Глава 33    А нечестие Манассии показала и книга Царств. Ибо превзошел не только злочестивых царей, но и те народы, «ихже,» — как сказано, — «истреби Господь от лица сынов Израилевых» (2 Пар. 33:2). Он понес и наказание за нечестие, потому что предан царю Ассирийскому и связанный отведен в Вавилон. Но бездна человеколюбия и для него отверзла источники милосердия. Сказано: «и егда озлоблен быстъ, взыска лице Господа Бога своего, и смирися зело пред лицем Бога отец своих, и помолися к Нему; и услыша вопль его, и возврати его во Иерусалим на царство его; и позна Манассиа, яко Господь той есть Бог» (2 Пар. 33:12—13). Так, наказание приносит пользу желающим оной. Ибо чего не имел Манассия на царском престоле, то приобрел в рабстве. И по освобождении от рабства, сказано о нем, «отъят боги чуждыя и идолы от дому Господня, и вся олтари, яже созда в горе дому Господня и во Иерусалиме, и изверже вся вон из града. И паки воздвиже олтарь Господень, и пожре на том жертву спасения и хваления» (2 Пар. 33:15—16). Даже и народ научил благочестию. Сказано: «заповеда Манассиа Иуде, да служат Господу Богу Израилеву» (2 Пар. 33:16). Но Писание дает также видеть и несовершенство народа, потому что писатель присовокупил, что «еще людие жряху на высоких» (2 Пар. 33:17). Но что на высоких приносили жертвы истинному Богу, и здесь ясно сие показывает история, ибо присовокуплено: «обаче Господу Богу своему.» Глава 34    Повествуемое об Аммоне и Иосии объяснили мы в Четвертой книге Царств. Глава 35    Но требует исследования, почему Иосия, когда кивот находился во Святая Святых, повелел левитам очиститься, чтобы внести святой кивот в дом Господень. А сие видно и из последующего: «и поставиша кивот святый в дому, егоже созда Соломон сын Давида царя Израилева» (2 Пар. 35:3). Думаю, что или царь Ассирийский, взяв город при Манассии, или который-либо из злочестивых царей, царствовавших после Езекии, т. е. или Манассия, или Аммон вынес кивот изнутри храма; после же них, узнав о сем, Иосиа снова поставил кивот на собственное его место. Бытописание сие опять наименовало пророками Асафа, Емана и Идифума. Сказано: «по повелению Давида, и Асафа и Емана и Идифума пророков царевых» (2 Пар. 35:15). А словом «кересим»: как предполагаю, означается род прорицания, ибо поставлено оно вместе со словами «чревовещатели», «ведцы» и «ферафимы». Такова же была добродетель царя Иосии, что пророк Иеремия написал о нем плач и отдал оный певцам и певицам ежегодно воспевать, совершая память Иосии (2 Пар. 35:25).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2898...

