Юбилей РСХД (1923–1998) РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_4616.html 29 мая 2003 Александр Кырлежев Юбилей РСХД (1923–1998) Источник:  Газета " Русская мысль " , 1998, 4206 (22 – 28 января), 4207 (29 января – 4 февраля) Для Русского студенческого христианского движения за рубежом (РСХД) 1998 год – юбилейный: 75 лет назад, в октябре 1923 года, в местечке Пшеров близ Праги состоялся его учредительный съезд, который положил начало действительному движению среди русской эмигрантской молодежи, для которой Церковь оказалась источником вдохновения и жизненного смысла. РСХД существует по сей день, хотя наиболее активным и " действенным " оно было в конце 1920-х – начале 1930-х и в 1950-60-е годы. Уже сама " живучесть " Движения невольно привлекает внимание к этому явлению, которое и по существу было весьма значимым в общем контексте жизни русского зарубежья XX века. А для полуподпольных христиан позднесоветской эпохи достаточно одного названия " Вестник РСХД " , чтобы вызвать массу ассоциаций самого разного свойства – не только собственно религиозных, но и политических, литературных, общекультурных. Однако начиналось все совсем в иную эпоху – в особых обстоятельствах пореволюционного " великого русского исхода " . " РСХД за рубежом имеет своей основной целью объединение верующей молодежи для служения Православной Церкви и привлечение к вере во Христа равнодушных к вере и неверующих. Оно стремится помочь своим членам выработать христианское мировоззрение и ставит своей задачей подготовить защитников Церкви и веры, способных вести борьбу с современным атеизмом и материализмом " . Так были сформулированы цели Движения на его V общем съезде в 1927 году. А в уставе 1959 года в частности говорится: " РСХД утверждает свою неразрывную связь с Россией. Наша принадлежность к русскому народу и к русской православной Церкви налагает на нас духовные обязательства, независимо от того, мыслим ли мы себя временными изгнанниками-эмигрантами или решили связать свою жизнь с другой страной. Подлинная русская культура неотделима от Православия: поэтому в хранении и продолжении ее мы видим наш долг. Мы видим наш долг также в свидетельстве перед миром о подлинном лике России, в напоминании о страданиях русского народа " .

http://religare.ru/2_4616_1_21.html

Н.А. Маясова Принятые сокращения Вишневская 1989 – Вишневская И. И. Орнаментальное шитье//Русское художественное шитье XIV – начала XVIII века: Каталог выставки/Авт. вступ. ст. и сост. Н. А. Маясова и И. И. Вишневская. М., 1989. С. 83–131. Вишневская 1998 – Вишневская И. И. Саккос из ризницы храма Христа Спасителя//Искусство христианского мира: Сб. статей. М., 1998. Вып. 2. С. 93–101. Вишневская, Смирнова 2000 – Вишневская И. Я, Смирнова H.A. Облачения Соловецкого монастыря Ц Соловецкий монастырь: Книга-альбом. м.; СПб. Вкладная книга Кирилло-Белозерского монастыря 1602 – Вкладная книга Кирилло-Белозерского монастыря 1602 года – РНБ, 78/1317. Вкладная книга Новодевичьего монастыря 1б75 – Вкладная книга 7183 года Московского Новодевичьего монастыря – Музей «Новодевичий монастырь», инв. 104027/1-НДМ. Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря 1987 – Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря 1673 г. М., 1987. Выставка VIII Археологического съезда 1890 – Выставка VIII Археологического съезда//Труды VIII Археологического съезда в Москве в 1890 г. M., 1897. Т. 4. С. 207–242 и табл. Выставка шитья допетровского времени 1923 – Выставка шитья допетровского времени – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20,1923, д. 2, прот. 1 декабря 1923, л. 75–77. Вьюева 1991 – Вьюева H.A. Живописец Василий Познанский (К истории создания иконостаса церкви Распятия в Большом Кремлевском дворце)//Русская художественная культура XVII века. М., 1991. С. 97–110 (Материалы и исслед./Гос. музеи Моек Кремля; 8). Георгиевская-Дружинина 1929 – Георгиевская-Дружинина Е. В. Строгановское шитье в XVII веке//Русское искусство XVII века. Л., 1929. С. 109–132. Георгиевская-Дружинина 1945 – Георгиевская-Дружинина Е.В. История женского художественного труда в XVII веке: Работа строгановских золотошвейных мастерских. Дис. канд. искусств. М, 1945. Георгиевский 1895 – Георгиевский В. Т. Краткое описание церковно-исторического древлехранилища при братстве Александра Невского во Владимире. Вязники, 1895. Георгиевский 1911 – Георгиевский В. Т. Фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. СПб., 1911.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

