Мерзлово. Церковь Воскресения Словущего. Воскресенская церковь Карта и ближайшие объекты Кирпичная церковь построена в 1778-1782 гг. в с.Мерзлом при усадьбе помещиков П.И. и М.П. Палибиных в стиле позднего барокко. В 1824-1825 гг., вероятно, при новых владельцах Глазенапах, храм частично перестроен и приобрел черты провинциального ампира. Главный престол - Обновления Храма Воскресения Христова (Словущее Воскресение). В трапезной части существовали приделы в честь Боголюбской иконы Божией Матери и свмч. Иоанна Воина. Закрыта в 1930-х гг., разрушены верхние ярусы колокольни. В 1960-х гг. заброшен. Впоследствии обрушились своды трапезной. Представляет собой бесстолпный двусветный одноглавый четверик с небольшой трапезной, фасады обработаны в стиле ампир. Церковь Воскресения Господня в д.Мерзлое (Мерзлово) Солнечногорского района является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства МО от 15.03.2002 г. 84/9). Кирилл Аминов, 21 апреля 2015 г. Церковь была воздвигнута в период с 1778 по 1782 год. Главный престол Воскресения Словущего, в трапезной приделы: Боголюбской иконы Богоматери — правый и Иоанна Воина — левый. Строительные работы велись на средства хозяина села П.И. Полибина. В 1824 году были проведены восстановительные работы по заказу М.П. Полибиной. Богослужения в церкви прекратились в 1933 году, в 1935 году она была закрыта, тогда же сломана колокольня, а с 1960-х гг. заброшена. В храме в разные годы советской власти размещался: пункт приема молока у населения, стекольный завод, склад совхоза Солнечный. С 2013 года церковь приписана к Покровскому храму д. Головково. 9 мая 2013 года началось регулярное проведение работ по расчистке храма от завалов битого кирпича. 10 мая 2103 года прот. Антонием Тирковым совершен первый водосвятный молебен. С этого дня молебны проводятся регулярно. На Казанскую, 4 ноября 2013 года воздвигнут Крест. 11 декабря 2013 года на память священномученника Алексия Смирнова совершена первая Божественная Литургия. Продолжаются работы по восстановлению и благоустройству храма. В январе 2014 года в храме был установлен иконостас. В 2014−2015 гг. восстановлена крыша трапезной, установлены новые окна.

