В таинстве брака члены Церкви получают благодать, освящающую супружество, естественное рождение и воспитание детей. Брак есть божественное установление. Это ясно засвидетельствовал Христос Спаситель, когда, на вопрос фарисеев о разводе, сказал: не читали ли вы, что Сотворивший вначале – мужчину и женщину сотворил их? ( Быт.1:27 ). И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью ( Быт.2:24 ), так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает ( Мф.19:3–6 ). То же засвидетельствовал 1. Христос и Своим примером, когда почтил Своим присутствием брак в Кане Галилейской и благословил его, совершив здесь чудо – претворение воды в вино ( Ин.2:1–11 ). Апостолы – верные хранители и истолкователи заветов Христа – всегда утверждали святость брака. Если женишься, – говорит апостол Павел, – не согрешишь, и, если девица выйдет замуж, не согрешит ( 1Кор.7:2–17:25–28 ). Мало того, христианский брак, по апостолу, есть образ благодатнаго союза Христа с Церковью. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава церкви, и Он же Спаситель тела. Но как церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее... Оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть ( Быт.2:24 ). Тайна сия велика; я говорю по отношению к Христу и к Церкви ( Еф.5:22–25:31–32 ). Как образ союза Христа с Церковью, исполненного благодати и святости ( Ин.1:14 ; Еф.5:25 ), и брак освящается и исполняется благодатию чрез особое тайнодействие, а потому есть тайна великая. Еще во времена апостолов брак освящался чрез особое священнодействие. Жена связана законом, доколе жив муж ея, если же муж ея умер, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе (Кор.7:39). Выражение «только в Господе» указывает на то, что во времена апостолов христианские браки, в отличие от нехристианских, совершались во имя Господа, т.е. освящались чрез видимое священнодействие. Это можно видеть из следующих слов апостола. Обличая лжеучителей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что сотворил Бог, он говорит: всякое творение Божие хорошо, и ничто непредосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою ( 1Тим.4:1–5 ). Освящение словом Божиим относится апостолом не к пище только, а и к браку, запрещаемому отступниками. Об этом же свидетельствуют и св. отцы Церкви, хранители апостольского предания. Св. Игнатий Богоносец говорит: «Подобает женщинам и выходящим замуж, чтобы союз их совершался по благословению епископа, – да будет брак о Господе, а не по вожделению». ж) О таинстве священства

