Была восстановлена в правах идеология большевизма 20-х гг.. с ее гиперинтернационализмом, отрицанием «проклятого прошлого» (которое включало в себя и сталинскую эпоху) во имя скорого светлого будущего. Под трескучие речи о «возвращении к Ленину» и необходимости реабилитации жертв политических репрессий, духовные потомки всех ненавистников России сумели свернуть едва начавшийся процесс национального русского возрождения. Показателем борьбы с исконными русскими национальными ценностями стала очередная кампания борьбы с церковью. За 1959-64 гг.. были закрыты 5 из 8 духовных семинарий, более 50 из 89 монастырей, количество приходов сократилось с 22 тыс. до 8 тыс. Только за 1961-64 гг.. по религиозным мотивам было осуждено 1234 чел. Возобновилось варварское уничтожение храмов и исторических памятников. Так, в Ленинграде был снесен Спас-на-Сенной, на месте которого было сооружено уродливое стеклянное здание метро, уничтожены многие храмы в Москве. Была закрыта Киево – Печерская Лавра.   Результатом был серьезный мировоззренческий кризис общества. Многие идейные коммунисты кончали самоубийством (так, застрелился известный писатель А.Фадеев). Международное коммунистическое движение пришло в кризис. Ухудшились отношения между социалистическими странами. В Польше и Венгрии прозападные силы смогли воспользоваться массовым недовольством населения, причем в Венгрии дело дошло до вооруженного мятежа.   В области международных отношений при Хрущеве один международный кризис следовал за другим. 1956 – Венгерский и Суэцкий, 1957 – сирийский, 1958 – тайваньский, 1960 – Дело Пауэрса, 1961 – Берлинский, 1962 – Карибский. Каждый из этих кризисов подводил мир к угрозе ядерной войны. Нельзя не признать, что самодурство Хрущева во многом ухудшало положение СССР на мировой арене.   Не менее показательна политика Хрущева в отношении вооруженных сил. Заявляя, что с появлением ядерного оружия массовая армия устарела и обходиться дорого, Хрущев. за 1955 по 1958 гг сократил армию на 2 миллиона человек.

http://radonezh.ru/2024/04/16/sergey-leb...

Некоторое время сектанты питались только тем, что заготовили до переписи населения, или собранными грибами и ягодами. Самые истовые умерли от голода, большая же часть вышли из секты после 1965 г., убедившись, что предсказание о конце света не сбылось. Еще более ярко отчуждение от «мира» и крайний аскетизм проявились в деятельности движения т. н. молчальников, полностью отказавшихся от общения с окружающим миром. Молчальничество появилось в 1955 г. в Сосновском р-не Тамбовской обл. Его основательницей была Л. Кислякова, ее ближайшими помощниками стали вернувшиеся из заключения активисты И. п. х. В 1956-1957 гг. движение распространилось на 4 района области и, по сведениям советских исследователей, объединяло 137 чел., среди них было 30% мужчин. Многие принявшие обет молчания жили в крайней нищете. Местные власти почти сразу же развернули активную борьбу с членами группы. Через народные суды они лишались родительских прав, детей помещали в детдома, за каждой семьей молчальников были закреплены агитаторы. Колхозы и сельсоветы сев.-вост. части Тамбовщины создали фонд для оказания материальной поддержки сектантов, «одураченных вожаками». В 1957 г. Л. Кислякову поместили в психиатрическую больницу. В кон. 50-х гг. уголовное преследование лидеров И. п. х. возобновилось. Многие из них вновь перешли на нелегальное положение, другие были арестованы. В 1958 г. был арестован глава леонтьевцев Л. Грицан, установивший в заключении связь с представителями других течений И. п. х. и якобы возведенный ими в «епископский сан». В том же году крупные подпольные группы И. п. х. были разгромлены в Харьковской и Луганской областях. Лидером луганской общины был проповедник Г. Цымбал, составивший «Манифест истинно православных христиан» с кратким изложением вероучения и истории своего религ. объединения. В 1958 г. в дер. Ямаши в Чувашской АССР был арестован местный руководитель михайловцев Г. Русаков. В 1960 г. большая группа михайловцев во главе с А. Тузеевым была раскрыта в Татарской АССР. Вскоре был арестован и лидер михайловцев М.

