Memorie. 1987 8:29. 469–516. Эфиопский корпус апофтегм CPGS 5597–5598 Состоит подавл.частью из пер. с арабского; араб. оригиналы частью были переводами с сирийского, частью – с коптского. 275 . Arras V. Collectio monastica aethiopica. Lovanii 1963. (CSCO 238–239. Aeth. 45–46). 276 . Arras V. Patericon aethiopice. Lovanii 1967. (CSCO 277–278. Aeth. 53–54). 277 . Arras V. Asceticon. Lovanii 1984. (CSCO 458–459. Aeth. 77–78). 278 . Arras V. Geronticon. Lovanii 1986. (CSCO 476–477. Aeth. 79–80). 279 . Arras V. Quadraginta Historiae Monachorum. Lovanii 1988. (CSCO 505–506. Aeth. 85–86). Армянский корпус апофтегм CPG 5582–5583; CPGS 5584; BHO 801–862 Сохранилось два собрания – так наз. Arm А и Arm В. Arm А восходит к утраченному греч. оригиналу VII в. (возможно, при посредстве какого-то сирийского собрания); Arm В переведено с грузинского алфавитно-анонимного собрания (редакции, близкой к собранию св. Феофила, XI в.). Параллельное изд. обоих арм. собраний: 4 .203); дословный лат. пер. всего арм. корпуса: 280 . Leloir L. Paterica armeniaca a PP. Mechitaristis edita (1855), nunc latine reddita. Lovanii. 1 (1974) – 4 (1976). (CSCO 353, 361, 371, 377/Subs. 42, 43, 47, 51). 281 . Leloir L. Désert et Communion. Témoignages recueillis à partir des Paterica arméniens. Bellefontaine 1978. 406. (Spiritualité orientale. 26: Monachisme primitif). [Сб-к статей, посвященных разл. сторонам монашеской жизни. Библ. 363–378]. 282 . Zanetti U. Apophtègmes et histoires monastiques dans le synaxaire arménien//AB 1987. 105. 167–199. [Материал апофтегм в арм. агиографич. сб-ках]. Грузинский корпус апофтегм CPG 5593–5594. См. Разд. 14 . Славянский корпус апофтегм CPGS 5610–5613 Слав. корпус чрезвычайно обширен и состоит из нескольких переводов нескольких разных редакций греч. собр., как алфавитно-анонимного, так и систематич. Древнейший перевод (как считает большинство ученых, алфавитно-анонимного собрания) был выполнен еще св. Мефодием во второй пол. IX в. К сожалению, ранние редакции слав. сб-ков апофтегм до сих пор не издавались (за малым искл.) и даже не изучались текстологически.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

347 Хеландий (от греч. egchelus/chelus – «угорь», что подчеркивает продолговатость форм) – тяжелый боевой и одновременно транспортный корабль; термин появился в ранневизантийский период и к VIII в. заменил собой stratiotes naus и триеру античного времени; судно вмещало 100 гребцов и около 200 человек экипажа; хеландий, вероятно, был тождествен дромону и служил его просторечным названием (Ahrweiler Н. Byzance et la mer. – P. 412–413). К X в. в византийском флоте существовали хеландии разных видов: хеландии-памфилы, вмещавшие 150 человек, и хеландии-усии – на 40 человек меньше (С. Б. Сорочан. К вопросу об уменьшении вместимости византийских грузовых кораблей... – С. 79). Л. Гавликова вполне резонно полагает, что, как и дромон, хеландий мог сохранять также торговый, транспортный характер (Havlikova L. Slavic Ships in the 5 th –12 th Centuries Byzantine Historiography//BS. – 1991. – T.52. – P. 102). 