См. О дневниках протопр. Александра Шмемана   Содержание Аннотация Предисловие От издателей Тетрадь I ЯНВАРЬ 1973 – НОЯБРЬ 1974 Тетрадь II НОЯБРЬ 1974 – АВГУСТ 1975 Тетрадь III АВГУСТ 1975 – МАЙ 1976 Тетрадь IV МАЙ 1976 – МАЙ 1977 Тетрадь V МАЙ 1977 – ОКТЯБРЬ 1979 Тетрадь VI ОКТЯБРЬ 1979 – ЯНВАРЬ 1981 Тетрадь VII ФЕВРАЛЬ 1981 – ИЮНЬ 1982 Тетрадь VIII ИЮНЬ 1982 – ИЮНЬ 1983     Аннотация «Дневник отца Александра неизменно поражает широтой своего охвата. Им увлечется и ценитель литературы, и любитель политики, встретив тонкость суждений на самые разные темы, но прежде всего поражает глубина религиозного осмысления жизни. Все повседневные, частные явления, все многочисленные впечатления и оценки возведены к главному, к тому высшему смыслу, который вложен в замысел Божий о творении. И над всеми противоборствами и огорчениями, над всей критикой и обличениями основная тональность дневника – радость о Господе и благодарность Ему». Сергей Шмеман Восемь тетрадей дневников одного из самых значительных деятелей Церкви XX столетия, проповедника и богослова протоиерея Александра Шмемана (1921–1983) – не «простая регистрация событий последних десяти лет его жизни», но возможность «оставаться хоть на краткое время наедине с самим собой», «не раствориться без остатка в суете». Все явления повседневности, многочисленные впечатления, собственная жизнь, литература и политика соотносятся о. Александром с высшими ценностями, подвергаются религиозному осмыслению. Разносторонность интересов о. Александра, глубина и тонкость суждений делают его «Дневники» интересными самым разным кругам читателей. ПРЕДИСЛОВИЕ После кончины протопресвитера Александра Шмемана в столе его кабинета в Свято-Владимирской семинарии, где он был деканом, были найдены восемь тетрадок, исписанных его рукой. Этот дневник отец Александр вел с 1973 года с небольшими перерывами вплоть до начала последней болезни. Писал он по-русски, на языке, который был ему родным с детства, проведенного в «русском» Париже. Дневник отца Александра – нечто гораздо большее, чем простая регистрация событий последних десяти лет его жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

