Ист.: Brosset M. Rapports sur un voyage archéologique dans la Géorgie et dans l " Arménie: Exécuté en 1847-1848. St.-Pb., 1851. Vol. 3; Пурцеладзе Д. Грузинские церковные гуджары (грамоты). Тифлис, 1881; Хаханашвили А. Гуджары. Кутаис, 1891 (на груз. яз.); Вахушти Багратиони. География Грузии/Введ., пер., примеч.: М. Г. Джанашвили. Тифлис, 1904 (Зап. Кавк. отд. ИРГО; Кн. 25. Вып. 5); он же. История царства Грузинского. Тб., 1973 (КЦ; 4); Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасали//КЦ. 1955. Т. 1. С. 139-244; он же. То же//Картлис цховреба: История Грузии. Тб., 2008. С. 75-134; Какабадзе С. Н. Исторические документы. Тифлис, 1913. Т. 4 (на груз. яз.); он же. Церковные грамоты Зап. Грузии. Тифлис, 1921. Т. 2 (на груз. яз.); он же. О цихиставах Имерети в XVII в.//Саисторио моамбе (Исторический вестник). Тифлис, 1925. Т. 1. С. 86-95 (на груз. яз.); Материалы по экономической истории Грузии/Сост.: Н. Бердзенишвили. Тб., 1938. Т. 1; 1955. Т. 3 (на груз. яз.); Документы по социальной истории Грузии/Сост.: Н. Бердзенишвили. Тб., 1940. Т. 1 (на груз. яз.); Абуладзе И. Древние редакции Житий сир. отцов в Грузии. Тб., 1955 (на груз. яз.); Исторические док-ты царства Имерети и княжеств Гурия и Одиши, 1466-1770. Тб., 1958. Т. 1/Сост.: Ш. Бурджанадзе (на груз яз.); Метревели Е. Материалы к истории иерусалимской груз. колонии XI-XVII вв. Тб., 1962 (на груз. яз.); Какабадзе С. С. Груз. документы Ин-та народов Азии АН СССР. М., 1967; Искандер Мунши. Сведения о Грузии/Введ., пер. на груз. яз.: В. Путуридзе. Тб., 1969 (на персид. и груз. яз.); Джавахишвили И. Памятники экономической истории Грузии. Тб., 1974. Т. 2: XIII-XIX вв. (на груз. яз.); Письменные памятники Сванети X-XVII вв. Тб., 1986. Т. 1/Сост.: В. Силогава (на груз. яз.); Парсадан Горгиджанидзе. История Грузии/Пер. на рус. яз.: Р. К. Кикнадзе, В. С. Путуридзе. Тб., 1990; Толстой В. С. Сказание о Сев. Осетии/Сост., предисл., примеч.: Г. И. Цибиров. Владикавказ, 1997; Эпиграфические памятники Гареджи/Сост.: Д. Клдиашвили, З. Схиртладзе. Тб., 1999. Т. 1. Ч. 1: XI-XVIII вв. (на груз. яз.); Аннотированный словарь личных имен по груз. ист. док-там XI-XVII вв. Тб., 2004. Т. 3; 2007. Т. 4 (на груз. яз.); Корпус груз. ист. документов. Тб., 2013. Т. 2: XIV-XV вв.; 2016. Т. 4: XVI в. (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/2565612.html

