их окончил изянский уроженец Иван Кундря – будущий прп. Иов Угольский); некоторые из иноков обители стали основателями новых монастырей; находясь в штате братии, изянские иеромонахи одновременно являлись настоятелями приходов, духовниками женских обителей; из монастыря в Изе по Закарпатью распространялась необходимая церковная литература, обитель изготовляла облачения для православного духовенства края. 2 декабря 1947 г. в Закарпатье почил, приняв незадолго до кончины схиму, прп. Алексий. Тело старца доставили в Изу и 5 декабря погребли в монастыре; в 1953 г. преставился и архимандрит Матфей, которого похоронили рядом с могилой о. Алексия. В 1958-1959 гг. в обители подвизался прп. Иов Угольский (Кундря, †1985), в 1959 г. ее закрыли, с 1990 г. шло возрождение монастыря. 12 марта 1999 г. состоялось обретение мощей прп. Алексия. 8 июля 2001 г. Свящ. Синод УПЦ постановил причислить прп. Алексия, исповедника Карпаторусского, к местночтимым святым и праздновать его память 2 декабря. Чин прославления прп. Алексия совершен в обители 21 октября 2001 г. Синодальным решением от 21 декабря 2001 г. установлен и 2-й день памяти прп. Алексия – 21 октября. Описание [ править править код ] В 1925 г. в урочище Карпутлаш был построен корпус с домовым храмом Успения Пресвятой Богородицы. В 1927 г. началась постройка 2-го корпуса – с зимним храмом св. прор. Иоанна Предтечи. В 1936 г. состоялось освящение Успенского храма, который перед этим расширили и удлинили. В 1945-1946 гг. в обители воздвигли каменную часовню для богослужений при большом стечении прихожан и паломников. В 1970-х гг. почти все постройки монастыря снесли и на их месте возвели туберкулезный диспансер. От прежней обители сохранились только часовня и старенький дом. 12 июля 1991 г. в часовне была совершена 1-я Литургия. В 1994-1998 гг. в монастыре сооружен новый храм свт. Николая Мирликийского. К 2004 г. в одном из корпусов устроен домовой храм Воздвижения Честного Креста Господня. В 2005 г. в обители заложен храм прп. Алексия Карпаторусского.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Николаев...

Ликвидация храмов продолжилась в последующие периоды. В 1977 г. были упразднены храмы в селах Борщевцы, Н. Ольчедаев и Ивоновка Могилёв-Подольского р-на, в 1981 г.- храмы в селах Яруга, Садовая, Кременное и Боровка того же района. Последним был снят с регистрации в нояб. 1985 г. бывш. монастырский храм во имя прп. Антония Печерского в с. Лядова Могилёв-Подольского р-на, инициатива исходила от Украинского об-ва охраны памятников истории и культуры (главный храм обители - в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи - был взорван в 1938). За сопротивление закрытию данной церкви преследованиям подвергся благочинный Могилёв-Подольского окр. прот. Мефодий Веселовский, а также сменивший его в должности благочинного Могилёв-Подольского окр. прот. Александр Голоскевич. Действующими оставались 15 храмов в Могилёв-Подольском р-не, 20 - в Шаргородском, 11 - в Крыжопольском, 10 - в Мурованокуриловецком, 10 - в Томашпольском, 4 - в Песчанском, 3 - в Ямпольском и 2 храма - в Черневецком р-не. Всего в современных границах епархии не закрывались 75 храмов. В 1988 г. первыми в крае были возрождены приходы в селах Боровка и Беляны Могилёв-Подольского р-на. 29 июля 1989 г. получила регистрацию приходская община в с. Лядова, обитель в Лядове удалось возобновить в 1998 г. В 2004 г. был освящен старинный Михайловский храм на территории историко-культурного заповедника в с. Буша Ямпольского р-на. Главным собором после открытия в 2013 г. М.-П. и Ш. е. стал Георгиевский храм в Могилёве-Подольском, не действовавший с нач. 30-х до нач. 50-х гг. XX в. (на короткое время богослужения в нем возобновились в период нем. оккупации). Могилёв. Гравюра А. Камарова. Кон. XVIII в. Наиболее известным местом паломничества до нач. 30-х гг. XX в. был скальный мон-рь в с. Лядова с чудотворной иконой Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Местом массового поклонения православных в 1923 г. стала Иосафатова долина близ с. Голынчинцы. К 1925 г. традиция паломничества была пресечена местными властями, возрождена в 90-х гг. XX в. С 2006 г. проводится Всеподольский крестный ход к Иосафатовой долине, в к-ром участвуют множество верующих с Украины и из соседних районов Молдавии.

