Иоанн (Разумов), митр. Псковский и Порховский. Фотография. 80-е гг. ХХ в. (Разумов Дмитрий Александрович; 28.10.1898, г. Коломна Московской губ.- 13.01.1990, Псков), митр. Псковский и Порховский. Из семьи священника. В 1914 г. окончил Коломенское ДУ. В 1914-1917 гг. учился в Вифанской ДС, одновременно с 1915 г. был послушником Вифанского в честь Преображения Господня мужского монастыря ; затем, по некоторым данным, был послушником Смоленской иконы Божией Матери Зосимовой мужской пустыни В 1923 г. переведен в московский в честь Богоявления мужской монастырь . 24 нояб. 1924 г. пострижен в монашество с именем Иоанн. 25 нояб. того же года Иваново-Вознесенским еп. сщмч. Августином (Беляевым ; впосл. архиепископ) рукоположен во диакона. С 1928 г. служил в Успенском соборе г. Каширы. В 1936 г. переведен в Москву, где исполнял послушание эконома Московской Патриархии. С окт. 1941 по авг. 1943 г., во время эвакуации Московской Патриархии в Ульяновск, находился при Патриаршем Местоблюстителе Сергии (Страгородском ; с сент. 1943 Патриарх Московский и всея Руси) в должности келейника. Служил в ульяновском Казанском соборе. 1 окт. 1942 г. Саратовским архиеп. Григорием (Чуковым) рукоположен во иерея. 8 окт. 1942 г. возведен в сан игумена, а 26 окт.- в сан архимандрита. 5-23 апр. 1945 г. в числе церковной делегации, возглавляемой Псковским архиеп. Григорием (Чуковым), посетил Болгарию в связи со снятием схизмы с Болгарской Православной Церкви (БПЦ). Принимал участие в торжествах по поводу избрания экзархом Болгарским митр. Софийского Стефана (Шокова) . 10 авг. 1946 г. назначен наместником Троице-Сергиевой лавры . В 1946-1947 гг. Московской Патриархии были переданы храмы и один из хозяйственных корпусов ТСЛ. И. руководил капитальным ремонтом и реставрацией здания на средства Патриархии. Он принял участие в подготовке и проведении в ТСЛ в июле 1948 г. Совещания представителей Поместных Православных Церквей . Весной 1949 г. был в числе делегатов от РПЦ на 1-м Всемирном конгрессе сторонников мира в Праге (Чехословакия).

http://pravenc.ru/text/469536.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Михаил (Чуб), еп. Лужский. Фотография. 1954 г. (Чуб Михаил Андреевич; 18.02.1912, г. Царское Село С.-Петербургской губ. (ныне Пушкин в черте С.-Петербурга) - 25.04.1985, г. Тамбов), архиеп. Тамбовский и Мичуринский. Род. в семье диакона (впосл. протоиерея) Андрея Трофимовича Чуба (1880-1960). С детства посещал храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в г. Детское Село (ныне Пушкин), в к-ром служил отец. В 1930 г. окончил 10-летнюю школу в г. Детское Село, поступил в Заочный гидрометеорологический ин-т. С 1932 г. работал лаборантом во Всесоюзном ин-те растениеводства в Детском Селе, в 1933-1935 гг.- библиотекарем-переводчиком в Детскосельском сельскохозяйственном ин-те. В марте 1935 г. был выслан вместе с родителями из Ленинградской обл. на 5 лет в Казакскую (Казахскую) АССР. Работал преподавателем в Карагандинском филиале Новосибирского ин-та повышения квалификации хозяйственников и переводчиков. В 1936 г. ссылка в Казахстан была отменена. Проживал в г. Рыбинске Ярославской обл. Поступил в Заочный ин-т иностранных языков, к-рый окончил в 1940 г. Владел французским, немецким, английским, шведским, латинским, древнегреческим и древнееврейским языками. Преподавал иностранные языки