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Пророчества о возвращении славы Ягве имеют у библейских пророков двойное звучание: мессианское и эсхатологическое. У пророков то и другое, практически, не различается, но осуществление этих пророчеств раздвинуло пришествие Мессии и эсхатологию на многие века и даже тысячелетия истории. Слава Ягве вернулась к Израилю и дарована всему миру с пришествием Мессии, Иисуса Христа из Назарета, распятого и воскресшего в Иерусалиме Иешуа га-Ноцри. Апостолы Христа посланы в мир к народам, и сияет свет к просвещению язычников (Лк, 2:32), до времени, пока войдет полное (число) язычников ( Рим. 11:25 ). Это благодатное время церковной истории народов. Но это еще не всё. Иудеи, отвергши Христа, естественно, остались с пустым домом ( Мф. 23:38 ), который и был вскоре разрушен римлянами. Разодралась завеса Святого Святых, прекратилась жертва. Еще Даниилу было возвещено: Предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет..., а в половине седмины прекратится жертва и приношение ( Дан. 9:26–27 ). Так и то, что получили вновь при Зоровавеле и Неемии, отнято было у Израиля. Симеон Богоприимец, ветхий старец, своими глазами увидел славу народа Твоего, Ягве, Израиля (Лк, 2:32). Но сам Израиль её еще не увидел. Но увидит! Увидит в конце времен, когда войдет полное (число) язычников, тогда Иисус отвратит нечестие от Иакова ( Рим. 11:25–26 ). Когда Израиль обратится к некогда отвергнутому Христу, тогда слава Ягве воссияет и над Израилем, и над народами в неописуемой красе и силе, о чем и возвещали пророки. Ведь если же падение их (иудеев) – богатство миру (народы услышали о Христе и приняли Его), и оскудение их – богатство язычников, то тем более полнота их ( Рим. 11:12 )! Тогда во всей полноте раскроются обетования пророков. Тогда истребится и сама смерть во втором пришествии Христа. Тогда и Сам Сын покорится Покорившему всё Ему, да будет Бог всё и во всём (1 Кор, 15:28)! 9 А физику так и хочется предположить, что там было фосфорецирующее вещество, светящийся столп от которого был иногда виден ночью и породил это сказание. В библейском же повествовании такие мысли не возникают.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Еще нынешнее Евангелие научает нас тому, чтобы мы не сомневались уделять ближнему и из малого по силе своей, ибо и малое Господь силен умножить, так что дающий нищему не обеднеет (Притч. 28, 27). Апостолы имели только пять хлебов и две рыбы и думали, что не стоит и делить такую малость на столь великое множество народа. А эта малость сделалась великим множеством: все ели и насытились, да еще и осталось в сорок раз больше того, сколько было. Не бывает ли подобного чуда и ныне с людьми милостивыми? И весьма часто. По мере даяния и Господь им подает в десять, двадцать, во сто раз больше. Верен Господь во всех словах Своих (Пс. 44, 13). Но особенно нынешнее Евангелие учит нас тому, что истинный хлеб наш, хлеб не временной, а вечной жизни, есть Господь Иисус Христос и что мы должны заботиться не только о тленной пище, но особенно о нетленной, дающей жизнь вечную душе, - именно о причащении пречистого Тела и Крови Христовой, о слушании и чтении Слова Божия, которое есть духовная пища душ наших, и о молитве, освящающей и насыщающей душу благодатью. Когда народ после чудесного насыщения стал ходить за Иисусом Христом, с тем чтобы еще и еще поесть чудесного обеда, тогда Господь сказал им обличительно: Истинно говорю вам: вы ищите Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытилисъ. Старайтесъ не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнъ вечную, которую даст вам Сын человеческий. Истинно говорю вам: Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий естъ тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкатъ, и верующий в Меня не будет жаждатъ никогда (Ин. 6, 26-27, 32-33, 35). Пища земная, тленная укрепляет только тело, а не душу бессмертную; апостол говорит: Добро благодатию утверждати сердца, а не брашны, от нихже не прияша пользы ходившии в них (Евр. 13, 9). Пища для чрева и чрево для пищи, Бог же и то и другое уничтожит (1 Кор. 6, 13). Итак, братья и сестры, стараясь о пище тленной, более позаботимся о пище духовной, которой питается бессмертная душа наша, - о причащении Тела и Крови Христовой, о слушании и чтении слова Божия и о молитве общественной и домашней. Хлеб живота вечнаго да будет ми тело Твое святое, благоутробне Господи, и честная кровъ, и недуг многообразных исцеление (канон ко святому причащению, песнь 1, тропарь 1). Аминь.

http://pravoslavie.ru/1474.html

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Матфею (Самкнулову), епископу Шуйскому и Тейковскому 2 декабря 2016 г. 17:32 2 декабря 2016 года, в день памяти святителя Филарета, митрополита Московского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве и возглавил хиротонию архимандрита Матфея (Самкнулова) во епископа Шуйского и Тейковского ( Ивановская митрополия ). По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Матфея на служение и вручил ему архиерейский жезл. Преосвященный епископ Матфей! Благодать, милость, мир тебе от Бога Отца, и Христа Иисуса, Господа нашего (1 Тим. 1:2), сподобившего тебя за сегодняшней Литургией посредством соборной молитвы Церкви, возложения на твою главу святого Евангелия и рук архиереев принять неизреченный дар (2 Кор. 9:15) Животворящего Утешителя Духа. Еще недавно ты не помышлял о столь высоком служении и в меру сил трудился в сане пресвитера, исполняя возлагаемые на тебя Священноначалием послушания, но Премудрый Владыка призрел на тебя и призвал к апостольскому деланию, подобно тому как однажды воззвал к мытарю Левию, нареченному Матфеем, имя которого дано тебе при постриге, обратившись к нему со словами «следуй за Мною», и он, оставив все, встал и последовал за Ним (Лк. 5:27-28). «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 4:34), — говорит Господь. Ибо только тогда мы соделаемся подлинными носителями Духа Божия, когда, по слову апостола, сораспнемся Христу и Он будет жить в нас (Гал. 2:19). Без доли сомнения скажу тебе, что архиерейство — это путь самопожертвования и самоотречения, путь сорадования и сострадания ближним ради их спасения. В чем же заключается епископское делание? В ежедневном и нелегком труде, который включает в себя и административную, и просветительскую деятельность, и хлопоты по строительству храмов Божиих, а также попечение о приходской и богослужебной жизни в епархии, заботы о поддержке скорбящих и нуждающихся, о приобщении к Церкви юного поколения наших современников. Но независимо от твоей занятости и плотности рабочего графика, никогда не забывай, что первенствующим делом для епископа, несомненно, является предстояние престолу Вседержителя, молитвенное ходатайство о ближних и дальних во время совершения Божественной литургии. Именно соборное причащение Тела и Крови Христа даст возможность тебе и вверенной пастве едиными усты и единым сердцем славить и воспевать пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святого Духа .

