Стефан (Проценко Стефан Максимович), митр.Харьковский и Богодуховский Родился 2/15 августа 1889 года в с.Палеевка Сумской области. Окончил Агрономический институт. Несколько лет был преподавателем. В 1918 году окончил три курса Киевской духовной академии. В 1922 году окончил Нежинский историко-филологический институт и 5 марта того же года рукоположен во священника-целибата и назначен настоятелем к Свято-Троицкой церкви села Носовки, Черниговской области. Вскоре был пострижен в монашество и 24 ноября 1922 года возведен в сан архимандрита, оставлен настоятелем той же церкви. 26 августа 1926 года хиротонисан во епископа Козелецкого, вик.Черниговской епархии. На Украине в начале 20-х годов шла борьба против самосвятства и обновленчества. Нужны были большое можество, глубокая вера и искренняя любовь к Православной Церкви, чтобы принять на себя в эти годы бремя архипастырского служения. Он нес его безропотно более тридцати лет. С 28 октября 1932 года – епископ Черниговский и Козелецкий. С августа месяца 1936 года по 1942 год епархией не управлял. С 1942 года – епископ Уфимский. 10 ноября 1942 года возведен в сан архиепископа. Участвовал в постановлении Собора 8 сентября 1943 года об избрании Патриарха Сергия и об отлучении от Церкви священнослужителей и лишения их сана за измену и переход к Гитлеру. С 25 авг.1944 г. – архиепископ Полтавский и Кременчугский. В 1945 году награжден крестом на клобук. С 5 июня 1945 года – архиепископ Харьковский и Богодуховский. В 1947 году награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» С 8 по 18 июля 1948 года был участником церковного торжества в Москве по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. Соучаствовал в совещаниях патриархов и представителей автокефальных Православных Церквей по предложенным Московской Патриархией вопросам: а) Ватикан и Православная Церковь ; б) Экуменическое движение и Православная Церковь ; в) Об англиканской церковной иерархии; г) О церковном календаре. 12/25 февраля 1959 года возведен в сан митрополита Харьковского и Богодуховского.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Сычёвка. Церковь Троицы Живоначальной. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Троицы Живоначальной Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1913 и 1914. Год утраты:приблизительно 1945 Адрес: Смоленская область, Сычёвский район, г. Сычевка, ул. Бычкова. Координаты: 55.832793, 34.273549 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Молитвенный дом построен в 1908 г. В 1913-1914 гг. на средства общины построена деревянная церковь с кирпичной колокольней. Основной двусветный пятиглавый объем был выстроен в духе образцовых проектов, к нему примыкала кирпичная шатровая колокольня в псевдорусском стиле. По постановлению от 17.04.1941 г. церковь закрыта. Колокольня взорвана в марте 1943 г. при отходе немцев из города. Поврежденный взрывом храм вскоре разобран. http://svyatayarus.su/church/detail/49938/ " Жителей в Смоленской губернии по переписи 1897 г. 1 551 068 (742 170 мжч. и 808 898 женщ.), в том числе православных 97,58%, раскольников 1,47%, католиков 0,35%, лютеран 0,14%, евреев 0,46%, магометан всего 142 человека. Раскольники живут преимущественно в у. Сычевском (14 751) и Гжатском (10 052); из них приемлющих священство числится 18 887, признающих брак 8 501 и не признающих его 810 чел. " (Энциклопедия Брокгауза и Эфрона, 1905 г.) По данным 1869 года, в Сычевском уезде насчитывалось около 10 тысяч дворов в более чем в 650 селениях. Известно, что старообрядцы проживали в районе Сычевки еще в XVIII веке. Жили они там испокон либо откуда-то пришли - неизвестно. В период гонений строительство храмов старообрядцам было запрещено. Существовали лишь единичные храмы, каждый из которых строился по особому разрешению. В Вяземском филиале Смоленского Государственного архива хранится прошение старообрядческой общины Сычевского уезда на разрешение строительства старообрядческой церкви, датированное 1807 годом (Ф.83 оп.1 д.83).

