Умер Е.В.Вучетич в Москве в 1974 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище. В память о выдающемся скульпторе названа улица в Москве. Сегодня мы также вспоминаем писателя В.П.Катаева (1897-1986). Валентин Петрович Катаев родился 16 января 1897 г. в Одессе в семье учителя. Еще гимназистом он начал писать; в печати дебютировал в 1910 г. Во время первой мировой войны, не окончив гимназию, добровольцем вступил в действующую армию и до 1917 г. был на фронте. Служил в артиллерии. Во время Гражданской войны был мобилизован в Красную армию и участвовал в боях против войск Деникина, работал в ЮгРОСТА (Российское телеграфное агентство). В 1922 г. Катаев переехал в Москву, где работал в газете «Гудок» и в качестве «злободневного» юмориста сотрудничал со многими изданиями. Свои газетные и журнальные юморески подписывал псевдонимами Старик Саббакин, Ол. Твист, Митрофан Горчица. В этот период он писал рассказы о гражданской войне и сатирические рассказы. Катаев – автор романа «Время, вперед!» (1932), повести «Я сын трудового народа» (1937). Широкую известность принесла повесть «Белеет парус одинокий» (1936); по ней поставлен одноименный фильм (1937). За повесть «Сын полка» (1945) получил Сталинскую премию (1946). После войны продолжил «Белеет парус одинокий» повестями «Хуторок в степи» (1956), «Зимний ветер» (1960-1961), «За власть Советов» (1948). Автор публицистической повести «Маленькая железная дверь в стене» (1964). Начиная с этого произведения, сменил писательскую манеру и тематику. Свой новый стиль назвал «мовизмом» (от фр. mauvais «плохой, дурной»), неявно противопоставляя его официальной советской литературе. В этой манере написаны лирико-философские мемуарные повести «Святой колодец» (1967), «Трава забвенья» (1967), рассказ «Кубик» (1969). Широкий резонанс и обильные комментарии вызвал роман «Алмазный мой венец» (1978). Произведения Катаева неоднократно переводились на иностранные языки. В 1974 г. Валентин Катаев удостоен звания Героя Социалистического Труда. Умер писатель в 1986 г. в Москве и похоронен на Новодевичьем кладбище.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/12/de...

На португ. яз.: Quadras morfológicos da gramática russa, в кн.: Португальско-русский учебный словарь/Сост. С. М. Старец и Н. Я. Воинова. Под ред. А. Торреса. 5 600 слов. – М., 1963. (Переизд. 1972, 1986, 1989); Русско-португальский учебный словарь/Сост. Н. Я. Воинова и С. М. Старец. 10 000 слов. – М., 1964. (Переизд. 1971, 1977, 1986); Русско-португальский словарь/Сост. Н. Я. Воинова и др. Около 47 000 слов. – М., 1975. (Переизд. 1989). На вьетнамск. яз.//Русско-вьетнамский учебный словарь/Сост. И. В. Толстой, Р. А. Толстая, Дао Чонг Тхыонг. Под ред. Нгуен Ван Ханя. Около 11 200 слов. – М., 1965. На итал. яз.: Tavole morfologiche della lingua russa, в кн.: Русско-итальянский учебный словарь/Сост. Д. Э. Розенталь. 13 500 слов. – М., 1966. (Переизд. 1977, 1990); Итальянско-русский учебный словарь/Сост. Т. 3. Черданцева. 8 500 слов. – М., 1967. (Переизд. 1976); Русско-итальянский словарь/Сост. Б. Н. Майзель, Б. Н. Скворцова. 55 000 слов. – Изд. 2-е. – М., 1972. (Переизд. 1977, 1985, 1995). На румын, яз.: Tabele morfologice ale limbii ruse//Русско-румынский словарь/Сост. Н. Г. Корлэтяну и Е. М. Руссев. Около 60 000 слов. – Изд. 2-е. – М., 1967. На швед, яз.: Morfologiska tabeller över ryska språket//Русско-шведский словарь/Под ред. Карин Давидсон. – М.: Русский язык, 1976. (Переизд. 1985). На норвеж. яз.//Русско-норвежский словарь. Под ред. С. Свердруп Люнден, Т. Матиассена. 51 000 слов. – М., 1987. Алгоритм англо-русского перевода, предназначенный для человека//Тезисы докладов на конференции по обработке информации, машинному переводу и автоматическому чтению текста. – М.: Изд-во ВИНИТИ, 1961. – С. 42–43. 1962 Об использовании понятий «автоматической выводимости» и «зависимого признака» при описании знаковых систем//Симпозиум по структурному изучению знаковых систем: Тезисы докладов. – М.: Изд-во АН СССР, 1962. – С. 55. О возможной связи между операционными понятиями синхронного описания и диахронией//Там же. – С. 56. О возможности структурно-типологического изучения некоторых моделирующих семиотических систем//Структурно-типологические исследования: Сборник статей/Ред. Т. Н. Молошная. – М.: Изд-во АН СССР, 1962. – С. 134–143. [Соавт.: Вяч. Вс. Иванов, В. Н. Топоров].

