Блаженный Августин : «Богу всегда принадлежит благодать, Богу — и таинство, а человеку — одно служение. Если он хорош, то согласуется с Богом, действует с Богом; если плох, то чрез него совершает Бог видимую форму таинства, а Сам дарует невидимую благодать… Не думайте, будто от нравов и действий людей зависят божественные таинства: они святы от Того, Кому принадлежат» Святитель Феолипт Филадельфийский : «Какой бы ни был повод для суда над священником и кто бы ни желал этого суда, грех священника не уменьшает благодати, но благодать действует ради достоинства священнического сана, дабы мы, приступая к священнику, понимали, что не к человеку, но к Богу приступаем, через него подающему нам дары и освящающему нас. О недостойном священнике мысли так: Бог ради достоинства священного сана действует через него, за беспечность же его жизни Он судит его в тот день, когда каждому надлежит дать отчет, ведь суд принадлежит Богу». Цитаты о священстве «Священство двояко: одно – духовное, другое – сакраментальное. Священство духовное имеют все православные христиане, как учит апостол Петр, говоря: Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел ( 1Пет.2:9 ). И святой Иоанн в Откровении: Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему (5:9–10). И соответственно, каково это священство, таковы и его приношения, а именно: молитвы, благодарения, умерщвление плоти, добровольные мученические страдания за Христа и тому подобное, к чему призывает нас апостол Петр: И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом ( 1Пет.2:5 ). Также и Павел: Итак, призываю вас, братья, милосердием Божиим предать тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу: духовное служение ваше ( Рим.12:1 )». Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной Литература по теме Близкие понятия

http://azbyka.ru/svyashhenstvo

При всем разнообразии значений слова «Е.» в раннехрист. текстах уже апостолы употребляли его и в том значении, какое прочно закрепилось за ним впосл. в догматическом сознании Церкви. «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси,- предостерегал ап. Петр ,- и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» (2 Петр 2. 1). Относя Е. к «делам плоти» (Гал 5. 19-20), ап. Павел дал практическое предписание в отношении еретика: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит 3. 10-11). Это предписание и сама апостольская характеристика еретика впосл. были учтены в соборной практике Церкви. С IV в. слово «Е.» все чаще стало использоваться для обозначения ошибочного учения, хотя в текстах того же периода можно встретить и выражения вроде αρεσις καθολικ (букв.- кафолическая ересь), к-рым Евсевий Кесарийский назвал истинное учение Кафолической Церкви ( Euseb. Hist. eccl. X 5. 21). В дохрист. эпоху на Западе греч. слову αρεσις соответствовало лат. secta. Впосл. эти термины были разведены: слово secta стало использоваться для обозначения отделившейся от Церкви религ. общины или организации, в то время как за словом «Е.» сохранилось его прежнее значение, неортодоксального учения. В рус. богословской лит-ре, испытавшей в XVI-XVIII вв. зап. влияние, слова «Е.» и «секта» часто также использовались как синонимы, однако в слав. и рус. библейских переводах и в рус. переводе творений вост. отцов Церкви термин «секта» не употребляется. Проблемы изучения Е. Исследование еретических учений связано с многочисленными трудностями. Прежде всего к ним относятся большое количество и разнообразие Е. (к VIII в. их было уже ок. 100), а также их непостоянство. «Посмотрим,- замечает в этой связи сщмч. Ириней Лионский,- на непостоянство мнений этих (еретиков), как они, двое или трое, об одном и том же говорят не одно и то же, но противоречат между собой и по сути дела, и в именах» ( Iren.

