О ситуации в церковной жизни 20–30-х годов Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 33, 2002 1 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 33, 2002 В полемической литературе послевоенных лет и нашего времени, посвященной церковной жизни 1920–1930-х годов, часто повторяются ошибочные суждения: во-первых, центральное значение в разделениях, возникших в 1927–1928 годах, во многих публикациях придается изданию знаменитой “Декларации” Митрополита (потом Патриарха) Сергия и временного Патриаршего Синода. В этом документе усматривается основная причина разделений или по крайней мере хронологически первый толчок к ним. Но в действительности главные оппоненты митрополита Сергия не вступили в полемику с ним сразу после издания “Декларации”, и вообще она лишь со временем начала приобретать значимое место в полемике. Очень отчетливо проступает такое обстоятельство: полемика началась в связи с тем, что Митрополит Сергий должен был выполнить обязательство, данное им во время переговоров, которые велись с ним во время ареста: тех архиереев, которые были высланы, отправлены в ссылку или подвергнуты заключению, либо увольнять на покой, либо переводить на кафедры по месту ссылки или в тот город, где им разрешалось жить. Вот из-за такого перемещения возникла и полемика с Митрополитом Сергием со стороны митрополита Иосифа (Петровых), переведенного из Санкт-Петер­бурга (из Ленинграда, как он тогда назывался) в Одессу, — полемика, горячо поддержанная его сторонниками в Питере, а также полемика с Митрополитом Сергием священномученика архиепископа Виктора (Островидова). Перемещаемые епископы, несогласные со своими перемещениями, и начали спорить из-за них с Митрополитом Сергием, а уже по ходу спора затрагивался и вопрос о “Декларации”. Как оценить эти перемещения? Они были совершенно вынужденными и, конечно, без согласия выполнять это условие не могло быть легализации органов церковного управления, их регистрации. А общая ситуация была такой: хотя канонические патриаршие приходы существовали легально, но в качестве органов церковного управления власти признавали обновленческие епархиальные управления и обновленческий синод, прежнее Высшее церковное управление; именно они и были легализованы, зарегистрированы, а епархиальные органы патриаршей канонической Церкви и центральные ее органы такой легализации не имели. Таково первое превратное представление и уточнение к нему.

http://pravmir.ru/o-situatsii-v-tserkovn...

Закрыть itemscope itemtype="" > Ревнитель русской национальной школы Памяти Ивана Федоровича Гончарова 17.11.2021 1712 Время на чтение 5 минут Фото: kprfspb.ru Не стало Ивана Федоровича Гончарова (10.9.1930 – 2.9.2021) – выдающегося ученого-педагога, радетеля русского Слова. Родственники оказались столь скромны, что весть об этом дошла до нас только сейчас. Ни единого некролога не появилось в СМИ. Негоже оставлять в беспамятном небытии имена русских людей такого масштаба и таланта. Титулы – признание трудов земных – говорят сами за себя: Заслуженный работник высшей школы РФ, почётный профессор РГПУ им. А. И. Герцена, академик-секретарь отделения «Русская национальная школа» ПАНИ, академик Международной Славянской академии наук, образования, искусств и культуры; удостоен медали К. Д. Ушинского. Вспомним, что совершил на своем 90-летнем веку Иван Федорович, как употребил отпущенные свыше таланты. Родом из Воронежских краев, из простой семьи, он стал филологом-русистом, работал в вузах Ленинг рада и Петрозаводска; в 1979-м приглашен А.И. Хватовым в Герценовский институт, ставший его местом службы до конца дней. В этом крупнейшем педагогическом вузе он заведовал рядом кафедр и предпринял ряд важных инициатив: в 2002-м создал Центр этнонационалного образования, в 2009-м — научно-образовательный центр «Народная русская новая школа России». Иван Федорович был убежден: спасение России – в русской школе. Основанием такой школы должны стать язык, культура и история России, ее православно-нравственные традиции. В своих разработках Гончаров был последователем теории национального воспитания К. Д. Ушинского, опирался на труды С. Н. Трубецкого, И. А. Ильина. Ведущее место в воспитании детей принадлежит учителю-словеснику, считал Гончаров. Под его руководством была разработана «Рабочая программа по литературе для средней общеобразовательной школы» (1986). Вокруг нее развернулась острая борьба, альтернативные проекты были подготовлены Г. Беленьким и Т. Курдюмовой. Споры вылились на страницы газет «Советский учитель» и «Литературной». Институт мировой литературы и Пушкинс кий Дом, Союз писателей СССР и НИИ художественного воспитания АПН, методисты педагогических вузов тогда поддержали Гончарова. Но Министерство образования утвердило московскую программу. Однако гончаровская нашла все-таки сочувственный отклик в ряде школ, по ней начали работать многие учителя.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/11/17/re...