27. Для «Истории города Москвы», юбил. изд. Института истории АН СССР т. I (до XVII в. включ.) И. А. Голубцовым составлено 7 историч. планов Кремля и Москвы в целом; две карты, 4 частичных плана, сост. Богоявленским, редактированы; воссоздана утраченная карта окружения Москвы в сер. XVII века, составл. П. П. Смирновым 28. В очерке «СССР», помещенном в 50–м томе БСЭ I издания 29. Для «Очерков истории Башкирской АССР», т. I, ч. 1–я (с древ, времен до конца XVIII в.) подгот. Институтом истории, совместно с Башкирским фил. АН СССР 30. Для книги К. В. Базилевича, «Внешн. политика Русского гос–ва во 2–й половине XV в.» 31. Для книги В.Т Пашуто «Очерки по истории Галицко – Волынской Руси в XIII в. 32. Для кн. Пашуто «Помезания» 33. Для кн. Пашуто «Борьба за независимость в XIII в. русского народа» 34. Для кн. Пашуто «Образование Литовского государства» М., 1959 35. Для статьи Пашуто «Борьба прусского народа за независимость до конца XIII в.» 36. Для статьи Пашуто «Христбургский (Кишпоркский) договор 1249 г., как историч. источник» 37. Для книги П.К. Алефиренко «Крестьянское движение и крестьянский вопрос в России в 1730–50 гг.» 38. Для «Всемирной истории», изд. Институтом истории АН СССР, томы 1 и II. И. А. Голубцовым проведено общее редактирование исторических карт 39. «Всемирная история» томы III и IV (Карты по истории СССР до нач. XVII в.) (Госполитиздат) (Изд. АН СССР) Из рецензий можно отметить статью И Шаскольского «Ценный вклад в нашу историческую географию» в «Изв. Всесюзного Геогр. Общ–ва» 1956, N 1 Работа отмечена премией Президиума АН СССР и награждением медалью в память 800–летия Москвы 1956 (32 карты), 1953–1957 гг, 1952 (11 планов и 2 карты), (Изд. БСЭ), (Башкир, книж. Изд–во) 1956 с, (Изд. МГУ) (Изд. АН СССР), то же то же, то же, Журнал «История СССР» Проблемы источниковедения, сб. VII АН СССР Госполитиздат (Госполитиздат) 1947 (20 карт) 1956 (3 карты), 1952 (4 карты) 1950 (1 карта), 1955 (2 карты), 1956 (2 обзорн. карты и 3 схемы) 1959 (2 обз. к.), 1958, N 6 (1 карта), 1959 (1 карта), 1958 (1 карта), 1955–56 (29+40 карт), 1957–58 (9 карт)

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

пер.: Искупление и обожение/Пер.: В. А. Рещикова//ЖМП. 1967. 9. С. 65-72; англ. пер.: Redemption and Deification//Sobornost. Ser. 3. 1947. N 2. P. 47-56); L " Apophase et la Théologie Trinitaire. P., (рус. пер.: Апофаза и троическое богословие//БТ. 1975. Сб. 14. С. 95-104); Domination et Règne: Étude eschatologique//ВРЗЕПЭ. 1954. 17. С. 43-55 (рус. пер.: Господство и Царство: (Эсхатол. этюд)//БТ. 1972. Сб. 8. С. 205-214; англ. пер.: Dominion and Kingship: An Eschatological Study//Sobornost. Ser. 3. 1953. N 14. P. 67-79); Le dogme de l " Immaculée Conception//ВРЗЕПЭ. 1954. 20. С. 246-251 (рус. пер.: Догмат о непорочном зачатии//БТ. 1975. Сб. 14. С. 121-125); Les éléments de «Théologie négative» dans la pensée de St. Augustin//Augustinus Magister: Congrès international augustinien. P., 1954. T. 1. P. 575-581 (рус. пер.: Августин учитель: Элементы отрицательного богословия в мышлении блж. Августина/Пер.: В. А. Рещикова//БТ. 1985. Сб. 26. С. 173-180); Introd.: [ Serge, Patriarche de Moscou. L " Église du Christ et les communautés dissidentes]//ВРЗЕПЭ. 1955. 21. С. 9-10; La notion théologique de la personne humaine//Там же. 24. С. 227-235 (рус. пер.: Богословское понятие человеческой личности//БТ. 1975. Сб. 14. С. 113-120); К вопросу об исхождении Св. Духа//ВРЗЕПЭ. 1957. 25. С. 54-62; Le Problème de la «Vision face à face» et la tradition patristique de Byzance//Papers presented to the 2nd Intern. Conf. on Patristic Studies held at Christ Church, Oxf., 1955/Ed. K. Aland, F. L. Cross. B., 1957. Vol. 2. P. 512-537. (StPatr; 2); Образ и подобие//ЖМП. 1958. 3. С. 53-64; La Théologie de l " Image//ВРЗЕПЭ. 1959. 30/31. С. 123-133 (рус. пер.: Богословие образа//БТ. 1975. Сб. 14. С. 105-113; англ. пер.: The Theology of the Image//Sobornost. Ser. 3. 1957/1958. N 22. P. 510-520); La Tradition et les traditions//ВРЗЕПЭ. 1959. 30/31. С. 101-121 (рус. пер.: Предание и предания/Пер.: В. А. Рещикова//ЖМП. 1970. 4. С. 61-76; англ. пер.: Tradition and Traditions/Transl. G. E. H. Palmer, E.

