Однако подобный контроль (посредством агентурной сети) мог приобретать парадоксальные черты, когда советские спецслужбы фактически становились во главе религиозной организации, как это оказалось в случае «столичной организации» свидетелей Иеговы, формально находящейся в здании МГБ-КГБ в Киеве в середине 1950-х гг. Подобные гротескные формы контроля парадоксальным образом способствовали восстановлению организации свидетелей Иеговы в послевоенной Украине. Будучи «столичной организацией Иеговы», советские органы безопасности печатали и распространяли среди верующих религиозную литературу (в том числе журнал «Сторожевая башня», нелегальный в Советском Союзе), снабжали верующих печатными машинками, финансировали подпольную типографию свидетелей Иеговы, фактически становясь источником воспроизводства религиозной структуры. В контексте массовых репрессий и депортаций, повлекших тотальную разобщенность свидетелей Иеговы, советские спецслужбы оказались альтернативной основой, на которой верующие восстанавливали каналы связи друг с другом и восполняли свои религиозные ресурсы.   Библиография 1. Белякова Н. О попытке создания организационной структуры у старообрядцев- беспоповцев Прибалтики в 1940-е гг.//Латвийские староверы: исторический опыт сохранения идентичности. Сборник статей. Рига, 2014. 2. Белякова Н. «Общества адвентистов в нашей стране не являются членами международного союза АСД...». Из истории оформления организационной структуры Адвентистов седьмого дня в СССР в условиях Холодной войны//Электронный научно-образовательный журнал «История», 2015. Вып. 6 (39). URL: http://history.jes.su/s207987840001188-5-1  3. Бережко К. О. Масові релігійні репресії в Україні: операція «Північ»//Культура народов Причерноморья. 2009. 162.  4. Бережко К. Переслідування свідків Єгови в післявоєнний період (1945–1951 рр.)//З архівів ВУЧК, ГПУ, НКВД, КГБ. 2011. 2.  5. Веденеев Д. В. Атеисты в мундирах: советские спецслужбы и религиозная сфера Украины. М.: ТД Алгоритм, 2016.  6. Голько О.

http://bogoslov.ru/article/6172462

В конце XIX – начале XX века в диалоге русских иерархов и богословов со старокатоликами был поставлен вопрос о значении проблемы Filioque. Основательная попытка анализа была осуществлена профессором В.В. Болотовым , который представил несколько трудов на эту тему. Его основной вывод состоял в том, что Filioque не является непреодолимым препятствием к воссоединению старокатоликов. Эта точка зрения и её аргументация будут иметь определённое влияние в рассматриваемом нами периоде 1 . После 1918 года преемство в обсуждении этой проблемы приняла на себя, прежде всего, русская богословская наука в эмиграции. Разделение оказалось для неё живым, каждодневным фактом. Завязался диалог более прямой, более частый, чем ранее. Появилась необходимость в переосмыслении факта разделения, его последствий и причин. Этапом в осмыслении проблемы Filioque является, в 1936 году, второй том «Трактата о Богочеловечестве» протоиерея Сергия Булгакова – Утешитель, с которого мы и начнём наше исследование. В 1940-х и 1950-х годах были изданы работы В.Н. Лосского , посвящённые вопросу о Filioque, и некоторые другие исследования, касающиеся этой проблемы. С 1960-х годов (после кончины Лосского) в обсуждении этого вопроса выдвигается православный публицист Оливье Клеман. В начале 1970-х годов он совместно с католическим богословом отцом Жан-Мишелем Гарригом выдвигает новую теорию, касающуюся соотношения восточной и западной пневматологий. Обсуждению этой теории будет посвящён ряд публикаций того времени. Рядом с этим проблема Filioque рассматривается в рамках богословского диалога, осуществляемого в Всемирном Совете Церквей (собеседования 1978–1979 гг.), а также в собеседованиях между православным и англиканским миром (1974–1984 гг.). Ряд работ по вопросу об исхождении Святого Духа появляются в рамках конференций, посвящённых юбилею Второго Вселенского Собора в 1981 году. Наконец, в 1995 году римская курия также издаёт согласительный документ по вопросу об исхождении Святого Духа, основанный во многом на упомянутой выше теории отца Гаррига. Этот документ вызвал оценку нескольких православных богословов, среди которых следует подчеркнуть имя Жан-Клода Ларше , опубликовавшего ещё несколько ценных работ, в которых затрагивается проблема Filioque.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/fili...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Вышел новый выпуск Электронного научно-образовательного журнала «История» 30 марта 2020 События Номер посвящен изучению всеобщей истории в России и СССР в довоенный период. Выпуск 1 (87) Том: 11 Редакторы: Ананьев Виталий Геннадьевич , Бухарин Михаил Дмитриевич , Карпюк Сергей Георгиевич Настоящий выпуск журнала посвящен анализу развития изучения всеобщей истории в России и СССР довоенного периода. Анализируется образование новых и трансформация старых институтов управления научной сферой (Наркомпрос), научных исследований (Коммунистическая академия), ряда исследовательских институтов и музеев. Важную составляющую часть выпуска представляют собой статьи, в которых освещается появление новых базовых концепций, формировавших исследовательскую среду и влиявших на направление собственно источниковедческих работ. Важнейшим направлением деятельности Советской власти в области изучения истории было написание новых учебных пособий для средней и высшей школы. Эти аспекты в развитии образования в СССР довоенной поры также нашли свое отражение на страницах выпуска. Изучение всеобщей истории наиболее ярко представлено в научных биографиях наиболее видных представителей ученого мира, освещаются важнейшие страницы научного творчества целого ряда исследователей, определявших развитие исследований в области Древнего мира, Средних веков, востоковедения. Также в выпуске освещаются проблемы восприятия всеобщей истории в виде художественных образов и политических идеологических клише. Отличительной чертой выпуска является то, что практически все статьи основаны на архивных данных, ранее не использовавшихся в исследованиях. Перечень статей выпуска 1 (87) Автор(ы) Научные институты в 1917—1940-х гг. «Рука помощи братским народам»: история «славянского вопроса» в экспозициях Государственного музея этнографии в 1930-е — 1950-е гг.

