2. Они также желают, чтобы естество их, восседающее на херувимском престоле в лоне Отца, было поклоняемо и прославляемо нами, как поклоняется наше естество во Христе от них и от всякой зримой и незримой твари. Ещё они желают иметь ключи Царства Небесного (Мф 16:19) и сесть на двенадцати престолах (Мф 19:28), творя суд, как Христос, в День Судный и как будут судить рыбари. 3. Итак, я говорю: Херувимы и Серафимы желают иметь такую же близость ко Христу, какую имел [ученик], приклонившийся к груди Его (см. Ин 21:20), и какую женщины грешницы, возлившие миро [на главу Его], и умащать этим миром [ноги Его] (Мф 26:7; Мк 14:3; Лк 7:37–38). Я говорю тебе о том, что величием своим превышает всё; ведь Христос сказал, что когда [Сын Человеческий] придёт в День Судный, то силы небесные поколеблются (Мф 24:29) от страха и трепета перед Ним. Праведников же Он посадит их, и, подходя, станет служить им (Лк 12:37) 11 — Он, Который сотворил их. 4. Таковы столь великие блага, дарованные нам Христом, в которые Ангелы желают проникнуть, то есть войти. Вопрос 5 Вопрос. Почему Христос прославил и возлюбил наше естество паче ангельского? Ответ. 1. Некоторые желали [найти ответ на этот вопрос] в словах [Апостола]: Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать (Рим 5:20). На это можно возразить, что тогда было бы куда больше спасённых бесов. Ведь в них более, чем в нас, преизобилует грех. 2. Поэтому послушай [апостола] Павла, поучающего тебя о способе Вочеловечивания Христа и о Его великой благости к нам. Ведь [Апостол] говорит, что [это есть] тайна, которую предназначил Бог прежде веков (1 Кор 2:7), то есть Пришествие и благость [Господа] к людям. 3. [Следует знать], что Бог расположен к человечеству паче всякой твари в двух отношениях: во-первых потому, что [чело­век] есть произведение Его собственных рук 12 и предызображение Его Домостроительства 13 , будучи, как и Христос, незримым и зримым, смертным и бессмертным живым существом; а во-вторых, потому что [Христос] стал человеком, сродным и единосущным, единоплеменным и единовидным с нами 14 .

http://pravmir.ru/voprosyi-i-otvetyi-sin...

