1372 Фрикен . «Римские катакомбы», ч. II, М. 1877, стр. 91. У японцев в настоящее время каждый мужчина и женщина непременно, носят амулетку («Истор, религ.» т. II , стр. 208). 1373 Фрикен. «Римск. катак.» ч. II, М. 1877, стр. 91. Такая распространенность обычая носить амулеты объясняются тем фактом, что у каждого народа (особенно в среде восточных народов) тому или другому металлу или камню всегда придавалось известное символическое значение, напр., топаз – усмиряет бури морские, гиацинт – предохраняет людей от молнии; аметист – останавливает кровь; ясн помогает женщинам в родах и лечит от лихорадки, и т.д., и т.д. (Шепнинг. «Символика драгоценных камней». «Древности». Труд. Москв. археологич. общ. Т. I, 1865–67, стр. 135–152.). 1374 Фрикен . «Рим. Катакомбы». ч. II, М 1877, стр.91. Правда, здесь можно представить для происхождения обычая носить крест и другое объяснение. Кроме аналогии с фактом из бытовой жизни человечества, он имеет еще соответствие с одним из обычаев в истории мистериальных культов. Известно, что в древнем мире у людей, посвященных в мистерии, были в употреблении особые условные знаки, которые служили им, чтобы узнавать друг друга, напоминали открытое им, равно же и обеты, данные при этом. (Фрикен. Ibidem , стр. 47). Таким образом можно думать, что занимающей нас христианский обычай введен как противодействие последнему обычаю. Но кажется, чго выше представленное нами объяснение имеет более вероятия. 1376 Таков крест V в., найденный в храме св. Лврентия. (Гр. Уваров. «Византийский наперсный крест V или VI в.» «Древности». Труды Москов. Археол. Общ. М. 1865–67, стр. 101–104. 1377 Златоуст. «Homil. XII, in. 1Corinth». Curs. Compl. Patrol. Ser. Graec. Tim. LXI, col. 105; в русск. пер. «Бес. Злат. На 1 Кор.», ч. ICNб. 1858, стр. 220–221. Заметим между прочим, что относить начало рассматриваемого обычая к более раннему времени нет оснований. Правда, еще в половине III века крестное знамение употреблялось при всех даже самых обыденных случаях жизни, как свидетельствует Тертуллиан, но монументального креста в это время еще не было и даже изображения его на этот раз были исключительно в виде разнообразных монограмм. (Фрикен, «Римск. Катакомбы». Ч. II, стр. 137–151). Положим, в житиях мучеников, не только в начале IV в., но даже еще в IIIb. Упоминается иногда о ношении на груди креста («Мин.-Четьи», дек. 13 день, июнь 8-день), но нет никаких оснований согласится с тем, чтобы это были кресты в том роде, как теперь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

I 40, 62 и др.). Согласно З., кто ограничивается постижением букв. смысла, тот ограничивается «плотью» (caro), «буквой» (littera) Свящ. Писания, как это делают иудеи, к-рые «понимают плотским образом» (carnaliter sentiunt - Serm. I 8. 1), или ариане, к-рые суть «люди плотского ума» (carnalis mentis homines - Serm. I 45. 1). Поступая так, первые лишают себя спасения (Serm. II 21. 1), вторые видят в Свящ. Писании предмет «человеческих домыслов» (humani sensus opinationes - Serm. I 45. 1; II 8. 1). Однако Свящ. Писание не должно быть буквой, к-рая убивает, но Духом, Который животворит (Serm. II 3. 2; ср.: 2 Кор 3. 6). Поэтому 3-м важнейшим экзегетическим принципом для З. является «духовное постижение» (spiritaliter intellegi - Serm. II 26. 2) Свящ. Писания, когда за его буквально-историческим смыслом находится скрытый в нем глубинный смысл (ratio - Serm. I 35. 1). Духовное толкование основывается на том, что все Свящ. Писание ВЗ и НЗ восходит к Христу и говорит о Христе (Serm. I 37. 14). ВЗ и НЗ, «подобно двум главам [книги], образуют одно Писание» (unam litteram), поскольку «в духовном союзе (spiritali temperamento) описывают одного Христа Сына Божия»; и «как Новый Завет удостоверяет Ветхий, так и Ветхий Завет свидетельствует о Новом» (Serm. I 37. 4). На Кресте, предвозвещенном обоими Заветами, Христос исполнил «историю всего Писания» (Serm. I 37. 8). В связи с этим отношение между ВЗ и НЗ рассматривается З. как отношение «прообраза-тени» (imago, figura, umbra) и «истины-исполнения» (veritas, см.: Serm. I 46B. 1; ср.: Serm. I 13. 4, 34. 7; II 26. 2). Т. о., духовное толкование Свящ. Писания у З. получает почти преимущественно христологический характер, изредка дополняемый экклезиологическим и сакраментальным толкованием (см.: Boccardi. 1983. P. 479-484). Влияние З. на последующую богословскую традицию незначительно. По данным рукописей, только 3 проповеди З. были хорошо известны за пределами Вероны: Serm. I 1 (О целомудрии), Serm. I 39 (В память св. Аркадия) и Serm. I 40 (О Сусанне; см.: L ö fstedt, ed.

