Бернардом (1967 г.); публикация " гарвардских " критериев " смерти мозга " (1967 г.); организация Евротранспланта В. Роодом для обмена органами по тестам гистологической совместимости (1967 г.); создание НИИ трансплантации органов и тканей АМН СССР Г. Соловьевым (1967 г.); первая в России успешная пересадка сердца в клинике В. Шумаковым (1986 г.); принятие Верховным Советом РФ Закона " О трансплантации органов и (или) тканей человека " (1992 г.). Выделение истории научной трансплантации означает признание существования трансплантации " ненаучной " , или точнее до-научной. Ведущей идеей до-научной трансплантации, которая остается значимой и для современной медицины, является идея " переноса жизни " . В древних языческих культурах за субстанцию жизни принималась кровь. Возникновение болезни связывали с ослаблением жизненных сил в крови, и поддержание этих сил осуществлялось с помощью вливания " здоровой крови " . История врачевания и знахарства полна историями переливания крови от животных, младенцев - людям пожилого возраста с целью достижения омоложения. У Овидия Медея именно так, вливая старцу Пелию кровь овцы, возвращает ему юность. Гиппократ полагал, что употребление злым человеком крови овцы может изменить душевные свойства человека [ 4 ]. Мифо-идеологическое явление вампиризма с его ритуально-сакральными манипуляциями с кровью послужили основанием для практически 100-летнего запрещения Ватиканом любых форм переливания крови. Одно несомненно: переливание крови как научный метод возникает из магии крови [ 5 ]. Весьма характерно в этой связи суждение доктора И.Т. Спасского, который в 1834 году, принимая участие в обсуждении метода переливания крови во время родов, писал: " Вводимая в сих случаях (потеря крови при родах) в вену кровь, вероятно, действует не столько своим количеством, сколько живительными свойствами, возбуждая деятельность сердца и кровеносных сосудов " [ 6 ]. В 1948 году доктор А.М. Филомафитский в " Трактате о переливании крови " писал: " Физиология должна решить два важные вопроса: во-первых, переливаемую или вливаемую кровь в какое-нибудь животное, должны ли мы рассматривать просто как питательное вещество, - уже приготовленное живыми силами организма, и способное подкрепить физиологически истощенные потерею крови силы другого животного? Второе, или мы должны смотреть на кровь, как на место пребывания материального жизненного начала, разносимого оною по всем органам животворно действующего на нервную систему " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2204...

Гомер. Илиада – Гомер. Илиада. Одиссея. М., 1967. Грот 1889 – Грот К. Я. Из истории Угрии и славянства в XII в. Варшава, 1889. Гюзелев 1968 – Гюзелев В. Добруджанският надпис на събитията в България през 943 г.//Исторически преглед. 1968. Т. 6. С. 40–48. ДГ – Древнейшие государства на территории СССР, Древнейшие государства Восточной Европы. Дексипп – Дексипп. Хроника/Пер. В. В. Латышева//ВДИ. 1998. 3. Дёрфер 1986 – Дёрфер Г. О языке гуннов//Зарубежная тюркология. М., 1986. Вып. 1. С. 71–134. Домбровский 1974 – Домбровский О. И. Средневековые поселения и «исары» крымского Южнобережья//Феодальная Таврика. Киев, 1974. Досталова 1982 – Досталова Р. Византийская историография (характер и формы)//ВВ. 1982. Т. 43. С. 31–33. ДР – Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 1999. Древняя Русь – Древняя Русь в свете зарубежных источников. Хрестоматия. Т. V. Древнескандинавские источники. М., 2009. Дуйчев 1976 – Дуйчев И. С. К вопросу о языческих жертвоприношениях в Древней Руси//Культурное наследие Древней Руси. М., 1976. С. 31–34. Дюно, Ариньон 1982 – Дюно Ж.-Ф., Ариньон Ж.