Различие это, однако, можно разглядеть лишь на фоне того, что составляло идейную преемственность между ними, в частности, на фоне общей для Хомякова и Новоселова убежденности в том, что христианином можно быть только в Церкви 23 . У современников Хомякова, возражавших против этого тезиса о невозможности христианства без Церкви, то есть неотделимости веры от нее, возникал, судя по ответу им Хомякова, следующий вопрос: как может пребывание в Церкви, то есть в единстве с другими христианами, дать человеку что-либо сверх того, что он мог бы и в индивидуальном порядке получить от Бога? В ответ на подразумевающееся в этом вопросе возражение, Хомяков выдвигает свою идею Церкви как организма: «Песчинка действительно не получает нового бытия от груды, в которую забросил ее случай: таков человек в протестантстве. Кирпич, уложенный в стене, не претерпевает порчи и не приобретает совершенства от места, назначенного ему наугольником каменщика: таков человек в романизме. Но всякая частица вещества, усвоенная живым телом, делается неотъемлемою частью его организма и сама получает от него новый смысл и новую жизнь: таков человек в Церкви, в Теле Христовом, органическое начало которого есть любовь » 24 .Для Хомякова тело Христово включает лишь тех, кто был так преображен: «Дается же благодать и непокорным, не пользующимся ею (зарывающим талант), но они не в Церкви» 25 . Уже у Климента Александрийского (который, возможно, мог повлиять на Хомякова через католического богослова и патролога Иоганна Мёлера) 26 можно найти такого рода различение. Климент, сколько мне известно – самый ранний автор, явным образом отождествивший Церковь как Тело Христово (Кол. 1.24) с Его Телом, преподаваемым в Евхаристии (ср. 1 Кор.10.17). Существенно, что евхаристический хлеб у Климента – это плоть воскресшего Христа 27 , то есть Его « духовное» Тело 28 . Приложение Климентом к Церкви определения «духовная» 29 может показаться неявным свидетельством того, что для него существует и какая-то иная (не духовная) Церковь. Однако более вероятно, что для Климента верно противоположное: в качестве «духовного тела» Божьего Логоса Церковь включает в себя только «смешанных со Святым Духом» 30 , но не тех, кто является христианами только номинально 31 . Климент, правда, утверждает и то, что «лишь принявшие омовение» но не «очистившиеся от страстей души путем «гнозиса» 32 , являются «в чем-то подобными телесным частям святого тела», которого они причащаются 33 . Однако он тут же уточняет – на основании 1 Кор. 6.16,18 – что те, кто так согрешают против мистического Тела, ставшего их собственным, тем самым становятся « иным телом» 34 , и имеют иное упование 35 , чем те, что принадлежат к «духовному и святому хору» 36 истинного Израиля, которым суждено узреть Бога 37 и обрести в Нем упокоение 38 . Таким образом, для Климента, как и для Хомякова, мистическое Тело Христово – это Церковь во всей её полноте, к которой те, кто являются христианами лишь номинально, просто не относятся.

