Библиография 2271 Издания греческого текста В настоящее время принято считать принадлежащими Леонтию Византийскому следующие произведения (см. Geerard М. Clavis Patrum Graecorum. Т. III. Turnhout, 1979. 6813–6820): Три книги против несториан и евтихиан И PG Т. 86. Col. 1268–1396. Тридцать глав против Севира И PG Т. 86. Col. 1901–1916. Новое издание: Diekamp F. Doctrina patrum de incarnatione Verbi. Ein griechisches Florilegium aus dem Wende des siebenten und achten Jahrhunderts. Münster, 1907. P. 155164. Также существует арабский перевод этого произведения: Lamoreaux J. С. An Arabic Version of Leontius of Byzantium " s Thirty Chapters//Museon 108 (1995). P. 343–365. Разрешение аргументов Севира H PG Т. 86. Col. 1916–1945. Существуют сомнения по поводу подлинности трактата Против подлога аполлинаристов (PG Т. 86. Col. 1948–1976) и ряда фрагментов, опубликованных в Патрологии Миня: PG Т. 86. Col. 2004C-2009D, 2009D-2012A, 201 ЗАВ, 2013В-2016В, 2016BD. Уже свыше двадцати лет американский ученый Брайан Дейли готовит критическое издание произведений Леонтия в греческой серии Corpus Christianorum. Ценный материал о жизни Леонтия представлен в следующих источниках: Иннокентий Маронийский. Письмо о собеседовании с северианами//Acta Conciliorum Oecumenicorum (АСО). Изд. Schwartz Е. Berlin-Leipzig- Strasbourg, IV 2 (1914). S. 169–184. Кирилл Скифопольский . Житие св. Саввы//Kyrillos von Skythopolis XLIX. 2. Изд. Schwartz E. Berlin, 1939. S. 85–200. Исследования Ha русском языке Литература о Леонтии Византийском на русском языке весьма скудна. Помимо публикуемой в настоящем сборнике работы свящ. Василия Соколова . Леонтий Византийский : его жизнь литературные труды, Сергиев Посад, 1916, можно указать на следующие монографии, в которых рассматривается фигура Леонтия: Говорун С. Леонтий Византийский и его трактат Против Нестория и Евтихия// Церковь и время, 2 (15), 2001. Там же: перевод (фрагменты). Епифанович С. Л. Преп. Максим Исповедник и византийское богословие. М., 1996. Флоровский Г. Восточные Отцы V-VIII веков. Париж, 1933.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Для Бога нет малых дел: самые важные слова матери Терезы Даже подавая человеку стакан воды, вы делаете это для Иисуса 5 сентября, 2016 Даже подавая человеку стакан воды, вы делаете это для Иисуса В воскресенье, 4 сентября, Римско-Католическая Церковь причислила известную католическую монахиню мать Терезу Калькуттскую к лику святых. Церемония канонизации состоялась на площади Святого Петра в Ватикане в ходе праздничной мессы, которую возглавил папа Римский Франциск. На ней присутствовали более 100 тысяч верующих. Мать Тереза (настоящее имя Аньеза Гондже Бояджиу) родилась 26 августа 1910 года в македонском городе Скопье. С детства она мечтала о монашеском служении и в 18 лет уехала в Ирландию, где вступила в монашеский орден «Ирландские сестры Лорето». В 1931 году приняла постриг и взяла имя Тереза в честь канонизированной в 1927 году монахини-кармелитки Терезы из Лизье. Орден направил ее в Индию, и в 1948 году она основала в Калькутте монашескую конгрегацию, деятельность которой была направлена на создание школ, приютов, больниц для бедных и тяжелобольных. Сейчас эта конгрегация имеет 400 отделений и 700 домов милосердия в 120 странах. В 1979 году мать Тереза стала лауреатом Нобелевской премии мира «за деятельность в помощь страждущему человеку». «Правмир» вспоминает самые важные и мудрые слова, сказанные Матерью Терезой за годы ее служения О малых делах То, что я делаю — это капля в море. Но важно не то, сколько ты сделал, а то, сколько любви ты вложил в свои дела. Важно не то, сколько ты дал, а то, сколько любви ты вложил в это. Пусть самая скромная помощь, но с большой любовью. Я верю в малые дела, именно в них наша сила. Для Бога нет больших и малых дел, потому что Он так велик, а мы так малы. Что бы вы ни делали — даже если вы просто помогаете кому-то перейти улицу — вы делаете это для Иисуса. Даже подавая человеку стакан воды, вы делаете это для Иисуса. Бог тоже делает для нас малые дела: Он дает нам возможность доказать нашу любовь к Нему. Но Его дела велики, потому что это Он делает их. Его дела не малы, они бесконечны.

