Лит.: Иосселиани П. И. Краткая История Грузинской Церкви. Тифлис, 18432; Кирион (Садзагелов), еп. Краткий очерк истории Грузинской Церкви и экзархата до XIX в. Тифлис, 1901; Гозалишвили Г. К. Борьба между Византией и Ираном за Иберию и Лазику//Тр. ТГУ. 1944. Т. 26. (на груз. яз.); он же. Внешние взаимоотношения Лазики в VI в. Тбилиси, 1973 (на груз. яз.); Пигулевская Н. В. Византия и Иран на рубеже VI-VII вв., М.; Л., 1946; Каухчишвили С. Г. Лекции из истории Византии. Кн. 1 (IV-VII вв.). Тбилиси, 1948 (на груз. яз.); Анчабадзе З. В. Из истории средневек. Абхазии, Сухуми, 1959; Лордкипанидзе М. Д. Полит. объединение феодальной Грузии. Тбилиси, 1963 (на груз. яз.); она же. История Грузии XI - нач. XIII в. Тбилиси, 1974; она же. Картли во 2-й пол. V в. Тбилиси, 1978 (на рус. яз.); она же. Из истории визант.-груз. взаимоотношений (70-е гг. XI в.)//ВВ. 1979. Т. 40. С. 92-95; Бердзенишвили Н. А. Вопросы истории Грузии. Тбилиси, 1965-1975 [Кн. 2-8] (на груз. яз.); Ломоури Н. Ю. История Эгрисского (Лазского) царства (с возникновения до V в. н. э.). Тбилиси, 1968 (на груз. яз., с рус. и англ. рез.); он же. Очерки из истории Картлийского (Иберийского) царства в III - нач. IV в. н. э. Тбилиси, 1975 (на груз. яз., с рус. и англ. рез.); он же. Грузино-римские взаимоотношения. Тбилиси, 1981; он же. Грузино-визант. отношения в V в. Тбилиси, 1989; он же. Иранские походы имп. Ираклия и Грузия//Визант. очерки. 1991. C. 31-44; он же. Абхазия в античную и раннесредневек. эпохи. Тбилиси, 1997; он же. Визант. политика в Зап. Грузии в VI-VIII вв.//ΑΝΤΙΔΩΡΟΝ: К 75-летию акад. РАН Г. Г. Литаврина. СПб., 2003. С. 74-85; он же. Полит. положение Картли (Иберии) в 1-й пол. VI в.//Ближний Восток и Грузия. 2002. 3. (на груз. яз., с рус. и англ. рез.); Lomouri N. The History of Georgian-Byzantine Relation//Perceptions of Byzantium and its Neighbours (843-1261)/The Metropolitan Museum of Art. N. Y., 2000; Нодия И. М. Груз. материалы о визант. имп. Марфе-Марии//Визант. этюды. Тбилиси, 1978; Юзбашян К. Н. Армянские государство эпохи Багратидов и Византия. IX-XI вв. М.,1988; Метревели Р. В. Давид IV Строитель. Тб., 1990 (на груз. яз.); Очерки истории груз. дипломатии. Тбилиси, 1998. Т. 1.