http://bogoslov.ru/article/2957641

Те, которых гонение принудило к отпадению, сами знают, что они совершили величайшее преступление, потому что Господь и Судия наш сказал: «иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем моим, Иже на небесех, а иже отвержется Мене, отвергуся его и Аз» (Матф. 10:32—33). Он же сказал: «вся отпустятся согрешения сыном человеческим, и хуления; а иже восхулит на Духа Святаго, не имать отпущения, но повинен есть вечному суду» (Мк. 3:28—29). И блаженный Апостол говорит: «не можете чашу Господню пити и чашу бесовскую, не можете трапезе Господней причащатися и трапезе бесовской» (1 Кор. 10:21). Итак, кто разуверяет в этом братьев наших, тот, обольщает несчастных, так, что и те, которые, при истинном покаянии, могли бы молитвами и подвигами своими умилостивить Бога, Отца милосердного, увлекаются на горшую погибель, и те, которые могли бы восстать, падают глубже. Грешники и в меньших грехах должны приносить покаяние в продолжение постановленного времени, должны, по уставу благочиния, совершать исповедь и потом уже через возложение руки епископа и клира получать право общения; а теперь, в такое тяжкое время, когда свирепствует еще гонение, когда не восстановлен еще мир самой церкви, их допускают к общению, возглашают в молитвах их имя, — и без принесения ими покаяния, без совершения исповеди, без возложения на них руки епископа и клира, — преподается им евхаристия, между тем, как написано: «иже аще яст хлеб или пиет чашу Господню не достойне, повинен будет телу и крови Господни» (1 Кор. 11:27). Но тут повинны не те, которые не соблюдают заповеди писания: вина падет на предстоятелей, не внушающих братьям делать все, по их наставлению, со страхом Божиим и с осторожностью, заповеданною и предписанною Самим Богом.    Наконец, они же подвергают поношению блаженных мучеников, и ссорят с Божиим священником славных рабов Божиих: сии, памятуя о нашем звании, просили меня своим письмом рассмотреть их желания и даровать мир падшим не прежде, как, когда самой матери нашей Церкви, по милосердию Божию, будет дарован мир, и когда божественному промыслу угодно будет и нас возвратить к Церкви своей; — а те, отвергнув почтительность, оказываемую нам блаженными мучениками и исповедниками, презревши закон Господень и осторожность, которую советуют соблюсти те же мученики и исповедники, — прежде прекращения ужасов гонения, прежде возвращения нашего, почти пред самою кончиною мучеников, вступают в общение с падшими, возглашают их в молитвах и преподают им евхаристию, тогда как пресвитеры и диаконы должны бы, — что прежде всегда исполнялось, — вразумлять и руководить своими советами самых мучеников, если бы те, ревнуя о славе и не обратив внимания на Писание, пожелали чего нибудь больше надлежащего.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3497...

Итак, мы убедились, что пророчество остается и в Новом Завете одним из важнейших и драгоценнейших даров Духа Святого. Вспомним перечисленные святым апостолом Павлом духовные дары: И вы – тело Христово, а по рознь – члены. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями… (1 Кор. 12: 27–28). У пророков – свое важнейшее место в Новозаветной церкви. Пророческий дар святой апостол Павел ставит на втором месте, сразу после дара апостольства и перед даром учительским . Из процитированного отрывка видно и то, что пророческий Дар не иссякает при переходе от Ветхого Звета к Новому. С чего начинается взаимодействие между пророком и тем, кто его слушает? Для уяснения того, с чего начинается взаимодействие пророка с теми, кто ему внимает, рассмотрим чуть подробнее вопрос, уже обсуждавшийся в начале нашей книги: может ли человек пророчествовать, не понимая смысла своих пророчеств? Блаженный Августин писал об этом так: «Те еще не обладают пророчеством, которые при посредстве каких-либо подобий телесных предметов изрекают знамения в духе, если при этом не присоединяется еще разумение ума для их понимания» . Более того, блаженный Августин уточняет свою мысль: «Тот, кто истолковывает видение другого, больше пророк, чем тот, кто сам видит видение» . Почему так? Блаженный Августин поясняет: «Иосиф, истолковавший, что означали собою семь колосьев и семь коров, был больше пророк, чем фараон, который видел их во сне (Быт. 41: 1–32). Фараон имел дух, настроенный к видению, а Иосиф – ум, просвещенный к уразумению. У фараона был язык, а у Иосифа – пророчество, потому что у первого было представление только предметов, а у последнего – истолкование представлений» . И далее он же пишет: «Отсюда, меньше пророк тот, кто в духе при посредстве образов телесных предметов видит только лишь знаки означаемых ими вещей, и гораздо больше пророк тот, кто одарен только лишь пониманием этих образов». Кто же, с точки зрения блаженный Августина, может считаться «совершенным» пророком? «Пророк собственно тот, – отвечает он, – кто превосходит и тем и другим, т. е. и видит в духе знаменующие подобия телесных предметов, и живо понимает их умом, как, например, испытано и доказано было превосходство Даниила, который и рассказал царю виденный им сон, и объяснил, что этот сон значил» (Дан. 2: 27–45; 4: 16–24) .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Татьяна 28 июля 2020, 10:38 Я тоже прошла такое. Немного страшно после возвращения... Алла 27 июля 2020, 02:32 игорь ковалев, если вы силу Божью признаете силой бесовскою, то согрешите хулой на Святого Духа. Это прямые слова Христа. А он для меня высший авторитет. Никакие святые и тем более комментаторы на сайте не могут стоять выше Христа. Татьяна 26 июля 2020, 16:13 Была операция 27 лет назад.Исскуственные роды(двойня-девочки)Здесь спасали меня.Сделали укол в вену.Незнаю сколько прошло времени и я вижу себя сверху.Заходит медсестра и говорит про меня что я такая молодая и все рожать.Вижу себя измученную,бледную и несчастную.Вижу как врач делает что то со мной.А мне так хорошо,легко и обратно не хочу.Вдруг медсестра которая делала укол не могла прощупать пульс,закричала-Она не дышит и пульса нет.Вот тут началось.Реанимация,искусственное дыхание,какие то кубики.И я вернулась в тело и почувствовала боль.Врач плакал и смеялся.Скоро все закончилось.Но через 18 лет-сон.2девушки и 2юноши,держатся за руки.Говорят-Мама ,мы пришли познакомить тебя с нашими мужьям игорь ковалев 20 июля 2020, 16:01 Алла.Никакой это не грех и не хула.Это учение нашей Церкви и основа духовной безопасности. ,,...потому что сам сатана принимает вид Ангела света. " " (2 Кор.11:13-15).,,Учение о вышесказанной осторожности и о спасительной недоверчивости к явлениям духов принято всею Церковью:оно есть одно из ее нравственных преданий,которое чада ее должны хранить тщательно и неупустительно.Святые Ксанфопулы говорят: «Никогда не прими,если б ты увидел что-либо чувственно или умом внутри или вне тебя,хотя бы то был вид как бы Христа,или Ангела,или какого Святого,или мечтание света;но пребывай не веруя этому и негодуя об этом»(свт.Игнатий Брянчанинов) Алла 20 июля 2020, 01:03 игорь ковалев, не преувеличивайте, речь никогда не шла о всех видениях. А то может и апостолу Павлу не надо было верить, что ему явился Христос? Вы не можете приказывать Богу, как ему общаться с христианами. Если пожелает явиться лично - явится. Вот прямо так, в видениях. И Он, и Его Мать, и Его святые. Не забывайте про хулу на Духа Святого. Если вы принимаете действие Духа за бесовское обольшение, то это непростительный грех.