-П. Понятие «граница» у Прокопия Кесарийского и Константина Багрянородного//ВВ. 1982. Т. 43. С. 64–73. ЖМНП – Журнал министерства народного просвещения. Златарски 1967–1971 – Златарски В. История на Българската държава през средните векове. София, 1967–1971. Т. 1. Ч. 1–2. Златарски 1972 – Златарски В. История на Българската държава през средните векове. София, 1972. Т. 2. ЗРВИ – Зборник радова Византолошког института. ИБИ – Извори за българската история. Иванов 1981 – Иванов С. А. Византийско-болгарские отношения в 966–969 гг.//ВВ. 1981. Т. 42. С. 88–100. Иванов 1982 – Иванов С. А. Полемическая направленность «Истории» Льва Диакона//ВВ. 1982. Т. 43. С. 74–80. Иванов 1983 – Иванов С. А. Оборона Византии и география «варварских» вторжений через Дунай в первой половине VI в.//ВВ. 1983. Т. 44. С. 27–47. Иванов 1984 – Иванов С. А. Оборона балканских провинций Византии и проникновение «варваров» на Балканы в первой половине VI в.//ВВ. 1984. Т. 45. С. 35–53.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Алла Николаевна ЗОЛОТУХИНА киновед, заслуженный работник культуры РФ Родилась в Киеве. Окончила сценарно-киноведческий факультет и аспирантуру ВГИК. Проректор ВГИК (1988–2008), профессор, кандидат искусствоведения (1975). Член Союза кинематографистов РФ. Преподает во ВГИКе с 1972 года. Читает лекции по истории и теории кино, ведет мастерскую на киноведческом факультете ВГИКа. Член жюри Конкурса сценариев «Вера, Надежда, Любовь», член жюри Открытого российского кинофорума «Амурская осень», участник профессиональных конференций и круглых столов по проблемам современного кинопроцесса. Автор учебников, учебных пособий,журнальных публикаций по вопросам кино. Действительный член Российской академии кинематографических искусств. Член Экспертного совета кинофестиваля «Встреча» (Обнинск). Наталья Валерьевна КОНОНЕНКО режиссер документального кино Родилась в Москве. Окончила Московский государственный лингвистический университет по специальности «лингвист, преподаватель иностранных языков (немецкий, английский)» в 1996 году и с отличием Московский институт телевидения и радиовещания «Останкино» (МИТРО) по специальности «режиссер кино и телевидения» (мастерская Д.И. Таланкина) в 2014 году. В процессе обучения выпустила несколько фильмов по заказу Данилова монастыря г. Москвы. Среди ее работ документальные ленты «Папа, здравствуй…» (2014) и «Созвучия» (2016). Член Союза кинематографистов РФ, член Гильдии неигрового кино и телевидения. Призер отечественных и международных кинофестивалей. С 2020 года – руководитель Комиссии «Творческая Лаборатория духовно-нравственного и просветительского кино» Союза кинематографистов РФ. Валентина Ивановна ТЕЛИЧКИНА киноактриса, народная артистка РФ Родилась в селе Красном вблизи Арзамаса. Окончила актерский факультет ВГИК (1967, мастерская В.В. Белокурова). С 1967 года – актриса Театра-студии киноактера. Снялась более чем в 50 фильмах, среди которых «Таежный десант» (1965, дебют в кино), «Журналист» (1967), «Осенние свадьбы» (1967), «Три дня Виктора Чернышева» (1968), «Необыкновенная выставка» (1968), «Зигзаг удачи» (1968), «Первая девушка» (1968), «У озера» (1969), «Золотые ворота» (1969), «Начало« (1970), «Чайка» (1971), «Стоянка поезда – две минуты» (1972), «Одиножды один» (1974), «Не может быть!» (1975), «Встретимся у фонтана» (1976), «По секрету всему свету» (1976), «Пять вечеров» (1978), «Впервые замужем» (1979), «Портрет жены художника» (1981), «Безумный день инженера Баркасова» (1982), «Васса» (1983), «Мужчины и все остальные» (1985), «По главной улице с оркестром» (1986), «Человек свиты» (1987), «Где находится нофелет?» (1987), «Отдушина» (1991), «Менялы» (1992), «Классик» (1998), «Кадриль» (1999), «Гоголь.

http://fest.radonezh.ru/2024/01/17/zhyur...