в Рыбинске: в средних школах, техникумах, в железнодорожном клубе, на учительских курсах. Был преподавателем Рыбинского танкового уч-ща (1942-1943 и 1945-1947). В 1943-1945 гг. работал в школе-типографии, был начальником охраны лесов Рыбинского межрайонного лесхоза. Во время войны перенес дистрофию. Награжден медалями «За победу над Германией» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Осенью 1947 г. переехал в Ленинград. В том же году поступил в ЛДА. После 1-го курса академии сразу перешел на 3-й, окончив 2-й курс экстерном. На 4-м курсе начал преподавать историю Древней Церкви во 2-м классе Ленинградской ДС как ассистент на кафедре общей церковной истории. Большое влияние на формирование его богословских интересов оказал 1-й научный руководитель проф. А. И. Сагарда . Студент Михаил Чуб был близко знаком с иеросхим. прп. Серафимом (Муравьёвым) Вырицким и прот. А. А. Кибардиным , ставшим его духовным наставником. В 1950 г. окончил академию со степенью кандидата богословия за соч. «Святой Мефодий Олимпийский. Его жизнь, творения и богословие». 11 июня того же года рукоположен Лужским еп . Симеоном (Бычковым) во диакона целибатом, 12 июня - во иерея; назначен священником домового академического храма во имя св. ап. Иоанна Богослова. С сент. 1950 по 1 февр. 1955 г. преподавал курс общей церковной истории в Ленинградской ДС, особое же признание коллег и студентов получил его курс лекций по истории Древней Церкви, к-рые он стал читать в ЛДА с 1953 г. как доцент кафедры патрологии. С 1952 г. привлекался председателем ОВЦС Крутицким и Коломенским митр. Николаем (Ярушевичем) к международной церковной работе.

http://pravenc.ru/text/2563658.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Митрополит Григорий (Чуков): открытие храмов в Ленинградской епархии в 1945-1948 гг. 27.11.2015 784 Время на чтение 22 минут Галкин А.К. В статье, посвященной 60-летию кончины митрополита Ленинг радского и Новгородского Григория (Чукова), церковный историк, автор и соавтор ряда статей в Православной Энциклопедии Александр Константинович Галкин повествует об участии этого выдающегося иерарха в открытии православных храмов в Ленинграде и Ленинградской области в последние месяцы Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы. Автор сопровождает текст собственными современными фотографиями открытых храмов. В сентябре 1941 г., когда началась осада Ленинграда, на блокированной территории богослужения совершались в 11 храмах, семь из которых были патриаршими, три - обновленческими и один иосифлянским. Салют 27 января 1944 г. по случаю полного снятия блокады церковный Ленинград встречал с 10 действующими храмами, но «единым стадом с единым архипастырем», митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (Симанским). Два обновленческих храма - на Серафимовском кладбище и в Лисьем Носу к лету 1942 г. оказались без клира, и власти позволили митрополиту Алексию вступить в управление ими. Два других воссоединения (общины иосифлянской Троице-Лесновской церкви и клира и общины обновленческого Спасо-Преображенского собора) произошли много месяцев спустя - и лишь после сентябрьского 1943 г. приема Сталиным трех митрополитов Московской Патриархии. Когда в августе-сентябре 1941 г. замыкалось блокадное кольцо, внутри него действовал еще один патриарший храм - Князь-Владимирский в Усть-Ижоре. Почему в нем прекратились богослужения и куда делось его имущество - неизвестно. С освобождением города от блокады и районов области от немецко-фашистских захватчиков, Ленинградскому правящему архиерею предстояла большая работа. С одной стороны, требовалось сохранить от вторичного закрытия храмы, открытые в условиях оккупации на территории, православное население которой временно принял под свой омофор митрополит Виленский и Литовский, патриарший экзарх Латвии и Эстонии Сергий (Воскресенский).