По решению Синода ГПЦ от 18 авг. 2003 г. Сагареджойско-Гурджаанская епархия была разделена на Гурджаанско-Велисцихскую и Сагареджойско-Ниноцминдскую. Правящим архиереем Сагареджойско-Ниноцминдской епархии был избран и хиротонисан настоятель лавры Давидгареджи архим. Лука (Ломидзе), к-рый управляет епархией по сей день ( Вардосанидзе. 2010. С. 513). Клир Сагареджойско-Гурджаанской епархии составляют еп. Лука, игумен, 2 иеромонаха, 4 монаха, 11 монахинь, 2 протоиерея, 9 иереев. Архиереи. Епископы Н. е. Захария (1553-1556), Малахия (1557-1560), Силуан (1561-1584), Иосиф (предположительно Чолокашвили; 20-е гг. XVII в.- 1638), Косма (1639 - 40-е гг. XVII в.), Закария (Макашвили; 1651-1654), Иосиф (Макашвили; 1665 - кон. 60-х гг. XVII в.), Николай (Андроникашвили; 1671-1676), Арсений (1679-1691), Иосиф (сын Арагвского эристава; 1692-1697), Иосиф (Вачнадзе; 1702-1737), Митрофаний (брат Арагвского эристави Баиндура; 1738-1740), Иоанн (Джандиери (также Моуравис-дзе); 1741-1743), Иоанн (Джорджадзе (также Барамишвили); ок. 1743), Савва (Тусисшвили; 1744-1784), Иоанн ( Макашвили; 1784-1795), Антоний (Багратиони; 1786-1787, впосл. католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) Антоний II ), Михаил (Инасаридзе; 1796-1802), Стефан (Джорджадзе (также Ениселт Моуравис-дзе); 1803-1811), Каллистрат (Цинцадзе; 31 окт. 1925 - 1927), Ефрем (Сидамонидзе; 1927-1928), Иерофей (Аивазашвили; 16 дек. 1928-1942), Димитрий (Лазаришвили; 23 мая 1943-1947), Димитрий (Иашвили; 1952-1958); управляющие Н. е. Алавердские и Бодбийские епископы: Алавердский Давид (Бурдуладзе; кон. 50-х гг. XX в.- † 1963), Алавердский и Бодбийский Роман (Петриашвили; 1967-1971), Бодбийский Иларион (Самхарадзе; 1975-1978), Афанасий (Чахвашвили; Бодбийский в 1978-1991, Алавердский в 1992, Бодбийский в 1993-1995), Бодбийский Даниил (Датуашвили; 22 мая - дек. 1992), Бодбийский Давид (Махарадзе; 21 дек. 1992 - 28 авг. 1993); Сагареджойско-Гурджаанские епископы: Авраам (Гармелиа; 1996-1998), Андрей (Гвазава; 18 окт. 1998 - 2001), Вахтанг (Ахвледиани; 2001-2002); епископ Сагареджойско-Ниноцминдский Лука (Ломидзе; с 18 авг. 2003) ( Шаоршадзе. 2008. С. 157). Храмы и монастыри Н. е.

http://pravenc.ru/text/2577677.html

14 янв. 1915 г. Синод РПЦ подготовил резолюцию о восстановлении скита. 19 февр. обер-прокурор Синода В. К. Саблер обратился к генерал-губернатору Галиции гр. Г. А. Бобринскому с предложением воссоздать обитель. Это намерение не было реализовано. 19 авг. 1925 г. по благословению предстоятеля Польской православной Церкви митр. Дионисия (Валединского) на месте, где находился скит, были проведены поминальные богослужения по случаю 140-й годовщины со дня ликвидации обители австр. властями. Служение праздничной литургии возглавил и. о. настоятеля львовского прихода иером. Пантелеимон (Рудык) . Архитектурный монастырский комплекс представляет собой ансамбль каменных и деревянных сооружений, огороженных каменной стеной с башнями и бойницами,- удачный синтез горного рельефа и фортификаций. С одной стороны территория скита окружена узким, но глубоким (ок. 5 м) рвом, а др. стороной примыкает к крутому склону горы Вознесенка. С 1970 по 1980 г. на развалинах М. с. работала экспедиция львовских реставраторов. На его территории в 1980 г. открылся историко-архитектурный музей. На 2-м ярусе надвратной башни-колокольни размещалась экспозиция старых фотографий скита. На 3-м ярусе находилась действующая звонница. Каменное помещение трапезной и деревянные кельи располагались по периметру ограды. В кельях размещались экспозиции, посвященные монашескому быту. В трапезной проходили выставки художественных мастеров Прикарпатья. Фундамент Крестовоздвиженской ц. использовался посетителями как место отдыха или служил своеобразной эстрадой для выступления народных коллективов во время проведения фестивалей. Также сохранилась 5-ярусная башня-«сокровищница» (высота 27,7 м, толщина стен 2 м). На 1-м ярусе хранилась надгробная плита (1631) из черного мрамора с общей могилы первых настоятелей скита. В экспозиции верхнего яруса башни находился макет Крестовоздвиженской ц. в стеклянном саркофаге. В др. башенке (сторожевой) экспонировались старинное оружие и доспехи. В 1998 г. на месте М. с. открыт мужской монастырь в юрисдикции УПЦ КП.