Declaration of the Ecumenical Patriarchate on the occasion of the 25th anniversary of the WCC Ed. Patriarchal Institute for Patristic Studies. Tessaloniki. 1973. P. 33. 143 Episkepsis. 369. December. 1986. P.15. 144 Response of the Moscow Patriarchate to the Lima document; Tsetsis Georges. А Synthesis of Responses of Orthodox Churches to the Lima Document//Orthodoxes Forum. I. 1987. P. 110. 145 Episkepsis. 369. December 1986. P. 14. 146 Episkepsis. 369. December 1986. P. 14. 147 H. N. Bate ed., Faith and Order, Proceedings of the Lausanne Conference. London, SCM. 1927. P. 384. 148 See statement of Orthodox delegates at the Secind Assembly in Evanston (1954)//Patelos. Op. cit. P. 95. 149 Episkepsis. 369. December. 1986. P. 15. 150 The Ecumenical Movement, from Amsterdam to Geneva (1948 — 1966), in The Welcome and the Speeches of Dr Visser Hooft and E. C. Blake at the University of Athens, 1967. P. 33. 151 Address by His Holiness Athenagoras I, Ecumenical Patriarch of Constantinople//The Ecumenical Review. Vol. XX. January. 1968. P. 87. 152 Reply of His All Holiness the Ecumenical Patriarch Dimitrios I during his official visit to the WCC. December. 1987. 153 The Sofia Consultation/Ed. Todor Sabev, Geneva: WCC, 1982. P. 41. 154 Ср. выражение hypomagй tes homologias в 2 Кор. 9,13. Слово koinonia употреблено в этом контексте. 155 The First Assembly of the World Couneil of Churches, Amsterdam, 1948. Vol. V. SCM Press, London. P. 69. 156 См.: Василий Великий. Творения. Т. 3, СПб. С. 138. 157 См.: Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско–Истрийского. Перевод с сербского. Т. 1. СПб., 1911. С. 208. 158 Там же. С. 209. 159 Сократ Схоластик. Церковная история. СПб., 1850. С. 101. 160 См.: Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско–Истрийского. Т. 1. С. 587 — 591. 161 См.: Иларион, архимандрит. Единство церкви и всемирная конференция христианства. Сергиев Посад, 1917. С. 43. 162 См. там же. С. 43. 163 ПСЗ РИ. Т 5. 32225. 164

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=835...

Олонецкий и Петрозаводский; с 9.07.1934 в сане архиепископа; с 30.11.1935 архиеп. Псковский; с 11.08.1936 архиеп. Владимирский; с 3.03.1937 сведений нет. Феодосий (Вощанский) 22.07.1926 хирот. во еп. Винницкого, вик. Подольской епархии; с 9.05.1928 еп. Лужский, вик. Ленинградской епархии; с 24.04.1929 еп. Могилевский; с апр. 1933 г. еп. Краснодарский; с 1933 г. в заключении; † 1937. Феодосий (Ганецкий) 18.05.1920 хирот. во еп. Коломенского, вик. Московской епархии; с 1929 г. сведений нет. Феодосий (Дикун) 4.07.1967 хирот. во еп. Переяслав-Хмельницкого, вик. Киевской епархии; с 7.10.1967 еп. Полтавский и Кременчугский; с 7.09.1978 в сане архиепископа; с 4.10.1979 архиеп. Вологодский и Великоустюжский; с 27.12.1979 архиеп. Астраханский и Енотаевский; с 19.02.1990 архиеп. Хмельницкий и Каменец-Подольский; с 20.03.1990 архиеп. Ивано-Франковский и Коломыйский; с сент. 1991 г. архиеп. Винницкий и Брацлавский; с 1992 г. архиеп. Полтавский и Кременчугский. Феодосий (Кирика) 14.10.1933 хирот. во еп. Николаевского, вик. Одесской