Статистика Зейгарник Блюма Вульфовна Блюма Вульфовна Зейгарник (нем. Bluma Zeigarnik; 9 ноября 1900, Прены Ковенской губернии — 24 февраля 1988, Москва) — советский психолог, основатель отечественной патопсихологии. Широко известен результат дипломной работы Зейгарник, выполненной под руководством Курта Левина в Берлинском университете, где она показала, что незавершённые действия запоминаются лучше, чем завершённые («эффект Зейгарник»). С 1931 года работала в психоневрологической клинике Всесоюзного института экспериментальной медицины под руководством Л. С. Выготского. Дальнейшие исследования были посвящены изучению патологии мышления и личности на основании теории деятельности. Зейгарник — одна из создателей факультета психологии МГУ, кафедры нейро- и патопсихологии. Выдающийся вклад Блюмы Зейгарник в разработку психологических проблем был оценен Американской психологической ассоциацией, присудившей ей премию имени Курта Левина (1983). В СССР ей была присуждена Ломоносовская премия I-й степени (1978). Блюма Вульфовна Зейгарник родилась 9 ноября 1900 года в Пренах Ковенской губернии, там же окончила гимназию. После замужества в 1921 году переехала в Берлин, где поступила в Берлинский университет (на филологический факультет), где под влиянием лекций Макса Вартхаймера заинтересовалась психологией. В 1924 году начала посещать семинар Курта Левина, который занимался психологией личности, в частности изучением движущих мотивов личности, поведения личности в её среде, потребностей и квазипотребностей личности и их зависимости от социального окружения. Одновременно с занятиями у Левина Блюма Зейгарник продолжала посещать занятия и у других профессоров: так, она занималась в психиатрической клинике у К. Гольдштейна, прослушала курс лекций Э. Шпрангера и по эстетике М. Дессуара. Приблизительно в это время (1925), после проведения ряда экспериментов Зейгарник обнаружила закономерность, которая вошла в науку под именем «эффект Зейгарник»: незавершенные действия сохраняются в памяти человека намного лучше, чем действия завершенные. Эксперимент сводился к тому, что экспериментатор просил испытуемых за определенное время решать ряд задач. При этом испытуемому не давали завершить часть из них, ссылаясь на нехватку времени. Позже испытуемому предлагали перечислить все задания, которые он запомнил. Предполагалось, что в случае прерывания решения задачи возникает определенный уровень эмоционального напряжения, который не получает своей разрядки в решении задачи и, в свою очередь, способствует сохранению этого «неудовлетворительного» действия в памяти (гипотеза в духе школы К.Левина, под руководством которого проводился эксперимент). Было показано, что среди сохранившихся в памяти действий отношение незавершённых действий к завершённым равно 1,9. Т.о., результат отличается почти в 2 раза.

http://lib.cerkov.ru/authors/941

15 сентября скончался митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим. Правмир, 15 сентября — Вечером 15 сентября скончался старейший архиерей Русской Православной Церкви митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим. Митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим (Руснак) Митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим, в миру Николай Степанович Руснак, родился 18 апреля 1921 г. в с. Давидовцы Кицманского р-на Черновицкой обл. Украины в крестьянской семье. С 1938 г. — послушник Иоанно-Богословского Крещатицкого монастыря. 6 января 1945 г. пострижен в монашество, 29 апреля рукоположен во иеродиакона, 23 февраля 1946 г. — во иеромонаха. С 1950 по 1955 гг. настоятель Иоанно-Богословского Крещатицкого монастыря. В 1958 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. С 23 апреля 1958 г. — член Русской духовной миссии в Иерусалиме. 15 ноября 1958 г. возведен в сан архимандрита, назначен начальником Миссии. 10 августа 1961 г. хиротонисан во епископа Костромского и Галичского. С 21 апреля 1964 г. — епископ Аргентинский и Южноамериканский. 25 февраля 1968 г. возведен в сан архиепископа, назначен экзархом Центральной и Южной Америки. С 1 декабря 1970 г. — архиепископ Харьковский и Богодуховский, и. о. экзарха Центральной и Южной Америки (до 1977 г.). С 23 ноября 1983 г. — архиепископ Львовский и Тернопольский, временно управляющий Харьковской епархией. 28 марта 1984 г. освобожден от временного управления Харьковской епархией. 9 апреля 1985 г. возведен в сан митрополита. С 27 декабря 1988 г. — митрополит Львовский и Дрогобычский, с 13 сентября 1989 г. — митрополит Харьковский и Богодуховский. В 1991-1992 гг. — председатель Комиссии по богослужебным текстам. С апреля по 27 мая 1992 г. по указу Святейшего Патриарха Алексия II исполнял обязанности Предстоятеля УПЦ до избрания нового главы Украинской Православной Церкви — митрополита Владимира (Сабодана). С июня 1992 г. — постоянный член Священного Синода УПЦ. С 27 декабря 1994 г. — председатель Комиссии УПЦ по канонизации святых.