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Феодосий (Ганецкий) 18.05.1920 хирот. во еп. Коломенского, вик. Московской епархии; с 1929 г. сведений нет. Феодосий (Дикун) 4.07.1967 хирот. во еп. Переяслав-Хмельницкого, вик. Киевской епархии; с 7.10.1967 еп. Полтавский и Кременчугский; с 7.09.1978 в сане архиепископа; с 4.10.1979 архиеп. Вологодский и Великоустюжский; с 27.12.1979 архиеп. Астраханский и Енотаевский; с 19.02.1990 архиеп. Хмельницкий и Каменец-Подольский; с 20.03.1990 архиеп. Ивано-Франковский и Коломыйский; с сент. 1991 г. архиеп. Винницкий и Брацлавский; с 1992 г. архиеп. Полтавский и Кременчугский. Феодосий (Кирика) 14.10.1933 хирот. во еп. Николаевского, вик. Одесской епархии; с 23.05.1937 еп. Курский; с авг. 1937 г. еп. Костромской; с 26.08.1937 в заключении. Феодосий (Коверницкий) авг. 1945 хирот. во еп. Черновицкого и Буковинского; с 12.12.1947 еп. Кировоградский и Николаевский; с 21.10.1949 на покое; с 16.11.1953 еп. Архангельский и Холмогорский; с 17.02.1956 на покое; † 27.05.1980. Феодосий (Нагашима) 02.11.1969 хирот. во еп. Токийского; в наст. время архиеп. Токийский, мирт. всей Японии. Феодосий (Погорский) 22.06.1958 хирот. во еп. Калининского и Кашинского; с 22.03.1960 еп. Пензенский и Саранский; с 25.02.1964 в сане архиепископа; с 30.07.1968 архиеп. Ивановский и Кинешемский; с 16.10.1973 архиеп. Уфимский и Стерлитамакский; † 3.05.1975. Феодосий (Процюк) 2.12.1962 хирот. во еп. Черниговского и Нежинского; с 30.03.1964 еп. Полтавский и Кременчугский; с 7.10.1967 еп. Черновицкий и Буковинский; с 2.02.1972 еп. Смоленский и Вяземский; с 9.09.1978 в сане архиепископа; с 26.12.1984 архиеп. Берлинский и Среднеевропейский, экзарх в Средней Европе; с 29.06.1986 архиеп. Омский и Тюменский; с 26.01.1990 архиеп. Омский и Тарский; с 25.02.1997 в сане митрополита. Феодосий (Сергеев) 2.02.1923 хирот. во еп. Прилукского; с 1923 г. в обновленческом расколе. Феодосий (Феодосиев) с 1918 г. архиеп. Смоленский и Дорогобужский; с 1919 г. в эмиграции; с 1922 г. архиеп. Виленский и Лидский ПАЦ; с 1939 г. на покое; † 1942.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Население страны выросло с 1,5 (1967) до 2,4 (1986) млн чел. Сохранялся резкий контраст между совр. Аденом и отсталой, бедной, племенной, отчасти кочевой глубинкой. За счет населения Адена (350 тыс.) уровень урбанизации в Южном Йемене был выше, чем в Северном Йемене. 38% населения страны составляли горожане, 10% - кочевники, 52% - крестьяне-земледельцы. Урбанизация способствовала более высокому уровню грамотности: 20% - в 1967 г., 40% - в 1975 г. Гос-во играло большую роль, контролируя 25% ВНП в 1973 г. и 56% - в 1980 г. Сразу же после ухода англичан началась борьба за власть умеренных и ультралевых групп революционеров. В итоге в июне 1969 г. радикалы отстранили от власти президента Кахтана аш-Шааби и связанную с ним генерацию лидеров, овладели ключевыми позициями в НФ и гос. структурах. Новое руководство развернуло широкую программу социалистических реформ. Подверглись репрессиям бывш. султаны и лидеры конкурировавших с НФ повстанческих организаций. Земельная реформа упраздняла крупное землевладение, земли султанов и шейхов передавались крестьянам, к-рые были объединены в сельскохозяйственные кооперативы. Гос-во подрывало традиц. племенные институты и заменяло собой власть племенной верхушки. Проводилась национализация собственности прежних правящих классов и иностранных кампаний. Старый социальный строй был в значительной мере уже разрушен в ходе потрясений, сопровождавших обретение независимости в 1967 г., и государство во мн. случаях просто юридически закрепляло сложившееся положение вещей. В 1975 г. члены НФ вместе с левыми баасистами и «марксистами» вошли в Объединенную политическую орг-цию Национальный фронт (ОПОНФ). Уникальным явлением для Аравии была созданная в НДРЙ политическая орг-ция нового типа, следовавшая образцам классической компартии. Она была сформирована в неск. этапов на базе НФ и в 1978 г. получила название Йеменская социалистическая партия (ЙСП). Она объединяла в своих рядах относительно небольшую группу проверенных активистов (26 тыс. членов). ЙСП руководила также дочерними общественными организациями - профсоюзными, женскими, молодежными.