http://pravenc.ru/text/2563890.html

Марк, епископ Егорьевский. Церковный протокол. М., 2007. Марков Н. Е. Правда о церковной смуте. Париж, 1925. Медведев Н. В. Государство и Церковь в России: автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1997. Митрофан (Зноско-Боровский) , епископ. Хроника одной жизни. К шестидесятилетию пастырского служения (IX.1935 – IX.1995). М., 1995. Митрофанов Г., священник. Православная Церковь в России и эмиграции в 1920-е гг. К вопросу о взаимоотношениях Московской Патриархии и русской церковной эмиграции в период 1920–1927 гг. СПб., 1995. Михаил (Польский), протопресвитер. Новые мученики российские. Джорданвилль, 1949. Т. 1. Михаил (Польский), священник. Положение Церкви в Советской России. Очерк бежавшего из России священника. Иерусалим, 1931; СПб., 1995. Монастыри Среднего Урала (Уральские обители до 1935 г.) Реж, 2008. Монашество и монастыри в России XI–XX веков: исторические очерки. М., 2002. Мосс В. Православная Церковь на перепутье (1917–1999). СПб., 2001. М-я О. Несогласия в Зарубежной Православной Церкви//Белый архив: сб. материалов по истории и литературе войны, революции, большевизма, белого движения и т. п./под ред. Я. М. Лисового. Париж, 1928. Т. II–III. Назаров М. Русское Зарубежье в год Тысячелетия Крещения Руси. М., 1991. Herbigny М. de, Deubner A. Eveques russes en exile: Douze ans d " epreuves (1918–1930). Roma, 1931. Никитин А. К. Нацистский режим и русская православная община в Германии (1933–1945). М., 1998. Никитин А. К. Этапы и методы унификации русской православной общины в Германии в 1935–1939 гг.//Русская эмиграция в Европе (20–30-е гг. XX в.). М., 1996. Николаев К. Н. Правовое положение Православной Церкви народа русского в рассеянии сущего. Новый Сад, 1934. Никон (Рклицкий) , архиепископ. Жизнеописание Блаженнейшего Антония, Митрополита Киевского и Галицкого. Нью-Йорк, 1960–1969. Т. 6, 8, 9, 17. Одинцов М. И. Государство и Церковь . 1917–1938 гг. М., 1991. Одинцов М. И. Российская Церковь в годы революции. М., 1995. Ореханов Г., иерей, Ефремова О. Н. Новые документы из фонда Архиерейского Синода РПЦЗ: Письмо митрополита Антония (Храповицкого) Святейшему Патриарху Тихону 11/24 августа 1923 г.//ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1 Д. 4. Л. 177–186; Письмо Святейшему Патриарху Тихону от Архиерейского Синода Заграницей//ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 4. Л. 192–194//URL: nr=60&kategorie=konferenz.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Одинцов М. И. «Рю Дарю, 12, Париж». Письма митрополиту Евлогию. 1921–1927 гг./Комментарии и публикация документов//Исторический архив. 1996. 1. Одинцов М. И. Московский Кремль, осажденный революцией. Октябрь-ноябрь 1917 г. Свидетельства очевидцев/Комментарии и публикация документов//Исторический архив. 1997. 3. Одинцов М. И. «Подвергнуть аресту и привлечь к судебной ответственности»: ВЧК-ГПУ и патриарх Тихон. 1917–1925 гг./Комментарии и публикация документов//Исторический архив. 1997. 5, 6. Одинцов М. И. Третий рейх: власть и религия. «Заявление» бывшего начальника отдела IV управления РСХА К. Нейгауза/Комментарии и публикация документа//Исторический архив. 1998. 1. Одинцов М. И. Неизвестный документ митрополита Сергия (Страгородского) : Историческая справка об Американской епархии Русской православной церкви/Вступительная статья, комментарии и публикация документа//Церковно-исторический вестник. 