http://pravenc.ru/text/372678.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАТТЕРФИЛД [англ. Butterfield] Герберт (7.10.1900, Оксенхоп, Уэст-Йоркшир - 1979, Кембридж), англ. историк. Род. в методистской семье, получил образование в Кембриджском ун-те и после стажировки в Принстонском ун-те (США, 1924-1925) преподавал в Кембридже (с 1944 профессор). Занимался историей дипломатии («Мирная тактика Наполеона», 1929) и историографией («Вигская интерпретация истории», 1931). Исповедуя методизм , большую часть жизни Б. посвятил лекционной деятельности, проповедуя христ. понимание истории. В 1947-1948 гг. читал на радиостанции Би-би-си лекции о христианстве и истории (отд. изд. Christianity and History. L., 1949), используя понятие «Провидение» как главный фактор исторического развития. С его т. зр., это понятие означает сотворчество человека, обладающего свободой воли, и провиденциальной природы мира, к-рое продолжает работу Творца, формирует природу и структуру мира. Человек осуществляет свободу выбора и получает ответ на свои мысли и поступки, т. е. Провидение творит над ним высший суд. Б. т. о. объяснял войны, бедствия и страдания, считая, что главная функция Провидения - очищать человеческий дух и не давать восторжествовать низменной природе людей. Взаимосвязь религии и истории Б. подробно исследовал в своей последней кн. «Истоки истории» (1981), рассмотрев различные типы исторического знания и их формирование на основе религ. сознания начиная с древнейших времен и до начала новой истории. Особое внимание ученый уделил христ. интерпретации истории, связав ее формирование с трудами Евсевия Кесарийского и блж. Августина . Все исторические концепции Нового времени (включая позитивистскую и марксистскую) он понимал как наслоения и модификации христ. модели истории. Б. относится к ряду немногих зап. историков и философов XX в., отстаивавших религ. философию истории и приоритет христ. ценностей (наряду с А. Тойнби , Р. Нибуром , К. Доусоном, Ж. Маритеном ). Соч.: Origins of Modern Science. L., 1949; Writtings on Christianity and History. N. Y., 1979; Origins of History. L., 1981. Лит.: The Diversity of History: Essays in Honour of Sir H. Butterfild. L., 1970; Ермишин О. Т. Герберт Баттерфилд и религиозное понимание истории//Диалог со временем: Историки в меняющемся мире. М., 1996. С. 69-82. О. Т. Ермишин Рубрики: Ключевые слова: БЕДА ДОСТОПОЧТЕННЫЙ (672 - 735), св., богослов, экзегет (пам. в День всех святых Британских о-вов, 3-я неделя по Пятидесятнице; в католич. Церкви - 27 мая)

http://pravenc.ru/text/77676.html

истории, посвящ. С. Ф. Платонову. Пг., 1922. С. 71-80; Смирнов И. И. Восточная политика Василия III//ИЗ. 1948. Т. 27. С. 18-66; Казакова Н. А. Рус.-ливонские и рус.-ганзейские отношения, кон. XIV - нач. XVI в. Л., 1975; Кузнецов А. Б. К вопросу о борьбе Рус. гос-ва за воссоединение зап.-рус. земель в нач. XVI в.//Тр. НИИ языка и лит-ры. Саранск, 1964; Розов Н. Н. Похвальное слово вел. кн. Василию III//АЕ за 1964 г. М., 1965. С. 278-315; Синицына Н. В. Послание Максима Грека Василию III об устройстве афонских мон-рей (1518-1519 гг.)//ВВ. М., 1965. Т. 26. С. 110-136; она же. Третий Рим: Истоки и эволюция рус. средневековой концепции (XV-XVI вв.). М., 1998; Каштанов С. М. Соц.-полит. история России кон. XV - 1-й пол. XVI в. М., 1967; он же. Финансы средневековой Руси. М., 1988; он же. Из истории рус. средневек. источника: (Акты X-XVI вв.). М., 1996; Шмидт С. О. О времени составления «Выписи» о 2-м браке Василия III//Новое о прошлом нашей страны. М., 1967. С. 110-122; Бегунов Ю. К. Повесть о 2-м браке Василия III//ТОДРЛ. 1970. Т. 25. С. 105-118; Балязин В. Н. Рус.-имперские отношения в 1-й трети XVI в.//Вопр. историографии и источниковедения слав.-германских отношений. М.,1973; Зимин А. А. Россия на пороге нового времени: (Очерки полит. истории России 1-й трети XVI в.). М., 1972; он же. Выпись о 2-м браке Василия III//ТОДРЛ. 1976. Т. 30. С. 132-148; он же. Крупная феодальная вотчина и соц.-полит. борьба в России (кон. XV-XVI в.). М., 1977; он же. Россия на рубеже XV-XVI ст.: (Очерки соц.-полит. истории). М., 1982; Морозов С. А. Опыт литературоведческого анализа «Повести о болезни и смерти Василия III»//Вопр. источниковедения и историографии истории досов. периода. М., 1979. С. 88-98; он же. Повесть о смерти Василия III и рус. летописи//Теория и практика источниковедения и археографии отеч. истории: Сб. ст. М., 1978. С. 61-77; R ü ss H. Der Bojar M. Ju. Zachar " in im Chronikbericht über die letzten Tage Vasilijs III.//FzOG. 1980. Bd. 27. C. 168-176; Плигузов А. И., Семенченко Г.