епархии; с 23.05.1937 еп. Курский; с авг. 1937 г. еп. Костромской; с 26.08.1937 в заключении. Феодосий (Коверницкий) авг. 1945 хирот. во еп. Черновицкого и Буковинского; с 12.12.1947 еп. Кировоградский и Николаевский; с 21.10.1949 на покое; с 16.11.1953 еп. Архангельский и Холмогорский; с 17.02.1956 на покое; † 27.05.1980. Феодосий (Нагашима) 02.11.1969 хирот. во еп. Токийского; в наст. время архиеп. Токийский, мирт. всей Японии. Феодосий (Погорский) 22.06.1958 хирот. во еп. Калининского и Кашинского; с 22.03.1960 еп. Пензенский и Саранский; с 25.02.1964 в сане архиепископа; с 30.07.1968 архиеп. Ивановский и Кинешемский; с 16.10.1973 архиеп. Уфимский и Стерлитамакский; † 3.05.1975. Феодосий (Процюк) 2.12.1962 хирот. во еп. Черниговского и Нежинского; с 30.03.1964 еп. Полтавский и Кременчугский; с 7.10.1967 еп. Черновицкий и Буковинский; с 2.02.1972 еп. Смоленский и Вяземский; с 9.09.1978 в сане архиепископа; с 26.12.1984 архиеп. Берлинский и Среднеевропейский, экзарх в Средней Европе; с 29.06.1986 архиеп.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Bury 1907 – Bury J. B. The Ceremonial Book of Constantine Porphyrogenitos//The English Historical Review. 1907. Vol. 22. P. 209–227; 417–439. Byz. – Byzantion. BZ – Byzantinische Zeitschrift. Cameron 1984 – Cameron A. Probus’ Praetorian Games: Olympiodorus Fr. 44//GRBS. 1984. Vol. 25. P. 193–196. Cameron 1985 – Cameron A. Procopius and the Sixth Century. London, 1985. Cecaumeni Strategicon 1896 – Cecaumeni Strategicon et Incerti Scriptoris de officiis regiis Libellus/Ed. B. Wassiliewsky, V. Jernstedt. Petropoli, 1896 (Записки историко-филологического факультета Императорского Санкт-Петербургского Университета. Ч. XXXVIII). Chalandon 1912 – Chalandon F. Les Comnènes. Paris, 1912. Vol. 2. Chesnut 1977 – Chesnut G. F. The First Christian Histories: Eusebius, Socrates, Sozomen, Theodoret and Evagrius. Paris, 1977. Cinn. – Ioannis Cinnami epitome rerum ab Ioanne et Alexio Comnenis gestarum. Bonnae, 1836. Const. Manassis. Rom. – Mazal O. Der Roman des Konstantinos Manasses. Wien, 1967. Const. Porph. De cerem. – Constantinus Porphyrogenitus. De cerimoniis aulae Byzantinae. Bonnae, 1829–1830. Vol. 1–2. Const. Porph. De themat. – Costantino Porfirogenito. De Thematibus. Città del Vaticano, 1952. yevska 1952 – yevska T. Zu Vladimir Monomach und Kekaumenos//Wiener slavistisches Jahrbuch. 1952. T. 2. S. 157–160. Da Costa-Louillet 1941 – Da Costa-Louillet G. Y eut-il des invasions Russes dans l’Empire byzantin avant 860?//Byz. 1941. T. 15. P. 231–248. Da Costa-Louillet 1954 – Da Costa-Louillet G. Saints de Constantinople aux VIII е , IX е , X е siècles//Byz. 1954. T. 24. P. 479–A92. Dagron, Mihescu 1986 – Dagron G., Mihescu H. Le traité sur la querilla de I’empereur Nicéphore Phocas. Paris, 1986. DAI – Constantinus Porphyrogenitus. De administrando imperio. Washington, 1967. Dain 1953 – Dain A. L’encyclopédisme de Constantin Porphyrogénète//Lettres d’humanité. 1953. T. 12. P. 64–81. De Boor 1895 – De Boor C. Der Angriff der Rhos auf Byzanz//BZ. 1895. Bd. 4. S. 445–466. Dempf 1925 – Dempf A. Sacrum Imperium. Geschichts- und Staats-philosophie des Mittelalters und der politischen Renaissance. München, 1925.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