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

«Ленинградцы» (воспоминания блокадников) 27 января 1944 года войскам Ленинградского и Волховского фронтов удалось отбросить гитлеровцев более чем на 60 км и освободить все коммуникации, связывающие город с Большой землей. Встреча двух этих фронтов ознаменовала полное освобождение Ленинграда. 23 января, 2014 27 января 1944 года войскам Ленинградского и Волховского фронтов удалось отбросить гитлеровцев более чем на 60 км и освободить все коммуникации, связывающие город с Большой землей. Встреча двух этих фронтов ознаменовала полное освобождение Ленинграда. 70 лет назад от блокады был освобожден город на Неве. 70 лет прошло с того дня. В самом городе сейчас участников и свидетелей тех событий — не более 160 тыс. человек. Потому важно каждое из воспоминаний. Собрать их как можно больше поставили себе целью сотрудники Музея обороны и блокады Ленинграда. Одна из них — Ирина Муравьева. «В нашем архиве хранится несколько тысяч дневников и писем времен блокады, а также воспоминаний живших в городе во время осады, — рассказывает она. — Иногда документы своих близких приносят родственники, как это было с дневниками учительницы Клавдии Семеновой. Их нашла ее правнучка. Это небольшие записные книжечки. Записи короткие, но день за днем». Долгие годы говорилось о том, что в блокадном Ленинграде работали лишь Драмтеатр и Филармония… Ирина Муравьева: Даже в самую тяжелую зиму 1941/42 гг. в городе работало несколько театров. В газетной афише от 4 января 1942 года значатся театры им. Ленсовета, Ленком, Музыкальной комедии, Драмы. Эвакуация их началась лишь в январе — феврале 42-го. Все 900 блокадных дней давали представления театры Краснознаменного Балтфлота, Дома Красной Армии, ТЮЗ, Малая оперетта, Камерный. И это тоже сыграло свою роль, прежде всего психологическую. Люди видели — жизнь в городе продолжается. Знаю, что вы проводите также большую поисковую работу, устанавливая биографические данные тех, чьи документы оказались в вашем музее. Ирина Муравьева: Волей случая попала к нам тетрадь Владимира Ге. Он вел записи в 1943 году. Было бы странно, представив в экспозиции дневник очевидца блокады, ничего не сообщить о нем самом. Из тетради была понятна лишь фамилия автора записей — Ге. Уж не родственник ли он известному русскому художнику? Поиск продолжался 5 лет. Перелистывая странички в очередной раз, обратила внимание на слово «управляющий». Зацепилась за него, ведь управляющие могли быть тогда только в банке. Так и вышло. Был там до лета 1941 года секретарем парторганизации Владимир Ге, правнук художника Николая Ге. Постепенно установила все адреса, где он жил в войну и после войны, нашла его дочку Татьяну, ради которой он и взялся за дневник (ей сейчас 80 лет), а также внучку. Сладкая горечь земли

http://pravmir.ru/leningradcy-vospominan...