http://pravenc.ru/text/190129.html

Вследствие прошения строителя Александра с 6ратией Государи приказали, бывшему тогда, боярину и воеводе Алексею Петровичу Салтыкову, за неимением вотчин и рыбных ловель, выдавать повсегодно денежное и хлебное жалованье; однако оного получаемо не было; а во 1-х, вместо жалованья, даны во владение оного монастыря, по Высочайшим грамотам, в 7197 году на Кутуме реке перевоз и лодочный караул и на рыбных исадах плоты. 2. В 7200 г. Августа 16 дня на Кутумове реке пожалованы Великими Царями пристань, плоты и от Митрополичья загородного двора вниз по реке Кутумове до загородного Спасского двора земли, вследствие челобитной строителя старца Мартирия; по его же челобитной подтверждены грамотою Царей права на преждедарованвые монастырю владения для ограждения от притеснений, 3. В 7201 году Сентября 8 дня Великие Государи Иоанн Алексеевич и Петр Алексеевич приказали грамотою князю Петру Ивановичу Хованскому с товарищами отдать в Предтеченский монастырь старцу Мартирию с братией и кто, по них, будут строители и братия, Астраханский таможенный сбор с садов и земляных овощей в вечное владение неотъемлемо на монастырские строения и пропитание братии. 4. К 7204 г. Марта 30 дня Великий Государь Царь и Великий Князь Петр Алексеевич пожаловал того же монастыря строителю Герасиму с братией или кто, по них, иные строители и братия 6удут в том монастыре, во владение порожнее место, данное им под кузницы и позволил сгребать соль до 10 тыс. пудов против Спасского и Вознесенского монастырей, беспошлинно и держать лодочный караул и перевоз и рыбные исады и плоты, данные им на реке Кутуме и таможенный пошлинный сбор, по прежним жалованным в 7197 и 7201 годах грамотам Государей 5 . 5.Сколь ни велики были Монаршие щедроты и милости сей обители; но вследствие разных притеснений и злоупотреблений, она не могла прочно и неизменно пользоваться сборами и землями, дарованными ей Царями Иоанном Алексеевич ем и Петром Алексеевичем и Софьею Алексеевной. В 1757 году нужда заставила опять обратиться с челобитною к щедротам Монаршим Казначея оного монастыря Тихона с братией; в челобитной старец изображает следующее: 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Мнения народные о Христе были известны ученикам, и они перечисляют эти мнения в ответ на вопрос Христа. Они сказали: «Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию или за одного из пророков». Об этих мнениях народных евангелисты сообщают и по другому поводу ( Мр. 6:14–16 , Лк. 9:7–8 ) и там перечисляются те же самые мнения. Известно из евангелия, что за воскресшего Иоанна Крестителя считал Христа Ирод Антипа ( Мф. 14:1–2 , Мр. 6:14 ). Илию ждали как предтечу Мессии на основании пророчества Малахии об явлении Илии Фесвитянина пред наступлением дня Господня, великого и страшного ( Мал. 4:5 ). Книжники говорили, что Илии надлежит придти прежде ( Мф. 17:10 , Мр. 9:11 ). Христос указывал исполнение пророчества Малахии на Иоанне Крестителе ( Мф. 11:14, 17:12–13 , Мр. 9:13 ). Об ожидании пред пришествием Христовым Иеремии или еще кого из пророков – ничего неизвестно; упоминания об Иеремии во Второй Книге Маккавейской ( 2Мак. 2:1–9, 15:12–16 , 3Ездр. 2:18 ) не дают основания к каким-либо определенным заключениям 4 . Марк и Лука опускают имя Иеремии. Были, следовательно, люди, которые считали Иисуса Христа вообще за одного из воскресших пророков, безотносительно к пришествию Мессии 5 . Подробные разыскания обо всех этих народных мнениях никакого особого богословского значения иметь не могут 6 . Когда апостолы перечислили различные мнения о Христе, распространенные в народе, Он спрашивает их: вы же за кого почитаете Меня? υμεις δε τινα με λεγετε ειναι. Самая форма вопроса показывает, что от Своих ближайших учеников и последователей Он ожидает такого