http://pravenc.ru/text/1238001.html

 Ibid., p. 117.  cf. Dr. Whanger " s study in Wilson. op. cit., p. 108   Pravoslavny Put " , 1967, p.5.  Quoted in Gorodetsky, p. 192.  Ibid., p. 194.  Ibid. , p. 195. Bibliography Adams, Frank O.,  Sindon ; Synergy Books, 1982 Bethell, Tom, " A Challenge to Materialism , "   The New Republic , August 1, 1983. Boutakov, N., " The Holy Shroud of Christ " (in Russian),  Pravoslavny Put " , Holy Trinity Monastery, 1967, pp. 6-47. Chrysostomos, Bishop, and Hieromonk Auxentios, " The Holy Shroud: the Controversy in Perspective, "   Diakonia , 1980, Vol. XV, No. 2. Drews, Robert,  In Search of the Shroud of Turin ; Rowman and Allenheld, 1984. Finkelstein, Louis,  The Jews: Their History, Culture, and Religion , Vol. II; Harper & Row, 1960. Heller, Dr. John,  Report on the Shroud of Turin ; Houghton Mifflin, 1983. Hoare, Rodney,  The Testimony of the Shroud ; St. Martin " s Press, 1978. Humber, Thomas,  The Sacred Shroud ; Pocket Books, 1978. Jennings, Jack, " Putting the Shroud to Rest, "   The Christian Century , June 1, 1983. Johnson, Paul,  Civilizations of the Holy Land ; Book Club Associates, 1979. Kohlbeck, Joseph A., and Nitowski, Eugenia L., " New Evidence May Explain Image on Shroud of Turin, "   Biblical Archaeology Review , July/August, 1986. Mackowski, Richard M., Jerusalem,  City of Jesus ; Eerdmans, 1980 Nickell, Joe,  Inquest on the Shroud of Turin ; Prometheus Books, 1983. Rinaldi, Peter M., SDB, " Requiem for the Shroud? "   The Christian Century , July 20-27, 1983. Stevenson, Kenneth E. and Gary R. Habermas,  Verdict on the Shroud;  Servant Books, 1981. Tribbe, Frank C.,  Portrait of Jesus?  Stein and Day, 1983. Wilkinson, John,  Jerusalem as Jesus Knew It ; Thames and Hudson, 1978. Wild, Robert A., " The Shroud of Turin-Probably the Work of a 14th-century Artist or Forger,  Biblical Archaeology Review , March/April, 1984. Wilson, Ian,  The Mysterious Shroud;  Doubleday, 1986. The Shroud of Turin; Doubleday 1978. Квитанция Реквизиты для юридических лиц Реквизиты для переводов из-за границы Оплата с банковской карты Visa, MasterCard и Maestro Оплата наличными через кассы и терминалы Пожертвование через Сбербанк Онл@йн Яндекс.Деньги Альфа-клик MasterPass Интернет-банк Промсвязьбанка скрыть способы оплаты