348 В подлиннике – tois kastrois. Термин «кастрон» означал для византийцев не только укрепление, крепость, но и город, укрепленное поселение, городище (подр. см.: Шувалов П. В. Анализ терминологии как метод исследования истории текста (на примере изображения города в сочинениях Константина Багрянородного)//Проблемы социальной истории и культуры средних веков. – Л., 1986. – С. 75–86; Kazdan A. Polis and kastron in Theopanes and in Some Other Historical Texts//Eupsychia: Melanges offerts a Helene Ahrweiler. – Paris, 1998. – T.2. – P. 345–360). 349 Спафарий (от греч. spathe – широкий меч) – военный титул восьмого ранга, открывавший третий, предпоследний класс в табеле о рангах (Guilland R. Recherches sur les institutions byzantines. – Berlin; Amsterdam, 1967. – Vol. 1. – P. 75). Спафария Илью или Илию – Elia (впоследствии одного из зачинщиков мятежа и убийцу Юстиниана II) патриарх Никифор называет дорифором («копьеносцем»), то есть личным телохранителем василевса (см.: «Бревиарий», 711/712 r.). В комментарии И. С. Чичурова он по ошибке назван дорифором Стефана Асмикта (Чичуров И. С. Указ. соч. – С. 129, komm. 341).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лит.: Gray G. B. The Nazirite//JThSt. 1900. Vol. 1. P. 201-211; Salmanowitsch H. Das Naziräat nach Bibel und Talmud. Giessen; Wilna, 1931; Schaeder H. H. Ναζαρηνς, Ναζωραος//ThWNT. 1942. Bd. 4. S. 879-884; Strathmann H. Askese I//RAC. 1950. Bd. 1. Sp. 749-758; Haenchen E. Die Apostelgeschichte. Gött., 1956; Seidensticker P. Die Gemeinschaftsform der religiösen Gruppen des Spätjudentums und der Urkirche//LA. 1958/1959. Vol. 9. P. 94-198; idem. Prophetensohne, Rechabiter, Nasiräer//LA. 1959/1960. Vol. 10. P. 65-119; Schweizer E. «Er wird Nazoräer heißen»//Judentum, Urchristentum, Kirche/Hrsg. W. Eltester. B., 1960. S. 90-93; Boertien M. Der Mischnatraktat Nazir: Einleitung, Text, Übersetzung und Erklärung. Amst., 1964; Weisman Z. The biblical Nazarite, Its Types and Roots//Tarbiz. Jerus., 1967. Vol. 36. P. 207-220 (на евр. яз.); Avigad N. The Burial-Vault of a Nazarite Family on Mount Scopus//IEJ. 1971. Vol. 21. P. 185-200; Zuckschwerdt E. Ναζωραος in Mt. 2, 23//ThZ. 1975. Bd. 31. N 2. S. 65-77; idem. Das Naziräat des Herrenbruders Jakobus nach Hegesipp//ZNW. 1977. Bd. 68. S. 276-287; Kötting B. Gelübde//RAC. 1976. Bd. 9. Sp. 1055-1099; idem. Haar//Ibid. 1984. Bd. 13. Sp. 177-203; Wenning R., Zenger E. Der siebenlockige Held Simson//BN. 1982. Bd. 17. S. 43-55; Wojciechowski M. Le naziréat et la Passion//Biblica. R., 1984. Vol. 65. P. 94-96; Mayer G.  //ThWAT. 1986. Bd. 5. S. 329-334; Catastini A. 4QSama 1: Samuele il «nazireo»//Henoch. Torino, 1987. Vol. 9. P. 161-195; Lüdemann G. Das frühe Christentum nach den Traditionen der Apostelgeschichte. Gött., 1987; Cartledge T. Were Nazirite Vows Unconditional?//CBQ. 1989. Vol. 51. P. 409-422; Tsevat M. Was Samuel a Nazirite?//Sha " arei Talmon: Studies in the Bible, Qumran, and the Ancient Near East/Ed. M. A. Fishbane, S. Talmon. Winona Lake (Ind.), 1992. P. 199-204; Stipp H.-J. Simson, der Nasiräer//VT. 1995. Vol. 45. N 3. P. 337-369; Tomes R. Why did Paul Get His Hair Cut?//Luke " s Literary Achievement: Coll. essays. Sheffield, 1995.