http://pravoslavie.ru/132625.html

Букв. “чтобы не покрыла их скорбь”. 21 Гимн написан пятнадцатисложным тоническим размером. 22 Речь идет о преп. Симеоне Студите. 23 Букв. “новые вместе и древние, божественные и сокровенные”. Преп. Симеон писал гимны в честь своего духовного отца еще до того, как он был признан святым. Это и было одним из пунктов обвинения, выдвинутого против него Стефаном Никомидийским. См. Vie 72—73. 24 Букв. “любовь (pothos) называется у меня болью (ponos) и является таковой”. 25 Преп. Симеон использует классические богословские термины ousia (сущность) и fysis (природа) в значении тождественных понятий. 26 Ср. 2 Пет. 1(естество ­­ природа). 27 Ср. Пс. 81:6. 28 В некоторых рукописях есть строка, пропущенная в Patm.427 (XIV в.). Восстановив ее, получаем следующий текст: “Слава Твоему благоутробию и снисхождению, что, будучи Богом по природе, Ты стал человеком”. 29 Букв. “соединив”. 30 Гимн написан двенадцатисложным ямбическим триметром. Центральная тема гимна — учение о бесстрастии, раскрываемое на примере некоего “мужа желаний духовных”, т.е., вероятно, преп. Симеона Студита. 31 Букв. “Кто преступил преграду (стену) своей плоти? Кто, пройдя мрак тления и оставив весь мир, скрылся?” К этому стиху в рукописи Marcianus 494 (XIII в.) имеется схолия: “Отсюда становится ясно, что и сам пишущий сие отец был восхищен на небо вне тела, как это рассказано в другом месте” (SC 156, 23). 32 Ср. 1 Кор. 1:20. 33 Выражение “муж желаний” заимствовано из Ветхого Завета (Дан. 10:19). В богослужебных песнопениях Восточной Церкви это выражение встречается применительно к тому или иному святому. См., например, службу св. Николаю (Минея месячная за 6 декабря; вечерня; стихира на стиховне): “Человече Божий и верный рабе, слуго Господень, мужу желаний...” 34 Букв. “Если бы ты даже видел, что он безобразничает и устремляется к (странным) действиям”. 35 Букв. “воссоздаюсь и обоживаюсь”. 36 Кодер предполагает, что гимн посвящен преп. Симеону Студиту, скончавшемуся около 986—987 гг. Однако, поскольку герой гимна назван “сладчайшим братом”, такое предположение кажется маловероятным. Скорее, речь может идти об одном из монахов, друзей преп. Симеона Нового Богослова. Гимн написан двенадцатисложным ямбическим триметром.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3922...

