Василий Осипович Ключевский (1841–1911) Более столетия это имя имеет свою историю. При жизни ученого оно было широко известно и пользовалось огромной популярностью. В 1920–1940 гг. в общей критике всего культурного и научного наследства, оставшегося нам, оно оценивалось очень по-разному, часто двойственно, но для всех критиков было очевидным его научное значение. С 1950 гг., когда началось глубокое изучение творчества В.О. Ключевского , вновь возрос интерес к имени историка среди широкой массы читателей, и в настоящее время оно стоит в ряду крупнейших деятелей русской и мировой культуры. В чем же причина неиссякавшего интереса к Василию Осиповичу Ключевскому ? В его биографии не было неожиданных, ошеломляющих или интригующих внимание эпизодов. Конечно, у В.О. Ключевского было немало сложностей, борьбы за свое место в науке с противниками, недоразумений с «властями», случалось, очень высокого ранга, но все это не выходило за границы повседневной профессорской карьеры, уже начало которой можно признать удачливым. В известней степени биография В.О. Ключевского примечательна в социальном аспекте – выходец из семьи бедного сельского священника, очень талантливый, трудоспособный и целеустремленный молодой человек начал свой путь в науке в 1860 гг., в 1870 гг. достиг определенного положения, а к началу 20 в. – всероссийской известности. Но подобная биография отнюдь не была исключением для второй половины 19 в.; такие биографии были тогда уже типичны. Выходцев из разночинных слоев, добивавшихся в это время успеха на различных поприщах, было немало. Популярность имени и научная значимость В.О. Ключевского определялась, конечно, более существенными обстоятельствами. В.О. Ключевский родился в Пензе 16 января 1841 г. Его отец, Осип Васильевич, окончив духовную семинарию в 1838 г., не сразу сумел определиться на постоянную службу и только к 1846 г. получил приход на р. Суре в селе Можаровке Городищенского уезда Пензенской губернии, где и проживал до своей скоропостижной смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

В Москве в возрасте 94 лет после продолжительной болезни скончался философ, культуролог, писатель, член Академии гуманитарных исследований и публицист Григорий Соломонович Померанц. В Москве в возрасте 94 лет после продолжительной болезни скончался философ, культуролог, писатель, член Академии гуманитарных исследований и публицист Григорий Соломонович Померанц. Григорий Померанц с семи лет жил в Москве. В 1940 г. окончил Институт философии, литературы и искусства (ИФЛИ) по отделению русской литературы, занимался Достоевским. Студенческая работа Померанца о Достоевском была оценена преподавателями как антимарксистская, кандидатская диссертация уничтожена после его ареста в 1949 г. как «документ не относящийся к делу». В 1941 г. пошел на фронт добровольцем, был ранен. В 1950 — 1953 гг.в Каргопольлаге (ст. 58-10, осужден на 5 лет, освобожден по амнистии, в 1958 г. реабилитирован). В 1953 — 1956 гг. сельский учитель в Краснодарском крае. Вернувшись в Москву, избрал работу библиографа, стал сотрудником Библиотеки общественных наук (ФБОН). В 1959 умерла первая жена И.И. Муравьева, память о которой долгое время вдохновляла философское и литературное творчество философа. К 1953-1959 гг. относятся первые эссе Померанца («Пережитые абстракции») — работы, построенные в традиционной форме философского диалога, но аранжированные современными реалиями сталинского концлагеря. Венгерские события 1956 г. и травля Пастернака произвели на Григория Соломоновича сильное впечатление, вызвав мысли о прямом, политическом противостоянии режиму (вплоть до эксперимента с подпольем и участия в вооруженной борьбе, если таковая стихийно начнется). В 1959-60 гг. вокруг него образуется нечто вроде полу-подпольного философско-исторического и политэкономического семинара («слегка законспирированного, но без всякой организации»). Среди участников семинара — многие активисты «Маяковки», в частности — В. Осипов. Опыт этого философско-политического полуподполья был оценен П. как отрицательный. Между тем состоявшееся в 1960 г. знакомство с А.И. Гинзбургом, Н.Е. Горбаневской, Ю.Т. Галансковым открывало иную перспективу: неподцензурную деятельность, главное в которой — «совершенная открытость и свобода от страха». Новое настроение было связано с «Синтаксисом», со свободным и творческим духом, царившем и среди новых знакомых, и среди художников-«лианозовцев», с которыми П. общался в это же время.

http://pravmir.ru/skonchalsya-filosof-gr...