http://pravenc.ru/text/675029.html

Древний арм. перевод см. Р. 56; лат. перевод: Op. cit Исследования. Dyroff. Zu E. Rede über «Alles ist Eitelkeit und Geistesplage». Festgabe A. Ehrhard. Bonn, 1922. S. 119−140. 17. «Гимны об Аврааме Кидунайа», монахе. Их пятнадцать, находятся в рукописи VI – VIII вв. Brit. Mus. Add. 14592. В гимнах прославляются аскетические добродетели этого человека, который жил немного ранее Ефрема. Сомнения относительно подлинности гимнов, по всей видимости, следует отвергнуть. Издание. LA. Т. III. Р. 749−836; лат. перевод: Ibid. Исследования. Peeters Р. AB 32 (1913). Р. 78; Vööbus Л. Literary critical and historical Studies in Ephrem the Syrian. Stockholm, 1958. P. 67−69; Beck E. Asketentum und Mönchtum bei E. II Monachesimo Orientale. Roma, 1958. S. 341–362 (отвергается подлинность гимнов 17 и 18). 18. «Двадцать четыре гимна о Юлиане Саве», в той же рукописи, что и предыдущие, посвящены тому же. Они были известны Филоксену, ср. Brit. Mus. Add. 12164 fol. 139a. Издание. LA. T. III. P. 837−936; лат. перевод: Ibid. Исследование. Vööbus Л. Op. cit. P. 65−66. 19. «Послание к аскетам», живущим в горах близ Эдессы, подлинность которого доказывается не столько на основании рукописи VIII в., сколько по использованию Диатессарона. Но последняя часть (Р. 130−131) подложна. Издание. OV. Р. 113131. Исследования. Vööbus Л. A. letter of E. to the Mountaineers. A literary critical contribution to Syriac patristic literatute. Pinneberg, 1947; Idem. Untersuchungen über die Authentizität einiger asketischer Texte, überliefert unter dem Namen «Ephraem Syrus». Pinneberg, 1947; Idem. Beiträge zur kritischen Sichtung der asketischen Schriften, die unter dem Namen Ephraems des Syrers überliefert sind. ОС 39 (1955). S. 48−55. 20. Фрагмент «Послания к Публию», неизданный, сохранившийся в рукописи XII в., подлинность которого установлена по использованию «Диатессарона». Исследование. Burkitt E. С. S. Ephrens Quotations from the Gospel. Cambridge, 1901. P. 70−72. 21. «Гимны увещательный и похвальный» содержатся в рукописях VI – VII в. Brit. Mus. Add. 1459. Первый воспевает бренность этого мира, а второй восхваляет людей совершенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

Весной 1934 г. без разрешения властей вернулся в Ленинград, поступил на работу чертежником-конструктором в Индустриальный ин-т. В янв. 1935 г. был арестован с женой за самовольное возвращение и выслан из Ленинграда. Жил в Новгороде как безработный. Весной того же года поселился в пос. Чудово Ленинградской обл., работал теплотехником на заводе «Красный фарфорист». Летом 1937 г., добившись права вернуться в Ленинград, переехал в г. Пушкин. С авг. 1937 г. работал в Центральном конструкторском бюро при станкостроительном заводе, вместе с которым в авг. 1941 г. был эвакуирован в Свердловск, а затем в Новосибирск. С дек. 1942 г. работал в Новосибирске старшим инженером по приему, установке и монтажу оборудования на заводе «Тяжстанкогидпресс». В 1946 г. заочно окончил энергетический фак-т Ин-та металлопромышленности. В 1947 г. вернулся в Ленинград, сначала был старшим инженером на 7-й ЛГЭС, а с 25 июня 1948 по 5 нояб. 1954 г.- младшим научным сотрудником и старшим инженером Центрального котлотурбинного ин-та им. Ползунова, одновременно учился в аспирантуре этого ин-та. В окт. 1953 г. защитил диссертацию на соискание степени канд. технических наук. С 5 нояб. 1954 до 7 июля 1958 г. преподавал теплотехнику в Ленинградском горном ин-те, 21 нояб. 1954 г. избран на должность доцента. В 1955 г., еще работая преподавателем светского вуза, М. Н. Мудьюгин получил от Ленинградского и Новгородского митр. Григория (Чукова) благословение на священнослужение и стал готовиться к принятию священного сана. Однако рукоположение в то время не состоялось. Митр. Григорий умер, не успев его совершить, а новый митр. Ленинградский Елевферий (Воронцов) не решился совершить рукоположение светского ученого. Ситуация изменилась после встречи М. Н. Мудьюгина со знакомым ему еще с детства Крутицким и Коломенским митр. Николаем (Ярушевичем) , к-рый рекомендовал его Вологодскому и Череповецкому еп. Гавриилу (Огородникову ; впосл. архиепископ). 21 сент. 1958 г., сдав экзамены перед Епархиальной комиссией в Вологде, Мудьюгин был рукоположен еп.