священник Илия Ничипоров Скачать epub pdf Протопресвитер Александр Дмитриевич Шмеман (1921–1983) – выдающийся пастырь, мыслитель, педагог, проповедник, автор научно-богословских сочинений и дневниковой, эссеистской прозы, один из основоположников Православной Церкви в Америке. Его научное и литературное наследие, ставшее яркой страницей культуры Русского Зарубежья, пока только начинает осмысляться гуманитарным сознанием 1 . Отец Александр Шмеман принадлежал к поколению «детей эмиграции», которым не довелось побывать в России, но которые, благодаря семейным традициям и собственным внутренним ориентирам, навсегда сберегли в себе дух русской культуры. Его отец, Дмитрий Николаевич Шмеман (1893–1958), происходил из семьи сенатора Николая Эдуардовича Шмемана, действительного тайного советника, члена Государственного совета, получил образование на юридическом факультете Петербургского университета, служил боевым офицером в лейб-гвардии Семеновском полку и вскоре после революции был вынужден вслед за женой Анной Тихоновной и малолетней дочерью Еленой уехать в эмиграцию. Супруги обосновываются в Эстонии, где 13 сентября 1921 г. у них рождаются братья-близнецы Андрей и Александр. Впоследствии семья перебирается в Белград, а затем и в Париж. Александр Шмеман учился вначале в русском кадетском корпусе в Версале, а позднее во французском лицее Карно. Желая получить духовное образование, он поступает в Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже. В январе 1943 г. в парижском соборе св. Александра Невского А.Шмеман венчается со своей супругой Ульяной Сергеевной (урожденной Осоргиной), счастливый брак с которой продлится более сорока лет 2 . В период обучения в богословском институте Шмеман слушает лекции С.Булгакова , Б.Вышеславцева , А.Карташева , К.Мочульского, с большим увлечением изучает русскую литературу и под руководством А. В. Карташева защищает диссертацию по византийской церковной истории. По окончании Свято-Сергиевского института, с 1945 по 1951 гг., А.Шмеман преподавал там церковную историю. 22 октября 1946 г. архиепископом Владимиром (Тихоницким) он был рукоположен в диаконский чин, а 20 ноября того же года – в сан священника. На протяжении ряда лет отец Александр совмещал приходское служение и настоятельство с преподаванием, научно-богословской деятельностью и редактированием епархиального журнала «Церковный вестник».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Скачать epub pdf Епархии Русской Православной Церкви Список составлен в ЦНЦ «Православная энциклопедия» при участии А. С. Буевского по материалам: Иоанн (Снычев), игум. Топография архиерейских кафедр Русской Православной Церкви периода с 1893 г. по июнь 1963 г. 2-е изд. Куйбышев, 1963 (машинопись); он же. Состав российской православной церковной иерархии за период 1962–1972 гг. Куйбышев, 1973; то же за 1973, 1975, 1976, 1977, 1979, 1980, 1981, 1982, 1983, 1986, 1988, 1990, 1991, 1992 гг. (машинопись); а также по материалам архива ОВЦС. Россия 1995 Абаканская и Кызылская. АРХАНГЕЛЬСКАЯ и Холмогорская (1988–1995 А. и Мурманская). Викариатство: Пинежское (1917–1920, 1925). АСТРАХАНСКАЯ и Енотаевская (1917–1935 А. и Царевская; 1935–1949 А. и Сталинградская; 1949–1952 А. и Саратовская; 1952–1959 А. и Сталинградская). Викариатство: Енотаевское (1917–1931). 1934–1937 Ачинская. 1930 БАРНАУЛЬСКАЯ и Алтайская (1930–1937 Б.; 1937 Б. и Бийская; 1938–1993 упразднена; восстановлена в 1994 г.). Викариатство: Рубновское (1924–1931). 1933 БЕЛГОРОДСКАЯ и Старооскольская (1933–1934 Б.; 1942–1944 Б. и Грайворонская; 1945–1994 упразднена). 1919–1937 Бийско-Алтайская. БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ и Тынденская (до 1935 г. Приамурская и Б.; 1936–1992 упразднена). Викариатство: Хабаровское (1926–1933). 1934–1936 Боровичская. 1921 БРЯНСКАЯ и Севская (до 1945 г. Б.; 1946–1994 упразднена). Викариатство: Новозыбковское (1922–1923). 1926–1957 Великолуцкая и Торопецкая. 1918–1937 Великоустюжская и Усть-Вымская. ВЛАДИВОСТОКСКАЯ и Приморская (до 1918 г. В. и Камчатская; 1918–1932 Приморская и В.; 1946–1958 Хабаровская и В.; 1958–1989 упразднена). Викариатства: Камчатское и Петропавловское (на правах самостоятельной, 1918–1920, 1928–1929); Никольско-Уссурийское (до 1932 г.); Охотское (1928–1932). до 1922 г. Владикавказская и Моздокская. ВЛАДИМИРСКАЯ и Суздальская (1917–1922 В. и Шуйская). Викариатства: Вязниковское (1921–1928); Иваново-Вознесенское (1923–1933); Ковровское (1920–1925); Мстерское (1917–1933); Муромское (до 1933 г.); Переславское (до 1935 г.); Суздальское (до 1932 г.); Юрьево-Польское (до 1932 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