http://pravenc.ru/text/2110739.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Н. С. Демкова. Фотография. 2006 г. (урожд. Сарафанова) Наталья Сергеевна (род. 1.02.1932, Ленинград), филолог-литературовед, исследователь рус. и слав. средневек. книжности, археограф, автор неск. монографий, более 100 статей, публикатор и переводчик рус. средневек. письменных памятников. В 1955 г. Д. окончила филологический фак-т ЛГУ. С 1 окт. 1955 по окт. 1958 г. обучалась в аспирантуре на кафедре рус. лит-ры филологического фак-та ЛГУ, где под рук. И. П. Ерёмина трудилась над канд. дис. «Житие протопопа Аввакума: (Творческая история текста)», к-рую защитила в 1969 г. С 1 нояб. 1958 по 24 янв. 1964 г. Д. работала младшим научным сотрудником сектора древнерус. лит-ры Ин-та рус. лит-ры (Пушкинского Дома) АН СССР. С 25 янв. 1964 г. до наст. времени преподает на кафедре рус. лит-ры филологического фак-та ЛГУ (ныне СПбГУ), профессор, д-р филологических наук (докт. дис. «Русская проза XVII в. в контексте традиции: (Источники, поэтика, интерпретации)» была защищена в 1997). На протяжении всей научной деятельности одной из главных тем для исследовательницы является ранняя старообрядческая лит-ра. Д. ввела в научный оборот ряд текстов, написанных старообрядцами: несколько не издававшихся ранее сочинений протопопа Аввакума (см. Аввакум Петров ), «Прение верного инока с отступником», «Возвещение от сына духовного отцу духовному» в Пустозерск о смерти царя Алексея Михайловича , «Жалобницу» поморских старцев против самосожжений, «Писанейце» керженских старцев в защиту сочинений Аввакума и др. Особенно значителен вклад Д. в изучение творчества протопопа Аввакума, гл. обр. его Жития. Исследовав рукописную традицию Жития, представленную десятками списков XVII-XX вв., Д. пришла к выводу, что его первоначальная редакция, отразившаяся в Прянишниковском списке (РГБ. Собр. Г. М. Прянишникова. 61, нач. XIX в.), создавалась в 1669-1672 гг. К ней восходит редакция Б 1-й пол. 1672 г., особый вид к-рой послужил в свою очередь источником редакций А сер. 1673 г. и В кон. 1674 - нач. 1675 г., причем 2 последние редакции сохранились в автографах. Т. о., Д. продемонстрировала, что автограф не всегда является показателем древности текста и что все 3 полные редакции Жития являются авторскими. Этим вопросам посвящена 1-я монография Д. «Житие протопопа Аввакума: (Творческая история произведения)» (Л., 1974). Найденные и исследованные Д. произведения объединены в ее кн. «Сочинения Аввакума и публицистическая лит-ра раннего старообрядчества: Мат-лы и исслед.» (СПб., 1998). Особо должна быть отмечена работа исследовательницы по подготовке к изданию Пустозерского сб., содержащего автографы Аввакума и Епифания (Л., 1975).