Иван Белоусов Белоусов Иван Алексеевич (1863–1930) – поэт, прозаик, переводчик. Сын портного из московского купеческого Зарядья. В 1880 году окончил 1-е московское городское училище. Впервые выступил в печати в 1882 году, став вскоре заметной фигурой в литературной жизни Москвы рубежа веков. Вместе со Спиридоном Дрожжиным он представлял поэтов из народа. Сблизившись с молодым поэтом Максимом Леоновым, отец которого Леонид Максимович Леонов (дед знаменитого прозаика XX века), держал овощную лавку в Зарядье, объединил поэтов-самоучек и выпустил два сборника «Родные звуки» (М., 1889, 1891); впоследствии стал одним из руководителей Суриковского литературно-музыкального кружка, членами-соревнователями которого были в 1912 году Сергей Есенин и Александр Ширяевец. В 1926 году выпустил книгу «Литературная Москва. Воспоминания. 1880–1925)», ставшую одним из значительных явлений в мемуарной литературе. В 2002 году переиздана его книга «Ушедшая Москва». Ц.А. Кюи, Р.М. Глиэр, В.И. Ребиков и другие композиторы создали более сорока песен на стихи Ивана Белоусова, выделив не социальные и крестьянские мотивы, а молитвенную и пейзажную лирику, которые в его поэзии неразделимы. От поэтов-пантеистов он отличался именно тем, что природа была для него именно одухотворенной, он, как Федор Тютчев, Афанасий Фет, Иван Бунин, воспринимал ее созданием Бога. Его стихи «Весеннее утро» («Загорелась в небе зорька золотая...»), «В лесу» («Потянул ветерок; зашумело вверху...»), «Затихают песни птиц...», «Всюду снег; кругом все тихо...» входили в репертуар многих детских хоров. Тихо пламя зорьки ясной Догорает за рекой; Кто-то звезды зажигает Невидимою рукой. Вот, окутанный туманом, Засыпая, темный лес В тишине чуть слышно шепчет Сказку, полную чудес. Белый пар ползет клубами По долине от реки; За рекой в рыбачьих хатах Замелькали огоньки... Тихо; вётел придорожных Не шелохнутся листы... Этот час прихода ночи Освяти молитвой ты! Помолись за тех, кто нынче, Отогнав и сон, и лень, Зноем солнечным палимый, –

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВРЕЙСКАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ субъект РФ. Территория - 36,3 тыс. кв. км. Столица - Биробиджан (74,7 тыс. чел.). Расположена на востоке России, в Приамурье. На западе граничит с Амурской областью , на севере и востоке - с Хабаровским краем , на юге граница области совпадает с гос. границей России и Китая. Большое значение для области имеет Транссибирская железнодорожная магистраль, связывающая регион с центром России, с соседними областями, а также с КНР. В составе Е. а. о. 2 города (Биробиджан и Облучье), 11 поселков городского типа и 99 сельских населенных пунктов, объединенных в 5 районов. К 1 янв. 2007 г. в области проживало 185 623 чел., из них ок. 66% - в городах. Согласно переписи населения 9 окт. 2002 г., 89,9% населения области - русские, 4,4% - украинцы, 1,2% - евреи, 4,5% - представители др. национальностей. История, административное устройство Освоение русскими территории Е. а. о. началось в XVII в. После подписания Россией в 1689 г. Нерчинского договора с Китаем рус. поселенцы вынуждены были уйти с освоенных земель Приамурья, экономическое развитие которых остановилось более чем на полтора века. С 1854 г. ген.-губернатор Вост. Сибири гр. Н. Н. Муравьёв-Амурский прилагал усилия для освоения русскими левого берега Амура. Регион был присоединен к России по Айгунскому договору России с Китаем от 16 мая 1858 г. С этого времени началось массовое заселение края казаками, приехавшими из европ. части страны и из Сибири. По инициативе М. И. Калинина и П. Г. Смидовича в 1924 г. при Президиуме Совета национальностей ЦИК СССР был создан Комитет по земельному устройству трудящихся евреев (Комзет). Экспедиция Комзета под рук. агронома Б. Л. Брука исследовала территорию в Юж. Приамурье в районе рек Бира и Биджан и рекомендовала ее для компактного заселения. Президиум ЦИК СССР постановлением от 28 марта 1928 г. закрепил за Комзетом «Биробиджанский район в следующих примерно границах: по реке Амуру западнее города Хабаровска до устья реки Хинган и по реке Хинган до железной дороги; далее севернее железнодорожной полосы на восток до реки Урми и по рекам Урми и Тунгуске и на восток по линии западнее Хабаровска». 20 авг. 1930 г. Президиум ЦИК СССР принял постановление об образовании в составе Дальневосточного края Биробиджанского национального р-на. 7 мая 1934 г. Биробиджанский национальный р-н был преобразован в Е. а. о. с центром в пос. Биробиджан (ныне город). Первоначально Е. а. о. входила в состав Дальневосточного края, после разделения его в 1938 г. на Приморский и Хабаровский края - в состав Хабаровского края, в 1991 г. была выделена в самостоятельный субъект РФ. Область разделена на 5 районов: Биробиджанский, Ленинский, Облученский, Октябрьский и Смидовичский. В 30-х гг. ХХ в. в Е. а. о. основывались только евр. поселения. Религия