сост. В.В. Лобанов Перечень использованных источников и литературы Архивные фонды Российский государственный архив соинально-политической истории. Ф. 2. О. 1.Д.23358; Ф.17. Оп. 3.Д. 362; Оп. 60. Д. 4, 29, 158, 793; Оп. 84. Д. 309; Оп. 12. Д. 367, 443-а, 565-а, 620, 775; Оп. 113. Д. 353, 612, 683, 871; Оп. 163. Д. 317, 331, 334, 343, 408; Ф.89. Оп. 4. Д. 115, 122, 160, 180; Оп. 12. Д. 2. 9; Ф. 558. Оп. 11. Д. 29. Государственный архив Российской Федерации. Ф.А–353. Оп. 3. Д. 739; Оп. 8.Д. 8; Ф. Р–393, Оп. 43а. Д. 54; ФО Р–1235. Оп. 11. Д. 142; Оп. 140. Д. 59. Ф. Р–8406. Оп. 2. Д. 191. Архив Президента Российской Федерации. Ф. 3. Оп. 60. Д. 13. Опубликованные источники Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943 гг. М., 1994. Архивы Кремля: Политбюро и Церковь . 1922–1925: В 2 кн./Сост. Н. Н. Покровский , С. Г. Петров, М.; Новосибирск, 1997–1998. Гидулянов П. В. Церковь и государство по законодательству РСФСР. М. 1923. Двенадиатый съезд РКП(). 17–25 апреля 1923 г: Стенографический отчет. М. 1968. Дeяhuя III Всероссийского Поместного Собора Православной Церкви на территориях СССР. Самара, 1925. КПСС в резолюциях и решениях съездов конференций и пленумов ЦК. Ч. I. M., 1954. «Обновленческий» раскол: Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики)/Сост. И. В. Соловьев. М. 2002. Политбюро ЦК РКП(6)–ВКП(б), Повестки дня заседаний. 1919–1952: Каталог. Т. 1. 1919– 1929 . М., 2000. Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917–1941: Документы и фотоматериалы, М. 1996, Следственное дело патриарха Тихона: Сборник документов по материалам Центрального архива ФСБ РФ. М., 2000. Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. М., 19. Вып. 1. 3. [Репринт: М., 1994]. Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР за 1922 г. М., 1922. Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ученые записки Российского Православного Университета Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 19, 1998 19 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 19, 1998 1 “Ученые записки” являются официальным печатным органом Российского Православного Университета во имя апостола Иоанна Богослова. Редколлегия: игумен Иоанн (Экономцев), Н. И. Толстой, А. Г. Кравецкий. Периодичность — раз в год. Объем — 13–17 печатных листов. ПЕРВЫЙ номер появился в 1995 году. Он включал рубрики: Славянская Библия, Поместный Собор 1917–1918 гг. Церковь и время. Первую часть, посвященную славянской Библии, открывают публикации библеиста И. Е. Евсеева (†1912): “Рукописное предание славянской Библии” и “Собор и Библия”. Первая из них (речь, произнесенная на годичном акте Санкт-Петербургской Духовной Академии 17 февраля 1911 г.) является одновременно и популярным введением в славянскую библеистику, и программой работ в данном направлении. Другая представляет собой письмо членам Поместного Собора Русской Православной Церкви с целью привлечь внимание Собора к библейской проблематике. Идеи этой работы легли в основу проекта Соборного деяния “Об основных положениях Библейского совета при Высшем Церковном Управлении”. Завершается первая часть статьей другого замечательного библеиста Н. Н. Глубоковского (†1937) “Славянская Библия”, дающей представление о задачах изучения славянской Библии и состоянии этого дела в предреволюционной России. Важно, что Глубоковский уделяет внимание такой проблеме, как соотношение славянского перевода с греческим оригиналом. Особую ценность представляет публикация академика Н. Н. Покровского “Документы Политбюро и Лубянки о борьбе с Церковью в 1922–1923 гг.”, входящая в рубрику “Церковь и время”. На пятидесяти страницах собраны секретнейшие постановления Политбюро, отчеты Лубянки, материалы трибуналов, проливающие свет на истинные причины и цели кампании по изъятию церковных ценностей, на участие Советской власти в обновленческом расколе, на расстрелы духовенства и борьбу населения против закрытия и разграбления церквей… То, о чем раньше только догадывались, теперь получило документальное подтверждение.

