Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла С. Мовинкель. Фотография. Сер. XX в. [Норвеж. Mowinckel] Сигмунд Олаф Плютт (4.08. 1884, Хьеррингёй, Сев. Норвегия - 4.06.1965, Осло), норвежский библеист и протестантский теолог. Род. в семье пастора. Изучал теологию, а также историю, литературу и философию в ун-те Кристиании (Христиании, с 1925 Осло) с 1903 по 1908 г. В 1911 г. слушал лекции В. Грёнбека по истории религии в Копенгагене. С 1911 по 1913 г. был студентом философского фак-та в Марбургском ун-те в Германии, где изучал ассириологию у П. Йенсена. В 1912 г. слушал лекции Г. Гункеля о ВЗ в Гисене. В 1916 г. защитил в Кристиании докт. дис. на тему «Правитель Неемия» (Statholderen Nehemia), посвященную интерпретации Книг Неемии и Ездры. Начиная с 1917 г. преподавал ВЗ в ун-те Кристиании (Осло) в качестве доцента (1917-1922), экстраординарного профессора (1922-1933) и полного профессора (1933-1954). Продолжал читать лекции и после выхода на пенсию в 1954 г. Наряду с Гункелем М. являлся видным представителем направления Formgeschichte (Метод анализа форм), автором ок. 20 монографий, посвященных различным проблемам ветхозаветной библейской критики. Наиболее значителен вклад М. в изучение Псалтири. В своем монументальном 6-томном труде «Psalmenstudien», а также в более поздней работе «Offersang og sangoffer» (The Psalms in Israel " s Worship) М. попытался описать жанровую специфику псалмов и их связь с ритуалом Первого и Второго храмов. В частности, он выдвинул гипотезу о том, что первоначальным «местом в жизни» (Sitz im Leben) определенной группы псалмов (Пс (МТ) 8, 15, 24, 29, 33, 46-48, 50, 65-68, 75-76, 81-82, 84-85, 87, 93, 95-100, 118, 120-134, 149, а также Исх 15. 1-18) был осенний праздник Нового года, в к-рый ежегодно совершался ритуал интронизации Яхве. Данные псалмы исполнялись во время этого праздника, в их тексте нашли свое отражение различные связанные с ним культовые действия. Критическое рассмотрение гипотезы см. в: Petersen. 1998.

http://pravenc.ru/text/Мовинкель.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГОЛЮБОВ Николай Михайлович (8.05.1872, с. Павловское Ардатовского у. Нижегородской губ.- 13.05.1934, Горький (совр. Н. Новгород)), прот., богослов. Род. в семье священника. Окончил Лысковское ДУ (1886), затем Нижегородскую ДС (1892). В 1892-1896 гг. учился в МДА, к-рую закончил со степенью канд. богословия. 31 марта 1900 г. защитил в МДА магист. дис. «Теизм и пантеизм», в следующем году отмеченную Макария (Булгакова) премией . В 1897-1909 гг. преподавал логику, психологию, историю философии в Нижегородской ДС и Закон Божий, географию, рус. язык, дидактику в жен. епархиальном уч-ще; в 1906-1909 гг. являлся также главным редактором «Нижегородского церковно-общественного вестника». 14 сент. 1909 г. рукоположен во иерея. В 1909-1913 гг. законоучитель в Историко-филологическом ин-те кн. Безбородко в Нежине, в 1913-1918 гг. проф. богословия Киевского имп. ун-та св. Владимира, настоятель университетской церкви. 15 окт. 1917 г. Советом МДА удостоен степени д-ра богословия за соч. «Философия религии» (1915). Участник Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг. В 1918-1925 гг. служил священником в с. Вел. Круча Пирятинского у. Полтавской губ., затем в киевской Покровской ц. на Приорке. В 1925-1934 гг. являлся настоятелем нижегородской ц. Всемилостивейшего Спаса, на к-рой 6 сент. 1998 г. по благословению Нижегородского митр. Николая (Кутепова) установлена в честь Б. памятная доска. Сын Б.- акад. Н. Н. Боголюбов (1909-1992), основатель рус. научных школ по нелинейной математике и теоретической физике, с 1965 г. директор Объединенного ин-та ядерных исследований в Дубне. Главными темами научных трудов Б. являются богословские и философские аспекты религии. В магистерской диссертации богослов исследовал системы пантеизма - «главного врага христианского богословия» - и теизма . Б. выделил основные виды пантеизма: субстанциальный (элеаты, Б. Спиноза , Ф. В. Й. Шеллинг , Э. Гартман и др.) и органический ( Аристотель , Дж.