Но Господь не оставил своего многострадального пророка без утешения. Пред глазами пророка рушилась старая жизнь, полная беззакония и неправды, пал Иерусалим, и Иеремия с горечью должен был признать справедливость суда Божия над всем тем, что недостойно было существовать. Пред его духовным взором Господь приподнял завесу над грядущим, и пророк узрел новую жизнь, жизнь не прежнего, попранного неверным народом Завета, а иного – Нового Завета. Мрачна и тяжела была бы книга пророчеств Иеремии полная обличений грозных и грустных дум, если бы не светилось за ними, лучезарно проникая их, вдохновенное чаяние Нового Завета. Горькие переживания Иеремии имели глубочайший смысл, потому что они были колыбелью великой идеи Нового Завета; с великими борениями духа выносил ее в своем сердце пророк. В крушении всех человеческих надежд и стремлений глубокая созерцательная натура Иеремии ищет любви Творца 12 , и Господь, единственное утешение пророка и оплот его, не оставляет пророка, – Он не оставит и Израиля. «Благословен человек, который надеется на Господа и которого упование – Господь» ( Иер.17:7 ). Вера пророка в промысл Божий воспринимает великое радостное будущее в печальном настоящем. Намерения Божии – «во благо, а не на зло, чтобы дать Израилю будущность и надежду» ( Иер.29:11 ). Беды народные и оставление народа Богом приобретают таким образом положительную значимость: не к погибели ведут они Израиля, а к исправлению, спасению ( Иер.4:27, 5:10–18, 30:11, 46:27–28 ; ср. Иер.10:24 ), и прежде всего они должны научить народ плачу и опознанию своей греховности, страху и смирению пред Богом ( Иер.3:13, 4:8, 18:11, 30:15, 36:3 ). Если к катастрофе жизни внешней и внутренней привело Иудейский народ удаление от Бога, то, конечно, и возродиться, обновиться без Бога оставленный им народ не может. Но начать ему все-таки нужно с себя самого. Нужно позаботиться об исправлении сердца своего – об его обрезании духовном ( Иер.4:4 ). Тогда, в ответ на стремление к спасению, Господь исцелит прежнее упорство непокорных детей своих ( Иер.3:22–23 ; ср. Ос.14:5 ) и заключит с Израилем и Иудою Новый Завет , Завет внутреннего обновления их, Завет богообщения, боговедения и прощения ( Иер.31:31–33 ). Вечная любовь Божия даст избранному народу всякие духовные и внешние блага 13 . Все народы, все люди устремятся в Иерусалим и при свете лица Господня, в общении с Господом не будут более поступать по упорству злого сердца своего ( Иер.3:16 ; ср. Иер.24:7 ). Личность каждого будет цениться очень высоко, – каждый лично ответственен, не отвечая за грехи отцов ( Иер.31:29–30 ). Таков, по прозрению Иеремии, Новый Завет Иеговы с народом своим, Завет единения всех с Богом и между собою, Завет непреходящий, вечный ( Иер.32:38–40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

8) Главы 30–33 содержат группу утешительных речей, из которых первая речь (гл. 30, 31), по происхождению, относится ко времени Иосии. Глава 32 состоит из двух утешительных речей, произнесенных одна по случаю покупки Иеремиею поля в Анафофе, другая по случаю осады Иерусалима Навуходоносором. Глава 33 одна цельная утешительная речь. Небольшой отдел Иер. 34:1–7 можно разсматривать, как прибавление к предшествующим четырем главам: он содержит в себе только более точное известие о событии, которое повело ко взятию пророка Иеремии под стражу и которое кратко уже сообщено в Иер. 32:1–5 . Начиная с Иер. 34:8  следуют два прибавления ко всему собранию речей пророческих, начинающемуся со 2 гл. Первое из них, Иер. 34:8–22 , сообщает об освобождении иудеями рабов по случаю осады Иерусалима Навуходоносором и о возвращении себе тех же рабов тотчас после того, как осада была снята. Освобождение рабов в седьмой год их рабства было предписано законом Божиим; и поспешность, с которою по миновании опасности принудили рабов снова служить себе, свидетельствовала о глубокой