Ф. 796. Оп. 121. Д. 547). Ангел. Фрагмент композиции «Страшный Суд» Ангел. Фрагмент композиции «Страшный Суд» Для освидетельствования древней росписи в июне 1844 г. во Владимир был командирован Солнцев, датировавший фрески XII в. и определивший их принадлежность к композиции «Страшный Суд». Тогда же им было сделано 9 рисунков Д. с. (на 7 сохранившиеся архитектурные части собора, на 2 раскрытая реставраторами древняя живопись). На 1-м л. он воспроизвел 1 Страшный Суд, 2 Сидящих праотцев в раю», на 2-м - «12 апостолов с небесными силами на Страшном Суде» (РГИА. Ф. 472. Оп. 17 (97/1934). Д. 4. Л. 234-235 об.). По рекомендации Солнцева 27 июля 1844 г. фрески были возобновлены «в прежнем древнем вкусе» Сафоновым. Расчистка древней живописи, подвергшейся повторной реставрации в 90-х гг. XIX в., произведена в 1918 г. Всероссийской реставрационной комиссией под рук. Грабаря: были удалены прописи XIX в., загрязнения и цемент из трещин. Для полноты композиции «Страшный Суд» на нек-рых участках стен фрагменты живописи XIX в. были сохранены. На протяжении 30-х - нач. 50-х гг. XX в. в ходе систематического удаления со стен Д. с. живописи XIX в. производился поиск древнего живописного слоя. В 1937/38 и в 1940 гг. разведки в барабане, парусах, апсиде и на юж. стене над хорами производились Касаткиным и П. И. Юкиным; в юго-зап. части собора Касаткиным был обнаружен (1938) небольшой участок фрескового грунта со слабыми следами древнего орнамента ( Сычёв. 1976. С. 325). Неск. фрагментов древних орнаментов найдено (1952) во время работ под рук. Столетова в сев.-зап. и юго-вост. окнах барабана. Фрагменты подробно описаны Н. П. Сычёвым (Там же. С. 328-330). В 1948-1950 гг. собор был почти полностью освобожден от живописи XIX в. Реставрация (кон. XX - нач. XXI в.) монументальной живописи Д. с. направлена на предотвращение разрушения красочного слоя древних фресок. Результаты технологического исследования росписи подтвердили предположение, что она исполнена на штукатурном основании с добавлением карбонатного наполнителя (дробленый известняк и древесный уголь), а не цемянки, что типично для монументальной живописи Греции, Рима и крымских греч. колоний, в технике фреска а секко. В качестве пигментов использованы известковые белила, натуральный ультрамарин, киноварь, желтая и красная охры, зеленые земли, глауконит ( Балыгина, Цейтлина, Некрасов. 1997. С. 120-127). Состав

http://pravenc.ru/text/178253.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Положение правящей династии было шатким - на полуострове постоянно происходили конфликты между различными общинами и племенами, соседние гос-ва предъявляли К. территориальные претензии, кочевые племена ориентировались на Саудидов Неджда, к-рым вынужден был выплачивать дань и шейх Абдалла. К. сохранял архаичный общественный уклад и традиц. экономику. Население страны, составлявшее в 1908 г. 27 тыс. чел., к 1950 г. сократилось до 25 тыс. чел. Источником заработка для значительной части жителей оставалась добыча жемчуга, однако эта отрасль хозяйства пришла в упадок из-за мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. и конкуренции со стороны дешевого, искусственно выращенного япон. жемчуга. К 70-м гг. XX в. жемчужный промысел в Персидском зал. повсеместно прекратился. Традиц. хозяйственный уклад уступил место нефтяной промышленности. В 1935 г. шейх выдал концессию англо-франко-американско-голландской кампании «Петролеум девелопмент оф Катар» на разведку и добычу нефти и строительство сопутствующей инфраструктуры на всей территории полуострова. Первые месторождения нефти были обнаружены в 1940 г., их разработка началась в 1949 г. В годы второй мировой войны К. стал тыловой базой англ. войск. На полуострове построили военный аэродром, склады, казармы и др. Импорт дешевых продуктов и фабричных товаров негативно повлиял на развитие кустарного ремесла и примитивного сельскохозяйственного производства в К., положив начало кризису традиц. общества. Еще более радикальную трансформацию К. пережил в первые десятилетия нефтедобычи - в 50-60-х гг. XX в. Поступления от добычи нефти к кон. 50-х гг. давали 95% национального дохода. Большую часть этих средств присваивал правящий клан ат-Тани, но немало инвестировалось в социальные проекты и создание рабочих мест для коренных жителей страны, при этом непомерно разрослись управленческий аппарат, армия и полиция. Для работы на нефтепромыслах в страну ввозили рабочую силу из-за рубежа, преимущественно выходцев из Юж. и Юго-Вост. Азии. В 1968 г.