489 Хороший обзор см. в работе: Jerome Shaffer, «The Mind–Body Problem», in Encyclopedia of Philosophy, ed. Paul Edwards (New York: Macmillan, 1967). 491 Karl Popper, John Ecdes, The Self and its Brain (New York and Berlin: Springer International, 1977), p. 355. 495 George Santayana, The Realm of Essence (New York: Charles Scribner’s Sons, 1927); Francis Crick, The Astonishing Hypothesis: The Scientific Search for the Soul (New York: Charles Scribner " s Sons, 1994). 496 Herbert Feigl. «The «Mental» and the »Physical " », in Minnesota Studies in the Philosophy of Science, ed. H. Feigl et al., vol. 2 (Minneapolis: Univ, of Minnesota Press. 1958); J. J. C. Smart, «Materialism», The Journal of Philosophy 60 (1963): 651–662. 499 «Расщепленный мозг» – результат хирургического рассечения мозолистого тело, соединяющего большие полушария головного мозга, в целях лечения тяжелой эпилепсии. Пациенты пережившие такую операцию порой ведут себя так, будто у них два независимых сознания. – (Прим. ред.) 500 Roger W. Sperry, «The New Mentalist Paradigm», Perspectives in Biology and Medicine 29 (Spring 1986): 417, «Science, Values, and Survival», Journal of Humanistic Psychology 26 (Spring 1986): 21. 501 Sperry. «Science, Values and Survival», p. 22. Science and Moral Priority (New York: Columbia Univ. Press, 1983), p. 92. 503 Ralph Wendell Burhoe. «The Human Prospect and «The Lord of History»», Zygon 10 (1975): 299–375. 504 Ralph Wendell Burhoe, «War, Peace, and Religion " s Biocultural Evolution», Zygon 21 (1986): 439–472. 505 Burhoe, «The Human Prospect», p 567. См. также: «Natural Selection and God», Zygon 7 (1972): 30–63. 506 См. отклики Филиппа Хефнера (Hefner), Дональда Myccepa (Musser), В. Видика Шредера (Schroeder) и Арнольда В. Рейвена (Raven) на работы Бурхо в: Zygon 12 (1977): 4–103. Ответ Бурхо появился в: Zygon 12 (1977): 336–389. 507 Eugene G.d " Aqulli. «The Myth–Ritual Complex: A Blogenetic Structural Analysis», Zygon 18 (1983): 247–269. 508 Victor Turner, «Body, Brain, and Culture», Zygon 18 (1983): 221–245; Тернер пытается объединить генетические и культурные факторы. Чисто культурный взгляд см. в: Arnold van Gennep, The Rites of Passage (London: Routledge & Kegan Paul, 1963).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/reli...

Том 10 (s. а.) (=ЕРЕ 76). 635. μνλες КА-МВ» [Гомилии 21–42]. См. 6 .1002–1003. Том 11 (1986) (=ЕРЕ 79). 624. μνλες ΜΓ– ΞΓ [Гомилии 43–63]. См. 6 .1003. Исследования Энцикл. статьи 1040 . Christou Р. Γρηγρνος Παλαμ ς//ThEE 1964. 4. 775–794. 1041 . Dalmais L.-H. Palamas (St Grégoire)//Catholicisme. 1983. 45. 455–460. 1042 . Hunter H. D. Palamas, Gregory//New Catholic Encyclopedia. 1967. 10. 872–874. 1043 . loannidis Ν. Γρηγρνος Παλαμ ς//PBL 1985. 3. 210–211. 1044 . Janin R. Gregorios Palamas//LTK 1960. 4. 1214. [Нов. изд.: 1995]. 1045 . Jugie M. Palamas//DThC 1932. 