Луцкая Основана ок. 1288 г. (выделена из Владимиро-Волынской епархии; Макарий (Булгаков) , митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 3. M., 1995. С. 73). Входила в состав Галичской (Галицкой) митрополии в 1303–1308 г., 1345–1347 (по др., 1338–1347), 1371–1378 гг. Временно подчинялась митрополитам Киево-Литовским в 1356–1362 и 1415–1419 гг. (Н.Д. Иерархия... С. 226, 358–360) Состояла в унии в 1596–1620 и 1715–1830 гг. Воссоединена в 1830 г. и вошла в состав Волынской епархии. Возобновлена в 1922 г. С 1923 г. состояла в юрисдикции самочинной Польской автокефалии. Воссоединена 03.1940. Упразднена в 1945 г. Возобновлена 28.03(10.04)1990. 20 .04(03.05)1996 разделена на Луцкую и Владимиро-Волынскую епархии. Именовалась: Луцкая и Острожская (до 1356 г. – Луцкая (Н.Д. Иерархия... С. 331); с 1940 г. – Луцкая; с 1990 г. – Волынская и Луцкая; с 14(27)07.1996 – Луцкая и Волынская. Климент(1322) 06.12.1331 Феодор Евфимий Алексий Арсений(1366) Иоанн (1398) 1397 (?) 1448(1449?) Феодосий II (1439) Евфимий(1447–1451) Димитрий(1450) Мартиниан(1458–1460) Алексий II (1475) Иерофей Никифор 18.01.1526 09.1521 09.1526 09.1526 Пафнутий 24.04.1528 Арсений II Феодосий III Гулевич 1566 (1569?) 1566 (1569?) Иоанн III Яцкович Борзобогатый-Красеньский 29.05.1585 09.10.1596 11.01.1621 25.11.1650 Иосиф II Чаплиц-Шпановский (Чаплич-Шпаковский) 28.02.1658 Дионисий II Балабан-Тукальский 1659(1660?) 08.11.1685 08.05.1687 08.05.1687 в/у Иосиф III Шумлянский, паки 08(21)04.1922 20.04(03.05)1923 (19.03(01.04)1932 06.1940 15(28)10.1940 02(15)07.1941 11(24).07.1942 24.05(06.06)1943 30.04(13.05)1944 10(23)05.1944 21.12.1944 03.01.1945) Николай II Чуфаровский 28.03(10.04)1990 12(25)08.1992 Варфоломей Ващук 12(25)08.1992 2477 В Ипатьевской лет., под 1288 г. упоминается епископия Луцкая, как уже открытая. же Волωдимеръ, въ кнжени свое въ Лоуцкю епскпью да крсть велик сребр позлотисть съ чстным древом създаж и цркви мнωгы (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 926). (Князь же Владимир, в свое княжение в Луцкую епископию (послал. – Сост.) большой серебряный позолоченный крест с Честным Древом (с частицами Креста Господня. – Сост.), создал и многие церкви (в Луцке – Сост.). Имя епископа, который находился на кафедре в 1288 г., который открывает список, не сохранилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла М. К. Каргер. Фотография. 60-е гг. ХХ в. Михаил Константинович (17.05.1903, Казань - 26.08. 1976, Ленинград), историк древнерус. искусства, археолог. Род. в семье учителей. Поступил в Самарский ун-т (1919-1922), окончил фак-т общественных наук Петроградского гос. ун-та (1922-1923), где учился у историков искусства Д. В. Айналова и Н. П. Сычёва . Оставлен при Петроградском ун-те для продолжения научной и педагогической работы, связанной с историей рус. средневек. искусства. Трудовая и научная деятельность К. связана с Ленинградом (С.-Петербургом) и его образовательными и научными учреждениями (ЛГУ, ГРМ, Ин-том живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина АХ, Ленинградским отд-нием Ин-та археологии (ЛОИА) АН СССР). С 1925 г., по окончании аспирантуры, К. преподавал в ЛГУ, а в 1949-1973 гг. заведовал кафедрой истории искусств исторического фак-та. С 1938 г. работал в АХ, где являлся одним из организаторов фак-та истории и теории искусств, с 1938 г. заведовал кафедрой рус. искусства, с 1939 г. занимал должность зам. директора по научной и учебной работе. В 1923-1930 гг. сотрудник ГРМ. С 1929 г. работал в Гос. академии истории материальной культуры (позднее ЛОИА АН СССР), возглавлял группу славяно-рус. археологии (1951-1974), с 1964 по 1974 г. заведовал ЛОИА. С 1949 по 1973 г. являлся зав. кафедрой истории искусства ЛГУ. В 1941 г. ушел добровольцем на фронт. В кон. 1943 г. по ходатайству АН СССР отозван с фронта для проведения работ по консервации и реставрации памятников, пострадавших в годы войны. В авг.-окт. 1944 г. руководил консервацией руин и выборкой фресок ц. Спаса Преображения на Нередице под Новгородом. Летом 1945 г. вернулся к полевым археологическим исследованиям (раскопки ц. арх. Михаила в Выдубицком мон-ре в Киеве), которые непрерывно проводил до 1971 г. Под рук. К. велись археологические и реставрационные работы в Новгороде (1928-1936), в Киеве (1938-1952), в Переяславе-Хмельницком (1949), в Галиче и во Владимире-Волынском (1955-1956), в Полоцке, Турове, Новогрудке и Витебске (1955), в Изяславе (1957-1964).

