6 . Отличительная особенность мемуаров русских зарубежных иерархов и священников состоит в том, что в них прослеживается принадлежность к той или иной юрисдикции (ветви) русского зарубежного Православия и связанная с этим пристрастность. Противоречия между историками также зачастую являются следствием различной юрисдикционной «ангажированности». Однако существование нескольких точек зрения, выраженных в работах представителей различных русских православных юрисдикции за рубежом и в соответствующих органах печати, помогает исследователю создать объективную картину событий. 7 . Существует несколько основных групп научных работ, по-разному изучавших историю русской церковной эмиграции: эмигрантская, зарубежная (американско-западноевропейская), советская, российская светская и священнослужителей Московского Патриархата. Первоначально основной вклад в исследования внесли первые две группы, а с 1990-х гг. – российские светские и церковные ученые. 478 Попов А.В. Российское православное зарубежье: История и источники. С приложением систематической библиографии. М., 2005. 480 Старостин Е.В. Архивы Русской Православной Церкви: (Х-ХХ вв.): Учебное пособие. М.: РГГУ, 2011. С. 910. 485 Шкаровский М.В. Актуальные проблемы русской церковной эмиграции в XX веке: историографические и источниковедческие аспекты. Христианское чтение. 1. 2012. 487 Косик О.В. Голоса из России: очерки истории сбора и передачи за границу информации о положении Церкви в СССР (1920-еначало 1930-х годов). М.: Изд-во ПСТГУ, 2011. 510 Владимир Цуриков, протоиерей. История России: В документах архива Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле. М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. 516 См., напр.: Закатов А.Н. Документы членов Российского Императорского Дома в архивах США. Отечественные архивы. 4. 1997. С. 4852. Цит. по: Попов А.В. Указ. соч. С. 134. 528 Маевский В. Русские в Югославии. Взаимоотношения России и Сербии. Нью-Йорк, 1966. Т. 2. С. 35136. Цит. по: Кашеваров А.Н. Указ. соч. С. 58. 562 Деяния Русского Всезаграничного Церковного Собора, состоявшегося 8–20 ноября (21 ноября3 декабря) 1921 г. в Сремских Карловцах в Королевстве СХС. Сремские Карловцы. 1922; Деяния Второго Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви, с участием клира и мирян, состоявшегося 1(14)11(24) августа 1938 г. в Сремских Карловцах в Югославии. Белград, 1939.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть Правнучка в гостях у Григория Ефимовича Распутина в дни его памяти Православные почитатели старца собрались у поклонного креста в Александровском парке Царского Села Сергей Астахов   16:54 31.12.2019 2960 Время на чтение 4 минуты 30 декабря 2019 года исполнилось 103 года со дня мученической кончины Друга Царской Семьи Григория Ефимовича Распутина-Нового. В этот день по традиции, которая существует с 2005 года, православные почитатели старца собрались у поклонного креста в Александровском парке Царского Села, чтобы молитвенно помянуть мученика Григория . А в этом году накануне дня памяти Царёва Друга, 29 декабря, на его последней квартире (ул. Гороховая, 64) прошло знаменательное событие. В этот день к старцу Григорию Ефимовичу приехала из Франции его правнучка Лоранс Ио-Соловьева (в православном крещении — Лаврентия). Она родилась в 1943 году и является дочерью Татьяны Борисовны Соловьёвой (1920–2009 гг.), внучки Матрёны Распутиной. Лоранс хорошо помнит свою бабушку Матрёну (Марию) Распутину, которая называла её «моя дорогая Ларочка», и бережно хранит её фотографии и несколько писем. Дочь Григория Ефимовича Матрёна прожила непростую жизнь. Она родилась в 1898 году. После революции, в 1920 году, была вынуждена эмигрировать с мужем офицером Борисом Николаевичем Соловьёвым и новорожденной дочерью Татьяной через Дальний Восток в Европу. За границей в 1922 году у них родилась вторая дочь - Мария. Обе дочери были названы так не случайно, а в память Царских дочерей — Великих Княжон Татьяны Николаевны и Марины Николаевны. В 1926 году Матрёна овдовела и, чтобы содержать себя и дочерей, стала выступать танцовщицей в парижских кабаре. Затем, перебравшись в США, работала укротительницей диких зверей в цирке, но после раны, которую ей нанёс рассвирепевший медведь, была вынуждена покинуть арену. В 1943 году в Лос-Анджелесе Матрёна трудилась на верфи оператором сверлильного станка и вплоть до 1955 года продолжала работу на военных предприятиях США. Затем была вынуждена по возрасту уйти, но поскольку ежемесячного социального пособия явно не хватало, подрабатывала санитаркой в больнице, присматривала за детьми, давала частные уроки русского языка... По словам Лоранс, ее бабушка всегда с большой любовью относилась к России и ко всему русскому. Особенно уважительно она говорила о Царской Семье, называя Государя и Государыню не иначе как Его Величество и Её Величество. Умерла Матрёна Григорьевна в 1977 году в возрасте 79 лет и похоронена в Лос-Анджелесе.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/12/31/pr...

