125 Николай (Севастиянов), иеромонах. Каноническая оценка современного раскола в Болгарской Православной Церкви: Дисс. ...канд. богословия. – Сергиев Посад: МДА, 1996. – 169 с. 126 Якимчук И. Раскол в Элладской Православной Церкви в XX в.: Дисс. ...канд. богословия. – Сергиев Посад: МДА, 1999. – 204 с. 127 Свинаръов в у XX Дисс. ...канд. богословия. – КДА, 2001. – 158 с. 128 Драбинко Александр. Православие в посттоталитарной Украине. (Вехи истории). – K.: Издание Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, 2002. – 288 с. 129 Шиленок Димитрий, священник. Из истории Православной Церкви в Белоруссии (1922–1939). («Обновленческий» раскол в Белоруссии). Материалы по истории Церкви. Кн. 38. – М.: Изд. Крутицкого подворья, Общество любителей церковной истории, 2006. – 218 с.; Его же. Обновленческое движение в Белоруссии в 20–30-е гг. XX века: Дис. канд. богословия. – Жировичи: МинДА, 2003. – 203 с. 130 Слесарев A.B. Греческий старостильный раскол в истории Поместных Православных Церквей XX века: Дисс. ...канд. богословия. В 2-х ч. – Жировичи: МинДА, 2007; Ч. 1. – 298 с.; Ч. 2. – 23 с.; Его же. Старостильный раскол в истории Православной Церкви (1924–2008). Материалы по истории Церкви. Кн. 44. – М.: Изд. Крутицкого подворья, Общество любителей церковной истории, 2009. – 562 с. 131 Петрушко В.И. Автокефалистские расколы на Украине в постсоветский период (1989–1997 гг.). – М.: ПСТБИ, 1998. – 255 с. 132 Мазырин Александр, диакон. Юрисдикционные конфликты в Русской Православной Церкви второй половины 1920-х – 1930-х гг. в свете позиции ряда высших российских иерархов: Дисс. ...канд. богословия. – М., 2004. – 489 с.; Его же. Внутренние конфликты в Русской Православной Церкви второй половины 1920-х – 1930-х годов: В свете позиции высших иерархов: Дис. ... канд. ист. наук. – М., 2005. – 334 с.; Его же. Вопрос о взаимоотношениях священномученика митрополита Петра (Полянского) с «правой» церковной оппозицией и митрополитом Сергием (Страгородским) //Богословский сборник. Вып. 10. – М.: Изд-во ПСТБИ, 2002. – С. 386–431; Его же. Священномученик митрополит Кирилл (Смирнов) как глава «правой» церковной оппозиции. Круг его ближайших последователей//Богословский сборник. – М.: Изд-во ПСТБИ, 2003. Вып. 11. – С. 368–424; Вып. 12. – С. 224–279; Вып. 13. – С. 286–348; Мазырин Александр, священник. Священно- исповедник епископ Виктор (Островидов) как представитель крайней оппозиции митрополиту Сергию (Страгородскому) //Православная Русь. – 2007. – 10 (1823). – С. 3–10; Мазырин Александр, иерей; Хелемендик М. «Борисовщина» – григорианский раскол в Москве//Кадашевские чтения: Сборник докладов конференции. Вып. 3. – М.: О-во ревнителей Православной культуры; Музей «Кадашевская слобода», 2008. – С. 58–73; Мазырин Александр, священник. Вопрос о легализации Церкви при Патриаршем Местоблюстителе митрополите Петре и зарождение «григорианского» («борисовского») раскола//XIX Ежегодная Богословская конференция ПСТГУ: В 2-х т. – Т. 1. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2009. – С. 282–288 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskolov...