http://pravmir.ru/srochno-skonchalsya-mi...

В Москве состоялась презентация издания «Беседы протопресвитера Александра Шмемана на Радио " Свобода " » 2 сентября 2009 г. 17:33 Презентация издания «Беседы протопресвитера Александра Шмемана на Радио " Свобода " » состоялась 1 сентября в Православном Свято-Тихоновском  гуманитарном университете (ПСТГУ). Издание сотен радиобесед, которые о. Александр (1921—1983) вел на «Свободе» в течение 30 лет, предприняло издательство ПСТГУ в сотрудничестве с семьей о. Александра. На презентации, которую вел ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев, выступил сын о. Александра, журналист Сергей Шмеман. Открывая встречу, прот. Владимир Воробьев с большим теплом говорил об о. Александре Шмемане как о разносторонне одаренном человеке: замечательном священнике-миссионере и духовнике, фигуре международного масштаба, много сделавшей для обретения автокефалии Американской Православной Церковью, талантливом богослове, преподавателе и организаторе духовного образования в Америке. Особое место в деятельности о. Александра занимали еженедельные беседы о православной вере на радио «Свобода», которые, как отметил о. Владимир, были адресованы в основном России. По его словам, благодаря этим беседам «очень много людей повернулись лицом ко Христу». О. Александр «указал им дорогу к Церкви». Ключ миссионерского успеха этих радиобесед, как и статей о.Александра в журнале «Вестник РСХД», — в том, что их автор «всегда умел найти общий язык с современным человеком», главное же — в том, что его слово было «живым свидетельством о жизни в Церкви», сказал о. Владимир. «Он хотел, чтобы сегодня жизнь Церкви была не менее живой, чем в древности, и он сам являл эту жизнь, был " пламенем огненным " по своей вере, по своей душе», — сказал ректор ПСТГУ. «Я не знал о. Александра лично, но когда читаю и слышу его, кажется, что он рядом — настолько искренне все, что он писал», — добавил о. Владимир. На презентации был прослушан фрагмент беседы на радио «Свобода», которую священник посвятил теме «Почему я верую». Сотни собранных на бобинах и кассетах записей перевел в цифровой формат и отреставрировал племянник о. Александра — Сергей Михайлович Осоргин, профессиональный звукорежиссер. Благодаря ему удалось издать беседы о. Александра не только в книжном, но и в аудио-формате.