лит-ры. Пг., 1919. 9. С. 10-11; Соболевский А. И. Ю. А. Кулаковский: Некр.//Изв. РАН. Сер. 6. Пг., 1919. Т. 13. 12. С. 567-568; Деревицкий А. Н. Ю. А. Кулаковский: (Некр.)//Изв. Таврической УАК. Симф., 1920. 57. С. 324-336; Маркевич А. Памяти проф. Ю. А. Кулаковского//Там же. С. 337-340; Асмус В. Ф. Философия в Киевском ун-те в 1914-1920 гг.: Из восп. студента//ВФ. 1990. 8. С. 90-108; Грушевой А. Г. Ю. А. Кулаковский (1855-1919) и его «История Византии»// Кулаковский Ю. А. История Византии. СПб., 19962. Т. 1. С. 435-445; Пучков А. А. Юлиан Кулаковский и его время: Из истории антиковедения и византинистики в России. К., 1999. СПб., 20042; он же. Ю. Кулаковский и его исследование тектоники античного мировоззрения// Кулаковский Ю. А. Эсхатология и эпикуреизм в античном мире. СПб., 2002. С. 5-44; он же. Ю. Кулаковский и его «История Византии» в пространстве рос. византиноведения: Последний классик летописного жанра и культура жанра// Кулаковский Ю. А. История Византии. СПб., 20033. Т. 1. С. 5-48; он же. Ю. Кулаковский: Профессор и лекции// Кулаковский Ю. А. История рим. лит-ры от начала Республики до начала Империи. К., 2005. С. V-LXVI; он же. Владимир Соловьёв и Юлиан Кулаковский: Три встречи// Пучков А. А. Культура антикварных несходств: Силуэты, профили, личины. К., 2012. С. 299-386; Перевалов С. М. Ю. А. Кулаковский и его труды по истории аланов// Кулаковский Ю. А. Избр. труды по истории аланов и Сарматии. СПб., 2000. С. 5-42; Матвеева Л. В. Юлиан Кулаковский. К., 2002; Непомнящий А. А. Подвижник изучения боспорских древностей: Ю. А. Кулаковский//Боспорские исслед. Симф., 2003. Вып. 3. С. 366-379; он же. Доктор римской словесности: Ю. Кулаковский// Он же. Подвижники крымоведения. Симф., 2006. [Т. 1.] С. 205-236. Рубрики: Ключевые слова: АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич (1937 - 2004), русский филолог, историк христианской культуры, литературовед, поэт АЛЕКСЕЕВ Леонид Васильевич (род. в 1921), историк-археолог, специалист по истории и культуре Зап. Руси, д-р исторических наук ВЕНЕЛИН Юрий Иванович (1802 - 1839), один из зачинателей российской болгаристики, историк, филолог, этнограф, фольклорист