нравственной испорченности народа, об его упорной непокорности воле Божией. Как противоположность, как живой укор этой непокорности, выводятся в 35 гл. рехабиты, сохранившие верность заповедям отца своего Рихава. II. Второй отдел первой части содержит в себе повествования о событиях из личной жизни пророка Иеремии и из истории народа иудейского: 1) до взятия Иерусалима халдеями 36–38 гл. и 2) после его разрушения 39–44 гл. Гл. 45, содержащая в себе обетования Варуху, может быть разсматриваема, как прибавление к целой I-й части. Б) Вторую часть книги составляют пророчества о судьбе иноплеменников, именно: 1) О Египте, Иер. 46:2–26 с прибавлением стихов Иер. 46:27, 28 . 2) О филистимлянах, 47 гл. 3) О Моаве, 48 гл. 4) Об Аммоне, Иер. 49:1–6 . 5) Об Эдоме, Иер. 49:7–22 . 6) О Дамаске, Иер. 49:23–27 . 7) О Кидаре (арабах), Иер. 49:28–33 . 8) Об Эламе (персах), Иер. 49:34–39 . 9) О Вавилоне, 50, 51 гл. 5. Текст св. книги пророка Иеремии и пособия к его толкованию

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

распадается заметным образом на две части, из которых в первой ( Иер. 37:1–10 ) речь о посольстве царя Седекии к Иеремии, который предсказывает царю, что фараон египетский, помощи которого ждали тогда иудеи, возвратится в свою землю, а халдеи, ушедшие-было из-под Иерусалима навстречу египтянам, снова обложат и наконец возьмут столицу иудейскую; – во второй части ( Иер. 37:11–21 ) речь о взятии Иеремии под стражу – сначала в темницу, а потом во двор стражи. Иер. 37:1–3 1. И црствова снъ вмст сна егоже постави Навходоносоръ царь црствовати во 1. Вместо Иехонии, сына Иоакима, царствовал Седекия, сын Иосии, котораго Навуходоносор, царь Вавилонский, поставил царем в земле Иудейской. 2. И не послша той и отроцы ег, и земл словесъ Гднихъ, же глагола ркою 2. Ни он, ни слуги его, ни народ страны не слушали слов Господа, которыя говорил Он чрез Иеремию пророка. 3. И посла царь сна и сна Массеа жерца ко пррок, глагол: молис за ны ко Гд Бг нашем. 3. Царь Седекия послал Иегухала, сына Селемии, и Софонию, сына Маасеи, священника, к Иеремии пророку сказать: помолись о нас Господу Богу нашему. Сказанное в стихах Иер. 37:1, 2 , повидимому, не согласуется с повествованием, содержащимся в Иер. 37:3  и сл. Там царь Седекия представляется обращающимся к Иеремии с доверием, а здесь о том же царе сказано, что он не слушал слов Господних из уст Иеремии. Противоречие только кажущееся! Непослушание Седекии не было безусловно. Царь склонен был последовать и иногда действительно следовал советам пророка Иеремии (ср. Иер. 37:17  и сл.; Иер. 38:14  и сл.; см. также толков. Иер. 29:1–3 ). Но он не имел достаточной силы воли для того, чтобы настаивать на исполнении своих намерений вопреки вельможам, возстававшим особенно против намерения – изъявить добровольно покорность царю вавилонскому (ср. Иер. 38:4  и сл.). Народ, подстрекаемый этими вельможами, не верил словам Иеремии о предстоящем падении Иерусалима и опустошении страны и хотел противиться халдеям до конца ( Иер. 38 ). И если в начале своего царствования Седекия мог изъявить преданность Навуходоносору (ср. толк. Иер. 29:1–3 ); то с течением времени, с большим и большим распространением власти халдеев, в Иудеи могло возрасти желание обезпечить безопасность государства возобновлением союза с Египтом. В Иез. 17:15  говорится уже о самом же царе Седекии, что он, «отложился» от царя вавилонскаго, «послав послов своих в Египет чтобы дали ему коней и много людей». Союз Иудеи с Египтом клонился к нарушению слова Господня, открытого Иеремиею (ср. гл. Иер. 27 ). Этот союз в то же время приближал к Иерусалиму опасность со стороны Вавилона; и халдеи были под стенами столицы иудейской еще прежде, чем фараон египетский успел перейти границу своего государства, направляясь на помощь Седекии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Выпуск второй. Толкование на книгу