http://pravenc.ru/text/2561934.html

Alexander, «Ipse Dixit» Alexander, Loveday. «Ipse Dixit: Citation of Authority in Paul and in the Jewish and Hellenistic Schools.» Pages 103–27 in Paul beyond the Judaism/Hellenism Divide. Ed. Troels Engberg-Pedersen. Louisville: Westminster John Knox, 2001. Alexander, «Logos» Alexander, Archibald B. D. «The Johannine Doctrine of the Logos.» ExpTim 36 (1924–1925): 394–99,467–72. Alexander, Possession Alexander, William Menzies. Demonic Possession in the New Testament: Its Historical, Medical, and Theological Aspects. 1902. Repr., Grand Rapids: Baker, 1980. Alexander, «Preface» Alexander, Loveday. «Lukés Preface in the Context of Greek Preface-Writing.» NovT28 (1986): 48–74. Alexander, «Production» Alexander, Loveday. «Ancient Book Production and the Circulation of the Gospels.» Pages 71–112 in The Gospels for All Christians: Rethinking the Gospel Audiences. Edited by Richard Bauckham. Grand Rapids: Eerdmans, 1998. Allegro, «History» Allegro, John M. «Further Light on the History of the Qumran Sect.» JBL 75 (1956): 89–95. Allegro, «References» Allegro, John M. «Further Messianic References in Qumran Literature.» JBL 75 (1956): 174–87. Allegro, Scrolls   Allegro, John M. The Dead Sea Scrolls. Baltimore: Penguin Books, 1959. Allen, «Church»   Allen, E. L. «The Jewish Christian Church in the Fourth Gospe1.» JBL 94 (1955): 88–92. Allen, «John vii.37, 38» Allen, Willoughby C. «St. John vii.37,38.» ExpTim 34 (1922–1923): 329–30. Allen, Philosophy  Allen, Reginald E., ed. and trans. Greek Philosophy: Thaïes to Aristotle. Readings in the History of Philosophy. New York: Free Press, 1966. Allison, «Baptism»   Allison, Dale C, Jr. «The Baptism of Jesus and a New Dead Sea Scrol1.» BAR 18, no. 2 (March/April 1992): 58–60. Allison, «Elijah»   Allison, Dale C, Jr. «Elijah Must Come First.» JBL 103 (1984): 256–58. Allison, «Eye»   Allison, Dale C, Jr. «The Eye Is the Lamp of the Body [Matthew 6.22–23-Luke 11.34–36].»NTS 33 (1987): 61–83. Allison, «Land»   Allison, Dale C, Jr. «Land in Early Christianity.» Pages 642–44 in Dictionary of the Later New Testament and Its Developments. Edited by Ralph P. Martin and Peter H. Davids. Downers Grove, 111.: InterVarsity, 1997.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