http://pravenc.ru/text/1681365.html

На рубеже 1940–1950-х гг. в самых различных эмигрантских изданиях – в «Нашей стране», «Русской мысли», «Часовом», «Гранях» – выходят художественные произведения Ширяева, сочиненные им в итальянских городах и весях. В 1952 г. выходит его первая большая книга, написанная на основе самых свежих впечатлений – «Ди-Пи в Италии»; в следующем году – сборники очерков «Я – человек русский» и «Светильники Русской Земли». Еще через год, в 1954 г., нью-йоркское «Издательство им. Чехова» выпускает его самый важный труд, «Неугасимая лампада», принесший ему посмертную славу . Как Гоголь в Риме создал картины русской провинции в своей поэме «Мертвые души», так и Ширяев, писавший эту книгу под Неаполем, воскресил атмосферу соловецкой каторги. Об обстоятельствах и времени ее написания сообщает сам автор: окончательный текст «Неугасимой лампады» появился в конце 1940-х гг., когда он оказался в беженском лагере под Неаполем, в местечке Пагани. В Италии эмигрант получил статус «Ди-Пи» – от  displaced persons , «перемещенные лица» – почти забытая ныне аббревиатура, в середине прошлого века ставшая символом судьбы миллионов людей, и не только русских: после окончания Второй мировой войны и победы в странах Восточной Европы режимов сталинского образца «перемещенные лица», а по сути беженцы, предпочли потерю Родины, нежели покорность чуждому им строю. Кроме того, многие «Ди-Пи», живя прежде на оккупированной немцами территории, при приближении Красной Армии не без оснований опасались расправы за коллаборационизм – добровольный или вынужденный. Выдача этих беженцев назад, на плаху и в советские лагеря – темное пятно на «ризах» западных демократий. В Европе до сих пор неохотно говорят о драме дипийцев, в особенности, – в Италии, где в течение почти полувека в культуре доминировала левая идеология, изымавшая из истории цивилизации ХХ столетия все «реакционные», по ее мнению, явления. Жизнь Ширяева в Италии протекала, действительно, не только в атмосфере непреходящей угрозы насильственной репатриации, но и постоянной борьбы с мифологизированным сознанием итальянцев, представлявших СССР «раем для трудящихся». Возможно, именно полемика с левой итальянской интеллигенцией, особенно культивировавшей тогда миф о Сталине и большевизме, подтолкнула еще сильнее Ширяева к созданию обличительного (но и высокохудожественного) повествования – книги о советской концлагерной системе.

http://azbyka.ru/fiction/nikola-russkij-...

Закрыть «Суждено жить во времени и пространстве» К 100-летию со дня рождения А.А. Жаренова (1922 – 1975) 28.08.2022 529 Время на чтение 4 минуты Фото: Коллаж РНЛ Чем больше узнаёшь об этом человеке, жившим и похороненном в Новозыбкове, тем сильнее поражаешься и масштабности его дарования, и значимости его творчества для последующих поколений. Прошедшие годы лишь твёрже уверяют в этом. Новозыбковцы действительно могут гордиться своим писателем, оставившим отнюдь не робкий след в современной литературе России, её духовной жизни. В нынешнем году, 30 августа Анатолию Александровичу Жаренову исполнилось бы сто лет. Он родился  в старинном городе Угличе Ярославской области. После окончания школы, в 1940 году, был призван в Красную Армию. С началом Великой Отечественной войны был направлен в Горьковскую школу радиоспециалистов и получил специальность военного телеграфиста-телефониста. В составе 613-й отдельной роты связи 73-й стрелковой дивизии (позже получившей почётное название «Новозыбковской») младший сержант А.А. Жаренов в 1943 году освобождал г. Новозыбков. Награждён боевыми наградами: медалью “За отвагу”, орденами “Красной звезды” и “Отечественной войны” II степени. Закончил войну в звании старшины. В 1945 году демобилизовался и вернулся на родину. Был сотрудником районной газеты «Коллективный труд». Вскоре у него появилась семья, родились двое детей. В конце 1940-х годов закончил Горьковскую Высшую партийную школу по специальности «Журналистика», после окончания которой уехал трудиться на Север. В Угличе у него остались мать Антонина Ивановна, младшие брат и сестра. С начала 1950-х гг. работал на Камчатке, в редакциях областных газет «Тихоокеанская звезда», «Камчатская правда» заведующим отделом и ответственным секретарём. В середине 1960-х гг. переехал в Липецк, где также был связан с журналистикой. В это же время начал заниматься писательским трудом. Стал публиковаться в союзной периодике – газетах, журналах и альманахах. Первая книга — сборник рассказов «Конец сказки» — издана в 1961 г. в Петропавловске-Камчатском. Следующая вышла в Центрально-Черноземном  издательстве, а в 1970-м его труды печатает уже престижная «Молодая гвардия».

http://ruskline.ru/opp/2022/08/28/suzhde...