мнения, которое можно противопоставить мнениям народным. «Когда Христос спрашивал о мнении народа, тогда все отвечали на Его вопрос; когда же о их собственном, то Петр, уста апостолов, всегда пламенный, глава в лике апостольском, не терпит, предупреждает и говорит: Ты Христос, Сын Бога живаго ( Мф. 16:16 ) " 7 . Сыном Божиим ученики называли Иисуса Христа и раньше: так назвал Его Нафанаил при самом своем призвании ( Ин. 1:49 ) и все бывшие в лодке после укрощения бури ( Мф. 14:33 ). Однако исповедание Христа устами ап. Петра в пределах Кесарии Филипповой сохраняет свое исключительное значение. Восклицание апостолов в лодке: αληυως υεου υιος ει – имело своим понятным источником те переживания, которые были у них как очевидцев чудесного проявления могущества Христова и Его власти даже над стихиями природы; здесь «исповедание» является ясным и сложившимся убеждением. Толкователи и комментаторы обращают внимание на то, что в ответе Петра все слова стоят с членом: о Χριστος ο υιος του υεου του ζωντος. Петр исповедал Иисуса Христа Единородным Сыном Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

1. Они такие содержат истины, которые хотя для знания человеческого необходимо нужны, однако единым светом естества познаны быть не могут, как то показание пути к примирению человека с Богом: впрочем, сии истины ни самим себе, ни разуму и опыту, ни истинам всеобщим (absolute necefsariis) не противоречат, и суть самые древние. 2. Свидетельствуют оных книг писатели, что они писали свыше им ниспосланное и откровенное, и никакой нет причины, которая бы позволяла сомневаться о их свидетельстве. Ибо они не только истину того, что писали, ясно понимали, но и согласны, были так писать; поскольку рассматривание сих писаний нимало не дает иметь подозрения в обмане. 3. Христос и апостолы при решении споров о вере, при исправлении нравов в жизни ссылаются на сии книги, яко на Божественные изречения. ( Мф.17:5 ; Лк.10:16 ). 4. Петр муж богодухновенный ( Деян.15:7; 5:3 ) называет пророческое слово известнейшим ( 2Пет.1:18 ), и утверждает, что оно произошло от Святого Духа. ( 2Пет.1:20,21 ). 5. Павел, также муж богодухновенный ( 1Кор.7:40 ; Рим.15:18 ). Писания Ветхого Завета называет изречениями Божественными (к Рим.3:2 ) и свидетельствует, что они суть богодухновенные ( 2Тим.3:16 ). 6. Пророчества, наипаче те, кои надлежат до Христа, прежде толико веков свои события предваряющие, действительно исполнились. Быт.15:13–16 . Снеси Исх.3:6–10 . Иисуса Нав.6:26 . Снеси 3Цар.16:34 . Быт.49:10 . Иез.7:14 . Дан.9:24–27 . Мих.5:1 и проч. Снеси Втор.18:21,22 . Иез.41:22,23; 46:9,10 . 7. Имеют силу вышеестественную духовно ослепших и умерших просвещать, воскрешать и давать жизнь духовную и проч. ( Рим.1:16 ; 1Пет.1:23 ). 8. Кто оные книги с мыслью внятною, и воле Божией злобно непротивоборствующею читает и рассуждает, тот чрез одни их изречения найдет в себе склонение разума своего к согласию, воли к повиновению и пристойным склонностям. Тот наипаче оные книги без всякого сомнения за истиннейшее слово Божие почитает, который истинам, в них содержащимся, повинуется ( Иов.7:17 ). Ибо тогда разум благодатью Святого Духа так просвещается, что он совершенно удостоверен бывает о том, что они суть Божественные, или от Бога происшедшие ( Еф.1:13 ). А все сие не что иное есть, как характеры истинного Божеского откровения.