http://patriarchia.ru/db/text/4703114.ht...

Деян 6:7. Возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию — ясно, что здесь, как и в ст. 41, говорится о славе Христа, которую видел Исайя. Желание славы человеческой, то есть похвалы от людей и личной безопасности, — разновидность идолопоклонства, см. Мф 6:1–21; Рим 2:29. Верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня — вера в Иисуса не есть вера в одного из людей, сколь угодно святого, а вера в Бога и Его откровение во Христе. Я свет пришел в мир — то же значение, что и в 8:12 (Я свет миру). Чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме — верующий приходит от тьмы к свету, см. 8:12; 9:39. Если кто услышит Мои слова и не поверит ( ‘не сохранит’) — о хранении, а не только о слышании слова, ср. у синоптиков Мф 7:24–27(=Лк 6:47–49). Я не сужу его — в нескольких местах Евангелия от Иоанна говорится, что Иисус — Судья (5:22,27; 8:16,26), и в нескольких — о том, что Он не судит (3:17; 8:15 и здесь). Нельзя предположить, что Иоанн не видел этого противоречия, которое мы встречаем и у Павла, — ср., например, Рим 8:33–34 с 2 Кор 5:10. Оправдание и осуждение — две стороны одного процесса: отвергающий любовь Бога во Христе, которая одна может оправдать человека, тем самым навлекает на себя осуждение. Я пришел не судить мир, но спасти мир — ср. 3:17; Лк 9:56. Отвергающий Меня — ср. Лк 10:16 (отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня). Слово, которое Я говорил, оно будет судить его — слово Иисуса становится новым законом, ср. 7:51 (судит ли закон наш человека). В Прем 9:4 Премудрость, которую часто отождествляли с законом (Торой), описывается как приседящая Престолу Божиему, что может означать, что она выступает как бы активным помощником Бога в Его суде. Ибо Я говорил не от Себя — аористная форма глагола ‘говорил’ предполагает, что служение Иисуса рассматривается как единое завершённое целое. Дал Мне заповедь — ср. 10:18. Что сказать и что говорить — такое употребление пар синонимов типично для стиля Иоанна, и незачем искать различия между глаголами сказать и говорить. Заповедь Его есть жизнь вечная — о том, что закон Моисеев, согласно иудейской вере, есть источник жизни, см. 5:39 и Втор 32:45–47; Лк 10:28; Мк 10:17–18. Но та заповедь, которую Иисус принимает от Отца и исполняет, заменяет ветхозаветный закон. Иисус Сам находит источник жизни в исполнении воли Отца (4:34: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня), несмотря на то, что Ему предстоит отдать жизнь согласно этой воле (10:18). Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец — ср. 8:26,28. Иисус отказывается от собственного величия и от собственного авторитета, отдельного от Отца. В первой части Евангелия, которая тут заканчивается, Иисус живёт в полном послушании воле Отца; во второй части Евангелия рассказано о том, как Он в послушании Его воле умирает. 29. Тайная вечеря (13:1–30)