http://pravenc.ru/text/199839.html

При Меровингах епископ Арверна приобрел политическое влияние и нередко выступал как защитник населения перед франк. властями. Регулярно получая имущественные дарения и пользуясь налоговыми льготами, Арвернская кафедра стала крупным земельным собственником. Избрание епископа нередко сопровождалось конфликтами, вызванными как стремлением аристократических кланов установить контроль над кафедрой, так и противоречиями знати, духовенства и представителей франк. короля. Григорий Турский писал об интригах, подкупе избирателей и попытках насильственного захвата кафедры ( Greg. Turon. Hist. Franc. II 13, 23; III 2; IV 5-7, 35). В качестве компромисса на кафедру возводили епископов др. городов, живших в Арверне, напр. св. Апрункула и св. Квинциана . Члены знатного рода Аполлинариев убедили еп. Квинциана отказаться от кафедры, но позднее его вновь возвел на кафедру кор. Теодорих I. Со временем франк. короли все чаще вмешивались в избрание епископов. Так, по указанию короля кафедру Арверна занял диак. Галл, позднее - архидиак. Каутин (551-571) (назначение Каутина привело к конфликту: часть духовенства поддерживала кандидатуру пресв. Катона). Сложился обычай, по которому король утверждал результаты выборов епископа и организовывал рукоположение (т. о. был возведен на кафедру еп. Авит; см.: Ibid. IV 35). В VII в., когда власть короля ослабла, при избрании епископа также возникали конфликты. После смерти еп. Феликса (ок. 665) произошло столкновение между духовенством, поддержавшим архидиак. Гаривальда, и горожанами, выступившими на стороне св. Прейекта († 676). Чтобы предотвратить разногласия, епископ нередко заранее договаривался с королем о преемнике; так поступил еп. Авит II († 690), назначив преемником своего брата св. Бонита († ок. 710), префекта Массилии (ныне Марсель). Среди духовенства шла борьба за контроль над имуществом и доходами кафедры, прежде всего над земельными владениями (согласно Григорию Турскому, еп. Евфрасий (ок. 490-515) наделил укрывшегося в Арверне еп. Квинциана домами, полями и виноградниками). Такие конфликты случались при еп. Сидонии Аполлинарии и еп. Квинциане. По свидетельству Григория Турского, серьезный ущерб авторитету кафедры нанесли столкновения между еп. Каутином и сторонниками пресв. Катона, который пользовался поддержкой Храмна, мятежного сына кор. Хлотаря I (Ibid. IV 7, 10-12).