http://pravenc.ru/text/171668.html

В этом контексте сень как микроархитектура становится иконой священного места и божественного присутствия даже при видимом отсутствии человеческого тела Христа буквально, а также символически и иконически интегрируя присутствие Бога за пределами пространства и времени.   Источники и литература Anderson 1980 Anderson (trans.), St. John of Damascus, On the divine images: three apologies against those who attack the divine images (Crestwood, NY 1980). Cattoi 2015 Cattoi (ed.), Theodore the Studite. Writings on Iconoclasm (New York 2015). Charpin-Plo 2005 M.-L. Charpin-Plo (ed.), Maxime le confesseur, La mystagogie (Paris 2005). Chase Jr. 1958 F H. Chase Jr. (trans.), St. Johan of Damascus, The fathers of the church (Washington 1958). Heil - Ritter 2012 Heil - A. M. Ritter (eds.), Dionysius Areopagita, De coelesti hierarchia, de ecclesiastica hierarchia, de mystica theologia, epistulae (Berlin 2012). Labbe - Cossart 1671 Labbe - G. Cossart (eds.), Sacrosancta Concilia. Ad Regiam Edeitionem Exacta Qux Nunc Quarta Parte Prodit Auctior Tom. 7, col. 552 (Paris 1671) (posted online at: http://www.ccel . org/ccel/schaff/npnf214.xvi.xii.html). Mansi 1901 D. Mansi (ed.), Sacrorum conciliorum nova et amplissima collection XI (Graz 1901). Meyendorff 1984 Meyendorff (ed.), St. Germanus of Constantinople on the Divine Liturgy (Crestwood, N.Y 1984). Moravcsik 2002 Moravcsik (ed.), Constantine Porphyrogenitus de administrando imperio (trans. by R. J.Jenkins) (Washington 2002). Mother Mary - Ware 1977 Mother Mary - K. Ware (trans.), The Festal Menaion (introduced by G. Florovsky) (London 1977). Percival 1955 Percival (trans.), The Seven Ecumenical Councils of the Undivided Church, in: P. Schaff - H. Wace (eds.), Nicene and Post-Nicene Fathers, 2nd Series (repr. Grand Rapids, MI 1955) (posted online at: ). PG J.-P. Migne (ed.), Patrologiae Cursus completus, series Graeco-Latina (Paris 1857-1866/1880­1903). Stankovic 1998 M. Stankovic (trans.), Sedam stubova Premudrosti. Istorija Vaseljenskih Sabora (Seven Pillars of Wisdom. History of the Ecumenical Councils) (Beograd 1998). Bibliography Anagnostopoulos 2013 T Anagnostopoulos, Aristotle and Byzantine Iconoclasm, in: Greek, Roman, and Byzantine Studies 53, 2013, 763-790.

