 79. 102 Там же. С. 76. 103 Sievers. Das Leben des Libanius. Berlin, 1868. S. 24—25. 104 Григорий Богослов. Обличительное слово на царя Юлиана/Там же. Т. I. С. 174. 105 Августин. Исповедь. Кн. 1, гл. 13. 106 Григорий Богослов. Обличительное слово на царя Юлиана/Там же. С. 175. 107 Августин. Исповедь. Кн. I, гл. 16. 108 Там же, гл. 16. 109 Там же, гл. 13. 110 Василий Великий. К юношам..»: 111 Блаж. Иероним. Письмо к Евстохии/Творения его в рус. пер. Т. I. С 131—132. 112 Март. Философы и поэты-моралисты во времена Римской империи. Рус. перев. Москва, 1880. С. 226—229. 113 Григорий Богослов. Надгробное слово Василию Великому»: 114 Там же. 115 Григорий Богослов. Стихотворение о своей жизни/Твор. его. Т. VI. С. 9. 116 Василий Великий. Толкование на пророка Исайю/Твор. его. Т. II. С. 123. 117 Григорий Богослов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2641...

Жизнеописание оптинского старца иеромонаха Леонида. М., 1876; Трифон (Туркестанов), митр . Древнехристианские и оптинские старцы. М., 1996. С. 123-133; Поучение о послушании в Бозе почившаго отца нашего и пустынножителя Зосимы Верховскаго предавшимся ему по Бозе в духовное окормление сестрам общежительной Троице Одигитриевой пустыни, устроенной им самим// Зосима Верховский, преподобный старец . Творения/Сост., предисл., подготовка текстов и коммент. Т.М. Судник . Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006. С. 221-374. Пярт И.П . Водительство Святого Духа или «религиозно-коммерческое предприятие»? Старчество в атмосфере кризиса в Русской Православной Церкви на рубеже XIX и XX вв.//Уральский исторический вестник. 2008 (в печати). Ср. кризис в Оптиной пустыни 1911 г., также закончившийся синодальным расследованием и изгнанием из обители старца Варсонофия. См. Концевич И.М . Оптина пустынь и ее время. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. С. 9-10, 387-390. Государственный архив Калужской области. Ф. 903. Оп. 1. Д. 62. Лл. 36-41. Житие и подвиги в Бозе почившего блаженной памяти старца схимонаха Зосимы, его изречения и извлечения из его сочинений. В 2-х частях. М., 1889. Ч. 1. С. 107-108, 136-158, 162-172; Зосима Верховский, преподобный старец . Творения. С. 496-497, 500-501; Беглов А . «Вечностию неразрушимое содружество»: Страницы русского старчества XIX века: преподобный Зосима (Верховский) и его духовная семья в 1818-1825 гг.//Альфа и Омега. 2001. 3(29). С. 205-206; Женская Зосимова пустынь. Исторический очерк/Сост. монахиня Зосима (Верховская) . М., 2008. С. 76-85. Экземплярский В.И . Старчество//Дар ученичества. Сборник/Сост. П.Г. Проценко . М., 1993. С. 220-221. Ср.: «Распутин с самого начала претендовал на статус «старца», подобно Серафиму , и тем самым приобретал доверие светской верхушки (и презрение духовенства)». - Фриз Г.Л . Церковь, религия и политическая культура на закате старой России//История СССР. 1991. 2. С. 113. Георгий Голубцов, протоиерей . Поездка на Всероссийский церковный собор. Дневник (29 января - 18 апреля 1918 г.)/Подготовка текста и публикация М.И. Одинцова . М., 1995. С. 169-180; Пярт И.П . Водительство Святого Духа или «религиозно-коммерческое предприятие»?