святаго пророка Иеремии (главы 18–52) Предварительные замечания к толкованию глав 18–20 Надписание, стоящее в начале главы Иер. 18 , сходно с надписаниями групп пророческих речей гл. Иер. 7 и сл. и Иер. 11 и сл. Оно повторяется затем уже только в гл. Иер. 21 . Это значит, вероятно, что пророк смотрел на гл. 18–20, как на одно связное целое, как на отдельную группу речей. По своему происхождению, речи эти относятся не к одному времени, именно: гл. 18 содержит речь, произнесенную еще до 4-го года царствования Иоакима, так как враги, нашествием которых пророк угрожает здесь, еще не называются по имени (см. предварит. замечания к гл. 2–6). В угрозах гл. 19 враги также не называются по имени; но гл. 19 имеет тесную связь с гл. 20 (событие, повествованием о котором начинается гл. 20, произошло по поводу пророч. речи, заключающейся в гл. 19). А в Иер. 20:4  и сл. врагом Иуды называется царь вавилонский и местом плена иудеев – Вавилон. Это признак, что происхождение содержания гл. 20 относится ко времени после 4-го года царствования Иоакима. В то же время, очевидно, произнесены и речи, содержащиеся в гл. 19 и тесно связанные с гл. 20. И так гл. 18 относится, по происхождению ее содержания, к другому времени, чем гл. 19 и 20. Главы эти могли быть соединены в одну группу по родству их содержания. Именно, гл. 18 начинается символическим указанием пророка на глину, из которой горшечник делает какой угодно сосуд; а гл. 19 начинается повествованием о символическом действии пророка – разбитии глиняного сосуда в долине сынов Еннома. Родство этих символов одного с другим, равно как и сходство угроз, произносимых пророком в виде толкования символов, и могло подать повод к соединению речей в одну группу под одним общим заглавием. Содержание речей, в общих чертах, следующее: В гл. 18 притча о горшечнике, придающем глине какую угодно форму ( Иер. 18:1–4 ), сопровождается сначала объяснением в том смысле, что Господь поступит с народом иудейским, смотря по образу жизни последнего ( Иер. 18:5–10 ), а потом решительною угрозою за упорно-беззаконную жизнь ( Иер. 18:11–17 ). Страдания пророка от его сограждан, возставших на него за его угрозы, побуждают его искать защиты у Господа ( Иер. 18:18–23 ). В гл. 19 разбитие глиняного сосуда истолковывается в том смысле, что страна иудейская будет разорена и опустошена ( Иер. 19:1–13 ). Такая угроза, произнесенная во дворе храма Господня, навлекает на пророка гонение со стороны надзирателя храма, священника Пасхора, которому св. Иеремия угрожает за то переселением в Вавилон ( Иер. 19:14–20:6 ). За угрозами следует опять сетование пред Господом на постоянные огорчения, испытываемые пророком от сограждан. И как ни тверда его надежда на Бога и верность его призванию, страдания полагают предел его терпению: он проклинает день своего рождения ( Иер. 20:7–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Убеждая «не притеснять», т. е. не нарушать прав даже лиц, наименее способных самостоятельно защитить свои права, пророк обращается к нравственному чувству слушателей, убеждает их действовать по совести, по убеждению, не по принуждению только; в) крове неповинны не на мст семъ, т. е. не совершать убийства путем-ли несправедливых судебных приговоров, или разбойническим насилием; г) наконец, « в слдъ боговъ чуждихъ не ходить на зло себе». Если добрый и правый путь есть путь исполнения благой и совершенной воли Божией, выраженной в свящ. законе (ср. Иер. 6:16 ), то хождение вслед богов чуждих, как отступничество от Господа, есть одно из величайших зол и правонарушений; и если исполнение закона Божия привлекает на человека благословение Божие (ср. Втор. 28 гл.), то служение идолам, будучи злом само по себе, навлекает бедствия на идолослужителей (ср. Иер. 3:24 ). Иер. 7:8–9 8. Аще же вы надетес на слосеса лжива, ондже не бдетъ вамъ пользы, 8. Вот, вы надеетесь на обманчивыя слова, которыя не принесут вам пользы. 