4 См.: Чёрная книга коммунизма: преступления, террор, репрессии/С. Куртуа, Н. Верт и др. Paris, 1997. Пер. с франц. М., 2001. 780 с. 5 См. Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской (Российской) Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. В 7 книгах. Тверь, 1992–2002. Кн. 1: 1992. 238 с.; Кн. 2: 1996. 528 с.; Кн. 3: 1999. 623 с.; Кн. 4: 2000. 479 с.; Кн. 5: 2001. 480 с.; Кн. 6: 2002. 478 с.; Кн. 7: 2002. 545 с.; Иноземцева З. П. Рецензия на кн. Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним//Отечественные архивы. 2005. 1. С. 116–120. 6 См.: Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века, составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). В 5 кн.: январь–май. Тверь, 2005–2007. 560 с.; 504 с.; 286 с.; 318 с.; 447 с.. 7 См.: Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. В 8 тт.: январь–декабрь. Тверь, 2002–2005. 2002 – 288 с.; 2003 – 288 с.; 2003 – 240 с.; 2004 – 336 с.; 2004 – 176 с.; 2005 – 287 с.; 2005 – 272 с.; 2005 – 278 с.. 8 См.: Новомученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви, прославленные на Архиерейском Соборе 2000 г. Барнаул, 2003–2004. 395 с. 9 См. Водопьянова З. К. “Круглый стол” в Православном Свято-Тихоновском богословском институте//Отечественные архивы. 2003. 3. С. 196; а также см. Емельянов Н. Е. Оценка статистики гонений на Русскую Православную Церковь в ХХ веке//Культура. Образование. Православие: Сб. матер. региональной науч.- практ. конф. Ярославль, 1996. С. 248–252; Он же. Некоторые факты, установленные по данным информационной системы “новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века”//Ежегодная X богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института: Материалы 2000 г. М., 2000. С. 348–353; Он же. Сравнение статистических оценок репрессий 1917–1938 гг.//Ежегодная XII богословская конференция Православного Свято-Тихонов­ского богословского института: Материалы 2002 г. М., 2002. С. 182–188.

http://pravmir.ru/pravovoe-obespecenie-r...

В Салониках – в лагере Харилау в 1945 г. осталось лишь около 100 русских эмигрантов во главе с председателем правления бывшим офицером российской армии Пантазидисом. Эта колония, постепенно сокращаясь, просуществовала до 1970-х гг. 326 . Настоятелем русской церкви свт. Николая Чудотворца и св. вмч. Димитрия Солунского с 1944 г. служил священник Борис Симеонов, переведенный в 1950 г. в русскую церковь св. кн. Ольги в Пирее. Бессменной старостой салоникской общины в течение многих десятилетий была А. Добровольская, а церковным хором с первых дней его существования до 1980-х гг. руководил регент и псаломщик Г.Н. Цыганков. В конце 1980-х гг. храм свт. Николая Чудотворца и св. вмч. Димитрия Солунского стал греческим, хотя на картах г. Салоники до сих пор обозначается как русский. Таким образом, достаточно активная церковная жизнь русских общин в Греции к настоящему времени почти полностью угасла. 283 Русские храмы и обители в Европе/Авт.-сост. В.В. Антонов, А.В. Кобак. СПб., 2005. С. 115–117. 284 Талалай М.Г. Русское кладбище имени Е.К.В. Королевы Эллинов Ольги Константиновны в Пирее (Греция). СПб., 2002. С. 2–6. 285 Косик В.И. Русское церковное зарубежье: XX век в биографиях духовенства от Америки до Японии. Материалы к словарю-справочнику. М., 2008. С. 216. 288 Альбом видов Русского Свято-Андреевского скита на Афон. (Виды обители, церквей, подворий и проч.). Одесса, 1914. С. 28. 293 Талалай М.Г. Русские церковные общины в Греции в межвоенный период/Русская эмиграция в Европе в 1920–1930-е гг. Вып. 2. СПб., 2005. С. 124–125. 296 Знаменательный юбилей. 50-летие священнослужения Архиепископа Гермогена Екатеринославского и Новомосковского, архипастыря Донской армии. 29 июня 1886 года – 29 июня 1936 года. Белград, 1936. С. 25–26. 298 Йованович М. Русская эмиграция на Балканах 1920–1940. М., 2005. С. 91, 118, 121, 122; Косик В.И. Указ. соч. С. 400. 299 ГАРФ. Ф. 5780. Оп. 1. Д. 13. Л. 22; Талалай М.Г. Русское кладбище имени Е.К.В. Королевы Эллинов Ольги Константиновны в Пирее (Греция). С. 6–7; Косик В.И. Указ. соч. С. 216.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