http://sobory.ru/article/?object=20969

Мониторинг СМИ Бог поругаем не бывает Интервью с епископом Венским и Австрийским Иларионом 15.05.2006 15:07 Владыка, Вы хорошо знаете Англию, два года учились в Оксфорде и служили в Сурожской епархии священником, а в 2002 году в течение нескольких месяцев были викарием митрополита Антония. Расскажите, что происходит сейчас в Сурожской епархии? Указом Святейшего Патриарха управление Сурожской епархией временно поручено архиепископу Корсунскому Иннокентию, а другим указом епископ Василий (Осборн) отстранен от управления епархией и отправлен на покой. Назначена комиссия из трех архиереев для расследования его деятельности. Епископ Василий не согласился с решением Святейшего и собирается апеллировать к Патриарху Константинопольскому. Что послужило причиной решения Святейшего об отстранении епископа Василия? 24 апреля, на второй день Пасхи, епископ Василий направил Святейшему письмо, в котором просил «освободить его от канонического подчинения Московскому Патриархату». В своем письме епископ Василий выразил убеждение, что епархия, созданная митрополитом Антонием на Британских островах, «должна покинуть Московский Патриархат и стать епархией Вселенского Патриархата со статусом, аналогичным статусу Экзархата приходов русской традиции с центром в Париже» (речь идет о так называемой юрисдикции «рю Дарю», возникшей в 1930-е годы). Чем была мотивирована эта просьба? Тем, что в епархии появилось слишком много русских: до начала 1990-х годов Сурожская епархия насчитывала 2-3 тысячи человек и состояла преимущественно из англичан, тогда как в последние 15 лет в результате наплыва русских состав епархии значительно изменился, и сегодня большинство прихожан – русскоязычные. По словам епископа, в Великобритании сейчас проживает не менее 250 тысяч русскоязычных людей, только в одном Лондоне не менее 100 тысяч русских. Автор письма считает, что пастырское окормление этих лиц не входит в задачу Сурожской епархии, а должно было бы осуществляться некоей новой структурой, которую Московский Патриархат создал бы в Великобритании.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Новый Оскол. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Собор Успения Пресвятой Богородицы в Новом Осколе возведен русскими мастерами-умельцами в 1803 году. Строился он на средства прихожан. В 1823 году Успенский храм был перестроен – добавились два придела: в честь Архистратига Михаила и в честь Великомученицы Параскевы Пятницы, чудотворная икона которой была обретена на источнике близ Нового Оскола. На этом месте до 1950-х годов возвышалась часовня. В 1930-е годы, при советской власти, собор был закрыт. Богослужения возобновились во время Великой Отечественной войны. В 1960-е годы была возведена колокольня и установлены колокола общим весом свыше тонны. А в честь 50-летия Великой Победы на колокольню был поднят еще один колокол – весом в 640 кг. Одна из святынь храма, известная за пределами города, чудотворная икона великомученицы Параскевы Пятницы, явленная пастухам в прошлом веке близ этого города. В ней помещена частица мощей этой святой. В 2002 году на территории храма было начато строительство Духовно-просветительского центра. Его освящение состоялось 6 июня 2005 года История Успенского собора неразрывно связана со всеми поворотами судьбы Нового Оскола. На протяжении веков новооскольцы здесь молились, делились самым главным, самым сокровенным - собор, ровесник города, стал ему не просто храмом - он стал свидетелем всей его жизни. В то время, когда Царёв-Алексеев только приступали ставить, без молитвы и без крестного знамения не начинали и не кончали никакое дело. Жизнь, полная опасностей и тяжкого труда, тогда не отделялась от вопросов веры. И потому всегда, когда закладывалась крепость, то вместе с нею начинали тут же строить храм. Так было и в начале в первые годы возведения городков-крепостей на Белгородской Засечной оборонительной черте. В 1647 году, с постройкой города-крепости Царёва-Алексеева, была построена и деревянная соборная церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя Алексия человека Божия - покровителя царя-основателя Алексея Михайловича. Сюда из Курска царь специальной грамотой за 23 июля перевёл безместного попа Ивана Алфимова, который стал первым священником нового города. Он вскоре обнаружил, что собор-то есть, а утвари и всего необходимого для службы - нет.