• Они многократно предсказывали конец света, назначая конкретные даты на 1874, 1914, 1925, 1975 годы. • Им запрещается читать или выслушивать какую-либо критику о своей организации. • Им запрещается даже заходить в христианские храмы. • Им запрещается делать переливание крови, даже если это угрожает жизни их собственных детей. • Им запрещается служить в армии, участвовать в выборах, принимать какое-либо участие в политической жизни общества, заниматься боевыми видами спорта, праздновать государственные и религиозные праздники, отмечать дни рождения... • Им запрещается даже здороваться с теми, кто покинул их общество, пусть это и члены их собственной семьи. Дорогие друзья! Для чего создана эта листовка? Только для одного – помочь Вам узнать, что секта «Свидетелей Иеговы» противоречит Божьему Слову и учению Библии. Помните, что первая и самая важная цель сектанта – это начать с Вами разговор. На любую тему, неважно, главное, чтобы ему ответили. Поэтому не давайте ему такой возможности, не поддавайтесь на соблазн. Храни Вас Господь! Священное Писание. 1. Библия, книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. РБО,М.,2001. 2. I Kaini Diatiki. Afinai. 1990. 3. Толковая Библия. Стокгольм, 1987. Святые Отцы и православные богословы. 4. Афанасий Великий , святитель. Творения. Ч. 3. М., 1994. 5. Григорий Богослов . Святитель. Избранные творения. М., 1999. 6. Деяния Вселенских Соборов. Т. 3. СПб., 1996. 7. Дидахе. Ранние Отцы Церкви. Брюссель, 1988. 8. Иоанн Дамаскин , преп. Точное изложение Православной веры. М., 2002. 9. Иустин Философ , св., Творения. М., 1995. 10. Ириней Лионский , св. Доказательство апостольской проповеди. М., 1996. 11. Тертуллиан Квинт Септимий Флорент. Против еретиков. М., 1997. 12. Миссионерский отдел Московского Патриархата РПЦ. Новые религиозные объединения России. Белгород, 2002. 13. Стенеяв Олег, священник «Свидетели Иеговы» – кто они? М., 1996. 14. Сысоев Даниил , священник. Антропология Адвентистов Седьмого дня и Свидетелей Иеговы. М., 2002. 15. Герман (Дворцов), иеромонах. Лжесвидетели. Краткая история Общества Свидетелей Иеговы. М., 1998.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

Биретту возведенному в кардиналы Н. вручал глава государства (император, король, президент, каудильо), в котором Н. был аккредитован (эта практика отменена в марте 1969). В связи с распространением Римско-католической Церкви за пределы Европы, а также по причине изменений политического значения различных европ. стран с понтификата Льва XIII началась практика возведения в кардинальское достоинство папских представителей, которые не были Н. в нунциатурах 1-го класса (и даже не имели должности Н., а являлись апостольскими делегатами), но представляли Папский престол в странах со значительным числом католич. населения. С кон. понтификата Иоанна Павла II (1978-2005) действующие Н., деятельность к-рых была связана с традиц. католич. гос-вами, при окончании дипломатического служения больше не возводились в достоинство кардинала. Последним стал Н. в Итальянской Республике Франческо Коласуонно (1925-2003; в 1990-1994 был представителем Папского престола в СССР и РФ), которого папа Римский Иоанн Павел II на консистории 21 февр. 1998 г. возвел в достоинство кардинала-диакона рим. диаконии св. Евгения. В 2016 г. папа Римский Франциск , нарушив традицию, возвел в кардиналы Н. в Сирии - титулярного архиеп. Марио Дзенари, к-рый не только получил кардинальское достоинство, будучи Н. в некатолич. стране, но и продолжил служение в качестве Н. уже в достоинстве кардинала. В католич. странах Н. традиционно является дуайеном (деканом) - главой дипломатического корпуса, аккредитованного при монархе или правительстве. Система международного права допускает такое старшинство Н., что было закреплено 19 марта 1815 г. на Венском конгрессе «Регламентом о ранге дипломатических представителей» (ст. 4) и в наст. время определяется Венской конвенцией о дипломатических сношениях (ст. 16 § 3) от 18 апр. 1961 г., вступившей в силу 24 апр. 1964 г. После создания в 1929 г. гос-ва Ватикан система нунциатур не подвергалась значительной реорганизации, за исключением изменения статуса нек-рых нунциатур. К нач. второй мировой войны статус нунциатур 1-го класса имели папские представительства в Германии, Испании, Италии, Польше и во Франции (An. Pont. Cath. 1939. P. 772-774).