http://pravenc.ru/text/149493.html

Дудинка. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Введенская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Введения во храм Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 2000 и 2002. Адрес: Красноярский край, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, г.Дудинка, ул. Советская, 28 Координаты: 69.404986, 86.165342 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (Введенская церковь, Свято-Введенская церковь, Богородицкая церковь) — православный храм в Дудинке, построенный в 1998—2002 гг. на месте прежде существовавшей одноименной церкви. В 1836 г. в Дудинке был образован Введенский приход, охватывавший население около 40 расположенных рядом зимовий. Тогда в этой местности действовали две деревянные церкви: Дудинская и Толстоносовская, а также две деревянные часовни: Гальчихинская, основанная в 1872 г., и Норильская, основанная в 1890 г. В 1852 г. (по другим данным, в 1855-м) в Дудинке была построена Введенская церковь. В 1880 г. «иждивением купца Петра Сотникова и казака Ивана Даурского» к церкви была пристроена колокольня. Церковь стояла на берегу Енисея и была единственным украшением села во второй половине XIX в. Здание отличалось простотой архитектурного решения. В 1897 г. псаломщиком Енисейского прихода Андреем Кожевниковым в селе Дудинском была открыта церковно-приходская школа. Она просуществовала около 10 лет и по распоряжению епархиального училищного совета была закрыта в 1907 г. Введенский храм перестал действовать в 1925 г., последняя запись в метрических книгах датируется 1923 г. В 1991 г. встал вопрос о возрождении православной общины Дудинки. В августе 1998 г. в городе началось строительство нового храма в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Он был освящен 18 мая 2002 г. В морозный день 31 марта 2001 года на церковной площади недостроенного, но уже величественного храма-креста из красного кирпича в Дудинке состоялось освящение колоколов. Горожане снизу, затаив дыхание, молча следили, как 10 колоколов (самый большой весит 500 килограмм) один за другим устанавливались на звонницу храма, на глазах были слёзы радости. С тех пор глубокие чистые звуки плывут над Дудинкой и набережной Енисея, как и 80 лет назад, когда церковь была деревянной, а колокольня стояла отдельно.

http://sobory.ru/article/?object=46226

Дудинка. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (старая). Введенская церковь, Богородицкая церковь. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Дата постройки предыдущего деревянного храма - 1852 г. Новый храм выстроен в 1998-2002 гг. Дудинский Введенский приход переобразован из прежде существовавшего Хатангского прихода в 1836 году. В приходе деревень нет, но есть зимовья, состоящие из одного-четырёх домов. Всего таких посёлков в приходе 41. Расположены эти зимовья от приходского храма на расстоянии от 3 до 450 верст. Церквей в приходе две, обе деревянные - Дудинская и Толстоносовская. В Дудинской церкви один престол в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, построена в 1852 году. В Толстоносовской церкви один престол в честь Воскресения Христова, построена в 1896 году. В приходе имеются две деревянные часовни: Гальчихинская, основанная в 1872 году, и Норильская, основанная в 1890 году. Введенская церков в с. Дудинском простой архитектуры, внешне выделена главками, с отдельно стоящей колокольней. Введенский храм закончил своё существование в 1925 году, последняя запись в метрических книгах датируется 1923 годом. В августе 1998 года в г. Дудинка начато строительство нового храма в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Освящен 18 мая 2002 года. http://kras-hram.ru/page423/ Свято-Введенская православная церковь на Таймыре появилась в XVII веке, в первые годы освоения его (Таймыра) русскими землепроходцами, и стала центром распространения православия среди инородческого населения. По данным метрических книг Дудинской Введенской церкви, до революции 1917 года её приход составлял 1178 человек, 596 человек составляли инородцы, т.е. коренные жители, проживающие по Енисею. Точной даты построения Дудинской церкви в Государственном архиве Красноярского края установить не удалось. В " Клировых ведомостях " за 1880 год о Дудинской Введенской церкви пишется: " Построена без колокольни в 1855 году тщением братьев урядников Туруханской временной казачьей станицы Кипряну и Петру Сотниковым с помощью церковной суммы и уступкой им материала от прежней казённой церкви. Здание деревянное с таковою же отдельною колокольней, построенною в настоящем году купцом Петром Сотниковым.