http://sobory.ru/article/?object=16143

Орёл. Успенский мужской монастырь. Карта и ближайшие объекты Успенский мужской монастырь, существовавший на Взвозной горе с XVI века, после разорения города Орла в Смутное время, был перемещен к Богоявленской церкви, а в 1680 году был возвращен на прежнее место. В 1820 году монастырь стал резиденцией орловских епископов, монахи же были переведены в Мценский Петропавловский монастырь. В конце XIX столетия на его территории монастыря находилось несколько храмов, в том числе Успенская церковь, построенная в 1693 году, придельная к ней церковь Иоанна Предтечи (1700 г.), Троицкая церковь - усыпальница семьи Кочубеев (1845 г.), Троицкий собор (1879 г.), Архиерейский дом с домовой церковью, консистория, хозяйственные постройки. В Успенской церкви и рядом с ней были похоронены орловские епископы Никодим (1786-1839 гг.), Поликарп (1798-1867 гг.), Ювеналий (1817-1882 гг.), Ириней (1836-1904 гг.), Елецкий викарный епископ Митрофан (1863-1914 гг.), а в наши дни - Архиепископ Орловский и Ливенский Паисий (в миру - Самчук Павел Николаевич) (15.08.1930-20.03.2008 гг.). В Архиерейском доме неоднократно бывал брат императора Николая II Михаил Александрович. В 1918 году была разгромлена консистория, в 1921-1926 годах были закрыты все храмы монастыря, а на его территории в разное время размещались школа-коммуна для беспризорников, общежитие педагогического института, лагерь военнопленных, после войны - тюрьма-колония для несовершеннолетних преступников, база областной ГАИ. Троицкий собор был взорван в 1929-30 годах, Успенская церковь разобрана в 1980 году, Троицкая церковь-усыпальница использовалась под художественные мастерские. В 1992 году территория бывшего монастыря передана Орловско-Брянской епархии. С 1996 года здесь возродилась монастырская жизнь. В 2002 году был освящен храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, построенный по проекту архитектора М.Б. Скоробогатова, по его же проекту возведен в 2006 году Троицкий собор. Монастырь этот является своего рода продолжением монастыря Богоявленского, основанного у храма Богоявления, древнейшего из сохранившихся орловских храмов. Храм был построен в 1646 году попом Борисом, ставшим впоследствии, после пострижения в монахи под именем Боголепы, первым настоятелем монастыря. После орловского пожара 1673 года с разрешения патриарха Иоакима монастырь был перенесен на новое место, именуемое Каменным Верхом, расположенное на Ямской горе. На месте этом некогда жили в ископанных собственными руками пещерках схимники из братии Богоявленского монастыря, а в древние времена, еще до нашествия самозванца и поляков, здесь также находился монастырь. Перенесение монастыря свершено было по благословению архиепископа Коломенского и Каширского Никиты при игумене Евфимии, трудами которого монастырь и созидался.

http://sobory.ru/article/?object=02336

«Патриарха Пимена я учил жать рожь, а Патриарху Алексию подносил камилавку» Интервью с протоиереем Евгением Пелешевым (2002 год) Протоиерей Евгений Пелешев – Отец Евгений, вы сегодня были у Святейшего Патриарха Алексия? Да, сегодня Господь сподобил меня встретиться с Патриархом, мы уж не виделись, наверное, лет десять - последний раз мы с ним встречались, когда было столетие Пюхтицкого монастыря. Мы со Святейшим почти ровесники: он - 1929 года, а я - 1930 года рождения. И мы знаем друг друга с 1951 года, когда я поступил в Таллиннское епархиальное управление, при владыке Романе, у которого я был шофером, келейником, ипподиаконом. И ровно 50 лет тому назад мы награждали отца Алексия Ридигера камилавкой, владыка давал ему камилавку, я подносил, пели " аксиос " . Я сегодня напомнил Патриарху об этом, говорю: " Владыка, помните? " Мне было тогда 22, ему 23. Ну и вот сегодня Господь сподобил встретиться - Святейший принял меня очень доброжелательно, мы встретились, как друзья, неофициально. Патриарх все расспрашивал обо мне: " Ну, как служится? " Я служу в Печерах, и приход у меня эстонский. Вначале я 5 лет служил чисто по-эстонски, по-русски почти слова не было. Это был единственный эстонский приход на всю Россию. Но теперь эстонцы все почти повымерли или уехали в Эстонию, и теперь к нам, в основном, ходят русские. Я с Патриархом заговорил по-эстонски, и он отвечал довольно хорошо, т.е. помнит язык. Мы по-эстонски довольно долго говорили, вспоминали его родителей - Ридигеры были очень добродушными, отец Михаил и матушка Елена. – Вы их знали? – В Таллине отец Михаил Ридигер служил в Казанской церкви, мы любили у него служить: он нас всегда побалует, мы-то молодые были. Вспомнили с Патриархом молодость свою, о тех годах, о молодости побеседовали. Я ему рассказал, что вышла книга моих воспоминаний о Псково-Печерском монастыре. Святейший говорит, что еще не видел ее. Я ему тогда говорю, что она у меня в Сретенском монастыре есть. Патриарх сказал: " Тогда передайте ее наместнику, отцу Тихону, а он мне вручит " .

