ВЕРА (раздел). – С.24-37. Протопресвитер Александр Шмеман (1921-1983), клирик Православной церкви в Америке, декан Свято-Владимирской духовной семинарии (Нью-Йорк), выдающийся православный историк и богослов. Автор более 50-ти книг на тему истории Церкви и литургического богословия. Бог свободы и проблема зла Графика Елены Черкасовой//Фома. - – сентябрь 2009. – С.24-28,30-31. – (раздел « Вера »). в сокращении по книге: Александр Шмеман. Беседы на Радио «Свобода». – М.: Издательство ПСТГУ, 2009. Реклама : С.29. Монолог: Марина Журинская . Как жить в Содоме? Фото Владимира Ештокина//Фома. - – сентябрь 2009. – С.32-33. – (раздел « Вера », рубрика « Монолог »). Новомученики: Игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной комиссии по канонизации святых, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . Среди простого народа . Памяти священноисповедника Николая (Лебедева). Фото из архива автора//Фома. - – сентябрь 2009. – С.34-35. – (раздел « Вера », рубрика « Новомученики »). На врезке к статье: Цитата. ( Священник Николай Лебедев. Из обращения к читателям первого номера журнала «К Свету». Январь, 1910 г .) – С.35. 1 сентября Русская Православная Церковь отмечает память священноисповедника Николая (Лебедева). Родился в 1869 году в бедной семье церковнослужителя, был принят в Тверскую Духовную семинарию учиться за казенный счет, после окончания семинарии (1893 г.) ему, как лучшему ученику, предложили бесплатную учебу в Духовной академии. Но юноша решил, что должен поскорее отдать свой долг Церкви и народу, поступил псаломщиком в храм, где в то время служил его отец. Через полгода стал священником храма Казанской иконы Божией Матери в селе Власьево в пригороде Твери; здесь и прошла вся его пастырская, педагогическая и благотворительная деятельность. В 1894 году он построил во Власьеве земскую школу, а через несколько лет добился закрытия в приходе всех кабаков и пивных, организовал Власьевское общество трезвости, число членов которого превысило к 1903 году 10 тысяч человек. Он построил вторую земскую школу, открыл приют для алкоголиков с мастерскими и сельскохозяйственными занятиями, приют для беспризорных детей, основал в 1910 году журнал «К Свету», который издавался им до революции 1917 года. По ложному обвинению арестован 19 августа 1929 года, был в заключении в Соловецком концлагере до 1931 года, потом выслан в Архангельскую область и Коми. Скончался в ссылке 1 сентября 1933 года.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-9-77-s...

Два года находился Николай в тыловом ополчении Красной армии, где однажды, как известно из его собственного рассказа кому–то, при осмотре он отказался снять крест с груди, за что был наказан–его послали чистить отхожие места. В мае 1920 года Ольга Сергеевна скончалась от черной оспы, которой заразилась от больных крестьян, за которыми она ухаживала. Детей перевезли обратно в Посад. Николай после демобилизации переехал в Москву к старшей сестре Марии – на Остоженку (д. 9, кв. 5), где поначалу жил и Ваня, а потом и младший брат – Павлик. Осенью того же или, скорей всего, следующего 1921 года Николай поступил в Сельскохозяйственную академию им. Тимирязева и через четыре года окончил ее со званием агронома–полевода. Еще до службы в армии он подал документы для поступления на Историко–филологический факультет Московского Университета, но, понимая трудности, связанные с этим в условиях господства воинствующего марксизма и идеологических чисток, изменил свое намерение, весьма вероятно, по благословению старцев или духовных отцов, руководство которых он всегда искал. Кстати сказать, после смерти о. Алексия Зосимовского в 1928 г. Николай (и его брат Павлик) нашли духовника в лице замечательного священника церкви «Неопалимой Купины в Зубове» – Сергея Михайловича Успенского (1878–1937), которого в 1931 г. запечатлел на отдельном полотне к картине «Русь уходящая» Павел Корин. 