http://bogoslov.ru/event/6026518

Еще один расчет. Предположим, что цифра расстрелянных за 23 года, указанная в «Правительственном вестнике» - 786 098 относится только к периоду 1937-38 гг. Тогда число жителей страны в 1939 году, если бы не было расстреляно столько человек, достигло бы более 171 млн., т.е. увеличилось бы на 16 с лишним процентов даже с учетом снижения рождаемости. Ежегодный прирост населения отличался бы от фактического на десятые доли процента. Далее, демократы, настаивая на правильности числа жертв сталинского времени - 50-60 млн., ссылаются на то, что тогда подверглось «спецпереселению» в Сибирь и другие районы востока 20-25 млн. крестьян, которые будучи ограбленные, раздетые и разутые, большей частью погибли. Откуда взята эта цифра? Чтобы представить, как бы отразилась эта гибель крестьян при «спецпереселении» на общей численности населения страны, возьмем реальную, хотя может быть и несколько заниженную, как теперь иногда думают, цифру - 20 млн. наших соотечественников, погибших во время Великой Отечественной войны. Как это число жертв сказалось на росте населения? В 1940 году население страны (в новых границах) было равно 194,1 млн. человек. Согласно переписи 1959 года оно увеличилось до 208,8 млн. или на 14,7 млн. человек, Прирост составил всего 7,5%, а годовой прирост - только 0,4%. Вот как отражаются действительно огромные потери на движении народонаселения страны. Таким образом, объявленное демократами число жертв периода 1930 - начала 1950-х гг. - вымысел, а названные в «Правительственном вестнике» цифры близки к действительности. Русские, не верьте демократам. Клевета на Сталина - это клевета на НАШУ победу, клевета на тех, кто не вернулся с полей сражений. И сколько бы демократы не визжали о «сталинских репрессиях», портреты Сталина должны быть везде, на всех улицах и площадях всех городов России. Защищая Сталина от этой «демократической» нечисти, мы, русские, защищаем НАШУ победу. Источники, которыми я пользовался: БСЭ. Союз Советских Социалистических республик. Под редакцией С.И. Вавилова и др., 1947 г.; СССР в цифрах в 1983 году. М., издание «Финансы и статистика», 1984 г. А у демократов источник - Солженицын.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