http://pravenc.ru/text/150787.html

Свящ. С. Булгаков , Агнец Божий. Париж, 1933; Du Verbe Incarné. Paris, 1943; итал. перевод: LAgnello di Dio. Il mistero del Verbo Incarnato. Roma, 1990. P. Evdokimov, Le Christ dans la pensée russe. Paris, 1970; итал. перевод: Roma, 1972. I. Mancini, Il Cristo di Tolstoj//Tolstoi oggi, ed. S. Gracciotti e V. Strada. Firenze, 1980. P. 74–77. Д. Мережковский, Иисус неизвестный. В 3-х тт. Без указания года издания. J. Meyendorff, Le Christ dans la théologie byzantine. Paris, 1969. J. Meyendorff, Christ in Eastern Christian thought. New York, 1979. K. Onasch, Der verschwiegene Christus. Versuch über Poetisierung des Christentums in der Dichtung F. M. Dostoewskis. Berlin, 1976. K. Pfleger, Geister, die um Christus ringen (Aufsätze über Dostoewskij, Solowjew und Berdjajew). Salzburg, 1934. B. Schultze, Russische Denker. Ihre Stellung zu Christus, Kirche und Papsttum. Wien, 1940; итал. перевод: Pensatori russi di fronte a Cristo. Vol. I. Firenze, 1947; Vol. II-III. 1949. T. Špidlik, Gesu nella pieta dei cristiani orientali//Е. Ancilli, Gesu Cristo mistero e pensiero. Roma, 1971. P. 385–406; To же//Rivista di vita spirituale 25 (1971). P. 429–450. Л. А. Зандер, Бог и мир. Париж, 1948. С. 72–132: Господь Иисус Христос. R. uek, Lopera di Cristo secondo autori russi. Introduzione alla soteriologia russa moderna (ad usum auditorium). Roma, 1984. Кенотический Христос Митр. Антоний (Храповицкий) , Догмат искупления. Сремски Карловцы, 1926. Е. Behr-Sigel, Le Christ kénotique dans la spiritualité russe//La table ronde. Paris, nr. 250, novembre 1968; переиздано в: Priére et sainteté dans lEglise russe. Bellefontaine, 1982. Свящ. С. Булгаков , Агнец Божий. Париж, 1933. Ч. III, 1. С. 240–275. А. Чекановский, К уяснению учения о самуничижении Господа нашего Иисуса Христа (изложение и критический разбор кенотических теорий о лице Иисуса Христа). Киев, 1910. N. Gorodetsky, The Humiliated Christ in Modern Russian Thought. London; N. Y., 1938. W. Iwanow, Die russische Idee. Tübingen, 1930. S. 31 ff.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/russ...

Кассианом (Евангелисты как историки//ПМ. 1928. Вып. 1. С. 7-30; Неверный домоуправитель//Вестн. РСХД. 1929. 8/9; Воскрешение Лазаря и Воскресение Христово//Путь. 1929. 16. С. 3-18); протопр. А. Князевым (Иуда и Фамарь//ПМ. 1948. Вып. 6. С. 140-154; Господь - Муж Брани: К уяснению религ. смысла кн. Исход//Там же. 1950. Вып. 7. С. 105-125; О боговдохновенности Свящ. Писания//Там же. 1951. Вып. 8. С. 113-127) и прот. Н. Куломзиным (Оскар Кульман: Бог и цезарь//Вестн. РСХД. 1957. 44; Нищие Божии в Ветхом и Новом Завете//Церк. вестн. Зап.-Европ. Экзархата. 1963. 21-22). Третьим направлением рус. Б. во Франции является участие ее представителей в общеевроп. библейских исследованиях. На первом этапе эта работа носила апологетический характер (что видно, напр., в трудах еп. Кассиана: Theozentrismus und Christozentrismus im Neuen Testament. Universität Heidelberg, 1949; L " Études du Nouveau Testament dans l " Église Orthodoxe. P., 1956; Das Studium des Neuen Testaments in der Orthodoxen Kirche//Kyrios. 1960-1961. 1. S. 28-31 и др.). Участие в международных богословских конференциях давало возможность правосл. библеистам изложить их т. зр. по различным вопросам, в частности по исследованиям Писания. Особую роль здесь сыграли проводимые ин-том Литургические недели (Semaines d " études liturgiques). Организатором этих конференций был еп. Кассиан, автор ряда докладов на библейские темы (La prière dans le Nouveau Testament. 1961. Опубл.: Cassien et Dom Botte. La prière des heures. P., 1963. P. 17-42; Le jour du Seigneur dans le Nouveau Testament. 1962. Опубл.: Cassien et Dom Botte. Le Dimanche. P., 1965), активное участие принимали протопр. А. Князев (La lecture de l " Ancien Testament dans le rite byzantin (Р., 1961. Опубл.: Mgr. Cassien... La prière des heures. P., 1963. P. 201-252), L " Église de l " Ancien Alliance et la liturgie byzantine (1979. Опубл.: CSS. Vol. 26. P. 143-166), La Passion du Christ et le jugement de ce monde (Jean 12, 31) d " après les lectures bibliques de la Semaine Sainte byzantine (1980. Опубл.: Там же. Vol. 27. P. 105-130) и прот. Н. Куломзин (La sainte Cène dans le Nouveau Testament (1965. Опубл.: Eucharisties d " Orient et d " Occident. P., 1970. Vol. 1. P. 53-64), Kérygme apostolique et confession de la foi (1978. Опубл.: CSS. Vol. 25. P. 201-211), La prière du Christ au Père (1980. Опубл.: CSS. Vol. 27. P. 131-142)). С 60-х гг. XX в. преподаватели ин-та начинают выступать как участники общеевроп. исследований. Особую роль сыграли протопр. А. Князев и прот. Н. Куломзин. С их именами связано также участие правосл. авторов в работе над новым франц. переводом Библии (La Traduction Œcuménique de la Bible). Протопр. А. Князев входил в издательский комитет и работал с переводами ВЗ. Прот. Н. Куломзин до своей кончины оставался правосл. сопредседателем этой организации, принимал участие в редакции переводов Посланий ап. Павла.