288 После о. Сергия духовником Николая Александровича стал, очевидно, иерей Федор (фамилию выяснить не удалось) из церкви Иоанна Воина на Якиманке, в конце 1949 (или в начале 1950 года) высланный в Малый Ярославец. После него духовниками о. Николая был ряд лиц, в частности: о. Иоанн Бычков; о. Иоанн Крылов, после ссылки служивший до своей смерти в Пименовской церкви в 1954–57 гг.; о. Алексий Демин, протоиерей Богоявленского собора в Елохове († 1983). По окончании «Тимирязевки» Николай Александрович работал близ станции Ашукинская Северной ж.д. (в Загорском районе) помощником участкового, а затем уездного агронома. Здесь, читая крестьянам лекции в холодном сарае в зимнее время (ведь летом его слушатели были заняты на полевых работах), он на всю жизнь сорвал себе голос.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Его очерк действительно вводил в самую суть важнейшей проблемы, о которой о. Александр ясно сказал в своем дневнике: «изучение истории Церкви, конечно, должно освобождать человека от порабощения прошлому, типичного для православного сознания. Но это так в идеале, увы. Помню, как медленно я сам освобождался от идолопоклонства Византии, Древней Руси и т.д.». В самом деле, множество верующих,не исключая и представителей духовенства, часто понимают христианство как некую совокупность правил, норм, ритуалов («православный христианин греческого закона»), которую охотно отождествляют с церковным Преданием. При таком номистическом,или законническом разумении веры внешнееоказывается неизбежно важнее внутреннего. То, что в конкретный исторический момент времени было свидетельством живого творчества духа, воспринимается благочестивыми, но не вошедшими в разум Истины верующими, как закон, обязательные вериги, ибо подлинно духовного мерила у них нет, а передать оное из рук в руки невозможно: его необходимо стяжать. «Царство небесное силою нудится...». «Исторический путь Православия» несомненно побуждал к подвигу разуменияверы, т.е. сознательному вхождению в разум Истины,и предостерегал от самоуспокоенности на «благочестии с довольством»... Не всем такая пища оказалась по зубам... Нельзя забывать, сколь упорной и трудной была борьба за историзм в русском академическом богословии XIX века.  Для самого о. Александра эта книга была этапом непрестанного опыта церковного служения и духовного возрастания ,отраженного в целом ряде трудов и дневниковых записей. Хотя последние не предназначались автором для публикации, в них основные мотивы размышлений Шмемана выражены наиболее ярко и с подкупающей откровенностью. Александр Дмитриевич Шмеман (1921-1983) родился и провел детские годы в Ревеле (Таллине) в Эстонии. С 1930 по 1935 (как он пишет, «может быть, самые важные пять лет всей моей жизни» ) обучался в Париже, в кадетском корпусе. Здесь перед ним была раскрыта конкретная цельжизни: «спасти и воскресить» Россию... Кто только за последние двести лет не одушевлялся ею!