9.     Русская Православная Церковь. XX век. М.: Изд-во Сретенского м-ря, 2008. 800с. 10.  Санкт-Петербургский мартиролог. Сост.: М.В. Шкаровский, Т.Н. Таценко, А.К. Галкин, А.А. Бовкало. Отв. редактор - проф., прот. Владимир Сорокин. СПб., 2002. 416 с. 11.   Сорокин В., прот. Исповедник. Церковно просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова). СПб., Изд-во Князь-Владимирский собор, 2005. 736 с. 12.  Чельцов М.П., прот. В чем причина церковной разрухи в 1920-1930 гг./Публ. В.В.Антонова//Минувшее. Исторический альманах. Вып.17, М.-СПб.,1994. С. 411-473. 13.   Чельцов М.П., прот. В чем причина церковной разрухи в 1920-1930 гг./Публ. В.В.Антонова//Минувшее. Исторический альманах. Вып.17, М.-СПб.,1994. С. 411-473. 14.  Шкаровский М.В. Иосифлянское движение и оппозиция в СССР (1927-1943 гг.)//Минувшее. Исторический альманах. Вып. 15. М.- СПб., 1994. С. 446-463. 15.  Шкаровский М.В. Обновленческое движение в Русской Православной Церкви XX века. СПб., 1999. 99 с. 16.   Шкаровский М.В. Петербургская епархия в годы гонений и утрат 1917-1945. СПб., 1995. 207 с. 17.  Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущёве. М., 2005. 424 с. 18.  Шкаровский М.В. Судьбы иосифлянских пастырей. СПб.: Сатис, 2006. 600 с. Архивы Кремля. Политбюро и церковь: 1922-1925 гг. В 2 кн./Подгот. Изд. Н.Н. Покровского и С.Г. Петрова. Новосибирск – М.: Сибирский хронограф; РОССПЭН, 1997-1998. СС. 311-313. Ещё при патриархе Тихоне ГПУ спровоцировало возникновение обновленческого Высшего Церковного Управления. К концу 1922 года обновленцы при поддержке государства заняли две трети из 30 тысяч действовавших церквей. См.: Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущёве. М., 2005. С.83. Не столь значительным, как обновленческий, оказался организованный через несколько лет спецслужбами другой раскол – григорианский – с центром в виде Временного Высшего Церковного Совета (ВВЦС). Государственные органы со своей стороны способствовали успехам самочинных епископов: ВВЦС немедленно получил официальное признание, разрешение на печать, канцелярию, типографские возможности. См.: Дейбнер А. Русские иерархи под игом безбожников//Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943/Сост. М.Е.Губонин. М., 1994. С.403.