Наверное, самый известный вариант перевода — это отрывок из книги Исход. В древнееврейском тексте сказано, что израильтянам было трудно смотреть в лицо Моисея [ки каран ор пнав] ( Исх.34:34 ). Однако, слово [карнайим] имеет в библейском иврите несколько значений. С древнееврейского это слово можно перевести и как «рога», и как «лучи». В данном конкретном случае, зная, что слово [ор] обозначает «свет», то словосочетание [каран ор] можно перевести однозначно как «лучи света». Следовательно, фразу можно перевести как «потому что излучало свет лицо его», а не quod cornuta esset facies sua — «потому что рогато было лицо его», как перевёл блаж. Иероним. Труд блаж. Иеронима получил впоследствии название Vulgata Editio, «общепринятое издание», или просто Вульгата. Рукописная традиция Вульгаты насчитывает 8 тысяч списков, и в 1456 г. стала первым печатным изданием. Это издание получило название Библия Мазарини или 42-строчная Библия Гутенберга. Вульгата выдержала около 100 изданий. На Тридентском Соборе в 1546 г. было определено подготовить критическое издание. В 1590 г. в результате работы библейской комиссии, созданной папой Сикстом V, (1521–1590 гг.) вышла в свет т. н. «Сикстинская Библия». Это издание было переработано при папе Клименте VIII (1536–1605 гг.) и опубликовано в 1604 г. в Лионе как «Сикстино-Клементинская Библия». Долгое время оно оставалось единственным официальным текстом Священного Писания в католической Церкви. В последующих его изданиях исправлялись только ранее допущенные типографские ошибки. В 1907 г. папа Пий X (1835–1914 гг.) поручил Папской Библейской комиссии подготовить и осуществить новое критическое издание Вульгаты. Оно впервые вышло в Риме в 1926 г. и в настоящее время остаётся лучшим изданием прямой текстовой традиции, идущей от блаж. Иеронима. В результате этой работы стали видны отличия Вульгаты от еврейского текста. Поэтому в 1965–1978 гг. комиссия, созданная папой Павлом VI (1897–1978 гг.), подготовила новую редакцию Вульгаты. «Новая Вульгата» (1979) содержит латинский перевод, более соответствующий древнееврейскому языку, сохранив характерный для Иеронимова перевода стиль и лексику. Апостольской конституцией папы Иоанна Павла II (1920–2005 гг.) «Scripturarum Thesaurus» от 25 апреля 1979 г. «Новая Вульгата» была принята в качестве официального библейского текста в католической Церкви.

http://azbyka.ru/lekcii-po-vvedeniyu-v-s...

В 1947-1948 гг. в обители был построен новый храм, который стоял до 1990-х гг. При закрытии монастыря его сооружения передали школе, которая не смогла ими воспользоваться из-за своего удаленного расположения. Впоследствии здесь разместилась автошкола, которая начала строить новый корпус. После возвращения территории обители верующим, местные энтузиасты достроили корпус для использования под кельи. В 1990-1993 гг. сооружен храм Успения Пресвятой Богородицы (роспись 2002-2005 гг.), в 1996-2000 гг. – корпус с зимним храмом Рождества св. прор. Иоанна Предтечи (на месте старого корпуса), в 1990 году – обновлена деревянная часовня св. прор. Илии, в середине 1990-х гг. она заменена кирпичной. Интересная достопримечательность о монастыре сохранилась с XIV века. Это бронзовая печать диаметром 44 мм ручной работы, где есть надпись: " Печать монастыря Угольского Воскресения Христова " . Это реальное свидетельство того, что монастырь существовал в тот период. Примечательным фактом в биографии монастыря стал 1552, когда в Углянского монастыре побывали послы московского царя Ивана Грозного. Этот факт задокументирован в работе «Записки русских путешественников», где сообщается, что монастырь насчитывал 330 монахов, а экономической основой был овцеводство. Монастырь в Угле считался одним из самых древних на Закарпатье. Вскоре после присоединения края к Чехословакии в 1920 году его начали восстанавливать. В 1947 году на фундаменте, сохранившемся после разрушения монастыря 1835 года, построили новую деревянную церковь. Церковь была построена в привычной для межвоенного периода манере: удлиненное сооружение с пристройками по бокам невы, башню над трапециевидным фронтоном увенчало коническое завершение. В условиях СССР монастырь в 1959 году закрыли, но деревянную церковь не разрушили. Она постепенно пришла в упадок и была разобрана. Источник: книга Михаила Сирохмана " Утраченные церкви Закарпатья " «Церковная газета», 14(26) июня 1856 г., " Закарпатская правда " (Ужгород), 23 января 1993 г. Пагиря Василий. Монастыри Закарпатья. Мукачево, 1994, с. 30-37, 71-73, 84, 104. «Дружба» (Тячев), 31 июля 1999 г., с. 4.