11. 1735–1776. 1046 . Meyendorff J. Palamas (Grégoire)//DS 1984. 12(1). 81–107. 1047 . Palamas (Gregoire); Palamite (controverse)//DThC 1967. 2. 3409–3411. 1048 . Palamas, Palamismus//Lex. d. Mittelalt. 1993. 6(8). 1049 . Podskalsky G. Gregorios Palamas//TRE 1985. 14(1:2). 200–206. См. также 11 .242. Библиографические обзоры 1050 . Halkin F. Ouvrages récents sur Grégoire Palamas//Byz 1959–1960. 29–30. 501–502. 1051 . Gouillard J. Autour du palamisme. Notes sur quelques ouvrages récents//EO 1938. 37. 424–464. См. также Stiernon Bulletin 6 .3). Общие работы 1052 . Amahacuje еп. Живи и истинити Бог Светог Гpuropuja Паламе //Фuлocoфuja и meoлoruja. 1994. 1053 . Василий (Кривошеин) , монах. Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы //Seminarium Kondakovianum. (Recueil d’études. Archéologie. Histoire de l’art. Études Byzantines). Prag 1936. 8. 99–154. ВРЗПЭ 1987. 115. 109–174; Он же. Богословские труды 1952–1983 1 .052). 114–208. Краткое излож. (пер. с франц.): ЖМП 1986. 3. 67–70. пер.: Krivocheine В. The ascetic and theological teaching of Gregory Palamas//Eastern Churches Quarterly. 1938. 3:1–4. 26–33, 71–84, 138–156, 193–214. Vasilii, Archbp. of Brussels and Belgium. The ascetic and theological teaching of Gregory Palamas. L. 67. Athenagoras, bp.//GOTR 1956 (Christmas). 2:2. 89–92. пер.: Wassilij, Mönch. Die asketische und theologische Lehre des hl. Gregorius Palamas (1296–1359). Übers. Landvogt P. H. Würzburg 1939. 91. (Das östliche Christentum. 8). Schultze//Schol 1941. 16:3. 388. пер.: ВРЗПЭ 1987. 115. 45–108. [Пионерская работа, обозначившая поворот иссл-ний исихазма и учения Паламы в адекватное и углубленное русло].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Дхаммапада, 1958. – The Dhammapada. With Introd. Essays, Pali Text, English Transl. and Notes by S. Radhakrishnan. L., 1958. Дэльгер, 1953. – Dolger F. Der griechische Barlaam-Roman ein Werk des hi. Johannes von Damascos. Ettal, 1953. Жданов, 1895. – Жданов И. Н. Русский былевой эпос. Исследования и материалы. СПб., 1895. Жданов, 1904. – Жданов И. Я. Сочинения. Т. 1. СПб., 1904. Жимарэ, 1971. – Gimaret D. Le livre de Bilauhar et Budasaf selon la version arabe.. Geneva – Paris, 1971. Законы Ману, 1886. – Manava-dharma-sastra (Institutes of Maim). With the Comment, of Medhatithi, Sarvajnanarayana, Kulluka, Rachavananda, Nan-dana, and Ramachandra. Ed. by V. N. Mandlik. Bombay, 1886. Замалеев, 1987. – Замалеев А. Ф. Философская мысль в средневековой Руси (XI – XVI вв.). Л., 1987. Захау, 1870. – Sachau E. Contributions to the Knowledge of Persee Literature. – JRAS. 1870, Ner Ser., vol. 4. Заходер, 1967. – Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. Т. 2. М., 1967. Зейдель, 1882. – Seydel R. Das Evangelium von Jesu in seinen Verhaltnissen zu Buddha-Sage und Buddha-lehre. Lpz., 1882. Знаменский, 1886. – Знаменский П. Руководство к русской церковной истории. Казань, 1886. Зотенберг, 1887. – Zotenberg M. H. Memoire sur le texte et sur les versions orientales du Livre de Barlaam et Joasaph. – Notices et extraits des