http://bogoslov.ru/article/429277

Изд.: CPG, N 7745-7769, 7770-7781 (спорные); PG. 89. Col. 36-1288; Pitra. T. 2. P. 238-294 («История ересей»); Поучение о благоговейном молении в храме и достойном причащении Св. Таин/Пер. прот. С. Серафимова//ВЧ. 1842/43. Т. 6. 42. С. 363-364; Поучение о том, что не должно осуждать//Там же. 1858/59. Т. 22. 9. С. 83-84; Против тех, которые без благоговения приходят в церковь/Пер. прот. Т. Пасхалидиса//Там же. 1859/60. Т. 23. 48. С. 505-506; Вопросы и ответы 30-32, 41-47, 49, 51)//Владимирские ЕВ. 1866. 10, 11, 14-17; Беседа на 6-й псалом. М., 1869, 19115; Ангел-хранитель//Душеполезные размышления. М., 1882. С. 212-214; Из слова об образе Божием/Пер. Д. В. Металлова//БВ. 1915. Июль-авг. С. 381-404 [отрывок]; Viae dux/Ed. K.-H. Uthemann. Turnhout, 1981. (CCSG; 8) (рус. пер. отр.: Путеводитель/Пер. Д. Болховитинова//ТКДА. 1897. 8. С. 209-211); Sermones duo in constitutione hominis secundum imaginem necnon Opuscula adversus monothelitas/Ed. K.-H. Uthemann. Turnhout, 1985. (CCSG; 12); Три слова об устроении человека по образу и подобию Божиему/Пер. А. И. Сидорова//Альфа и Омега. 4 (18). 1998. С. 89-118; 1999. 1 (19). С. 72-92; 1999. 2 (20). С. 108-147. Лит.: Казанский П. С. Святой Анастасий Синаит//ПрТСО. 1857. Вып. 16. С. 578-605; Св. Анастасий Синаит и его духовное учение. М., 1881; Sp á il S. La teologia di S. Anastasio Sinaita. R., 1923; Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы. П., 1950. М., 1996р. С. 202-209; Σκκος Σ. Περ Αναστασων Σινατν. Θεσσαλονκη, 1964; Weiss G. Studia Anastasiana. Münch., 1965; Richard M. Les véritables «Questiones et réponses» d " Anastase le Sinaite//Bull. de l " Inst. de recherche et d " histoire des textes. 1967/69. T. 15; Заяц В. , прот. Св. Анастасий Синаит и его богословские труды: Курс. соч./МДА. Загорск, 1971; Baggarly J. D. The Conjugates Christ-Church in the Hexaemeron of Ps.-Anastasius of Sinai: Texmual Foundation and Theological Context. R., 1974; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 442-446; Сидоров А. И. История монофелитских споров в изображении Анастасия Синаита (Sermo III) и «Псевдо-Анастасия Синаита» (Synopsis de heraesibus et synodis, 18-26)//ВВ. 1989. Т. 50; Stiernon D. Anastasiana//EEC. T. 1. Col. 35; Haldon J. The Works of Anastasius of Sinai: A Key Source for the History of 7th c.: East Mediterranean Society and Belief//The Byzantine and Early Islamic Near East/Ed. A. Cameron, L. Conrad. Princeton, 1994. P. 107-147; Бибиков M. B. Византийский прототип славянской книги (Изборник Святослава 1073 г.). M., 1996; Чантладзе А. «Вопросоответы к алассию» прп. Максима Исповедника в древнегрузинских переводах//ХВ. 1999. Т. 1 (7). С. 391-396.