http://sobory.ru/article/?object=36785

Волынская резня 1943-1944 годов: что нужно напомнить полякам РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_106713.html 13 мая 2015 Дмитрий Бабич Волынская резня 1943-1944 годов: что нужно напомнить полякам Источник:  http://interaffairs.ru/read.php?item=13104 Международная жизнь За последние дни окончательно выработалась позиция польской правящей элиты по щекотливому вопросу отношения к принятому Верховной Радой Украины закону " О правовом статусе и уважении памяти борцов за независимость Украины в двадцатом столетии " . Напомним, что закон этот был принят Радой 9 апреля 2015 года почти сразу же после выступления в Раде президента Польши Бронислава Комаровского, во время которого польский лидер обнимался и целовался с украинским президентом Порошенко. Польской стороной такая последовательность событий была воспринята как афронт. В Польше, очень трепетно относящейся к любым своим военным жертвам, каждому школьнику известен факт уничтожения от 30 до 80 тысяч поляков в 1943-1944 годах силами Украинской повстанческой армии (УПА) под руководством Организации украинских националистов-бандеровцев – ОУН(б). Между тем в принятом Радой законе фактически запрещается любая критика членов целого ряда украинских националистических организаций, включая УПА и ОУН(б). Вот как об этом говорится в законе, после перечисления всего списка: " Неуважительное отношение к борцам за независимость, препятствовавние в реализации их прав, а также публичное отрицание законности борьбы за независимость подлежат наказанию в рамках действующего законодательства " . Отрицать факт антипольских этнических чисток, проводившихся УПА по приказу руководства ОУН(б) начиная с весны 1943 года, невозможно. Памятники " жертвам украинских националистов " стоят по всей Польше, но особенно много их в западных регионах (Вроцлаве, Гданьске, Познани), куда после войны было переселено польское население с Волыни – региона, где проходили основные антипольские чистки. Эти чистки 1943-го года были призваны, по планам ОУН(б), сделать будущую независимую Украину этнически однородным государством. (Непокорных поляков УПА планировала уничтожить, уцелевших после погромов 1941-1942 гг. евреев в угоду будущим победителям-англосаксам не убить, а выселить, ну а лояльных русских ассимилировать – в общих чертах эта политика и проводится новым киевским режимом.) Все это – факты, выясненные еще в девяностые и двухтысячные годы (в условиях отсутствия жесткой " проукраинской " конъюнктуры) польскими историками. Сейчас эти факты замалчиваются и польской прессой, и ныне послушной польской наукой, но народная память в Польше, как известно, очень резистентна к замалчиванию, хоть и поддается эмоциональному манипулированию.

http://religare.ru/2_106713_1_21.html

поиск:   разделы   рассылка Иеромонах Серафим (В.Л. Амельченков) Социально-патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в 1943-1945 годах (на материалах Смоленской области) Последние два десятилетия отмечены рефлексией государственно-церковных отношений в СССР в XX веке. Однако роль Русской Православной Церкви в жизни социума в годы Великой Отечественной войны освещена недостаточно. В данной работе предпринята попытка исследовать эту проблему на примере Смоленской области. Временные рамки анализа охватывают 1943-1945 гг. После освобождения Смоленщины от нацистов в сентябре-октябре 1943 г. Русская Православная Церковь вступила здесь в новый период своего развития. Благодаря мощному религиозному потенциалу населения, во время нацистской оккупации 1941-1943 гг. в Смоленской области была восстановлена церковная организация, практически полностью уничтоженная в предвоенное время. В течение двух лет открыто более 70 храмов, сформировано епархиальное управление, собран штат священнослужителей, активизирована духовно-просветительская, миссионерская, социальная деятельность. За это время в Советском государстве произошли серьезные изменения в церковной политике. Результатом корректировки государственного курса в сфере религиозных отношений стало то, что советская власть на освобожденных от немцев территориях не стала ломать возникшую там в годы оккупации церковную структуру. Однако деятельность Церкви была строго ограничена – дозволялось только совершение богослужений, проведение антифашистской пропаганды, патриотической работы. Определение места и роли Русской Православной Церкви в социуме военной поры обуславливает необходимость детализации картины советского общества, проживавшего на освобожденных территориях. Оказавшись в эпицентре боевых действий на западном стратегическом направлении, Смоленская область испытала всю интенсивность войны и масштабность разрушений. Общая сумма ущерба, нанесенного нацистскими захватчиками, составила более 40 млрд. руб. . Численность жителей освобожденной Смоленщины насчитывала 1267261 человек, что составляло лишь 47% от довоенного уровня. Это особо выделяет данный регион, так как столь резкого сокращения населения в других областях не наблюдалось .