http://pravenc.ru/text/2577993.html

В 1920 г. было произведено изъятие церковных ценностей из храма, всего было изъято 165,6 кг серебра и множество изделий из уральских драгоценных камней. Поскольку собор был очень богатый, все предметы для ведения служб были сделаны из золота или серебра после изъятия стало не с чем проводить службы. В 1925 г. власти передали собор обновленческой общине, которая сделала его кафедральным. В 1926 г. председателем местного союза безбожников З. Зегельманом была ликвидирована приходская библиотека как контрреволюционная. Всего в библиотеке было 1237 томов. В 1920 и 1929 гг. были произведены акты вскрытия мощей Симеона Верхотурского, причём после второго они были отобраны у церкви и переданы краеведческому музею, из которого были возвращены лишь в 1991 г. 19 января 1930 г. из собора был проведён последний крестный ход на Городской пруд. В начале 1930 г. в городе на собраниях рабочих поднимается вопрос о снятии с церквей колоколов и передаче их на нужды индустриализации. 15 февраля 1930 г. Свердловский горсовет принял решение о закрытии храма. 17 февраля 1930 г. председатель горисполкома А.Н. Бычкова подписала решение о необходимости сноса собора для использования его в качестве строительного материала. 15 марта ключи от собора были переданы властям и в течение нескольких недель здание было взорвано. Образовавшуюся площадь назвали площадью Труда, на месте бывшего собора разбили сквер, где впоследствии был установлен фонтан «Каменный цветок». Архитектурный ансамль бывшего обкома партии и площади Труда является памятником конструктивизма. 18 августа 1991 г. на месте, где располагался алтарь бывшего собора, был установлен памятный крест, около которого ежегодно проводится молебен в честь праздника святой Екатерины. К 275-летию Екатеринбурга в 1998 г. рядом с памятным крестом по проекту архитектора А.В. Долгова была построена каменная часовня с 5 куполами. 18 марта 2010 г. Екатеринбургская епархия объявила о намерении восстановить Екатерининский собор на площади Труда: часовню предполагается оставить как пристрой к зданию храма, при этом должны быть снесены фонтан и зеленые насаждения, установлена каменная ограда по периметру храма, а под самим зданием организована подземная парковка.

http://sobory.ru/article/?object=35861

В 1925 г. Зачатьевский монастырь был закрыт, большая часть насельниц осталась в Москве, некоторые были арестованы в 1926 г., аресты продолжились в 1930-1931 гг. Монастырское предание рассказывает о том, что мон. Маргарите в начале гонений на Церковь явилась И. и велела оставаться в обители. В 1995 г. Зачатьевский мон-рь был возвращен Церкви. 16 мая 2001 г. в нем прошли торжества, посвященные прославлению И. и Е. как местночтимых святых Московской епархии. 24 июня 2008 г. Архиерейский Собор РПЦ принял решение «прославить в лике общецерковных святых и включить в месяцеслов Русской Православной Церкви» И. и Е., установив днем их памяти 3(16) мая. На заседании Свящ. Синода 31 мая 2010 г. была утверждена служба И. и Е. Арх.: ГИМ. Увар. 880. Л. 105; ГИМ. Щук. 716. Л. 30; ГМЗ РК. Р-221. Л. 55 об.; РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. 1710. Л. 72 об.; Ф. 280. Оп. 3. Д. 191; РГБ ОР. Ф. 173/IV. 96. Л. 40; Ф. 178. 9255. Л. 19. Ист.: Карамзин. ИГР. 1993. Т. 5. С. 317. Примеч. 254; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: (Реконструкция текста). СПб., 2002. С. 442; Макарий (Веретенников), архим. Поминальные синодики//Вышенский паломник. Рязань, 1998. 1. С. 80, 81; Прославление основательниц Зачатьевского мон-ря игум. Иулиании и мон. Евпраксии//ЖМП. 2001. 7. С. 44-47; ПСРЛ. Т. 13. С. 18; Т. 20. С. 198; Минея дополнительная. 2005. Вып. 1. С. 279-281. Лит.: Строев. Списки иерархов. Стб. 225; Леонид (Кавелин). Св. Русь. 542-543. С. 138-139; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 557; Макарий (Миролюбов), архим. Памятники церк. древностей: История Нижегородской епархии. Памятники церк. древностей. Н. Новг., 1999. С. 407. Примеч. 1; Кучкин В. А. О времени написания сгоревшей в 1812 г. Троицкой летописи//Ad fontem=У источника: Сб. ст. в честь С. М. Каштанова. М., 2005. С. 237-242; И. И. Храм кон. XVI в. в Алексеевском Зачатьевском мон-ре: Результаты исслед. 2003-2005 гг.//Московская Русь: Проблемы археологии и истории архитектуры. М., 2008. С. 394-404. А. В. Кузьмин Иконография Изображения И. и Е. существовали до церковного прославления святых. В XIX в. их надгробные плиты покрывали 2 рамы, где «на полотне» были написаны изображения предполагаемых основательниц (Метрика для имп. АХ. 1887 г.- ЦГИАМ. Ф. 454. Оп. 3. Д. 54. Л. 135-145; ПЭ. Т. 19. С. 721). В нач. XX в. в соборе Рождества Пресв. Богородицы Зачатьевского мон-ря в приделе Казанской иконы Божией Матери на гробнице И. и Е. находились их ростовые образы без нимбов (известны по фотографии нач. XX в., см.: Первый на Москве. 2010. С. 29; в наст. время репродукция с фотографии помещена над ракой с мощами святых).