http://pravoslavie.ru/4538.html

Раннехристианская проповедь в Китае. Часть 1 (версия для печати)/Православие.Ru Раннехристианская проповедь в Китае. Часть 1 Православие.Ru , 1 марта 2002 г. Существует предание, что христианство было проповедано в Китае еще апостолом Фомой. Традиционно считается, что мученичество св. Фомы имело место в Индии в Мадрасе в 53 г. н.э. Таким образом, первый контакт христианства с цивилизацией Китая должен был состояться незадолго до этого времени. Основывая свои выводы на изучении требника основанной Фомой древней сирийской церкви из Малабара, работавший в Китае иезуитский миссионер Николя Триго в 1615 г. приписывал происхождение китайского христианства проповеди апостола Фомы. В приводимом Н.Триго тексте упоминалось, что апостол Фома " обратил к истине китайцев и эфиопов " , его усилиями " царство Божие пришло в Китай " и что в память о Фоме китайцы " поклоняются священному имени Бога " . [Latourette K. A History of Christian Missions in China. (1929), р. 48 (примечание 11)] В современных исследованиях считается, что история о проповеди апостола Фомы в Китае была создана в 13 веке или чуть ранее. Именно тогда был составлен требник, к которому обращался Н.Триго, а источником этой традиции мог стать отчет послов малабарской церкви, которые посетили Камбалук (Пекин) в 1282 г. и могли встретиться там с жившими в Китае несторианами. [Latourette K. A History of Christian Missions in China.(1929), р.48-49] Доминиканец Гаспар да Круз, прибывший в Китай в 1556 г., также сообщал со ссылкой на армянского паломника, что армяне располагают свидетельствами, что до своего мученичества в Индии св. Фома побывал в Китае, проповедуя Евангелие. Однако, по их словам, пробыв там несколько дней и увидев, что его деятельность не дает плодов, апостол Фома вернулся назад, оставив в Китае трех или четырех учеников. Тот же да Круз видел в Кантоне в монастыре скульптуру женщины с ребенком у шеи и горящую лампаду перед ней. " Служители идолов " не смогли пояснить да Крузу смысл этого изображения. Он так и остался в неведении был ли это образ, созданный древними китайскими христианами времен св. Фомы или же это был еще один языческий идол. [Gaspar da Cruz. Tractado de China, Evora, 1569. Цит. по: Moule A. C. Christians in China before the year 1550. (1930), р. 13. По описанию " идол " похож на буддисткое божество Гуанъинь] Иоанн Монтекорвино написал из Китая в 1305 году, что в эти края не приходил никто из апостолов.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Ростов. Церковь Вознесения Господня. Церковь Исидора Блаженного на валах Карта и ближайшие объекты Церковь Вознесения, иначе называемая Исидора Блаженного - один из древнейших каменных храмов Ростова. Ранее в церкви существовала каменная плита с храмозданной надписью, в которой говорилось, что церковь построена в 1566 г. повелением царя Иоанна Грозного при архиепископе Никандре Ростовском. В надписи упоминалось и имя зодчего - Андрей Малой. Церковь построена на месте погребения блаженного Исидора, в ней под спудом покоятся его святые мощи. По своей архитектуре церковь имеет много общего с московскими посадскими храмами того времени. Это бесстолпный храм, перекрытый крестчатым сводом. Наружные стены разделены лопатками на три части и имеют " трёхлопастное " завершение. Отсюда необычное, волнообразное покрытие храма. В XVIII и XIX вв. церковь не раз перестраивалась. В 1786 г. к южной стене храма был пристроен теплый придел св. Исидора Блаженного. Была изменена форма покрытия церкви, сооружена луковичная глава, растесаны окна. В XIX в. пристроили западную паперть и вместо прежней шатровой колокольни выстроили новую в классицистических формах, существующую по сей день. Первоначальные формы архитектуры храма были восстановлены при реставрации в 1956 - 1959 гг. (архитектор Л.А. Давид). В ходе работ был разобран южный придел, реконструированы шлемовидная глава, трехлопастное покрытие церкви, формы окон, профили цоколя и порталов. Интерьер церкви первоначально не был расписан. Стенопись появилась, как предполагают, в 1720-е гг. и после этого несколько раз поновлялась (в 1760-1770-х гг., 1873, 1890 и 1913 гг.). При создании росписи был разобран древний четырехъярусный иконостас, вклад Иоанна Грозного, и восточная стена получила оформление по образцу церквей Архиерейского дома - на ней стенным письмом был написан иконостас традиционного состава. В 1930 г. церковь была закрыта и передана в ведение Ростовского музея. В 2002 г. в храме возобновились богослужения.  Вознесенский храм стал местом почитания и упокоения трех других подвижников, несших подвиг юродства Христа ради.