http://bogoslov.ru/article/361386

Живую картину служения монахини Марии запечатлел в своих воспоминаниях профессор Иван Михайлович Андреевский, побывавший в марте 1927 года у праведницы и получивший от нее духовную помощь. Сила слов и молитвы матери Марии была такова, что посетитель, по его собственному признанию, вышел от нее «другим человеком». Андреевский, сам получивший утешение от матушки Марии, был также свидетелем ее чудесного воздействия на других. «Юноша, унывающий после ареста и ссылки отца-священника, вышел от матушки с радостной улыбкой, сам решившись принять сан диакона. Молодая женщина от грусти пришла к светлой радости, также решившись на монашество. Пожилой мужчина, глубоко страдавший от смерти сына, вышел от матушки выпрямленный и ободренный. Пожилая женщина, вошедшая с плачем, вышла спокойная и твердая». И таких людей были не десятки, а многие и многие сотни (4) . Постепенно вокруг матери Марии создается православное сестричество, сестры которого занимались молитвой, чтением и изучением Священного Писания и делами милосердия. Сестричество это называлось кружком почитания отца Иоанна Кронштадтского. После кончины первого духовника матери Марии, известного миссионера и исповедника православной веры протоиерея Иоанна Смолина, духовником матери Марии становится молодой батюшка отец Петр Белавский (1892–1983). Отец Петр был рукоположен во священника священномучеником митрополитом Вениамином 19 декабря — 1 января 1921 года. Таким образом, и он, и матушка Мария получили благословение на служение у этого святого архиерея. После 1927 года и отец Петр, и мать Мария стали сторонниками митрополита Петроградского Иосифа (Петровых), сохраняя вместе с тем верность Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Петру (Полянскому). Духовное окормление отцом Петром матушки Марии и сестер Иоанновского кружка длилось без малого три года. Осенью 1929 года он вместе с главой петроградских «иосифлян» архиепископом Димитрием (Любимовым) был арестован и затем отправлен на Соловки (5) . С заключенным на Соловки отцом Петром мать Мария поддерживала переписку. Она диктовала свои письма сестре Юлии. Из одного из писем мы узнаем, что и после ареста отца Петра кружок вокруг матери Марии продолжал существовать, а также, что ее физические страдания невероятно усилились, и даже любое прикосновение вызывало сильную боль. «Сестра и птенцы низко кланяются, поздравляют, целуем твою отеческую руку. — Говорится в письме. — Скажу несколько слов о себе. Здоровье сильно ухудшилось; чувствуется болезненность во всем, стала недотрога, но всё же Господь милостив ко мне» (6) .

http://e-vestnik.ru/church/prepodobnomuc...

Русская революция поставила Американскую епархию в чрезвычайно трудные условия: отрезанная от высшей церковной власти, лишенная своего правящего архиерея, без материальной поддержки из России, она, казалось, была обречена на смуты, расколы, анархию, на игру личных интересов и честолюбий. И в этот трагический момент постановления Московского собора и весь дух, вдохновлявший его, оказались путеводной звездой, выведшей Американскую епархию на путь канонического порядка и нового развития. Еще не настало время писать полную и объективную историю смутных лет, отделяющих отъезд в Россию архиепископа Евдокима (последнего епископа, назначенного Священным Синодом) от Детройтского собора 1921 г., определившего канонические основания Митрополии. Внешне каноническое преемство церковной жизни в Американской епархии определяется в эти годы следующими фактами. Ввиду отсутствия (для участия в Соборе) архиепископа Евдокима в управление епархией вступает старший викарий – епископ Александр (Немоловский) 343 . Под его руководством