После закрытия монастыря инокиня Ирина (Бобкова) жила на своей родине в Гомеле. В конце апреля 1931 года, за два месяца до кончины старца Никона ей приснилось, что старец Варсонофий пришел к старцу Никону на квартиру и начал выносить вещи из комнаты. Когда же он взял кровать, чтобы и ее вынести, она сказала: «Батюшка, зачем же вы кровать-то выносите? Ведь отцу Никону негде будет спать». На что старец ей ответил: «Он собирается ко мне, и ему кровать не нужна. Я ему там свою дам кровать». В своем письме к духовному отцу она описала этот сон. В ответном письме старец Никон ответил ей: «Сон твой похож на истину. Вообще я снам не верю, но бывают иногда и истинные сны. Быть может, и судит Господь мне умереть…». Взволнованная таким известием, инокиня Ирина приехала к старцу и до самой его кончины преданно и самоотверженно служила своему духовному наставнику. Она стала свидетельницей видения, бывшего ему за четыре дня до кончины. Перед смертью он видел Оптинского старца Макария, который пришел его исповедать. Она поспешно ушла на другую половину дома, чтобы не слышать слова этой таинственной исповеди. Однажды навестить смертельно больного старца пришла медсестра Софья, добрая и религиозная женщина. Она предложила старцу свою помощь, пообещала, что будет ухаживать за ним, сколько понадобиться. Поблагодарив, старец отказался, сказал, что за ним хорошо ухаживает его духовная дочь. Прощаясь с инокиней Ириной, медсестра сказала: «За каким Батюшкой ухаживаете! Счастливая вы! от него весь угол светится!» 25 июня/8 июля 1931 года завершилась земная жизнь Оптинского старца – иеромонаха Никона. Кончина его была праведной. До самой смерти он писал записочки своим духовным чадам. Инокиня Ирина вместе с двенадцатью священниками проводила своего духовного отца в последний путь. Старец Никон был отпет и погребен по монашескому чину на кладбище села Валдокурье. (В 2000 году определением Архиерейского Собора иеромонах Никон (Беляев) в числе других 14 отцов Оптиной пустыни был причислен к лику святых. Память его празднуется 25 июня/8 июля.)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Предвидя скорую кончину, Д. встретился в Венеции с папским легатом кард. Уголино ди Сеньи (впосл. папа Римский Григорий IX ), к-рого он просил позаботиться о судьбе ордена. В кон. июля, вернувшись в мон-рь св. Николая в Болонье, Д. заболел и скончался. Заупокойную службу совершил прибывший в Болонью кард. Уголино. Согласно завещанию, Д. был погребен под монастырским храмом св. Николая. Позднее из-за расширения мон-ря старый храм был снесен и заменен новым, а могила Д. оказалась во дворе. В ночь на 24 мая 1233 г. мощи были перенесены в новый храм; перенесение мощей сопровождалось чудесами. В июле того же года папа Григорий IX назначил комиссию из 3 чел. для подготовки материалов для канонизации Д., к-рая состоялась 3 июля 1234 г. (булла «Fons sapientiae Verbum»), день литургической памяти 5 авг. В 1558 г. папа Павел IV перенес празднование памяти Д. на 4 авг., впосл., по намеченной Ватиканским II Собором реформе 1969 г., память была перемещена на 8 авг. Первые биографии Д. были написаны его преемниками, генеральными магистрами доминиканского ордена, Иорданом Саксонским (1185-1237) и затем Гумбертом Римским († 1277). Наиболее достоверным источником сведений о жизни Д. считается соч. «Libellus de initiis ordinis praedicatorum» (Книжица об основании ордена проповедников) Иордана Саксонского, оказавшее значительное влияние на все последующие сочинения, посвященные ордену. Работа над ней началась не ранее 25 дек. 1231 г. (дата смерти Тулузского еп. Фулька) и не позднее 1234 г. (канонизация Д.), предположительно в 1233 г. Испанец Петр Ферранд, пытаясь адаптировать «Книжицу...» Иордана Саксонского для использования в доминиканском богослужении, в 1237-1242 гг. исключил из текста детали, не имевшие прямого отношения к Д., и заменил их подробным изложением испан. периода жизни святого: уточнил имена родителей, добавил истории из детства католич. святого, описание деятельности Д. в Испании, а также привел список чудес, составленный в ходе процесса канонизации. В 1245 г. генеральный капитул ордена дал полномочия рим. доминиканцу Константину (впосл. епископ Орвието) отредактировать сочинение Петра Ферранда. В 1254 г. Гумберт Римский, 5-й генеральный магистр ордена, используя тексты Петра Ферранда и Константина из Орвието, составил др. редакцию биографии Д.