http://pravenc.ru/text/187291.html

Ему был 91 год 3 июня. ПРАВМИР. После продолжительной болезни на 92-м году жизни умер основатель современной российской школы сосудистой хирургии, академик РАН Анатолий Покровский, сообщила пресс-служба Национального медицинского исследовательского центра хирургии им. А.В. Вишневского. «Ушел из жизни всемирно известный хирург, основоположник сосудистой хирургии в нашей стране, академик РАН Анатолий Владимирович Покровский. Под его руководством началось становление реконструктивного направления в хирургии сосудов. Одним из первых он начал разрабатывать хирургическое лечение ишемической болезни сердца», — пишет пресс-служба медцентра Анатолий Покровский родился 21 ноября 1930 года в Минске в семье врачей. Окончил Второй Московский медицинский институт им. Н.И. Пирогова, в 1953 году проходил интернатуру в клинике академика Б.В. Петровского. Под его руководством защищено 167 диссертаций (56 докторских и 111 кандидатских), издано первое в стране издание «Клиническая ангиология», основное учебное пособие по этой проблеме. Сам Анатолий Владимирович был автором 720 научных трудов и 16 монографий. Покровский — Лауреат Государственной премии СССР (1975), Государственной премии РФ (2002), премии Правительства РФ (2004). За большие достижения в науке и хирургии был награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» II и IV степени. Прощание с академиком Анатолием Покровским состоится 5 июня (воскресенье) в 11.00 по адресу: ул. Маршала Тимошенко, д.25, ритуальный зал ЦКБ. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы

http://pravmir.ru/umer-osnovopolozhnik-r...

Разделы портала «Азбука веры» ( 12  голосов:  4.0 из  5) Иван Белоусов Белоусов Иван Алексеевич (1863–1930) – поэт, прозаик, переводчик. Сын портного из московского купеческого Зарядья. В 1880 году окончил 1е московское городское училище. Впервые выступил в печати в 1882 году, став вскоре заметной фигурой в литературной жизни Москвы рубежа веков. Вместе со Спиридоном Дрожжиным он представлял поэтов из народа. Сблизившись с молодым поэтом Максимом Леоновым, отец которого Леонид Максимович Леонов (дед знаменитого прозаика XX века), держал овощную лавку в Зарядье, объединил поэтов-самоучек и выпустил два сборника «Родные звуки» (М., 1889, 1891); впоследствии стал одним из руководителей Суриковского литературно-музыкального кружка, членами-соревнователями которого были в 1912 году Сергей Есенин и Александр Ширяевец. В 1926 году выпустил книгу «Литературная Москва. Воспоминания. 1880–1925)», ставшую одним из значительных явлений в мемуарной литературе. В 2002 году переиздана его книга «Ушедшая Москва». Ц.А. Кюи, Р.М. Глиэр, В.И. Ребиков и другие композиторы создали более сорока песен на стихи Ивана Белоусова, выделив не социальные и крестьянские мотивы, а молитвенную и пейзажную лирику, которые в его поэзии неразделимы. От поэтов-пантеистов он отличался именно тем, что природа была для него именно одухотворенной, он, как Федор Тютчев, Афанасий Фет, Иван Бунин, воспринимал ее созданием Бога. Его стихи «Весеннее утро» («Загорелась в небе зорька золотая…»), «В лесу» («Потянул ветерок; зашумело вверху…»), «Затихают песни птиц…», «Всюду снег; кругом все тихо…» входили в репертуар многих детских хоров. Тихо пламя зорьки ясной Догорает за рекой; Кто-то звезды зажигает Невидимою рукой. Вот, окутанный туманом, Засыпая, темный лес В тишине чуть слышно шепчет Сказку, полную чудес. Белый пар ползет клубами По долине от реки; За рекой в рыбачьих хатах Замелькали огоньки… Тихо; вётел придорожных Не шелохнутся листы… Этот час прихода ночи Освяти молитвой ты! Помолись за тех, кто нынче,