http://pravenc.ru/text/1237863.html

В 1925 году жилтоварищество, объединявшее окружающие церковь дома, устроило между уличной оградой участка и стеной церкви дровяной сарай, против чего возражал Музейный отдел, так как сарай угрожал пожарной безопасности храма. После закрытия верхний ярус колокольни разрушили, в стенах пробили новые окна, в центральной апсиде — дверь. В здании храма разместился цех 2 Первого московского завода коньков, производившего коньки и лыжные крепления. В 1984 году искусствовед Н. В. Галактионова подготовила проект реставрации Сергиевской церкви. В 1991 году храм преподобного Сергия был возобновлен как Патриаршее подворье. 30 августа 1991 года Святейший Патриарх Алексий II освятил центральный престол преподобного Сергия чином малого освящения. Первым настоятелем Сергиевского храма после его возвращения Церкви стал протоиерей Иоанн Экономцев (впоследствии — архимандрит), а в составе клира были протоиерей Глеб Каледа , иерей Иоанн Вавилов, иерей Иоанн Свиридов. После того как в 1993 году верующим передали церковь преподобного Сергия Радонежского в Высоко-Петровском монастыре, клир переместился туда, а в Сергиевском храме в Крапивниках остался иерей Иоанн Вавилов, ставший его настоятелем. 15 января 1998 года благочинный Сретенского благочиния протоиерей Олег Клемышев освятил, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, бывший Никольский придел во имя преподобного Серафима Саровского. В новое тысячелетие храм преподобного Сергия вошел с воссозданной колокольней. Решение о ее восстановлении было принято в начале 2000 года. Над возобновлением звона трудился И. В. Коновалов, старший звонарь Московского Кремля и храма Христа Спасителя, председатель Общества церковных звонарей. Проект выполнялся методом стереофотограмметрии по фотографии из альбома Найденова. Метод позволил с точностью до нескольких сантиметров восстановить размеры и формы колокольни. Воссоздан также весь подбор колоколов — от стопудового до восьмикилограммового: 100, 50, 25, 15, 8, 4, 2, 1 и 0,5 пудов. По завершении работ 15 декабря 2001 года на колокольне был установлен крест с четырьмя растяжками.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_преподобн...