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

288 Уотт добавляет к этому: «Однако они еще будут рассматриваться как собственники их пальм и получать часть урожая» [Watt, 1977, с. 211]. Однако ни у ал-Вакиди, ни у Ибн Хишама, на которых он ссылается, этого условия нет. 290 Параллелизм рассказов о бану кайнука и надир в отношении Ибн Убаййа имеет явно литературный характер и призван подчеркнуть коварство и ничтожество главного мединского соперника Мухаммада. 291 Отношение Мухаммада к вину постепенно менялось. В Мекке он относил его к числу благ, дарованных Аллахом человеку [Кор., пер., II, 205]; в Медине сначала отзывался со сдержанным осуждением [Кор., пер., II, 219/216], а затем, после того как Амр б. Ауф спьяна неверно прочел одну из сур Корана, запретил являться на молитву пьяными [Кор., пер., IV, 43/46; Таб., Т., т. 5, с. 61–62]. Решительное запрещение вина последовало после пьяной драки (в одном случае говорится о драке между мухаджирами и ансарами, в другом – говорится, что один из друзей Сада б. Абу-л-Ваккаса разбил ему нос во время попойки) [Таб., Т., т. 7, с. 21–22; Кор., пер., V, 90/92]. Ат-Табари не датирует время появления полного запрета; ас-Самхуди, ссылаясь на ряд авторитетов, связывает его со временем осады бану надир [Самх., т. 2, с. 32–33]. Это представляется наиболее вероятным. 293 Вак., с. 361: «И на каждых трех из них – верблюд, на котором могут увезти что хотят»; то же у ат-Табари со слов Ибн ал-Аббаса [Таб., I, 1451]; у ад-Дийарбакри со ссылкой на того же Ибн ал-Аббаса: «…с условием, что семьи из трех домов повезут на одном верблюде…» [Дийарб., т. 1, с. 520]. 294 И. Сад, т. 2, ч. 1, с. 41. Примечательно совпадение разных данных. По количеству верблюдов численность племени должна быть около 1800 человек, если же считать, что число мечей соответственно числу мужчин старше 15 лет, то численность племени должна быть около 1360–1700 человек. 303 По ал-Вакиди [Вак., пер., с. 172] и Ибн Саду [т. 2, ч. 1, с. 44], Мухаммад выступил в поход 10 мухаррама 5 г. х. вечером в субботу, но этот день (вечер 10 июня 626 г.) приходится на вторник. Ибн Хишам относит его к джумада I (28.IX-27.X) Муса б. Йакуб (Укба) высказался о датировке похода весьма пессимистически: «Мы не знаем, было ли это до Бадра или после Бадра, до Ухуда или после Ухуда» [Дийарб., т. 1, с. 521] Сведения о походе на Зат ар-Рика настолько путаны, что у Ибн Сада к нему отнесен эпизод с чудесным спасением Мухаммада, рассказанный у Ибн Хишама в связи с Зу-Амарром; разнобой наблюдается и в определении племен, против которых направлялся Мухаммад. Число участников указывается: 400, 700, 800 человек. Не исключено, что один поход на гатафан в рассказах участников раздвоился, одни связывали его с вади Зу-Амарр, другие – с горой Зат ар-Рика в 10–15 км от этого вади.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

21 Этот проект был поддержан РГНФ в 1997 г. Я намеревался тогда перевести „Комментарии“ полностью и, собрав всю необходимую литературу и сделав пробный перевод, подал в Фонд соответствующую заявку одновременно с А. В. Петровым, ничего не зная о намерениях последнего. Вследствие решения РГНФ, предоставившего грант А. В. Петрову, мне пришлось отказаться от плана, однако перевод „Комментариев“ до сих пор не появился и я не знаю, собирается ли А. В. Петров выполнить эту работу. 22 23 24 Ср. Исх. 7:26 (8, 1 мас.); 8, 16 (­8, 20); Лев. 26:12; Втор. 7:6; Ос. 2:25 (­ Рим. 9:25) и т. д.; букв. только в НЗ (ср. Евр. 11:25). 25 „внутренно“ в синодальном переводе. 26 Покровитель Оригена, предоставлявший в его распоряжение скорописцев. К Амвросию обращены и многие другие произведения Оригена. 27 Левиты и священники, согласно ветхозаветным установлениям, получали от сынов Израилевых десятины и начатки от плодов (Чис. 18:21—24; Втор. 18:1—8, 26:1—15; Неем. 10 [­ 2 Езд. 20 LXX], 32—39), причем десятую часть своей десятины левиты отдавали Богу через (перво)священника (Чис. 18:28; Неем. 10:38). Специально о десятине с начатков в Законе не упомянуто, но из сопоставления перечисленных ветхозаветных текстов предположение Оригена вполне вероятно. 28 Буквально: „имеющими малое общение“ , поэтому можно перевести, как «Bl», более нейтрально („имеющими мало общего“), но мы ориентируемся здесь на то значение, которое приняло слово в христианском словаре. „Общение“, помимо евхаристического смысла, подразумевало вполне конкретную имущественную помощь (ср. Рим. 15:26; 2 Кор. 8:4), а сами христианские „агапы“ были немыслимы без общих приношений. „Литургия“ и означает собственно „общую повинность, служение“: в классической древности „литурги“ брали на себя издержки по оплате общественных треб и мероприятий, что было обременительной, но почетной обязанностью. 29 См. Введение к переводу. 30 По переводу «Bl», перед „пастырей“ следовало бы поставить тире (или при удержанной пунктуации понимать последние два слова как приложение либо изменить их падеж). Такое понимание лучше гармонировало бы с мыслью Оригена, что если евангелисты не чужды учительства, то и апостольские послания можно назвать в какой-то мере Евангелием, но приводимая переводчицей параллель 1 Кор. 12:28 навряд ли оправдывает такую интерпретацию. Мы считаем решающим иное место — Еф. 4:11.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3775...