http://sobory.ru/article/?object=00593

Спас-Дощатый. Церковь Спаса Преображения. Церковь села Спас-Дощатый Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В различных источниках приводятся варианты легенды, связанной с селом и стоявшей на месте этой церкви часовней. Общим для них сюжетом является строительство деревянной часовни по повелению Ивана Грозного. Среди водных туристов, путешествующих по Осетру, популярна версия о крушении челнов Ивана Грозного на одном из близлежащих порогов этой реки. Часовня якобы была выстроена из обломков челнов в честь спасения царя. Встречается вариант о том, что в этом месте Иван Грозный, продвигавшийся с небольшим отрядом по берегу Осетра к Зарайску, неожиданно встретился с большими силами татар. Княжеский отряд вынужден был на досках (откуда они в лесу?) переправляться на другую сторону Осетра - из этих досок и построили часовню, опять же в честь спасения. Более правдоподобным выглядит предание о том, что часовню велел выстроить проплывавший по Осетру Иван Грозный, которому гонцы принесли весть об очередной победе русских войск над татарами. В благодарение за победу царь велел разобрать несколько челнов и выстроить из них на берегу часовню (или даже церковь). Вокруг этой постройки позже образовалась деревня Спас-Дощатый. Нынешняя церковь была выстроена в 1709-1713 годах местным уроженцем, архиепископом Вятским Дионисием. Трапезная с приделами Николая Чудотворца и Казанской иконы Божией Матери 1898 года, колокольня построена в 1906. Церковь в советское время была закрыта, а само село переименовано в 1930-х годах в Горное. По просьбам местных жителей Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2002 г. N 765 селу было возвращено историческое название. Церковь возвращена верующим в 1999 году, регулярных богослужений не проводится. Церковь разрушена в первой половине XX века, с тех пор в ее помещениях располагались кинотеатр, студенческая столовая и др. В настоящее время в церкви по праздникам и соответствующим дня проводятся службы, планируется восстановление.