В 1937 г. япон. войска начали войну в К.; к сер. 1939 г. ими была захвачена большая часть Северного и Центрального К., основные морские порты страны. Территория К. в этот период состояла из неоккупированной зоны (юго-зап. и сев.-зап. провинции), в к-рой находилась временная столица К.- Чунцин, оккупированной зоны (сев., вост., центральная и юж. провинции), к-рая номинально подчинялась марионеточному правительству Ван Цзинвэя (создано японцами 30 марта 1940 в Нанкине), и районов, контролировавшихся 8-й полевой армией (отдельные районы провинций Шэньси, Ганьсу, Нинся, Чахар, Суйюань, Хэбэй, Шаньдун, Хэнань в Северном К.) и Новой, 4-й армией (бассейн р. Янцзы в Центральном К.) под руководством КПК. На оккупированных территориях притеснениям подвергались исконно кит. формы религ. отправлений, в частности ограничивалась активность даосских объединений, зато поощрялась деятельность буддийских орг-ций, связанных с япон. гос. службами. Коммунисты при поддержке сельского населения в оккупированных провинциях начали национально-освободительную партизанскую войну против япон. захватчиков. К апр. 1945 г. народные вооруженные силы контролировали 19 освобожденных районов. В результате проведенной 9 авг.- 2 сент. 1945 г. советскими войсками Маньчжурской операции Квантунская армия была разгромлена; 2 сент. Япония капитулировала. В июле 1946 г. в К. возобновилась гражданская война. Народно-освободительная армия К. под руководством КПК разгромила гоминьдановские войска, к-рые эвакуировались на Тайвань; 1 окт. 1949 г. была провозглашена КНР. К. в 1949 - нач. 2000-х гг. В 50-х гг. К. приступил к социалистическим преобразованиям в промышленности и сельском хозяйстве. В июне 1950 г. был принят Закон об аграрной реформе, началась коллективизация. Был провозглашен курс на индустриализацию страны. В 1953 г. принят первый 5-летний план развития экономики К. (1953-1957). На 1-м заседании Всекитайского собрания народных представителей в Пекине в сент. 1954 г. была принята Конституция КНР. К этому времени традиц.

http://pravenc.ru/text/1841141.html

«Ни в коем случае нельзя ходить на идольские ихние праздники, — поучали новоначальных представители некоторых эсхатологических движений, — и праздновать с ними революционные праздники: Октябрьскую, Новый год и т. п. а в особенности демонстрации одно слово “демон страстей”. Не ходи по театрам и кино Радио, чтобы не гремело, выброси вон» 45 . Анализ поведенческого изоляционизма отчетливо показывает, что в его основе лежали эсхатологические ожидания, тесно связанные с антимодернизационными настроениями российского крестьянства, сопротивлявшегося экономической политике, направленной на разрушение крестьянской общины и строительство современной промышленности, проводимой сначала последними императорами, а затем и советской властью 46 . Свое логическое завершение настроения антисоветского эсхатологизма нашли у групп из районов Рязанской, Воронежской и Орловской областей, позже составивших Липецкую область. Наступление немецких войск было воспринято ими как приближение “карающего меча”, несущего избавление от антихристовой власти, а освобождение от оккупации частями Красной армии — как отсрочка избавления, случившаяся за их грехи. Очевидно, после освобождения члены этих общин прибегли к крайним формам поведенческого изоляционизма — массовому затвору. Вот как, например, описывались эти общины в одном из документов государственных органов: “ рядовые участники живут в домах с замурованными окнами, мужчины отпускают волосы, женщины отвергают брак Сектанты ведут паразитический образ жизни и проводят антисоветскую работу: налогов не платят, от выполнения государственных обязательств и от службы в Красной армии уклоняются, на вызовы в советские органы не являются, соответствующих документов не принимают. Из-за боязни советского влияния на детей участники организации не пускают их в школу и воспитывают в духе враждебности к советской власти” 47 . Но власти волновал не столько массовый затвор, который встречался в среде церковных радикалов и раньше, в 1930-е гг. и позже, в 1950-е гг., сколько обусловленный религиозными мотивами коллаборационизм этих общин. Поэтому они, подобно этническим группам, во время войны колебавшимся в своей лояльности советской власти, подверглись массовой депортации. 15 июля 1944 г. была проведена массовая высылка участников “антисоветской сектантской организации” “истинно-православ­ных христиан”. В ее ходе из десяти районов Рязанской, пяти районов Воронежской и двух районов Орловской областей было переселено 537 хозяйств, или 1673 человека. Участников организации с членами их семей предполагалось “переселить в Омскую, Новосибирскую области, Алтайский и Красноярский края, рассредоточив их там в нескольких спецпоселениях, где они будут находиться под наблюдением НКВД”. По мнению историка М. В. Шкаровского, это был “единственный пример массовой депортации русского населения в этот период” 48 .