5) Понеже двояко человек себе может вещи представлять, представлениям сим следует воля, следовательно может ту же вещь хотеть и не хотеть: предклонение сие и отвращение от той же вещи зовётся брань плоти и духа (Рим. гл. 7, ст. 23), которая находится во всех. 6) Хотя человек из двух только частей естественных состоит, однако можешь ты теперь уразуметь, что значат оная речения, плотской человек, душевной и духовной, или дух, душа и тело (I Сол. гл. 5, ст. 23). Плотской называется человек, поскольку рождается, питается и умирает, как и другие нечувственные твари, деревья, например, и травы; душевным зовётся, поскольку ему приличествуют чувства, как зверям и скотам; духовный наконец именуется, поскольку имеет разум и волю, как духи все и Ангелы. Натуральное сие изъяснение есть: плотским называется тот, кто страстей держится; душевным, кто разума; духовным, кто благодати. Сей духовной, или иначе отрожденнойа человек ещё именуется дух (Иоан. гл. 3, ст. 6), новым (Ефес. гл. 4, ст. 24), внутренним (Рим. гл. 7, ст. 22), а неотрожденный плоть, ветхий, внешний. § 39. В шестый день (§ 34), когда Бог благоизволил создать человека, то прежде посоветовал Сам с Собою. Сотворим, рече, человека (Быт. гл. 1, ст. 26) то есть, Отец сказал Сыну и Святому Духу. Кто бо может иной Божиим пособником и советником быть (Рим. гл. 11, ст. 34). А потом руками своими ( Псал. 11, 8, 73 ) персть от земли взем, человека создал и вдохнул в него душу (Быт. гл. 2, ст. 7). Сие же все затем описывается так, дабы показать особливый божий промысл о человеке (§ 36, 2). Человеческое превосходство и достоинство пред прочими тварьми ( Псал. 8 , ст. 6) и имевшее быть человеческое падение, искупление и освящение и прочее, что знать надлежит о первом человеке, в следующих предложениях содержится, 1) Первого человека тело только от земли создано, а душа особливо извне дана (Еккл. гл. 12, ст. 7), почему человек стался животное разумное (I Кор. гл. 15, ст. 4) и назван Адамом , то есть красным, или потому, что из красной глины создан, или что он красивее всех вещей был.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Посмотрите при этом, как велики превосходство и преимущество в такой мене: насколько Бог превосходит человека, настолько и Его сила превосходит человеческие силы, и осуществляющаяся этой силой милость — ту милость, которую мы оказываем людям. Если бы кто просил халки за оболы, и за статиры давал золотые монеты, кто бы не захотел воспользоваться такой меной? Ныне же не «позолоченные медяшки» предлагается обменять на золото — и то и другое металлы почти одинаковой ценности — но предлагается дать то, что люди могут сделать, к взамен получить то, что Бог может дать; требуется, чтобы мы оказали человеческое отношение к людям, что и является нашим естественным долгом: потому что сострадание друг ко другу и оказание друг другу помощи мы долженствуем в силу самой природы вещей. И, вот когда за те многовидные милости, которые мы видели от Бога, Он ничего большего не требует от нас, как только, чтобы мы прощали друг друга, были общительны и человеколюбивы, говоря нам: «Отпущайте, и отпустится вам; дайте, и дастся вам» (Лк 6:37–38), то, если этого требует обстоятельнейшая нужда, как нам не оказать на деле, насколько это в нашей власти, снисхождение и милосердие к тем братьям, которые нуждаются в этом? Беседа на третье воскресенье Евангельских чтений по Луке Плач — символ покаяния Главная польза от плача очевидна: он сопровождает покаяние, усиливает эмоциональный эффект от осознания греха и тем самым способствует его уничтожению. Вот в чем заключается спасительная печаль о Бозе: винить себя самих, а не иного кого в том, что мы сами греховно совершили, и скорбеть о том и, чрез исповедь наших грехов и тяжкое сокрушение о них, умилостивлять Бога. Этому самопорицанию и сокрушению положил начало оный древний Ламех, открыто исповедавший свой грех и судивший самого себя и осудивший себя больше Каина; потому что он говорит: «Яко седмицею отмстится от Каина, от Ламеха же седмьдесят седмицею» (Быт 4:24); и таким образом оплакав себя, как виновного, он, путем болезненного своего сокрушения, избежал Божияго осуждения, как и Пророк в дальнейшем изрек: «Глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися» (Ис 43:26). Это и Апостол также говорит: «Аще быхом себе разсуждали, не быхом осуждени были» (1 Кор 11:1).

http://blog.predanie.ru/article/plach-pu...

Бывали случаи, когда исповедь объявлялась необязательной или полуобязательной, исчезало понятие о регулярности исповеди, а потом и сама исповедь полностью исчезала. Встречались люди — и встречаются сегодня, — которые были крещены в детстве, а исповедаться решились только в зрелом возрасте, будучи всю жизнь православными христианами, не уклоняясь ни в какие ереси, в расколы или в неверие. Тем не менее, люди вдруг почему-то обнаруживали, что есть такое таинство — таинство покаяния. В течение всей жизни им об этом таинстве почему-то никто не напоминал. И чрезмерная строгость, и пренебрежение к таинству Божию есть явления, которые вредны для христианина и убивают церковную жизнь. От этих явлений предостерегает принятый документ. Он предлагает идти «царским путем»: не заграждая путь к благодати Божией созданием искусственных препятствий и возложением неудобоносимых бремен, и в то же время делая так, чтобы человек соотносил свое внутреннее поведение, свое благочестие, свой образ жизни с высотой таинства Еврхаристии, помня слова апостола: «Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11:26-30)». Документ очень подробно говорит о разных аспектах участия мирян в таинстве Евхаристии и о подготовке к этому таинству. Документ опубликован на церковных сайтах, во многих приходах его распечатали и начали обсуждать. Иногда о нем говорили священники с амвонов. Прочесть его в любом случае очень полезно христианину. Мы читаем иногда много бесполезных вещей или вещей, которые забудутся через день или два, а то и через час. Данный документ — это назидательное чтение, которое ясно говорит о том, как следует сегодня строить приходскую жизнь в отношении таинства Евхаристии. Не стану подробно цитировать документ. Подчеркну лишь несколько важных моментов. «Продолжительность и мера поста перед святым причащением могут быть разными в зависимости от внутреннего состояния христианина, а также объективных условий его жизни».

http://patriarchia.ru/db/text/4005997.ht...