http://pravmir.ru/dlya-boga-net-malyih-d...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сербская Церковь канонизировала двух известных подвижников-русофилов Архиерейский Собор единодушно внес в диптихи святых отцов Иустина (Поповича) и Симеона (Поповича) 30.04.2010 495 Вчера, 29 апреля, Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви на рабочем заседании единодушно принял предложения епархиальных архиереев и внес в диптихи святых Православной Церкви имена блаженнопочивших архимандрита Иустина (Поповича) (1894–1979), духовника монастыря Челие под Вальево и Симеона (Поповича), настоятеля монастыря Дайбабе под Подгорицей (1854–1941), сообщает официальный сайт СПЦ. Решением Архиерейского Собора установлено, что память преподобного Иустина Челийского будет отмечаться 1/14 июня, а память преподобного Симеона Дайбабского 19 марта/1 апреля. Чин торжественного прославления канонизованных угодников Божиих состоится 2 мая за Божественной литургией в храме Святого Саввы на Врачаре. Великий подвижник и духовный писатель, архимандрит Иустин (Попович) родился в городе Вране в семье священника в праздник Благовещения. Учился в семинарии св. Саввы в Белграде, где в то время преподавал будущий святитель Николай (Велимирович). Позднее будущий святой учился в Петербургской Духовной академии, затем - на теологическом факультете в Оксфорде. Душа его искала подвижнической и аскетической жизни. Спустя некоторое время он преподавал в семинарии и, окормляя многочисленных чад, принимал участие в издании православных газет. Огромная роль в формировании личности архимандрита Иустина принадлежала России. Тесные дружеские связи и духовное наставничество он обрел в среде живших в Королевстве Югославия русских изгнанников. Отец Иустин сердцем болел о дорогой ему России, молился о своих русских братьях. В 1926 г. он защитил в Афинах докторскую диссертацию по теме: «Учение святого Макария Египетского о тайне человеческой личности и тайне ее познания». С конца 1930 года потрудился миссионером в прикарпатских городах (Ужгороде, Хусте, Мукачеве и др.). Был выдвинут на возрожденную Мукачевскую епископскую кафедру, но по смирению своему отказался от нее. С 1932 года отец Иустин - преподаватель Битольской семинарии, а спустя два года — доцент Теологического факультета в Белграде. С мая 1948 года до кончины подвизался в монастыре Челие близ Валева, где был духовником; написал многие богословские труды. Преставился ко Богу, как и родился, в праздник Благовещения.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/04/30/se...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАМБЕТСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ Совещания епископов Англиканского содружества, созываемые с целью обсуждения теологических, организационных и др. актуальных вопросов жизни англикан. Церкви. Л. к. проходят с 1867 г. каждые 10 лет по инициативе Архиепископа Кентерберийского (за исключением периода 1930-1948). Встречи проводятся в Ламбетском дворце в Лондоне, благодаря чему они и получили свое название. Л. к.- один из 4 организационных «инструментов содружества», 3 другие - исторически обоснованное первенство Архиепископа Кентерберийского как духовного главы Англиканского содружества; Англиканский консультативный совет, собирающийся 1 раз в 3 года начиная с 1971 г.; собрание примасов, действующее с 1979 г. Л. к. являются высшим органом Англиканского содружества. Несмотря на этот статус, конференции носят только совещательный и консультативный характер: решения Л. к. не являются обязательными для исполнения, они призваны лишь засвидетельствовать единство автономных национальных и региональных конференций. Впервые идея об их проведении была предложена в 1851 г. еп. Вермонтским Дж. Г. Хопкинсом. Однако инициатива не получила должного внимания и осталась частным обращением на имя Архиепископа Кентерберийского. В 1865 г. Синод канад. епископов обратился к архиеп. Кентерберийскому д-ру Ч. Лонгли с предложением собрать епископов для обсуждения вопросов, связанных с единством и целостностью англикан. Церкви в будущем. Учитывая важность поднятых вопросов в письме канад. епископов, архиепископ согласился с предложением и созвал в 1867 г. 144 епископа Англиканского содружества на конференцию в Ламбет. При этом мн. епископы отказались приехать на 1-ю конференцию, не желая участвовать в мероприятии, к-рое может нарушить сложившиеся традиции и повлечь за собой создание механизмов, копирующих римско-католич. вертикаль управления, когда вся Церковь подчиняется одному органу власти. По этой же причине было принято решение не проводить встречу в Вестминстерском аббатстве, чтобы не придавать событию высокий статус. В пригласительных письмах епископам архиеп. Ч. Лонгли подчеркнул, что данное совещание епископов не будет иметь юридической силы для англикан. Церкви, т. к. встреча будет консультативной.