http://pravenc.ru/text/149119.html

В Москве прошел вечер памяти историка Владимира Махнача Москва, 22 марта 2010 г. 20 марта, в субботу, в Библиотеке украинской литературы состоялся вечер памяти выдающегося русского историка Владимира Леонидовича Махнача (1948-2009). Владимир Леонидович Махна окончил 2-ю московскую физико-математическую школу. Служил в армии радистом в авиационных войсках (1967—1968). Учился на историческом факультете МГУ (1973—1979), специализировался на истории архитектуры. В студенческие годы познакомился с Л. Н. Гумилевым; один из немногих его «московских учеников». С 1972 года работал в Музее искусств народов Востока — библиотекарем, экскурсоводом, младшим научным сотрудником отдела научной пропаганды; затем — в Музее архитектуры, Музее-усадьбе Абрамцево, Музее Останкино. Занимался репетиторством. В эти годы им создавалась фототека, подбирались слайды, книги по архитектуре, истории городов и русской истории в целом; эти материалы легли в основу курсов, созданных впоследствии. С 1973 по 1982 год приглашался экскурсоводом «нелегальных» автобусных экскурсий по старым русским городам. С конца 70-х участвовал в деятельности религиозных кружков, занимался катахизацией. В 1983 году этой деятельностью заинтересовался КГБ; чтобы избежать преследования «за тунеядство», Владимир Леонидович устраивается на работу такелажником на завод железобетонных изделий. С 1984 года вновь работает в Музее архитектуры; преподавательская деятельность Махнача легализуется в виде факультатива по русской истории в Нефтехимическом институте им. Губкина. С 1985 года Махнач читает публичные лекции в клубах и залах. С 1987 года работает преподавателем Московского архитектурного института (МАРХИ, с 1990 года — доцент). Впоследствии также читает курсы лекций в МИФИ, Литературном институте, других учебных заведениях. В середине 80-х годов активно участвовал в движении по охране памятников истории, культуры и среды обитания человека. В 1986 году временно возглавлял Экспертный консультативный общественный совет (ЭКОС) при Главном архитекторе Москвы.