В любой культуре есть разного рода запреты, даже в культуре нецерковной. Например, ряд этих запретов отражен в уголовном кодексе. Часто запреты не фиксированы в письменной традиции и сохраняются устно. Например, когда нас вызывает начальник, мы, зайдя в его кабинет, не заваливаемся в кресло и не задираем ноги на стол. Мы понимаем, что так вести себя в кабинете начальника нельзя. При этом мы не упрекаем организацию, в которой работаем, за этот негласный, но понятный нам запрет. В чем особенность церковной культуры? В том, что она направляет человека к Царствию Небесному. Запреты, которые в ней существуют, ориентированы прежде всего на воспитание в человеке любви к Богу и ближнему. На то, чтобы человек жил по заповедям Божиим. Поэтому когда христианин заходит в кабинет к начальнику, он также не складывает ноги на стол. Но не потому, что начальник снизит зарплату, а потому, что это проявление неуважения к человеку, а значит, проявление нелюбви. Мы же, христиане, должны жить иначе и все делать с любовью (ср. 1 Кор. 16:14). Портал «Правмир» и независимая служба «Среда» проводят цикл дискуссий о приходской жизни. Каждую неделю – новая тема! Мы зададим все актуальные вопросы разным священникам. Если вы хотите рассказать о болевых точках православия, своем опыте или видении проблем – пишите в редакцию, по адресу discuss.pravmir@gmail.com. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 11 октября, 2016 24 октября, 2016 25 октября, 2016 14 февраля, 2024 30 ноября, 2023 29 ноября, 2023 26 августа, 2023 22 августа, 2023 15 августа, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/zapretyi-kotoryie-vedu...

Идеал христианской жены На тесную и неразрывную любовь супругов, повиновение жену мужу указывает образ создания первой жены и ее назначение. " Жена созидается из ребра человека для того: а) дабы жена всегда была близка сердцу мужа, б) дабы она естественно расположена была к послушанию и покорности ему, будучи его как бы частицею, в) дабы облегчить взаимное сообщение мыслей, чувствований, совершенств и соделать род человеческий единым телом " , " и чтобы потому человеки естественно склонны были любить и беречь друг друга " . " Жена в Совете Божием называется помощником мужа (Быт. 2, 18), сим показывается ее назначение вспомощемствовать ему: а) в рождении и воспитании детей, б) во всех нуждах, относящихся ко временной жизни " . Жена называется " помощником подобным ему, то есть мужу, в ознаменование: а) одинакового с ним естества, в противоположности с другими родами животных, б) ближайшего ему служения (1 Кор. 11, 9), в) всегдашнего с ним собеседования и неразлучного сожития " . Древний, опытный, царственный мудрец изображает доблестную жену следующими чертами, доступными общему подражанию. Вкуси, яко добро есть делати (Притч. 31, 18). " То есть не жаждет она забав. В труде и полезном занятии находит более вкуса, нежели другие в увеселениях и забавах. Не угасает светильник ее всю нощь (ст. 18). Не предается она мрачному и долгому сну и не освещает ночи тысячею светильников, которые не светят никакому полезному делу. У нее не угасает светильник, который светит ее ночной работе или ее ночной молитве; наипаче же в душе ее не угасает светильник веры в ожидании грядущего в полунощи Жениха. Сугуба одеяния сотвори мужу своему, от виссона же и порфиры себе одеяния (ст. 22). Не хочет она быть данницею иноплеменникам за мечтательное изящество и прихотливые новости в одежде: для нее та одежда лучше, в которой менее чужого труда. Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее (ст. 26). Не полагает она достоинства в дерзости суждения, ни удовольствия в многоречии; не оскверняет языка ее насмешка и злоречие, и не расстраивает ее духа и вида необузданный смех; здравый ум и доброе сердце отверзаю уста ее для слова чистого и непорочного, и вскоре скромность запечатлевает их " .