http://pravenc.ru/text/2462579.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Нифонт (Солодуха), митр. Волынский и Луцкий. Фотография. 2016 г. (Солодуха Василий Андреевич; 5.10.1948, с. Галина Воля Старовыжевского р-на Волынской обл. УССР - 22.03.2017, г. Луцк, Украина), митр. Волынский и Луцкий. Из крестьянской семьи. После окончания в 1963 г. 8-летней школы работал в колхозе. В 1970 г. поступил в МДС. С 1971 г. исполнял послушание иподиакона патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова) . 20 марта 1974 г. в Троице-Сергиевой лавре принял постриг с именем в честь св. Нифонта, еп. Новгородского. 15 апр. того же года рукоположен во диакона. По окончании семинарии в 1974 г. поступил в МДА, к-рую окончил в 1979 г. со степенью кандидата богословия. 26 февр. 1977 г. рукоположен во иерея. 18 марта того же года назначен настоятелем Троицкого храма в с. Рудка-Козинская Рожищенского р-на Волынской обл. В 1985 г. возведен в сан игумена, в 1988 г.- в сан архимандрита. В 1989 г. назначен благочинным Рожищенского округа Волынско-Ровенской епархии. 20 марта 1990 г. Синод УПЦ избрал его епископом Хмельницким и Каменец-Подольским. Хиротонисан 31 марта во Владимирском кафедральном соборе в Киеве. В том же году в Хмельницком были зарегистрированы первые общины УАПЦ, объединенные в автокефалистскую епархию, к-рую возглавил «епископ» Антоний (Фиалко) . В апр. 1990 г. сторонникам УАПЦ был передан бывш. полковой храм св. Андрея Первозванного в микрорайоне Дубово на окраине Хмельницкого. Н. и др. клирики епархии выступили против такого решения, поскольку изначально власти предполагали передать храм в распоряжение УПЦ. В течение нескольких дней архиерей и священнослужители проводили голодовку у здания облсовета, однако власти не пошли на уступки. 25 авг. 1992 г. Н. назначен правящим архиереем Луцко-Волынской епархией. Назначение состоялось по рекомендации предыдущего еп. Луцкого и Волынского Варфоломея (Ващука; ныне митрополит), на смещении к-рого с Луцкой кафедры настаивали местные власти. 28 июля 1993 г. Н. возведен в архиепископа Луцкого и Волынского. Из-за препятствий государственных структур Н. смог с большим трудом получить прописку в Луцке только в 1994 г.

http://pravenc.ru/text/2577729.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Философские пропасти «Философские пропасти» — цикл очерков преподобного Иустина (Поповича). Их жанр не легко определить: ёмкие, цельные тексты, совместившие в себе философию, богословие, высокую поэзию, проповедь и притчу. В философской терминологии это творение Иустина (Поповича) можно отнести к экзистенциализму: вопль человеческого существа среди бессмыслицы, зла и тленности мира к Богу. Философия ввергает человека в пропасти «проклятых вопросов». Подлинная философия знает, что единственный выход — «взывать из бездны к Господу» вслед за Псалмопевцем. «Этот мир… Что такое этот мир со всеми своими муками и тяжестями, трагедиями и страстями, как не безнадежный смертник? Да, безнадежный смертник, который постоянно в муках умирает и никак не умрет. Что нам остается? Скрежетать зубами и бунтовать? Но против кого и против чего? Эх, тщедушное человеческое создание никак не может найти главного виновника?! Оно дано людям лишь в той мере, чтобы они могли им тщетно мучиться, ощущая свою трагическую безысходность в этих ужасных условиях существования. Сознание человека – маленький светлячок в непроглядной ночи, повсюду вокруг сплошная темнота и непроглядный мрак. Гонимый неким внутренним беспокойством, бедный светлячок мчится из мрака в мрак, из малого в больший.  Но вершина ужаса в том, что величайший мрак есть наименьший из тех, что дальше. И так – бесконечность мрака.» От редактора Архимандрит Иустин (Попович) (1894-1979) – один из величайших деятелей Сербской Православной Церкви ХХ века, в 1993 году прославленный в лике местночтимых святых и глубоко почитаемый на православных Балканах. Отец Иустин пришел в этот мир и ушел из него в один день – 25 марта (7 апреля), в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Отец Иустин долгие годы занимался преподавательской деятельностью в духовных семинариях Югославии и на богословском факультете Белградского университета. В 1948 году он удалился в монастырь Челие (западная Сербия), где до конца жизни занимался творческой, переводческой и издательской деятельностью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=834...