1999. 4, 5. Одинцов М. И. Достойный сын земли Нижегородской: Материалы к биографии патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского) . 1901–1944 гг./Комментарии и публикация документов//Исторический архив. 1999. 6. Одинцов М. И. «Прошу Ваших указаний»: Докладные записки Председателя Совета по делам Русской православной церкви Г. Г. Карпова в ЦК ВКП(б) и СНК СССР. 1943–1945 гг./Комментарии и публикация документов//Исторический архив. 2000. 2. Одинцов М. И. «Я все время стоял довольно в близких отношениях к московскому духовенству…»: Из воспоминаний Н. П. Розанова . 1905–1907 гг., 1917 г./Комментарии и публикация документа//Исторический архив. 2000. 3. Одинцов М. И. Высокопреосвященнейший Арсений (Стадницкий) , митрополит Ташкентский и Туркестанский. 1862–1936 гг.: Биографический очерк//Церковно-исторический вестник. 2002. 9. Одинцов М. И. Справка о приеме председателем Совета по делам Русской православной церкви при СНК СССР Г. Г. Карповым митрополита (обновленческого) Александра Введенского //Церковно-исторический вестник. 2002. 9. Одинцов М. И. «Печально что-то и страшно»: Впечатления и размышления профессора Московской духовной академии А. Д. Беляева . Январь – март 1917 г.//Комментарии и публикация документа//Исторический архив. 2007. 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Ок. 1925 г. Каширский исполком отобрал здания Б. м. у музея, в кельях поселились ок. 50 семей. В 1931 г. обвалилась монастырская стена, в 1933 г. закрыли последний действующий храм. В Троицком и Сергиевском соборах проживали строившие мост через Оку заключенные. Позже в Троицком соборе размещался клуб, в Иоанновском храме стекольная фабрика. Осенью 1941 г. в находившемся в прифронтовой полосе Б. м. были расквартированы части 1-го гвардейского корпуса ген. П. А. Белова, к-рые первыми начали контрнаступление под Каширой в битве за Москву, здесь находились «Катюши», мон-рь как важный стратегический пункт был окружен «ежами» и дотами (2 сохранились до наст. времени внутри юж. монастырских башен). В 1962 г. в Б. м. разместилась автоколонна, построили гаражи, территорию забетонировали, с 1970 г. здесь находились склады. В 1978 г. различные светские орг-ции начали реставрацию монастырских построек. Первоначально Ступинский горсовет принял решение разместить в Б. м. культурно-развлекательный комплекс, но постановлением 18/60 от 15 окт. 1991 г. передал здания мон-ря РПЦ. 18 июля 1992 г. в приходском Сергиевском храме состоялось первое богослужение. 14 апр. 1993 г. Б. м. был возобновлен как жен., настоятельницей назначена мон. (впосл. игум.) Мария (Баранова). В 1993 г. мон-рю передан Троицкий храм в с. Голочёлово Ступинского р-на, в к-ром устроено подворье-скит. Бывш. староста Троицкого храма нмч. Иаков Блатов (1880-1937, расстрелян на Бутовском полигоне) прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. В 1998 г. Б. м. отметил 500-летие. К маю 2002 г. внешне отреставрирован Троицкий собор, частично восстановлены внутреннее убранство Иоанновского храма, где хранится чтимая икона Божией Матери «Скоропослушница» (XIX в., афонского письма), монашеские кельи, восстановлен (без сени) Сергиевский колодец, устроена звонница, ведутся раскопки монастырского некрополя, ремонтируется Никольская ц. Имеются иконописная и швейная мастерские, в подклети Троицкого собора - экспозиция по истории мон-ря и читальный зал.