http://pravenc.ru/text/2563644.html

410 Славянский текст: «Егда снисшед языки слия, разделяше языки Вышний; егда же огненный языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа». 415 Тропарь96. – Славянский текст: «…иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную». 418 I. Hausherr, «L " erreur fondamentale et la logique du messalianisme», OCP il (1955), p. 328–360. 423 Theodore de Regnon, Etudes de theologie positive sur la Sainte Trinite (Paris, 1892), I, 433. See also G. L. Prestige, Cod in Patristic Thought (London: SPCK, 1952), p. 233–241, а также J. N. D. Kelly, Early Christian Doctrines (London: Black, 1958), p. 253–279. 425 Karl Rahner, The Trinity, trans.. Joseph Donceel, S.J. (London: Burns & Oates, 1969), p. 110–111. 436 De fide orthodoxa 1, 8; PG 94:324?; пер. на англ. яз. см. в кн.: F. H. Chase, Fathers of the Church 37 (New York, 1958), p. 184. 447 Труд Августина «О Троице» перевел на греческий язык Максим Плануд в XIII в., и потому он мог быть известен Паламе. 450 Against Akindynos, V, 27; не опубликовано, однако цитируется в кн. Meyendorff, Gregory ??amas, ? 220. 453 Against Akindynos 2, 10, не опубликовано, процитировано в кн. Meyendorff, Gregory Palamas, p. 213. 454 См. статью «The procession of the Holy Spirit in the Orthodox Triadology» в изд. Eastern Churches Quarterly. Supplemental issue Concerning the Holy Spirit (1948), p. 46. См. также дебаты о «Шилиокве» между православными (епископ Кассиан, Мейендорф , Верховской и др.) и римокатолическими (Камело, Буайе, Анри, Дюбарль, Донден и др.) богословами, отчет о которых опубликован в изд. Russie et Chretiente (1950), 3–4. 460 Chrysostom, Catecheses baptismales, ed A. Wenger, Sources Chretiennes 50 (Paris: Cerf, 1957), II, 17, p. 143. 484 Самые ранние из имеющихся рукописей относятся к X в. Самое лучшее собрание покаянных обрядов в греческом и славянском вариантах см. в кн.: А.Алмазов . Тайная исповедь в православной восточной церкви. III. Одесса, 1894. 486 Канон 2, см. Syntagma Canonum IV, edd. G. Rhalles and M. Potles (Athens, 1854), p. 457. О брачной дисциплине в Византийской Церкви см., прежде всего: J. Zhishman, Das Eherecht der orientalischen Kirche (Vienna, 1864); K. Ritzer, Le manage dans les eglises Chretiennes du I au XI siecle (Paris: Cerf, 1970), p. 163–213; and J. Meyendorff, Marriagë An Orthodox Perspective (New York: St. Vladimir " " s Seminary Press, 1971).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Новый президент, О. Р. Бенавидес Ларреа (1876-1945), запретил АПРА и Коммунистическую партию П. После неудачи на выборах 1936 г. Бенавидес совершил гос. переворот, продлив свои полномочия до 1939 г. В тот период развивалось сотрудничество с тоталитарными режимами Испании, Италии и Германии. В 1939-1945 гг. Президентом П. был М. Прадо-и-Угартече (1889-1967). При нем, в 1942 г., отношения со странами «оси Берлин-Рим-Токио» были разорваны, а в 1945 г. П. объявило войну Германии. Согласно проведенной в 1940 г. переписи населения, в стране проживало 98,5% католиков и 0,9% протестантов, 0,4% населения исповедовало др. религии, 0,1% были атеистами, 0,08% не указали свою религ. принадлежность. В 50-х гг. ХХ в. больше половины священников (800 из 1500) составляли иностранцы. 18 февр. 1946 г. Пий XII назначил 1-го перуанского кардинала, к-рым стал архиеп. Лимы Хуан Гуальберто Гевара (1945-1954). С тех пор кардиналом всегда становился архиепископ Лимы. (В 2018 2-м перуанским кардиналом наряду с архиеп. Лимы Хуаном Луисом Сиприани Торном (1999-2019) стал архиеп. Уанкайо (с 2004) Педро Рикардо Баррето Химено.) 23 мая 1943 г. еп-ство Куско было возведено в ранг архиеп-ства. В 1955-1989 гг. архиепископом Лимы был Хуан Ландасури Рикеттс (1913-1997). Он начал строительство новых приходов, нехватка к-рых стала особо ощущаться из-за быстрого роста городов. В 1958 г. Конференция католических епископов П. опубликовала «Пастырское послание перуанских епископов о некоторых аспектах социального вопроса в Перу», в к-ром содержался призыв к глубоким социальным преобразованиям. В 50-60-х гг. XX в. произошли крупные изменения в структуре Церкви: в 1958 г. учреждены епископства Абанкай и Уачо, в 1959 г.- территориальная прелатура Сикуани, в 1967 г.- еп-ство Кальяо. В 60-х гг. XX в. католич. духовенство П., как и др. стран Лат. Америки, по-разному отреагировало на решения Ватиканского II Собора (1962-1965) и II Генеральной конференции Латиноамериканского епископского совета в Медельине (Колумбия) (1968), а также находилось под влиянием освобождения теологии и харизматического движения католич.