http://pravenc.ru/text/2462227.html

14. Одинцов M. И. Совет министров СССР постановляет: «Выселить навечно!». М.: Арт- Бизнес-Центр, 2002.  15. Пасат В. И. Трудные страницы истории Молдовы (1940–1950 гг.) М.: Терра, 1994.  16. Савин А. И. Сотрудничество с тайной полицией как специфическая форма политической адаптации верующих в советском государстве (1920–1940-е гг.)//Вестник Омского университета: Серия «Исторические науки». 2014. 3/3.  17. Савин А. И. «Многие даже не допускали мысли, что сектант может быть честным человеком»: «Брежневский поворот» в антирелигиозной политике и российский протестантизм (1964–1966)//Вестник ТвГУ. Серия «История». 2016. 4.  18. Савинский С. История евангельских христиан-баптистов Украины, России, Белоруссии. СПб., 2001. Т. 2. 1917–1967.  19. Санников Г. Большая охота. Разгром вооруженного подполья в Западной Украине. М.: Олма-Пресс, 2002.  20. Смыкалин А. С. Идеологический контроль и Пятое управление КГБ СССР в 1967–1989 гг.//Вопросы истории. 2011. 8.  21. Bociurkiw B. Ukrainian Churches under Soviet Rule: Two Case Studies. Cambridge, Mass.: Harvard University press, 1985.  22. Christopher A, Mitrokhin V. The Sword and the Shield: The Mitrokhin Archive and the Secret History of the KGB. N. Y.: Basic Books, 1999.  23. Chryssides G. D. Jehovah’s Witnesses: Continuity and Change. N. Y.: Routledge, 2016.  24. Knox Z. Jehovah " s Witnesses and the Secular World: From the 1870s to the Present. L.: Palgrave Macmillan, 2018.  25. Lewis A. The secret lives and files of Stasi collaborators: Reading the files for identity and habitus./Secret Police Files from the Eastern Bloc: Between Surveillance and Life Writing/ed. by V. Glajar, A. Lewis, C. L. Petrescu: Camden House, 2016.  26. Paert I. Preparing God’s Harvest: Maksim Zalesskii, Millenarianism, and the Wanderers in Soviet Russia//The Russian Review. 64. January 2005.  27. Trigub O. Agent-Operational Activities of Soviet Security Services in A Protestant Environment (1945–1953)//Occasional Papers on Religion in Eastern Europe. 2021. Vol. 41 (4) [Электронный ресурс]. URL:

http://bogoslov.ru/article/6172462

1909 г. и 24 янв. 1910 г.]//Там же. С. 1032-1034; А. Д. Кастальский как композитор и как исследователь народно-русской песни//Там же. 2006. Т. 5. С. 338-344; Памяти А. Д. Кастальского//Там же. С. 345-346; Русские регенты и церковный устав: Докл. ... в мае 1917 г.//Тр. МРПС, 2002-2003. М., 2005. С. 262-273; Формы рус. церк. пения: [Полный текст]/Публ., вступ. ст. и коммент.: Ю. А. Ефимова. М., 2010; А. В. Никольский и хоровое движение в России в нач. XX в./Науч. ред.: С. Г. Зверева, подгот. текста, вступ. ст., коммент.: С. Г. Зверева, А. В. Лебедева-Емелина, Н. А. Потемкина. М., 2017. Кн. 1: Литературно-музыкальное наследие А. В. Никольского. (РДМДМ; 8). Лит.: Птица К. Б. Мастера хорового искусства в Московской консерватории. М., 1970; Козлова Е. Б. Духовная музыка А. В. Никольского: (К 120-летию со дня рождения)//ЖМП. 1994. 6. С. 103-110; [Зверева С. Г.]. А. В. Никольский//РДМДМ. 1998. Т. 1. С. 387-396; Мазель Л. А. О неизданных музыкально-теоретических работах А. В. Никольского//Муз. академия. 2000. 3. С. 127-129; Потемкина Н. А. Работа А. В. Никольского «Формы русского церковного пения»: Методы анализа, терминология//Вестн. РАМ им. Гнесиных. 2001. (Электр. ресурс); Плотникова Н. Ю. Полифонические формы в рус. духовной музыке нового направления кон. XIX - нач. XX в.//От Гвидо до Кейджа: Полифонические чт.: Сб. ст. по мат-лам науч. конф. 24 февр. 2005 г. М., 2006. С. 171-185; Ефимова Ю. А. Вопросы регентского образования в лит. наследии A. B. Никольского//Мастер русской гармонии: К 80-летию А. Н. Мясоедова: Сб. ст. и мат-лов/Сост.: Т. А. Старостина. М., 2009. С. 220-230; она же. Духовная музыка А. В. Никольского: проблемы стиля//Музыковедение. 2010. 2. С. 52-58; она же. А. В. Никольский: Творческий портрет: Канд. дис. М., 2011; Малацай Л. В. Александр Никольский: Творческая биография. М., 2010; Русское православное церковное пение в XX в.: Советский период. М., 2015. Кн. 1: 1920-1930-е гг. Ч. 1-2. (РДМДМ; 9). Ю. А. Вертман Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог

http://pravenc.ru/text/2566200.html

Однако подобный контроль (посредством агентурной сети) мог приобретать парадоксальные черты, когда советские спецслужбы фактически становились во главе религиозной организации, как это оказалось в случае «столичной организации» свидетелей Иеговы, формально находящейся в здании МГБ-КГБ в Киеве в середине 1950-х гг. Подобные гротескные формы контроля парадоксальным образом способствовали восстановлению организации свидетелей Иеговы в послевоенной Украине. Будучи «столичной организацией Иеговы», советские органы безопасности печатали и распространяли среди верующих религиозную литературу (в том числе журнал «Сторожевая башня», нелегальный в Советском Союзе), снабжали верующих печатными машинками, финансировали подпольную типографию свидетелей Иеговы, фактически становясь источником воспроизводства религиозной структуры. В контексте массовых репрессий и депортаций, повлекших тотальную разобщенность свидетелей Иеговы, советские спецслужбы оказались альтернативной основой, на которой верующие восстанавливали каналы связи друг с другом и восполняли свои религиозные ресурсы.   Библиография 1. Белякова Н. О попытке создания организационной структуры у старообрядцев- беспоповцев Прибалтики в 1940-е гг.//Латвийские староверы: исторический опыт сохранения идентичности. Сборник статей. Рига, 2014. 2. Белякова Н. «Общества адвентистов в нашей стране не являются членами международного союза АСД...». Из истории оформления организационной структуры Адвентистов седьмого дня в СССР в условиях Холодной войны//Электронный научно-образовательный журнал «История», 2015. Вып. 6 (39). URL: http://history.jes.su/s207987840001188-5-1  3. Бережко К. О. в народов Причерноморья. 2009. 162.  4. Бережко К. в (1945–1951 рр.)//З ВУЧК, ГПУ, НКВД, КГБ. 2011. 2.  5. Веденеев Д. В. Атеисты в мундирах: советские спецслужбы и религиозная сфера Украины. М.: ТД Алгоритм, 2016.  6. Голько О. Сибирский маршрут, 3-е издание. М.: Библеист, 2007.  7. Голько О. в та живим багатьох описаних Видання друге. 2014. 8. Горбатов А. В. КГБ и религиозные организации//Вопросы истории. 2008. 6.  9. Иваненко С. И. О людях, никогда не расстающихся с Библией. М.: Арт-Бизнес-Центр, 1999. 10. Иваненко С. И. Свидетели Иеговы — традиционная для России религиозная организация. М.: Арт-Бизнес-Центр, 2002.  11. История сталинского гулага: конец 1920-х — первая половина 1950-х гг. Т. 5. Спепереселенцы в СССР/под ред. Царевской-Дякиной Т. В. М.: РОССПЭН. 2004.  12. О. союзи як розробки НКДБ-МДБ за записки державного Михайла Коцюбинського. 2020. 33. 13. Маслова И. И. «Ватиканское направление»: из истории секретных операций КГБ//Религия и право: информационно-аналитический журнал. 2005. 2. 

http://bogoslov.ru/article/6172462

Искусство военного плаката 1941-45 годов будет представлено на выставке Санкт-Петербург, 31 марта 2005 г. В Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи Санкт-Петербурга хранится обширная коллекция плакатов, созданных во время Великой Отечественной войны и отражающих события тех лет, сообщает сайт «Музеи России» . Выставка, посвященная 60-летию Победы, переносит зрителя мысленно в давние военные годы. Плакаты, отобранные для выставки, позволяют познакомиться с наиболее яркими и характерными работами тех лет, вспомнить их знаменитых авторов, убедиться в необычайной силе воздействия на зрителя и оперативности плаката, его особом художественном языке. Плакаты военного времени будут представлены на выставке в хронологической последовательности по нескольким тематическим группам. Искусство плаката уникально тем, что позволяет немедленно откликнуться на события дня, передать идею, заложенную автором, предельно ясно и кратко. Текст плакатов – лаконичный, легко запоминающийся, бьющий в цель – составляет единое целое с изображением, увеличивая эмоциональное воздействие на зрителя. Плакат как художественное произведение имеет давнюю историю и традиции, но в особый жанр изобразительного искусства выделился к 70 - 80-м гг. XIX века. Советский плакат берет свое начало в 1919 - 1920 гг. с легендарных " Окон РОСТА " , имевших огромную популярность. Великая Отечественная война вызвала новый подъем боевого искусства. Буквально на второй день войны вышли плакаты Н.Долгорукова, В.Иванова и др. Плакат Кукрыниксов (художники М.Куприянов, П.Крылов, Н.Соколов) " Беспощадно разгромим и уничтожим врага " был выпущен 23 июня 1941 года. В ряды плакатистов встали многие ведущие советские художники, в том числе Д.Шмаринов, В.Серов, А.Пластов. Основные темы военно-политического плаката – неодолимая сила нашего народа, героизм советского воина, единство фронта и тыла, разоблачение фашизма, призыв к победе над врагом. Жизненно правдивые, массовые, истинно народные плакаты в яркой образной форме прославляют подвиги фронтовиков и героические усилия тружеников тыла, разоблачают преступления фашистских захватчиков.