manuscrits de Bibliotheque Nationale. P., 1887, t. 28. Ибн ан-Надим, [б. т.] – Ибн ан-Надим. Китаб ал-фихрист. Тегеран, [б. r.J (на араб. яз.). Иванов, 1958. – Иванов В. В. Панчатантра. – Панчатантра. М., 1958. Иванов, 1980. – Иванов В. В. Единорог. – Мифы народов мира. Т. 1. М., 1980. Иванов, Топоров, 1982. – Иванов В., Топоров В. Навь. – Мифы народов мира. Т. 2. М., 1982. Иларион, 1986. – Идейно-философское наследие Илариона < Киевского. Ч. 1–2. М., 1986. Индийские сентенции, 1863. – Indische Spruche. Sanskrit und Deutsch. Herausg. von O. Bohtlingk. Th. 1. St.-Petersburg, 1863. Иоанн Дамаскин , 1937. – St. John Damascene. Barlaam and Joasaph with an English Transl. by the Late Rev. G. Woodward and H. Mattingly. L.„ 1937.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

21.09(04.10)1979 14(27)12.1979 АСТРАХАНСКАЯ 14(27)12.1979 06(19)02.1990 КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ 06(19)02.1990 07(20)03.1990 ИВАНО-ФРАНКОВСКАЯ 07(20)03.1990 25.07(07.08)1991 ВИННИЦКАЯ 25.07(07.08)1991 20.03(02.04)1992 ПОЛТАВСКАЯ, паки 20.03(02.04)1992 18.09(01.10)2001 Феодосий Кирика НИКОЛАЕВСКАЯ 01(14)10.1933 10(23)05.1937 КУРСКАЯ 10(23)05.1937 08.1937 КОСТРОМСКАЯ 08.1937 13(26)08.1937 Феодосий Ковернинский ЧЕРНОВИЦКАЯ 12(25)02.1945 29.11(12.12)1947 КИРОВОГРАДСКАЯ 29.11(12.12)1947 08(21)10.1949 АРХАНГЕЛЬСКАЯ 03(16)11.1953 04(17)02.1956 Феодосий Лазоревский ХОЛМСКАЯ 01.12.1552 ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ 15.01.1580 Феодосий Макаревский ОСТРОГОЖСКАЯ 29.01.1867 23.06.1871 ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ 23.06.1871 05.02.1885 Феодосий Михайловский КОЛОМЕНСКАЯ 28.12.1763 30.01.1787 Феодосий Нагасима КИОТОССКАЯ 02.1970 09(22)03.1972 ЯПОНСКАЯ ПАЦ 06(19)03.1972 24.04(07.05)1999 в/у КИОТОССКАЯ 09(22)03.1972 24.04(07.05)1999 в/у ЗАПАДНО-ЯПОНСКАЯ 09(22)03.1972 24.04(07.05)1999 Феодосий Олтаржевский КИРОВОГРАДСКАЯ 30.11.1903 18.07.1905 ЧИСТОПОЛЬСКАЯ 18.07.1905 27.08.1905 ПРИЛУКСКАЯ 16.12.1905 03.01.1908 УМАНСКАЯ 03.01.1908 13.08.1910 ОРЕНБУРГСКАЯ 13.08.1910 26.07.1914 Феодосий Погорский ТВЕРСКАЯ 09(22)06.1958 09(22)03.1960 ПЕНЗЕНСКАЯ 09(22)03.1960 17(30)07.1968 ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКАЯ 17(30)07.1968 03(16)10.1973 УФИМСКАЯ 03(16)10.1973 20.04(03.05)1975 Феодосий Процюк ЧЕРНИГОВСКАЯ 19.11(02.12)1962 17(30)03.1964 ПОЛТАВСКАЯ 17(30)03.1964 24.09(07.10)1967 в/у СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ 06(19)07.1965 25.09(08.10)1965 в/у ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ 06(19)07.1965 25.09(08.10)1965 ЧЕРНОВИЦКАЯ 24.09(07.10)1967 20.01(02.02)1972 СМОЛЕНСКАЯ 20.01(02.02)1972 13(26)12.1984 БЕРЛИНСКАЯ 13(26)12.1984 16(29)07.1986 ОМСКАЯ 16(29)07.1986 Феодосий Рождественский МИХАЙЛОВСКАЯ 16.02.1886 23.08.1892 ВЛАДИКАВКАЗСКАЯ 23.08.1892 12.06.1893 Феодосий Серб СЕРБСКАЯ и АРХАНГЕЛЬСКАЯ 11.1665 17.05.1667 КУРСКАЯ 17.05.1667 20.08.1671 Феодосий Сергеев ПРИЛУКСКАЯ 02(15)02.1923 06.1923 ПРИЛУКСКАЯ, обн. 06.1923 09.1924 ЖИТОМИРСКАЯ, Укр. 09.1924 Феодосий I Скопец ЛУЦКАЯ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010