http://pravenc.ru/text/114898.html

Петергофский еп. Николай (Ярушевич) летом 1922 г. фактически признал ВЦУ и обновленческое Петроградское ЕУ (ПЕУ). Так, 26 июля Петергофский викарий испрашивал у ПЕУ месячный отпуск «по болезни», передав управление Александро-Невской лаврой уклонившемуся в раскол иером. Иоасафу (Журманову ; с 3 авг. 1922 - архимандрит, впосл. архиепископ). 25 авг. еп. Николай вновь просил ПЕУ о предоставлении ему отпуска на месяц. 28 окт. 1922 г. еп. Николай был уволен на покой ВЦУ, однако указу не подчинился ( Лавринов. 2016. С. 436) и вернулся к управлению «Петроградской автокефалией». 2 мая 1923 г., находясь под арестом в Бутырской тюрьме и ожидая высылки в Зырянский край, еп. Николай написал одному из руководителей обновленцев, прот. А. И. Введенскому , письмо, в к-ром, умоляя Введенского взять его на поруки, заявлял, что уже давно «безоговорочно» подчиняется ВЦУ, «всегда оставался убежденным обновленцем» и требовал «тягчайшего суда и лишения сана б[ывшего] патриарха Тихона за все его преступления» (Малоизвестные страницы. С. 107-108). Однако сделанные архиеп. Николаем в тюрьме заявления о лояльности ВЦУ не помогли ему избежать ссылки. С 28 окт. по 21 февр. 1928 г. и с 1930 по 1933 г. Петергофскую обновленческую кафедру занимал «архиепископ» Макарий Торопов (в 1924-1926 - 2-й викарий, в 1926-1927 и 1930-1933 - 4-й, в 1927-1928 - 5-й викарий раскольничьей Ленинградской епархии). Профессиональный миссионер, на рубеже XIX и XX вв. трудившийся на Алтае, он возглавлял епархиальную комиссию по пропаганде церковного обновления в сельской местности. В 1924 г. обновленцам принадлежал лишь один храм на территории П. в., в самом же Петергофе, согласно справке о религ. орг-циях за янв.-март 1925 г., все храмы принадлежали к «старому течению» (ЦГА СПб. Ф. 5836. Оп. 10. Л. 15-16 об; Оп. 37. Д. 15. Л. 215). К 1935 г. обновленческим оставался приход Троицкой кладбищенской ц. Ораниенбаума (Репрессии правосл. духовенства Ленинграда и области в 1930-е гг./Публ.: М. В. Шкаровский. СПб., 2010. С. 59).

http://pravenc.ru/text/2580080.html

88 Преп. Нил Анкирский. О восьми лукавых духах. 9—10//PG. T. 79. Col. 1153, 1156. 89 Данное предложение практически дословно содержится в «Духовных наставлениях преп. Серафима Саровского» (Глава 34. «О прощении обид»). 90 То есть помазанника Господня. 91 Дословно: «невыразимо». 92 Или еще можно перевести более конкретно: «был бы возведен в клир». 93 Букв.: угасшему, иссякшему. 94 Источник данной цитаты не идентифицируется. 95 Букв.: единовидный. 96 «Пастырь Ерма». Заповеди. 6. 97 Внутренние — аналог верных, то есть православных христиан, а внешние — язычники и еретики (ср. 1 Кор. 5:12—13). 98 «Пастырь Ерма». Заповеди. 3. 99 Здесь, очевидно, имеется в виду напоминание об отсутствии почестей для такого богатого и знатного грешника в Царстве будущего века, что должно побудить его задуматься о прекращении греховной жизни. 100 То есть стыд. 101 То есть по стыду что-то обещающий и не исполняющий впоследствии. 102 То есть сохраним их неизглажденными до дня смерти и Суда. 103 См.: Евсевий Кесарийский. Церковная история. II, 23. 104 В древнемонашеской письменности монашеская община не раз именуется единым телом — по образу именования Телом Христовым всей Церкви у апостола Павла (см.: авва Дорофей Газский. Душеполезные поучения. 6, 77; Преп. Иоанн Кассиан . Установления египетских подвижников. 1, 2; 2, 5; 4, 5; 7, 13; Преп. Феодор Студит . Великое оглашение. I, 5, 12, 13, 60. 105 «Пастырь Ерма». Заповеди. 12, 1. 106 То есть красоты (женской). 107 Ср.: «Ибо каждая страсть имеет противоположную ей добродетель: гордость — смиренномудрие, сребролюбие — милосердие, блуд — воздержание, малодушие — терпение, гнев — кротость, ненависть — любовь» ( Преп. авва Дорофей Газский. Душеполезные поучения. 12). 108 То есть отчаяние. 109 Ср.: Препп. Варсонуфий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни. Вопросоответ 168. 110 Известна как молитва покаянная преп. Антиоха. Ее также советовал читать преп. Серафим Саровский. 111 В церковнославянском переводе: неволею. 112 «Пастырь Ерма». Заповеди. 8.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