http://pravmir.ru/uchenyie-zapiski-rossi...

Москва. Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках. (в Сокольническом отделении работного дома) Карта и ближайшие объекты Храм был заложен в 1915 году, освящение главного престола в честь Рождества Иоанна Предтечи состоялось 15 января 1917 года. Нижний придел апостола Матфея был освящен 10 июня 1917 года. В целом генеральный план местности с постройками во владении Сокольнического отделения Работного дома и детского приюта им. доктора Ф.П.Гааза сформировался в 1915 году в виде круга, храм распологался в центре всего комплекса. В 1918 году производилась опись имущества храма, в дальнейшем, вплоть до 1922 года осуществлялись попытки его закрытия. Что и прозошло 30 января 1923 года, когда было принято постановление о закрытии храма Иоанна Предтечи в Работном доме. Были вывезены богослужебные сосуды и другие предметы из драгоценных металлов. Иконостасы и хоругви были переданы в храм Пресвятой Богородицы, который впоследствии был уничтожен. Церковь была обезглавлена, уничтожена фреска над входом, сняты колокола. С 50-х годов ХХ-ого века на данной территории находился электромеханический завод. В помещениях храма был размещен термогальванический цех, здание было доведено до крайне тяжелого состояния. Со стороны алтаря в храм была встроена котельная, с трех сторон были сделаны пристройки. С момента постройки храма ни разу не проводились ремонтные работы. Во многих местах отсутствовала кровля, имелись пробоины. Постройка северной линии также находилась в аварийном состоянии. Со 2-ого октября 1998 года храм и все относящиеся к нему здания были переданы Русской Православной Церкви и получили статус Подворья Патриарха Московского и всея Руси. С 2000 года встроенная в храм котельная и все имущество бывшего завода, после его банкротства, стали частной собственностью другого предприятия. И на данный момент храм находится на его территории. В настоящее время ведется упорная и последовательная работа по возрождению Патриршего подворья храма Рождества Иоанна Крестителя. Информация с сайта храма. http://www.podvorie-sokolniki.ru