Пс.77:23. И заповеда облаком свыше, и двери небесе отверзе:    Пророк говорит об облаках, находящихся выше естественных облак и называет их дверями небес (Златоуст). Пс.77:24. И одожди им манну ясти, и хлеб небесный даде им. Пс.77:25. Хлеб ангельский яде человек: брашно посла им до сытости.    Апостол говорит: «брашно духовное ядоша» (1 Кор. 10:3), т.е. Бог питал их души (кроме «манны») еще некоторою разумною небесною силою, какою питает и ангелов — «хлебом ангельским» (Афанасий). Пс.77:26. Воздвиже юг с небесе, и наведе силою Своею лива: Пс.77:27. И одожди на ня яко прах плоти, и яко песок морский птицы пернаты. Пс.77:28. И нападоша посреде стана их, окрест жилищ их. Пс.77:29. И ядоша и насытишася зело, и желание их принесе им. Пс.77:30. Не лишишася от желания своего: еще брашну сущу во устех их, Пс.77:31. И гнев Божий взыде на ня, и уби множайшая их, и избранным Израилевым запят. Пс.77:32. Во всех сих согрешиша еще, и не вероваша чудесем Его:    Бог удовлетворил страстное желание иудеев иметь мясо; но когда они ели его, Он убил упитанных в нечестии за ненасытимость; за то, что не поверили в то, что Бог может дать им пищу. Однако нечестивые продолжали согрешать (Златоуст, Феодорит). Пс.77:33. И исчезоша в суете дние их, и лета их со тщанием.    Предавшись суете со всем тщанием — они во грехах и отходили из этой жизни (Феодорит). Пс.77:34. Егда убиваше я, тогда взыскаху Его, и обращахуся, и утреневаху к Богу:    «Всяцей бо злобе научила праздность» (Сир. 33:28). Это изречение Писания подтверждают как ежедневные события, так и случившееся с нашими предками. Итак, скорби, искушения и все случающиеся с нами неприятности не менее радостей доказывают Божие о нас попечение. Поэтому и наказывает Господь по Своей благости, чтобы человек вразумился от наказания и сделался лучшим. Кроме того, настоящее наказание уменьшает тяжесть будущего мучения. Видишь ли неизреченное человеколюбие и безпредельное богатство благости, как Бог предпринимает все, чтобы мы, и согрешивши, потерпели наказание легче заслуженного (Златоуст).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Посмертную судьбу недостигших «знания» разные гностические системы определяют по-разному: они или предназначаются к погибели ( Hipp. Refut. VI 32. 9), или в мучениях ожидают решения своей участи на последнем суде (ФомАтл. NHC II 7. 142. 27-143. 7), или вновь возвращаются в тела до тех пор, пока не обретут истинное «знание» (АпИн. NHC II 1. 26. 35-27. 30). Представления о воскресении мертвых в Г. не имеют непосредственной связи с эсхатологическими событиями. В силу дуализма для Г. нехарактерно представление о телесном воскресении: тварный мир и принадлежащее ему материальное тело предназначены суду и погибели. Поэтому под воскресением в гностических текстах понимается пробуждение души от сна неведения к «знанию», осуществляемое под воздействием «зова» спасителя и в результате самопознания (ср.: 1 Кор 15. 12; 2 Тим 2. 18), а также достижение скрытой в человеке «частицы света» своего первоначального состояния после «освобождения» ее от материального тела. Оба события могут пониматься как этапы одного процесса, начало к-рого имплицирует его завершение (Рег. NHC I 4. 45. 29-46. 5; 48. 31-49. 16). Эсхатология Учение гностических систем о конечной судьбе мира предполагает представление об истории как о линеарном процессе, имеющем определенные начало и конец. Смысл истории заключается в постепенном восполнении недостатка Плиромы в процессе возвращения ее частиц, рассеянных в материальном мире. С возвращением последней частицы, достойной возвращения в Плирому, и устранением возникшего в результате творения мира смешения света и тьмы история утрачивает смысл, и наступает конец тварного мира. Т. о., последние события представляют собой окончательное отделение царства света от материального мира зла и тьмы. Развернутые эсхатологические картины редки в гностических текстах. Наиболее полно они представлены в нек-рых трактатах из б-ки Наг-Хаммади (напр., ПроисхМир. NHC II 5. 126. 4-127. 15; Мысль. NHC VI 4. 43. 29-47. 8; Прот. NHC XIII 1. 43. 4-44. 10). Общая картина эсхатологических представлений гностиков реконструируется также на основании отдельных эсхатологических высказываний и мотивов, встречающихся в связи с рассуждениями о восхождении души в Плирому или о явлении спасителя в мир и др. При описании последних событий гностические системы, как правило, упоминают о спасении последних остающихся в мире праведных «частиц света», об окончательной судьбе (уничтожении или частичном оправдании) властвующих в мире сил и о заключении или окончательном уничтожении материи ( Iren. Adv. haer. I 6. 1-2; 7. 1; ТрТракт. NHC I 5. 126. 28-138. 25).