http://pravoslavie.ru/34605.html

Bede. Opera omnia. Vol. 1 — 12/Ed. J. A. Giles. London, 1843–1844. II. Uздahuя и переводы других источников. Беовульф/Пер. В. Г. Тихомирова. В кн.: Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М., 1975. Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. М., 1979. Древнеанглийская поэзия/Пер. О. А. Смирницкой, В. Г. Тихомирова. М., 1982. Евсевий Памфил. Церковная история. М., 1993. Евтропий. Краткая история от основания Города/Пер. А. И. Донченко. М., 1997. Ненний. История бриттов/Пер. А. С. Бобовича. В кн.: Гальфрид Монмутский. История бриттов. М., 1984. Памятники средневековой латинской литературы IV–IX вв. М., 1970. (в этом издании приведены отрывки из «Истории» Бэды в переводе И. П. Стрельниковой). Хрестоматия по истории Средних веков/Под ред. С. Д. Сказкина. Т. 1. М., 1961 (перевод нескольких отрывков из «Истории» Бэды). Цезарь, Гай Юлий. Записки/Пер. М. М. Покровского. М., 1948 (репринт. издание 1993). Adomnan. The Adomnan’s Life of Columba/Ed. A. O. Anderson, M. O. Anderson. London, 1961. The Anglo–Saxon Chronicle/Tr. G. Garmonsway, J. Dent. N.Y., 1953. The Anglo–Saxon Chronicle/Tr. D. Whitelock. London, 1961. The Anglo–Saxon Chronicle/Tr. A. Savage. London, 1982. Cummian. De Controversia Paschali//Migne J. Patrologia Latina/Vol. LXXXVII. Paris, 1847. Gildas. De Excidio Brittaniae. Vol. 1 — 2/Ed. and tr. H. Williams. London, 1899–1901. Gildas. The Ruin of Britain/Ed. and tr. M. Winterbottom. Chichester, 1978. Eddius. Vita Vilfridi/Ed. B. Colgrave. Cambridge, 1927. English Historical documents. Vol. 1 (500–1042)/Ed. D. Whitelock. London, 1955. Gregorius Magnus. Opera//Migne J. Patrologia Latina. Vol. LXVII–LXXVI. Paris, 1839–1842. Le Liber Pontificalls. Vol. 1 — 2/Ed. L. Duchesne. Paris, 1886–1892. Marcelinus Comes. Chronicon/Ed. T. Mommsen. MGH, Auct. Ant., XI. Р. 39–108. Monumenta Historiae Britannica/Ed. H. Petrie. London, 1848. Nennius. British History and the Welsh annals/Tr. J. Morris. Chichester, 1980. Paulus Orosius. Historiarum adversus paganos libri VII/Ed. С. Zangemeister. Leipzig, 1889.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=107...

Скрипник М. в сучасних державах на марксизму. 1 (2). 1928. С. 219, 230. Chinyaeva E. Russian Émigrés: Czechoslovak Refugee Policy and the Development of the International Refugee Regime between the Two World Wars//Journal of Refugee Studies. Vol. 8. No. 2. 1995. P. 159. Magocsi P.R. The Shaping of a National Identity. Subcarpathian Rus’ 1848-1948. Cambridge (Mass.), 1979. P. 170. Свобода. 12 юния 1930. Число 24. AÚTGM, fond T.G. Masaryk. Podkarpatská Rus 1931, krabice 403. Ibidem. Amerikansky Russky Viestnik. Homestead, PA. July 31, 1930. 31. Карпатська правда. 8 вересня (сентября) 1929. Число 14. Карпатська правда. 26 вересня (сентября) 1929. Число 17. AÚTGM, fond T.G. Masaryk. Podkarpatská Rus 1928, krabice 403. Podkarpatská Rus – zpráva Ing. Nease. Народная газета. 1925. 3. Amerikansky Russky Viestnik. Homestead, PA. February 24, 1927. 8. Народная газета. 1925. 21. Народная газета. 1928. 10. Карпатська правда. 10 липня (июля) 1927. Число 28. Геровский А. Карпатская Русь в чешском ярме//Путями истории. Общерусское национальное, духовное и культурное единство на основании науки и жизни. Том 1. Нью-Йорк, 1977. С. 54. Там же. Карпатский свет. 1931. 5-6-7. С. 1207. Там же. С. 1208-1209. Карпаторусский голос. 11 октября 1932. 113. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/opp/2024/04/24/pervuy...

