Аргайл М. Психология счастья. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. Аристотель. О душе//Его же. Соч. в 4-х т. Т. 1. М., 1976, с.369–448. Аркин Е. А. Мозг и душа. М.-Пг., 1923 (фрагм.: Человек: образ и сущность. М., 1997, с.209–225). Асмус В. Трактат «О душе»//Аристотель Соч. в 4-т. Т. 1. М., 1976, с.50–62. Бадхен А., Каган В. Новая психология и духовное измерение. СПб., 1993. Батай Ж. Внутренний опыт. Петербург: Аксиома, Мифрил, 1997. Бежан С. свящ. Психология буддизма. Харьков, 1913 (Вера и разум. 1913). Безант А. Изучение сознания: Вклад в психологию. Пер. с англ. М.: Алетейя, 1997.-- Безант А. Теософия и новая психология//Вестник теософии. 1908, 1, с.2–40.-- Бейли А. Трактат о душе. Кн. 1. М.: ГУМУС, 1997.-- Бейли А. Эзотерическая психология. М., 1994.-- Белик А. А. Измененные состояния сознания в современном и традиционном обществе//Журнал прикладной психологии. 1998, 3, с.4–11. Белик А. А. Культура и личность: Психологическая антропология. Этнопсихология. Психология религии: Учебное пособие. М.: РГГУ, 2001. Белорусов С. А. Духовность и психологическое консультирование//Журнал практического психолога. 1998, 8. Белорусов С. А. Психология и проблема бесоодержимости//Журнал практического психолога. 2000, 10–11. Белорусов С. А. Психопатии и страсти//Журнал практического психолога. 1998, 6. Бергсон Анри. Время и свобода воли. Пер. с фр. М.: Изд. журн. «Русская мысль», 1910. Бергсон Анри. Время и свобода воли. (Essai sur les dernees immedia tes de la conscience). Пер. с фр. – М.: Изд. журн. «Русская мысль», 1918. Бердяев Н. Духовный кризис интеллигенции. Статьи по общественной и религиозной психологии. СПб., 1910. Бердяев Н. О расширении опыта//Вопросы философии и психологии. 1910, кн. 3(103), с.380–384. Бердяев Н. О фанатизме, ортодоксии и истине//Человек. 1997, 3, с.67–75 (Русские записки. 1. Париж-Шанхай, 1937). Бердяев Н. Учение о перевоплощении и проблема человека//Переселение душ. Сборник. М., 1994, с.254–267 (Переселение душ. Париж, 1935, с.65–82). Бехтерев В. М. Бессмертие человеческой личности, как научная проблема//Вестник знания. Вып. 2. Пг., 1918, с.2–23.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Выступая в защиту католич. учения об индульгенциях, К., с одной стороны, стремился показать его укорененность в церковной традиции и гармоничную включенность в общую систему католич. теологии; с др. стороны, он считал своим долгом очистить его от многочисленных неверных интерпретаций, т. к. полагал, что критика учения об индульгенциях во многом вызвана не его богословским содержанием, но сопровождающими его злоупотреблениями и заблуждениями. Ко времени К. богословское учение об индульгенциях в основных чертах уже сложилось и было отражено в различных папских документах, схоластических трактатах (в т. ч. в сочинениях Фомы Аквинского и Дуранда из Сен-Пурсена ), практических церковных инструкциях (подборка документов опубл.: K ö hler. 1902; подробнее см.: Paulus N. Geschichte des Ablasses im Mittelalter. Paderborn, 1923. Bd. 3), к содержанию к-рых К. активно обращался ( Felmberg. 1998. S. 11-68). Вместе с тем заслуга выработки единого нормативного католич. учения об индульгенциях во многом принадлежит К., подвигшему папу Льва X издать офиц. декреталию об индульгенциях «Cum postquam», учение к-рой полностью совпадало со взглядами К. и в значительной мере было представлено в выработанных им формулировках ( Hennig. 1966. S. 89-93). Хотя в декреталии «Cum postquam» говорилось о том, что право выпускать индульгенции принадлежит Римским папам «с незапамятных времен» (DCLuth. S. 192), К. знал, что в действительности практика индульгенций постепенно формировалась лишь с XI-XII вв., и в силу этого не пытался дать исторического обоснования этой практики, ограничиваясь указанием на то, что она была законным образом установлена Церковью в лице Римских пап ( Caietanus. Opusc. P. 90; ср.: Felmberg. 1998. S. 81-122). Полагая, что вопрос о догматическом происхождении учения об индульгенциях намного важнее вопроса о его историческом происхождении, К. выделял комплекс догматических положений, на к-рых основывается учение об индульгенциях. Сотериологическим основанием индульгенций К. считал учение о заслугах Христа и святых и учение о необходимости для спасения принесения Богу удовлетворения за грехи. Экклезиологическим основанием является представление о Церкви как о едином теле, все члены к-рого соединены духовными связями и призваны способствовать спасению друг друга, а также представление о главенствующем положении в Церкви Римского папы, к-рое дает ему право распоряжаться всеми благами Церкви, и об имеющейся у него высшей «власти ключей». Сакраментологическое основание - учение о 3 элементах таинства Покаяния и о необходимости для полного очищения от грехов понести налагаемое Богом наказание за грех или предоставить удовлетворение (подробный исторический и тематический анализ учения К. об индульгенциях см.: Felmberg. 1998).