Правда о Сербской Православной Церкви в коммунистической Югославии В память об отце Иустине 31 мая 1979 г. Святая Гора Изгнанный из Университета в 1945 году, переживший арест и допросы и вновь изгнанный, отец Иустин в 1948 году приехал в небольшой расположенный в горах монастырь Челие, где и пребывал вплоть до конца своей жизни как несвободный узник коммунистического режима. Доверяя ему, как никому другому в Сербской Православной Церкви, верующий сербский народ приходил к нему и изливал свои скорби и печали, терзаясь душой из-за общей несвободы, из-за гонения на веру и Церковь , на «крестную славу», на души православных христиан – на все то, что и было, и есть сербское, православное, свято-саввское, свято-косовское. Лишенный возможности сделать нечто большее – причем ни сербские Патриархи, ни епископы к нему, как правило, не прислушивались (а некоторые из епископов были даже изгнаны с кафедр за связь с ним), – отец Иустин и свои собственные, и народные муки под коммунистическим игом изливал в плаче, подобном плачу Иеремии, и в молитвенных воплях ко Христу Распятому. За каждое смелое слово или проповедь , за каждый текст или богословскую книгу, которые появлялись за границей, он имел неоднократные приводы в валевское или белградское Управление госбезопасности, где был допрашиваем и «переубеждаем», а затем вновь отправляем на заточение в Челие без права выхода из него на целые месяцы. И так все это продолжалось из года в год. Сестры Челийского монастыря и паломники постоянно претерпевали разного рода угрозы и запугивания, изощренность которых всем нам хорошо известна. Как «сокровенная совесть Сербской Церкви», как назвал его греческий академик Кармирис, он не мог не написать такого поистине мученического текста, как свидетельство о правде о Сербской Православной Церкви под коммунизмом Иосипа Броза и окружающих его «богов и божков, больших и малых идолов»: Ранковича, Пенезича, Бакарича, Карделя, Фадиля Ходжи... и разных иуд. Текст был составлен в январе 1960 года и подготовлен к обнародованию «самиздатом» в стране и в печатных изданиях за границей. С текстом ознакомились некоторые епископы и – кивки головой, отмашки, замыкание в себе – «страха ради горшего»...

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Скачать epub pdf Архиереи Русской Православной Церкви (1917–1997) Список составлен в Церковно-научном Центре «Православная энциклопедия» по кн.: Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы (включительно). Erlangen, 1979–1989. 6 т.; Иоанн (Снычев). Топография архиерейских кафедр русской православной церкви периода с 1893 г. по июнь 1963 г. Куйбышев, 1963 (машинопись); Общий алфавитный список православных и раскольнических епархий 1917–1946 гг.//Губонин М. Е. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти 1917–1943. М., 1994.; Иоанн (Снычев), митр. Состав Российской Православной Церковной иерархии. 1962–1994. Куйбышев; СПб., 1973–1994. Отсутствие данных о служении и гибели части епископата за 1920–1940-е гг. обусловлено современным состоянием исследования и публикации архивных материалов и следственных дел репрессированных священнослужителей. В наст. список не включены лица, получившие хиротонию в раскольничьих или схизматических группировках, а также в других православных Церквах (кроме случаев, когда они воссоединялись с Московской Патриархией). В данном списке приняты следующие специальные сокращения: Конст. П.– Константинопольский Патриархат; МП – Московская Патриархия; РПЦ – Русская Православная Церковь (Московский Патриархат); РПЦЗ – Русская Православная Церковь за рубежом (карловацкий раскол); ПАЦ – Польская Автокефальная Церковь (неканоническая до 22.06.1948). Тихон (Белавин) с 13.08.1917 митр. Московский и Коломенский; с 21.11.1917 Патриарх Московский и всея России; с 16.05.1922 по 15.06.1923 в заключении; † 7.04.1925. Сергий (Страгородский) с 10.08.1917 архиеп. Владимирский и Шуйский; с 28.11.1917 в сане митрополита; с 16.06.1922 в обновленческом расколе; 27.08.1923 принес публичное покаяние; с 18.03.1924 митр. Нижегородский; с 10.12.1925 Заместитель патриаршего Местоблюстителя; с 30.11.1926 в заключении; с 27.03.1927 вновь вступил в права Заместителя патриаршего Местоблюстителя; с 27.04.1934 Блаженнейший митрополит Московский и Коломенский; с 11.09.1943 Патриарх Московский и всея Руси; † 15.05.1944.