http://pravenc.ru/text/2564636.html

591 H Iερ Σνοδος/Εκκλησα των Γ.Ο.Χ. Ελλδος κα Εξωτερικο [Электронный ресурс]. – 2007. – Режим доступа: http://ww.omologitis.org/main_pag/hellenic.htm – Дата доступа: 24.05.2007. Главная резиденция «каллиникитского» Синода Церкви ИПХ Греции размещается по адресу: Κνιγγος 32 – 4 ος ροφος Τ.Θ.812 – Τ.Κ. 10010 –ΑΘΗΝΑ. Тηλ. 2103814087 – Φαξ 2103812133 592 Род. в 1962 г. Пострижен в монашество в 1980 г. Во иеродиакона рукоположен в 1981 г., во иеромонаха в 1986 г. В 1987 г. окончил факультет теологии Фессалоникийского университета. Во епископа Петрского посвящен в 1996 г. 593 Род. в 1925 г. В монашество пострижен в 1947 г. Во иеродиакона рукоположен в 1950 г., во иеромонаха в 1954 г., во епископа Фавмакийского в 1971 г.. Возглавлял «каллиникитский» Синод в 1995–2004 гг. 594 Род. в 1943 г. В монашество пострижен в 1962 г. Рукоположен во иеродиакона в 1967 г., во иеромонаха в 1972 г., во епископа Ставрупольского в 1979 г. Митрополитом Фессалоникийским избран в 1980 г. 595 Род. в 1930 г. Монашество принял на Афоне. В 1964 г. присоединился к «флоринитскому» Синоду и был рукоположен во иеродиакона. Во иеромонаха рукоположен в 1966 г. Во епископа Гревенонского посвящен в 1979 г., а в 1980 г. переведен на Ахарнонскую кафедру. В 1995–1998 гг. возглавлял «афанасиевский» Синод ЦИПХ Греции. В 1998–2007 г. являлся иерархом «флоринитского» Синода. В «каллиникитском» Синоде с начала 2007 г. 596 Род. в 1955. В монашество пострижен в 1973 г. Рукоположен во иеродиакона в 1974 г., во иеромонаха в 1976 г. В 1995 г. окончил факультет теологии Афинского университета. Во епископа Эгинского рукоположен в 1996 г. Митрополитом Месогейским и Островов избран в 1999 г. С 2004 г. Секретарь Синода. 597 Род. во Франции в 1956 г. Получил философское образование. Пребывал в юрисдикции «Православной Церкви Франции», где и принял монашеский постриг в 1987 г. Во иеродиакона и иеромонаха рукоположен в 1988 г. Во епископа Парижского рукоположен в 1996 г. В юрисдикцию «каллиникитского» Синода ЦИПХ перешел в 2001 г. Проживает в Париже.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1959-1964 гг. в СССР проводилась широкая антирелиг. кампания, в результате к-рой почти половина церквей была вновь закрыта, а их духовные наставники высланы. В этой обстановке в 1963 г. «Братские меннониты» (ок. 16 500 верующих) вынуждены были присоединиться к Всесоюзному Совету Евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ). К 1985 г. в составе ВСЕХБ находилось более 60 общин «Братских меннонитов». Кроме того, существовало более 300 небольших групп, входивших на правах автономных секций в состав баптистских общин. Ряд М. (Я. Фаст, П. Эннс, Ф. Виртц, Вальтер Шульц, Т. Квиринг и др.) вошли в состав руководства ВСЕХБ. После того как в 1961 г. «инициативники» во главе с Г. П. Винсом вышли из ВСЕХБ и создали свой незарегистрированный Совет Церквей, за ними последовала и часть «Братских меннонитов». Однако почти одновременно возникло и движение «Братских меннонитов» за создание и регистрацию своих