http://bogoslov.ru/article/6169560

Liudpr. 1915 – Die Werke Liudprands von Cremona/J. Becker. 3. Aufl. Hannover; Leipzig, 1915 (MGH SS rer. Germ. [T. 41]). Liudpr. 1930 – The Works of Liudprand of Cremona/Transl. F. A. Wrighr. London, 1930 (перепечатано под измененным названием: Liudprand of Cremona. Embassy to Constantinople and Other Works/Transl. F. A. Wright. London, 1933). Liudpr. 1945 – Cutolo A. Tutte le opera di Liutprando da Cremona. Milano; Firenze, 1945. Liudpr. 1971 – Liudprands Werke//Quellen zur Geschichte der sächsischen Kaiserzeit/Unter Benutzung der Übersetzungen von P. Hirsch, M. Büdinger und W. Wattenbach neu bearb. von A. Bauer und R. Rau. Darmstadt, 1971 (AQuDGM. Bd. 8). Liudpr. 1987 – Liutprando da Cremona. Italia e Bisanzio alle soglie dell’anno mille/M. Oldoni, P. Ariatta. Novara, 1987. Liudpr. 1998 – Liudprandi Cremonensis Opera omnia/P. Chiesa. Tumrhout, 1998 (CCCM. T. 156). Liudpr. 2008 – The Complete Works of Liudprand of Cremona I Transl. P. Squatriti. Washington, 2008. Loewe 1903 – Loewe H. Die Annales Augustani: Eine quellenkritische Untersuchung. München, 1903 (Diss.). Löwe 1953 – Löwe H. Regino von Prüm und das historische Weltbild der Karolingerzeit//Rheinische Vierteljahresblätter. Koblenz, 1953. Bd. 17 (==Löwe H. Von Cassiodor zu Dante: Ausgewählte Aufsätze zur Geschichtsschreibung und Ideenwelt des Mittelalters. Berlin; New York, 1973). owmiaski 5 – owmiaski H. Pocztki Polski: Z dziejów sowian w I tysicleciu n. e. Warszawa, 1973. T. 5. owmiaski 1948 – owmiaski H. Imi chrzestne Mieszka I//SOc. 1948. T. 19 (==owmiaski H. Studia nad dziejami Sowiaszczyzny, Polski i Rusi w wiekach rednich. Pozna, 1986 [UAM. Seria historica. N 113]). owmiaski 1955 – owmiaski H. О pochodzeniu Geografa Bawarskiego//RH. 1955. T. 20 (1951/1952). owmiaski 1958 – owmiaski H. О identyfikacji nazw Geografa Bawarskiego//Str. 1958. T. 3. LUB 1 – Lübeckisches Urkundenbuch, 1. Abteilung: Urkunden der Stadt Lübeck. Lübeck, 1843. Bd. 1. Lübke 1–5 – Lübke Ch. Regesten zur Geschichte der Slaven an Elbe und Oder (vom Jahr 900 an). Berlin, 1984–1988 (Osteuropastudien der Hochschulen des Landes Hessen. Reihe I: Giessener Abhandlungen zur Agrar- und Wirtschaftsforschung des europäischen Ostens. Bd. 131, 133, 134, 152, 157) (в вып. 5 – указатели)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В марте 1952 г. в городах прошли массовые митинги, сопровождавшиеся столкновениями с армией, в к-рых участвовала военизированная организация коммунистов «Черный полумесяц». Кульминацией выступлений стали декабрьский расстрел манифестации в Касабланке (сотни убитых, тысячи арестованных) и запрет МКП и партии «Истикляль». В авг. 1953 г. Мухаммад ибн Юсуф был смещен с престола мятежным наместником Марракеша Тхами аль-Глауи при прямом участии франц. армии и полиции и выслан вместе с семьей на Мадагаскар. Антифранц. борьба приобрела партизанские формы, а в 1954-1955 гг. всю страну накрыла волна забастовок и демонстраций. Напряженность усугубила разгоревшаяся в нояб. 1954 г. антиколониальная война в Алжире. В этих условиях французские власти были вынуждены пойти на уступки. Возвращение на трон ссыльного султана в нояб. 1955 г. и создание национального правительства в дек. превратило двор в центр национально-освободительного движения, которое добилось своей цели в 1956 г. с избранием Учредительного собрания, ликвидацией протектората сначала во французской (2 марта 1956), затем в испан. сев. зоне (7 апр. 1956), отменой международного режима для Танжера (окт. 1956; в состав М. он был инкорпорирован в янв. 1957). В 1958 г. М. была возвращена испан. юж. зона - пров. Тарфая, которую Мадрид ранее соединил со своими сахарскими колониями Сегиет-эль-Хамра и Рио-де-Оро. Период независимости (2-я пол. XX - нач. XXI в.) В 1956-1960 гг. независимое М. со столицей в Рабате объединило 3 зоны протектората, отличавшиеся структурой экономики, системой и языком адм. управления и образования. Законодательство М. соединило шариатские (личный статус, прежде всего в городах), адатные (хозяйственные споры, брак и наследование, гл. обр. на селе) и французско-гражданские (торговое и адм. право) юридические традиции. Страну возглавил султан Мухаммад ибн Юсуф, принявший в авг. 1957 г. титул короля с именем Мухаммад V. Увидевшая свет в нояб. 1958 г. «Хартия общественных свобод» (собраний, слова, союзов) часто нарушалась представителями власти, которые уже в сент.