http://pravenc.ru/text/2580058.html

Любарский 1978 – Я. Н. Любарский. Михаил Пселл : Личность и творчество. К истории византийского предгуманизма. М., 1978. Максим Грек 1910 – Сочинения преподобного Максима Грека в русском переводе, ч. 2. Св. – Троицкая Сергиева Лавра, 1910. Мандельштам 1967 – О. Мандельштам. Разговор о Данте. М., 1967. Манн 1959 – Т. Манн. Доктор Фаустус. Жизнь немецкого композитора Адриана Леверкюна, рассказанная его другом. М., 1959. Маркс и Энгельс – К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 4. 2-е изд. М., 1955. Матье 1956 – М. Э. Матье. Древнеегипетские мифы. М. -Л., 1956. Медведев 1976 – И. П. Медведев. Византийский гуманизм XIVXV вв. Л., 1976. Мелетинский 1982 – Е. И. Мелетинский. Культурный герой//Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах. М., 1982, т. 2, с. 25–28. Миллер 1975 – Т. А. Миллер. Михаил Пселл и Дионисий Галикарнасский//Античность и Византия, с. 140–155. Миллер 1978 – Т. А. Миллер. Аристотель и античная литературная теория//Сб. Аристотель и античная литература/Отв. ред. М. Л. Гаспаров. М., 1978, с. 5–106. Михайлов 1988 – А. В. Михайлов . Античность как идеал и культурная реальность XVIIIXIX вв.//Сб. Античность как тип культуры/Отв. ред. А. Ф. Лосев . М., 1988, с. 308–324. Монтень 1958 – Монтень. Опыты/Коммент. Ф. А. Коган-Бернштейн. М.-Л., 1958, кн. 2. Нетушил 1901 – И. В. Нетушил. Тема и план Горациевой «Ars poetica»//Журнал министерства народного просвещения, 1901, 78, с. 40–76. Панченко 1980 – Д. В. Панченко. Еврипид или Критий?//Вестник древней истории, 1980, 1, с. 144–162. Пастернак 1991 – Б. Пастернак. Охранная грамота//Собр. соч. в пяти томах, т. 4. М., 1991. Петрушевский 1966 – И. П. Петрушевский. Ислам в Иране в VIIXV веках. Л., 1966. Платон 1970 – Платон. Сочинения в 3-х томах/Пер. с древнегреч. под общ. ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. Вступит, статья А. Ф. Лосева. М., 1970, т. 2. Плутарх 1961 – Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В 3-х т./Изд. подготовили С. П. Маркиш и С. И. Соболевский. Послесл. С. И. Соболевского. М., 1961–1964. Потебня 1914 – А. А. Потебня. О некоторых символах в славянской народной поэзии. 2-е изд. Харьков, 1914.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