http://pravenc.ru/text/178842.html

Виктор, митрополит (Олейник Владимир Николаевич) Дата рождения: 21 сентября 1940 г. Дата хиротонии: 4 декабря 1988 г. День ангела: 13 февраля Страна: Россия Биография: Родился 21 сентября 1940 г. в г. Почаеве Кременецкого р-на Тернопольской обл. в семье рабочего. В 1962 г. окончил Ленинградскую духовную семинарию, в 1966 г. — Ленинградскую духовную академию со степенью кандидата богословия за работу «Учение святителя Афанасия Великого о человеке». 2 января 1966 г. митрополитом Ленинградским и Ладожским Никодимом (Ротовым) пострижен в монашество с именем Виктор в честь мученика Виктора (память 13 февраля). 6 января 1966 г. архиепископом Тульским и Белевским Алексием (Коноплевым; впоследствии митрополит Калининский и Кашинский) рукоположен во иеродиакона, а 22 октября 1967 г. — во иеромонаха. В 1968-1978 гг. — ключарь Екатерининского кафедрального собора в г. Краснодаре, затем — Троицкого кафедрального собора в г. Калинине. В марте 1982 г. назначен настоятелем этого собора и секретарем Калининского епархиального управления. В 1969 г. возведен в сан игумена, в 1974 г. — в сан архимандрита. Постановлением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода от 30 ноября 1988 г. определен епископом Калининским и Кашинским. 3 декабря 1988 г. в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы наречен во епископа Калининского. 4 декабря 1988 г. за Божественной литургией в Богоявленском соборе митрополиты Ростовский и Новочеркасский Владимир, Кишиневский и Молдавский Серапион, архиепископы Оренбургский и Бузулукский Леонтий, Свердловский и Курганский Мелхиседек, Ярославский и Ростовский Платон, Костромской и Галичский Иов, Курский и Белгородский Ювеналий, Винницкий и Брацлавский Агафангел, епископы Владимирский и Суздальский Валентин, Пензенский и Саранский Серафим совершили хиротонию архимандрита Виктора во епископа Калининского и Кашинского. С 19 июля 1990 г. — Тверской и Кашинский. 25 февраля 1996 г. возведен в сан архиепископа. Решением Священного Синода от 27-28 декабря 2011 г. ( журнал 174 ) назначен главой Тверской митрополии . 8 января 2012 г. возведен в сан митрополита. Определением Священного Синода от 15 марта 2012 г. ( журнал 15 ) утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Нило-Столобенской пустыни и Успенского мужского монастыря г. Старицы. Решением Священного Синода от 14 июля 2018 г. ( журнал 47 ) почислен на покой. Местом пребывания определен г. Тверь. Образование: 1962 г. — Ленинградская духовная семинария. 1966 г. — Ленинградская духовная академия (кандидат богословия). Научные труды, публикации: Учение святителя Афанасия Великого о человеке (кандидатская диссертация). Награды: Церковные: Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244934...