собираются Предсоборные Присутствия духовенства в Питсбурге и Нью-Йорке для подготовки общеепархиального съезда, на которых вернувшиеся из Москвы оо. Л. Туркевич и А. Кукулевский доводят до сведения духовенства решения Московского собора. Согласно новым правилам соборного управления, Собор в Кливленде с участием духовенства и мирян от трехсот приходов избирает архиепископом Северной Америки и Канады архиепископа Александра. Формально эти действия нашли свое подтверждение в Постановлении Святейшего Патриарха Тихона, Священного Синода и Высшего Церковного Совета от 7/20 ноября 1920 г. 362) о епархиях, отрезанных от высшей церковной власти. Но главный смысл событий этих лет надо искать не в этом «формально-каноническом» плане. На деле Церковь разрывалась смутами, бурлила страстями не столько церковными, сколько политическими и национальными. Русская смута захлестывала и американскую церковную жизнь. Поэтому если можно оспаривать внешнюю правильность того или иного решения, подвергать сомнению действия и побуждения отдельных лиц, то нельзя отрицать главного, что совершалось в эти годы, – постепенного собирания и объединения подлинно церковных сил для бескорыстного служения Церкви, принятия церковным народом ответственности за Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Славянская версия. На Руси «И. п. В.» впервые упоминается в индексе, в Изборнике 1073 г. Текст «И. п. В.» представлен в Успенском сборнике (ГИМ. Син. XII в.; изд.: Сборник XII в. 1899; Успенский сборник XII-XIII вв. 1971) и включает главы 6-11. Известны еще по крайней мере 11 рукописей этого сочинения (см.: Яцимирский А. И. Библиогр. обзор апокрифов в южнослав. и рус. письменности. Пг., 1921. Вып. 1. С. 34, 247-250). Наиболее древний вариант текста представлен в рукописях серб. извода XIV в. (изд.: Попов. 1872). Опубликована также рукопись из Кириллова Белозерского монастыря РНБ. Соф. 1488. Л. 1 об.- 10, XV в. ( Мильков. 1999. С. 504-516). Все слав. рукописи передают одну редакцию текста (у И. Я. Порфирьева (1872) - пересказ эфиоп. версии). Житие прор. Исаии в Прологе (под 9 мая), включенное и в ВМЧ, считается частично заимствованным из «И. п. В.». Латинская версия. Известны 2 варианта лат. перевода апокрифа. Один сохранился в 2 фрагментах в составе палимпсеста Vat. lat. 5750. P. 191-192, 205-206 (часть 2-го тома хранится в др. б-ке - Ambros. E 147 sup.). Верхний слой VII в. происходит из б-ки мон-ря Боббио и содержит послание папы Келестина I Несторию и акты Халкидонского Собора; нижний слой V-VI вв.- это текст соч. «О государстве» Цицерона, произведения Персия и Ювенала, а также фрагменты арианских сочинений (1-е изд.: Mai. 1828. Vol. 3. [Pars 2]; о рукописи см.: Gryson R. Les palimpsestes ariens latins de Bobbio. Turnhout, 1983). От текста «И. п. В.» сохранились разделы Asc. Is. 2. 14 - 3. 13 и 7. 1-19. Рукопись 2-го лат. перевода утеряна и известна только по венецианскому изданию Антонио де Фанти ( Fantis A., de. Opera nuper in lucem prodeunta: Liber gratiae spiritualis visionum et revelationum beatae Mecthildis virginis devotissimae, ad fidelium instructionem. Venetiis, 1522. P. 155-160). Текст этого издания был перепечатан И. К. Л. Гизелером в 1832 г., затем вошел в состав критических изданий Дилльмана, Чарлза и кард. Эжена Тиссерана. Поскольку 2-й вариант перевода весьма близок к слав. версии, выдвигались гипотезы о том, что лат. перевод сделан не с греч. оригинала, а со слав. версии ( L ü dtke. 1911. S. 222-226), которую взяли за основу богомилы ( Иванов. 1925), а переводили катары ( Turdeanu. 1981). Однако, по мнению А. Вайана, лат. и слав. версии независимы друг от друга, но использовали похожую греч. редакцию текста ( Vaillant. 1963).