http://pravenc.ru/text/77942.html

По благословению ниноцминдели Стефана (Джорджадзе (также Ениселт Моуравис-дзе)) работал известный духовный деятель, писатель и каллиграф Гавриил Мцире, создавший множество оригинальных сочинений (НЦРГ. A 224, A 227, A 228, A 229, A 232, A 233, A 244, Q 725). О книгохранилище в Ниноцминде сохранились сведения в приписке к сборнику 1847 г. (НЦРГ. S 364. Л. 83). В 1811 г., с вхождением ГПЦ в состав РПЦ в качестве Грузинского Экзархата , Н. е., как и многие другие епархии, была упразднена и вошла в состав Кахетинско-Алавердской епархии, 28 дек. 1818 г. включенной в Карталино-Кахетинскую епархию , охватившую территорию всей Вост. Грузии. Н. е. после 1917 г. После восстановления автокефалии ГПЦ в 1917 г. территории Н. е. сначала вошли в состав Бодбийской епархии, затем в 1925 г. была выделена самостоятельная Н. е.; 31 окт. правящим архиереем был назначен Каллистрат Цинцадзе(; впосл. католикос-патриарх всей Грузии). В 1927 г. ниноцминдели стал еп. Манглисский Ефрем (Сидамонидзе; впосл. католикос-патриарх всей Грузии Ефрем II ). 16 дек. 1928 г. католикос-патриарх всей Грузии Христофор III (Цицкишвили) хиротонисал на Ниноцминдскую кафедру Иерофея (Аивазашвили) (1928-1942), к-рый также являлся викарием католикоса-патриарха и в 1929 г. временно руководил Бодбийской епархией. После кончины еп. Иерофея († 1942) кафедру 23 мая 1943 г. занял еп. Димитрий (Лазаришвили), викарий католикоса-патриарха. При нем в Н. е. не было ни одной действующей церкви и архиерей служил в церкви Квашвети в Тбилиси. После его смерти († 1947) епархия некоторое время вдовствовала, пока в 1952 г. ее не занял 80-летний еп. Димитрий (Иашвили). В 1958 г. он был возведен в сан митрополита и переведен на Бодбийскую и Алавердскую кафедру (скончался в 1961 в возрасте 89 лет). В 50-90-х гг. XX в. Н. е., поскольку в ней по-прежнему не было действующих храмов, управляли Алавердские и Бодбийские архиереи. 5 апр. 1995 г. по решению Синода ГПЦ были созданы новые епархии, в т. ч. Сагареджойская епархия, включившая в себя территории Н. е., и Гурджаанская, в которую вошли территории Черемской епархии. Епископом Сагареджойско-Гурджаанским стал Авраам (Гармелиа) . 18 окт. 1998 г. на Сагареджойско-Гурджаанскую кафедру был хиротонисан настоятель мон-ря Давидгареджи архим. Андрей (Гвазава), в 2001 г. он был перемещен на Горийско-Самтависскую кафедру (в 2013 - на Горийско-Атенскую). Его преемником стал еп. Вахтанг (Ахвледиани), в 2002 г. перешедший на Маргветско-Убисскую кафедру.

http://pravenc.ru/text/2577677.html

Прекращение ими на некоторое время поминовения за богослужением патриаршего имени было связано с категорическим запретом этого со стороны властей под угрозой уголовного преследования. Свт. Тихон разрешил подобную практику по просьбе настоятеля Данилова мон-ря Волоколамского архиеп. Феодора (Поздеевского) ради сохранения обители. 14 июня 1924 г. Н. был освобожден за недоказанностью вины. Вскоре назначен архиепископом Владимирским и Суздальским, но не получил от властей разрешение на выезд во Владимир. В это время он становится одним из ближайших помощников патриарха Тихона. Осенью того же года Н. активно содействовал окончательной отмене принятого под нажимом властей патриархом Тихоном 7 окт. 1923 г. постановления о переходе Русской Церкви на новый (григорианский) календарный стиль в богослужениях. Это постановление вызвало сильную критику со стороны отказавшихся его признать архиереев-«даниловцев». Постановление применялось только в неск. храмах Москвы и было приостановлено патриархом уже 8 нояб. 1923 г. Тем не менее власти продолжали требовать от Патриархии обязательного введения нового стиля. 30 сент. 1924 г. глава Секретариата по делам культов при Президиуме ВЦИК П. Г. Смидович провел совещание по календарной проблеме с участием представителей обновленческого синода и Московской Патриархии. В состав делегации РПЦ входили Н., Тверской митр. Серафим (Александров) и председатель Московского епархиального совета прот. В. П. Виноградов . По воспоминаниям Виноградова, во время совещания Н. «спокойно и деловито стал разъяснять, что при всем сочувствии к хозяйственным нуждам советского государства, патриаршая Церковь, по целому ряду канонических и церковно-бытовых причин, никак не может принять новый стиль. Длинная обстоятельная речь еп. Николая охватывала вопрос всесторонне и исчерпывающе. Архиепископу Серафиму оставалось только заявить о своем полном единомыслии с еп. Николаем» ( Виноградов В. П., протопр. О некоторых важнейших моментах последнего периода жизни и деятельности Святейшего Патриарха Тихона (1923-1925 гг.)//ЦИВ. 1998. 1. С. 23). После этого власти уже не поднимали вопрос о переходе Церкви на новый стиль. Также Н. разработал проект реорганизации приходской работы, в к-ром предполагалось введение бесплатного исполнения необходимых треб за счет всего прихода. Вел строго аскетический образ жизни, молился по ночам. В отношении с людьми был необычайно прост и внимателен. Близко знакомый Н. свящ. С. А. Сидоров вспоминал о нем: «Редко кто мог с таким внутренним тактом утешить, обласкать человека. И эту внимательность особенно ценили люди, бывшие с ним в тюрьме и ссылке. Владыка Николай особенно любил детей. И странно было видеть его, такого обычно строгого, весело смеющимся и болтающим с крошкой 4-6 лет» ( Сидоров С., свящ. 1999. С. 41).