http://pravenc.ru/text/1841313.html

1998. P. 379). Тогда же был арестован А. Паркер и др. Эти аресты побудили К. разработать идеологическое обоснование принципов своей веры, т. к. часто им вменялись в вину действия, противоположные их убеждениям. Последовательница Фокса (в будущем его супруга) М. Фелл написала властям, что он не виновен ни в одном из предъявленных ему обвинений. В Лондоне она добилась встречи с кор. Карлом II и заявила, что готова «жизнью своей поручиться за миролюбие... всех «друзей» и за их веру». «Декларация Божиих людей, именуемых квакерами», составленная Фелл и подписанная 13 известными К. (Фокс, Хабберторн, С. Фишер, Дж. Стаббс и др.), была вручена королю 22 июня 1660 г. В ней говорилось: «Мы, люди, которые следуют принципам, ведущим к миру, любви и единству. Мы желаем, чтобы и другие шли таким же путем, и мы отвергаем и свидетельствуем против всякой борьбы, войн и раздоров... Наше оружие не плотское, но духовное» ( Ross. 1984. P. 128). 6 янв. 1661 г. произошло вооруженное восстание милленариев (см. ст. Милленаризм ), к-рое было жестоко подавлено, репрессии коснулись всех инакомыслящих. 12 янв. того же года был вновь арестован Фокс, на следующий день произведены массовые задержания К. во время богослужения. Собрания К. наряду с собраниями баптистов и др. диссидентов были запрещены, в тюрьмы заключены тысячи К., которых арестовали по обвинениям в подготовке беспорядков. В ответ через неск. дней последовала «Декларация безобидных и безвинных людей Божиих, именуемых квакерами, против всех заговорщиков и бойцов в мире», подписанная Фоксом, Хабберторном и др., к-рая до наст. времени остается офиц. документом, выражающим отношение К. к вопросам войны и мира и к власти предержащей. 21 янв. 1661 г. документ был представлен кор. Карлу II и его совету. Вскоре появились трактаты Барроу, Пенингтона, У. Смита, У. Бейли, провозглашавшие мирную доктрину движения К. Наиболее последовательно она была обоснована в труде Р. Баркли «Апология истинного христианского богословия», опубликованном на латыни в 1676 г.

http://pravenc.ru/text/1684005.html

Поел. 5, 7, 2). – Относительно того, что дарованное учительствующим отпущение для своей действительности в общине нуждается в согласии общины, ср. ниже, § 6. В собрании общины имеет место разрешительная молитва (из которой произошла так называемая умилостивительная разрешительная формула). Ср.: 1 Фес. 5:14: «вразумляйте бесчинных»; 5, 12: просьба о послушании «вразумляющим». Наиболее известный пример – выговор, сделанный апостолом Павлом апостолу Петру в Антиохии (Гал. 2:14: «сказал Петру при всех»), Ср.: 2 Кор. 13:2–3: когда Павел опять придет, не пощадит, и узнают, что Христос говорит в нем. Апостол приступит к взысканию, основываясь на показаниях «двух или трех свидетелей» (13:1). Также в 1Тим. 5:19–20: на основании показаний «двух или трех свидетелей, согрешающих (пресвитеров) обличай пред всеми». «Увещание» входит в состав учительной деятельности, ср.: 1 Фес. 2:11–12: «Вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих, мы просили и убеждали». 1Тим. 4:13: «Занимайся чтением, наставлением, учением»: 5:1, ср. 6:2: «Учи сему и увещевай». 2 Тим. 4:2: «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием». Тим. 2:1, ср.: Герм. Видения. II, 3, 4. – Из этих ссылок следует, что выговор производился в двоякой форме: или частным образом (в целях одного только пастырского попечения), или же публично (в целях дисциплинарных). Выговор в последней форме происходит «при всех», в собрании (экклезии). Он предполагает для своей действенности в собрании, что собрание признает его справедливым и, таким образом, сочувствует ему. В этом смысле говорится в 2 Кор. 2:6 о «наказании от многих»: большинство присоединилось к нему. Дисциплинарное увещание может в то же время быть увещанием покинуть общину ради мира. Пример можно найти в 1 Клим. К Коринф. 54:2: нарушитель мира в Коринфе должен сказать: «Если из-за меня мятеж, раздор и разделение, я отхожу, иду куда вам угодно и исполню все, что повелит народ (plethos)». Здесь также предполагается, что увещание покинуть общину имеет место в собрании общины и с согласия общины («народа»), Ср. § 6. Эта форма взыскания приближается к последующей, о которой будет речь впереди (прим. 40 и 41). Ср.: Ипполит. Философумены. IX, 12: Римский епископ Виктор высылает Каллиста из Рима («посылает Каллиста на жительство в Актию, назначив ему некоторую сумму месячно на пропитание»). Такая высылка – проявление учительной власти (епископа): она происходит в древности, как показывает послание Климента, с согласия общины.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tser...