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

С.Б. Сорочан Сведения об авторах ГРИНЕВИЧ Константин Эдуардович (1891–1970), доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой древней истории и археологии Харьковского государственного университета им. А.М. Горького в 1953–1966 гг. Известен как один из первых организатров музейного дела в СССР. Первый директор Херсонесского музея в 1925–1930 гг., инициатор и организатор периодического издания «Херсонесского сборника» Занимался археологическими исследованиями Херсонеса и Ольвии, историей античного искусства, античной и средневековой фортификацией. Автор четырех монографий и около 150 научных публикаций. АЛЕКСЕЕНКО Николай Александрович, сотрудник Национального заповедника «Херсонес Таврический», заведующий филиалом заповедника «Генуэзская крепость Чембало». В 1980 г. окончил исторический факультет Симферопольского государственного университета, дважды (в 1997 и 2002 гг.) стажировался в Centre d’histoire et civilisation de Byzance (College de France), прошел докторантуру Парижского университета. Является ведущим специалистом в области византийской сфрагистики и античной и средневековой нумизматики. В круге основных научных интересов – проблемы формирования административного управления, развития торгово-экономических связей и денежного обращения византийской Таврики. Автор около 50 научных статей. ИВАНОВ Алексей Валериевич, сотрудник отдела археологических изысканий Национального заповедника «Херсонес Таврический». В 1993 г. окончил биологический факультет Одесского государственного университета им. И.И. Мечникова, соискатель кафедры истории древнего мира и средних веков Таврического национального университета им. В. Вернадского, работает над диссертационной темой «Население городских центров Юго-Западной и Южной Таврики X–XV вв.» Основные направления научной работы – палеоантропология, археология средневекового Крыма, этноархеология. Автор около 40 научных публикаций и научно-популярных книг. СОРОЧАН Сергей Борисович, доктор исторических наук, заслуженный профессор, заведующий кафедрой истории древнего мира и средних веков Харьковского национального университета им.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Библиография издания ИЗДАНИЯ Augustinus. De agone christiano lid. Zell U. Koln, 1470. Augustinus. De agone christiano Ed. GymnicusJ. Koln, 1528. Augustinus. Opera Omnia. Paris, 1679. T. 6. P. 245–262. PL. T. 40 Ed. J.-P. Migne. Paris, 1841–1842. Col. 289–310 . CSEL. Vol. 41 Ed. J. Zycha. Wien, 1900. P. 101–138. Sant’Agostino. II combattimento cristiano//Sant " Agostino. Opere. Morale e ascetismo cristiano. NBA. Vol. VII2. Roma, 2001. ПЕРЕВОДЫ Английский: Russel R. The Christian Combat//Fathers of the Church. Saint Augustine. New-York, 1947. Испанский: Cillcruelo L. El combate cristiano. Madrid, 1954. P. 475–525. Итальянский: Manca L. II combattimento cristiano//Piccola Biblioteca Agostiniana. Roma, 1986. Idem. II combattimento cristiano//Sant " Agostino. Opere. Morale e ascetismo cristiano. NBA. Vol. VII2. Roma, 2001. P. 51–126. Немецкий: Perl C.J. Der christliche Kampf. Wien, 1948. Habitzki A. Aurelius Augustinus, Der christliche Kampf und die christliche Lebensweise. Wurzburg, 1961. Французский: De Castelmoron B. Le combat chretien. Marseille, 1738. Roland-Gosselin B. Le combat chretien//Oeuvres de saint Augustin. La morale chretienne (I). Bibliotheque Augustinienne. Paris, 1949. Vol. 1. P. 369–435; P. 524–525 (notes). ИССЛЕДОВАНИЯ Alici L. De agone christiano. Interiorizzazione del confliiLo//Fede e Vita. Lectio Augustini XVIII. Settimana Agostiniana Pavese (2002). Roma. 2004. P. 35–55. Bardy G. Le De “haeresibus” et ses sources//MSCA 2 (1931). P. 397–416. Brown P. Religione e societa nell " etadi Sant’Agostino. Torino, 1975. Bourguignon P., Wenner F.R. Combat spirituel//Dictionnaire de spiritualite. Vol. II. Paris, 1953. Col. 1135–1142 . Capanaga V. Agustin de Hipona Maestro de la conversion cristianä//Obras de San Agustin. T. I. Madrid, 1974. D " ales A. Le “De agone cristiano»//Grigorianum II (1930). P. 131–145. HabitZki A. Aurelius Augustinus, Der christliche Kampfund die christliche Lebensweise. Wurzburg, 1961. S. IX-XXIX. La Bonnardiere A.-M. Le combat chretien. Exegese auguslimenne d’ Eph. 6, 12 //Etudes Augustinicnnes 11 (1965). P. 235–238.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ Александрович Троицкий (1873, с. Дарищи Коломенского у. Московской губ.- 29.10.1931, дер. Устье Усть-Цилемского р-на Коми (Зырян) автономной обл.), священноисп. (пам. 16 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Окончил Московскую ДС, работал учителем в церковноприходской школе Угрешского во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря . В 1898 г. рукоположен во священника. С 1903 г. служил в Спасском храме с. Рай-Семёновского Серпуховского у. Московской губ. В нач. янв. 1930 г. после службы Г. сообщил прихожанам о готовящемся закрытии храма и о принятом сельсоветом решении запретить священнику ходить по домам верующих на Рождество Христово. По его предложению прихожане написали заявление с просьбой не закрывать храм. Несмотря на то что председатель сельсовета, вызванный на допрос, заявил об отсутствии антисоветских выступлений со стороны Г., 2 февр. священник был арестован. Содержался в серпуховской тюрьме, на следствии виновным себя не признал. Ввиду отсутствия доказательств обвинения дело было направлено для внесудебного разбирательства в особое совещание при Коллегии ОГПУ, к-рое 23 февр. 1930 г. приговорило Г. к 3 годам ссылки. Отбывал срок с авг. 1930 г. в дер. Устье на севере Коми автономной обл. В авг. 1931 г. тяжело заболел. Во время болезни за ним ухаживал свящ. сщисп. Александр Державин. Он же отпевал Г. после кончины, служил на его могиле панихиды. Г. канонизирован решением Свящ. Синода от 12 марта 2002 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. 49451. Лит.: Житие сщисп. Георгия (Троицкого)//Моск. ЕВ. 2002. 5-6. С. 40-41. Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН Васильевич Калинин (1854 (по др. данным, 1860 или 1861-1951), свящ. , священноисп. (пам. 18 апр., 24 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) КОНСТАНТИН Васильевич Разумов (1869 - 1937(?), свящ., священноисп. (пам. 31 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе святых Ивановской митрополии)