http://pravoslavie.ru/13149.html

Закрыть itemscope itemtype="" > По реке времени Воспоминания старой прихожанки о протоиерее Константине Соловьеве 29.08.2005 506 Время на чтение 4 минуты Одной из задач созданного не так давно Саратовского епархиального церковно-исторического общества является сбор устных сведений по истории епархии. Быстро течет река времени. Люди умирают и уносят с собой удивительные факты прошлого, запечатлевшиеся только в памяти человеческой. Потом их нельзя будет отыскать ни в книгах, ни в архивах, а они очень часто могут быть и поучительными, и назидательными, а также давать пищу уму и сердцу гораздо более питательную, нежели обильно поглощаемые нашими современниками желтая пресса и дешевая беллетристика. Особенно поучительны факты подвижничества XX в., которые собирать все труднее, несмотря на их многочисленность и мнимую доступность. Почти уже нет в живых тех, кто бы помнил первые годы правления безбожников: от 1917 г. до конца 1920-х гг. Все меньше остается и тех, кто отчетливо хранит в памяти ужасы и переживания 1930-х гг. События церковной жизни последующих десятилетий могли бы осветить многие их свидетели, наши современники. Но и в их сознании прошлое порой скрывается за пеленой прошедших лет. Поэтому столь важно вовремя узнать, записать, сделать доступными для всех исторические факты. Особенно интересным для исследователя является время послевоенного возрождения церковной жизни до начала хрущевских гонений на Православие. Многие очевидцы тех событий пока живы, и им есть что рассказать. Одним из таких очевидцев является моя недавняя собеседница. Данные, сообщенные ею, заполнили первую страницу будущей книги, в которую Саратовское епархиальное церковно-историческое общество будет заносить факты нашего прошлого. Моей собеседнице 87 лет, сейчас она прихожанка Серафимовского храма г. Саратова. Имени своего она просила не называть. На то есть веские основания: благородное происхождение она скрывала всю свою жизнь, а после войны ее, регулярно ходившую в храм, так запугали " товарищи в штатском " , желавшие сделать молодую женщину своим внештатным сотрудником, что былые страхи живы в ней до сих пор. Угрозы были страшными, но справиться с ними помогла поддержка человека, который, хотя и недолго, но был духовным отцом моей собеседницы. Речь идет о протоиерее Константине Михайловиче Соловьеве (1877-1953).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Э. П. М. Изд-во «Книжица» учреждено в 1992 г. в Новосибирске А. В. Ковалениным. Используя средства для электронного набора на церковнослав. языке, оно верстало книги и газеты приходам РПЦ, издавало ноты, напр. песнопения клироса Вознесенского кафедрального собора Новосибирска. С 2000 г. изд-во стало выпускать под ред. Е. Ю. Нечипоренко книги с богослужебными песнопениями знаменного распева. По благословению архиеп. Новосибирского и Бердского Тихона (Емельянова) изданы «Литургия» (2000, 20042), синодальный «Октоих» (2000) с дополнениями (2003, 2004), «Всенощное бдение» (2002), «Покров» (2005). Издания по крюковым рукописям даются с нотной расшифровкой, синодальные песнопения - в круглой ноте. В наст. время эта работа ведется в электронной форме в рамках интернет-проекта «Фонд знаменных песнопений», благодаря к-рому создается научная база для новых изданий. А. В. Коваленин На Украине Одними из первых нотных певч. сборников в Юго-Зап. Руси (если не считать нотных лат. католич. изданий нач. XVI в.) были Канционалы 2-й пол. XVI в., изданные в протестант. типографиях. На территории Речи Посполитой в 70-90-х гг. XVI в. благодаря финансовой поддержке богатых аристократов работало больше протестантских типографий (кальвинистских и социнианских), чем католических ( Любащенко. 1995. С. 141). В типографии Бреста (основана в 1552) был издан сб. «Pieni Chwa Boskich» (Песнопения Божественных хвалений. 1558). В Несвижской типографии (основана братьями Кавечинскими) печатником Даниелем из Ленчицы (работал также в Пиньчуве) в 1563-1564 гг. был выпущен «Katechizm(?) Psalmy i pieni» (Катехизис... Псалмы и песнопения). В Вильно (1795-1920 Вильна), где насчитывалось 8 кальвинист. типографий, было издано неск. Канционалов (1594, 1598, 1600). Книги протестантов распространялись повсеместно, хотя, согласно польск. указам, мн. тиражи подлежали изъятию и уничтожению. Пример протестантов мог стать стимулом для организации правосл. изд-в, однако в кон. XVI в. технической базы для печати текстов знаменного распева еще не существовало. Необходимость издания в Юго-Зап. Руси правосл. певч. книг могла стать одной из причин быстрого изобретения в кон. XVI в. киевской нотации - нотолинейного письма, для набора к-рого технические возможности в Зап. Европе давно существовали.