http://sobory.ru/article/?object=26551

6 сент. состоялся 2-й и последний допрос. На требование признать себя виновным в систематическом проведении совместно с Грабовским активной контрреволюционной фашистской агитации пораженческого характера Л. ответил отказом. Приговорен 13 сент. 1937 г. Особой тройкой Управления НКВД Западно-Сибирского края к высшей мере наказания; расстрелян 20 сент. Сведения о месте казни и захоронения в архивно-следственном деле отсутствуют. Имя Л. включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Свящ. Синода от 7 мая 2003 г. Арх.: Архив ФСБ РФ по С.-Петербургу и Ленинградской обл. Д. П-24095, П-68567, П-88399; Архив ФСБ РФ по Кемеровской обл. Д. П-12221; РГИА. Ф. 815. Оп. 14. Д. 159-165, 737. Лит.: Краснов-Левитин А. Лихие годы: Восп. П., 1977. С. 206-208; Иоанн (Вендланд), митр. Митр. Гурий (Егоров): Восп. Ярославль, 1981. С. 47. Ркп.; он же. Князь Федор (Черный). Митрополит Гурий (Егоров): Ист. очерки. Ярославль, 1999. С. 165; Мещерский Н. А. На старости я сызнова живу: Прошедшее проходит предо мною… Л., 1982. С. 23-24, 106. Ркп.; Иоанн (Снычев). Церк. расколы. 1993. С. 184-186, 193; Антонов В. В. Приходские правосл. братства в Петрограде (1920-е гг.)//Минувшее. М.; СПб., 1994. Вып. 15. С. 424-445; он же. Александро-Невское братство и тайные монашеские общины в Петрограде//С.-Петербургские ЕВ. 2000. Вып. 23. С. 103-112; Варлаам (Сацердотский), архим. Письма из заточения к духовным детям/Публ.: А. Воронцов//Минувшее. 1994. Вып. 15. С. 464-517; Резникова И. Православие на Соловках. СПб., 1994. С. 136; Чуков Н., прот. Один год моей жизни: Страницы из дневника/Публ.: В. В. Антонов//Минувшее. 1994. Вып. 15. С. 521-618; Шкаровский М. В. Петербургская епархия в годы гонений и утрат, 1917-1945. СПб., 1995. С. 77; он же. Иосифлянство: Течение в РПЦ. СПб., 1999. С. 28, 167, 219, 269-270, 285; он же. Александро-Невское братство, 1918-1932. СПб., 2003; Черепенина Н. Ю., Шкаровский М. В. Справочник по истории правосл. мон-рей и соборов г. С.-Петербурга, 1917-1945 гг. СПб., 1996. С. 54; они же. Православные храмы С.-Петербурга, 1917-1945 гг.: Справ. СПб., 1999. С. 179, 208; Осипова И. И. «Сквозь огонь мучений и воды слез…». М., 1998. С. 286; Чельцов М. П., прот. Когда отменили расстрел…: Письма к жене из заключения/Публ.: В. В. Антонов//Минувшее. 1998. Вып. 24. С. 381-438; Синодик СПб епархии. 1999. С. 48; Фирсов С. Л. Власть и верующие: Из церк. истории нач. 1920-х гг.//Нестор. СПб., 2000. 1. С. 205-236; Сорокин В., прот. Исповедник: Церк.-просветительская деятельность митр. Григория (Чукова). СПб., 2005. С. 198, 252, 261, 267, 347, 605.