21) То есть посредством писем. 22) Клочков, тряпок. 23) Понетаевская обитель находится недалеко и от Сарова, и от Дивеева. Понетаевские сестры выделились из Дивеева и долго между собою соперничали, без сомнения, по злобе врага спасения нашего. 24) Возможно, здесь имеется в виду, что преп. Серафим разрешил Пелагее Ивановне грехи от ее рождения до смерти. Прим. ред. 25) В Петровский пост. Прим. ред. 26) Когда я впоследствии увиделся с Пелагеей Ивановной, – говорил нам М. П. Петров, – и спросил ее, отчего она не позволила мне ехать, она сказала: «Много таких святых-то». 27) В другом письме своем Березина говорит: «Врачи нашли, что болезнь совершенно неизлечима; советовали сделать прокол в виске и говорили, что хотя болезнь и не прекратится, но не будет ощущаться такой боли». 28) Любимое ее слово. 29) Уменьшительное слово от Агриппины, часто употребляемое в просторечии. 30) Эта речь будет приведена ниже. 31) Так любил называть дивеевских подвижниц сам старец Серафим. 32) Московский Листок. 1903 г., 195, кор. Г. 33) Очерк этот составлен мною на основании рукописных воспоминаний Н. А. Мотовилова, дополненных беседами со вдовою его, Еленою Ивановною, и сестрами св. Дивеевской обители. 34) Этот образ принадлежал отцу Н. А. Мотовилова, Александру Ивановичу, как старшему в роде, но в малолетнее после отца сиротство Николая Александровича он достался Г. Н. Мотовилову. Николай Александрович всю жизнь скорбел об этом образе, но не мог добиться его возвращения. 35) Вообще, надо заметить, в бумагах мотовиловских, доставшихся мне для разбора, беспорядок был страшный – точно чья-то рука кому-то назло истрепала, раскидала и разорвала эти рукописи, таившие часто в себе драгоценнейшие сообщения. 36) «Беседа о цели жизни христианской». 37) Продолжение рукописи Мотовилова. 38) Насколько справедливы были опасения Мотовилова, читатель может убедиться из последних статей, вошедших в книгу «Великое в Малом». 39) Известный иеросхимонах Киево-Печерской Лавры, у которого был Император Александр I.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Многие из современников Спасителя считали Его ядцею и винопийцею, другом мытарей и грешников, беса имущим и неистовым льстецом 27 и т.п.; но что нравственно слепотствующий мир сделал по отношению к своему Божественному Учителю, то нередко повторялось и повторяется и относительно преданнейших Его последователей. Божественная благодать, действовавшая в Его избранных, не только не всегда была примечаема, но нередко была даже в презрении и поношении у мира. Особенно же это нужно сказать по отношению к святым – Христа ради юродивым 28 . От современников они нередко подвергались всякого рода оскорблениям; не от всех приемлют они должную честь и в потомстве. Эгоистический и самолюбивый мир далек от духа истинной христианской любви, готовой положить душу свою за других. За такую любовь, доходящую до самоотвержения, когда-то самих апостолов считали буйими, и проповедь сих просветителей вселенной, преобразившая мир, казалась иудеям – соблазн, еллинам – безумие ( 1Kop. I:23 ). Сыны нынешнего века, ходящие по стихиям мира ( Koл. II:8 ), нередко гордо отвергают все, что выходит из круга их обыденных взглядов, соблазняются тем, что не подходит под мерку их понятий и убеждений, часто узких, односторонних и шатких. Не могут они, конечно, не соблазняться и таким выходящим из ряда обыкновенных явлений, как жизнь Христа ради юродивых, явлением, которое может вызывать с их стороны глумление и презрение. А между тем святая Церковь , прославляя юродивых, представляет этих верных сынов своих в пример веры и благочестия, ублажая их как последователей заповеди о нищете духовной 29 и как истинных ревнителей заповеди Писания о духовной мудрости 30 : аще кто мнится мудр быти в веце сем, буй да бывает, яко да премудр будет (Кор. III:18). «Христа послушал еси, – говорит церковная песнь, – повелевшего тебе юроду быти, и Царство Небесное обещавша, тому последовав, неизреченная благая его восприял 31 ; или преподобному Михаилу Клопскому: «Всю мысль твою Богу возложил еси от младенчества и крест твой взем, невозвратным путем Тому последовал еси и по апостолу духовную мудрость стяжал, еже есть буйство Христа ради 32 . Отсюда очевидна необходимость и важность, по возможности, внимательного рассмотрения образа жизни юродивых о Христе и тем – с одной стороны отвергнуть неправильные взгляды мнимомудрствующих на сих подвижников благочестия, а с другой уразуметь истинность суда Церкви о Христа ради юродивых.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Деян. 9:23–25; ср. 2 Кор. 11:32. В Дамаске до сих пор показывают окно, через которое он бежал, а также Прямую улицу, дом Иуды и дом Анании. Но эти местные предания ненадежны. 415 Гал. 1:18–24; ср. Деян. 9:26–27. 416 Деян. 22:17–21. Очень важно, что в молитве Павел признал свою вину перед «Стефаном, свидетелем Христовым» и совершил публичное покаяние за грех народа в том самом месте, где этот грех был сделан. 417 Деян. 11:28–30; 12:25. 418 «Павел покинул Афины, — пишет Фаррар (I. 550 sqq.), — презираемым и одиноким человеком. Но его посещение не прошло для города даром… Он не основал в Афинах церкви, но церковь там все же выросла — возможно, под заботливым руководством обращенного ареопагита. В следующем столетии эта церковь дала делу Христову многих епископов–мучеников и искусных в слове апологетов (Публия, Квадрата, Аристида, Афинагора). В третьем веке она процветала в мире и благочестии. В четвертом веке ее посланцы принимали участие в Никейском соборе, а два друга, два великих христианина св. Василий и св. Григорий Назианзин учились в афинских христианских школах благородному искусству риторики. Понадобилось совсем немного времени, чтобы бесчисленные афинские боги растворились в тусклом мерцании отживших верований, не в силах бороться с пронзенными руками, держащими деревянный крест, а богиня–покровительница города, несмотря на свои сверкающие глаза, увековеченные Гомером, и могучее копье, выкованное из Марафонских трофеев, уступила своею девичью комнату смиренной галилейской Деве, Которая делила крышу с плотником из Назарета, — непорочной Матери Господа». Тем не менее Афины отказались от поклонения идолам позже многих других городов Римской империи и никогда не играли заметной роли в истории церкви. Религией этого города было поклонение духу Древней Греции, а не Христу. «Il est bien moins disciple de Jésus et de saint Paul que de Plutarque et de Julien» Он гораздо в меньшей степени последователь Иисуса и апостола Павла, чем Плутарха и — пишет Ренан в «Апостоле Павле». Глава из его книги, посвященная жизни Павла в Афинах, очень интересна. 419