http://pravenc.ru/text/1683993.html

и доп.]//Избр. 2000. С. 271–326); Der Begriff der symbolischen Form im Aufbau der Geisteswissenschaften//Vorträge der Bibliothek Warburg. Lpz., 1923. Bd. 1. S. 11–39 (рус. пер.: Понятие символической формы в структуре наук о духе/Пер.: М. В. Поздняков//Избр. 2000. С. 391–413); Philosophie der symbolischen Formen. В., 1923-1929. 3 Bde (рус. пер.: Философия символических форм/Пер.: С. А. Ромашко. СПб., 2002. М., 2011р. 3 т. [=ФСФ]); Sprache und Mythos: Ein Beitrag zum Problem der Götternamen. Lpz.; B., 1925. (Studien der Bibliothek Warburg; 6) (рус. пер.: Язык и миф: К проблеме именования богов/Пер.: М. И. Левина//Избр. 2000. С. 327–390); Individuum und Kosmos in der Philosophie der Renaissance. Lpz.; B., 1927. (Studien der Bibliothek Warburg; 10) (рус. пер.: Индивид и космос в философии Возрождения/Пер.: А. Г. Гаджикурбанов//Избр. 2000. С. 7–206); Kant und das Problem der Metaphysik: Bemerkungen zu Martin Heidegger’s Kant - Interpretation//Kant - Studien. В., 1931. Bd. 36. S. 1–26 (рус. пер.: Кант и проблема метафизики: Замечания к интерпретации Канта Мартином Хайдеггером/Пер.: М. И. Левина//Жизнь и учение Канта. 1997. С. 377–402); Die Philosophie der Aufklärung. Tüb., 1932 (рус. пер.: Философия Просвещения/Пер.: В. Л. Махлин. М., 2004); Die Platonische Renaissance in England und die Schule von Cambridge. Lpz.; B., 1932. (Studien der Bibliothek Warburg; 24); Determinismus und Indeterminismus in der modernen Physik. Göteborg, 1937; Zur Logik des Symbolbegriffs//Theoria. Göteborg, 1938. Bd. 4. H. 2. S. 145–175 (рус. пер.: К вопросу о логике символического понятия/Пер.: М. И. Левина//Избр. 2000. С. 414–434); Axel Hägerström: Eine Studie zur schwedischen Philosophie der Gegenwart. Göteborg, 1939; Descartes: Lehre-Persönlichkeit — Wirkung. Stockholm, 1939; Naturalistische und humanistische Begründung der Kulmuk-Philosophie. Göteborg, 1939 (рус. пер.: Натуралистическое и гуманистическое обоснование философии культуры/Пер.: С. А. Ромашко//Избр. 1998. С. 155–182); Giovanni Pico della Mirandola: A Study in the History of Renaissance Ideas//J.