http://patriarchia.ru/db/text/732020.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (24.02.1901, Москва - 4.11.1937, Сиблаг, г. Мариинск Кемеровской обл.), сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых), прот. Окончил Московское мещанское уч-ще, получил профессию бухгалтера. С 1918 по 1919 гг. служил писарем в 684-м сводном эвакуационном госпитале. В 1919 г., по окончании воинской службы, был определен послушником Московского Вознесенского монастыря, где обычно по приезде в Москву останавливался архиеп. Уральский и Николаевский Тихон (Оболенский). Владыка предложил ему быть своим иподиаконом, а затем забрал его к себе в епархию. В 1921 г. в г. Уральске был рукоположен в сан диакона, затем во священника. В сент. 1922 г. вместе с архиеп. Тихоном приехал в Москву, где стал вторым священником в храме Воскресения Христова в Кадашах. С 1924 г., патриарх Тихон (Беллавин) назначил А. настоятелем храма Софии, Премудрости Божией, в Ср. Садовниках. В 1929 г. арестован. В 1929 г. арестован, обвинен в антисоветской агитации, осужден на 3 года ссылки в Казахстан. Отбыв наказание, поселился в Рязани, где служил настоятелем ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»; здесь же нес послушание диакона младший брат А.- Борис, служивший ранее иподиаконом архиеп. Иувеналия (Масловского). 14 янв. 1936 г. А. был арестован, обвинен в участии в «контрреволюционной группе церковников» и приговорен к 5 годам ИТЛ. Отбывал наказание в Сиблаге, вскоре был вновь арестован и проходил по делу сщмч. Серафима (Самойловича), архиеп. Угличского. 28 окт. 1937 г. тройкой при УНКВД по Новосибирской области приговорен к расстрелу. Приговорен к расстрелу. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив УФСБ по Кемеровской обл. Арх. П-9211; Архив УФСБ по Рязанской обл. Д. 9611. Т. 1. Л. 69, Т. 5. Л. 275. Лит.: Мария, сестра. Православное сестричество при московском храме Святой Софии//Вестник РХД. 1983. 138. С. 195-214; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 80-81.

http://pravenc.ru/text/64078.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАРАШАМБ [мон-рь Сурб-Степанос Нахавка (св. Стефана Первомученика), Магардаванк], арм. монастырь в исторической обл. Васпуракан, на севере совр. Ирана (остан Вост. Азербайджан). Расположен в 18 км к западу от г. Джульфа, на правом берегу р. Аракс, вблизи покинутого сел. Дарашамб. Согласно хронике Михаила Сирийца (XII в.), был основан ап. Варфоломеем; арм. источники содержат сведения о нем начиная с X в., когда уже существовали и до XV в. сохранялись 3 его церкви. Мон-рь, имевший скрипторий, достиг расцвета в XIV в. Новый расцвет Д. пришелся на сер. XVII в. В 1643-1655 гг. настоятель Акоб Джугаеци (с 1655 католикос Армянской Апостольской Церкви) на месте снесенной им церкви св. Степаноса возвел новую, в стиле арм. позднесредневек. зодчества. До 1662 г. в мон-ре были построены колокольня, трапезная, др. сооружения. Д. пострадал от землетрясения в 1759 и 1840 гг., неоднократно восстанавливался. В 1917-1921 гг. четырежды подвергался набегам турок, сгорела б-ка. В 1983 г. монастырь был отреставрирован иран. гос. предприятием «Культурное наследие» при финансовой поддержке иран. армян и орг-ции «Еркир ев мшакуйт» (Мир и культура, Париж). Строения мон-ря группируются вокруг 2 прямоугольных дворов и в целом ограничены крепостными стенами. Посреди сев. двора расположена ц. Сурб-Степанос с примыкающими к ней сводчатой ц. Сурб-Погос-Петрос (св. апостолов Петра и Павла) и колокольней. Церковь Сурб-Степанос построена из желтоватого фельзита в виде вписанного в прямоугольный периметр триконха с приделами, расположенными по углам в 2 ярусах. Богатством и совершенством исполнения отличается глава церкви с 16-гранным барабаном и зонтичным куполом. Декор барабана восходит к декору Эчмиадзинского собора: аркатура на витых колонках и рельефы под каждой аркой. В отличие от образца, где на 12-гранном барабане размещены рельефные образы апостолов в медальонах (ок. 620), в Д. апостолы представлены в прямоугольных рамах на 12 гранях, на 4 осевых гранях - образы Христа и евангелистов, Богоматери, Иоанна Крестителя, сщмч. Григория Просветителя. Под щипцами основного объема помещены рельефные сцены Распятия (зап.), Воскресения (сев.), Избиения Стефана Первомученика (вост.) и образ Богоматери с Младенцем (юж. сторона). На юж. стене колокольни изображены Богоматерь на троне с 2 ангелами (нижний ярус) и Благовещение (верхний ярус). Т. о., в целом представлен христологический цикл, дополненный отдельными образами и сюжетами на тему принятия и распространения христианства. Церковь изнутри расписывалась в XVII в. и в 1826 г.