Спб., 1855. Сергей Нилус. На берегу Божьей реки. Записки православного. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1916. Сергей Нилус. На берегу Божьей реки. Часть II. Сан-Франциско, 1969. Сергей Нилус. Сила Божия и немощь человеческая. Сергиев Посад, 1908. Сергей Нилус. Святыня под спудом. Тайны православного монашеского духа. Сергиев Посад, 1911. Сергей Нилус. Великое в малом. Записки православного. Сергиев Посад, 1911. Сергей Нилус. Близ грядущий антихрист и царство диавола на земле. Сергиев Посад, 1911. Летопись Оптиной Пустыни. Подготовка текста, комментарии Р.В. Багдасарова. – Православие и русская народная культура. Книга I, M, 1993. Биографические справки о монашествующих Оптиной Пустыни составлены на основании формулярных списков, хранящихся в архиве Оптиной Пустыни (Отдел рукописей Российской Государственной библиотеки): Формулярные списки монашествующих и послушников Оптиной Пустыни, 1802–1889. Ф. 213, карт. 1, ед.хр. 1. То же, 1890–1906. Ф. 213, карт. 1, ед.хр. 3. Указатель Аввакум – св.ветхозаветный пророк. VII в. до Р.Х.=ок.600 до Р.Х. Память 2 декабря. – 320. Авраам – св. праведный праотец, один из ветхозаветных патриархов, родоначальник еврейского народа и израильтян. Память 21 августа, 9 октября и в Неделю свв. праотец. – 294. Авраамий – монах Калужской Тихоновой пустыни, духовный сын иеросхимонаха Ефрема, ученик старца Леонида. С 1858 г. жил на Афоне. – 117. Адриан – послушник Белобережской пустыни. – 252, 253, 254. А-ия (Аркадия) – игумения, настоятельница Вяземского Аркадиевского монастыря. Из рода Шаховских. – 195. Акакий – преподобный Синайский. VI в. Упоминается в «Лествице райской» св. Иоанна Лествичника . 9 лет провел в послушании у одного сурового старца, перенося от него жестокости и укоризны. Прославился своим послушанием, явив его после своей смерти, когда на вопрос, умер ли он, произнесенный над его гробницей, ответил: «Не умер, ибо невозможно умереть делателю послушания». Память 7 июля, 29 ноября и в Сырную субботу. – 37. Акакий – новый преподобномученик Афонский, † 1 мая 1816.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Верея. Церковь Богоявления Господня (Космы и Дамиана) в Заречье. Карта и ближайшие объекты Табличка на храме: Богоявленская церковь (что в Заречье) с приделом святых бессребренников и чудотворцев Косьмы и Дамиана, в Риме пострадавших.  Построена на средства купца М.Е.Седельникова в 1777 году. Освящена в 1781 году. Вторая табличка: В этом храме служили священномученик Леонид Прендкович и мученик Алексий Серебрянников, принявшие смерть за Христа в годы гонений на православную веру (память святых совершается 13 октября). Богоявленская церковь (в Заречье) - кирпичная, построена в 1777 году на средства верейского купца М.Е.Седельникова на месте разобранной деревянной церкви свв. Косьмы и Дамиана, 1759 года постройки. В 1781 году церковь была освящена в честь Святого Богоявления с приделом в честь свв. бессребренников и чудотворцев Косьмы и Дамиана, в Риме пострадавших (память 1/14 июля). В 1782 году купец М.Е. Седельников получил благословение пристроить к храму кирпичную колокольню, освященную в 1786 году. Церковь Святого Богоявления является образцом церковного зодчества последней четверти XYIII века. Она представляет собой бесстолпный храм типа " восьмерик на четверике " с ярко выраженной ярусной композицией. Завершенный фронтонами двусветный четверик расчленен на два яруса профилированным поясом, проходящим в уровне венчающих карнизов Алтаря и трапезной. Сомкнутый свод храма несет массивный световой восьмигранник барабана с миниатюрным глухим постаментом и фигурной главкой. Архитектурные и декоративные формы храма-спаренные пилястры на углах, фронтоны, абрис кровли - подчёркивают вертикализм здания.Неболь­шая низкая трапезная связывает четверик с трехъярусной колокольней. Два её нижних яруса, квадратные в плане, несут прорезанный арками восьмерик звонницы, увенчанный каркасным шатром. Реставрационные работы по Богоявленскому храму проводились в 1967-1969 годах трестом " Мособлстройреставрация " под руководством архи-Тектора-реставратора Н.Н.Свешникова. В 1983 году на Богоявленский храм, являющийся памятником истории и культуры регионального значения, был составлен паспорт научного учёта.