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Андроник I Гид 1222–1235 Иоанн I Аксух 1235–1238 Мануил I 1238–1263 Андроник II 1263–1266 Георгий 1266–1280 Иоанн II 1280–1284,1284–1297 Феодора 1284 Алексей II 1297–1330 Андроник III 1330–1332 Мануил II 1332 Василий 1332–1340 Ирина Палеологина 1340–1341 Анна Анахутлу 1341–1342 Иоанн III 1342–1344 Михаил 1344–1349 Алексей III Иоанн 1349–1390 Мануил III 1390–1417 Алексей IV Василий 1417–1429 Иоанн IV 1429–1460 Давид 1460–1461 В 1461 Трапезунд захвачен османами 5. Болгария Аспарух 680/1–701/2 Тервель 701/2–718/9 неизвестный 718/9–725 Севар 725–739 Кормисош 739–754/6 Винех 754/6–762 Телец 762–765 Сабин 765–767 Умор 767 Токту 767–772 Паган 772 Телериг 772/3–777 Кардам 777/8-ок. 803 Крум ок. 803–814 Дукум 814 Дицевг 814–815 Омуртаг 815–831 Маламир 831–836 Пресиан 836–852 Борис I Михаил 852–889 Владимир Расате 889–893 Симеон (царь) 893–927 Петр 927–969 Борис II 969–971 В 971 Болгария присоединена к Византии Западное болгарское царство Самуил 976–997–1014 Гавриил Радомир 1014–1015 Иоанн Владислав 1015–1018 Пресиан II 1018 В 1018 Западная Болгария присоединена к Византии Второе болгарское царство AcehьI 1186–1196 Петр II 1196–1197 Калоян (Иоанн) 1197–1207 Борил 1207–1218 Иван Асень II 1218–1241 Коломан Асень 1241–1246 Михаил I Асень 1246–1256 Коломан II 1256–1256/7 Константин Тих 1257–1277 Михаил II 1277–1279 † Ивайло 1278–1280 Иван Асень III 1279–1280 Георгий I Тертер 1280–1292 Смилец 1292–1298 Чака, сын Ногая 1299 Феодор Святослав Тертер 1300–1322 Георгий II Тертер 1322–1323 Михаил Шишман 1323–1330 Иван Стефан 1330–1331 Иван Александр 1331–1371 Иван Шишман (Тырново) 1371–1393 Иван Срацимир (Видин) 1360–1396 В 1393/6 Болгария захвачена Османской империей; в Видине на правах вассала султана до 1422 правил Константин, сын Ивана Срацимира 6. Сербия Властимир, великий жупан ок. 825-ок. 860 Мутимир ок. 860–891 Первослав 891–892 Петар Гойникович 892–917 Павле Бранович 917–920/1 Захарий Первославлевич 920/1-ок. 924 Часлав Клонимирович 927-после 950 После 950 Сербия присоединена к Византийской империи. В Зете (Дукле)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

I. Коринфская община и скорби ап. Павла 1. Отложенное посещение Коринфа 2. О «строгом» (4 ст.) послании 3. Прощение обидчика Ап. Павел и его служение 1. Скорби и утешение апостола 2. Сущность апостольского служения а) служение Нового Завета б) внешнее и внутреннее содержание апостольского служения в) призыв к церковному единству 3. Утешение после встречи с Титом Денежный сбор в пользу Иерусалимской Церкви 1. Пример Македонских церквей 2. Обнищание Господа нашего Иисуса Христа нас ради 3. Организация и принципы сбора 4. Призыв к щедрости 5. Сбор как выражение единства и любви Автоапология ап. Павла 1. Хвала «немощами» 2. Видение ап. Павла 3. Предупреждение коринфян перед приходом Благословение 4. Послание к Галатам 1. Защита апостолом Павлом своего апостольского достоинства а. Свидетельства о призвании к апостольству б. Второе посещение Иерусалима (Гал.Апостольский собор) в. Апостолы Петр и Павел в Антиохии Закон и обетование в истории спасения а. Верующие — семя Авраама и наследники обетования по дару Святого Духа б. Закон, данный позднее, не отменяет обетования в. Закон — детоводитель ко Христу Освобождение от закона и усыновление Богу. Пример Исаака и Измаила Свобода — основание нравственной жизни 5. Послание к Ефесянам 1. Начальное приветствие Вступительная молитва, благодарение за искупление Иисусом Христом Основная часть  I. Догматическая а) молитва об ефесянах б) догматическое учение о соединении иудеев и язычников во Христе в) молитва и славословие II. Практическая а) единство в вере б) духовное обновление в) «семейный кодекс» г) о духовной брани. Верующий — воин Христов Заключение I. О себе II. Благословение 6. Послание к Филиппийцам 1. Введение а. Приветствие б. Благодарение Богу за Церковь в Филиппах в. Молитва о возрастании филиппийцев в любви и познании Бога Обстоятельства написания Послания и призыв к терпению в страданиях а. Узы ап. Павла и их влияние на проповедь б. Призыв к страданию за Христа Поучение филиппийцам а. Призыв к единодушию и единомыслию б. Пример Христа. Кеностический гимн

http://azbyka.ru/shemy/kratkoe-soderzhan...