http://sobory.ru/article/?object=39966

Куребино. Церковь Воскресения Словущего. Воскресенская (Воскресения Словущего) церковь Карта и ближайшие объекты Постройка деревянной церкви в селе относится к XVI в. К 1770 г. возвели новую, тоже деревянную церковь, среди кладбища. К 1847 г. церковь обветшала, из ее материалов вблизи кладбища выстроили новую. Пожар в 1883 г. сильно повредил здание. Каменная церковь в селе Куребино возведена усердием священника Димитрия Соколова и на средства добровольных жертвователей; освящена в 1902 г. В храме устроено три престола — в честь Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (главный), в честь Казанской иконы Божией Матери и во имя святителя Николая Чудотворца. В годы смуты храм закрыли, но не разрушили. Он был возвращен верующим в 1998 г. Здание церкви находится в начальной стадии реставрации. Источник-сайт Серебряно-Прудского благочиния Храмы в Куребине известны вместе с первым известным упоминанием о селе в 1594 г. Закладка существующей кирпичной церкви состоялась в 1902 г. на средства священника Димитрия Соколова и благотворителей. 17 сентября 1907 г. был освящен южный придел во имя Казанской иконы Божией Матери. К 1916 г., согласно " Клировым ведомостям " , строительство еще не было завершено, даты освящения главного престола Воскресения Словущего и северного придела свт.Николая Чудотворца отсутствуют. В 1925 г. церковь указана действующей, дата прекращения богослужений неизвестна. После закрытия были утрачены внутренняя отделка и завершения храма и колокольни. Существуют предположения, что основная часть церкви так и не была выстроена и существующая ныне " основная часть " является лишь трапезной недостроенного здания. В 1998 г. находящийся в аварийном состоянии храм возвращен верующим, начато его восстановление. Церковь является интересным образцом небольшого сельского храма начала ХХ в., в декоративном убранстве которого органически сочетаются " романо-готические " и древнерусские архитектурные мотивы. Объемно-пространственная композиция здания складывается из двустолпного, вытянутого по продольной оси односветного четверика без апсид и трехъярусной колокольни с боковыми камерами в основании.