http://pravenc.ru/text/165189.html

Сообщается о собраниях христиан, проводившихся в частных домах (1. 13; 2. 1-2, 46; 9. 43; 17. 5; 18. 7; 20. 7-8; 21. 8-16). В Иерусалиме общение их было настолько тесным, что они имели общее имущество (2. 44-45; 4. 32, 34-35). В Д. с. а. содержится довольно много сведений о литургической жизни Церкви, прежде всего о совершении таинства Крещения «во имя Иисуса Христа» (2. 38; 10. 48; ср.: Рим 6. 3; Гал 3. 27) или «во имя Господа Иисуса» (Деян 8. 16; 19. 5; ср.: 1 Кор 6. 11). Хотя в общехрист. церковной традиции принята формула, приведенная в Евангелии от Матфея (28. 19; ср.: Didache. 7. 3), о существовании крещальных формул, подобных упоминаемым в Д. с. а., свидетельствуют др. раннехрист. памятники (Didache. 9. 5; Herma. Pastor. III 7. 3; Iust. Martyr. I Apol. 61. 3, 13; Acta Paul., Thecl. 34). Данная формула была призвана подчеркнуть тот факт, что крещение является именно христ. (а не Иоанновым) и совершается по поручению Самого Господа Иисуса Христа. Крещение, по Д. с. а., было необходимо для прощения грехов и получения дара Св. Духа (Деян 2. 38; 22. 16). Приводимые примеры крещений при наличии общих элементов показывают многообразие обрядовой стороны этого таинства. Крещение в Д. с. а. всегда связывается с исповеданием веры и совершается без предварительной подготовки сразу после того, как человек свидетельствует о своей вере. Для крещения используется проточная вода (8. 36-37). О числе погружений (1- или 3-кратном) не сообщается. Возможно, при погружении в воду крещаемый вслух призывал имя Божие (22. 16). В каждом случае отмечается момент сошествия Св. Духа на крещаемого (после крещения - 2. 38; 8. 17; 19. 6; до водного крещения - 10. 44-48). Из дополнительных обрядов упоминается только возложение рук апостолами, к-рое совершалось в исключительных случаях (при крещении самарян, к-рые считались еретиками, с т. зр. иудеев, после погружения в воду (8. 17), перед крещением Савла, возможно, для его исцеления (9. 17), после крещения тех, кто были прежде крещены Иоанновым крещением (19. 6)).

http://pravenc.ru/text/171799.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010