99 См.: Архим. Софроний. Видеть Бога как Он есть. С. 63. 100 См.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 126. 101 В-42 (1 июля 1991 г.) согласно нумерации М mI . 102 Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 144. 103 См.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 176, 179. 104 Преобладание, власть. 105 См.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 103. 106 С-3 (16 сентября 1991 г.) согласно нумерации М mI . 107 См.: Сет. Григорий Богослов. Слово 43//Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, Архиепископа Константинопольского. Т. 1. СПб., 1912. С. 633. 108 Имеется в виду, что для Моисея Лицо (греч. Πρσωπον του Θεου) Бога осталось тайной (Исх.33:23), почему и был обетован Израилю «иной Пророк» как восполнение Откровения (Втор.18:15—19). 109 Греч.: «неведомому Богу» . См.: Деян.17:23. 110 См.: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни» (Быт.2:7). 111 См.: Архим. Софроний. Видеть Бога как Он есть. С. 190. 112 См.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 188. 113 Там же. 114 Е. L. Mascal. Archimandrite Sophrony — The Monk of Mount Athos: Staretz Silouan 1866–1938//Religious Studies. T. II. 3 (September). Cambridge, 1975. C. 370–372. 115 Имеется в виду могила, которая по просьбе старца Софрония была уготована недалеко от его кельи. 116 См.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 131. 117 Там же. С. 106. 118 Там же. С. 117. 119 Ср.: Там же. С. 170. 120 С-4 (30 сентября 1991 г.) согласно нумерации М mII . 121 См.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 123, 140. 122 См.: Архим Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 131. 123 См.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 144. 124 С-11 (11 ноября 1991 г.) согласно нумерации М mII . 125 См.: Прп. Иоанн Синайский (Лествичник). Лествица. Гл. 5, 27. С. 82. 126 А.С. Пушкин. «Дар напрасный...» (1828 г.)//Сочинения в трех томах. Т. 1. М., 1985. С. 421. 127 См.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 12.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3944...

T. 1. P. 70-71). Заметное влияние на Сульпиция оказала «Жизнь Киприана» диак. Понтия (Ibid. P. 69-70); ему были известны также Жития вост. аскетов Павла Отшельника и Илариона Великого, составленные блж. Иеронимом (см.: Stancliffe. 1983. P. 90-102). Тем не менее трудно определить, что именно Сульпиций заимствовал из этих произведений. Так, высказывалось мнение, что композиция «Жизни Мартина», в которой совмещаются хронологический и тематический принципы, во многом повторяет композицию «Жизни Антония» ( Labarre. 2004. P. 107). По др. версии, она приближается к сочинениям Светония ( Stancliffe. 1983. P. 95). Описание аскетических подвигов М. как «бескровного мученичества» (напр.: Sulp. Sev. Ep. 2. 8-12) могло быть составлено под влиянием как ранних сказаний о мучениках, так и «Жизни Антония» (см.: Athanase d " Alexandrie. Vie d " Antoine/Éd. G. J. M. Bartelink. P., 1994. Р. 58-59. (SC; 400)). Не вполне ясно, откуда Сульпиций мог заимствовать мотив «неизменности» (constantia) характера М., с которым связано отсутствие к.-л. эволюции личности героя, с рождения призванного Богом к служению ( Sulpice S é v è re. 1967-1969. T. 1. P. 95; Labarre. 2004. P. 108-109). Некоторые особенности «Жизни Мартина» могли восходить к античным жизнеописаниям философов, напр., скупое и лаконичное описание жизни святого до крещения (однако параллели можно найти также в христ. жизнеописаниях святых Киприана и Антония - Labarre. 2004. P. 106). Возможно, из философских биографий было заимствовано представление о том, что жизнь «великого человека» служила примером для подражания (с этим могло быть связано рассуждение о пользе агиографии в прологе - Ibid. P. 112, 115). Однако нельзя исключить, что на Сульпиция в данном случае могли повлиять сказания о мучениках, создававшиеся с целью убедить всех христиан в желательности и даже необходимости мученического подвига. Сульпиций неоднократно подчеркивает, что М. сравнился с пророками и апостолами, т. е. со святыми ВЗ и НЗ ( Sulp. Sev. Vit. Mart. 7. 7; Idem.