http://bogoslov.ru/article/3680434

Чельцов М.П., прот. В чем причина церковной разрухи в 1920-1930 гг./Публ. В.В.Антонова//Минувшее. Исторический альманах. Вып.17, М.-СПб.,1994. С. 411-473. Антонов В.В. Петроград-Ленинград 1920-1930-е. Вера против безбожия. Церковно-исторический сборник. СПб., 2011. Шкаровский М.В. Судьбы иосифлянских пастырей. СПб.: Сатис, 2006.; Шкаровский М.В. Иосифлянское движение и оппозиция в СССР (1927-1943 гг.)//Минувшее. Исторический альманах. Вып. 15. М.-СПб., 1994.; Шкаровский М.В. Петербургская епархия в годы гонений и утрат 1917-1945. СПб., 1995. Антонов В.В. Сщмч. Митрополит Иосиф в Петрограде/Петроград-Ленинград 1920-1930-е. Вера против безбожия. Церковно-исторический сборник. СПб., 2011. СС.253-262. См.: Сорокин В., прот. Исповедник. Церковно просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова). СПб., Изд-во Князь-Владимирский собор, 2005. С. 591. 3-е правило Седьмого Вселенского Собора: «Всякое избрание во епископа или пресвитера, или диакона, делаемое мирскими начальниками, да будет недействительно…»; 30-е правило святых Апостолов: «Если какой-нибудь епископ, мирских начальников употребив, чрез них получит епископскую в Церкви власть, да будет извержен и отлучен, как и все, сообщающиеся с ним». Возникает вопрос: почему неоднократно арестовывавшийся архиепископ Иосиф (Петровых), в отличие, например, от епископа Димитрия (Любимова), вызывал у властей меньше подозрений в «контрреволюционности»? Возможно, для них был более приемлем его подход к отстаиванию интересов Церкви, подразумевавший апеллирование к органам советской власти, а не их полное игнорирование. Так, будучи уже архиепископом Ростовским, во время кампании по вскрытию мощей в апреле 1920 г. владыка Иосиф обращался с просьбой остановить осквернение святынь к Х-му уездному съезду советов. А противодействуя обновленцам летом 1923 г., он добился от Наркомюста разрешения на организацию параллельного и независимого от ВЦУ Ярославского епархиального управления, чем значительно ослабил раскольников в губернии. См.: Шкаровский М.В. Судьбы иосифлянских пастырей. … С. 33-35.