Во всех войнах находились предатели, изменники. Они подлежали суровому суду военного трибунала. И это законно. Но Сталин наказал целые народы, то есть не только предателей, а всех, включая ни в чем не виноватое большинство народов – детей и подростков, женщин и пожилых людей, инвалидов и даже героев Великой Отечественной войны. Против чеченцев и ингушей было брошено 100-тысячное советское войско и около 20 000 чекистов. Ночью семье на сборы давалось 20 минут… Сохранилось воспоминание очевидца: «Солдату, вошедшему в дом, не хотелось нагибаться, он полоснул очередью из автомата, а под лавкой прятался ребенок. Из-под лавки потекла кровь. Дико закричала мать, бросилась на него. Он застрелил и ее…» А в ауле Хайбах 700 чеченцев были согнаны в сарай и сожжены заживо… Преступником был не чеченский народ, преступником был Сталин. Причем в депортациях участвовали соседние недепортируемые народы, русские участвовали. Тем самым Сталин ссорил народы на годы и десятилетия вперед… В сегодняшних межнациональных проблемах им многое заложено… И все же – сколько было предателей? Обратимся к имеющимся данным по Крыму:  менее 20 000 крымских татар служило в вермахте и крымской полиции. А депортировано 183 000  плюс еще 9 000 крымских татар, сражавшихся в Красной армии; их репрессировали только за то, что они татары,  причем в их числе были и герои Советского Союза. Более того, вошедший во вкус Сталин следом депортировал из Крыма 15 000 греков, 12 000 болгар, 10 000 армян, которых даже ни в чем не обвинили. Без вины виноватыми оказались и 110 000 турков-месхетинцев, которых Сталин из Грузии выселил в Ферганскую долину. Среди депортированных были финны и поляки на Западе СССР (1929-1930 годы), корейцы на Дальнем Востоке (1930-1931, 1937 гг.), немцы и поляки на Западе СССР (1935-1936, 1940 гг.), курды на Юге СССР (1937, 1948 гг.), евреи и персы на Юге СССР (1938, 1950 гг.), курды и азербайджанцы из Тбилиси (1944 г.), финны из Ленинграда и Ленинградской области (1948 г.), греки из Грузии (1951 г.) и др.

http://radonezh.ru/analytics/bolsheviki-...

В третьей части дается обзор религиоведческих и социологических теорий новых религиозных движений (НРД), рассматривается понятийный аппарат, признаки НРД и их классификация; приводятся разные мнения западных ученых о причинах роста и факторах успеха сект (консервативных религиозных групп) по сравнению с традиционными для них христианскими деноминациями. Далее рассматривается история, идеология и практика антикультового движения, возникшего в 1970-х гг. на Западе и оказавшего влияние на богословие и методы противодействия сектантству и в католичестве, и протестантизме, а также в России, где идеология антикультового движения известна под названием теории тоталитарного сектантства. В рамках данной темы показан весь ход возникновения идеологии антикультового движения: от появления теории «промывания мозгов» применительно к военному времени на основании изучения опыта поведения американских военнопленных в китайских концлагерях с конца 1940-х – начала 1950-х гг. до использования ее для объяснения обращения человека в секту и поведения верующего в ней, с начала 1970-х гг. Рассматриваются различные модификации теории «промывания мозгов»: реформирование мышления, контроль сознания и др.; индикаторы применения контроля сознания; излагается предложенная антикультовым движением модель процесса обращения в секту, приводится также оценка этой теории представителями западных конфессий. Завершает эту часть краткий обзор оценок светскими учеными роли еврейского сообщества как в антикультовом, так и сектантском движении на примере США. В четвертой части изучается сектоведческая проблематика в русском богословии в историческом и богословском контексте: от появления в России понятия секта в конце XVIII в. до его критики в конце XIX – начале XX вв., затем рассматривается деятельность VI Отдела по расколу и сектантству Предсоборного Присутствия, его проект анафематизмов на русское сектантство, сектантская тематика в работе Поместного Собора 1917–1918 гг. и в новой редакции чина Православия. Далее показана противосектантская деятельность Русской Церкви Заграницей на примере определения ее Соборов 1922 г., 1932 г., 1938 г., и излагается подход к новым сектам на примере противосектантских сочинений иером. Серафима Роуза . Затем кратко дается история сектоведения в России с 1988 г. и прослеживается эволюция понятийного аппарата в русском сектоведении по материалам документов Архиерейских Соборов, полемической литературы и церковных СМИ, от термина секта до термина тоталитарная секта. Показана семантическая связь теории тоталитарного сектантства с антикультовой идеологией и роль западных антикультовых центров в ее утверждении в России.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/vved...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010