http://sobory.ru/article/?object=11174

Дальнегорск. Церковь Бориса и Глеба. Храм св. мч. Бориса и Глеба Карта и ближайшие объекты Храм во имя князей-страстотерпцев был построен в 1916 году на средства рудника. Церковь располагалась на пригорке, неподалеку от слияния рек Шубинки и Инзы. 15 мая того года она была освящена архиепископом Владивостокским Евсевием. К церкви пристроили помещение для двух классов, образовалась церковно-приходская школа. В 1924 году из церкви сделали 4-классную школу. Через год спилили крест, убрали алтарь и колокола, на куполе водрузили красный флаг. Впоследствии здание бывшего храма было утрачено. В 1996 году православная церковь прежнего посвящения вновь открылась в Дальнегорске, в здании бывшей почты. 12 мая 1997 года она прошла государственную регистрацию. В 1998 году была построена колокольня. Церковный колокол пожертвовал Дальневосточный научный центр, рынды со списанных сейнеров подарил Каменский рыбозавод, а ещё один колокол был привезен из Улан-Удэ.    Источник: http://drevo-info.ru 15 мая 1916 года – особая дата в православной истории Дальнегорска. В этот день была освящена деревянная церковь, стоявшая на пригорке недалеко от слияния рек Шубинка и Инза, у подножия сопки. Краевед и археолог В.А. Татарников в своей заметке, опубликованной в одном из номеров «Владивостокских епархиальных ведомостей» за 1916 год 18 от 15 сентября) отмечает, что храм в честь свв. Бориса и Глеба был построен на средства рудников, «главным пособником к устроению церкви-школы был ктитор новой церкви, управляющий рудниками Н.П. Пашковский». По завершении строительства, 15 мая 1916 года храм освятил архиепископ Владивостокско-Камчатской епархии Владыка Евсевий. Настоятелем был назначен Иоанн Сурминский. Построенный и освященный храм был не только культовым учреждением, исполнял образовательные функции – в пристройке размещалась 2-классная церковно-приходская школа. Первыми учителями были Иван Федорович Грахов и Михаил Кириллович Слесарчук, а законоучителем – священник Иоанн Сурминский. До начала 1920-х годов видимых изменений в устройстве храма святых мучеников Бориса и Глеба и в организации учебного процесса не происходило. В 1924 году сход граждан постановили церковь закрыть. В 1925 году были убраны алтарь и колокол, спилен крест, на месте которого воздвигнут красный флаг. В 1928 году по настоянию рудкома профсоюзов акционеры пристроили помещение, где разместились классы. С конца 1920-х годов образовалась 7-летняя школа. В 1960-х годах деревянное здание было уничтожено пожаром и на месте церкви построили среднюю школу а впоследствии здесь разместились мастерские учебно-производственного комбината. В начале 1990-х годов был куплен дом по ул. Строительной, в котором проводил службы протоиерей Андрей (Сергеенко) и диакон Александр. Позже совершал службы священнослужитель из Арсеньева – протоиерей Михаил (Ребрий). В 1994 году архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин благословил служить на приходе в Дальнегорске иерея Андрея (Наумова).

http://sobory.ru/article/?object=22185

Какие праздники отмечает Русская Православная Церковь 2 мая 2 мая. ПРАВМИР. Во вторник православные верующие чтут память блаженной Матроны Московской, преподобный Иоанна Ветхопещерника, святителя Георгия Исповедника, епископа Антиохии Писидийской и др. Блаженная Матрона Московская Девочка из бедной крестьянской семьи из села Себино, что в двадцати от Куликова поля, была у родителей четвертым ребенком, да еще и слепым от рождения. Мать рано приучила ее к церковным службам. Когда она подросла, дочь местного помещика Лидия Янькова стала брать Матрону с собой в паломничества: в Киево-Печерскую лавру, Троице-Сергиеву лавру, в Петербург. Но на семнадцатом году у девушки внезапно отнялись ноги и до конца жизни – еще 50 лет – она была обречена оставаться «сидячей». Всю жизнь она принимала людей, ждавших от нее помощи. Матрона молилась за людей, и по ее молитвам многие получали облегчение. В 1925 году Матрона перебралась в Москву, где прожила до конца своих дней. Оба ее брата вступили в партию, а один даже стал сельским активистом, и терпеть в своем доме блаженную, которая целыми днями принимала народ и учила хранить веру православную, стало для семьи не только невыносимо, но и небезопасно. Скончалась старица 2 мая 1952 года, а 3 мая в Троице-Сергиевой лавре на панихиду была подана записка о упокоении новопреставленной блаженной Матроны. В ночь на 8 марта 1998 года по благословению патриарха Алексия II захоронение было вскрыто и обретены мощи Матроны, которые сперва доставили в Данилов монастырь, а затем перенесли в Покровский храм на территории Покровского женского монастыря. 2 мая 1999 года блаженная Матрона была канонизирована как местночтимая московская святая, а в 2004 году состоялась ее общецерковная канонизация. Преподобный Иоанн Ветхопещерник Преподобный Иоанн Ветхопещерник назван так потому, что подвизался в VIII веке в Лавре преподобного Харитона, которая называлась Ветхой, то есть древней, как старшая из палестинских обителей. Лавра эта находилась недалеко от Вифлеема, близ Мертвого моря. Святой Иоанн в молодых годах оставил мир, пошел поклониться святым местам Иерусалима и поселился в Лавре, где достиг высокого духовного совершенства. Он был рукоположен в сан пресвитера и прославился подвижнической жизнью.