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Скачать epub pdf Глава 41. Богословские проблемы экуменизма Святоотеческое понятие единства Когда в 1948 году на Амстердамской Ассамблее был создан Всемирный Совет Церквей, протоиерей Георгий Флоровский (1893–1979) в следующих словах охарактеризовал позицию православного богослова среди его инославных коллег: «Православный богослов может и должен представлять не столько современный Восток, сколько саму древнюю вселенскость... Само собой разумеется, что древность важна тем, что в ней было интегрального, всеобъемлющего, а не самой своей древностью. В икономии экуменизма Православие представляет святоотеческий момент». Конечно, эту интегральность и синтез воззрений, свойственный отношению первых христианских поколений к тайне Церкви, надо прилагать к новым нуждам и к беспрецедентным положениям. Однако только основываясь на нем и стараясь ничего в нем не исказить, Церковь нашего времени найдет пути жизненной верности Преданию. В перспективе Древней Церкви тайна спасения представляется, в основном, как дело воссоединения. В тексте, написанном в духе и под влиянием святого Василия Великого (329–379), мы читаем: «К этому сводится все домостроительство Спасителя: воссоединить человеческую природу в самой себе и с Ним и прекратить ее гибельную разделенность, чтобы восстановить первоначальное единство». Раз и навсегда осуществленное смертью и воскресением Господа, это дело Спасения становится во времени и пространстве достоянием каждой человеческой личности через совершение Евхаристии. Поскольку каждый христианин, умерший греху и воскресший со Христом к новой жизни в Крещении, таинственно отождествляется с прославленным Телом Христовым действием Святого Духа, преисполняющим его, когда он причащается евхаристическому Телу, то следует заключить, что все христиане становятся сотелесниками через это приобщение. Касаясь человека, «угль горящий» Тела Божия изымает его из его индивидуальной ограниченности и парадоксальным образом дает ему полноту личной жизни через отказ от возвеличения своей индивидуальности, в братском общении по образу Святой Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf Протоиерей Георгий Флоровский Отец Георгий Флоровский родился в 1893 году в семье ректора Одесской духовной семинарии и настоятеля Преображенского собора Василия Антоновича Флоровского. Будущий о. Георгий окончил историко-филологический факультет Одесского университета. В 1920 году семья Флоровских покинула Россию и поселилась в Софии. В 1921 году Георгий был приглашен преподавать философию права в Прагу. Он был одним из организаторов Православного Богословского Института преподобного Сергия в Париже, где преподавал патристику. В 1932 Георгий Флоровский принял священнический сан и был направлен приходским священником в Константинополь. В 1948 году о. Георгий переехал в Америку и служил профессором Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке. В 1950 году он стал деканом семинарии. В 1954–1965 годах он был профессором Истории Православной церкви в Гарвардской духовной школе и преподавал на Славянской кафедре в Богословской школе Св. Креста. С 1965 года и до самой своей смерти в 1979 году о. Георгий преподавал в Принстонском университете на кафедре Славянских исследований. На русском языке вышли в свет ставшие классическими книги о. Георгия «Пути русского богословия», «Восточные отцы IV века», «Византийские отцы V-VIII веков», «Догмат и история». – Я познакомился с отцом Георгием Флоровским очень поверхностно и одновременно глубоко, когда мне было лет семнадцать-восемнадцать. Я пришел в Введенскую церковь , которая тогда была на бульваре Montparnasse 10, когда он служил. Я его до этого не встречал, вовсе не знал. То, что меня поразило, мою мать это тоже поразило – она была тогда с нами – это то, как он служит. Речь здесь идет не об эстетике, а о том, что когда он молился, было ясное чувство, что он лично говорит с Богом. Он говорит с Богом от себя, и поэтому каждое его слово – правда. Но, с другой стороны, он говорит, как член Церкви, и это голос всей Церкви, которая проходит через него. Второе, что нас поразило в тот день – это то, как он ходил по церкви и кадил.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010