http://pravenc.ru/text/171370.html

Петр Иванович (18.12.1892, с. Александровское (Александровка) Царскосельского у. С.-Петербургской губ.- 30.03.1983, пос. Мариенбург (ныне в черте г. Гатчина) Ленинградской обл.), прот., из священнического рода. По окончании ДУ при Александро-Невской лавре, в 1909 г., поступил в С.-Петербургскую ДС, в 1911 г.- в юнкерское уч-ще, но через 2 года вернулся в семинарию. Впосл. Б. вспоминал, как во время учебы в ДУ познакомился со св. прав. Иоанном Кронштадтским и ректором семинарии сщмч. архим. Вениамином (Казанским) , отношения с к-рым поддерживал и в дальнейшем. По окончании семинарии Б. был назначен псаломщиком ц. св. блгв. кн. Александра Невского при Красносельском военном госпитале. В свободное от церковных послушаний время проводил беседы с ранеными, за что был награжден орденом Станислава. 27 авг. 1913 г. переведен на должность псаломщика в церковь с. Мелковичи Лужского у. С 1917 г. одновременно состоял на гражданской службе. 10 нояб. 1920 г. женился на К. В. Бондаревой, дочери протоиерея Троицкого собора Красного Села. В нояб. 1920 г. был рукоположен во диакона, а 1 янв. 1921 г.- во священника к Александро-Невской ц. с. Александровка, где настоятельствовал его отец. 8 сент. 1922 г. еп. Петергофским Николаем (Ярушевичем) назначен настоятелем ц. свт. Алексия, митр. Московского, в пос. Тайцы Петроградской губ. В 1928 г. присоединился к «иосифлянству» , стал одним из помощников еп. Димитрия (Любимова) , «летняя резиденция» к-рого располагалась на 2-м этаже дома, где жил Б. с семьей. Здесь хранился «архив» иосифлянского движения; в таицком Алексеевском храме совершались хиротонии. Из посещавшего Тайцы духовенства Б. особенно сблизился с еп. Сергием (Дружининым) и прот. Василием Верюжским . Нередко сюда приезжал и еп. Григорий (Лебедев) , оказавший сильное влияние на духовное становление Б. Летом 1928 г. Б. навещал отбывавшего ссылку в Моденском мон-ре митр. Иосифа (Петровых) . В эти годы Б. как духовник часто посещал в Гатчине широко почитаемую парализованную мон. Марию (Лелянову) . В кон. мая 1929 г. участвовал в отпевании и погребении прот. Феодора Андреева .