http://sobory.ru/article/?object=02397

В 60-х годах XIX века в России уже было известно о местном почитании преподобного Германа на Кадьяке. В 1867 году один из аляскинских епископов составил записку о его жизни и чудотворениях. Исцеления по молитве старца Германа записывались в течение долгого периода (со времени его жизни и до 1970 года). Впервые сведения о житии преподобного Германа были напечатаны в Валаамском монастыре в 1894 году. В 1927 году русский архимандрит Герасим (Шмальц) прибыл на остров Еловый и оставался там до последних дней своей жизни. В 1952 году были составлены житие и акафист святому Герману. В 1969 году архимандрит Герасим открыл святые мощи преподобного Германа и положил их в специально построенной небольшой часовне. 9 августа 1970 года, в день памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона, на острове Кадьяк было совершено прославление старца Германа, жизнь и труды которого принадлежат к славным страницам истории Русской Православной Миссии в Северной Америке. Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 1 декабря 1970 года имя преподобного Германа Аляскинского было включено в месяцеслов. Память его празднуется 27 июля. 28-го числа. Святитель Питирим, епископ Тамбовский Святитель Питирим, епископ Тамбовский, в миру Прокопий, родился 27 февраля 1645 года (или 1644 г.) в городе Вязьме Смоленской губернии. Его родители были благочестивыми христианами и привили любовь к Богу и Святой Церкви своим детям. Они научили Прокопия с благоговением чтить святые иконы, хранить православные обряды и предания. Изучив грамоту, Прокопий особенно полюбил чтение Слова Божия и житий святых отцов и подвижников Церкви Христовой. Это способствовало формированию духовного облика будущего святителя. Мальчик удивлял окружающих трудолюбием, обширными знаниями и зрелостью суждений. Частое посещение храма развило в нем любовь к богослужению и церковному пению. Одаренный тонким художественным восприятием, Прокопий был искусным певцом, а также живописцем. Позднее он написал копии почитавшихся в Вязьме смоленских чудотворных икон. Прокопий строго соблюдал посты, любил молиться и избегал праздных развлечений, детских шалостей и забав, что показывало его высокую аскетическую настроенность. Благоговея перед всеми святыми, Прокопий особенно чтил своего небесного покровителя – преподобного Прокопия Декаполита (VIII; память 27 февраля), в день памяти которого он родился.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1968 г. была утверждена служба митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (†1978) Всем святым Ярославской епархии (ЖМП. 1969. 1. – Сс. 7–8). Тем самым было расширено значение праздника Всех русских святых и положено начало установлению в последующее время памятей местным, епархиальным соборам святых. Незадолго до кончины Святейшего Патриарха Алексия I (†17 апреля 1970) Церковь совершила канонизацию миссионера-святителя Николая Японского (†1912; пам. 3 февраля). Патриарший Местоблюститель Митрополит Пимен, избранный вскоре Патриархом, писал об этом Константинопольскому Патриарху Афинагору: “Священный Синод Русской Православной Церкви в расширенном заседании 10 апреля 1970 г. заслушал и обсудил доклад Комиссии и, воздав хвалу дивному во святых Богу, определил признать приснопамятного архиепископа Николая – епископа Японии сущим в лике святых, благодатью Божией прославленных, и память его праздновать 3 февраля по старому стилю, в день его блаженной кончины” (ЖМП. 1970. 7. – С. 4). 