http://religare.ru/2_106619.html

поиск:   разделы   рассылка Дмитрий Бабич Волынская резня 1943-1944 годов: что нужно напомнить полякам Источник:  Международная жизнь За последние дни окончательно выработалась позиция польской правящей элиты по щекотливому вопросу отношения к принятому Верховной Радой Украины закону " О правовом статусе и уважении памяти борцов за независимость Украины в двадцатом столетии " . Напомним, что закон этот был принят Радой 9 апреля 2015 года почти сразу же после выступления в Раде президента Польши Бронислава Комаровского, во время которого польский лидер обнимался и целовался с украинским президентом Порошенко. Польской стороной такая последовательность событий была воспринята как афронт. В Польше, очень трепетно относящейся к любым своим военным жертвам, каждому школьнику известен факт уничтожения от 30 до 80 тысяч поляков в 1943-1944 годах силами Украинской повстанческой армии (УПА) под руководством Организации украинских националистов-бандеровцев – ОУН(б). Между тем в принятом Радой законе фактически запрещается любая критика членов целого ряда украинских националистических организаций, включая УПА и ОУН(б). Вот как об этом говорится в законе, после перечисления всего списка: " Неуважительное отношение к борцам за независимость, препятствовавние в реализации их прав, а также публичное отрицание законности борьбы за независимость подлежат наказанию в рамках действующего законодательства " . Отрицать факт антипольских этнических чисток, проводившихся УПА по приказу руководства ОУН(б) начиная с весны 1943 года, невозможно. Памятники " жертвам украинских националистов " стоят по всей Польше, но особенно много их в западных регионах (Вроцлаве, Гданьске, Познани), куда после войны было переселено польское население с Волыни – региона, где проходили основные антипольские чистки. Эти чистки 1943-го года были призваны, по планам ОУН(б), сделать будущую независимую Украину этнически однородным государством. (Непокорных поляков УПА планировала уничтожить, уцелевших после погромов 1941-1942 гг. евреев в угоду будущим победителям-англосаксам не убить, а выселить, ну а лояльных русских ассимилировать – в общих чертах эта политика и проводится новым киевским режимом.) Все это – факты, выясненные еще в девяностые и двухтысячные годы (в условиях отсутствия жесткой " проукраинской " конъюнктуры) польскими историками. Сейчас эти факты замалчиваются и польской прессой, и ныне послушной польской наукой, но народная память в Польше, как известно, очень резистентна к замалчиванию, хоть и поддается эмоциональному манипулированию.

http://religare.ru/2_106713.html

В Пскове прошла презентация фонда «Псковская православная миссия. 1941-1944 гг.» 9 февраля 2007 г. 17:38 8 февраля Псковская областная научная универсальная библиотека провела презентацию фонда Ростислава Владимировича Полчанинова «Псковская православная миссия. 1941-1944 гг.». В 2005 году гражданин США Р.В. Полчанинов передал в дар Псковской научной универсальной библиотеке более ста экземпляров редкой исторической краеведческой литературы. Дарственный фонд располагает такими изданиями, как «Памятники просветительской деятельности Святой благоверной великой княгини Ольги Российской в Псковском крае» (Спб., 1883 г.), труд архиепископа Евгения (Болховитинова) «Описание Псково-Печерского монастыря» (Дерпт, 1821 г.), «Псково-Печерский монастырь» (Новгород, 1864 г.), «Спутник экскурсанта и туриста» (Псков, 1929 г.), «Церковный календарь на 1943 год» (Псков, 1942 г.) и др. Библиотека получила в дар от Р.В. Полчанинова рукописные материалы XVIII-XIX вв. В фонде также представлены рукописи самого дарителя — воспоминания о работе псковской Православной миссии в оккупированном Пскове. В августе 1941 года в тяжелейших условиях оккупации на Псковской земле началось возрождение церковной жизни, связанное с созданием Православной миссии, организатором и вдохновителем которой был экзарх Прибалтики митрополит Сергий (Воскресенский). Его распоряжением первые пятнадцать миссионеров были направлены в Псков из Риги. Возглавляли миссию в Пскове отец Алексий Ефимов, до революции миссионер Псковской епархии , протоиерей Николай Колиберский и протоиерей Кирилл Зайц. Мирра Федоровна Яковлева на презентации фонда Р.В. Полчанинова, которого она знала лично, тогда тринадцатилетняя ученица школы, устроенной в Пскове миссионерами при Варлаамовской церкви, вспоминала: «Захват немцами Пскова в июле 1941 года был непонятен, никто не ожидал такого, было горько и страшно. 16 августа на площади возле пединститута на глазах у народа за убитого немецкого солдата расстреляли невинных заложников, часть заложников была повешена (на месте нынешнего кинотеатра «Октябрь» — прим.). Вскоре псковичи увидели людей в темных длинных одеждах — это были священники Православной миссии, приехавшие к нам из Риги.

http://patriarchia.ru/db/text/194502.htm...