С, 1952. Кирил, митроп. Паисий, митрополит Пловдивски в в църковно-народната борба (†1872). Пловдив, 1948. Кирил, митроп. Панарет, митрополит Пловдивски (1805 –1883). С., 1950. Кирил, Патриарх. Българомохамедански селища в Южни Родопи. С., 1960. Кирил, Патриарх. Българската екзархия в Одринско и Македония след Освободителната война 1877 –78 гг. С., 1969. Т. I; С., 1970. Т. II. Кирил, Патриарх. Граф Н. П. Игнатьев и Българският църковен въпрос. – С., 1958. Кирил, Патриарх. Екзарх Анфим (1816 –1888). С., 1956. Кирил, Патриарх. Католическата пропаганда сред българите през втората половина на XIX век. С., 1962. Кирил, Патриарх. Принос към Болгарския църковен въпрос. С., 196.1. Кирил, Патриарх. Принос към униатство в Македонии след Освободителната война. С., 1968. Кирил, Патриарх. Съпротивата срещу Берлинския договор. Кресненского въстание. С., 1955. Киселков В. Житието на св. Теодосий Търновски като исторически паметник. С., 1926. Киселков В. Жития на св. Кирила и Методия. С., 1945. Киселков В. Митрополит Григорий Цамблак. С., 1943. Киселков В. Патриарх Евтимий. С., 1938. Киселков В. Проуки и очерта по старобългарска литература. С., 1956. Климент (Рилец), архим. Връзките на Рилския манастир с Русия през XIX век//Духовна култура. С, 1957. Кн. 5 –6, 8; 1958. Кн. 5 –6. Климент (Рилец), архим. Рилски братя – възпитаници на руските духовни учебни заведения//Духовна култура. С., 1959. Куев К. Миграция на старобългарската книга//Славяни. С., 1970. Лозов Д. Екзарх Стефан. Живот, апостолство, творчество. С., 1947. Максим, Патриарх Български. На Господнята нива. С., 1975. Маринов Д. История на българската литература. Пловдив, 1887. Мечев К. Григорий Цамблак. С., 1969. Мизов Н. Православието в България. (Теоретике-историческо осветление). С.: Изд-во на Бълг. акад. на науките, 1974. (Българска акад. на науките. Ин-т по философия). Миларов С. Н. История на българский народ 679 – 1877 г. Пловдив, 1885. Милев Александър. Гръцките жития на Климент Охридски. Увод, текст, превод и обяснителни бележки.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