1774 г.; Димитрий Гусев (умер 10.7.1779); Иоанн Безщечкин (умер в 1791 г.); Петр Володимиров; Василий Васильевский и Константин Носов (все вместе служили менее 2 лет); Стефан Ключарев до 1793 г. (закончил семинарию); Стефан Воскресенский до 1.7.1801; Афанасий Рожин 1.7.1801-1803 г.; Петр Иванов Кутейников 1803-17.7.1851 (сын священника); Михаил Щеколдин 1859-1874 г.г.; Аркадий Лысков 1874-1875 г.г.; Афанасий Подосенов 7.1.1876-17.4.1878. Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 1. - Архангельск, 1894. С. 56-62. Михайло-Архангельская церковь построена на берегу Сев. Двины на месте ранее бывшего Михайло-Архангельского монастыря между ул. Воскресенской и улиц Полицейской (ул. Свободы), в настоящее время на месте разрушенной церкви и из ее кирпича построена школа 4. Эта церковь была построена после пожара 1636 г.. уничтожившего до основания монастырь, место которому (на Нечерах) отвел после пожара царь Михаил Федорович. Главный храм был освящен во имя Происхождения Честнаго Креста Господня с приделом во имя чуда Михаила Архангела в Хонех. Служили в церкви монахи. К 20-ым годам XVIII столетия церковь сильно обветшала, по грамоте Варнавы от 5/X 1721 г. начата постройка нового деревянного храма о трех престолах: главный - во имя чуда Архангела Михаила в Хонех. Южный придел Тихвинской Божией Матери. Северный - Великомученицы Екатерины. Освящена в 1720 г. архимандритом Архангельского монастыря Иосафом. Четырехъярусный иконостас холодного главного храма обращает на себя внимание из-за своей древности. Иконостас Екатерининского храма дважды заменялся. В 1738 г. пожар уничтожил церковь. Вид деревянных храмов описать невозможно, так как сгорели документы о церквах. По храмозданной грамоте преосвященного Варсонофия от I3/X 1742 г. и грамоте Елизаветы Петровны начато строительство каменного храма, освящ. 3/Х 1743 г. во имя Чуда Михаила Архангела с теплым северным приделом во имя великомученицы Екатерины. В 1763 г. начата постройка теплого придельнаго Тихвинской Божией Матери, упраздненный за ветхостью в 30-х годах XIX столетия и в 1845 г.