http://pravenc.ru/text/2565704.html

— Священный Синод Болгарской Православной Церкви все еще не вынес официального определения по вопросу о появлении ПЦУ и ее каноничности. В связи с этим возникает очень важный для нас вопрос: есть ли священство и благодать в ПЦУ? Совершаются ли в ней православные Таинства? Может ли православный христианин посещать ее храмы? — Отношение нашей Церкви к созданию «ПЦУ» выражено в решении Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви от 13 ноября 2018 года и Священного Синода УПЦ от 7 декабря 2018 года. Мы не считаем «ПЦУ» полноценной Церковью. Было два раскола «УПЦ КП» и «УАПЦ», которые соединились в одну организацию, но это как был раскол, так и остался. Они как были за вратами Церкви, так за ними и остаются. По сути ничего не изменилось, они не вернулись в Церковь через покаяние в грехе раскола, так же, как и не было восстановлено апостольское преемство их иерархии. У вас в Болгарии тоже был раскол. В 1998 году все болгарские раскольники пришли на Собрание Предстоятелей Поместных Церквей с покаянными письмами, после чего вся полнота Православия в лице Предстоятелей всех Поместных Цервей приняла их покаяние и восстановила их в общении с Церковью. В нашем украинском случае никакого покаяния со стороны раскольников не было, никаких покаянных писем. Раскольники без покаяния были признаны волюнтаристским и единоличным решением Константинопольского Патриархата. Потому нет никаких экклезиологических оснований считать их полноценной Церковью. Тот факт, что их признал Константинопольский Патриархат, является действительно большой экклезиологической проблемой. Стали ли раскольники Церковью или наоборот Константинопольский Патриархат запятнал себя общением с ними? Насколько сейчас каноничен сам Константинопольский Патриархат? На все эти вопросы должна давать ответ вся Полнота Православия. Но в этой связи я хотел бы вспомнить ответ митрополита Сергия (Страгородского) от 22 сентября 1925 года на письмо одного обновленческого архиерея, который утверждал, что обновленцы уже стали каноничными, так как их признал Константинопольский Патриархат.

http://patriarchia.ru/gr/db/text/5373352...

Таким образом, можно предположить, что храм Живоначальной Троицы в Останкино строил московский зодчий, руководивший артелью, где работали мастера из разных регионов Руси. В итоге, в облике храма гармонично соединились черты несколький архитектурных школ. В 1640-е – 1660-е годы мастера Ярославля, Костромы, Новгорода и других русских земель не раз работали в Московском Кремле над росписями кремлевских соборов. Возможно, что в Москву приезжали и зодчие этих земель. Именно этой совместной работой объясняется взаимное влияние иконописи и архитектуры Ярославля, Мурома, Костромы, Каргополя с одной стороны и Москвы с другой стороны во второй половине XVII века. Останкинский храм Живоначальной Троицы является одним из примеров этого взаимного влияния. Библиография: Церковь Живоначальной Троицы в Останкино//Сорок сороков. М., 2003. Т.3. С. 157 Соловьев К.А. Останкино. М., 1944. С.: 4,5 Церковь Живоначальной Троицы в Останкино/Под ред. Г.В. Вдовина. М., 1993 Путеводитель по Москве, изданный Московским археологическим обществом для участников V съезда зодчих в Москве/Под ред. И.П. Машкова. С.: CXI-CXLII Красовский М.В. Очерки по истории московского периода древнерусского зодчества. М., 1911. С.: 347, 353. Подмосковные музеи/Под ред. И.В. Лазаревского и В. Згура. М., 1925. Вып. 1. С.: 43-46 Романюк С.К. По землям московских сел и слобод. М., 1998. Ч.2. С.: 237 Центральный исторический архив г. Москвы. Ф. 454. Оп. 3. Д. 78. Метрика Троицкой церкви с. Останкина Московского уезда. Л. 184–189. Грабарь И.Э. История русского искусства. М., 1911. С.: 134-135 Ильин М. Москва. М., 1963. С.: 316-318 Султанов Н.В. Реставрация церкви в селе Останкине//Зодчий. 1877. С.:65-66 Статья подготовлена на основе материала автора на сайте zvon.ru Каменная церковь была выстроена (1677-1692 гг.) вместо обветшавшего деревянного храма. Придел Тихвинской богоматери освящен в 1683 году, а южный придел Александра Свирского - в 1691-м. Главный же престол святой Троицы освятили в начале июня 1692 года. Колокольня Останкинской церкви изначально была шатровой, а в годы между 1739 и 1754 гг. перестраивалась в стиль барокко. В 1767 году - изменяется внешний облик церкви, обновляется иконостас, а также появляются новые святыни и иконы. Однако в 1851-м в храме снова проводятся реставрационные и другие ремонтные работы, кардинальным образом меняется иконостас, по-новому создается роспись на стенах, расписывается паперть, а через год и главный алтарь. В 1856 г. императором Александром II Останкино было выбрано местом говения императорской четы. В это время церковь была обновлена, а вместе с ней иконы, перекрашены кровля и наружные стены, кресты позолочены. В 1875-м владельцем имения становится граф А.Д. Шереметев, по указу которого проводятся ремонтные работы и наружной реставрации Святотроицкой церкви. Через два-три года была возвращена шатровая форма, венчавшая колокольню.