http://pravenc.ru/text/1681017.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МУНИТЫ [Англ. Moonie; The Unification Church; The Holy Spirit Association for the Unification of World Christianity; офиц. название Церковь объединения; также Движение объединения, Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства], синкретическое новое религ. движение корейского происхождения. Церковь объединения основана «преподобным Муном» (Сон Мён Мун, 1920-2012) в 1954 г. в Сеуле (Юж. Корея). Мун род. в крестьянской семье, где придерживались традиц. корейских верований, включавших в себя элементы конфуцианства и шаманизма. Позже члены семьи Муна стали пресвитерианами. М. верят, что 16-летнему Муну явился Иисус, объявивший, что именно ему предстоит продолжать вести человечество ко спасению и завершить миссию Иисуса. В 1941-1943 г. Мун изучал в Японии в ун-те Васэда электротехнику, затем вернулся в Корею, где в 1946 г. основал «Церковь широкого моря» и был отлучен от пресвитерианской церкви. В 1948 г. Мун был осужден коммунистическими властями на 5 лет и отправлен в лагерь в г. Хыннам. 14 окт. 1950 г. Мун был освобожден вторгшимися на Корейский п-ов амер. войсками. В ранние 40-е годы Мун сотрудничал с членами коммунистической партии и христианами, входившими в движение за независимость Кореи, после войны и заключения стал антикоммунистом. М. был в тюремном заключении неск. раз, последователи воспринимали лидера как «пострадавшего за справедливость». С 1 мая 1954 г. церковь стала называться «Ассоциацией Святого Духа за объединение мирового христианства», но известность орг-ция получила как Церковь объединения. В кон. 50-х гг. XX в. М. проповедовали в США, но популярным их учение за пределами Кореи стало только в 70-х гг., когда Мун переехал в США, получил вид на жительство и начал активно участвовать в политической жизни. США он приписывает особую мессианскую роль (в частности, в победе над коммунизмом). 70-е гг.- пик развития движения М., популярность к-рого была связана среди прочего с последствиями бума вост. религий и культуры хиппи,- молодежь, по свидетельствам современников, привлекали моральные стандарты и семейные ценности М. Популярность идей М. и активная миссионерская деятельность среди молодежи вызвали неоднозначную реакцию. Обеспокоенные родители обвиняли М. в разрушении семей. Тогда же были обнародованы свидетельства бывш. М., что привело к новому всплеску обсуждений и осуждению движения М. как деструктивного культа. В 70-х г. XX в. проходило множество судебных процессов против М., они касались в т. ч. уголовных преступлений, в основном связанных с нарушениями налогового законодательства, а также нарушений предусмотренной уставом деятельности.