P. 337–355; Lemerle P. Invasions. P. 303 sv. См. тж. следующее примечание. 202 См.: Charanis P. The Chronicle of Monemvasia and the Question of the Slavonic Settlements in Greece//DOP 5 (1950). P. 141–166. Ср. ниже: с. 256, прим. 4. 203 О хронологии см.: Baynes N.H. The Date of the Avar Surprisë A chronological study//BZ 21 (1912). P. 110–128. 204 О фемном устройстве см.: Gelzer . Themenverfassung; Diehl . Régime des thèmes; Успенский . Военное устройство; Brooks E.W. Arabic Lists of the Byzantine Themes//JHS 21 (1901). P. 67–77; Кулаковский . История. Т. 3. С. 387–431. Особенно важно: Stein . Studien. S. 114–140 и Ein Kapitel. S. 50–89. Ср.: Honigmann . Ostgrenze. S. 43 ff., 64 ff. В последние годы появилось большое число исследований, посвященных возникновению фемного строя; особенно оживленно вопрос о времени возникновения обсуждался в работах: Pertusi A. Costantino Porfirogenito «De thematibus». Città del Vaticano, 1952 (комментарий к новому изданию книги о фемах; особ. р. 103 sg.); Idem . Nuova ipotesi sull " origine dei «temi» bizantini//Aevum 28 (1954). P. 126–150; Idem . La formation des thèmes byzantins//Berichte zum XI. Internationalen Byzantinisten-Kongreß. Bd. I. München, 1958. P. 1–40; Baynes N.H. The Emperor Heraclius and the Military Theme System//English Historical Review 67 (1952). P. 380–381; Ensslin W. Der Kaiser Herakleios und die Themenverfassung//BZ 46 (1953). S. 362–386; Ostrogorsky G. Sur la date de la composition du Livre des Thèmes et sur l’époque de la constitution des premiers thèmes d " Asie Mineure//Byz 23 (1953). P. 31–66; Ostrogorsky G. Berichte zum XI. Internationalen Byzantinisten-Kongreß. München, 1958. Korreferate, 1 –8; Haussig H. – W. Anfänge der Themenordnung//Finanzgeschichte der Spätantike/Hrsg. H. Altheim, R. Stiehl. Frankfurt am Main, 1957. S. 82–114; Karayannopoulos J. Die Entstehung der byzantinischen Themenordnung. München, 1959 (о ней моя рецензия в: Vierteljahrschrift für Sozial- und Wirtschaftsgeschichte 47 (1960). S. 261–263). – О происхождении слова «фема»: Κυριακδης Σ. Πς λξις θμα φθασεν ες τν σημασαν τς στρατιωτικς περιοχς//EEB Σ 23 (1953). Z. 392–394 и λληνικ 13 (1954). Σ.339; Dölger F. Zur Ableitung des byzantinischen Verwaltungsterminus θμα//Historia 4 (1955). S. 189–198.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Lewicki 1955 – Lewicki T Obrzdy pogrzebowie pogaskich sowian w opisach podróników u pisarzy arabskich gownie z IX–X w.//Archeologia. Wrocaw, 1955. T. 5 (1952–1953). S. 122–154. Lewicki 1958 – Lewicki T. Sur la ville comane de Qay//Vznik a poatky slovan. Praha, 1958. T. 2. P. 13–18. Lewicki 1961 – Lewicki T. Znajomo krajów i ludów Europy u pisarzy arabskich IX i X w.//SA. 1961. T. VIII. S. 61–124. Lewicki 1968 – Lewicki T. S-w-nt-b-lk arabskiej «Relacji anonimowey (2 po. IX w.) i jego «zastpca»//Liber Josepho Kostrzewski octogenario a veneratoribus dicatus. Wrocaw etc., 1968. S. 363–376. Lombard 1971 – Lombard M. L’lslam dans sa première grandeur. Paris, 1971. Ludwig 1982 – Ludwig D. Struktur und Gesellschaft des Chazaren-Reiches im Licht den schriftlichen Quellen. Münster, 1982. Mann 1931 – Mann J. Texts and Studies in Jewish History and Literature. Cincinatti, 1931. Margoliouth 1918 – Margoliouth D. S. The Russian seizure of Bardha‘ah in 943 A. D.//BSOS. 1918. Vol. I. Pt. 2. P. 82–95. Martinez 1982 – Martinez P. Gardizi on the Turks//AEMA. 1982. T. II. P. 146–172. Marquart 1903 – Marquart J. Osteuropäische und ostasiatische Streifzüge: Ethnologische und historisch-topographische Studien zur Geschichte des 9. und 10. Jahrhunderts (ca. 840–940). Leipzig, 1903. Marquart 1924 – Marquart J. Ein arabischer Bericht über die arktischen (uralischen) Länder aus dem 10. Jahrhundert//Ungarische Jahrbücher. 1924. Bd. IV. H. 3/4. S. 261–334. Melvinger 1955 – Melvinger A. Les premiéres incursions des Vikings en Occident d’après les sources arabes. Uppsala, 1955. Miller 1926–1927 – Miller K. Mappae arabicae: Arabische Welt- und Länderkarten. Stuttgart, 1926–1927. Bd. I–VI. Minorsky 1953 – Minorsky V. F. Studies in Caucasian History. London, 1953. Minorsky 1958 – Minorsky V. F. A History of Sharvan and Darband in the 10th–11th centuries. Cambridge, 1958. Moravcsik 1958 – Moravcsik Gy. Byzantinoturcica. Berlin, 1958. Bd. I–II. Mik 1936 – Mik H. Osteuropa nach der arabischen Γεωγραικ γεσις des KJ. Ptolemaios von Muhammad ibn Musa al-Huwarizmi//Wiener Zeitschrift fur die Kunde des Morgenländes. Wien, 1936. Bd. 43, H. 3–4. S. 173–184.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010