http://sobory.ru/article/?object=03914

Автор статьи - профессор Христос Яннарас - ведущий философ и богослов современной Греции. Одна из проблем, которыми он занимается, - проблема " озападнивания " православного христианства. Яннарас, говоря о фактическом пленении православного богословия западными категориями мышления, предпочитает " чистое " православие, или эллинистический образ мышления. Публикуемая работа включает три лекции, прочитанные автором в Православном институте им. Патриарха Афинагора (Беркли, Калифорния) в 1998 году. Перевод с англ. свящ. Георгия Завершинского и Ю.А. Вестеля. Общая ред. свящ. Георгия Завершинского. I. С коллапсом коммунистических систем в европейских государствах теоретики марксизма должны были бы чувствовать себя во многом реабилитированными. Этот коллапс подтверждает одно из положений марксистской теории, а именно то, что экономические факторы движут и формируют историю. Думаю, что если какая-либо ошибка и коренится в этом теоретическом принципе, то состоит она прежде всего в том, что такой подход применялся к истории в целом. Однако для новейшей истории, а именно, в контексте современной западной цивилизации с ее глобальным фактором, все-таки можно отметить способность марксистской теории адекватно описывать исторические процессы. Совершенно ясно, что коллапс коммунистических режимов Восточной Европы не является следствием народной реакции на исторический материализм. Он наступил в результате того, что народ хотел дальнейшего и более последовательного исторического материализма. Крушение этих режимов не стало победой нематериалистической идеологии над стойким материализмом. Действительную победу над неадекватной и неэффективной формацией одержала более изощренная и эффективная система историко-материалистского устройства человеческой жизни. В обеих системах есть общая идеология, или " базис " . Различие же заключается в том, что является структурной " надстройкой " (Uberbau). Еще в 1923 году Георг Лукач своевременно отметил, что " исторический материализм - это самосознание капитализма " Сегодняшняя глобализация капиталистической экономики подтверждает его проницательное определение. В глобальном масштабе капитализм полностью навязал нациям и народам самое вульгарное практическое приложение исторического материализма: абсолютизированный консьюмеризм. Консьюмеризм нивелирует целые цивилизации, отрывает непрерывно растущее население от его вековых духовных традиций, делает политику бесполезной, перечеркивает социальные инициативы. Предел мечтаний и единственную цель межнационального капитализма составляют материальное " развитие " и " прогресс " , порождающие приоритет потребительства над всеми другими потребностями человека, сколь бы глубоки они ни были.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/332/...