http://pravenc.ru/text/674800.html

Современное богословие (и православное, и католическое, и протестантское) стремится преодолеть подобные крайности. Православные мыслители второй половины XX в. с особой настойчивостью подчеркивали, что проповедь не должна восприниматься вне литургического контекста, она должна быть органичной частью богослужения. Протопресвитер Александр Шмеман (1921–1983) писал, что проповедь – это «существенный литургический акт». Он называл проповедь «таинством Слова», совершаемым в собрании Церкви 127 . Мысль о неразрывном единстве проповеди и богослужения в современном богословии стала практически общепринятой. Божественная литургия являет в нашем мире Царство Божие, пришедшее в силе. Первая часть литургии («литургия слова») являет нам Царство в слове Евангелия и в проповеди. А во второй части литургии мы восходим к единению со Христом в Евхаристии. Однако вся литургия – это единое откровение Царства. Литургия – это движение к единству со Христом и во Христе. В этом евхаристическом восхождении слово проповеди играет важную роль. В богослужебном собрании Церковь возвещает Евангелие. Как мы уже отмечали, в Священном Писании слово Евангелие никогда не означает писанный текст. Евангелие (Благовестие), о котором говорят Христос и апостолы, – это устное слово проповеди, обращенное к падшему миру. Это слово, обновляющее, преображающее и спасающее мир. Это слово и сегодня живо и действенно ( Евр.4:12 ). Потому на литургии должны звучать не только чтения из Нового Завета, но и слово проповеди. Священник, совершающий литургию, призван обращаться к собранию с живым словом, призван постоянно актуализировать слово Евангелия в жизни христианской общины. Тесная связь проповеди с Евхаристией означает, что проповедь не может выпадать из общего строя богослужения. Она должна быть подлинным литургическим актом. Поэтому нам необходимо уделить особое внимание тому, где и когда должна звучать богослужебная проповедь. § 4.2. Место произнесения проповеди 4.2.1. Проповедь в «домашних церквах» В апостольский век учительное слово к членам Церкви звучало в собраниях верных, проходивших в домах. Эти дома, как правило, были жилищами христиан, предоставлявших их для проведения собраний, и потому в Писании они именуются домашними церквами (οκος κκλησα; см.: Рим.16:4 ; Кол.4:15 ; Фил.1:2 ). В Иерусалиме таковым был дом Марии, матери Иоанна Марка ( Деян.12:12 ), в Ефесе – училище Тирана ( Деян.19:8 ), в Риме – дома Акилы и Прискиллы ( Рим.16:4 ; 1Кор.16:19 ) и Гаия ( Рим.16:23 ), в Колоссах – дом Нимфана ( Кол.4:15 ). Домашние собрания христиан в греческом тексте Нового Завета именуются συναγωγ (слав. – сонмище, рус. – собрание; см.: Иак2:2 ) или πισυναγωγ (слав., рус. – собрание, см.: Евр.10 ::25).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/g...

Три входа собора были оформлены дорическими портиками. Главный фасад акцентирован дорическим портиком, украшенным декоративными деталями и завершенным массивным франтом. Прихожанами собора были казаки Омска и окрестных сёл. К церкви были приписаны две деревянные часовни Черемуховского и Новых посёлков. В сентябре 1897 года при Казачьем Никольском соборе была открыта четырёхклассная школа для девочек. В приходе церкви находился войсковой приготовительный казачий пансион, два приходских Никольских училища (муж. и жен.), Никольское мужское и две казачьи школы в посёлках Черемуховском и Новом. Основные пожертвования поступили от казаков и священников, служивших в этом храме. В 1882 году из Березова в собор было передано знамя Ермака, по приданию подаренное ему Строгановыми перед походом в Сибирь. В феврале 1918 года знамя было захвачено казаками атамана Б. В. Анненкова (в декабре возвращено). В1919 году утеряно и судьба его неизвестна. В соборе благословляли отправляющихся на фронт воинов, служили панихиду по умершим. Здесь крестили генерал-лейтенанта Д.М. Карбышева и поэта Л. Н. Мартынова. В апреле 1919 года в храме состоялась панихида по генералу Л. Г. Корнилову. В 1921 году «Община христиан православного вероисповедания» при соборе лишилась права владения зданием и занимала его на правах договора на пользование. Одновременно властями неоднократно проводились конфискации ценностей. В ноябре 1828 года городской совет принял решение передать здание под «культурные нужды». Была разобрана колокольня, сняты и отправлены на переплавку колокола, на трапезной и притвором надстроены два этажа. В разные годы здесь размещались клуб «Строитель», управление культуры, музыкальная школа, управление кинофикацией, кинотеатр «Победа». В 1960 году собор хотели снести - спасли его протесты интеллигенции. С 1966 года здание находилось в запустении. В конце 70-х в начале 80-х годов были проведены реставрационные работы. В 1983 году в бывшем соборе установили орган. Здесь был открыт зал органной и камерной музыки.