общин, независимых как от офиц. ВСЕХБ, так и от неофиц. Совета общин. М. справедливо опасались, что, находясь в вышеназванных орг-циях, они утратят свою идентичность, произойдут «баптизация» и русификация их учения. Поэтому в 1967 г. в Караганде (Казахстан) была зарегистрирована 1-я независимая братская община. К 1985 г. существовало 25 общин (как зарегистрированных, так и не имевших регистрации). Число верующих в них составляло 5-10% от общего числа М. Важнейшее значение для жизни М. имел Указ Президиума Верховного Совета СССР от 29 авг. 1964 г., в котором с советских немцев официально снималось обвинение в измене родине. Указ не давал права возвращения в родные места. Вместе с тем были открыты языковые школы, стали транслировать специальные радиопрограммы и издавать лит-ру на нем. языке (гл. обр. в Алма-Ате, т. к. в Казахстане проживала большая часть советских немцев и М.). Лишь в 1972 г. М., как и всем советским немцам, было разрешено вернуться в места довоенного проживания. Однако, учитывая, что прежние меннонитские поселения были разрушены или заселены др. жителями, нек-рые М. переселились в Прибалтику и в Молдавию. Кроме того, после разрешения выезда в Зап. Германию для воссоединения семей с 1973 по 1986 г. СССР покинуло ок. 13 тыс. М. Среди тех М., кто остались в СССР, в 70-80-х гг. XX в. шли процессы консолидации, число официально зарегистрированных общин М. росло медленно. Среди проживавших тогда в СССР 50 тыс. лиц «меннонитского происхождения» с церковью были связаны лишь 30-40% ( Безносова О. Меннониты/Электр. Энциклопедия немцев России//enc.rusdeutsch.ru [Электр. ресурс]).

http://pravenc.ru/text/2562994.html

74, p. 181–189; Idem. Le martyre de saint Maxime le Confesseur//Revue Thomiste, 1976, t. 26, p. 410–414; Dalmais I.H. La vie de Saint Maxime le Confesseur reconsiderée?//Studia Patristica, 1982, vol. 17, pt. 1, p. 26–30; Idem. Maxime le Confesseur//Dictionnaire de Spiritualité. Fase. LXVI-LXVII. P., 1978, p. 836–838. 117 См.: Devreesse R. La vie de S. Maxime le Confesseur et ses recensions//Analecta Bollandiana, 1928, t. 46, p. 5–49. 118 См.: Lackner W. Zu Quellen und Datierung der Maximosvita//Analecta Bollandiana, 1967, t. 85 S. 285–316. 119 Эти выражения в «Житии» органично вписываются в общую традицию православного исихазма, ярким представителем которого был и преп. Максим. См.: Hausherr I. Hesychasme et priere. Roma, 1966, p. 163–237. 120 О нем см.: Иеромонах Феодосий (Олтаржевский). Палестинское монашество с IV до VI века. СПб., 1896, с. 24–47. 121 См.: Lackner W. Der Amstitel Maximos des Bekenners//Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik, 1971, Bd. 20, S. 63–65. 123 Gamgues J. M. La Personne composée du Christ, p. 183–184; Idem. Maxime le Confesseur. La charite, avpnir divin de íhomme. P., 1976, p. 35–36. 125 П. Шервуд предполагает, что в 624/625 г. преп. Максим перебрался из Хрисопольского монастыря в эту обитель. См.: Scherwood Р. An Annotated Date-List of the Works of Maximus Confessor. Roma, 1952, p. 2–3. 