Приветствие ветеранам Великой Отечественной войны Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 6 мая 2005 г. 19:50 Собратья архипастыри, досточтимые отцы! Досточтимые ветераны Великой Отечественной войны, дорогие братья и сестры! Христос Воскресе! От всего сердца, исполненного уважения к подвигу воинов сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны приношу Вам свои поздравления с шестидесятилетним Юбилеем Величайшей Победы, одержанной нашим народом и определившей ход истории Европы и всего мира на грядущие годы и десятилетия. Эта Великая победа досталась нашему Отечеству и всем его чадам не менее великой ценой: миллионы наших соотечественников не вернулись с полей сражений пожертвовав своей жизнью ради торжества мира и справедливости, ради победы над злом. В подвиге сыновей и дочерей России мы видим исполнения слов Евангелия: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). Подвиг совершенный миллионами наших братьев и сестер, отцов и дедов была явлена любовь, которая по слову Писания «не ищет своего» (1 Кор. 13, 5) не радуется неправде, а сорадуется истине; (1 Кор. 13, 6) и потому свойственная ей жертвенность, как говорит Апостол «покрывает множество грехов» (1 Пет. 4, 8). В своем служении людям и Отечеству воины, сражавшиеся против германского фашизма, явились продолжателями ратных традиций и приемниками боевой славы предшествующих поколений доблестных героев России, попиравшими знамена доселе непобедимых врагов. Однако Великая Отечественная война — это испытание по силе своей превосходящее все предыдущие войны, выпадавшие когда-либо на долю нашей Родины. Война вошла в каждый дом, ворвалась в каждую семью, стала скорбью и болью миллионов простых людей, ставших стеной на защиту своей страны, на защиту жизни на Земле. Она забрала жизни миллионов сынов и дочерей нашего Отечества, оставила чувство невосполнимой утраты по поводу безмерных потерь и жгучую боль утраты того, чего нельзя уже вернуть. Современным поколениям даже трудно представить масштаб и мощь того патриотического подъема, который охватил все население страны, поднявшейся на страшную битву с фашистскою ордой.

http://patriarchia.ru/db/text/5412.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АББОН ИЗ [лат. Abbo Floriacensis] (940 или 945, Орлеан - 13.11.1004, мон-рь Ла-Реоль, Аквитания), мч. (пам. зап. 13 нояб.). Бенедиктинец, аббат мон-ря Сен-Бенуа-сюр-Луар ( Флёри ), сторонник клюнийской реформы , ученый. После учебы в Париже и Реймсе А. из Ф. приобрел обширные и разносторонние знания, создал труды по математике, агиографии, грамматике, каноническому праву. Наряду со св. Гербертом Аврилакским он был первым на Западе, кто знал сочинения Боэция по логике и создал труд по искусству силлогизма. В 985-987 гг. А. из Ф. по приглашению св. Освальда , архиеп. Йоркского, преподавал в мон-ре Рамси (Англия). В 988 г. стал аббатом Флёри. При нем мон-рь, реформированный еще св. Одо Клюнийским, превратился в один из влиятельных центров реформы, что предопределило конфликты с местным епископом (еп-ство Орлеан) и стоявшим за ним франц. кор. Гуго Капетом. К теме противостояния реформированного монашества и епископата А. из Ф. обратился в своей «Апологетике» (Apologeticus ad Hugonem et Robertum reges Francorum, 994). Сборник канонов, адресованный франц. кор. Роберту II, отличает подчеркнутое уважение к прерогативам королевской власти, в к-рой А. из Ф. видел противовес епископским притязаниям. В 1004 г., стремясь распространить должную дисциплину в мон-ре Ла-Реоль, он переселил туда часть монахов из Флëри. Во время возникшей ссоры и драки между монахами из разных мон-рей А. из Ф. попытался остановить кровопролитие, но был убит. Соч.: PL. 139. Col. 419-570; Carmen acrostichum ad Ottonem imp.//MGH. Poetae. T. 5. P. 469-471; Commentarius in cyclum Victorii//Bull. di bibliografia e di storia di scienzo matematico e fisico. 1871. N 4. P. 443-445; Passio s. Edmundi//Memorials of St. Edmunds Abbey. 1890. P. 3-25; Syllogismorum categoricum et hypotheticorum enodatio/Ed. A. Van de Vyver// Van de Vyver A. Les oeuvres inédites d " Abbo de Fleury//Rome bénédictine. T. 47. P. 125-169; Abbonis Floriacensis Орега inedita. Brugge, 1966. T. 1. Ист.: Aimoin. Vita Abbonis//PL. 139. Col. 375-414. Лит.: Cousin P. Abbo de Fleury-sur-Loire. P., 1954; Mostert M. The political theology of Abbo of Fleury: A study of the ideas about society and law of the 10th century monastic reform movement//Middeleeuwse Studies en Bronnen. Hilversum, 1987. N 2. Н. Ф. Усков Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/62422.html