А.В. Маштафаров Содержание Глава I Глава II     А. В. Маштафаров 1 Публикуемые воспоминания принадлежат перу Ирины Михайловны Картавцевой (2 августа 1898 г. – 5 августа 1983 г.). С 1908 по 1918 г. она обучалась в Белевской женской гимназии Тульской губернии, в 1917 г. стала учительницей Белевского женского приходского училища, где преподавала до ноября 1921 г., в 1922 г. переехала в Москву. Картавцева происходила из старинного небогатого дворянского рода, наиболее ранние представители которого упоминаются в документах среди служилых землевладельцев Белевского уезда с конца XVI в. Начало ее гимназической жизни совпало с прибытием в город и назначением настоятелем белевского Спасо-Преображенского монастыря иеромонаха Петра (Зверева) , вскоре возведенного в сан архимандрита. В 1910–1913 гг. о. Петр духовно окормлял сестер Ирину и Веру Картавцевых. Девушки любили богослужение, пели в церковном хоре. И. М. Картавцева в других, еще не опубликованных дневниках пишет: «С 14 лет мы начали уже постоянно петь с одной близкой нам девочкой Олей трио в церкви... Сколько светлых радостных воспоминаний связано с этим пением. Разучивала все с нами, конечно, мать, а на окончательную отделку посылала нас к знакомому преподавателю епарх[иального] училища Вас[илию] Николае­вичу Б(лаговещенскому)». После переезда в Москву И. М. Картавцева не только пела, но и регентовала в хорах московских церквей, прежде всего, в храме Кира и Иоанна на Солянке. Этот храм стал в 1927 г. одним из центров «катакомбного» движения, последователи которого отказывались считать Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) главой Церкви; членом «катакомбной церкви» была и И. М. Картавцева. В Москве она изредка встречалась с владыкой Петром вплоть до его ссылки в Соловецкий лагерь. Архиепископ Петр и семья Картавцовых Глава I (С. 1) Троицын день После приезда владыки 3 в Белев летом в 1909 году 4 , в ту же осень в августе или начале сентября начальница епархиального (духовного) училища 5 водила свой выпускной класс к обедне в монастырь 6 , а потом все пили чай у о. Петра в саду. Наша начальница гимназии Елена Ипполитовна Малыгина захотела поступить так же и договорившись 7 с о. П[етром], повела свой выпускной 8 класс. Это было, кажется, на Воздвижение 14 сентября. Е. И. была наша хорошая знакомая и, кроме того, учила меня с сестрой музыке (игре на ф[орте]п[иано]), она решила прихватить меня и Верочку 9 . Я, как гимназистка, была в форменном платье, а Верочка еще не училась, и на ней было белое платьице с крахмальным воротничком и большим красным бантом посреди.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Zverev/vo...

Закрыть itemscope itemtype="" > Что читать, смотреть и слушать о церковной истории Обзор самых интересных и содержательных книг, фильмов, лекций 19.12.2023 100 Время на чтение 4 минуты Источник: Крестовский Мост Феликс Разумовский снимал начало цикла «Русская Голгофа» в Ростове, недалеко от древнего Спасо-Яковлевского монастыря. Фото: УоиТиве-канал «Телеканал Культура» Известны большие академические учебники по истории Православной Церкви, например Антона Карташёва, Николая Тальберга. Однако читать их непросто: слишком велик объём информации, да и стиль сухой, научный. Но есть и другие возможности пополнить свои знания. Сила — в правде Хорошее начало для изучения этой темы — книга «Исторический путь православия» протопресвитера Александра Шмемана (1921-1983). Она не велика по объёму и живо написана. Шесть из семи глав посвящены раннему христианству, Вселенским соборам, Византии и последняя — «русская глава». Это не научное исследование, а комментарий к важнейшим событиям, беглый очерк, по словам самого автора. «В истории православия, как и в истории христианства вообще, немало падений и человеческих грехов. Я не хотел скрывать их, потому что верю, что вся сила православия в правде», — указывает Шмеман. О богословии, но не только Протоиерей Георгий Флоровский (1893-1979) — ещё один автор из числа талантливых учёных русской эмиграции. Его знаменитый труд «Пути русского богословия» не только о богословских исканиях, но и вообще о русской церковной истории. Многие оценки автора эмоциональны и афористичны. Вот как пишет он о ближайшем сподвижнике Петра I епископе Феофане Прокоповиче: «Это был человек жуткий. Даже в наружности его было что-то зловещее. Это был типический наёмник и авантюрист». Разрушение стереотипов Легко и с удовольствием читается труд профессора Петра Знаменского «Руководство по церковной истории», написанный в 1870 году. Современники отмечали в нём меткие характеристики и «художественность изложения». Учёный разрушил многие стереотипы. Вот что он пишет о роли греческих митрополитов в Древней Руси: «В России они были люди чужие и по происхождению, и по языку, и не вызывали к себе особенного доверия. К тому же на Русь присылались не лучшие люди из греков. Из 25 митрополитов-греков не более пяти-шести человек заявили себя просвещением и благочестием. Между тем немногие митрополиты из русских все оставили после себя самую хорошую память».