http://pravmir.ru/tserkovnaya-oppozitsiy...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла М. Велимирович. Фотография. 2001 г. [Velimirovi] Милош (10.12.1922, Белград - 18.04.2008), амер. музыковед, исследователь визант. и слав. муз. культур. В 1940 г. окончил Белградскую муз. школу (ныне им. С. Мокраняца) как скрипач и пианист. В 1941 г. после прекращения занятий в Белградском ун-те в связи с началом второй мировой войны и нем. оккупации Югославии В. поступил в Музыкальную академию и продолжил занятия по классам скрипки (у П. Стояновича) и фортепиано (у Е. Крстич). В 1943 г., избежав работы на рудниках, он сумел сформировать маленький муз. ансамбль, игравший в лагерях серб. молодежи нем. полувоенной строительной орг-ции Тодта. В дек. 1943 г. бежал в Белград; в апр. 1944 г. из-за амер. бомбардировки Белграда присоединился к войскам генерала Д. Михайловича, занимался составлением ежедневных сводок новостей. В 1945 г. был взят в плен силами И. Б. Тито, однако был определен в Клуб 23-й дивизии Югославской армии с предписанием создать джаз-банд совместно с музыкантами разных подразделений. В связи с выборами 1945 г. был арестован за причастность к силам Михайловича, провел 9 месяцев в штрафном батальоне в Словении. В 1946 г. возвратился в дивизию, располагавшуюся близ Триеста, на место пианиста и руководителя клубного ансамбля. В 1947 г. вернулся после военной службы в Белград, где продолжил занятия в Музыкальной академии (1947-1952) по фортепиано, композиции (у М. Логара) и с 1948 г. в качестве музыковеда, а также в ун-те (1947-1951) на отд-нии изящных искусств философского фак-та (среди учителей - историк-византинист Г. Острогорский ). В 1950-1951 гг. в качестве ассистента проф. А. Лорда (Гарвардский ун-т, США) занимался собиранием эпической поэзии, гл. обр. репертуара мусульм. певцов, поющих с аккомпанементом гусле, в т. ч. в Македонии. С 1952 г. учился в Гарвардском ун-те у О. Гомбоши (история музыки, муз. палеография), Р. Томпсона (контрапункт), С. Таттла (библиография, музыка англ.