http://bogoslov.ru/article/3680434

Н. Изъятие церк. ценностей в Новгородской губ. в 1920-1930-е гг.//125 лет Новгородскому музею. Новг., 1991. С. 214-220; он же. Крест под молотом. Вел. Новг., 2000; Бовкало А. А. Новгородская епархия в 1917-1919 гг.: Год 1917-й//София. Новг., 1993. 6. С. 7-11; он же. То же: Годы 1918-1919//Там же. 7. С. 15; он же. Постановление 1919 г. об увеличении числа епископов//ЕжБК, 1992-1996. М., 1996. С. 339-341; Богданов А. П., Зиборов В. К. Летописец Двинский//СККДР. 1993. Вып. 3. Ч. 2. С. 243-246; Бубнов Н. Ю. Никон//Там же. С. 400-404; Галкин А. К. Митр. Арсений и судебные процессы в Новгороде в 1920-1922 гг.//Арсеньевские чт. Новг., 1993. С. 81-104; он же. К 50-летию кончины митр. Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова)//София. 2005. 4. С. 7-13; он же. «…Почиет прах в обители уединенной»//Там же. 2012. 2. С. 5-8; он же. Приходы и духовенство Московской патриархии в пределах совр. Новгородской обл. накануне 950-летия Крещения Руси//Новгородика-2012: У истоков рос. государственности: Мат-лы IV междунар. науч. конф. 24-26 сент. 2012. Вел. Новг., 2013. Ч. 1. С. 97-108; Зиборов В. К. Летопись Новгородская Молотковская (Михалицкая)//СККДР. 1993. Вып. 3. Ч. 2. С. 290-291; Яковлев В. В. [Серия статей о новгородских летописях]//Там же. С. 287-295; Белецкий С. В. Сфрагистические данные о взаимоотношениях Пскова и Софийской кафедры в XIV - нач. XV в.//Древний Псков: Исслед. средневек. города: Мат-лы конф. СПб., 1994. С. 82-85; он же. Новые данные о псковско-новгородско-московских церк. отношениях в 30-е - 40-е гг. XV в.//Церк. археология: Мат-лы I Всерос. конф. СПб.; Псков, 1995. Ч. 2. С. 48-53; Галкин А. К., Бовкало А. А. Новгородская епархия в годы оккупации (1941-1943)//София. 1995. 2(14). С. 4-5; они же. Еп. Димитрий (Сперовский) в Новгороде и Ст. Руссе//Прошлое Новгорода и Новгородской земли: Тез. докл. и сообщ. науч. конф., 12-14 нояб. 1996 г. Новг., 1996. С. 174-178; они же. Еп. Серафим (Велицкий) и его роль в жизни Новгородской епархии 1920-х гг.//Там же: Мат-лы науч.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Основная литература 1.  Василий (Кривошеин), архиеп.  Две встречи. — СПб.: Сатис, 2003. 2.  Дамаскин (Орловский), иеромон.  Новомученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX века: В 7 т. — Тверь: Булат, 1994—2004. 3. За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь, 1917—1956: Биографический справочник. Кн. 1: А-К. — М.: Изд-во ПСТБИ, 1997. 4.  Кашеваров А. Н.  Печать Русской Православной Церкви в XX в.: Очерки истории. — СПб.: Роза мира, 2004. 5.  Митрофанов Г., прот.  Россия XX века — «Восток Ксеркса» или «Восток Христа»: Духовно-исторический феномен коммунизма как предмет критического исследования в рус. религиозно-философской мысли первой половины XX в. — СПб.: Агат, 2004. 6.  Филиппов Б. А.  Советское государство и Православная Церковь (1917—1991): Пособие для учащихся 9—11 кл. — М.: Глас, 2005. 7.  Фирсов С. Л.  Время в судьбе: Святейший Сергий [Страгородский], Патриарх Московский и всея Руси: К вопросу о генезисе «сергианства» в русской церковной традиции XX в. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999, 2005. 8.  Шкаровский М. В.  Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве: Государственно-церковные отношения в СССР в 1939—1964 гг. — М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 2005. Дополнительная литература 9. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917—1943: Сб.: В 2 ч./Сост. М. Е. Губонин. — М.: ПСТБИ, 1994. 10. «Священномученик Владимир Амбарцумов, пресвитер Московский». — М.: Изд. Зачатьевского монастыря, 2007. — 144 с. 11.  Кашеваров А. Н.  Государственно-церковные отношения в советском обществе 1920—1930-х гг.: Новые и малоизученные вопросы. — СПб.: СПбГТУ, 1997. 12.  Кашеваров А. Н.  Православная Российская Церковь и Советское государство (1917—1922). — М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 2005. 13.  Лука (Войно-Ясенецкий), сет.  «Я полюбил страдания»: Автобиография. — М., 2003. 14.  Мануил (Лемешевский), митр.  Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 г. (включительно). — Erlangen,, 1979—1989. — 6 т.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Основана 07(20)04.2005. Местопребывание – в ставропигиальном Спасо-Преображенском Валаамском монастыре (о. Валаам, Ладожское озеро). Московское викариатство. 07(20)04.2005 20.05(02.06)2005 20.05(02.06)2005 Троицкая (Челяб.) Основана в 1924 г. Именование – по г. Троицк (Челябинская область). Челябинское викариатство. Упразднена в 1931 г. 30.03(12.04)1924 07.1925 Николай Амассийский 03(16)03.1926 Дионисий Прозоровский 14(27)04.1928 Антоний Миловидов, паки 29.07(11.08)1931 Троицкая (Челяб.), обн. Основана в 1923 г. Именование – по г. Троицк (Челябинская область). Челябинское викариатство. Окончательно упразднена в 1934 г. (?) 08(21)06.1923 24.06(07.07)1923 11(24)01.1924 Александр Четыркин 22.07(04.08)1925 04.1929 04.1929 27.08(09.09)1930 21.07(03.08)1932 07(20)04.1934 07(20)10.1934 Тульская Основана 16.10.1799 (по др., 31.07.1799). Выделена из Коломенской епархии, в которую входила с 1622 по 1799 гг.; ранее – в 1207–1622 гг. – территория входила в состав Рязанской епархии. Именовалась: Тульская и Белевская; с 1919 г. – Тульская и Веневская; с 1920 г. – Тульская и Одоевская; Тульская и Белевская, паки. Викарные кафедры: Каширская, Белевская, Епифанская, Новосильская, Веневская, Ефремовская, Алексинская, Богородицкая. 31.12.1799 31.12.1803 10.01.1804 07.02.1816 Амвросий Протасов 27.02.1816 16.06.1818 Симеон Крылов-Платонов 21.07.1818 29.10.1821 06.11.1821 19.12.1850 Дамаскин Россов 04.03.1851 11.06.1857 Димитрий Муретов 20.07.1857 29.08.1860 Алексий Ржаницын 22.10.1860 27.06.1893 17.07.1893 02.11.1896 Ириней Орда 02.11.1896 17.06.1904 Питирим Окнов 17.06.1904 15.02.1908 15.02.1908 25.05.1917 29.07.1917 23.09(06.10)1923 06(19)10.1923 25.04(08.05)1925 13(26)05.1924 02(15)09.1927 10.1927 (7) 05(18)12.1928 22.11 (05.12)1933 Флавиан Сорокин 09(22)11.1933 05(18)12.1935 05(18)06.1936 09.1936 Сщмч. Александр Щукин 13(26)08.1937 08(21)09.1937 12.1940 Алексий II Сергеев 01. 1942 28.06(11.07)1943 05.1944 06(19)07.1946 19.03(01.04)1952 19.01(01.02)1951 20.03(02.04)1952 20.03(02.04)1952