http://pravoslavie.ru/81330.html

В последние годы интересовался русским сектантством, хлыстовством. Особо почитал блаженную Ксению Петербургскую и незадолго до смерти побывал в Ленинграде. В тексте своего «Последнего слова», так и не произнесенного, он написал: «Я навсегда остался без русского пространства под ногами, но моей почвой стал русский язык и моя душа сделана из русского языка, русской культуры и русского православия». Несмотря на разногласия в отношении к культуре вообще и к русскому религиозному Ренессансу в частности (с которым у него было немало общего), Иваск был дружен и переписывался с прот. Г. Флоровским , выдержки из писем которого к нему он напечатал (Вестник РХД. 130. С. 42–53). Показателен интерес Иваска к В. В. Розанову , том сочинений которого он переиздал со своим предисловием в 1954 г. в Издательстве им. Чехова. См. также его статью «Розанов и о. П. Флоренский » (Вестник РСХД. 42. 1956). Иваск издал несколько поэтических сборников: «Северный берег» (1938), «Царская осень» (1953), «Хвала» (1967), «Золушка» (1970), «Завоевание Мексики» (1984), «Повесть о стихах» (1986). Незадолго до смерти он начал печатать в «Новом журнале» цикл статей «Похвала русской поэзии» (1983. 150; 1984. 154, 156; 1985. 158, 159, 161; 1986. 162; 1987. 166). Умер Ю. П. Иваск 13 февраля 1986 г. в Амхерсте (США). Книга о Леонтьеве, написанная ярко, с литературным изяществом, сочетающая черты жанра исследования и биографического романа, может показаться чересчур субъективной и психологизированной. Леонтьев для Иваска, безусловно, эстет, так и не сумевший преломить своей гордыни и скрыть тогу Алкивиада под монашеским клобуком. Но автор сам признается в предисловии к своей книге, что Леонтьев для него больше, чем герой романа со всею вытекающею отсюда условностью черт: «Леонтьева я истолковываю в мифах Нарцисса, Алкивиада и евангельского Богатого Юноши, но, конечно, в эту мифологию он целиком не вмещается – и тем лучше: дроби человеческой личности часто существеннее круглых чисел, и дробям этим я уделяю больше внимания, чем единицам».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Попытка воспринять буквально-юридическое понимание Н. п. в общине встречается также у анабаптистов в XVI в. Так, один из лидеров этого движения, Петер Вальпот со ссылкой на Н. п. призывал к общности имущества, к отказу от военной службы, от мирского суда, клятвы и насилия; тот, кто находится на такой службе, по его словам, не должен считаться христианином (Glaubenszeugnisse oberdeutscher Taufgesinnter/Mit Benutzung der von L. Müller gesamm.; Hrsg. R. Priedmann. Gütersloh, 1967. S. 161 ff., 239 ff.). Др. представитель этого движения, Г. Денк , учил, что христианин не может занимать высокую должность в общественной иерархии и не должен приносить клятву ( Denk H. Religiöse Schriften/Hrsg. W. Fellman. Gütersloh, 1956. S. 83-85). У меннонитов стремление к подобному пониманию Н. п. обнаруживается в том, что членам их общины предписывается отказ от клятвы, запрет на военную и всякую гос. службу. В эпоху Возрождения и Реформации В эпоху Возрождения и Реформации происходит заметное по сравнению с прежним периодом изменение в понимании Н. п. После публикации работ Эразма Роттердамского (1465 (или 1466) - 1536) многие реформаторы выпустили ряд собственных исследований. Эразму принадлежат текстологические и филологические работы по Н. п. в его издании греч. НЗ, в примечаниях к НЗ (5-е, окончательное изд. вышло в 1535; см.: Erasmus. 1705. Vol. 6. P. 25-39 (на Н. п.), P. 253-257 (на Рр); Reeve. 1986; Rummel. 1986) и в Парафразах Евангелий от Матфея и от Луки (Critici Sacri . L., 1660. Vol. 6); во мн. работах Эразма очевиден интерес к Н. п. как к важному источнику материалов для его богословия ( Krüger . 1986. P. 177-204). Автор обозначает лит. жанр Н. п. как компендиум, а ее функцию - как наставление (Ibid. S. 177). В «Энхиридии» (1503) Эразм рассматривал Н. п. как целостный текст, указывал на риторические особенности (Ibid. 1986. S. 201-202; Winkler. 1974) и на связь с идеями античной философии ( Wernle. 1912. S. 69). М. Лютер часто ссылался на Н. п. и истолковывал ее, напр., в еженедельных лекциях, которые он читал в городской церкви Виттенберга в 1532 г. ( Luther. 1906; см.: Beyer. 1932. S. 39). В его интерпретации Н. п. исследователи видят 2 основных направления. Сначала Лютер критикует католич. схоластическое толкование, к-рое проводит различие между praecepta и consilia: Иисус не учил Своих слушателей обязательным для каждого христианина заповедям (praecepta), но давал «евангельские советы» (consilia evangelica), не общеобязательные и указывающие только на путь к совершенству, на к-рый претендовало, напр., монашество. Лютер отвергает это различие ( Luther M. WA. 1915. Bd. 52. S. 459-460: «Haec est Theologia vulgatissima Papae et Sophistarum»). Евангельская весть о праведности, обретаемой верой, по его убеждению, адресована всем христианам, а не только тем, у кого в Церкви привилегированный статус. Она обращена ко всем и ее исполнение общеобязательно.