9 августа 1970 г. Американская Церковь канонизировала преподобного Германа Аляскинского (†1837; пам. 27 июля), а решением Священного Синода от 12 ноября того же года его имя было внесено в Русский Месяцеслов. Таким образом он стал первым святым, внесенным в церковный календарь при Патриархе Пимене. С Американской Церковью связано прославление еще одного святого – святителя Иннокентия (†1879; пам. 31 марта). Поскольку Митрополит Московский Иннокентий был погребен у нас, в Троице-Сергиевой Лавре, то Американская Церковь , памятуя его миссионерские труды на своей канонической территории, обратилась к Русской Церкви с просьбой о канонизации святителя Иннокентия, что и произошло 6 октября 1977 г. (ЖМП. 1977. 12. – С. 3; 1978. 1. – Сс. 2–9). Решением Синода от 21 февраля 1978 г. была утверждена Служба святителю Мелетию Харьковскому, составленная Харьковским Владыкой Никодимом (ЖМП. 1978. 4. – С. 2). А 12 марта того же года в Харьковском кафедральном соборе прошли торжества. На Всенощном бдении автор службы владыка Никодим объявил, что Священный Синод рассмотрел Службу и Акафист святителю Мелетию и благословил “утвердить и благословить их к употреблению во всех церквах Московского Патриархата”. Была отслужена заупокойная лития по святителе Мелетии и в связи с прославлением Святителя вместо “вечной памяти” весь собор “едиными усты и единым сердцем” воспел ему величание. Архиепископ Никодим произнес слово. “Сегодня мы с благоговением чтим священную память новоявленного угодника Божия, иже во святых отца нашего Мелетия, архиепископа Харьковского. Мы молитвенно приобщаемся к торжеству Церкви Небесной, радуясь, что в сонме святых, в земле Российстей просиявших, нам дарован новый предстатель и теплый за нас молитвенник перед Престолом Божиим” (ЖМП. 1979. 4. – Сс. 23–24).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святейший Патриарх Кирилл простился с многолетним сотрудником ОВЦС протоиереем Аркадием Тыщуком 13 июля 2012 г. 14:31 13 июля 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском . После Божественной литургии, совершенной епископом Подольским Тихоном и духовенством Москвы, Предстоятель Русской Православной Церкви простился с почившим настоятелем храма, многолетним сотрудником Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиереем Аркадием Тыщуком. Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся в храме священнослужителям, прихожанам и близким покойного со словом соболезнования: «Мы проводим в путь всея земли протоиерея Аркадия Тыщука — верного служителя Церкви, который отдал этому служению всю свою жизнь. Я был знаком с отцом Аркадием с 1969 года — тогда он нес ответственное послушание, был представителем Русской Православной Церкви в Японии и там, в очень непростых условиях, достойно служил Господу, Русской Церкви, народу нашему, одновременно стараясь помочь и Японской Православной Церкви в становлении ее церковной жизни. И затем Господь посылал его на разные послушания — и за границей, и внутри страны. То было очень непростое время. Священник, особенно тот, кто служил за границей, представляя страну, в которой не было подлинной религиозной свободы и в которой Церковь находилась в стесненных обстоятельствах, и не имея морального права говорить неправду, должен был, говоря правду и служа по правде Божией, совершать свое служение так, чтобы не навлечь гнев властей на Церковь внутри страны. Это было очень трудное служение, которое требовало, с одной стороны, верности своему призванию, с другой — большого таланта и способности быть пастырем в любых, даже самых сложных обстоятельствах. Последние годы жизни, долгие годы, отец Аркадий настоятельствовал в этом святом храме, где снискал любовь и прихожан, и клира, и был заметным пастырем для всей Москвы. Я хотел бы выразить особые слова соболезнования семье покойного, которую я также хорошо знаю по работе в Отделе внешних церковных связей. Пусть Господь утешит всех, кто сегодня скорбит в связи с кончиной отца Аркадия Тыщука. За него же помолимся, чтобы Господь принял душу его в небесной обители и сотворил вечную молитвенную о нем память в сердцах наших. Аминь».