http://pravenc.ru/text/2463237.html

Ист.: Пимен [Мясников], архим. Восп.//ЧОИДР. 1877. Кн. 1. С. 295-300; Филарет [Дроздов], митр. Московский. Два письма к вдове майора А. Г. Головиной. М., 1878; он же. Творения. Т. 5: На Книгу Бытия. М., 1885. С. 328-332; Правила о составе, зависимости и устройстве Высочайше утвержденного Троицкого Одигитриевского жен. общежития//Сб., изданный ОЛДП по случаю празднования 100-летнего юбилея со дня рождения (1782-1882) Филарета, митр. Московского. М., 1883. Т. 1. Прил. 1; Старец Зосима Верховский: Житие и подвиги. М., 1994р; Зосима Верховский, прп. Творения/ТСЛ. Серг. П., 2006. Лит.: Троице-Одигитриевская Зосимова пуст./Сост.: кнж. Е. Горчакова. М., 1892 1, 1903 2; Ефремов А. Троице-Одигитриева Зосимова пуст.//ЖМП. 1994. 7/8. С. 67-70; Троице-Одигитриева Зосимова пуст.//Моск. журнал. 1997. 3. С. 39-47; 2001. 2. С. 34-40; Доброхотно дающего любит Бог (о купцах Лепёшкиных)//Там же. 1998. 7. С. 50-57; 8. С. 38-45; Легенда, ставшая былью//От Москвы до Парижа: 185 лет Малоярославецкому сражению. Малоярославец, 1998. С. 22-23; Обитель старца Зосимы Верховского. М., 1998, 2004р; Прмц. игум. Афанасия, последняя настоятельница Зосимовой пуст.//Рус. паломник. 2000. 21/22. С. 42-49; Мелентьев М. М. Мой час и мое время. М., 2001. С. 134-137; То же//Встречи с прошлым. М., 1990. Вып. 7. С. 204-208; Троице-Одигитриевский жен. мон-рь Зосимова пуст. в 1920-е гг.//Православная вера и традиции благочестия у русских в XVIII-XX вв. М., 2002. С. 279-298; Зосима (Верховская), мон. Троице-Одигитриевская Зосимова пуст. и ее Троицкий храм//Троицкие чт. Сб. 2003/2004 гг. Большие Вязёмы, 2004. С. 240-252; Глушкова В. Г. Мон-ри Подмосковья. М., 2005. С. 274-285; ЖНИР. 2005. Янв. С. 492-497, 503-505; Ставицкая Н. К 180-летию Зосимовой пуст.//Московские ЕВ. 2006. 9/10. С. 132-139; О верности Богу и Его Церкви в годы гонений 1930-х гг. сестер Троице-Одигитриевского мон-ря «Зосимова пустынь»//Возрождение правосл. мон-рей и будущее России: Мат-лы III Всерос. науч.-богосл. конф. «Наследие прп. Серафима Саровского и судьбы России». Серг. П.; Саров; Дивеево, 2006 г. Н. Новг., 2007. С. 100-118; Зосима (Верховская), мон. Жен. Зосимова пуст. М., 2008.

http://pravenc.ru/text/200057.html

Лит.: Алексеев А. «Ампула» с ядом//Марийская правда. Йошкар-Ола, 1959. 12 мая. С. 3; Ятманов Л. Смысл жизни - высокая нравственность//Республика. 1992. 11 нояб. С. 7; Хисматуллин С. Лютеране из Финляндии//Республика. 1993. 3 нояб. С. 6; Иванов А. Г. Всемарийское языческое моление 1827 г. и действия властей//Марийский археогр. вестн. 1998. 8. С. 48-75; Чимаев А. Н. Участники польского восстания 1863-1864 гг. в Царевококшайске//Там же. С. 80-91; Шкаровский М. В. Иосифлянство: Течение в РПЦ. СПб., 1999. С. 56, 61, 63, 177-178, 286, 297, 366; он же. Рус. Правосл. Церковь при Сталине и Хрущёве: (Гос.-церк. отношения в СССР в 1939-1964 гг.). СПб., 1999. С. 124; он же. Судьбы Иосифлянских пастырей: Иосифлянское движение РПЦ в судьбах его участников: Арх. док-ты. СПб., 2006. С. 113-119, 162-170, 231; Меранвильд В. Б. Нек-рые аспекты отношения неоязыческих объединений к христианству//Христианизация народов Ср. Поволжья и ее ист. значение. Йошкар-Ола, 2001. С. 142-147; Ошаев А. Г. Марийская религ. секта «Кугу Сорта» в годы 1-й рос. революции//Там же. С. 106-110; Стариков С. В., Левенштейн О. Г. Православные храмы и мон-ри Марийского края. Йошкар-Ола, 2001; они же. Йошкар-Олинская епархия//Русские мон-ри: Поволжье. Новомосковск; М., 2003. С. 477-503; Таймасов Л. А. Деформация образа Верховного Бога в религии народов Ср. Поволжья//Христианизация народов Ср. Поволжья и ее ист. значение. Йошкар-Ола, 2001. С. 36-57; Айплатов Г. Н. Марийский край в составе Рос. гос-ва 2-й пол. XVI - нач. XVIII вв.: Проблемы социально-экон. и полит. истории: Дис. Чебоксары, 2002; Пегенеева И. А. Монастырская вотчина Марийского края в кон. XVI-XVIII вв.: АКД. Чебоксары, 2002; Атлас совр. религ. жизни России. М., 2005. Т. 1. С. 203-221; Марийцы: Историко-этногр. очерки. Йошкар-Ола, 2005. С. 28-42; Васина С. М. Приходское духовенство Марийского края в XIX - нач. XX вв. Йошкар-Ола, 2006; Мазырин А. В., свящ. Высшие иерархи о преемстве власти в РПЦ в 1920-х - 1930-х гг. М., 2006. С. 137, 152-153, 402, 404; Липаков Е.