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

(Из книги сестры Магдалины «Мысли о детях в Православной Церкви сегодня») Божественное установление брака Священное Писание о Таинстве брака Цель божественного установления брака такова: умножение и сохранение рода человеческого, взаимное вспомошествование супругов в этой жизни и обуздание греховных похотей человека. Быт. 1:27: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию, сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». Быт. 1:28: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею». 1 Кор. 7:1 -2: « А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа». Еф. 5:23 -24: «Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем». Еф. 5:31 -32: «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви». «Будет два в плоть едину» Конечно, великое и ответственное дело для христианина и христианки – избрать себе друга или подругу на всю жизнь. О христианском браке Слово Божие говорит: «Будет два в плоть едину» – т.е. в нем двое составляют как бы один организм, одну общую жизнь. Жена-христианка прежде всего думает о муже, а потом уже о себе. И такой христианский супружеский союз Господь закрепил Своим Божественным словом: «Еже Бог сочета, человек да не разлучает…» И замечательно то, что в таком христианском браке, любовь мужа и жены имеет тот же бескорыстный, самоотверженный характер, каким вообще отличается истинно христианская любовь. Не напрасно ап. Павел супружеский союз сравнивает с союзом Христа и Церкви и говорит: «Мужие, любите своя жены, якоже и Христос возлюбил Церковь, и Себя предал за ню (за нее). В христианском браке единение любящих личностей становится настолько всеобъемлющем и полным, взаимная преданность супругов настолько глубока и безусловна, что они во всем уподобляются друг другу, а иногда (к старости) даже и внешне становятся похожи друг на друга. И жизнь их проходит в полном согласии, в полной преданности заветам Христа Спасителя и Его Святой Церкви.

http://azbyka.ru/semya/i-polozhil-esi-na...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010