http://zavet.ru/deti/filaret.htm

Что же ты, о Иуда?... Если прочие ученики омывали ноги, будучи чистыми, — как сказал Господь: «вы чисти есте, но не вси» (Ин.13:10), исправляя тебя, — то они, добрые делатели правды, готовились к проповеди и сеянию евангелия; им надлежало в скором времени идти в мир весь для благовестия, прияв крещение и совершение от Утешителя. А ты, к чему ты готовясь, простираешь безстыдно ноги для омовения? К тому ли, чтобы скоро идти на предание Господа и увидеть сребренники в руках своих? О, неразумие предателя! Когда другие ученики, будучи таинниками и князьями вселенной, — «поставиши бо их, — сказал Давид, — князи по всей земли» (Пс. 44:17), — когда они принимали таинства, которыми имели обновить вселенную: тогда ты, будучи предателем, зачем дерзостно простираешь руку твою к хлебу? 3атем ли, чтобы вскоре предать себя лукавому, чтобы исполнилось над тобою псаломское предречение: «ядый хлебы моя, возвеличил есть на мя пяту» (Ин. 13:18; Пс. 40:10)? Этого не слушал и не помыслил неразумный ученик, но остался неисправимым. Душа, однажды потерявшая стыд, не уцеломудривается жестокими словами и не умиляется кроткими, но бывает подобна тому городу, о котором пророк, рыдая, сказал: «лице жены блудницы бысть тебе, не хотела еси постыдитися ко всем» (Иер. 3:3). Так пострадал окаянный Иуда! Подобно ему страждут и те, которые приносят опресноки в жертву, прельщающие и прельщаемые, и говорящие без стыда, будто Господь в вечер таинства дал опреснок, произнося: «сие есть Тело Мое» (Лк. 22:19). Они не слышат Павла, учителя языков, вопиющего и говорящего: «аз... приях от Господа, еже и предах вам, яко Господь Иисус в нощь, в нюже предан бываше, прием хлеб, и благодарив преломи и рече: приимите, ядите: сие есть тело Мое, еже за вы ломимое: сие творите в Мое воспоминание. Елижды бо аще ясте хлеб сей и чашу сию пиете смерть Господню возвещаете, дондеже приидет» (1 Кор. 11:23—24, 26). Апостол сказал: «аз приях от Господа» ; они же, не стыдясь, предлагают бесквасное. Им прилично сказать: вы ли, своезаконники, истиннее, или Павел, учитель вселенной? Павел — эта душа, досягавшая до небес, Павел, этот человек, восхищенный до третьего неба, толикий и таковый. Павел, кого, хотя он был прежде гонителем, послал Бог во языки проповедывать таинство евангелия, сказавши: «яко сосуд избран ми еси» (Деян. 9:15). Он (Павел) не сказал: — опреснок, хотя бы мог сказать, если бы хотел, но сказал — хлеб. А хлебом никогда не называется бесквасное, как несовершенное. И как назвать хлебом брашно с водою без кваса, когда оно носит на себе образ мертвенности? Хлебом же и называется и есть только квасное, как имеющее в квасе образ жизни, по причине восходительного (свойства), принимаемого за образ души разумной и словесной. И потому всякий приносящий в жертву опресноки, недугует ересию аполлинариевою и евагриевою, дерзнувшею назвать плоть Господню бездушною и неразумною.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3080...

Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией. Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению; почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас. и 1 Кор. 6, 11 Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют. (подчёркиваю: отношение к гомосексуализму как явлению, а не осуждение и не-любовь к живым людям, носителям этого явления). Идеология, озвученная Мишей Черняком, совсем иная: ничего этого не надо, Христос принимает нас такими, какие мы есть. 4. Из вышесказанного совершенно не вытекает никакой гомофобии. Это лишь констатация разных точек зрения на христианство. Здесь просто нужно зафиксировать разное понимание Бога и пути спасения (Церкви), и не тратить сил на убеждение друг друга в том, что другой стороной не принимается. 5. И, в любом случае, я благодарен Мише Черняку за то, что он открыто поднял в церковном пространстве этот вопрос, который, несомненно, требует богословского (а не базарного фейсбучного) обсуждения. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 25 июня, 2016 26 июня, 2016 27 июня, 2016 21 октября, 2016 26 сентября, 2016 10 июля, 2016 26 июня, 2016 25 июня, 2016 25 июня, 2016 Лучшие материалы

http://pravmir.ru/esli-byi-bog-prinimal-...