нации), сплотившейся на основе верности венг. монарху. Содержавшееся в этом своде понимание нации и народа (populus) как прежде всего знати, которой противопоставлялись простолюдины (ignobiles plebis), было концептуальным прояснением, имевшим фундаментальное значение в процессе формирования политической и конфессиональной системы Трансильвании после распада Венгерского королевства и начала Реформации ( István Werbczy. 1572. P. 52). Международное положение в Центр. и Вост. Европе в 20-60-х гг. XVI в. было ознаменовано превосходством позиций Габсбургской монархии и Османской империи. Став султаном в 1520 г., Сулейман I Великолепный положил начало новой внешней политике Османской империи, целью к-рой стала экспансия в Центр. Европу (в первую очередь, оккупация и консолидация турецких владений в Венгерском королевстве и Трансильвании: 8 из 13 военных кампаний были развернуты именно на этих территориях). Масштабные военные кампании Сулеймана I служили противовесом соперничеству между имп. Карлом V Габсбургом (в 1519-1556) и франц. домом Валуа, меняя тем самым соотношение сил в масштабе всей Европы. В 1526 г. франц. кор. Франциск I (1515-1547) считал Османскую империю единственной державой, гарантировавшей сдерживание доминирования Габсбургов в Европе ( Inalcik H. The Ottoman Empire: The Classical Age 1300-1600. L., 1973. P. 35). После поражения венгров в битве с турками при Мохаче (29 авг. 1526) борьба за право обладания венгерским троном привлекла внимание к центральной роли именно Трансильвании в сохранении равновесия сил в Центр. Европе в 1526-1566 гг. На заседании гос. собрания в г. Секешфехервар (10 нояб. 1526) венг. королем был избран трансильванский воевода Янош I Запольяи (1526-1540), поскольку он имел венг. происхождение: в венг. обществе того времени преобладали антиягеллонские и антигабсбургские настроения, вслед. чего 13 окт. 1505 г. венг. гос. собрание на заседании в Ракоше (Словакия) подписало акт, согласно к-рому, если правивший на тот момент венг. кор. Владислав (Уласло) II Ягеллон (1490-1516) умрет без наследника, венг.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Мф. 23, 1–36 : Предостережение от книжников и фарисеев. Краткая историческая справка – Некоторые пояснения к обличительной речи о книжниках и фарисеях: “Расширяют хранилища своя”, т.е. без нужды, на показ другим, увеличивают те кожаные мешочки или ящички, в которые вкладывались листки из папируса или из пергамента с изречениями из закона из Священных книг ( Исх. 13, 1–10; 13, 11–17 ; Втор. 6, 4–10 и 11, 13–22), и которые вовремя молитвы прикреплялись ремешками один ко лбу, а другой к левой руке. Обычай носить эти хранилища произошел из буквального понимания слов книги Исход (13, 9: “И да будет тебе это знаком на руке твоей и памятником пред глазами твоими, дабы закон Господень был в устах твоих, ибо рукою крепкою вывел тебя Господь [Бог] из Египта”). Евреи верили, что эти хранилища предохраняют от злых духов. “И величают воскрилия риз своих”, – четыре кисточки, которые пришивались к краям верхней одежды и идущие от этих кисточек по краям одежды нити яхонтового цвета. Их делать и носить повелено было законом, в воспоминание заповедей Божиих и в отличие евреев от