http://pravenc.ru/text/1681289.html

В отношении Громогласова в приговоре было «установлено, что он, будучи приглашен Хотовицким на собрание в качестве эксперта и зная, что это собрание должно будет выработать тезисы враждебного отношения к декрету ВЦИК об изъятии для отстаивания их на собрании, тем не менее, пошел на это собрание к Хотовицкому и не только не предотвратил его повторение, но сам вновь принял участие...». В итоге, Трибунал по ст. 68 УК приговорил его к лишению свободы всего на полтора года и поражению в правах на год. Но по объявленной тут же амнистии по всем статьям, кроме 62-й, сроки были сокращены, Громогласову – до одного года, Артоболевскому – до двух лет, а с учетом предварительного тюремного заключения, Громогласову оставалось отсидеть всего около 4 месяцев. Возможно, его выпустили еще раньше, в силу какой-либо амнистии или кассационного решения. В частности, прот. Сергия Успенского Президиум ВЦИК освободил по преклонности лет уже 16 февраля 1923 года, но оставил в силе приговор Хотовицкому и др. Однако, не позже октября того же года и Хотовицкий был освобожден, но только видимо для того, чтобы по проискам известного Тучкова быть арестованным снова в сентябре следующего года. То же было уготовано и Громогласову, но еще раньше 208 . По обвинению в принадлежности к какой-то, наверняка мифической, контрреволюционной организации, он был арестован 8 марта 1924 года. Но, видимо, вскоре он был выпущен, о чем говорит дата «16 июня 1924 г.», проставленная на групповой фотографии Громогласова и сестричества на фоне Кадашевского храма. —151— 25 марта (7 апреля) 1925 года скончался первосвятитель Русской Церкви Святейший Патриарх Тихон. Над его гробом сказал слово и его верный сподвижник, профессор-протоиерей Илья Громогласов : «...Личная печаль о Великом Господине и Отце нашем святейшем Тихоне умеряется нашей верой, что упокоит Господь верного служителя Своего в селениях праведных. За загробную участь святейшего отца нашего патриарха Тихона мы не беспокоимся. Мы верим и знаем, что он, как непостыдный делатель Церкви, будет стоять пред престолом Всевышнего и ходатайствовать воздыханиями неизглаголанными о Церкви Русской, ангелом которой он был среди нас. И мы верим, что Господь смилуется над Русской Православной Церковью по молитвам святейшего отца нашего патриарха Тихона...».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

170 Рукопись. Из архива семьи Фаворских. До 1939 года Фаворские жили в городе Загорске, дружили с семьей П.А. Флоренского, часто бывали в его доме. 173 Опубликовано: Никитина О.С. О занятиях музыкой Оли Флоренской, ее общении с М.В. Юдиной и взглядах Павла Александровича Флоренского на музыкальное воспитание, высказанных им в письмах к семье с Дальнего Востока и Соловков. Невельский сборник. СПб., 2001. Вып. 6. С. 3031. (Примеч. сост.). 174 Опубликовано: Юдина М.В. Павел Александрович Флоренский. Юдина М.В. Лучи Божественной Любви. С. 158. (Примеч. сост.). 176 По воспоминаниям О.П. Трубачевой-Флоренской, Павел Александрович приезжал в пятницу на субботу и воскресенье. 177 Приводится по авторскому машинописному тексту, подаренному М.В. Юдиной Флоренским-Трубачевым. [Опубликовано: Юдина М.В. Создание сборника песен Шуберта. Юдина М.В. Лучи Божественной Любви. М ; СПб., 1999. С. 150] (Примеч. сост.). 179 Среди книг П.А. Флоренского сохранился журнал «Музыкальное образование» (1930, где опубликована статья Л. Мазеля «Опыт исследования золотого сечения в музыкальных построениях в свете общего анализа форм». 180 Авторский машинописный текст (опубликовано с сокращением). [Опубликовано: Юдина М.В. Создание сборника песен Шуберта. Мария Вениаминовна Юдина. Лучи Божественной Любви. М.; СПб., 1999. С. 149]. 181 Мария Вениаминовна Юдина. Статьи. Воспоминания. Материалы. М., 1978. С. 272. О встрече Хлебникова с Флоренским см.: Петровский Д. Воспоминания о Велимире Хлебникове. Леф. 1923. 1. С. 145147. 182 Опубликовано: Флоренский П.Α., свящ. Сочинения: В 4 т. М., 1998. Т. 4. С. 406407. (Примеч. сост.). 184 Опубликовано: Флоренский П.Α., свящ. Сочинения: В 4 т. М., 1998. Т. 4. С. 458. (Примеч. сост.). 186 Опубликовано: Письма М.В. Юдиной. 1. П.А. Флоренскому. Юдина М.В. Лучи Божественной Любви. М.; СПб., 1999. С. 302. (Примеч. сост.). 187 Амвросий, Троицкий резчик XV века. Сергиев: Изд. Гос. Сергиевского историко-художественного музея, 1927. [Приведенная записка хранится в архиве семьи Флоренских. – (Примеч. сост.)].