http://pravenc.ru/text/2562414.html

В 1976-1977 гг. на территории вост. пригородного некрополя Сирмия были исследованы остатки базилики И.- однонефного (?) одноапсидного храма, построенного в сер.- 2-й пол. IV в. Храм был идентифицирован по упоминанию в одной из эпитафий о погребении в «базилике господина нашего Иринея» (in basilica domini nostri Erenei). После неоднократных вторжений варваров в V-VI вв. Сирмий пришел в упадок, епископская кафедра перестала существовать. В это время реликвии мн. паннонских святых были перенесены в др. области, где продолжалось их почитание. Так, почитание св. Димитрия сохранялось в Фессалонике, св. Анастасии - в Риме и К-поле, святых Квирина и Поллиона - в Риме и т. д. (см.: Popovi V. Le dernier évêque de Sirmium//REAug. 1975. Vol. 21. P. 107-108). О перенесении мощей или др. реликвий И. из Сирмия сведений нет, однако почитание святого зафиксировано в ряде зап. и вост. богослужебных книг. О паломничестве к ц. св. Иринея (вероятно, в Сирмии) сообщал Феофилакт Болгарский , архиеп. Охридский (1088/89-1125), в Житии Тивериопольских мучеников ( Theophylacti Bulgariae archiep. Historia martyrii XV martyrum//PG. 126. Col. 220). Рассказывая об исцелении человека, страдавшего крайним чревоугодием, Феофилакт упоминает о том, что больной совершил паломничество в Рим, к гробнице ап. Петра, и к храму св. Иринея (Επεζτησε δ κα τν γιον Ερηναον); было известно, что в этом храме совершались чудеса. В 1071-1072 гг. Сирмий вошел в состав Венгрии, после чего местные церкви перешли в юрисдикцию лат. Калочско-Печского архиепископа. В 1231 г. Римский папа Григорий IX восстановил Сирмийское (Сремское) епископство с кафедрой в бенедиктинском мон-ре св. Стефана в Баношторе. В сер. XIII в. впервые упоминается о существовании ц. св. Иринея в Сирмии (ecclesia sancti Irenei Syrmiensis), при к-рой функционировал капитул каноников. Точное местоположение церкви неизвестно. По мнению ряда исследователей, ее можно отождествить со средневек. храмом в Мачванска-Митровице, на правом берегу Савы. В IV в. здесь, напротив Сирмия, располагался один из пригородных некрополей, где был сооружен мартирий, предположительно в форме триконха (исследован не полностью). В VI в. мартирий сгорел, в X-XIII вв. на его месте были последовательно сооружены 3 новые церкви, последняя из к-рых могла принадлежать лат. капитулу. Неизвестно, какому святому был изначально посвящен мартирий, тот факт, что в Х в. его руины ошибочно называли древним храмом И., скорее всего объясняется утратой местной церковной традиции ( Boskovi. 1974. P. 629-632). Однако, по мнению В. Поповича, мартирий можно связать с почитанием И.: храм был расположен рядом с рим. мостом через Саву, к-рый отождествляется с Базентским мостом, где был казнен святой (см.: М. Cupмujyм, «град-острво» и два острва//Ниш и Buзahmuja: Зб. радова/Ур. М. Pakoцuja. Ниш, 2007. 5. С. 238-239). Капитул И. перестал функционировать в 1-й пол. XVI в. в связи с тур. нашествием.