http://pravenc.ru/text/2562030.html

духовной культуры в ист. и лит. памятниках XVI-XX вв.: Сб. науч. тр. Новосиб., 2005. С. 28-36; Булавин М. В. Взаимоотношения гос. власти и правосл. Церкви в России в 1917-1927 гг.: На мат-лах Урала: Канд. дис. Екатеринбург, 2000; он же. Массовые закрытия храмов на Среднем Урале на рубеже 1920-1930-х гг.//Изв. УГУ. 2007. 49. С. 171-180; Манькова И. Л. Храм в сердце и памяти: Очерки истории Екатеринбургского Екатерининского собора. Екатеринбург, 2000; Святыни Екатеринбургской епархии. Екатеринбург, 2000, 20012; Лавринов В., прот. Екатеринбургская епархия: События, люди, храмы. Екатеринбург, 2001; он же. Очерки истории обновленческого раскола на Урале: (1922-1945 гг.). М., 2007; Мангилёв П. И., прот. Верхнетагильская чудотв. икона Божией Матери «Знамение»//Вестн. музея «Невьянская икона». Екатеринбург, 2002. Вып. 1. С. 131-140; он же. Чудотворные и чтимые иконы Божией Матери в Екатеринбургской епархии//«Радуйся, Заступнице усердная рода христианского»: Мат-лы всерос. правосл. науч.-богосл. конф. Екатеринбург, 2005. С. 15-32; Боровик Ю. В. Старообрядчество Урала и Зауралья на переломе эпох (1905-1927 гг.): Канд. дис. Екатеринбург, 2003; Клат С. А. Выйско-Никольская церковь в Нижнем Тагиле - фамильная усыпальница Демидовых: История создания и разрушения. Екатеринбург, 2003; Голобородский М. В. Архитектура храмов Екатеринбурга (XVIII-XIX вв.): Канд. дис. Екатеринбург, 2004; Рунева Т. А. Из истории уральского иконописания: Невьянская школа//Вестн. РГНФ. 2004. 1(34). С. 207-217; Свято-Троицкий кафедр. собор: К 150-летию окончания строительства храма. Екатеринбург, 2004; Седин С., свящ. Почитание иконы Пресв. Богородицы «Знамение» Верхнетагильской//ЖМП. 2004. 5. С. 37-39; Четыре века правосл. монашества на Вост. Урале: Мат-лы церк.-ист. конф., посвящ. 400-летию верхотурского Николаевского мон-ря, 360-летию Далматовского Успенского мон-ря, 300-летию переноса мощей св. прав. Симеона Верхотурского (Екатеринбург-Меркушино, 17-20 сент. 2004). Екатеринбург, 2004; Акифьева Н. В. Храм в Билимбае и его архитектор: [Св.-Троицкий храм в Билимбае (Урал)]//Уральский следопыт.