http://sobory.ru/article/?object=00023

Церковь в мире Важное и неважное Если по-новому вслушаться Церковь и история Мир как таинство Православный мир: прошлое и настоящее О цели жизни Можно ли верить, будучи цивилизованным? Упадок или возрождение? Мир в свете православной мысли и опыта Вера в Бога, вера в человека Между утопией и эскапизмом Богословие и богослужение Введение в богословие Введение 1. Первохристианская община. Крещение как основная черта первого периода 2. «Золотой век» Православия 3. Византийский период и падение Византии 4. Школа русского богословия 5. Заключение Таинство крещения Введение Оглашение Научение вере Церковная молитва об оглашенных Чин (обряд) оглашения Запрещения Отречение от сатаны Обращение ко Христу и подчинение Ему Исповедание веры Крещение Освящение воды Помазание воды маслом Помазание маслом крещаемого Крещение Псалом Облачение в белую одежду Миропомазание Таинство освящения Таинство одухотворения Молитва Миропомазание Образ круга Апостол и Евангелие Омовение Пострижение волос Литургическое возрождение и Православная Церковь Богословие и Евхаристия Задача православного богословия сегодня Россия Конец и начало Духовные судьбы России Основные издания работ протоиерея Александра Шмемана     Сборник избранных произведений известного православного деятеля, проповедника и богослова протоиерея Александра Шмемана (19211983) включает в себя беседы, выступления и статьи разных лет. Их тематика разнообразна: Евангельская весть в современном мире, Церковь и общество, христианство и культура, православное богословие и богослужение. Объединяет собранные тексты единый источник вдохновения и единая христианская система ценностей, а также неизменно живое слово автора, предлагающего ответы на актуальные проблемы духовной жизни современного мира. Книга адресована не только православным, но и всем, задумывающимся над вопросами смысла жизни, ищущим способы противостоять угрозам и соблазнам нашего сложного времени. Человек свободный и радостный. О протоиерее Александре Шмемане Имя отца Александра Шмемана (1921–1983) хорошо знакомо в России.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Я встречаю каждый день как благословение. Каждое утро я чувствую себя счастливой, что в моей жизни есть еще один день. В моем возрасте тело немощно, но мне повезло больше, чем многим. Я люблю жизнь. Иулиания Шмеман • Монреаль • Июнь 2006 Пикник во Франции 1943 В большой, залитой солнцем комнате лежала Анна Тихоновна Шмеман, усталая, но счастливая: у нее только что родился здоровый мальчик, Андрей. Это было 13–го сентября 1921 года. Госпиталь был в Таллинне, Эстония. Муж Анны Тихоновны сидел рядом с ней, когда они оба обратили внимание на то, что доктор опять тщательно моет руки, натягивает перчатки и направляется к кровати. – Что–то не так? — спросила Анна Тихоновна, и в голосе ее прозвучала тревога. – Не так? Все так! У Вас еще один ребенок, и ему нужно помочь выйти на свет. И на свет вышел Александр, вытянутый за ножки, который терпеливо ждал, незамеченный и не–жданный, чтобы мир его приветствовал. И с этого дня близнецы сохраняли необыкновенно близкую связь до самой смерти Александра, 13–го декабря 1983 года, после которой Андрей остался один со своей любовью и горем, но и с твердым убеждением, что рано или поздно они снова будут вместе. Таллинн, Эстония Почему Эстония? Заканчивалась первая мировая война. Россию охватила революция и война гражданская. Красная армия гнала Белую все дальше на юг. Везде царил хаос. В начале первой мировой войны Дмитрий Николаевич Шмеман, один из восьми детей сенатора Николая Эдуардовича Шмемана, действительного тайного советника, члена Государственного совета, учился в Петербургском университете на юридическом факультете, намереваясь пойти по стопам отца. Николай Эдуардович Шмеман был блестящим законоведом и законодателем. Страна его находилась в состоянии войны, и сенатор разрабатывал реформы, могущие обеспечить России справедливые и разумные условия для свободной торговли и поддержать сильное единое правительство. Он надеялся, что это поможет предотвратить неизбежное и потушит революционный пожар, уже начинающий разгораться по всей России.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010