http://pravmir.ru/pravoslavnyiy-kalendar...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРОНИК (Трубачёв Александр Сергеевич; 7.11.1952, Москва - 5 апр. 2021, Сергиев Посад, Моск. обл.), игум. Отец - диак. Сергий Трубачёв , церковный композитор, оба деда - священники: сщмч. прот. Зосима Трубачёв († 26 февр. 1938), свящ. Павел Флоренский († 8 дек. 1937). В 1975 г. А. С. Трубачёв окончил МГИАИ, защитив дипломную работу по кафедре архивоведения: «Комиссия по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры (1918-1925): Обзор архивных материалов». В 1980 г. окончил МДС, в 1984 г.- МДА со степенью канд. богословия за соч. по кафедре основного богословия «Теодицея и антроподицея в творчестве священника Павла Флоренского» (Томск, 1998). В 1976-1990 гг. работал в Издательском отделе Московской Патриархии: редактор отделов «ЖМП» - «Проповедь», «Богословский отдел»; издания т. 2 и 3 «Настольной книги священнослужителя - Месяцеслов. Сентябрь-август» (М., 1978-1979); редактор (1978-1983) и руководитель (1983-1990) издания «Минея. Сентябрь-август» (М., 1978-1989). В 1984-1990 гг. и с 1993 г. преподаватель московских духовных школ (с 1990 доцент). А. преподавал в МДС нравственное богословие, Свящ. Писание НЗ, патрологию; в МДА - пастырское богословие, Свящ. Писание НЗ. Духовные наставники А.- архиеп. Сергий (Голубцов) , архим. Кирилл (Павлов) . В 1980 г. А. поступил в братство Троице-Сергиевой лавры. В 1981 г. принял монашество с именем А. в честь прп. Андроника Московского , рукоположен во иеродиакона. В 1982 г. рукоположен во иеромонаха, с 1986 г. игумен, в 1988 г. награжден крестом с украшениями. В 1990-1993 гг. наместник возрожденного в дек. 1989 г. Валаамского мон-ря . С 1993 г. А. состоит в братстве ТСЛ. С 1989 г. секретарь синодальной Богослужебной комиссии . Автор служб преподобным Андронику Московскому, Максиму Греку , Пимену Московскому, Угрешскому, ряда тропарей и кондаков; проекта Службы Господу Богу нашему, в Троице славимому, в память 1000-летия Крещения Руси (Чинопоследования праздника Крещения Руси. М., 1988). А.- директор Центра изучения, охраны и реставрации наследия свящ. Павла Флоренского (с 1993), основатель и директор Музея свящ. Павла Флоренского (с 1997, в Москве). Научные интересы: агиология (статьи в ЖМП и БТ, составление списков «Покров Пресвятой Богородицы над Россией» и «Святая Русь» в кн.: Макарий . История РЦ. Т. 1-9, многочисленные статьи в ПЭ), издание трудов свящ. Павла Флоренского и изучение его биографии.