http://pravenc.ru/text/77854.html

Материалы литургического симпозиума памяти отца Александра Шмемана доступны в Интернете 13 марта 2009 г. 17:39 Ancient Faith Radio, при партнерской поддержке  Свято-Владимирской семинарии в Крествуде, штат Нью-Йорк, предлагает подкасты лекций, прочитанных на международном научном симпозиуме «Прошлое и будущее литургического богословия: Наследие отца Александра Шмемана». Симпозиум прошел 30-31 января в Свято-Владимирской семинарии, деканом которой отец Александр Шмеман был с 1962 года до своей кончины в 1983 году. Выдающийся литургист архимандрит Роберт Ф. Тафт (Общество Иисуса) выступил 30 января с основным докладом на тему «Литургическое дерзновение через 25 лет после Александра Шмемана (1921-1983): Человек и его наследие». Слушателями этого доклада, ставшего мемориальной лекцией памяти отца Александра Шмемана 2009 года, стали свыше 400 человек. Говоря о Шмемане как протагонисте литургического богословия, архимандрит Тафт высоко оценил его заслуги как «информатора», а не «реформатора», и «керигматического богослова,… который мог явить подлинное значение Литургии и сделать ее живой для людей — как радостное событие, которое есть жизнь во Христе». Архимандрит Тафт отметил непреходящее значение трудов отца Александра, охарактеризовав их как «рубеж» в области литургического богословия. Роберт Тафт указал на основные научные результаты, достигнутые в этой области после кончины отца Александра, наметив и прояснив тем самым пути дальнейшего развития литургического богословия. Архимандрит Роберт Тафт — один из основателей Североамериканской Академии литургии и Ассоциации литургистов-иезуитов, член Национального комитета по византийским исследованиям США, Общества армянских исследований (ушел в отставку в 1999 году) и Международного литургического общества. С 1979 по 1989 год он был членом руководящего совета Международного литургического общества, а в 1985-1987 годах — его президентом. На симпозиуме выступили и другие видные православные, католические и протестантские ученые, профессора ведущих университетов, которые высоко и вместе с тем критически оценили работы отца Александра Шмемана:

http://patriarchia.ru/db/text/582790.htm...

протопресвитер Александр Шмеман (13.09.1921–13.12.1983) Апологетика Биографические труды Догматическое богословие Нравственное богословие Общая церковная история Патрология Сборники Литургика Церковь, общество и государство Беседы Дневники Аудиокниги Труды на иностранных языках протопресвитер Александр Шмеман Священнослужитель Православной церкви в Америке, проповедник, христианский мыслитель, автор ряда научных и научно-популярных богословских трудов. Биография Детские, юношеские и молодые годы Родился 13 сентября 1921 года, рос и воспитывался в довольно известной семье. Его родной отец, Дмитрий Николаевич, происходил из семьи государственного деятеля, сенатора Шмемана Николая Эдуардовича. Он верой и правдой служил своему Отечеству в лейб-гвардейском Семеновском полку. Пожар февральской, а затем и октябрьской революций 1917 года, перевернувший политическую и социальную ситуацию в стране, вынудил его эмигрировать из России вслед за любимой супругой, Анной Тихоновной. Семья Дмитрия Шмемана обосновалась в Эстонии. Здесь, в городе Ревеле, родился будущий протопресвитер Александр. Пребывание на территории Эстонии продолжалось до 1928 года. Затем, Промыслом Божьим, семья перебралась в Белград; потом — во Францию, в Париж, где и осела. С 1930 года Александр проходил обучение в Версальском кадетском корпусе. Здесь, помимо приобретения теоретических и практических знаний, он приобщался к ответственности, дисциплине и самодисциплине. После выпуска из кадетского корпуса, состоявшегося в 1938 году, в 1939 году продолжил образование в лицее Карно. На пути ко священству Имея твёрдое намерение овладеть давно интересовавшими его богословскими знаниями, он решил поступить в Парижский Свято-Сергиевский православный богословский институт, что и было исполнено. Основанный в 20-х годах (XX века) при активном участии представителей русского зарубежья, институт являлся одним из важнейших духовных и просветительских центров Православия во Франции и даже в Европе. За время обучения Александр проявил себя как талантливый, целеустремленный студент. Много времени он проводил за книгами и душеполезными беседами. Стараясь постичь все обязательные к изучению дисциплины, особое предпочтение он оказывал истории Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Tweet Нравится Matushka Juliana Schmemann reposes in the Lord Moscow, January 30, 2017 Photo: http://www.blagovest-info.ru/      Matushka Juliana Schmemann, the widow of Fr. Alexander Schmemann , the prominent OCA theologian and dean of St. Vladimir’s Seminary, reposed on January 29 in Crestwood Village, NY. Archpriest John Tkachuk announced the repose of his ninety-four year old mother-in-law on his Facebook page. Juliana Sergeevna Schmemann (nee Osorgin) was born on October 6, 1923 in Bade-Baden, Germany. Her grandfather was Archpriest Michael Osorgin (1861—1939) who ministered to Russian exiles at the home church of Sts. Constantine and Helen in Clamart, near Paris. Juliana and her family moved to Clamart around 1926, graduating from the College of St. Mary in Neuilly and La Sorbonne University. She married Alexander Schmemann (1921—1983) in 1943, who became a priest in 1946. They moved to the US in 1951 and Fr. Schmemann moved to the jurisdiction of the American Metropolita (later titled the Orthodox Church in America). He taught at St. Vladimir’s Seminary from 1951 until his repose, serving as dean from 1962 until his repose. Matushka Juliana taught French and Russian in various schools in New York, and wrote the popular book My Life with Fr. Alexander . The funeral service schedule has been posted on the Facebook page of Masha Schmemann Tkachuk, Matushka Juliana’s daughter: Thursday, February 2 5:00pm: visitation at Holy Trinity Orthodox Church, 46 Seymour Street, Yonkers, NY 10701 Thursday, February 2 7:00pm: Funeral Service at Holy Trinity Orthodox Church, 46 Seymour Street, Yonkers, NY 10701 Friday, February 3 9:30am: Divine Liturgy followed by a luncheon at Holy Trinity Orthodox Church, 46 Seymour Street, Yonkers, NY 10701 Friday, February 3 around 2pm or 3pm: Panikhida and “last kiss” at St. Tikhon's Chapel, 175 St. Tikhon's Road, Waymart, PA 18472 Masha also writes: “In lieu of flowers, please make a donation to the Justin Solak Foundation in Matushka Schmemann's memory. Justin was a beloved great-grandson (and my grandson) who died a year ago. Please visit www.iamaffected.org .”