В мире исканий и блужданий Впервые: Русская мысль. 1922. Т. 43. 4. С. 129–146 (первая и вторая части); там же. 1923. Т. 44. 3–5. С. 210–231 (третья часть). Печатается по: Флоровский Г. Из прошлого русской мысли. М., 1998. С. 172–209. I. Знаменательный спор («Переписка из двух углов» Гершензона и Иванова) «Каждый бьется по-своему, многие мудреют и крепнут...» – читаем мы в недавно опубликованном письме одного из оставшихся «там», на родной чужбине (газета «Руль», 364 за 27 января с. г., в статье Лоллия Львова «Мы и они»). Эти борения и искания для нас, пребывающих за рубежом, почти всецело неизвестны и тайны; лишь урывками, через множество посредств, достигают до нас сбивчивые и спутанные вести, и безмерно трудно сочетать их в сколько-нибудь определенный и отчетливый образ. И все же, чем далее, тем все более несомненным становится, что какая-то духовная работа «там» продолжается, что ни бытовой развал, ни житейские тяготы, ужасы и потрясения не усыпили, не оглушили, не затуманили тревожных и вопрошающих. Пусть это совершается подспудно, пусть разрозненно, – лишь в немногих, «избранных» душах: ни делание духовное, ни делание душевное статистическому учету не подлежит, и не на путях этого учета устанавливается его вес, смысл и значительность. Понять и сознать ту творческую духовную работу, которая совершается ныне в России, – есть задача настоятельная и властно требующая к себе самого пытливого внимания. И, чем скуднее доступный нам материал, тем пристальнее должен быть анализ всякого проявления созидаемой культурной жизни потусторонней России. Именно с этой точки зрения представляется «человеческим документом» важности чрезвычайной, изданная в 1921 г. в Петербурге (издательство «Алконост») «Переписка из двух углов» Вяч. Иванова и М. О. Гершензона 185 . За каждым из авторов стоит долгая история исканий, – в нижеследующих строках я отвлекаюсь от всего того, что представлялось бы бесконечно важным историку русской мысли: я хотел бы выделить лишь то, чем эта «переписка» характерна для современности, – ее собственное идеологическое ядро. Ибо и те вопросы, которым она посвящена, и то, как они ставятся, и то, как обсуждаются они, – все это носит на себе яркий знак современности, свежести, новизны.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Провидческая ошибка следователя Н.А.Соколова и путевые ошибки следствия Виктор Корн о расследовании дела «екатеринбургских останков» 18.12.2017 1729 Время на чтение 10 минут «Поспешай не торопясь», - мало кто из русских людей того времени не знал этот разумный совет и не руководствовался им в своей деятельности, тем более такой, как дело судебного следователя. Давайте посмотрим, что было известно Н.А. Соколову по событиям вокруг рудника на «Ганиной Яме» и переезда 184, к ведущей к нему, в обход Поросенкова лога, дорогой-«времянкой». На тот момент, когда Соколов в Омске, в феврале 1919 года, начал знакомиться со следственным делом, с первым его томом, в нем уже был протокол осмотра Исетского рудника с шахтой и двумя кострами, который составил первый следователь А.П. Наметкин, приступивший 30 июля 1918 г. к производству предварительного следствия. С группой офицеров, с Т.И. Чемодуровым и доктором Д.В. Деревянко, Наметкин, потеряв много времени на дорогу, прибыл на рудник со стороны деревни Коптяки, куда они лодками и пешком добирались от железнодорожной станции Исеть, а от Коптяков до рудника на подводах. В тот же день 30 июля на легковом автомобиле приехала на рудник, со стороны Верх-Исетска, другая группа офицеров, которую возглавлял подполковник Казимир Юрьевич Румша, руководитель «белой подпольной группы, с которой за несколько дней до падения города ушел к чехам» [Кручинин А.М. Падение красного Екатеринбурга. Екатеринбург. 2005]. Сопровождал группу, хорошо знавший эту местность, тогда еще поручик, Андрей Шереметевский. На допросе Соколовым 9 июня 1919 г. он рассказал: «В этот раз мы ехали уже через Поросенков лог. Я прекрасно помню, что в этом логу мы проезжали через мостик, набросанный из шпал. Этот мостик и соорудили " товарищи " как раз в то время, когда они производили свои таинственные работы у рудника. Раньше этого мостика не было. Я хорошо знаю эти места и утверждаю, что именно в то время он и появился. Да и кто же мог бы взять с полотна шпалы и открыто тут же в полверсте от полотна воспользоваться ими, кроме " товарищей " ?» [Соколов Н.А. Предварительное следствие 1919-1923 гг. М.: Студия ТРИТЭ; Рос. Архив, 1998. С. 27-51].

http://ruskline.ru/news_rl/2017/12/18/pr...