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

1202 См., в частности: Genette G. Introduction a Parchitexte. Paris, 1979; idem. Palimpsestes: La litterature au second degre. Paris, 1982; Женетт Ж. Фигуры. В 2–х т. М., 1998. 1203 Assemani S.E., Assemani J.S. Bibliothecae Apostolicae Vaticanae codicum manuscriptorum catalogus etc. 3 vols. Romae, 1756–1759 (repr.: Bibliothecae apostolicae vaticanae codicum manuscriptorum catalogus in tres partes distributus in quarum prima orientales in altera graeci in tertia latini italici aliorumque europaeorum idiomatum codices... Paris, 1926); Catalogo della mostra di manoscritti e documenti bizantini disposta dalla Biblioteca apostolica vaticana e dall " Archivio segreto in occasione del 5 Congresso internazionale di studi bizantini, Roma 20–26. Citta del Vaticano, 1936; Blouin F.X. e.a. Vatican Archives: An Inventory and Guide to Historical Documentation of the Holy See. N.Y., 1998. В течение многих лет издается серия Biblioteca Apostolica Vaticana. Bibliothecae Apostolicae Vaticanae codices manuscripti recensiti; см., например: Codices manuscripti graeci ottoboniani Bibliothecae Vaticanae descripti praeside Alphonso cardinali Capecelatro... Recensuerunt E. Feron et F. Battaglini. Roma, 1893; Codices manuscripti graeci Reginae suecorum et Pii PP. 2 Bibliothecae Vaticanae/Descripti praeside I.B. Cardinali Pitra; recensuit et digressit Henricus Stevenson senior. Romae, 1888; [Biblioteca palatina (Vatican)]. Codices manuscripti palatini graeci Bibliothecae Vaticanae/Descripti... recensuit et digessit Stevenson senior (Biblioteca apostolica vaticana; Bibliothecae Apostolicae Vaticanae codices manu scripti); Codices urbinates graeci Bibliothecae Vaticanae, descripti praeside Alfonso cardinali Capecelatro/Recensuit C. Stomajolo. Accedit Index vetus Bibliothacae urbinatis nunc primum editus. Romae, 1895; Bibliothecae apostolicae Vaticanae codicum manuscriptorum catalogus in tres partes distributus in quarum prima orientales in altera graeci in tertia latini italici aliorumque europaeorum idiomatum codices... Romae, 1926; Codices vaticani graeci. Romae, 1923–1988 (Biblioteca apostolica vaticana; Bibliothecae Apostolicae Vaticanae codices manu scripti recensiti...); Codices graeci Bibliothecae vaticanae selecti temporum ordine digesti commentariis et transcriptionibus instructi/Edidit Henrica Follieri. Romae, 1969 (Exempla scripturarum. Fasc. 4); Codices Vaticani Graeci: codices 2162–2254 (codices Columnenses)/Recensuit S. Lilia. [Vatican City], 1985.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– А., 1991. – С. 100; Найман А.Я. Евреи в Хазарском каганате//Хазарский альманах. – Харьков, 2002. – Т. 1. – С. 94–97; ср.: Vernadsky G. Byzantium and Southern Russia. I. The Eparchy of Gothia//Byzantion. – 1940–1941. – T. 15. – P. 67–76; Zuckerman C. On the Date of the Khazars’ Conversion to Judaism and the Chronology of the Kings of the Rus Oleg and Igor. A Study on the Anonymous Khazar Letter from the Genizah of Cairo//REB. – 1995. – T. 53. – P. 237–270; Chekin L.C. Christian of Stayelot and the Conversion of Gog and Magog. A Study of the Nineth Century Reference to Judaism Among the Khazars//Russia Mediaevalis. – 1998. – T. 9. – F. 1. – P. 13–34; Shepard J. The Khazars’ Formal Adoption ofjudaism and Byzantium’s Northern Policy//Oxford Slavonic Papers. –1998. – Vol. 31. – P. 11–34). Как бы то ни было, в погребениях именно начала IX в. на Северо-Западном Кавказе появляются стеклянные лампады с буквами древнееврейского алфавита, что может убедительно свидетельствовать в пользу официального принятия иудейской религии в каганате (Малахов С. Н. Протоспафарий Нван в контексте византийско-хазарских отношений середины IX в. – С. 120). 1892 Баранов И.А. Таврика в эпоху... – С. 52; Виноградов А. Ю., Комар Л.В. Институт тудуна... – С. 46; Могаричев Ю.М. О некоторых вопросах истории Восточного Крыма VIII–IX вв.//Сугдейский сборник. – К.; Судак, 2006. – Вып. 2. – С. 238–239. 1894 Подр. см.: Schenk K. Kaiser Leon III. Ein Beitrag zur Geschichte des Bilderstreit (Inaugural Dissertation). – Halle, 1880; Lombard A. Etudes d " histoire Byzantine. Constantin V Empereur des Romains (740–775)/Avec une preface de Ch. Diehl. – Paris, 1902; Broaks E A TheStruggle with the Saracens (717–861)//Cambridge Medieval History. – Cambridge, 1923. – Vol. 3. – P. 119–139; VasilievA. Byzance et les Arabes. T.l: La dynastie dAmorium (820–867)/Ed. franc, prepareepar M. Canard, H. Gregoire. – Bruxelles, 1935. – P.23 sq.; Rochow I. Kaiser Konstantin V (741–775). Materialien zu seinem Leben und Nachleben.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