http://pravenc.ru/text/189617.html

Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. М., 1997. Зернов H.M. Закатные годы: эпилог хроники Зерновых. Париж, 1981. Зернов Н.М. Первая поездка в Англию. За рубежом: Белград – Париж – Оксфорд: Хроника семьи Зерновых, 19211972. Париж, 1973. Зернов H.M. Русское религиозное возрождение XX века. Париж, 1991. Зернов Н.М., Зернова М.В. Содружество святого мученика Албания и преподобного Сергия: Исторический очерк. «Соборность»: Сборник избранных статей из журнала содружества «SOBORNOST». Библейско-Богословский институт Св. апостола Андрея, 1998. С. 1037. Иоанн (Снычев), митрополит. Самодержавие духа: Очерки русского самосознания. СПб., 2005. Иоанн (Снычев), митрополит. Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов XX столетия – григорианский, ярославский, иосифлянский, викторианский и другие. Сортавала, 1993. Иоанн (Шаховской) , архиепископ. Избранное. Петрозаводск, 1992. Йованович M. Русская эмиграция на Балканах 19201940. М., 2005. «Казаки со свастикой».Публ. Л. Решина. Родина. 1993. 2. С. 7076. Казанцев А. Третья сила. Франкфурт-на-Майне, 1974. Калист (Уэр), епископ Диоклийский. Православная Церковь . М, 2001; СПб., 2005. Кандидов Б.П. Церковь и шпионаж. М., 1937. Кашеваров А.Н. Печать Русской Зарубежной Церкви. СПб.: Роза мира, 2008. Киреев А.И. Епархии и архиереи Русской Православной Церкви в 19432002 гг. М., 2002. Ковалева Е.В. Православная Церковь в Харбине: служение епископа Ювеналия (Килина). Вестник церковной истории. 2007. 4 (8). Ковалевский П.Е. Зарубежная Россия: Историческая и культурно-просветительская работа русского зарубежья за полвека, 19201970. Париж, 1971. Колобов О.А., Корнилов А.А., Шамин И.В. Проблемы войны и мира в XX веке. Хрестоматия. Т. III. Нижний Новгород, 1998. Колупаев В.Е. Русские в Магрибе. М.: Пашков дом, 2009. Колупаев В.Е. Православная книга Русского Зарубежья первой половины XX века. М: Пашков дом, 2010. Комолова Н.П. Русское зарубежье в Италии (19171945 годы). Русская эмиграция в Европе (20-е30-е годы XX века). М.: Институт Всеобщей Истории Российской академии наук, 1996.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С. 336-362; Кавельмахер В. В. Когда мог быть построен Смоленский собор Новодевичьего мон-ря?//Новодевичий монастырь в рус. культуре. 1998. С. 154-179. (Тр. ГИМ; Вып. 99); Кипнис С. Е. Новодевичий мемориал: Некрополь Новодевичьего кладбища. М., 19982; Чистякова М. В. Синодик Новодевичьего мон-ря 1710 г. как ист. источник//Новодевичий мон-рь в рус. культуре. 1998. С. 114-128. (Тр. ГИМ; Вып. 99); она же. Монахини «с Белой Роси» в Новодевичьем мон-ре. М., 2000. (Тр. ГИМ; Вып. 116); Голубцов С. А., протодиак. Моск. духовенство в преддверии и начале гонений, 1917-1920 гг. М., 1999; Смирнова И. Ю. Елизаветинское благотворительное об-во и участие в нем моск. мон-рей//Макарьевские чт. М., 2000. Вып. 7. С. 258-269; Кузнецова Т. Ф. Работы моск. женских мон-рей на выставках кон. XIX - нач. XX вв.//Моск. архив. 2002. [Вып. 3]. С. 171-178; Квливидзе Н. В. Символические образы Моск. гос-ва и иконогр. программа росписи собора Новодевичьего мон-ря//ДРИ: Рус. искусство позднего средневековья: XVI в. СПб., 2003. С. 222-236; Баталов А. Л. К полемике о времени строительства собора Новодевичьего мон-ря//Визант. мир: Искусство К-поля и нац. традиции: К 2000-летию христианства: Памяти О. И. Подобедовой. М., 2005. С. 599-620; Богословский М. М. Петр I: Мат-лы для биографии. М., 2005. Т. 1; 2007. Т. 3; Подъяпольский С. С. О времени возведения Смоленского собора Новодевичьего мон-ря// Он же. Ист.-архит. исслед.: Статьи и мат-лы/Сост.: Е. Н. Подъяпольская. М., 2006. С. 111-124; Мастеркова А. А. Игумении моск. мон-рей круга свт. Филарета Московского (по мат-лам ГИМ)//Тр. ГИМ. 2007. Вып. 169. С. 246-258; Беляев Л. А., Романов Н. С., Шлионская Л. И. Надгробия игумении Елены Девочкиной и схимницы Феофании в Новодевичьем мон-ре//РА. 2010. 2. С. 156-165; Бойко Т. В. Моск. музеи-монастыри в контексте культурно-просветительской политики сов. гос-ва в 1917-1920-е гг.//Моск. Новодевичий мон-рь: к 500-летию основания: Антология. М., 2012. С. 101-111; Евдокия (Киреева), мон. Новодевичий мон-рь на рубеже XIX-XX вв.