http://pravenc.ru/text/2562382.html

сост. Кристоф Гестрих Вольфхарт Панненберг (Р.1928) Вольфхарт Панненберг родился 2 октября 1928 г., учился на факультетах философии и богословия в университетах Берлина, Гёттингена (среди прочих у Н. Гартмана), Базеля (главным образом у К. Барта и К. Ясперса) и Гейдельберга (под руководством К. Лёвита и Э. Шлинка). В 1953 г. он защитил диссертацию на тему Учение Луиса Скота о предопределении во взаимосвязи с развитием схоластических представлений (опубликована в 1954 г.). В 1955 г. состоялась защита докторской диссертации «Аналогия и откровение. Критическое исследование понятия аналогии применительно к познанию Бога». С 1955 по 1958 г. Панненберг преподает в Гейдельберге. В 1958 г. он был приглашен в Высшую церковную школу Вупперталя (в это время формируются его антропология и христология). С 1961 г. Панненберг преподает в университете г. Майнц. В 1967 г. он становится заведующим кафедрой систематического богословия во вновь основанном университете Мюнхена, а также возглавляет мюнхенский Экуменический институт. Панненбергу было присвоено несколько почетных ученых степеней доктора богословия. Кроме того, он является членом и научным руководителем (со стороны Евангелической Церкви) экуменической рабочей комиссии евангелических и католических богословов. В своем богословии Панненберг наряду с прочим обращается к проблемам, поставленным П. Альтгаузом и П. Тиллихом. Он стремится перейти от богословия, связывающего Слово Божие исключительно только со словом Писания, к богословию, которое воспринимает Божие откровеннее истории. Панненберг, следуя универсально-исторической установке своего богословия, рассматривает в качестве центрального события исторический факт Воскресения Иисуса Христа, ибо в нем пролептически предосуществились смысл и цель мировой истории. В универсальную историю входят также естественные и гуманитарные науки, отчего Панненберг развивает своего рода секулярную антропологию, то есть рассматривает человека как открытого миру и потому связанного с трансцендентностью.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sra...

Грчке српских владара. Београд, 1936; Мошин В. А., М. А. Хиландарски игумани века. 1940; Н. Српски државни сабори у веку. Београд, 1940; Р. Руска властелинства по Cpбuju у XIV. и XV. в.//ИЧ. 1954/1955. 5. С. 53-77; Улога старца Ucauje у светогорских mpaдuцuuja у моравску архитектонску школу//ЗРВИ. 1955. 3. C. 221-232; С. Уметнички споменици ман-ра Хиландара//Там же. С. 164-194; Иванов Й. Българското книжовно влияние в Русия при митр. Киприан (1375-1406)//ИИБЛ. 1958. Кн. 6. С. 25-29; Мошин В. А. К датировке рукописей из собрания А. Д. Гильфердинга ГПБ//ТОДРЛ. 1958. Т. 15. С. 409-417; Стихови о иноку Ucauju//ЛетМС. 1961. 387. Св. 4. С. 361-365; он же. Ucauja из XIV в. преписивач Служабника на пергаменту//Зб. Матице Српске за фuлoлorujy и лингвистику. Нови Сад, 1964. 7. С. 160; Дмитриев Л. А. Роль и значение митр. Киприана в истории древнерус. лит-ры//ТОДРЛ. 1963. Т. 19. С. 215-254; Острогорски Г. Серска област после Душанове смрти. Београд, 1965. С. 423-631; он же. О серском митр. Jakoby//ЗбФФУ. 1968. 10. Св. 1. С. 219-226; он же. Св. Гора после Маричке битке//Там же. 1970. 11. Св. 1. С. 278-282; Ангелов Б. С. Из старата бълг., рус. и сръб. лит-ра. София, 1967. Кн. 2. С. 148-161; он же. Проникване на старобълг. сочинения в старата рус. лит-ра//Старобългарска лит-ра. София, 1977. Кн. 2. С. 20-45; Жumuje св. патриарха Jeфpeмa од еп. Марка//Анали филолошког факултета. Београд, 1967. Св. 7. С. 67-74; он же. Запис инока Ucauje у испису грофа 1979. Бр. 1. С. 243-245; он же. Писац и преводилац инок Ucaja. Крушевац, 1980; он же. Естетичка расправа Nceyдo-Дuohucuja Ареопагита у преводу инока Ucaje//ЗЛУ. 1982. 18. С. 153-169; он же. Стара српска (Основе). Београд, 1995 2. (по указ.); Кашанин М. Српска у веку. Београд, 1975. С. 278-281, 283-285; Р. Kpaj Српског Царства. Београд, 1975; он же. Лазар Ucmopuja, култ, Он же. Сабрана дела. Београд, 2001. 2. С. 76-77, 108-109; М. Jeлeha жена цара Душана. Диселдорф, 1975; Тахиаос А. Е. Исихазам у доба кн. Лазара//О кн. Лазару: Науч. скуп у Крушевцу, 1971.