31. Тьери О. Городские коммуны во Франции в средние века. Спб., 1901. 32. Васильев А.А. История Византии., Византия и крестоносцы. Спб., 1923. 33. Куглер Б. История крестовый исходов. Ростова-на-Дону, 1995. 34. Добиаш-Рождественская О.А. Крестом и мечом. Приключения Ричарда Львиное Сердце. М., 1995. 35. История Крестовых походов. Под ред. Джонаггана Райли-Смита. М., 1998. 36. Барбер Малколм. Процесс тамплиеров. М., 1998. 37. Басовская Н.И. Столетняя война 1337-1453. М., 1985. 38. Левандовский А.Н. Жанна д " Арк. М., 1982. 39. Амбелен Роберт. Драмы и секреты истории. М., 1993. 40. Сидорова Н.А. Очерки по истории ранней городской культуры во Франции. М., 1953. 41. Хачатурян Н.А. Сословная монархия во Франции XIII-XV вв. М., 1989. 42. Сказкин С.Д. Франция первой половины XVI в. В кн.: История Франции. Т. I. M., 1972. 43. Петрушевский Д.М. Восстание Уотта Тайлера. М., 1914. 44. Колесницкий Н.Ф. «Священная Римская империя»: притязания и действительность. М., 1977. 45. Пискорский В.К. Испания и Португалия. Спб., 1909. 46. Васильев А.А. История Византии. Падение Византии. Эпоха Палеологов (1261-1453). Л., 1925. 47. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972. 48. Герье В.И. Западное монашество и папство. М., 1913. 49. Карсавин Л.Н. Монашество в средние века, М., 1992. 50. Бицилли Н.М. Элементы средневековой культуры. Спб., 1995. 51. Бурхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. Спб., 1904-1906. 52. Братина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV-XV вв. М., 1997. 53. Ревякина Н.В. Проблемы человека в итальянском гуманизме второй половины XIV — первой половины XV в. М., 1977. 54. Немилов А.Н. Немецкие гуманисты XV в. Л., 1979. 55. Смирин М.М. Народная Реформация Томаса Мюнцера. М.-Л., 1947. 56. Смирин М.М. Эразм Роттердамский и Реформационное движение в Германии. М. 1978. 57. Осиновский И.Н. Томас Мор: утопический коммунизм, Реформация. М., 1978. 58. Карева В.В. Судьба «Утопии» Томаса Мора во Франции (XVI-XVIII вв.). М., 1996. 59. Шевалье Пьер. Генрих III . М., 1997.