http://pravenc.ru/text/115402.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРУНОВ Николай Иванович (13.11.1898, Москва - 25.11.1971, там же), историк и исследователь мировой и отечественной архитектуры. Проф. кафедры истории архитектуры и градостроительства Московского архитектурного ин-та (с 1932 по 1971), действительный член Академии архитектуры и строительства СССР (с 1952 по 1962), д-р искусствоведения (1943). За работу в высшей школе и в связи с 55-летием был награжден орденом Ленина. Б. экстерном окончил Московский ун-т, защитив в 1920 г. диплом по теме «Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры». Поступил в Музей изящных искусств (ныне ГМИИ им. А. С. Пушкина) на должность помощника хранителя отдела. после сдачи магистерских экзаменов зачислен в научные сотрудники 1-го разряда ин-та археологии и искусствознания РАНИОН (1921-1931), где вел большую научно-исследовательскую работу по истории рус. и визант. архитектуры, много путешествовал по стране и за рубежом: в 1924 г. исследовал памятники К-поля, Никеи, Трапезунда, в 1929 г. посетил Италию, Францию, Германию, Австрию. С 1926 г. чл.-кор., позднее действительный член ГАХН, читал лекции в МГУ (приват-доцент с 1926), ВХУТЕИН (доцент с 1926), Высшем инженерно-строительном уч-ще (с янв. 1932 по июль 1933), в Московском архитектурном ин-те (с 1926). Научные публикации с 1925 г. Истоки архитектурной образности Б. видел в единстве функционально обусловленных внутренних пространств и внешней материальной оболочки, соотнесенной с окружающей средой. Особый вклад он внес в изучение визант. зодчества, сформулировал концепцию его развития, рассматриваемого в связи с христ. мировоззрением. Ключевыми в научном наследии Б. (в т. ч. неопубл.) являются труды, посвященные месту древнерус. архитектуры в истории мирового искусства. Б. был известен как педагог, отличавшийся не только энциклопедическими познаниями, но и методом преподавания историко-архитектурных дисциплин. В наст. время с особенной очевидностью выявляются масштабы деятельности этого ученого и важность его наследия в борьбе за сохранение гуманитарного начала в архитектурной науке и практике. В 1998 г. в Московском архитектурном ин-те состоялась научная конференция в связи со 100-летием со дня рождения Б.

http://pravenc.ru/text/153493.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ СУХОЙ († до 1392?, Троице-Сергиев мон-рь), прп. (пам. 1 янв. и 6 июля - в Соборе Радонежских святых). В. С. упоминается в Житии прп. Сергия Радонежского , составленном в 1418 г. Епифанием Премудрым . В. С., ранее живший в верховьях р. Дубны, был в числе первых 12 учеников, поселившихся с преподобным Сергием на Маковецком холме («старец Василий, рекомый Сухи, иже бе в пръвых от страны пришедый от връх Дубны»). Житие прп. Сергия сообщает, что поначалу, когда кто-то из братии умирал («сице живяху тогда и по два лета, и по три»), брали нового монаха, чтобы число братии 12 оставалось неизменным, поэтому принято считать, что первые ученики прп. Сергия († 1392) скончались еще при жизни основателя Троицкого мон-ря. Время местной канонизации В. С. неизвестно. Его память отмечена в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.) и под 1 янв. в Кайдаловских святцах (кон. XVII в.(?) или 1868 г.). В Строгановском иконописном подлиннике (кон. XVIII в.) В. С. назван среди Радонежских святых, но без указания дня памяти (БАН. Строг. 66. Л. 155 об.). Святой изображен на иконах «Собор Радонежских святых» из ТСЛ (XIX в.). Местная канонизация В. С. подтверждена включением его имени в Собор Радонежских святых, установленный в 1981 г. по инициативе наместника ТСЛ архим. Иеронима (Зиновьева) . Стихира на стиховне службы Собору Радонежских святых воспевает «первенца пришельца Василия Сухаго». Ист.: Описание о российских святых. С. 79; Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. С. 321; Минея (МП). Июль. Ч. 1. С. 341. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 94; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 553; Голубинский. Канонизация святых. С. 350; он же. Прп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. М., 1909. С. 93; Троицкий патерик. Серг. П., 1896, 1992р. С. 4; Тихомиров М. Н. Город Дмитров от основания города до пол. XIX в.//Тр. Музея Дмитровского края. Дмитров, 1925. Вып. 2. С. 11; Попов Г. В. Худож. жизнь Дмитрова в XV-XVI вв. М., 1973. С. 14; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 73.

http://pravenc.ru/text/149779.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010