Освенцим История лагеря смерти 14 февраля, 2012 История лагеря смерти То, что не должно повториться. Содержание статьи Освенцим: три лагеря Освенцим — комплекс немецких концентрационных лагерей и лагерей смерти, которые находились в 1940-1945 гг. около города Освенцим, присоединенного к территории Третьего рейха в 1939 г. В состав комплекса входили три основных лагеря: Первыми узниками концлагеря были польские политзаключенные, которых разместили в бывших польских военных казармах. Аушвиц-2 Биркенау появился в 1941 г. в 3 км от первого лагеря. В 1943 году появился Аушвиц-3 Моновиц. У лагеря Аушвиц-3 в 1944 году было уже около 40 филиалов, которые располагались около промышленных предприятий и шахт. Аушвиц-1 и Аушвиц-2 Биркенау полностью превратились в лагеря массового уничтожения. Евреев, которых отправляли в лагерь убеждали в том, что их вывозят на «поселение». Люди ехали в уверенности, что им предоставят жилье и работу, поэтому они часто везли с собой ценности и деньги. Прибывшие узники проходили процедуру отбора, их осматривали врачи СС. Около 70-75% прибывших сразу же признавали нетрудоспособными. Они подлежали уничтожению. Вначале их расстреливали, но уже в сентябре 1941 года впервые в истории лагеря был применен газ «Циклон Б» для умерщвления людей. Узникам говорили, что они отправляются в баню, однако они попадали в помещение, имитирующее душевую, в которое подавался газ. Это была настоящая «фабрика смерти». В течение 15-20 минут узники умирали мучительной смертью. После этого у них вырывали золотые коронки, снимали украшения, у женщин обрезали длинные волосы. Тела сжигали в печах крематория. Фабрика смерти У признанных годными к работе отбирали все личные вещи, ценности. Их переодевали в тюремную одежду, стригли, фотографировали, присваивали регистрационные номера, который с 1943 года наносили в виде татуировки. Взрослым накалывали номер на руке, а детям — на бедре. Узники Освенцима носили на одежде не только нашивки с личными номерами, но и треугольники определенного цвета, указывающие на причину ареста. Треугольники красного цвета нашивали на одежду политзаключенных. Зеленого — на одежду уголовных преступников. Евреи носили нашивку в виде шестиугольной звезды. Советские военнопленные в виде букв «SU».

http://pravmir.ru/osvenczim/

Свято-Покровский собор (Витебск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Покровский собор — православный храм в Витебске, памятник монументальной культовой архитектуры XIX века. Построен в 1814 году в стиле классицизма как костёл тринитарского монастыря на месте деревянного костёла. Содержание История [ править править код ] Строительство Свято-Покровского собора г. Витебска продолжалось с 1814г. по 1821г. В 1858-65 гг. здание перестраивалось. Издержки по перестройке взял на себя витебский купец 1-й гильдии и промышленник Григорий Волкович. Реконструкция принципиально не изменила архитектуру храма, но над входом появилась роспись Покрова Пресвятой Богородицы. Второй раз храм перестраивался в начале 20 века ( к юбилею 300-летия дома Романовых в 1913 г. ), в результате чего был возведён третий купол над центральной частью храма, надстроены башни, треугольный фронтон заменён округлым, луковичным. В 30-е годы 20 века храм постигла участь большинства православных святынь — его закрыли. С августа 1941 года Свято-Покровская церковь была открыта во всё время Великой Отечественной войны. Вот как описывал это событие его участник, ныне канонизированный на Юбилейном Архиерейском соборе 2000 года новомученик, архимандрит Серафим (шахмуть): «…народ радуется открытию церквей, и в Витебске при открытии Свято-Покровской церкви народ до того был тронут, что весь зарыдал и священники не могли служить, и был временный перерыв…» В августе 1941 года из областного краеведческого музея в храм была перенесена великая святыня — мощи преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой. В храме они находились до 22 октября 1943 года, когда после торжественно отслуженной литургии с молебной преподобной мощи были поездом доставлены в Полоцкую Софию, а затем перенесены в Спасо-Преображенский (Евфросиньевский) монастырь. Во время войны здание Свято-Покровского собора пострадало: был уничтожен второй ярус башен, разрушена крыша. Неремонтировавшееся здание постепенно приходило в упадок, разрушаясь от воздействия погодных условий. Находясь в центре города, оно являлось немым укором горожаном, забывшим о своих духовных корнях.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Покровск...