9. И крадете, и убиваете, и блдствете, и кленетес лжив, и жрет Ваал, и ходите в слдъ богвъ чждихъ, ихже не всте, к во вамъ сть. 9. Как! вы крадете, убиваете и прелюбодействуете и клянетесь во лжи, и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете, В стихе Иер. 7:8  словам русского перевода: вот, вы надеетесь на обманчивыя слова (т. е. вы успокоиваете себя лживыми словами) в слав.-греч. соответствует условное предложение, которому в качестве второй половины периода соответствовал бы стих Иер. 7:11 : «аще вы надеетеся...: еда вертеп разбойником»... Может быть, у 70 толковников в начале стиха 8 вместо ε δ («аще же») первоначально читалось δο («се»=евр.). 8, 9. Лживые слова, которыми успокоивали себя иудеи, см. в Иер. 7:4 . В Иер. 7:9  перечисляются особенно тяжкие преступления, совершаемые под покровом надежды на храм Господень: и крадете, и убиваете, и блудствете – нарушения прав ближнего на собственность, жизнь и супружескую верность. Следующие затем глаголы указывают на нарушения прав Господа: ложная клятва ( кленетес лживо), как призывание имени Господня в защиту лжи, есть оскорбление Святейшаго; служение Ваалу и другим «богам чуждым» может быть только следствием неверия в силу Бога истиннаго. Ваал и вообще языческие боги называются «богами чуждыми» для иудеев, – иудеи, поклоняясь им, «не знают их», в том смысле, что не видят, не испытывают на себе проявления их силы: «идолы не могут причинить зла, но и добра делать не в силах» ( Иер. 10:5 ), они «не помогают» ( Иер. 2:8, 11 ), они ничто – «суета» ( Иер. 2:5, 10:15 ). Слов: ко во зло вамъ сть в евр. тексте нет. В слав.-греч. они прибавлены сюда из стиха Иер. 7:6 . Иер. 7:10 10. И и стасте предо мною в дом семъ, в немже призвано есть им мо, и рекл ест: удалихомс, еже не творити вс мерзсти

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Религиозные реформы отца Асы продолжил иудейский царь Иосафат (   ок. 872-848). Он вел активную борьбу с идолопоклонством. В 3-й год царствования он послал своих начальников и левитов учить народ «книге закона Господня» (2 Пар 17. 7-9); высказывается предположение об идентификации этого документа с Второзаконием ( Шифман. 1993. С. 43-44). Иосафат провел также судебную реформу. Спорные дела и вопросы местных городских судов передавались в верховный суд в Иерусалиме, в котором заседали как священники и левиты, так и главы родов. В делах религ. судопроизводством руководил первосвященник, а в делах «царских» (государственных) - князь дома Иуды. Общий надзор за судопроизводством осуществляли левиты (2 Пар 19. 5-11). Иосафат положил конец продолжительной вражде между Иудеей и Израилем, заключив союз с Ахавом. Он женил своего сына и наследника Иорама на Гофолии, дочери Ахава и Иезавели. Иосафат контролировал Эдом (3 Цар 22. 47), часть территории Ефрема (2 Пар 17. 2; ср.: 19. 4); филистимляне и аравитяне присылали ему дары (2 Пар 17. 11). Морская экспедиция в страну Офир, к-рую организовал из Ецион-Гавера Иосафат, окончилась неудачей (3 Цар 22. 48; 2 Пар 20. 36-37). История Иудеи со 2-й пол. IX в. до воцарения Езекии В царствование сына Иосафата Иорама (ок. 854-841) в Иудее начинает распространяться культ Ваала, прежде всего усилиями его жены Гофолии (4 Цар 8. 18). При этом царе от Иудеи отложился Эдом (4 Цар 8. 20-22; 2 Пар 21. 8-10). Узнав о гибели Охозии (ок. 841) во время восстания Ииуя, Гофолия провозгласила себя царицей вопреки традициям дома Давида и почти всех др. династий Ближ. Востока, не знавших цариц, и правила в Иудее 6 лет (ок. 841-836). Это был единственный перерыв в царствовании потомков Давида в стране. Боясь законных претендентов на трон, она уничтожила «все семя царское». Спрятать удалось лишь одного сына Охозии, младенца Иоаса (  ). Все годы правления царицы Гофолии Иоаса укрывал в Иерусалимском храме первосвященник Иодай (  ) (4 Цар 11. 1-3; 2 Пар 22. 10-12).