Herbut J. De ieiunio et abstinentia in Ecclesia byzantina ab initiis usque ad saec. XI. Rome, 1968. Karpozelos A. Diet//ODB. P. 621–622. Karpozelos A. Realia in Byzantine Epistolography, X-XII c.//BZ. Bd. 77. 1984. S. 20–37. Kislinger E. How Reliable Is Early Byzantine Hagiography as an Indicator of Diet?//Diptycha. T. 4. 1986–87. P. 5–11. Innemee K. Ecclesiastical Dress in the Medieval Near East. Leiden, 1992. Meester Pl. de. Autour quelques publications récentes sur les habits des moines en orient//EL. T. 47. 1933. P. 446–458. Meester Pl. de. Le rasophorat dans le monachisme byzantin//EL. T. 16–17. 1940. P. 323–332. Berger A. Das Bad in der byzantinischen Zeit. München, 1982. Karpozilos A. Baths//ODB. P. 271–272. Magoulias H. J. Bathhouse, Inn, Tavern, Prostitution and the Stage as Seen in the Lives of the Saints of the Sixth and Seventh Centuries//EEBS. T. 38. 1971. P. 233–52. XVIII.   Монастырские библиотеки Bompaire J. Les catalogues de livres-manuscrits d’époque byzantine (XI е – XV е s.)//Byzance et les Slaves. Études de Civilisation: Mélangés Ivan Dujcev. Paris, 1979. P. 59–81. Crostini B. Towards a Study of the Scriptorium of the Monastery of the Theotokos Evergetis: Preliminary Remarks//The Theotokos Evergetis... P. 176–197. Mercati S. G. Un testament inedit en faveur de Saint-Georges des Manga- nes//REB. T. 6. 1948. P. 36–47. Noret J. Ménologes, synaxaires, menées. Essai de clarification d’une ter- minologie//AB. T. 86. 1968. P. 21–24. Oikonomides N. Mount Athos: Lands of Literacyn//DOP. T. 42. 1988. P. 167–178. Pantekalis E. Livres ecclésiastiques de 1’orthodoxie//Irenikon. T. 13.1936. P. 521–577. Volk O. Die byzantinischen Klösterbibliotheken von Konstantinopel, Thessa- lonike und Kleinasien. München, 1955. XIX.       Словари и справочники Beck H.-G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. München, 1959. Clugnet L. Dictionnaire grec-francais des noms liturgiques en usage dans l’Église grecque. Paris, 1895. Demet rakos D. Mega Lexikon tes Hellenikes Glosses. 9 vols. Athens, 1949– 1950.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

языка Палестины. В 1948 г., после образования гос-ва Израиль, совр. иврит и арабский были объявлены офиц. языками Израиля. Комитет языка иврит был преобразован в Академию языка иврит - высший орган языкового планирования в Израиле (Там же. С. 15) Гебраизмы В Новом Завете преимущественно в прямой речи зафиксировано неск. десятков семит. слов и выражений. Более точное определение их языковой принадлежности связано с т. н. проблемой языка Иисуса Христа, к-рая должна дать ответы на следующие вопросы: на каких языках говорили во времена Иисуса в Палестине? На каком языке говорил сам Иисус Христос? На каком языке первоначально были записаны Евангелия? Не вызывает сомнений то, что в Палестине в данный период были в разной степени распространены 4 разговорных языка: греческий, латинский, еврейский и арамейский (о языках Палестины см.: Вайс. 2002). До сер. XX в. преобладало мнение исследователей, что использование Е. я. в качестве разговорного было ограничено особыми сферами употребления (напр., обучение в школе или раввинистическая дискуссия о законе) либо что Е. я. вообще не использовался как разговорный, будучи вытеснен в первую очередь арамейским ( Black. 1967. P. 48). В наст. время мн. ученые считают, что Е. я. в I в. по Р. Х. сохранился в качестве разговорного языка «в определенных социальных слоях населения и определенных географических областях» ( Fitzmayer J. A. The Languages of Palestine in the First Century AD// Idem. A Wandering Aramean. Missoula, 1979. P. 44). Нек-рые евангельские гебраизмы предваряются специальными указаниями (βραδι, βραστ), к-рые, по-видимому, не обязательно имеют конкретное значение «по-еврейски», а более общее - «на языке евреев», что может предполагать как арам., так и евр. языки. Сторонники «еврейской» теории, согласно к-рой Иисус Христос мог говорить не только по-арамейски, но и по-еврейски, иногда указывают на то, что термином βραστ обозначены в некоторых случаях очевидные гебраизмы. Однако арам. речь евреев была богата гебраизмами. В целом проблема языка Иисуса Христа не имеет пока убедительного решения (обзор лит-ры по этой проблеме см.: Saenz-Badillos.

http://pravenc.ru/text/187295.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010