http://ruskline.ru/opp/2023/12/19/chto_c...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИНГОРОКВА [груз. ] Павел Иессеевич (1.11.1893, г. Поти Сенакского у. Кутаисской губ.- 1983), картвелолог, литературовед, кодиколог, писатель. Начальное образование получил дома. Студент Новороссийского ун-та Е. Г. Бокерия (юрист, расстрелян 15 сент. 1937 - АП РФ. Оп. 24. Д. 411. Л. 75) преподавал И. и Г. Читая (впосл. этнограф, академик) историю, лит-ру, алгебру и др. предметы. И. продолжил учебу в классической муж. гимназии во Владикавказе. В 1912 г. при содействии Историко-этнографического об-ва Грузии изучал скриптории и книгохранилища монастырей Мартвили , Джручи , Гелати , Убиси , Удабно , о чем 8 февр. 1913 г. представил отчет собранию об-ва. В 1912 г. поступил на историко-филологический факультет С.-Петербургского ун-та. В 1915 г. из-за перенесенного туберкулеза оставил учебу и вернулся в Грузию. После восстановления 12 марта 1917 г. автокефалии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) избран членом Временного Управления ГПЦ. 8-17 сент. 1917 г. принимал участие в Соборе ГПЦ, провозгласившем автокефалию ГПЦ и избравшем Первоиерарха - Католикоса-Патриарха сщмч. Кириона III (Садзаглишвили) . И. стал членом созданного при Католикосе-Патриархе Совета, состоявшего из светских лиц. И.- один из инициаторов создания в окт. 1917 г. Союза писателей Грузии. В 1918 г. на К-польской конференции, посвященной проблемам Кавказа и прошедшей с участием представителей республик Закавказья и Горской республики Сев. Кавказа, он зачитал доклад «О территориальном разделе государств Кавказа» (издан при содействии П. Харисчирашвили//Прометей. К-поль, 1918. 2 (на груз. яз.)), содержащий исторический обзор территориальных владений Грузии. В том же году И. принял участие в военных действиях в Самцхе-Джавахети, оккупированной тур. войсками в июне-нояб. 1918 г. ( Чхеидзе. 1990. Т. 1. С. 42-46). В знак протеста против присоединения Грузии к Советской России в февр. 1921 г. И., писатель К. Гамсахурдия, В. Котетишвили и поэт А. Абашели неск. месяцев не снимали траурные чохи. Их действия привели к возникновению движения, названного «чохоснеби» (груз.- носящие чоху). В 1924-1925 гг. И. учредил и был редактором журналов «Кавкасиони» (Кавказ) и «Ахали Кавкасиони» (Новый Кавказ). Вместе с Гамсахурдия, Абашели, И. Гришашвили и др. И. стал членом Академической ассоциации писателей - антисоветского лит. движения, основанного 27 нояб. 1925 г. В 1928 г. И., Абашели и др. создали изд-во «Сакартвелос цигни» (Грузинская книга). В 1929-1939 гг. И. руководил отделом рукописей в Гос. музее Грузии (ныне Гос. национальный музей Грузии). В нач. 30-х гг. исключен из Союза писателей Грузии. Несмотря на это, принимал участие в подготовке доклада о груз. лит-ре для М. Г. Торошелидзе, представлявшего Грузию на Первом Всесоюзном съезде советских писателей (авг. 1934); в дальнейшем репрессиям не подвергался.