других народов ( Чис. 15, 37–40 ). Фарисеи, по тщеславию, и эти кисти делали больше обычных. “Любят же преждевозлегания на вечерях и преждезаседания на сонмищах” – в восточных странах пищу вкушают не сидя, а полулежа на особых длинных и широких подушках. Стол обычно имел форму “П”. Главные или почетные места были в середине стола и их-то добивались фарисеи. В синагогах же они требовали себе мест, ближайших к кафедре. “Вы же не нарицайтеся учители”. Эта фраза означает “на домогайтесь, чтобы вас величали, как учителей, отцов и наставников”. Запрещение называться учителями, отцами и наставниками нельзя понимать буквально, как делают это сектанты, ибо из посланий апостольских видно, что эти наименования употреблялись самими апостолами, как например I Ион. 2, 13 ; Puм. 4, 16; I Кор. 4, 15; Еф. 6, 4 ; Фuл. 2, 22; I Сол. 2, 11; I Тим. 5, 11; Деян. 13, 1 ; Иак. 3, 1 ; Puм. 2, 20; 12, 71; I Кор. 12, 28–29; I Тим. 2, 7; II Тим. 4, 3; Евр. 5, 12 (“учители”); I Kop. 4, 15 ; Евр. 13, 7; 13, 17 (“наставники”).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Scr. Mer. T. 6. P. 369-370). Однако то, что убийца Л. был приближенным майордома Пипина II, дает основания видеть связь между гибелью епископа и борьбой аристократических кланов ( Werner. 1980. S. 272; ср.: Kupper. 1984. P. 18-19), возможно фракций рода Пипинидов ( Wood. 1994. P. 270-271). Брак Пипина II с Альпаидой, ставшей 2-й женой майордома (между 685 и 690), вызвал конфликт между сторонниками Альпаиды и Плектруды, 1-й супруги Пипина. В эпоху Каролингов агиографы считали, что 2-й брак Пипина, к-рый они представляли как незаконное сожительство, стал причиной убийства Л. Впервые об этом упоминается в мартирологе архиеп. Адона Вьеннского (составлен ранее 860): епископ обличал нравы правителя и его приближенных (regiam domum... increpasset) и был убит королевскими слугами. В нач. X в. это утверждение повторил хронист Регинон Прюмский ( Reginonis abbatis Prumiensis Chronicon/Ed. F. Kurze. Hannoverae, 1890. P. 34). Вероятно, сообщение архиеп. Адона отражает его позицию в богословской и канонической полемике об аннулировании брака кор. Лотаря II (855-869) с Теутбергой. Поэтому исследователи называли легенду о причастности Пипина II к убийству Л. «политическим памфлетом», использовавшимся клириками в целях пропаганды ( Kupper. 1984. P. 27-47). Согласно поэме еп. Стефана, святой обвинил Пипина в незаконном сожительстве с Альпаидой, сестрой Додона, к-рая попросила брата отомстить епископу (см.: Ibid. P. 30-35). Однако в прозаическом Житии, составленном по указанию Стефана, об этом не говорится. Согласно Лоббским анналам, Л. публично выступил против Пипина и Альпаиды, после чего майордом разрешил Додону убить епископа (MGH. SS. T. 13. P. 227). Каноник Ансельм в «Деяниях епископов...» привел различные версии преданий о гибели Л., дополнив их вымышленными деталями. По его мнению, Л. долгое время упрекал Пипина за связь с Альпаидой, но майордом отказывался слушать епископа. В конце концов Альпаида разгневалась на Л. и велела брату убить его (Ibid. T. 7. P. 194-195). Развивая эту версию, Сигеберт из Жамблу представлял Л.

http://pravenc.ru/text/2462573.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010