127 См.: Guillaumont A. Les «Kephalaia Gnostica» d’Evagre le Pontique et l " histoire de l’origenisme chez les grecs et chez les syriens. P., 1962, p. 176–182. 128 Сагарда Н. И. Древне-церковная богословская наука на греческом Востоке в период ее расцвета (IV-V вв.) – ее главнейшие направления и характерные особенности. СПб., 1910, с. 14. 129 Карсавин А. П. Святые отцы и учители Церкви. Раскрытие Православия в их творениях. Париж, 1927, с. 110. 130 См.: Bunge J. G. Origenismus – Gnostizismus. Zum geistgeschichtlichen Standort des Evagrios Pontikos//Vigiliae Christianae, 1986, vol. 40, p. 24–54. 131 См.: Gendle N. Cappadocian Elements in the Mystical Theology of Evagrius Ponticus//Studia Patristica, 1987, vol. XVI, pt. 2, p. 373–384. 132 См.: Refoule F. La christologie d " Evagre et origenisme//Orientalia Christiana Periodica, 1961, vol. 27, p. 221–266. 135 См: Meyer R. Т. Palladius and Early Christian Spirituality//Studia Patristica, 1970, vol. 10, pt. 1, p. 379–390.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Л. К. Масиель Санчес Лит.: Burckhardt J. L. Travels in Syria and the Holy Land. L., 1822; Brünnow R.-E., Domaszewski A., von. Die Provincia Arabia. Strassburg, 1904-1909. 3 Bde; Musil A. Kusejr ‘Amra. W., 1907. 2 Bde; idem. Arabia Petraea. W., 1907-1908. 3 Bde; Ronczewski K. Kapitelle des El Hasne in Petra//ArchAnz. 1932. S. 38-89; Gerasa, City of Decapolis/Ed. C. H. Kraeling. New Haven, 1938; Crowfoot J. W. Early Churches in Palestine. L., 1941; Saller S. J. The Memorial of Moses on Mount Nebo. Jerusalem, 1941-1950. 3 vol.; Canova R. Iscrizioni e monumenti protocristiani del paese di Moab. Vat., 1954; Smith R. H. Pella of the Decapolis. Wooster (Ohio), 1973. Vol. 1: The 1967 Season of the College of Wooster Expedition to Pella; 1989. Vol. 2: Final Report on the College of Wooster Excavations in Area IX, the Civic Complex, 1979-1985; Lyttleton M. Baroque Architecture in Classical Antiquity. L., 1974. P. 61-83; Creswell K. A. C. Early Muslim Architecture. N. Y., 1979r. 2 vol.; Piccirillo M. Chiese e mosaici della Giordania Settentrionale. Jerusalem, 1981; idem. Chiese e mosaici di Madaba. Jerusalem, 1989; idem. Mosaics of Jordan. Amman, 1993; idem. L " Arabia cristiana: Dalla provincia imperiale al primo periodo islamico. Mil., 2002; Ward-Perkins J. B. Roman Imperial Architecture. New Haven; L., 1981 2. P. 328-347; Browning I. Jerash and the Decapolis. L., 1982; idem. Petra. L., 1989 3; Sartre M. Trois études sur l " Arabie romaine et byzantine. Brux., 1982; idem. Bostra: Des origines à l " Islam. P., 1985; Bowersock G. W. Roman Arabia. Camb. (Mass.); L., 1983; Krautheimer R. Early Christian and Byzantine Architecture. New Haven, 1986 4; Fuller M. J. Abila of the Decapolis: A Roman-Byzantine City in Transjordan: Diss. Ann Arbor, 1987; Kuhnel B. From the Earthly to the Heavenly Jerusalem: Representations of the Holy City in Christian Art of the First Millennium. R.; Freiburg; W., 1987; Hachlili R. Ancient Jewish Art and Archaeology in the Land of Israel. Leiden; N. Y., 1988; Khouri R.