http://pravenc.ru/text/164221.html

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ В Москве открылась обширная экспозиция, посвященная историческому бытию Русской Церкви в XX веке 30.05.2002 29 мая 2002 года в Государственном центральном музее современной истории России (бывшем Музее революции) по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II открылась выставка " Возвращение к истине. Русская Православная Церковь в жизни государства и общества. 1917–2002 " . Впервые за 85 лет существования музея в его стенах размещается подобная экспозиция. Более тысячи экспонатов, представленных на выставке, свидетельствуют о событиях 1917 года, о Поместном Соборе, который после 200-летнего перерыва восстановил Патриаршество, о гонениях на Церковь в 1920-х – 1930-х годах и тотальной антирелигиозной пропаганде в СССР, о разрушении храмов и монастырей, о расстрелах и репрессиях против священнослужителей. Особые разделы посвящены патриотической деятельности Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны и современному этапу развития взаимоотношений государства и Церкви. Самый древний из представленных экспонатов - фелонь XVIII века из Нижнего Новгорода, на которой вышит образ Успения Пресвятой Богородицы. В этом облачении до сих пор совершаются богослужения в день двунадесятого праздника Успения Божией Матери. Среди раритетов - полковое знамя периода первой мировой войны, предметы церковного быта начала ХХ века. Впервые демонстрируются документальные материалы о спецполигоне НКВД в Бутове, где были расстреляны тысячи священнослужителей и верующих мирян. Посетители выставки также смогут увидеть ларец – подарок Патриарха Московского и всея Руси Алексия I И.В.Сталину в связи с его 70-летием, а также иконы, облачения Российских Патриархов ХХ века, в том числе и нынешнего Предстоятеля Русской Православной Церкви, церковные награды. Особое место занимают экспонаты, относящиеся к истории разрушения и воссоздания Храма Христа Спасителя. Выставка подготовлена Министерством культуры РФ, Государственным центральным музеем современной истории России и Московским Патриархатом.

http://zavet.ru/news/0205/n30-4.htm

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010