http://pravenc.ru/text/293912.html

   Содержание Книги пророка Малахии:    отсутствие благоговения в народе (Мал.1:6-14);    и у священников (Мал. 2:1-9);    жестокость и отступление от Бога (Мал.2:10-16);    пренебрежение Божиими обещаниями и заповедями (Мал.2:17-3:6);    неуплата десятин (Мал.3:7-12);    о Суде Божием (Мал.3:13-4:3);    последний призыв к покаянию (Мал.4:4-6). Перечень важнейших предсказаний и тем в пророческих книгах О Боге:    О всемогуществе и величии Божием — Ис.6:1-4; Ис.55:8-11; Ис.64:1-3; Иер.10:12; Иер.16:21; Иез.1-2 гл.; Дан.2:20; Дан.7:9-11; Наум.1:3-7.     О милости Божией — Ис.55:6; Ис.54:10; Ис.64:5; Плач 3:22-28; Мих.7:18-19.     О правосудии Божием — Ис.1:27-30; Ис.30:18; Ис.33:1-5; Ис.59:16-19; Иер.9:23-24; Иез.18:20-24; Дан.9:7.     О Божием всеведении — Иер.17:9-10.     О святости Божией — Ис.6:3; Ис.57:15; Ос.11:9.     О вечности Божией — Ис.43:10. О Царстве Божием:    О Новом Завете — Ис.55:3; Ис.59:20-21; Иер.31:31-34; Дан.9:24-27; см. Деян.13:34.     О призвании язычников в Церковь — Ис.2:2; Ис.11:1-10; Ис.42:1-12; Ис.49:6; Ис.54:12-14; Ис.65:1-2; см. Гал.3:8,13-14,4:27.     О внутреннем обновлении — Ис.44:3; Зах.12:10-13,14:5-9; Ис.35:1-7; Ис.55:1; Ис.55:10-11; Ис.12:3-5; Иоиль 2:28-32.     Сердце единое и дух новый — Иез.11:19-20; Иез.36:26.     О Царстве Божием в образе горы Божией — Ис.2:2-3; Ис.11:1-10; см. Рим.15:12; Дан.2:34; Иоиль 3:17; Авд.1:17; Зах.8:3. О Добродетелях:    О благоговении перед Богом — Мал.4:2; Мал.3:16-18.     О вере — Авв.2:4.     О надежде на Бога — Ис.8:9-14; Ис.25-27 гл.; Ис.26:2-12; Ис.30:7; Ис.30:15; Ис.40:29-31; Ис.51:7-8; Ис.51:12-14; Ис.54:10; Иер.9:23-24; Иер.15:20-21; Иер.17:7-8; Иез.34:14-16; Мих.7:7-19; Авв.3:17-19.     О познании Бога — Ис. 2:2-3; Ис. 11:1-10; Ис. 54:13; Иер. 9:23-24; Иер. 31:31-34; Ос. 6:3.     О смирении — Ис.57:15-16; Ис.66:1-2; Мих.6:8.     О стремлении к добродетели — Ис.1:17; Ис.33:14-16; Ис.55:6-7; Вар.4:4; Зах.7:9-10; Зах.8:16-17.     О справедливости — Ис. 1:27; Мих. 6:8.     О милосердии — Ис. 1:17; Ис. 58:2-12; Ос. 6:6.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

При общем ужасе, с быстротою ветра вторгается неприятель во св. землю, и окружает св. город в награду за злые дела народа ( Иер.4:9–18 ). Потрясенный горестью, пророк созерцает духом опустошение, которое стало всеобщим. Особенно подвергся опустошению св. город: истребителей не обольстит старая блудница ( Иер.4:19–31 )! Где причина такого жестого суда? В городе Божием нет ни одного праведника, а одни лицемеры; нераскаянны в нем малые и великие; все идолопоклонники и прелюбодеи ( Иер.5:1–9 ). Поэтому истреблены будут отступившие от Господа и считавшие себя в безопасности: то, чему они не верили, совершит над ними страшный народ, из далеких стран грядущий ( Иер.5:12–18 ). Они не боятся Того, Кто все имеет в руке Своей, они упорствуют в грехах неправды и вызывают божественное отмщение и то, него они не хотят слышать, исполнится ( Иер.5:19–31 ): халдеи завладеют всею страною, все побежит пред ними; они осадят Иерусалим, горя желанием разрушить его; они сделают насыпи вокруг города, исполненного грехов; если бы он обратился, прежде чем сделается пустыней ( Иер.6:1–8 )! До последнего человека истребит их Господь, потому что никто не слушает Его; все беззаконствуют, никто не стыдится