http://pravenc.ru/text/578380.html

Ключевский 1969 — В. О. Ключевский. Церковь и Россия. Париж, 1969. Ключевский 1989 — В. О. Ключевский. Собрание сочинений в 9-ти томах, т.4. М., 1989. Колесов 1986 — В. В. Колесов. Мир человека в слове Древней Руси. Л., 1986. Концевич 1993 — И. М. Концевич. Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси. М., 1993. Лепахин 1999 — Валерий Лепахин. Новый Иерусалим и Третий Рим (Топографическая иконичность. Иконотопос Москвы. Иконичное зодчество патриарха Никона).//К проблеме образования Московского государства. Материалы междисциплинарного семинара 29 января 1999 г. Сомбатхей, 1999. Лепахин 2000 — Валерий Лепахин. Икона и иконичность. Сегед, 2000. Лермонтов 1981 — М. Ю. Лермонтов. Собрание сочинений в четырех томах. Л., 1981. Лихачев 1994 — Д. С. Лихачев. От Илариона и до Аввакума.//Памятники литературы Древней Руси. XVII век. Книга третья. М., 1994. Малахов 1997 — В. Малахов. «Свята Русь»: спроба фehoмehoлoriчhoro ahaлiзy.//Духовна спадщина Kuibckoi Pyci. Вип. 1. Одеса, 1997. Некрасов 1978 — Н. А. Некрасов. Сочинения в трех томах. М., 1978. Памятники 1986 — Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XVI века. М., 1986. Песни 1986 — Исторические песни. Баллады. М., 1986. Пушкин 1979 — А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10-ти томах. М., 1977-1979. Русь 1995 — Русь Святая. Краткая иллюстрированная история Православия на Руси. М., 1995. Северянин 1988 — Игорь Северянин. Стихотворения. М., 1988. Серафим 1992 — Серафим (Соболев), архиепископ. Русская идеология. С-Пб., 1992. Собрание 1986 — Собрание народных песен П. В. Киреевского. Тула, 1986. Соловьев 1967 — Владимир Соловьев. О христианском единстве. Брюссель, 1967. Стихи 1991 — Стихи духовные. М., 1991. Тальберг 1992 — Н. Д. Тальберг. Святая Русь. СПб., 1992. Толстой 1964 — А. К. Толстой. Собрание сочинений в 4-х томах. М., 1963-1964. Топоров 1995 — В. Н. Топоров. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. I. Первый век Христианства на Руси. М., 1995. Тютчев 1966 — Ф. И. Тютчев. Лирика, т.1-2. М., 1966. Утопии 1995 — Русские утопии. СПб., 1995.

http://pravoslavie.ru/330.html

Лепахин 2000 — Валерий Лепахин. Икона и иконичность. Сегед, 2000. Лермонтов 1981 — М. Ю. Лермонтов. Собрание сочинений в четырех томах. Л., 1981. Лихачев 1994 — Д. С. Лихачев. От Илариона и до Аввакума.//Памятники литературы Древней Руси. XVII век. Книга третья. М., 1994. Малахов 1997 — В. Малахов. «Свята Русь»: спроба фehoмehoлoriчhoro ahaлiзy.//Духовна спадщина Kuibckoi Pyci. Вип. 1. Одеса, 1997. Некрасов 1978 — Н. А. Некрасов. Сочинения в трех томах. М., 1978. Памятники 1986 — Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XVI века. М., 1986. Песни 1986 — Исторические песни. Баллады. М., 1986. Пушкин 1979 — А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10-ти томах. М., 1977-1979. Русь 1995 — Русь Святая. Краткая иллюстрированная история Православия на Руси. М., 1995. Северянин 1988 — Игорь Северянин. Стихотворения. М., 1988. Серафим 1992 — Серафим (Соболев), архиепископ. Русская идеология. С-Пб., 1992. Собрание 1986 — Собрание народных песен П. В. Киреевского. Тула, 1986. Соловьев 1967 — Владимир Соловьев. О христианском единстве. Брюссель, 1967. Стихи 1991 — Стихи духовные. М., 1991. Тальберг 1992 — Н. Д. Тальберг. Святая Русь. СПб., 1992. Толстой 1964 — А. К. Толстой. Собрание сочинений в 4-х томах. М., 1963-1964. Топоров 1995 — В. Н. Топоров. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. I. Первый век Христианства на Руси. М., 1995. Тютчев 1966 — Ф. И. Тютчев. Лирика, т.1-2. М., 1966. Утопии 1995 — Русские утопии. СПб., 1995. Утопия 1991 — Утопия и утопическое мышление. Антология зарубежной литературы. М., 1991. Фасмер 1987 — Макс Фасмер. Этимологический словарь русского языка. В четырех томах. М., 1987. Федотов 1973 — Г. П. Федотов. Россия, Европа и мы. Париж, 1973. Федотов 1985 — Г. П. Федотов. Святые Древней Руси. Париж, 1985. Федотов 1988 — Г. П. Федотов. Лицо России. Париж, 1988. Федотов 1991 — Г. Федотов. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам. М., 1991. Флоровский 1981 — Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. Париж, 1981. Хомяков 1969 — А. С. Хомяков. Стихотворения и драмы. Л., 1969.