http://pravenc.ru/text/2564342.html

Севск. Церковь Вознесения Господня. Вознесенская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь Вознесения Господня построена в 1765 г. в бывшей Казачьей слободе на месте древней деревянной церкви, сгоревшей при осаде города польско-литовскими интервентами в 1634 г. Упоминается в писцовых книгах 1646 и 1711 гг. Императрица Елизавета Петровна в 1744 г. ехала в Киев на богомолье и, остановившись в Севске, посетила этот храм. В знак царственного молитвенного посещения и монаршей милости на царских вратах велено было установить государственный герб - двуглавого орла, над крестом храма - царскую корону. Вознесенская церковь представляет собой тип традиционного " восьмерика на четверике " . Стиль архитектуры - русское барокко в весьма скромном проявлении. Вместо ожидаемой пышности декора непритязательные украшения в виде парных лопаток. Наличники окон и дверей, простые профили карнизов носит самобытный характер, придающий облику памятника задушевность и теплоту. Величественность интерьеру придается развитием пространства вверх. Арочные тромпы перехода от нижнего четверика к восьмерику изящным пластическим эффектом украшают интерьер подкупольного зала. Храм перестраивался в 1830 и 1883 годах. В 1926 г. церковь была закрыта. Во время оккупации Севска (октябрь 1941 - август 1943 гг.) храм использовался как тюрьма. Во время боев по освобождению города здание церкви сильно пострадало. После войны в нем хранили торф, который использовали для отопления соседней школы. К 1980-м гг. храм представлял собой развалины. В книге, посвященной архитектуре Севка, можно найти следующие строки: " Бывшая Вознесенская церковь, от которой остался только остов центральной части - четко выраженный восьмерик на четверике, увенчанный стройным барабаном с главкой. Сохранившийся наружный декор явственно говорит о том переходном времени, когда барочные формы уже соседствуют с классицистическими, например пилястры и полуколонны с килевидными наличниками проемов. От кровли нет и следа, купола обнажены, и на них даже выросли деревья. Ни окон, ни дверей нет, а памятник последние пятнадцать лет стоит без особых изменений и будет стоять еще долго, если его не разберут. К сожалению, такую картину можно наблюдать и на других церквях Севска. "

http://sobory.ru/article/?object=01624

Владимиро-Волынская Основана в 991/992 г. митрополитом Леоном при Св. Равноапостольном князе Владимире. Временно входила в каноническую юрисдикцию: Галицкой митрополии – в 1303–1308, 1345–1347, 1371–1378; Киево-Литовской митрополии – в 1356–1362, 1415–1419 гг. (Н.Д. Иерархия... С. 226, 358, 360). Отпадала в унию: 09.10.1596–1616, 08.1625–12.04.1795. Воссоединена и упразднена в 1795 г. (вошла в состав Житомирской епархии). Возобновлена 17.06 (по др. 08.06) 1891 как Житомирское викариатство. Возобновлена вновь 19.12.1995 (01.01.1996) (выделена из Волынской и Луцкой епархии). Именовалась: Владимирская; с 1371 (по др. 1405) – Владимирская и Берестейская; с 1616 г. – Владимирская и Брестская; Владимиро-Волынская; Владимиро-Волынская и Ковельская. 991/992 Антоний Аникита Коприй Геласий 27.04.1094 27.08.1105 10.10.1122 1134(?) 06.05.1135 Лаврентий Прокопий Антоний II 04.1223 Василий(1271) 1266 (?) 12.1271 12.1287 1358 (1359?) Афанасий II в/у Иоанн II Гоголь 15.11.1416 Весвасиан (?) Даниил (1441) 28.10.1452 Никифор II Порфирий (1470) Вассиан Мартиниан Вассиан II 09.1521 Пафнутий 09.1521 1523 (1526?) 1523 (1526?) 