В XII-XIII вв. почитание Е. распространилось в Испании. К XII в. относится 1-е упоминание о главе мученика, которая была передана королевой Арагона Санцией (Санчей; 1174-1208) жен. мон-рю в Сихене (Арагон). По указу испан. кор. Филиппа II (1556-1598) святыню перенесли в Эскориал. Память Е. была включена в Толедский миссал (1551), в 1586 г. Филипп II испросил у Римского папы Сикста V разрешение отмечать память Е. во всех храмах Испании. При папе Урбане VIII вся Римско-католическая Церковь (1636) стала отмечать память Е. Лит.: Duchesne L. L " Église au VIe siècle. P., 1925. P. 469-474; García Villada Z. Historia eclesiástica de España. Madrid, 1932. Vol. 2. Pars 1. P. 45-57; Fliche, Martin. HE. Vol. 4. P. 379-381; Goffart W. Byzantine Policy in the West under Tiberius II and Maurice: The Pretenders Hermenegild and Gundovald (579-585)//Traditio. 1957. Vol. 13. P. 73-118; Fontaine J. Isidore de Séville et la culture classique dans l " Espagne wisigotique. P., 1959. Vol. 1. P. 79-80; idem. Conversion et culture chez Visigoths d " Espagna//La conversione al cristianismo nell " Europa dell " Alto Medievo. Spoleto, 1967. P. 87-147; Dominguez del Val U. Leandro de Sevilla y la lucha contro arianismo. Madrid, 1961. P. 24; Hillgarth J. N. La conversión de los Visigodos: Notas críticas//Analecta Sacra Tarraconensia. 1961. Vol. 34. P. 3-11, 15-26; idem. Coins and Chronicles: Propaganda in 6th Cent. Spain and Byzantine Background//Historia. 1966. Vol. 15. P. 483-508; Gaiffier B., de. Hispana et Lusitana. Part 2: Le cas de S. Herménégilde//AnBoll. 1962. Vol. 80. P. 390-395; Cignitti B. Ermenegildo//BiblSS. Vol. 5. Col. 33-47; Thompson E. A. The Conversion of the Visigoths to Catholicism//Nottingham Mediaeval Studies. 1960. Vol. 4. P. 4-35; Vazquez de Parga L. S. Hermenengildo ante las fuentas históricas. Madrid, 1973; Garate Conbola J. M. La rebellion de S. Hermenegildo//Revista de Historia militar. [Madrid], 1975. Vol. 19. P. 7-48; Orlandis J. La Iglesia en la España visigótica y medieval. Pamplona, 1976. P. 26-27, 209; Isla Frez A. Las relaciones entre el reino Visigodo y los reyes Merovingios a finales del siglo VI//España Medieval. 1990. Vol. 13. P. 12-32; García Moreno L. A. La imagen de Bizancio en España en la temprana Edad Media (siglos VI-IX)//BZ. 1998. Bd. 91. S. 32-48; Valverde M. Leovigildo: La persecución religiosa y defense de la unidad del reino//Iberia. 1999. Vol. 2. P. 123-132; Frighetto R. Religião e poder no reino hispano-visigodo de Toledo: A busca da unidade político-religiosa e a permanência das práticas pagãs no século VII//Ibid. P. 133-149; Sanz R., Álvares García F. Tiempo, religión y política en el «Chronicon» de Ioannis Biclarensis//España Medieval. 1997. Vol. 20. P. 9-30; Vallejo Girvés M. Los exilios de católicos y arrianos bajo Leovigildo y Recaredo//Hispania sacra. Madrid, 2003. Vol. 55. P. 35-48.

http://pravenc.ru/text/190161.html

В настоящее время монастырь действующий. В нем подвизаются 6 человек братии. Настоятель монастыря Вассиан (Кураев) проживает в Твери. Все монахи имеют священнический сан и служат в храме Иоанна Богослова, приписанном к обители, и во Введенской церкви, действующей с 1998 г. Пока она единственная в монастыре. Использованная литература: Димитрий (Самбикин), архиепископ. Монастыри и приходские церкви Торжка и их достопримечательности. – Тверь, 1903. Илиодор. Историко-статистическое описание Новоторжского Борисоглебского монастыря. – Тверь, 1861. Лопатина Н.А. Краеведческий альманах 4: Материалы по истории Новоторжского Борисоглебского монастыря. – Тверь, 2004. Чичкина И.В. Вскрытие мощей новоторжских святых в 1919 г.//Сборник научных трудов ВИЭМ: Вып. 1. – Торжок, 1997. С. 25-28. Борисоглебский мужской монастырь - старейший не только на Верхней Волге, но и во всей стране. Он был основан в 1038 году преподобным Ефремом Новоторжским, который был родом из Венгрии. Вместе со своми братьями Моисеем и Георгием он покинул родину и поступил на службу к святому князю Борису, сыну равноапостольного князя Владимира. В 1015 году на реке Альте святой князь Борис был убит, а вместе с ним погиб и брат Ефрема - Георгий. Убийцы отрезали ему голову, чтобы снять с него золотую цепь. Моисею удалось спастись. Впоследствии он принял монашество и стал насельником Киево-Печёрского монастыря. Прибывший на место трагедии Ефрем нашёл голову брата и взял её с собой. Вскоре Ефрем оставил службу при княжеском дворе и по благословению киевского митрополита уединился на реке Тверце. Там он построил небольшой храм во имя князей Бориса и Глеба, который положил начало Борисоглебскому монастырю. Скончался преподобный Ефрем в глубокой старости. В гроб вместе с ним, по завещанию, была положена голова его брата, святого Георгия. В 1925 году монастырь был закрыт, рака с мощами преподобного Ефрема вскрыта. Присутствующие при этом члены комиссии были немало удивлены, увидев в гробу две головы... После закрытия монастыря в его стенах разместилась тюрьма строгого режима, которая находилась там около 50 лет.

http://sobory.ru/article/?object=01139

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010