http://pravoslavie.ru/340.html

Богданова Валерия, 16 ноября 1990 Бриуло Евгений, 21 ноября 1966 Бриуло Марина, 28 января 1967 Булеева Юлия, 15 июля 1990 Буткевич Александр, 27 августа 1955 Ваглаев Павел, 12 декабря 1960 Васильева Лилия 16 сентября 2002 Васильева Марина, 1 сентября 1958 Ветлугин Александр, 26 июля 1980 Винник Александра, 06 февраля 2012 Винник Дмитрий, 06 сентября 2013 Винник Марианна,26 мая 1987 Виноградская Евгения, 26 ноября 1986 Витальева Алиса, 28 февраля 2001 Витальева Ирина, 5 февраля 1978 Вишнев Армен, 26 октября 1988 Волженкова Анна, 2 мая 1987 Волков Николай, 12 декабря 1982 Волкова Марина, 14 ноября 1965 Волкова Юлия, 28 апреля 1967 Волянская Екатерина, 22 июля 1992 Воскресенская Эльвира, 8 февраля 1987 Гавриков Александр, 04 января 1980 Гайдамак Алина, 30 апреля 1988 Гайдамак Елена, 8 июня 1965 Галанова Елена, 23 октября 1972 Герасина Вера, 16 сентября 2009 Герасина Юлия, 29 мая 1973 Гирин Дмитрий, 23 сентября 1983 Глидаев Денис, 17 января 1982 Голенков Владимир, 26 марта 1967, Голенкова Виктория 14 июля 1970 Голенкова Диана 2 сентября 2011 Голубева Нина, 21 января 1972 Гомечко Людмила, 25 мая 1958 Горбатенко Андрей, 14 июля 1980 Гордин Леонид, 27 ноября 1986 Гречкина Татьяна, 20 января 1952 Григорьева Дарья, 29 декабря 1991 Григорьева Екатерина, 2 июля 2003 Григорьева Наталья, 8 апреля 1979 Громов Алексей, 1 июня 1988 Громова Дарина, 26 декабря 2014 Громова Татьяна, 9 декабря 1988 Даниленко Надежда, 18 апреля 1990 Данилова Наталья, 24 августа 1987 Дементич Татьяна, 7 мая 1951 Добрица Андрей, 18 февраля 1971 Добрица Римма, 7 августа 1971 Домашняя Елена, 15 ноября 1990 Дудочкина Светлана, 14 марта 1962 Дудченко Елена, 28 ноября 1968 Дунаев Александр, 16 февраля 1947 Дунаева Нина, 08 июня 1953 Душечкина Валерия, 10 мая 2005 Евграфова Евгения, 7 июня 1988 Жималенков Мирон, 27 июля 2013 Жималенков Сергей, 13 августа 1983 Жималенкова Елена, 16 февраля 1986 Завгородняя Ирина, 30 августа 1973 Замолотова Галина, 9 января 1953 Зорькина Анна, 10 марта 1984 Зорькина Анна, 18 августа 1986

http://pravmir.ru/rossiyskiy-passazhirsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010