http://sobory.ru/article/?object=36201

О Церкви Христовой В каком состоянии находятся все люди после грехопадения прародителей — Адама и Евы?   В состоянии греховности и душевной погибели. Слово Божие так говорит об этом: «как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили.» (Рим 5:12); «все согрешили и лишены славы Божией» (Рим 3:23); «всем же отступникам и грешникам — погибель» (Ис. 1:28). От кого же людям нужно ожидать и где искать спасения?   От Гнева Бога, Которого оскорбили — и стали поэтому «чадами гнева» (Еф. 2:3). Обещал ли Господь людям примирение с Собою?   Обещал (Ис. 27:4, 5) и совершил его. Апостол пишет христианам: «мы примирились с Богом смертью Сына Его» (Рим. 5:10). Значит, спасение кающихся людей возможно чрез Единородного Сына Божия и только чрез Него, «ибо, — говорит Апостол Петр, нет другого имени под небом, данного человекам, которым нам надлежало бы спастись» (Деян. 4:12). Что же сделал Господь Иисус Христос для спасения людей?   Он, во-первых, открыл истину Божию о том, как должно людям жить, чтобы прийти к Богу Отцу (Ин. 14:6, 8:24, 25, 8:31, 32, 14:15, 16, 21).    Во-вторых, Он пострадал за нас и умер на кресте за «грехи наши и воскрес для нашего оправдания» (Рим. 4:25).    В-третьих, Господь дал людям Божественную благодать, то есть силу, помогающую людям спасаться (Рим 5:1, 2). Как люди могут усвоять все потребное для жизни и благочестия, дарованное нам от Божественной силы Иисуса Христа?   О Своем служении грешному роду человеческому Господь Спаситель ни в какой книге не написал Сам; Он не вверял Своих даров какому-либо одному человеку. Христос Спаситель «приобрел Себе кровию Своею» (Деян. 20:28) общество исповедников Его Евангелия, назвал это общество Церковью, что по-гречески означает собрание, и этой Церкви Своей, этому обществу вверил Свое научение, Свои милости и Свою благодать. Каким же образом люди могут наследовать спасение?   Всякий, кто бы пожелал воспользоваться дарами Божиими, тот необходимо должен уверовать во Христа Спасителя (Ин. 14:1), познать Его истину и присоединиться к обществу истинных исповедников Христовых (Деян. 2:47).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Генералиссимусов было у нас три: Меншиков, Герцог Брауншвейг-Люнебургский и Суворов 2 ; Генерал-Фельдмаршалов по настоящее время, в течение ста тридцати девяти деть, сорок восемь 3 (не считая двух Фельдмаршалов-Лейтенантов), но из них только восемь получили жезлы среди блистательных побед своих: 1) Меншиков, на самом поле сражения; 2) Салтыков (Граф Петр Семенович); 3) Румянцев-Задунайский; 4) Суворов- Италийский; 5) Кутузов-Смоленский; 6) Барклай де Толли, на поле сражения; 7) Дибич-Забалканский и 8) Князь Варшавский. – Другие Фельдмаршалы возведены в это достоинство, за неоднократное поражение неприятеля, испытанное мужество и некоторые, сверх сего, из уважения приобретенной ими славы в Европе, как то: 1) Шереметев;. 2) Репнин (Князь Аникита Иванович); 3) Голицын (Князь Михаил Михайлович; 4) Брюс; 5) Миних; 6) Ласси; 7) Голицын (Князь Александр Михайлович ; 8) Потемкин-Таврический; 9) Репнин (Князь Николай Васильевич); 10) Каменской; 11) Прозоровский; 12) Гудович; 13),Князь Витгенштейн и 14) Князь Остен-Сакен. Из них Репнин, победитель Юсуфа, без всякого сомнения, исторгнул бы жезл на бранном поле, если б военный орден Св. Георгия 1-го класса, установленный Императрицей Екатериной II-й, не увенчал тогда его знаменитых подвигов. – За долговременную военную и гражданскую службу: 1) Головин; 2) Долгорукий; 3) Трубецкой (Князь Иван Юрьевич); 4) Трубецкой (Князь Никита Юрьевич); 5) Бутурлин; 6) Апраксин; 7) Бестужев-Рюмин; 8) Чернышев (Граф Захар Григорьевич); 9) Салтыков (Князь Николай Иванович ); 10) Чернышев (Граф Иван Григорьевич); 11) Салтыков (Граф Иван Петрович); 12) Граф Эльмпт и 13) Граф Мусин-Пушкин. Должно заметить, что Бестужев-Рюмин переименован из Канцлеров в Генерал-Фельдмаршалы Императрицею Екатериною II-ю в награду невинного заточения; Трубецкой (Князь Никита Юрьевич) более известен, как Генерал-Прокурор, нежели Полководец, а Чернышев (Граф Иван Григорьевич) пожалован императором Павлом I-м в Генерал-Фельдмаршалы по флоту и не служил в сухопутных войсках.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010