Памяти проф. П. И. Новгородцева Впервые (на болг. яз.): За спомен на проф. П. И. Новгородцева//Славянски глас. 1924. Т. 18. 3–4. С. 21–34. Печатается по: Флоровский Г. Из прошлого русской мысли. М., 1998. С. 210–222. 10 (23) апреля текущего года скончался в Праге Павел Иванович Новгородцев, многолетний профессор Московского университета, а в последнее время – основатель, декан и профессор русского юридического факультета в Праге. В первые дни и недели после тяжелой утраты не хочется, да и не в силах человек отрываться мыслью и духовным своим взором от любимого и дорогого образа, отойти в сторону, чтобы бесстрастно и спокойно рассказать о покойном и о его трудах. И дело здесь не только в личной привязанности, но и в том, что покойный был замечателен и дорог нам именно как человек, как личность. И эта личная мощь, высота и благородство пронизывали все его творчество. Для покойного и научное творчество, и общественная работа были прежде всего нравственной задачей, он всегда был исполнен благоговейного трепета, всегда чувствовал и сознавал, что совершает, словно бы, некое светское священнодействие. Оттого, на всем его духовном облике, на всех его словах, да и на всей его жизни лежала печать трезвой сосредоточенности, сдержанности и покоя. В одной из последних своих статей о «сущности русского православного сознания» (в сборнике «Православие и культура», изд. под ред. проф. В. В. Зеньковского 265 в Берлине, 1923 г.), перечисляя характерные и своеобразные черты русского религиозного и духовного склада, покойный на первом месте упоминает созерцательность. Эту статью можно назвать исповедью, религиозно-философским самопризнанием покойного: от начала до конца она автобиографична – по своему личному, интимному опыту он судит и говорит о русской душе. Употребляя не слишком ясное и, быть может, неудачно выбранное слово «созерцательность», покойный указывает там на свое глубочайшее и первичное прозрение. «Созерцательность, – говорит он, – означает такую обращенность души к Богу, при которой главные помыслы, стремления и упования сосредотачиваются на божественном и небесном».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Патриаршее благочиние в Мадабе Центр: г. Мадаба (Иордания) Управляющий: архимандрит Иннокентий. Тел.: +962-8-544984 Патриаршее благочиние в Катаре Центр: г. Доха (Катар) Управляющий: архимандрит Макарий. Адрес: Patriarchal Representation in Qatar, P. O. Box 23417, Doha, Qatar Тел.: +974-4-872032 E-mail: mmakarios@hotmail.com Другие архиереи и архиереи на покое: Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всея Палестины Ириней (Скопелитис) Митрополит Кесарийский Василий (Блацос) Родился в 1923 году. Архиерейская хиротония в 1962 году. Адрес: Greek Orthodox Patriarchate, P.O. Box 19632-633, East Jerusalem, Israel Tel. 6271331, 6262149, 6284006 Митрополит Скифопольский Иаков (Капенекас) Родился в 1921 году. Архиерейская хиротония в 1972 году. Митрополит Петрский Корнилий (Родусакис). Глава церковного суда первой инстанции Иерусалимской патриархии. Родился в 1936 году. Архиерейская хиротония в 1976 году. Митрополит Фаворский Даниил (Хориатакис) Родился в 1940 году. Архиерейская хиротония в 1981 году. Убрать эти две строки: «Митрополит Скифопольский Аркадий (Икономидис) Родился в 1924 году. Архиерейская хиротония в 1981 году.» Митрополит Неапольский Амвросий (Андонопулос) Родился в 1934 году. Архиерейская хиротония в 1981 году. Митрополит Капитольядский Исихий (Кондоянис). Глава издетельского и информационного отдела Иерусалимской патриархии. Родился в 1944 году. Архиерейская хиротония в 1984 году. Тел.: +972-2-6260493, +972-545-832695 Факс: +972-2-6264334. E-mail: pressbureau@jerusalem-patriarchate.info Митрополит Вострский Тимофей (Маргаритис) Родился в 1951 году. Архиерейская хиротония в 1988 году. Митрополит Елевферупольский Христодул (Саридакис) Родился в 1943 году. Архиерейская хиротония в 1988 году. Тел.: +972-2-6280862 Митрополит Филадельфийский Венедикт (Цекурас). Глава церковного суда в Аммане. Родился в 1957 году. Архиерейская хиротония в 1998 году. Архиепископ Герасский Феофан (Хасапакис) Родился в 1948 году. Архиерейская хиротония в 1988 году. Архиепископ Константинский Аристарх (Перистерис), Генеральный секретарь Иерусалимской Патриархии Родился в 1948 году. Архиерейская хиротония в 1998 году. Адрес: P. O. Box 19632 и 19633, Jerusalem 91140. Тел.: +972-2-6274941, +972-2-6281033. Факс: +972-2-6282048. E-mail : secretariat@jerusalem-patriarchate.info

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010