http://pravenc.ru/text/293876.html

Чуков Н. К., прот. Богословские школы в Ленинграде... Л. 13–14. Там же. Л. 14–15. В период руководства институтом протоиерей Н. К. Чуков составил «Лекции по христианской педагогике» и «Лекции по церковному учительству» ( Чуков Н. К., прот. Дневник. Тетрадь 15. Фрагменты. Рукопись (Архив митрополита Григория)). Чуков Н. К., прот. Богословские школы в Ленинграде… Л. 15. Там же. Л. 16; Александрова-Чукова Л. К. Петроградский Богословский институт. С. 267. Там же. С. 267–268; Чуков Н. К., прот. Богословские школы в Ленинграде... Л. 16–17. Журавский А. В. Братства Православные//Православная энциклопедия. Т. 6. М., 2003. С. 201–213. Краснов-Левитин А.Лихие годы. Paris, 1977. C. 73. Брачев В. С. Масоны, мистики, и богоискатели в России. XX век. СПб., 2003. С. 32–33, 36. Петербургские Религиозно-философские собрания проводились в 1901—1903 гг. по инициативе супругов Мережковских. Всего состоялось 22 заседания; стенограммы опубликованы в журнале «Новый путь», а также отдельным изданием: Записки Петербургских религиозно-философских собраний (1902–1903 гг.). СПб., 1906. Мейер А. А. Петербургское религиозно-философское общество/Публ. и примеч. Е. С. Полищука//Вопросы философии. 1992. 7. С. 112. Брачев В. С. Указ. соч. С. 47. Анциферов Н. П. Из дум о былом: Воспоминания/Вступ. ст., сост., примеч. и аннот. указ. имен А. И. Добкина. М., 1992 . С. 324. Брачев В. С. Указ. соч. С. 47. Половинкин С. М. Вольная академия духовной культуры//Православная энциклопедия. Т. 9. М., 2005. С. 284–286. Брачев В. С. Указ. соч. С. 44–45. Чуков Н. К., прот. Богословские школы в Ленинграде... Л. 17. Общество, возникшее в Петрограде в начале 1918 г. по инициативе А. В. Карташева, в котором участвовали И. М. Гревс, В. Н. Бенешевич, Л. П. Карсавин, Н. О. Лосский и др.; просуществовало недолго ( Кассиан (Безобразов), еп. Родословие духа: Памяти К. В. Мочульского//Православная мысль. Вып. 7. Париж, 1949. С. 12–16). Чуков Н. К., прот. Дневник. Тетрадь 16. Фрагмент. Рукопись (Архив митрополита Григория); Александрова-Чукова Л. К. Петроградский Богословский институт. С. 267.

http://sedmitza.ru/lib/text/9929588/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010