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Хотя стали появляться работы по истории ревтрибуналов отдельных регионов, см. например: Перцев В.А. «Именем революции!»: Из истории создания и деятельности Воронежского губернского революционного трибунала в 1917 - 1923 гг.//Вестник Воронежского государственного университета. Серия «История. Политология. Социология». 2008. 1. С. 28 - 43; Шабанова И.К. Становление и развитие советской судебной системы в Среднем Зауралье (1918 - 1938 гг.). Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Тюмень, 2009. Мраморнов А.И. Обвинения против православного духовенства в Саратовском губернском революционном трибунале (1918 - 1920 гг.)//Церковно-исторический вестник. 2008. 15. С. 106 - 115. Титов Ю.П. Создание системы советских революционных трибуналов. М., 1983. С. 16 - 19. Там же. С. 39. Архивы Кремля. 24-6. См. также: Вострышев М.И. Патриарх Тихон. М., 1997. С. 190. Следственное дело Патриарха Тихона. М., 2000. С. 86 - 91. Там же. С. 204. Кашеваров А.Н. Православная Российская Церковь и советское государство (1917 - 1922). М., 2005. С. 293. Во время апробации данной статьи на конференции ПСТГУ в январе 2011 г. старший научный сотрудник Отдела новейшей истории РПЦ ПСТГУ Н.А. Кривошеева, прервав выступление автора, заявила о том, что документация трибунала по Москве имеется и хранится в фонде А-353 Государственного архива Российской Федерации. Его фондообразователем является Народный комиссариат юстиции РСФСР, состоит он из 19 описей. В их число не входят документы Московского революционного трибунала. Трибунальские документы могли отложиться в фонде Наркомата юстиции постольку, поскольку они были затребованы в ведомство из трибунала. Таким образом, место хранения документов московского трибунала по г. Москве по-прежнему остается невыясненным. Вострышев М.И. Повседневная жизнь России в заседаниях мирового суда и ревтрибунала 1860 - 1920-е годы. М.: «Молодая гвардия», 2004. С. 232 - 290. После каждого небольшого очерка автор дает отсылку на конкретное дело ЦГАМО. В некоторых случаях архивные легенды и передаваемые факты не точны, но поскольку книга носит заведомо популярный характер и написана не профессиональным историком, мы не станем разбирать замеченные ошибки. Заслуга автора этой книги и так велика и заключается в привлечении интереснейших дел Московского ревтрибунала и популяризации найденной в источниках информации.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Волгоград. Часовня Александра Невского (воссозданная). Часовня. Действует.   Освящена в честь: Александра Невского Год постройки:2005. Ссылки:   Адрес: Россия, Волгоградская область, г. Волгоград, пл. Павших Борцов, д. 9 Координаты: 48.707108, 44.515951 Проезд:Станция скоростного трамвая " Комсомольская " Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Старинный собор в 1929 году закрыт, в 1932 году взорван. Приход воссоздан в 1994 году. На месте восточной стены бывшего Александро-Невского собора в 2004 году восстановлена благолепная Александровская часовня. Ведётся оформление документов для начала строительства Александро-Невского соборного храма. Часовня построена в 2005 г. в центре Волгограда, она в точности повторяет разрушенную в 1920-х гг. Александровскую часовню. Воздвигнута «Волгограднефтегазстроем» по благословению митрополита Волгоградского и Камышинского Германа и по решению главы администрации Волгограда Ищенко Евгения Петровича на фундаментах взорванного в 1932 году Царицынского Александро-Невского собора на пожертвования Владимира Владимировича Зубкова и международного фонда «Александр Невский». Кирпичная восьмигранная Александровская часовня, выполненная в псевдорусском стиле и завершенная невысоким шатром, увенчанным главкой, была выстроена в 1882 г. в память императора Александра II. Снесена в 1920-х годах. Находилась юго-восточнее вновь созданной современной часовни. Часовня в честь князя Александра Невского воссоздана в первоначальных формах в 2005 году на месте, на котором до Октябрьской революции возвышался кафедральный собор Александра Невского, получивший имя великого защитника русской земли. Кафедральный собор Александра Невского являлся главным православным храмом города Царицына (ныне Волгограда). Был возведен в начале XX в. после чудесного спасения во время железнодорожной катастрофы, произошедшей 15 октября 1888 г., императора Александра III и его семьи. В то время по всей стране святому покровителю царя служились молебны, строились Александро-Невские храмы и часовни. Собор в городе Царицыне строился на пожертвования народа в течение 15 лет. Соборный храм высотой почти 60 м был главной достопримечательностью Царицына, он располагался на площади Александровской (ныне площадь Павших борцов). В марте 1932 г. храм был взорван большевиками, а на его месте была разбита клумба, кирпич использовали для строительства городских дорог.