http://pravenc.ru/text/150149.html

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Премьера фильма «Синод – радость идти вместе». Москва Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости Аргентина: скончалась Клелия Луро де Подеста Хорошо знавшая кардинала Бергольо, она была уверена, что тот станет Папой 08.11.2013 23:45 Версия для печати Буэнос-Айрес, 8 ноября, Apic/Благовест-инфо. Клелия Луро де Подеста, ключевая фигура движения «Священники – за третий мир», скончалась 4 ноября в больнице Буэнос-Айреса в возрасте 86 лет. Хорошо знавшая кардинала Хорхе Бергольо, она предрекала ему избрание на папский престол, за что будущий понтифик в шутку назвал ее «злой вещуньей». Клелия Луро родилась в 1927 году в обеспеченной семье в Буэнос-Айресе. В юности чувствовала призвание к монашеству и хотела вступить в один из орденов. Это не мешало ей критически относиться к Церкви. В 1950 году Клелия вышла замуж за инженера Патрона Костаса и переехала в провинцию Сальта, что в 1500 км к северу от столицы. Познакомившись с нечеловеческими условиями жизни сборщиков сахарного тростника, молодая женщина объездила верхом почти всю провинцию, старясь помочь тем, кто нуждался в этой помощи. Позже она вспоминала, что при встрече с вопиющей нищетой у нее «проснулась совесть».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Некоторыми антинорманистами, в частности, В. Т. Пашуто, отрицалась историческая основа летописного рассказа о призвании Рюрика, объявляемого идеологизированной легендой. Пристраиваясь к идеологической кампании, которая велась на рубеже 1940-х –1950-х гг., и, подобно своему идейному антиподу А. С. Клейну, выходя далеко за границы академической пристойности, историк В. В. Мавродин в публичной лекции, прочитанной в 1949-м г., заявил, что «тысячелетней давности предание о призвании варягов” Рюрика, Синеуса и Трувора из-за моря”, которое давным-давно следовало сдать в архив вместе с преданием об Адаме, Еве и змие-искусителе, всемирном потопе, Ное и его сыновьях, возрождается зарубежными буржуазными историками для того, чтобы послужить орудием в борьбе реакционных кругов с нашим мировоззрением, нашей идеологией» . Этот выпад, однако, не уберег В. В. Мавродина от обвинения в космополитизме и исключения из ВКП (б), в которой позже он был восстановлен. Трижды в истории российской науки вопрос о происхождении этнонима «русь» и этнической принадлежности Рюрика служил темой научных дискуссий: участниками первой из них были Г.Ф. Миллер и М. В. Ломоносов, второй, состоявшейся почти столетие спустя, – норманист М.П. Погодин и антинорманист Н. И. Костомаров, – и, наконец, в 1965-м г., – оппонентами в ней выступили А.С. Клейн и И.П. Шаскольский. В постсоветский период антинорманистскую линию в исторической науке, в противовес доминирующему норманизму, отстаивали А. Н. Сахаров, ныне здравствующие К. А. Аверьянов, В. В. Фомин, который в полемическом задоре включает в лагерь своих оппонентов и таких ученых, которые имеют устойчивую репутацию антинорманистов: Б.А. Рыбакова, И.П. Шаскольского и В.В. Мавродина. В широком диапазоне между идеологизированными полюсами умещается солидная академическая историография. При желании взгляды одних ученых по конкретному вопросу об этническом происхождении Рюрика или этимологии слова «русь» можно подвести под рубрику норманизма или противоположного ему направления, но такой классификаторский подход не представляется плодотворным. Полезнее в освещении проблемы, вокруг которой сломано столько копий и которую по сей день нельзя считать окончательно решенной, использовать реальные доказательные выводы из научных исследований, ценность которых не обусловлена заявленной позицией.

http://pravoslavie.ru/154516.html

Но, о времена, о нравы… со временем выбор темы дипломной выпускной работы художника стал более свободным, и не все выдерживали такое искушение (см. статью автора «Россия, заблудившаяся в лесу…» ). Таким образом, качество творения художественного направления, в том числе и кинофильмов, определяется, в основном, целеполаганием авторов этих произведений. В качестве примера возьмём фильм режиссера Г. Александрова «Волга-Волга». Отметим, что в фильме в главной роли выступает Л. Орлова, музыку к фильму написал И. Дунаевский. Вполне закономерно назвать этот фильм самым выдающимся произведением советского кинематографа в ряду музыкальных кинокомедий, по тому «мобилизующему» влиянию (1938 год), которое этот фильм оказал на население страны. Причем основным моментом такого влияния оказалось гармоничное сочетание всех составляющих этого фильма, и самое главное - его державный дух, выраженный в музыкальной, песенной, танцевальной и в других формах эстетического отображения всех сторон кинематографа. Что интересно, такой же сюжет был повторен в 1956 году в фильме «Карнавальная ночь» (режиссер Э. Рязанов). Более того, одного из главных героев играл И. Ильинский, сыгравший такого же героя и в фильме «Волга-Волга». Но, увы, при большом успехе этого фильма и его музыкальной популярности, это уже был фильм «благополучного поколения». Никакой «державности» и «мобилизационного влияния» в этом фильме уже не было. Однако, и в том («Волга-Волга»), и другом случае («Карнавальная ночь») деньги не были мотивацией создателей этих фильмов – что и (при прочих равных возможностях) предопределило их успех. Интересно отметить, что в конце 1940-х и начале 1950-х гг., когда в квартирах существовала одна радиоточка проводной трансляции, рано утром после исполнения «Гимна Советского Союза» и новостей транслировали (передавали) короткие музыкальные программы, в которые частенько включали: «Увертюру к опере «Кармен» (с песенкой тореадора), «Песню петушка» аргентинского композитора Флореса, аккордеонную инструментальную пьесу «Карусель» в исполнении Шахнова (см. интернет) – шедевры музыкального искусства. Нет никакого сомнения, что эти произведения создавались с мотивацией, далеко отстоящей от – денег. После («воленс-ноленс») прослушивания этого короткого концерта бодрый и «мобилизованный» школьник, колхозник, инженер и другой рабочий люд – шёл в школу или на работу.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/11/30/ro...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010