26 декабря 2008 г. От имени комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций и Межпарламентской ассамблеи православия приветствую вас с началом работы авторитетного форума, объединяющего православных журналистов из 63 регионов России и стран ближнего зарубежья! 26 декабря 2008 г. Отрадно, что проведение вашего авторитетного форума становится уже доброй традицией. На протяжении нескольких лет он является серьезной интеллектуальной площадкой для обсуждения просветительской деятельности Русской Православной Церкви. И по праву стал востребованным механизмом взаимодействия церковных и светских средств массовой информации. 26 декабря 2008 г. Ваш фестиваль является значительным событием в церковной жизни Центральной и Восточной Европы - отметил Митрополит Варшавский и всея Польши Савва в приветствии участникам III фестиваля " Вера и слово " . 26 декабря 2008 г. В эти дни мы вспоминаем, как Сын Божий снисшел к людям, дабы каждый из нас мог воссоединиться с Ним. Но чтобы эта возможность стала реальностью, от нас требуется ответ, достойный Божественной любви — наша любовь, любовь деятельная и жертвенная, любовь, которая «не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла» (1 Кор. 13, 4–5). Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл 26 декабря 2008 г. Слово митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на парастасе в Храме Христа Спасителя 11 декабря 2008 г. Известие о кончине Святейшего Патриарха Алексия глубокой болью отозвалось в сердцах многих людей. В эти дни молитва об упокоении Предстоятеля возносится в разных уголках мира. Имя Святейшего Патриарха для миллионов людей связано с укреплением Православия и утверждением взаимопонимания между разными религиями и народами. В адрес Русской Православной Церкви поступили соболезнования от Первоиерархов поместных Православных Церквей, лидеров христианских конфессий и других религий, президентов и глав правительств многих стран. 11 декабря 2008 г. Принятое на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 10 декабря 2008 года

http://e-vestnik.ru/docs/page/16/

Афонский старец Иларион - не теоретик, а практик. Каждое слово этого подвижника подтверждено жизнью. Это удивительный человек, которому являлись ангелы, истинный подвижник и непрелестный боец с темной силой. Мы скорбим, что уже не сможем услышать его вдохновенных слов. Все что у нас осталось от старца - два уникальных видео, которые мы успели сделать, увековечив память этого подлинного последователя по стопам Христовым, который во всей полноте выполнил замысел Божий о себе и преставился с четками в руках, став примером для всех нас. Комментарии Всего комментариев: 12 2020/09/06, 17:18:34 Денис, я думаю, это Днесь благодать Святаго Духа нас собра Екатерина 2020/03/18, 11:41:48 Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся. 1 Кор. 15:51 2019/11/09, 06:54:53 Царство Небесное даруй, Господи, отцу Илариону! Николай 2019/10/27, 23:59:46 Царствие небесное святогорцу о.Илариону + Георгий 2019/10/27, 05:48:16 Со святыми упокой, Господи, душу раба Твоего, новопреставленного отца Илариона, и сотвори ему вечную память! 2019/10/26, 23:03:17 Царство Небесное старцу Иллариону. Ираида 2019/10/26, 20:51:52 Отче Илларион, молите бога о нас грешных. 2019/10/24, 21:09:21 Упокой Отче и Матерь Божия Святогорца Илариона в Раю Горнем. Да пополнит он состав Собора Святых Афонских. С нетерпением жду фильма о духовном друге Преподобного Паисия Святогорца! Славьте Пресвятого Бога и Его Святых!Истинно! Херувим Юродивый 2019/10/24, 13:22:30 на 5:40. Как говорится в одном из песнопений четыредесятницы: " нас собирает наше рачение, чтобы восславить Всесвятаго Духа " . Можно указать точное песнопение на русском языке? 2019/10/24, 11:34:50 Сладкого Рая тебе, отче Иларионе! Спасибо за науку. Теперь наше дело - не забывать её, применять и показывать хороший, достойный пример простой и честной христианской жизни. р.Б. Ирина 2019/10/24, 11:27:40 Упокой Господи душу р.Божьего Илариона и прими его в Царство своё. Андрей 2019/10/24, 10:08:09 Царство Небесное старцу Иллариону. Спаси Господь вас за видео, за то, что просвещаете нас, отрезвляете в понятиях веры и настоящего христианства!

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=3081

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010