http://sobory.ru/article/?object=02762

на берег озера совершались паломничества. В 1920 г. Е. м. был закрыт и преобразован в Спасскую сельскохозяйственную артель, в которую входили 10 чел. В 1923 г. артель была упразднена, как «оплот реакционной общественной мысли», Спасская и Захариевская церкви переданы верующим в качестве приходских, однако ц. святых Захарии и Елисаветы в том же году была закрыта. В Спасском храме продолжал совершать богослужения иером. Митрофан (Беляев). К кон. 30-х гг. все храмы Енисейска, в т. ч. Спасский, были закрыты. В 1946-1947 гг. ц. святых Захарии и Елисаветы была уничтожена. В 1961 г. на территории Е. м. был построен пивзавод, в келейном корпусе разместился пункт общественного питания, сохранилась музейная комната декабристов, отбывавших ссылку в Енисейске. В 1974 г. Е. м. был отнесен к памятникам истории и архитектуры союзного значения, в нем предполагалось устроить музей народов севера. 28 нояб. 1990 г. Е. м. был возвращен Красноярской и Енисейской епархии РПЦ. 6 дек. того же года еп. Красноярский Антоний (Черемисов) отслужил 1-й молебен на руинах мон-ря. Е. м. был возрожден, наместником стал иером. Мефодий (Есин; † 3 окт. 2005), духовником с 1993 г.- иером. Севастиан (Ефимов). С 5 окт. 2005 г. Е. м. возглавляет иером. Варахиил (Шерстнёв), в мон-ре проживают 10 насельников. В Е. м. принял постриг иером. Григорий (Яковлев), принявший мученическую кончину (обезглавлен в ритуальном убийстве сектантом) в 2000 г. в пос. Тура (Эвенкийский автономный округ). 7 апр. 1991 г., на Пасху, иером. Мефодий совершил 1-ю литургию в приделе Спасского храма; 11 мая 2002 г. архиеп. Красноярский Антоний освятил сев. (ранее Иоанно-Предтеченский) придел Спасского храма в честь Преображения Господня. В Е. м. хранится чтимый Нерукотворный образ Спасителя, ранее находившийся на деревянной башне Енисейского острога. В 2005 г. мон-рю был передан храм во имя Новомучеников Российских (освящен 17 июля 2004) на берегу Монастырского оз. Арх.: ГА Красноярского края. Ф. 1. Оп. 1 (Благочинный Енисейских церквей: (1809-1915 гг.)); Ф. 258. Оп. 1. Д. 3. Л. 107; Д. 6. Л. 10 об.; Д. 11. Л. 3 об.; Д. 43. Л. 1-3 об.; Д. 183. Л. 4, 9-11 об.; Ф. 261. Оп. 1. Д. 45. Л. 50; Григорий (Яковлев), иером. Енисейский Спасский мон-рь: (Страницы истории). Ркп.//Арх. Енисейского Спасского муж. мон-ря; Кытманов А. И. Краткая летопись Енисейского у. и Туруханского края Енисейской губ. (1594-1893 гг.)//Красноярский краевед. музей. Оф. 7886. 229. Маш.

http://pravenc.ru/text/189971.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010