http://pravenc.ru/text/2564590.html

Лит.: PLP. Bd. 2. N 2706; (иностр. работы о В. до 1964 г. см. в ст.: Labowsky L. Bessarione//Dizionario biographico degli Italiani. R., 1967. Vol. 9. P. 686-697); Садов А. И. Виссарион Никейский: Его деятельность на Ферраро-Флорентийском Соборе, богосл. соч. и значение в истории гуманизма. СПб., 1883; Хартман Г. М. Значение греч. культуры для развития итал. гуманизма//ВВ. 1959. Т. 15. С. 100-124; Удальцова З. В. Борьба визант. партий на Флорентийском Соборе и роль Виссариона Никейского в заключении унии//ВВ. 1950. Т. 3. С. 106-132; она же. Философские труды Виссариона Никейского и его гуманистическая деятельность в Италии//ВВ. 1973. Т. 35. С. 75-85; она же. Жизнь и деятельность Виссариона Никейского//Там же. 1976. Т. 37. С. 74-97; Clough C. H. Cardinal Bessarion and Greek at the court of Urbino//Manuscritta. 1964. Vol. 8. P. 160-171; Bernandinellos S. I testi Bessarionei d. metafisica di Aristotele//RSBN. 1968. Vol. 15 (N. S. Vol. 5). P. 127-145; Gill J. East and West in the Time of Bessarion//Ibid. P. 3-27; idem. Was Bessarion a Conciliarist or an Unionist before the Council of Florence?//OCA. 1977. Vol. 204. P. 201-219; Mioni E. Bessarione bibliofilo e filologo//RSBN. 1968. Vol. 15 (N. S. Vol. 5). P. 61-83; Vlachos T. N. Bessarion als päpstlicher Legat in Venedig im Jahre 1463//Ibid. P. 123-125; Moraux P. D " Aristote à Bessarions. Québec, 1970; Miscellanea marciana di studi bessarionei. Padova, 1976; Labowsky L. Bessarion " s Library and the Biblioteca Marciana: Six Early Inventories. R., 1979; Neuhausen K. , Trapp E. Lateinische Humanistenbriefe zu Bessarions Schrift «In Calumniatorem Platonis»//JÖB. 1979. Bd. 28. S. 141-165; Monfasani J. Bessarion Latinus//Rinascimento. 1981. Vol. 21. P. 165-209; idem. Byzantine Scholars in Renaissance Haly: Cardinal Bessarion and Other Emigrés. Aldershot, 1995; Lampsidis O. L " «éloge de Trébizonde» de Bessarion//JÖB. 1982. Bd. 32. S. 121-127; Медведев И. П. Уникальный архивный документ за подписью Виссариона Никейского//ВВ. 1986. Т. 46. С. 157-163; он же. Болонская грамота Виссариона Никейского в архиве ЛОИИ СССР АН СССР//ВВ. 1986. Т. 47. С. 134-144; он же. Византийский гуманизм XIV-XV вв. СПб., 1997; Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986. Т. 1. С. 187, 267; Т. 2. Табл. 597; Bessarionne e l " umanesimo: Cat. d. mostra/A cura di G. Fiaccadori. Napoli, 1994.