http://pravenc.ru/text/389545.html

протоиерей Валентин Асмус Протопресвитер Александр Дмитриевич Шмеман (13.09.1921–13.12.1983) родился в г. Ревеле, в семье офицера Лейб-Гвардии Семеновского полка. В 1928 г. покинул Эстляндию и после краткого пребывания в Белграде поселился в 1929 г. в Париже. Семья, принадлежавшая к высшему кругу, хранила православные устои. Рояль, на котором любила музицировать мать, на Великий пост запирался на ключик. Александр Дмитриевич с раннего детства прислуживал за богослужением, в дальнейшем был иподиаконом митрополита Евлогия (Георгиевского). В 1940 г., через два месяца после прихода немцев в Париж, Александр Дмитриевич поступил в Свято-Сергиевский Богословский институт, стал одним из последних слушателей прот. Сергия Булгакова . Одно время слушал также лекции в Сорбонне. Из профессоров Института был близок к архим. Киприану (Керну) , с которым познакомился еще до поступления в Институт и в чей приход был назначен после рукоположения во священника в 1946 г., и к А. В. Карташеву , сделавшему его своим преемником в преподавании истории древней и Восточной Церкви (когда в 1945 г. Александр Дмитриевич получил степень кандидата и остался при Институте профессорским стипендиатом). Литературные плоды этого периода деятельности о. Александра – книги «Исторический путь Православия» (3-е изд. Париж, 1989) и « Церковь и церковное устройство» (Париж, 1949), статьи о византийской теократии – «Судьба византийской теократии» и «Догматический союз» (Православная Мысль. Вып. 5, 6. Париж, 1947–48). В этих последних работах о. А.Шмеман совершенно справедливо указывает на «несомненное единство и согласие всей византийской традиции в утверждении религиозной природы и миссии Царства». Наконец, о. Александр делает перевод еще не изданного трактата святителя Марка Эфесского «О воскресении» (Православная Мысль. Вып. 8. Париж, 1951). Но, по-видимому, все эти публикации – только части задуманных им больших трудов – курса по истории византийской Церкви IX–XV вв., монографии о св. Марке Эфесском и исследования о византийской теократии (см. автобиографическую заметку о. А.Шмемана в «Вестнике РХД». Париж, 1984. 141. С. 21–24).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Asmus...

Протопресвитер Александр Шмеман 13 декабря 2013 г. В России Александр Шмеман еще серьезно не прочитан Протопресвитер Александр Дмитриевич Шмеман (1921–1983) хорошо известен русскому читателю. Знакомство с его богословскими работами началось еще в советское время. Тогда в полуподпольной церковной среде читали имковские издания его «Введения в литургическое богословие» и «Исторического пути Православия», из рук в руки передавали «Вестник РХД» с его статьями на разные темы и главами из будущей книги «Евхаристия: Таинство Царства», а также машинописные копии переводов книг «Великий пост» и «Водою и Духом» (пока не появились западные издания) и доклада об исповеди и причастии. Теперь все это переиздано в России не один раз. Кроме того, появились переводы английских сборников статей и другие, ранее неизвестные, тексты. Биография Шмемана еще не написана 1 , равно как и не проведен серьезный и подробный анализ его «литургического богословия». Возможно, этого пока и не нужно, поскольку о. Александр все еще остается нашим современником. Книги его доступны — и «материально», и по способу изложения его мыслей, а сравнительно недавно изданные «Дневники» не только содержат уникальные сведения «из первых рук» о его внутренней жизни в последние десять лет, но и побуждают к дальнейшим — вслед за автором — размышлениям о самых серьезных проблемах, касающихся Православной Церкви и христианского присутствия в современном мире. А потому на вопрос, кто такой о. Александр Шмеман, дать исчерпывающий ответ в нескольких словах пока непросто. Хотя и можно с уверенностью утверждать, что он оказал очень большое влияние на Православную Церковь второй половины XX века, причем не только в Америке, где совершал свое церковное служение, или в рамках православной диаспоры в целом, но и во многих Поместных Православных Церквах (об этом свидетельствуют хотя бы многочисленные переводы его книг на разные языки). Воздействие это, однако, было неоднозначным. Где-то оно имело следствием новое (по сравнению с устоявшимся к тому времени) понимание и переживание богослужения и Церкви, где-то наталкивалось на традицию (с маленькой буквы) и отторгалось. В краткой заметке эти процессы оценить невозможно — они требуют серьезного анализа.

http://e-vestnik.ru/church/v_rossii_shme...