http://sobory.ru/article/?object=06344

Торжок. Церковь Власия. Власьевская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Впервые эта церковь упоминается в Писцовой книге Торжка 1625 г.: «Храм во имя священномученик Власей Епискуп Саватийский древян клецки, да в приделе Пётр Митрополит ... строение мирское того приходу посацких людей». Каменное здание церкви было построено в 1721 г. Главный престол был посвящён Казанской иконе Божией Матери, но в народе по привычке храм именовался по боковому приделу Власьевским. В 1815 г. в церкви обновлялись настенная живопись и иконы. Храм был закрыт в 1937-1939 гг. В наши дни бывшее здание Власьевской церкви представляет из себя руины. Дело в том, что ещё в 1956 году решением Горисполкома ветхое здание храма было передано Райпотребсоюзу для сноса, чтобы на оставшемся после сноса фундаменте восстановить кирпичный склад для продтоваров. Уже тогда, во время обследования храма, документы комиссии зафиксировали, что у здания с 1941 г. отсутствовала кровля, часть стен была разрушена. Решение исполкома не было выполнено полностью: церковь не разобрали до фундамента - склад разместили в сохранившихся стенах храма. Но в 1990-е гг. склад выехал в другое место, здание опустело и начало катастрофически разрушаться не без помощи местных жителей, которые растаскивают остатки каменной кладки на кирпич. По материалам издания Лопатина Н.А. История города Торжка в названиях улиц. Изд. 2-е, испр. - Тверь, " Лилия Принт " , 2002. Власьевская церковь.(Казанская церковь) в Торжке, памятник архитектуры, построена в 1721 в Затверецкой части города. В основе композиции 2-столпный четверик, характерный для церквей 17 в. Первонач. наружный декор уничтожен при переделке 1889, когда В.ц. была оформлена в поздне­клас­сическом стиле с элементами псевдорусского стиля. Власьевская церковь пятипрестольная, названа по приделу св. мученика Власия; гл. придел - в честь иконы Казанской Богоматери (отсюда 2-е назв.). Верхние объемы церкви и колокольни разобраны в конце 1930-х гг. Впервые эта церковь упоминается в Писцовой книге Торжка 1625 г.: «Храм во имя священномученик Власей Епискуп Саватийский древян клецки, да в приделе Пётр Митрополит ... строение мирское того приходу посацких людей». Каменное здание церкви было построено в 1721 г. Главный престол был посвящён Казанской иконе Божией Матери, но в народе по привычке храм именовался по боковому приделу Власьевским. В 1815 г. в церкви обновлялись настенная живопись и иконы. Храм был закрыт в 1937 -1939 гг.

http://sobory.ru/article/?object=06243

Закрыть itemscope itemtype="" > «Где сокровище ваше — там и сердце ваше» На 85-летие академика Олега Николаевича Трубачева (1930-2002) 24.10.2015 371 Время на чтение 24 минут «Где сокровище ваше — там и сердце ваше» На 85-летие академика Олега Николаевича Трубачева (1930-2002) 23 октября нынешнего года академику Олегу Николаевичу Трубачеву исполнилось бы 85 лет. Гениальный и неутомимый исследователь славист и индоевропеист, лингвист-компаративист, основатель московской этимологической школы, по сути выведший этимологию как научную дисциплину на новые рубежи, историк культуры, неизменный борец за русскость русского человека, ученый прошел свой жизненный путь в науке честно и непреклонно, не поддаваясь ни на какие компромиссы, не склоняя головы перед лжеумниками, не отступая от своих принципов чести и справедливости, твердо отстаивая научную истину. Одной из главных своих задач Олег Николаевич видел в создании «Этимологического словаря славянских языков» (выходит с 1974 г., на сегодняшний день издано 39 тт.), который бы позволил сопоставить все славянские языки в синхроническом и диахроническом разрезе. Этот труд стал новым явлением в отечественной и мировой славистике; и одновременно осуществилась заветная мечта Трубачева — «громада двинулась». К сожалению, преждевременная кончина ученого не дала возможности довести эту работу до конца. Однако сегодня в Институте русского языка им. академика В. В. Виноградова продолжает трудиться над словарем коллектив авторов, «локомотивом» в этом многотрудном делании является ученик и последователь Трубачева, яркий российский этимолог Александр Константинович Шапошников. Между тем, коллектив испытывает определенные трудности: это и недостаточное финансирование (бич нынешнего времени в науке и не только), отсутствие молодых специалистов, отсутствие ставок для стажеров и прочие житейские неприятности. Это, конечно, делает перспективу завершения работы несколько неопределенной, этимологи порой чувствуют себя неуютно из-за этой, скажем прямо, несуразицы. Ведь делается дело общенационального, общеславянского большого культурного масштаба.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010