бесчестия, никто не чувствует срама ( Иер.6:9–15 ). На народ этот не действуют ни увещания, ни угрозы: они презирают слово; поэтому и жертвоприношения их не спасут их от погибели ( Иер.6:16–21 ). Поэтому идет к Сиону с севера опытный в войне, жестокий и страшный народ и обложит город; пророк подвергал его испытанию (пробе, переплавке), но не нашел в нем ничего доброго: таким образом Господь отверг его ( Иер.6:22–30 ). Пророк должен был, по повелению Божию, стать на воротах храма и говорить народу, входящему и выходящему из храма, и противопоставить друг другу – храм и народ ( Иер.7:1,2 ). Господь живет только среди святых; поэтому Израиль только тогда может надяться на свой храм, как место присутствия Господня, если отстанет от неправды и идолопоклонства ( Иер.7:3–7 ). Народ обманвает сам себя, если думает, что обретет спасение, не смотря на свои тяжкие грехи, только потому, что ходит в храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

По поводу засухи, от которой страдала страна иудейская, пророк двукратно молится за народ и двукратно-же Господь, не принимая ходатайства, открывает пророку, что народ заслужил настоящее бедствие и подлежит новому наказанию в будущем ( Иер. 14:1–15:9 ). Передав народу это откровение Божие, пророк подвергся гонениям и изливает свою скорбь пред Богом, за которого он страдает. Бог обещает пророку Свою помощь, с которою он – пророк – может не бояться своего уединенного и тяжелого положения в обществе ( Иер. 15:10–16:9 ). Этому обществу грозит бедствие переселения в чужую землю за то, что оно оставило Господа и стало служить другим богам ( Иер. 16:10–17:4 ). Речь заключается произносимым от лица Господня проклятием отступникам от Господа и благословением уповающим на Него. Господь воздает каждому по делам его ( Иер. 17:5–13 ). Пророк молится, чтобы правосудный Господь спас его от его гонителей: так как он – пророк – страдает за исполнение своего долга ( Иер. 17:14–18 ). Последние 9 стихов ( Иер. 17:19–27 ) составляют приложение к речи, не находясь с ее содержанием в существенной связи. В них содержится увещание пророка о хранении субботы, сопровождаемое обетованием благоденствия за ее соблюдение и бедствий за нарушение. О времени произнесения речи можно судить потому, что, говоря о врагах, имеющих покорить себе Иудею ( Иер. 15:14, 16:16 ), пророк не называет их по имени. Это, как сказано выше, служит признаком, что речь произнесена до 4 года царствования Иоакима. Притом, она произнесена, вероятно, спустя значительное время после призвания Иеремии к пророческому служению: так как а) пророк называет здесь свою болезнь «упорною», т. е. страдание за верность пророческому призванию давно и непрестанно продолжающимся ( Иер. 15:18 ); – б) народ спрашивает пророка: «где слово Господне? пусть оно прийдет» (т. е. исполнится, Иер. 17:15 ). Такие слова мог произносить народ только спустя значительное время после того, как св. Иеремия начал угрожать ему. Вероятнее всего, что речь произнесена не в царствование благочестивого Иосии, а в первые годы нечестивого Иоакима. К этим же годам нужно отнести происхождение и прибавления Иер. 17:19–27 . Содержание этого прибавления сходно с Иер. 22:1–5 , где обличение царя иудейского в жестокости может относиться только к царю Иоакиму. Глава 14

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010