Поколение 70-х: время застоя – время обретения веры РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_67652.html 01 сентября 2009 Любовь Балакирева Поколение 70-х: время застоя – время обретения веры Поколение 70-х – это поколение, обретшее веру в Бога вопреки всем обстоятельствам, вопреки массовой коммунистической пропаганде, вопреки лжи и тотальному атеизму. Это поколение нащупывало веру своей кожей, кто через западную рок-культуру, кто через подпольную самиздатскую литературу, а кто-то и через " белые платочки " , беззащитных, бесправных, нищих старушек так до конца своей жизни и оставшихся стоять у Креста. Их мужья и братья полегли на полях сражений, а эти бабушки исполнили свою миссию – сохранить веру и остаться безвестными. О поисках веры, времени застоя, и поколении отцов – в интервью священника Валентина Уляхина интернет-порталу " Религия и СМИ " . – О. Валентин, вы пришли к вере в 70-е годы, которые в учебниках по истории упоминаются не иначе как время застоя. Однако, как это ни странно, это были годы массового обращения к Богу. Хотелось бы поговорить о тех процессах, которые происходили в церкви и в душах людей в те годы, тем более, что вы тоже пришли к вере в это время. Что толкало людей на путь богоискательства при практически полном отсутствии проповеди? – Конечно, время было застойное, если измерять его критериями человеческими и политическими. Но это было время, когда дееспособность, активность и жизненную искру сохраняло поколение победителей в войне 1941-45 гг. В 70-е годы были живы люди, которые воочию видели проявление силы Божией – в окопах атеистов нет! – люди, которые самоотверженно и самопожертвованно исполняли свой долг спасения ближних своих, которые были преданны жизни и победили смерть. Эти люди часто шли на верную смерть и полагали свою душу за други своя, не колеблясь и не задумываясь, отдавали свою жизнь за жизнь мира. Это было поколение моего отца. Мой отец родился в 1907 году. Более младшее поколение 1920-25 гг. было призвано в 1943 году. К этому времени как раз приспели Курская дуга, Прохоровка, Как это ни страшно, но весь этот пласт ушел в братские могилы. Как говорили тогда, 1925 год пошел целиком в мясорубку. Те же, кто остался в живых, в 70-е годы были еще живы и дееспособны. И только после завершения их миссии, когда они отошли практически от дел, когда они стали практически немощными, вот тут-то произошел тот поворот или переворот, можно сказать революция, которая направила течение страны совершенно в другом направлении.

http://religare.ru/2_67652_1_21.html

Arhiva La Orenburg a avut loc Conferina a toat Rusia „Biserica Ortodox Rus i Marele Rzboi pentru Aprarea Patriei: leciile istoriei i memoria generaiilor” 3 noiembrie 2019 12:22 1 ноября 2019 года в рамках XII Евразийских (межрегиональных) Богородице-Рождественских образовательных чтений в Оренбургской духовной семинарии при поддержке Учебного комитета Русской Православной Церкви прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война: уроки истории и память поколений». В мероприятии приняли участие гости из Московской духовной академии , Саратовской, Екатеринбургской, Самарской, Рязанской, Нижегородской, Омской, Саранской, Владимирской духовных семинарий, Поволжского православного института им. свт. Алексия, митрополита Московского (г. Тольятти), Оренбургского государственного педагогического университета, Оренбургского государственного института искусств им. Л. и М. Ростроповичей. Пленарное заседание открыли митрополит Оренбургский и Саракташский Вениамин и ректор Оренбургского государственного педагогического университета С.А. Алёшина. Затем были зачитаны доклады. Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов рассказал присутствующим о возрождении духовного образования в СССР в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время. Кандидат богословия, доцент кафедры церковной истории МДА П.Е. Липовецкий выступил с докладом «Историография изменений церковно-государственных отношений в период Великой Отечественной войны». С положением Чкаловской (Оренбургской) епархии в военные годы участников конференции познакомил исполняющий обязанности ректора Оренбургской духовной семинарии иерей Петр Панов. Доктор исторических наук, заведующий церковно-исторической кафедрой Самарской духовной семинарии протодиакон Алексий Подмарицын выступил с докладом «Деятельность учреждений Московской Патриархии в эвакуации в Ульяновске (1941-1943 гг.)». С докладом «Фальсификация истории Великой Отечественной войны в зарубежной и отечественной историографии» выступила доктор исторических наук, заведующая кафедрой всеобщей истории и методики преподавания истории и обществознания Оренбургского государственного педагогического университета Р.Р. Хисамутдинова.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5524328...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010