http://pravoslavie.ru/100598.html

Архив Пн Отнесенность к главному. К 100-летию со дня рождения протопресвитера Александра Шмемана 10 декабря 2021 г. 16:21 Протопресвитер Александр Шмеман (1921-1983) — выдающийся пастырь, мыслитель, педагог и проповедник, ­автор научно-богословских сочинений и эссеистской прозы, много сделавший для Православной Церкви в Америке . Осмысление его богословского и литургического наследия, ставшего важной частью церковной науки XX века, особенно актуально в связи со столетием со дня рождения пастыря, которое приходится на этот год. Фундаментальные богословские труды протопресвитера Александра были посвящены главным образом вопросам церковной истории, постижению истоков и сокровенного смысла православного богослужения и церковных таинств. О том, что сам профессор считал главным в своем богословии, о значении его идей для современной богословской науки рассуждает кандидат богословия, доцент кафедры богословия Московской духовной академии священник Антоний Борисов ( 12, 2021 , PDF-bepcuя ). Различать Божественное и человеческое Протопресвитер Александр Шмеман для многих представителей православного духовенства и мирян является примером священнослужителя, открытого для всего нового, жертвенно служащего Богу и людям, ищущего действенные способы достучаться до умов и сердец современников. Подобное мнение о нем сложилось не только благодаря многочисленным печатным трудам покойного пастыря. Воспоминания людей, знавших богослова лично, прямо указывают на его подлинно христианское отношение к жизни и своему служению. По словам его близкого друга, тоже уже покойного, Н.А. Струве, последние дни земной жизни отца Александра были наполнены покаянием с готовностью полностью принять волю Божию: «Полтора года назад Господь посетил Своего верного слугу тяжелым испытанием: болезнью, оставляющей мало надежды на выздоровление. О. Александр не только переносил ее с полным терпением и смирением, но до самых последних дней не переставал ощущать радость и благодарить Бога за все. Роковая болезнь дала о. Александру положить печать подлинности тому, что было сердцевиной его проповеди и священства за целую жизнь: Всегда радуйтесь. За все благодарите (1 Фес. 5:16, 18)» 1 .

http://patriarchia.ru/db/text/5870932.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010