Протопресвитер Александр Шмеман ЖМП 12 декабрь 2021 /  9 декабря 2021 г. 15:00 Отнесенность к главному К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПРОТОПРЕСВИТЕРА АЛЕКСАНДРА ШМЕМАНА Протопресвитер Александр Шмеман (1921–1983) — выдающийся пастырь, мыслитель, педагог и проповедник, ­автор научно-богословских сочинений и эссеистской прозы, много сделавший для Православной Церкви в Америке. Осмысление его богословского и литургического наследия, ставшего важной частью церковной науки ХХ века, особенно актуально в связи со столетием со дня рождения пастыря, которое приходится на этот год. Фундаментальные богословские труды протопресвитера Александра были посвящены главным образом вопросам церковной истории, постижению истоков и сокровенного смысла православного богослужения и церковных таинств. О том, что сам профессор считал главным в своем богословии, о значении его идей для современной богословской науки рассуждает кандидат богословия, доцент кафедры богословия Московской духовной академии священник Антоний Борисов.   PDF-bepcu я.   Различать Божественное и человеческое Протопресвитер Александр Шмеман для многих представителей православного духовенства и мирян является примером священнослужителя, открытого для всего нового, жертвенно служащего Богу и людям, ищущего действенные способы достучаться до умов и сердец современников. Подобное мнение о нем сложилось не только благодаря многочисленным печатным трудам покойного пастыря. Воспоминания людей, знавших богослова лично, прямо указывают на его подлинно христианское отношение к жизни и своему служению. По словам его близкого друга, тоже уже покойного, Н. А. Струве, последние дни земной жизни отца Александра были наполнены покаянием с готовностью полностью принять волю Божию: «Полтора года назад Господь посетил Своего верного слугу тяжелым испытанием: болезнью, оставляющей мало надежды на выздоровление. О. Александр не только переносил ее с полным терпением и смирением, но до самых последних дней не переставал ощущать радость и благодарить Бога за все. Роковая болезнь дала о. Александру положить печать подлинности тому, что было сердцевиной его проповеди и священства за целую жизнь: Всегда радуйтесь. За все благодарите (1 Фес. 5, 16, 18)» 1 .

http://e-vestnik.ru/history/otnesennost_...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – июнь 2011 15 мин., 24.06.2011 1 страница обложки – портрет Юрия Вяземского, известного тележурналиста, писателя, члена Патриаршего совета по культуре (фото Владимира Ештокина). См. рубрику «Интервью номера» (С.10-15). Пролог: (на заставке – фото Владимира Ештокина) Георгий Иванов. « В глубине, на самом дне сознанья …». Стихотворение//Фома. - – июнь 2011 . – С.2. – (рубрика « Пролог »). См. также: Опечатка . Рубрика «Пролог» («Фома», 6(98), июнь 2011 года). Редакция приносит извинения за ошибку, допущенную в тексте стихотворения Георгия Иванова. В последней строчке надо читать: « Странными глазами на меня»//Фома. - – август 2011. – С.97. – (рубрика « Отклики »).   Содержание : С. 3. Письма :   Письма о детстве . Подборка писем и цитат//Фома. - – июнь 2011. – С.4-6. – (рубрика « Письма »). В подборку включены: Евангелие от Матфея 18:3 . Цитата: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». – С.4; Жестокая правда жизни / Дмитрий , г. Калуга. – С.4; Протопресвитер Александр Шмеман (1921-1983). Цитата: «”Будьте как дети” - это значит “будьте открыты вечности”»… - С.4; Клайв Льюис (1898-1963). Цитата: «Детство мы тратим впустую, желая стать взрослыми…». – С.4; Гилберт Честертон (1874-1936). Цитата: «Жизнь серьезна всегда. Но жить всегда серьезно – нельзя». – С.4; Мушкетер короля / Константин , 25 лет. – С.4-5; Антуан де Сент-Экзюпери (1900-1944), Маленький принц. Цитата: «Взрослые очень любят цифры…». – С.5; Иван Шмелев (1873-1950), « Лето Господне». Цитата: «…Я стою на коленках и не могу понять, что же читает батюшка…». – С.5; Зебровые сережки / Ольга , Москва, 25 лет. – С.5-6; 1 Послание к Коринфянам 14:20 . Цитата: «Братия! Не будьте дети умом…». – С.6; Наталья Трауберг (1928-2009). Цитата: « “Будьте как дети” – это очень широкие слова…». – С.6; Протоиерей Дмитрий Дудко (1922-2004). Цитата: «О, если бы достигнуть той веры и той детской радости…». – С.6;

http://foma.ru/bibliografiya-foma-6-98-i...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010