http://pravenc.ru/text/673987.html

Гр[ешная] Н[адежда]. Дочери покойной Феодосии Васильевны – Вера и Нюра – поздравили меня и очень жалеют, что Вы нездоровы. 8/21 апреля 1957 г. – 12 ч[асов] ночи. Н[адежда] Б[едина]. Д. 23. Л. 51–52. Подлинник. Автограф. 6. 21 декабря 1957 г. 8/21 декабря 1957 г. В[аше] П[реосвященство]! Дорогой и родной наш Владыка! Только сегодня, ровно через месяц, получила посылочку от Шуры, – очевидно, у нас ящик плохо прикрывается и вылетали бумажки на снег. Тем большую я получила радость, что вчера был Николин день, а этим образом благословил нас папа перед смертью , а сегодня св. Амвросия Медиол[анского], который научил торжественному прославлению Господа в своей песне «Тебе Бога хвалим» 107 . Вчера же я получила письмецо из Меленковского инвалидного дома от дорогой Александры Ивановны Брайкиной 108 с просьбой поминать в храме новопреставленную Екатерину, т. к. у них ей в этом помочь некому и прислала 28 руб[лей]. 9/22 декабря в Воскресенье – память ик[оны] Б[ожией] М[атери] «Нечаянная радость», – и наша покойная Нюрочка 109 была бы именинница, а вообще это наша семейная икона. Хотелось мне поехать во Владимир в ноябре, но не пришлось, а теперь уж как Господь, но не теряю надежды. 12/25 декабря исполнится 3 года о. Илиодору. А 19 декабря/1 января скончался в с. Антилохове, недалеко от Коврова, знакомый Вам б[ывший] о. Павел Рождественский 110 . С ним же служила последнее время м. Ларисса, которая лишена была радости видеть Вас по возвращении. К сожалению, не знаю, когда она скончалась. Очень благодарю за внимание, простите меня, во всем неисправную. Тороплюсь на почту, а то еще задержится, и так вчера не успела опустить. Кончаю утром 8 декабря. Ост[аюсь] благодарная] Вам гр[ешная] Н[адежда] Б[едина]. 8/21 декабря 57 г. Д. 27. Л. 150–150 об. Подлинник. Автограф. 7. 20 января 1958 г. 7/20 января 58 г. Дорогие! Вчера получила драгоценную посылку, даже стыдно, так я разбогатела. Вспоминаю покойную Дуню (инокиню), которая вместе со мной была 2 года на севере, – «Надя, я не спасусь, мне очень хорошо живется».

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Для посвящения в сан епископа игумен Симон должен был отправиться в Киев к митрополиту Матфею 106 . В 1216 году, когда, после междоусобия великий князь Георгий Всеволодович должен был удалиться из Владимира в Радилов Городец на Волге, преданный ему Святитель Симон последовал за ним в это изгнание. В том же году он, однако, ездил в Ростов на погребение епископа Ростовского Пахомия. В 1217 году, когда Георгий Всеволодович получил Суздаль, и Святитель Симон прибыл в Суздаль, где была по праву принадлежавшая ему кафедра. Есть некоторое основание думать, что он был участником торжественного сретения во Владимире святынь, принесенных великому князю Константину Всеволодовичу Полоцким епископом 107 . По кончине великого князя Константина Всеволодовича (2-го февраля 1219), когда великокняжеский престол занял вновь св. Георгий Всеволодович, Святитель Симон снова водворился во Владимире. В 1219 году он освятил во Владимире Рождественскую монастырскую церковь , после ее обновления. В 1222 году, в Суздале, на месте построенной еще Владимиром Мономахом соборной церкви, павшей от ветхости, он заложил соборный храм, а 8-го сентября 1225 года освятил его. Существует мнение, что именно Святитель Симон подал великому князю Георгию Всеволодовичу мудрый совет – основать, при впадении Оки в Волгу, Нижний Новгород, как оплот против болгар и мордвы (основан в 1221 году 108 ). Святитель Симон скончался в 1226 году 22-го мая, почти за 12 лет до татарского погрома. «Преставился, говорит летопись, блаженный и милостивый и учительный Симон, Епископ Суздальский и Владимирский, постригшись в схиму; и положено было честное тело его в церкви Святой Богородицы во Владимире». Не собственное, бр., назидание присоединим к описанию жития мудрого и знаменитого в истории отечественной Святителя Симона, а предложим собственные слова его в наше назидание из его послания к Поликарпу. Добавим от себя разве некоторые приложения слов Святителя к нам и нашему времени. Так начинается упомянутое послание Святителя Симона к Поликарпу: «Брат, сядь в безмолвии, собери ум свой и скажи себе: о убогий иноче! Не оставил ли ты мира и по плоти родителей ради Господа? Если же и пришедши сюда (т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010