http://pravenc.ru/text/2577819.html

Освоение Сибири и старообрядчество//Эко. Новосиб., 2011. 2. С. 168-184; Смирнова Т. Б. Немцы Сибири: Этнические процессы. Омск, 2002; Масленников А. В. Римско-католическая церковь в Сибири: Проблемы и реформы в нач. XX в. //Вестн. Томского гос. ун-та. 2003. 276. С. 140-146; Сосковец Л. И. Религиозные конфессии Зап. Сибири в 40-60-е гг. XX в. Томск, 2003; Савин А. И. Советское гос-во и евангельские церкви в Сибири в 1920-1941 гг.: Сб. док-тов и мат-лов. Новосиб., 2004; Фаст М. В., Фаст Н. П. Нарымская Голгофа: Мат-лы к истории церк. репрессий в Томской обл. в советский период. Томск; М., 2004; Свет негасимый: Правосл. церковь в Новосибирске//История города: Новониколаевск - Новосибирск: Ист. очерки. Новосиб., 2005. Т. 1. С. 295-348; Шерстова Л. И. Тюрки и русские в Юж. Сибири: Этнополит. процессы и этнокультурная динамика XVII - нач. XX в. Новосиб., 2005; Устьянцева О. Н. Роль правосл. духовенства в развитии начального образования на территории Томской епархии (80-е гг. XIX - нач. XX вв.)//Вестн. Кузбасского гос. техн. ун-та. 2006. 6(2). С. 131-134; Новосибирская мусульманская община, 1907-2007. Новосиб., 2007; Шакуров К. Р. Деятельность в Томской губ. мусульманской секты «Ваисовский божий полк»//Вестн. Томского гос. ун-та. 2007. 305. С. 100-103; Недзелюк Т. Г. Римско-католическая церковь в полиэтничном пространстве Зап. Сибири: 1818-1881 гг. Новосиб., 2009; Караваева Е. В. Из истории трезвеннического движения в Томской епархии (кон. XIX - нач. XX в.)//Сибирский мед. ж. Томск, 2010. Т. 25. 3. Вып. 1. С. 96-101; 4. Вып. 1. С. 148-153; Адаменко А. М. Образование и деятельность церк.-приходских попечительств на территории Томской епархии//Вестн. Томского гос. ун-та. Сер.: История. 2011. 3(15). С. 34-37; Никулин А. А. Обновленческий раскол Зап. Сибири в 1920-1930-х гг.//Вестн. С.-Петербургского ун-та. Сер. 2. 2011. Вып. 2. С. 85-90; Петров С. Г. Обновленческий церк. раскол в Сибири//Гуманитарные науки Сибири. Новосиб., 2013. 4. С. 79-82; Чернакова О. И., Емельянова Т. Б. Поселок Сузун: 250 лет//Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской обл., 2014 г.

http://pravenc.ru/text/2577869.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010