http://sedmitza.ru/lib/text/441109/

Семеновского полка, настоятель. Соч.: Законы жизни. I книга – Закон Божий и законы человеческие. II книга – Христос – основной закон. 68, 183, 201 Егоров Николай Михайлович; (1885 – ?). Родился в Санкт-Петербурге в семье владельца артели ломовых извозчиков. Окончил Высшую техническую школу в Кливленде. Профессор института инженеров путей сообщения. Преподавал на математическом факультете Петроградского университета и на Высших педагогических курсах. Помощник директора педагогического музея. С 1919 состоял в Александро-Невском братстве. Член правления Общества православных приходов Петрограда и губ. Арестован в июне 1922 в ходе судебного процесса по обвинению Петроградских священнослужителей и мирян в «сопротивлении изъятию церковных ценностей». 272, 273 Егорова Наталья – слушательница Высших Богословских курсов. 364 Егорова Татьяна Прокофьевна ; (ок. 1872 – ?) – слушательница Высших Богословских курсов. 357, 367 Ежов Николай Иванович ; (1895 – 4 февраля 1940) – советский партийный и государственный деятель, в 1936–1938 нарком Внутренних дел. 390 Екатерина, св. вмц; (? – нач. IV в.) 242 Елачич Николай Александрович; (1872 – 12 марта 1938). Окончил юридический факультет С.-Петербургского университета. Работал в Государственном казначействе. Секретарь правления Общества православных приходов Петрограда. Арестован в апреле 1922 по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей». 5 июля 1922 приговорен к высшей мере наказания с заменой на 5 лет лишения свободы. Освобожден в ноябре 1923. Работал тапером в кинотеатрах Ленинграда. Вновь арестован в 1930. Приговорен 10 февраля 1932 по делу «Преображенского собора» к заключению в лагерь сроком на 5 лет. Позднее расстрелян. См.: Чуков Н., прот. Один год моей жизни. Страницы из дневника. Публ. В. Антонова.//Минувшее. Исторический альманах. М.-СПб. 1994. Вып. 15. С. 605; 1998. Чельцов М. П., прот. Когда отменили расстрел... Письма к жене из заключения... Публ. В. Антонова.//Минувшее. Исторический альманах. Вып. 24. СПб. 1998. С.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

137 Багдасарян В.Э. Россия – Запад: цивилизационная война. М.: Форум, 2019. 410 с.; Ваджра А. Запад: матрица глобальной гегемонии. М.: Времена 2, Астрель, АСТ, 2007. 544 с.; Катасонов В.Ю. Россия и Запад в XX веке. История экономического противостояния и сосуществования. М.: Институт русской цивилизации, 2015. 736 с.; Нарочницкая Н.А. Великие войны ХХ столетия. Ревизия и правда истории. М.: Вече, 2010. 352 с.; Стариков Н.В. Запад против России. Главный враг России. М.: Яуза, Эксмо, 2008; Фурсов А. И. Мировая борьба. Англосаксы против планеты. М.: Книжный мир, 2016. 512 с.; Широкорад А.Б. «Крестовый поход» против России: Тысячелетняя агрессия Запада. М.: Вече, 2015. 352 с. 138 Брандедж Дж. Крестовые походы. Священные войны Средневековья. М.: Центрполиграф, 2011. 320 с.; Васильев А.А. Византия и крестоносцы: Эпоха Комнинов (1081–1185) и Ангелов (1185–1204). Пг.: Academia, 1923. 120 с.; Васильев А.А. История Византийской империи. Т. 2. От начала крестовых походов до падения Константинополя. СПб.: Алетейя, 1998. 592 с.; Виллардуэн Ж. де. Завоевание Константинополя. М.: Наука, 1993. 298 с.; Заборов М.А. История крестовых походов в документах и материалах. М., 1977. 274 с.; Заборов М.А. Папство и крестовые походы. М.: Изд. АН СССР, 1960. 264 с.; Заборов М. А. Крестоносцы на Востоке. М.: Наука, 1980. 320 с.; История крестовых походов: Сб./Сост Дж. Райли-Смит. М.: Крон-Пресс, Oxford University Press, 1998. 496 с.; Куглер Б. История крестовых походов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. 512 с.; Лависс Э. Эпоха крестовых походов. Смоленск: Русич, 2010. 576 с.; Клари Р. де. Завоевание Константинополя. М.: Наука, 1986. 176 с.; Успенский Ф. И. История крестовых походов. СПб.: Евразия, 2000. 384 с.; Харрис Дж. Византия. История исчезнувшей империи М.: Альпина Нон-фикшн, 2017. 408 с.; Эрс Ж. История крестовых походов. СПб.: Евразия, 2015. 320 с.; Эсбридж Т. Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю. М., 2013. 734 с. 139 Phillips J. The Fourth Crusade and the sack of Constantinople. New York: Viking, 2004. Р. 57, 110–111.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010