http://patriarchia.ru/db/text/2340581.ht...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Прокопий Устьянский, Важский, прав. Описания иконы Прокопий Устьянский, Важский, прав. - житие Праведный Прокопий Устьянский, Важский, Вологодский, Христа ради юродивый (память 8 июля по старому стилю) Нетленные мощи праведного Прокопия были обретены в XVII веке близ приходской Устьянской Введенской церкви Вологодской епархии и положены в церкви, где находились в течение двухсот лет в открытом виде, источая многочисленные чудеса. О происхождении и житии этого святого угодника Божия сведений не сохранилось, но имя его стало известно: он сам открыл его в видении благочестивому местному жителю Савелию. В связи с увеличением числа чудесных исцелений, мощи праведного Прокопия были освидетельствованы в 1696 (или 1645) г., 1739 г. и в 1818 г., после чего установлено повсеместное празднование памяти святого — 8/21 июля. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Русский Север. XVII.] Праведный Прокопий Устьянский. Русский Север. Конец XVII - начало XVIII в. 76 х 62. Из Ильинской ц. села Ростовского Вельского района Архангельской области. С 1969 г. в Архангельском музее изобразительных искусств. Файл 9560.jpg:   Размер: 978x1200, 1.17 MPix, 239 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (201) , (3) . Описание: [Русь. XVII.] Св. Прокопий Устьянский. Икона. Русский Север. Конец XVII - начало XVIII века. Архангельский музей изобразительных искусств. Архангельск. Файл 9561.jpg:   Размер: 874x1200, 1.05 MPix, 197 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (227) , (3) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 9563.jpg:   Размер: 1018x525, 0.53 MPix, 91 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (165) , (1) .

http://pravicon.com/icon-2764

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл простился с многолетним сотрудником ОВЦС протоиереем Аркадием Тыщуком 13 июля 2012 г. 12:55 13 июля 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском . После Божественной литургии, совершенной епископом Подольским Тихоном и духовенством Москвы, Предстоятель Русской Православной Церкви простился с почившим настоятелем храма, многолетним сотрудником Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиереем Аркадием Тыщуком. Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся в храме священнослужителям, прихожанам и близким покойного со словом соболезнования: «Мы проводим в путь всея земли протоиерея Аркадия Тыщука — верного служителя Церкви, который отдал этому служению всю свою жизнь. Я был знаком с отцом Аркадием с 1969 года — тогда он нес ответственное послушание, был представителем Русской Православной Церкви в Японии и там, в очень непростых условиях, достойно служил Господу, Русской Церкви, народу нашему, одновременно стараясь помочь и Японской Православной Церкви в становлении ее церковной жизни. И затем Господь посылал его на разные послушания — и за границей, и внутри страны. То было очень непростое время. Священник, особенно тот, кто служил за границей, представляя страну, в которой не было подлинной религиозной свободы и в которой Церковь находилась в стесненных обстоятельствах, и не имея морального права говорить неправду, должен был, говоря правду и служа по правде Божией, совершать свое служение так, чтобы не навлечь гнев властей на Церковь внутри страны. Это было очень трудное служение, которое требовало, с одной стороны, верности своему призванию, с другой — большого таланта и способности быть пастырем в любых, даже самых сложных обстоятельствах. Последние годы жизни, долгие годы, отец Аркадий настоятельствовал в этом святом храме, где снискал любовь и прихожан, и клира, и был заметным пастырем для всей Москвы. Я хотел бы выразить особые слова соболезнования семье покойного, которую я также хорошо знаю по работе в Отделе внешних церковных связей. Пусть Господь утешит всех, кто сегодня скорбит в связи с кончиной отца Аркадия Тыщука. За него же помолимся, чтобы Господь принял душу его в небесной обители и сотворил вечную молитвенную о нем память в сердцах наших. Аминь».

http://patriarchia.ru/db/text/2340314.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010