http://pravenc.ru/text/158772.html

370 Ср. латинское название Дона у Плиния: Sinus. Первоначально оно, видимо, обозначало нынешний Таганрогский залив – лат. sinus " залив». 371 3десь уместно будет вспомнить справедливые слова В. И. Абаева: «... в семантической стороне этимологических изысканий есть возможность выбраться из лабиринта субъективных предположений и догадок и поставить историю значений на такую же объективную основу, как и историю форм. Для этого надо устанавливаемую в одном языке филиацию значений подкреплять аналогичными примерами из других языков» (Абаев 1960: 74). 372 Статья под названием «Догреческий топоним Παρνασ (σ ) ς и индоевропейское словообразование» была опубликована в сборнике: Вопросы языка и литературы народов Балканских стран/Отв. ред. А. В. Десницкая. JL, 1986. С. 125–135. 373 «The name Parnassos...is certainly of Anatolian origin» (Huxley 1961: 26). «Анатолийское происхождение догреч. Παρνασ(σ)ς несомненно» (Гиндин 1967: 148). Даже противник гипотезы о догреческом хетто-лувийском субстрате Р. Кроссленд пишет: «Привлекательным является объяснение [этимологии] топонима Παρνασσς у Палмера» (Crossland 1971: 1, pt 2, 849). 374 Этот аргумент был выдвинут уже JI. Палмером, поэтому вызывает удивление «дополнение» Л. А. Гиндина к его этимологии: «С о с в о е й с т о р о н ы мы можем д о б а в и т ь, что на греч. Парнасе расположены знаменитые Дельфы с храмом и оракулом Аполлона» (разрядка моя. – Ю. О.) (Гиндин 1967: 147). 375 «Конечно, археолог не может нести ответственность за отсутствие археологических доказательств в пользу лингвистической гипотезы», – не без юмора комментирует этот факт один из археологов (Mylonas 1962: 296). 376 В основном, на прежних позициях, в частности по вопросу об этимологии догреч. Παρνασσς остался Дж. Хаксли (Haxley 1976: 119). 377 Ср., например, рус. парн– и суффикс –ец, что, учитывая двуглавую вершину Парнаса, легко «обосновать» семантически, а произношение догреческого -σσ- как -ts- (отсюда – варианты -σσ- и -ττ- по греческим диалектам) «подтверждало» бы эту этимологию и фонетически. Примеров подобных «этимологий» можно привести множество на материале самых различных языков. Они свидетельствуют о том, с какой легкостью строятся корнеотсылочные этимологии типа Παρνασσς – к хет.-лув. parna – " дом».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Lpz., 1897-1911. 11 Bde), но окончательно она утвердилась благодаря Э. Шюреру, описавшему З. как единое движение, созданное Иудой Галилеянином (6 г.) и закончившее существование вместе с сикариями Масады (73) и егип. сикариями (74) ( Schürer E. Geschichte der jüdischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. Lpz., 1901-1911 3. 3 Bde). Более поздние исследования показали, что объединять эти движения неверно и что партия З. была всего лишь одной из религиозно-политических групп. По вопросу о том, с какой из них можно отождествить З., по-прежнему ведутся дискуссии. Одни исследователи продолжают считать, что партия З. произошла от группировки, основанной Иудой Галилеянином и названной Иосифом Флавием «четвертая философия» (после фарисеев , саддукеев и ессеев ) ( Hengel. 1989; Brandon. 1967), другие отождествляют их либо с сикариями ( Yadin. 1967), либо с группировкой Элиезера бен Шимона ( Smith. 1971), либо с группировкой Йоханана бен Леви из Гуш-Халава (Иоанна Гисхальского). Кроме того, высказывалось мнение, что З. следует считать не религ. партией, а скорее просто бандой, состоявшей из бежавших от рим. грабежей крестьян ( Horsley. 1986). В такой ситуации содержание понятия «З.» можно определить, только исходя из общего представления о «священной ревности» в евр. традиции и учитывая весь спектр радикальных религиозно-политических группировок, действовавших в Палестине в I в. по Р. Х. и принявших участие в восстании против Рима. Понятие «ревность» (  ), ставшее главной чертой З. и идеологической основой евр. религ. экстремизма, уходит корнями в библейские представления о Боге, ревностно относящемся к избранному Им народу, вступившему с Ним в отношение завета (ср.: Исх 20. 5; 34. 14; Втор 4. 24; 5. 9; 6. 15; Нав 24. 19; Наум 1. 2). Бог Израиля требует и от Своего народа ревностного соблюдения завета (прежде всего отказа от идолослужения). I век по Р. Х. стал периодом религ. активности в Иудее. Рим. владычество, диктующее определенные правила поведения, эллинизация евр. элиты, обнищание земледельцев, споры о толковании Писания и как результат - религ.

http://pravenc.ru/text/199785.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010