17.05.1535 Иона 05.10.1536 Геннадий (09.11.1547) Вассиан III в/у Иоанн III Яцкович 15.01.1580 20.04.1580 в/у Мефодий Хребтович-Литаворович-Богуринский 13.01.1593 Мелетий 24.12.1595 07.01.1621 08.1626 07.07.1891 17.06.1902 Паисий Виноградов 14.07.1902 25.08.1906 25.08.1906 31.10.1908 Михей Алексеев 21.12.1908 28.02(13.03)1922 11(24)12.1941 09(22)07.1942 08.1943 19.12.1995 01.01.1996) 21.04(04.05)1996 21.04(04.05)1996 746 Имя епископа Фомы встречается три раза на трех разных епархиях, причем во всех случаях точное время пребывания на кафедре не известно, но имя этого епископа стоит в начале списка, во всех трех случаях его относят к сомнительным. Летописное повествование о путешествии митрополита Михаила по Руси с четырьмя (или шестью?) епископами (это путешествие можно отнести и к 80-м гг. IX века – см. Митрополия России) и упоминание некоего епископа Фомы в разных епархиях приводят к следующему предположению. Не был ли епископ Фома одним из шести (или четырех) епископов-миссионеров, пришедших на Русь вместе с митрополитом Михаилом, подолгу бывшим в трех (или более) будущих епархиальных древнерусских городах. Уместно предположение, что еп. Фома мог подолгу пребывать в трех (или более) городах, устраивая местную церковную жизнь, после чего переходил в другой город (или был в миссионерских целях перемещаем митрополитом на другие кафедры).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вязьма. Монастырь Иоанна Предтечи. Карта и ближайшие объекты Предтечев монастырь, 2 класса, в Вязьме. Основан в 1534 году старцем Герасимом (см. о Болдином монастыре). Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». В конце 1535 года преподобный Герасим со своим учеником Симеоном поставил келью в западной части города Вязьмы на высоком холме правого берега реки Бебри. Собрав вокруг себя благочестивых людей, готовых к иноческому подвигу, в 1542 г. преподобный Герасим получает благословение и грамоту у метрополита Макария и позволение у царя Иоанна IV для основания обители. Трудами братии и поселян был построен деревянный храм во имя Иоанна Предтечи. В 1566 году Предтечев монастырь посетил царь Иоанн IV Грозный. Проезжая в Смоленск для осмотра строящейся крепости, в 1598 году в обители останавливался царь Борис Федорович Годунов. При игумене Гурии в 1630-е годы был построен каменный корпус для братии. В 1654-1655 годах монастырь неоднократно посещал живший в городе царь Алексей Михайлович с семейством и Патриарх Никон. В начале XVIII века по указу императора Петра I обитель давала приют раненым и престарелым воинам. В Отечественную войну 1812 года монастырь разграблен и сожжен французами. После ухода неприятеля остались только обгорелые стены. С огромным трудом братия исправила Знаменский, а затем Вознесенский храмы. Все постройки обители сильно пострадали в ходе боев за Вязьму в 1941-1943 годах. В 1989 году монастырь передан епархии. Решением Священного Синода в 1990 году здесь вновь открыт Вяземский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь. Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II посетил монастырь 3 мая 1993 года. Монастырь неоднократно посещал митрополит Кирилл. В августе 1995 года решением Священного Синода Иоанно-Предтеченский монастырь преобразован в женский. Набор открыток " Вязьма Православная " Расположен в западной части города, на высоком холме над долиной р. Бебрь. Основан в 1535 г. иноком Герасимом, положившим начало Болдину монастырю под Дорогобужем. Уже в сер. 16 в. здесь существовали две деревянные церкви - Иоанна Предтечи и Вознесения, с деревянной же оградой вокруг них. После Смутного времени (монастырь был сожжен и разграблен отрядами Жолкевского и Ходкевича) на вклады царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича строятся каменные Одигитриевская церковь с приделом Иоанна Предтечи (1630-е гг.) и надвратная церковь Вознесения (сер. 17 в.). Видимо, к концу 17 в. облик Вознесенской церкви сильно изменился. К сер. 18 в. монастырь имеет также каменные настоятельские и братские палаты, палаты для обучения школьников, разделенные воротами, корпус неизвестного назначения и каменную ограду. Около 1770 г. построили Никольский (Знаменский) храм. После пожара 1812 г. монастырь оставался невосстановленным до строительных работ 1832-36 гг.

http://sobory.ru/article/?object=00467

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010