http://sobory.ru/article/?object=03622

Костыря, М. Банкноты рассказывают//Наука и жизнь. 2013. 10. С. 76–80, 4-я с. обл. : фото. цв. Критский, Ю.М. Из «Обзора освоения и использования Соловецких островов с древнейших времен до наших дней» – Соловки в эпоху социализма (1917–1940 гг.)//Поморский летописец: альм. Архангельск, 2002. Вып. 1. С. 156–164. Kypamoe, АА. Соловецкие боны в 1929–1932 годах//Куратов, A.A. Хронология и метрология в истории России и Русского Севера. Архангельск : Помор. ун-т, 2006. С. 73–74. Полчанинов, Р.В. Советские конидагерные деньги//Север. 1990. 9. С. 121–122. Флоренский, В.П., Флоренский, П.В., Сидоров, А.И. Почтовые карточки УСЛОН. Соловецкий лагерь//Полярный архив. M., 2003. Γ.1. С. 232–260: фото. Отделения и командировки на Соловецких островах Дыхание времени... Литвин, Н. По островам Соловецким//Соловецкие острова. 1925. 6. С. 56–64; 8. С. 15–22. Аитвин, Н. Гора Секирная//Соловецкие острова. 1925. 9. С. 20–27. Цвибелъфиш. На острове на Анзере//Соловецкие острова. 1926. 7. С. 3–9. По следам... Жуков, В. Скиты, поселения и поселки Соловецких островов//Наука и бизнес на Мурмане. 1998. 6(11). С. 46–59. Материалы к историко-географическому атласу Соловков: две карты Соловецких островов лагерного периода/А. Мельник, А. Сошина, И. Резникова, А. Резников//Звенья: ист. альм. M., 1991. Вып. 1. С. 303–330: карта. По следам СЛОНа: материалы к историко-географическому атласу Соловков/А. Мельник, А. Сошина, И. Резникова, А. Резников//Соловецкий вестник. 1992. 5–10. Резникова, И. Материалы к истории лагерного периода Муксалмы, 1923–1939 гг.//Соловецкие острова. M., 1996. Т. 2 : Большая Муксалма. С. 28–34. (Тр. МАКЭ/под общ. ред. П.В. Боярского; вып. IX). Росси, Ж. Справочник по ГУЛАГу : в 2 ч. Ч. 1–2. Изд. 2-е, доп. M.: Просвет, 1991. Из содерж.: Секир-гора, Секирская гора или Секирка. Ч. 2. С. 353. Столяров, В.П. Голгофа Анзерская в XX веке//Светильник: религиозное искусство в прошлом и настоящем. 2002. 6. С. 14–15. ЛАГЕРНОЕ НАЧАЛЬСТВО Алексеева, 71/1., Mameeee, Н. Доверено защищать революцию: [Г.И. Бокий]. М.: Политиздат, 1987. с., л. ил.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010