http://pravenc.ru/text/674842.html

Незадолго до Собора имп. Мануил обратился к Гуго Этериану с просьбой сначала устно, а затем и письменно изложить лат. понимание спорного выражения. Гуго написал небольшой трактат «О меньшинстве и равенстве Сына человеческого по отношению к Богу Отцу», адресованный имп. Мануилу. Вскоре после Собора Гуго написал письмо своему другу Петру Венскому, одному из участников споров на Западе и противнику Герхоха, а также еще один текст, известный как secundus libellus ( Dondaine. 1958. S. 476, 478), в которых описал ход и результаты Собора. Благодаря последнему тексту результаты Собора 1166 г. стали известны Герхоху и его кругу богословов, в к-ром Д. Л. считался «защитником кафолической веры» ( Classen. S. 352, 364), однако вряд ли можно ставить знак равенства между взглядами Д. Л. и Герхоха. В актах Собора 1166 г. об осуждении Д. Л. ничего не говорится. Из письма Гуго Петру известно, что после Собора Д. Л. вернулся во Фригию и вскоре умер. Инициированные им споры неоднократно возобновлялись до нач. XIII в., разбирались на К-польском Соборе 1170 г. См. также ст. Константинопольские Соборы . Ист.: Cinnam. Hist. P. 251-257; Nicet. Chon. Hist. VII 5; Petit L. Documents inédits sur le Concile de 1166 et ses derniers adversaires//ВВ. 1904. Т. 11. С. 465-493; Dondaine A. Hugues Ethérien et le concile de Constantinople de 1166//Hist. Jb. 1958. Bd. 77. S. 473-483; Mango C. The Conciliar Edict of 1166//DOP. 1963. Vol. 17. P. 317-336. Лит.: Classen P. Das Konzil von Konstantinopel 1166 und die Lateiner//BZ. 1955. Bd. 48. S. 339-368; Fichtenau H. Magister Petrus von Wien († 1183)//Mitt. d. Österreichischen Inst. f. Geschichtsforschung. W., 1955. Bd. 63. S. 283-297; Dondaine A. Hugues Ethérien et Léon Toscan//AHDLMA. 1953. T. 19. P. 67-125; Gouillard. Synodikon. P. 216-221; RegPatr. N 1059-1067, 1075-1077, 1109-1117; Magoulias H. Doctrinal Disputes in the History of Niketas Choniates//The Patristic and Byzantine Review. N. Y., 1987. Vol. 6. N 3. P. 199-226; Thetford G. The Christological Councils of 1166 and 1170 in Constantinople//SVTQ. 1987. Vol. 31. N 2. P. 143-161; Лебедев А. П. Ист. очерки состояния Визант.-вост. Церкви от кон. XI до сер. XV в. СПб., 1998. С. 105-109; Успенский Ф. И. Очерки по истории визант. образованности. М., 20012. С. 185-193.

http://pravenc.ru/text/178213.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010